{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Екатерина Михайлюк кандидат физико- математических наук, доцент Воронежского государственного университета. Победитель конкурса «Золотые имена высшей школы» 26 ноября 2021г.
Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов
Обсуждаем актуальные проблемы трудоустройства студентов и выпускников вузов. Специфику дистанционное обучение в условиях "COVID” и как следствие, угрозу потери неформальных навыков общения с работодателем. Являются ли сейчас фундаментальные знания, приобретаемые в ВУЗе, необходимой профессиональной подготовкой. Выпускники гуманитарного и технического профилей- кто более востребован на рынке труда?

Илона Дроздова:

Уважаемые слушатели, добрый вечер, рада приветствовать вас на канале Мediametrics в программе «Интеллектуальный капитал», который проводит Лига преподавателей высшей школы. И у нас сегодня в гостях Михайлюк Екатерина Андреевна, кандидат физико-математических наук, доцент, победитель конкурса «Золотые имена высшей школы», доцент Воронежского государственного университета и университета МИСиС. И мы сегодня с нашей гостьей будем разговаривать о тех о вопросах, сложностях, возможностях, которые предоставляются сегодня выпускникам вузов. Екатерина Андреевна, расскажите о своей сегодняшней деятельности и о том центре, в котором Вы сейчас руководите.

Екатерина Михайлюк:

Добрый вечер, пользуясь случаем, хотелось бы передать огромный привет всем организаторам такой чудесной премии, такого конкурса, как «Золотые имена высшей школы».

Илона Дроздова:

Я кандидат экономических наук, перед кандидатами физико-математических наук я преклоняюсь с точки зрения понимания и сложностей, уровня склада технического мышления, и поэтому очень интересна Ваша карьерная и научная траектории.

Екатерина Михайлюк:

Я бы хотела поделиться своим профессиональным, карьерным треком, потому что после конкурса со мной происходило очень много приятных моментов, это был не единственный для меня большой конкурс, но он дал старт и начало другим моим победам. Дело в том, что я была одной из первых, и этот конкурс был в 2018 году первый раз, было очень волнительно получить в номинации «Вклад в науку и высшее образование». Я впервые была приглашена в такое общество, где было просто немыслимое количество очень интеллигентных, образованных людей, которые были объединены общей целью сделать нашу профессию, потому что был в тот момент утрачен имидж преподавателя высшей школы. Я сама заканчивала Российский государственный педагогический университет имени Герцена и, по идее, должна бы праздновать День учителя, но в высшей школе День учителя не отмечают, и было очень приятно узнать в этом году, что у нас теперь появился свой настоящий праздник преподавателя высшей школы. Так сложилась моя жизнь, что я не работала в школе, а все время в высшем образовании, у меня уже 20 лет в этом году непрерывного стажа.

Мой родной университет Московский институт стали и сплавов, и я очень благодарна всем тем наставникам, кто со мной был все эти годы и помогал мне достигать этих побед, высот, и в свое время в 2018 году я была номинирована на эту вакансию, победителя в этом конкурсе как доцент кафедры Московского института стали и сплавов, но так сложилась судьба, что последний месяц я поменяла место жительства и теперь проживаю в городе Воронеж и прославляю не менее успешный Воронежский государственный университет. Мне предложили занять замечательное место в этом вузе, это начальник Центра развития карьеры и бизнес-партнерства. Поэтому сегодня моя тема будет связана как раз с трудоустройством.

Но хотелось бы еще раз вернуться к конкурсу и сказать, что благодаря этому конкурсу, это, кстати, единственный конкурс для преподавателей, который имеет продолжение. С 2018 года, а сейчас заканчивается 2021 год, я так или иначе получаю какие-то преференции и очень рада, что я причастна даже сегодня быть на радио.

Илона Дроздова:

Нам приятно слышать такие хвалебные слова и в адрес конкурса, и в адрес Лиги, но мы же и создавали Лигу именно для возможности профессионального общения друг с другом, для возможности общения победителей и номинантов, необязательно победителей, даже наших коллег, которые формировали пакет документов, заявляли себя. Конкурс дал возможность многим из нас обрести товарищей и друзей не только по профессиональному опыту, а именно с точки зрения комфорта межличностного общения, это тоже очень важно.

Екатерина Михайлюк:

Благодаря тому, что мы становимся медийными и нас приглашают на такие чудесные программы, мы можем доносить реальные проблемы. И так как я уже озвучила сегодня место своей работы, я обнаружила некоторые нюансы работы и хотела бы поделиться впечатлениями, как обстоит сегодня дело с трудоустройство выпускников.

Сложная социально-экономическое сейчас ситуация не только в нашей стране, но и вообще в мире, и она отражается на работе вузов, в частности таких подразделений, как Центр карьеры. На сегодняшний день уже Министерство образования закрепило статус таких подразделений, и большая на них возложена ответственность, функционал, но в работе есть свои нюансы, и в первую очередь хотелось бы обратить внимание, что возникают две проблемы. Первая – это то, что высшие учебные заведения обязательно должны быть в тесном контакте с работодателями, вторая проблема – это то, что выпускники и даже студенты, которые еще учатся в вузах, и у нас, как правило, студенты продолжают работать, они обучаются и для себя ищут работу или подработку, они иногда переоценивают свои возможности не потому что у них не получается учиться, а потому что они имеют высокую оценку, самомнение, и это порой их отбрасывает назад, то есть они не обращаются в центры развития карьеры, а считают, что они уже все знают.

Илона Дроздова:

Насколько широко эти центры карьеры освещают свою деятельность, насколько студент, необязательно выпускник, а еще студент на начальном этапе, допустим, у него 2, 3 курс, если это бакалавриат, то у него остается два года, для того чтобы понять, где он реально может себя применить, что он хочет, и его в первую очередь на сегодняшний момент интересует вопрос заработка? Насколько он сможет после окончания конкретного профильного вуза заниматься той специальностью, которую он закончил, и сколько он за эту специальность на рынке труда может получить? У меня сложилось некоторое впечатление, что не все студенты даже знают о такой возможности, что есть центры карьеры, что в них можно обращаться, что можно уже выстраивать свою профессиональную траекторию, по крайне мере думать в этом направлении с какого-то младшего курса, потому что студенты разные. Есть очень активный студент, который понимает, что он хочет, и он такой амбициозный, достаточно эффективно может встроиться в этот профильный контекст, а есть студент, который поступил в институт, потому что так принято в семье, потому что это возможность, особенно для мальчиков избежать на текущий момент вариант армии, отсрочки, это общепризнанный факт. Вы как руководитель Центра карьеры в вузе насколько эту проблему видите изнутри?

Екатерина Михайлюк:

Центры карьеры существуют в каждом вузе, и о них говорят, начиная с первого курса. Мы полезны больше не 3-му или 4-му курсу, а 1-му и 2-му, потому что в это время, придя к первокурсникам, можно рассказать о таком подразделении, рассказать о цели этого подразделения. И поэтому для нас на сегодняшний день очень важны уполномоченные на факультетах, которые занимаются этой работой непосредственно на местах. Наша связь через факультеты, через уполномоченных. И очень большое значение на сегодняшний день для центров играют социальные сети, то есть те платформы, которые представляют социальные сети. Например, это площадка Вконтакт, Инстаграм, Фейсбук, и на сегодняшний день существует уже решение образовательного направления и площадки для работодателей – это цифровой портал Факультетус. Сейчас все университеты его осваивают, внедряют. Это подобие социальной сети, где регистрируются и работодатели, и вуз, и студенты, и там они встречаются по своим интересам.

Илона Дроздова:

У Вас есть опыт и административной должности в Воронежском университете, и в МИСиС, насколько отличается понимание запроса работодателей в столичном вузе и в вузе, где количество студентов значительно меньше?

Екатерина Михайлюк:

Я не могу так сказать, потому что не совсем большой опыт нестоличного вуза, но Воронеж – это не совсем периферийный город, здесь сконцентрировано очень большое количество промышленных компаний, объектов, и очень много компаний международных и российских, то есть сейчас нельзя уже так сказать, что где-то они представлены, где-то не представлены. И поэтому я не смогу с точностью ответить, но могу однозначно сказать, что факультеты, которые сейчас особенно тиражируются, это информационные технологии, таким факультетам, как гуманитарный, сложнее, потому что работодателя найти на рынке труда им очень сложно. И даже политика нашего государства, к сожалению, такая, что количество бюджетных мест на гуманитарное направление сокращено. При переходе с 5-и лет обучения на 4 тоже произошло сокращение учебного плана в блоке гуманитарных наук, то есть очень много подводных проблем, о которых, может быть, не говорят с больших трибун, но они есть на местах.

Я думаю, что в таких именитых вузах, которых входят в топ-5, МИСиС, например, и у них центры карьеры гораздо больше, активнее, и с площадкой Факультетус они сотрудничали одни из первых, многие вузы отказались, посчитали, что это очередной какой-то проект, он изначально и был стартапом одного из студентов, но приобрел государственную поддержку и сейчас на уровне министерства очень сильно развивается и внедряется во все вузы. Я думаю, что мы сможем общими усилиями это развить. Это зависит не только от вузов, от студентов, но и от работодателей.

И вот здесь хотелось бы вскрыть еще один важный аспект – не все работодатели готовы участвовать в этой работе, они все хотят готовых студент, они так и говорят: «Зачем нам еще что-то делать, у нас есть вакансии, присылайте». А ведь этот портал подразумевает, что каждое предприятие, каждая компания должны оформить свою страничку, залить все брендовые логотипы, описать полностью свои вакансии, то есть не просто в каких-то общих фразах, а именно раскрыть должностные обязанности, возможно, какие-то условия трудового договора, ведь молодые специалисты на сегодняшний день тоже умеют пользоваться всеми этими технологиями, и они готовы сравнивать, они готовы к этим цифровым технологиям, а вот работодатели еще не перестроились, то есть они не нашли у себя в компании таких ответственных, которые бы это все поддерживали, это минус, это большая проблема.

Илона Дроздова:

Я преподаю в Российском университете транспорта, но мы целевой вуз, у нас железнодорожный транспорт, и есть целевой набор, исторический, технический вуз, с точки зрения железнодорожных специальностей мы и создавались, для того чтобы обеспечивать работу на местах, в регионах, и стараемся поддерживать эту тенденцию, гордимся тем, что мы можем возвращать потом специалистов на железные дороги в регионы.

У нас есть очень хороший опыт, и мы видим, что помимо целевого обучения частные логистические транспортные компании приходят как раз к нам с запросом в вуз подготовить штучно студентов бакалавриата или специалитета по тем конкретным направлениям, которые им нужны, то есть это последний курс, как правило, может быть, даже последний семестр. И у нас были случаи, когда компании запрашивали 1, 2, 3, до 5 студентов, то есть точечный продукт. Они приходили и говорили: «Давайте мы сделаем дополнительную программу подготовки», – заключался договор, двухсторонний, трехсторонний, студент потом должен отработать на этом предприятии какое-то количество времени, то есть не в чистом виде целевое, потому что компания приходит на конечном уже этапе и вкладывает эту точечную подготовку на последнем семестре, и студент пишет свою дипломную выпускную квалификационную работу, конкретно заточенную под проблему предприятия. И получается очень свежий опыт с точки зрения того, что компания не вкладывает свои деньги на протяжении всего периода обучения в студента, она вкладывает точечно в того специалиста, который ей нужен. И мы видим опыт маленьких компаний, необязательно холдинги, то есть я сейчас не про РЖД говорю, а маленькие логистические компании, которые реально видят, что им дешевле, если можно так выразиться, подготовить готового специалиста, беря его в стенах вуза, чем переобучать того специалиста, который придет к ним по вакансиям.

Екатерина Михайлюк:

Вы правильно заметили, сейчас это очень распространено, и не только в маленьких компаниях, а крупные конгломераты заходят в вуз со своими программами, со своими кафедрами, они делают брендированные аудитории, читают курсы лекций, практические занятия, и тем самым они помогают студентам попадать на практику, потом, возможно, кто-то остается там на стажировку даже с возможностью оплаты, и они автоматически переходят уже в разряд сотрудников этой компании, фирмы. Очень много таких студентов, 3-й, 4-й курс практически все трудоустроены, но это определенный сегмент, технический сегмент, особенно IT-компании или такие крупные, как Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, они берут просто специалистов полностью, обеспечивая им уже в процессе обучения квалификацию и конкретные компетенции, которые им нужны на выходе. Их базовое образование даже не интересует. Сбербанк уже выпустил программу «Школа 21», где они на уровне школьников внедряют это, то есть им не нужен даже специалист с каким-то базовым образованием, они готовы его самостоятельно выучить, обучить.

Илона Дроздова:

Студент, поступая на первый курс и видя свою перспективу через 3, 4, 5 лет, насколько эта перспектива сейчас изменяется?

Екатерина Михайлюк:

К сожалению, такая динамичная у нас сейчас внешняя среда, что наши студенты на выходе имеют зачастую не совсем те компетенции, которые нужны работодателю, такая ситуация существует.

Илона Дроздова:

Это проблема формирования учебного плана образовательных программ, или мы просто из стен вуза не видим? Профессиональные стандарты меняются, и достаточно большое количество вузов разрабатывают собственные образовательные стандарты.

Екатерина Михайлюк:

Да, они разрабатываются с учетом потребностей, но сейчас даже предсказать ситуацию на ближайший год с тем, что происходит в мире, невозможно. У нас раньше был атлас профессий, он сейчас неактуален, потому что мы вообще не может сделать прогноз о тех профессиях, которые будут буквально востребованы на следующий год.

Илона Дроздова:

Готовясь к передаче, я посмотрела уровень востребованности в сегодняшней ситуации с учетом того, что и пандемия, и достаточно большое количество предприятий на удаленку были переведены, насколько поменялась трансформация понимания того, какими компетенциями должен обладать специалист. Результаты исследований, которые проводились, достаточно полярные, есть сотрудники, которые с удовольствием готовы работать в дистанте, есть ряд профессий и сотрудники, которые совершенно не готовы, в том числе молодежь, учитывая то, что для них информационная среда – это практически родное пространство, они тоже говорят о том, что работать на удаленке имнекомфортно, как ни странно.

Екатерина Михайлюк:

Я сейчас раскрою этот вопрос гораздо шире, и прежде чем дойти до компетенций, нужно еще один важный момент сказать. Буквально сейчас проходила конференция в Нижнем Новгороде в институте Лобачевского, где обсуждались как раз те вопросы, которые мы сейчас с Вами поднимаем. И там был очень интересный доклад, который меня просто поразил, я соотнесла со своей жизнью, и это действительно так. Вакансий очень много сейчас у работодателя, они все очень разные с учетом ковида, той обстановки, которая существует в стране и в мире. И вывод первый – вакансии есть, у нас молодежи нет.

Был проведен анализ специалистами HeadHunter, потому что конференция была вместе с ними организована, они подвели итоги и сказали о том, что возрастной интервал с 10 до 14 и с 20 до 24 лет на сегодняшний день у нас молодежь просто отсутствует физически, то есть нет людей. Через 10 лет, когда они подрастут, когда будет основная наша опора и надежда, количество их не увеличится, вот такая ситуация. Вакансии есть, вакансий много, и компании готовы выращивать.

Илона Дроздова:

Компании как раз хотят, в основном это компании малого бизнеса и среднего бизнеса, то есть если мы убираем сектор госкорпораций, это компании, которые зарабатывают на себя, им очень выгодно и интересно, и они заинтересованы.

Екатерина Михайлюк:

Сейчас мониторинг показал, что профессии, если вернуться к востребованным, очень сильно потеряли направления, связанные с медициной, с юридическим образованием, экономическим.

Илона Дроздова:

Медицина потеряла, даже несмотря на то, что сейчас пропагандируется востребованность медицинских кадров?

Екатерина Михайлюк:

Не идут в эти вузы, зато мониторинг показывает, что увеличилось количество обслуживающего персонала, даже выскакивает ресторанный бизнес, но это не совсем ресторанный бизнес, это больше доставка еды, а в опросах или мониторингах выскакивают эти данные. Получается, что

запрос на эти вакансии очень высокие, потому что там текучка большая, а не потому что специалисты требуются. Где-то посередине занимают специальности, связанные с информационными технологиями, интернет, телефон, кибербезопасность. Современные потребности диктуют нам совершенно другие профессии, может быть, не те, которые наши родители когда-то советовали нам, стать учителем или медиком, космонавтом, сейчас все перевернулось, совершенно изменилось, и не так, как 20-30 лет назад. И это должно было быть, потому что технологии развиваются вперед, и требования работодателя к молодым специалистам тоже изменились, мы их делим на 3 части: мягкие навыки, софт их называют, это хард – профессиональные качества, которые дает базовое образование, и цифровые, диджитал. И больше даже не профессиональные на первом месте стоят, а больше мягкие, софт, потому что очень важно, как человек умеет работать в команде, как он готов брать ответственность на себя, насколько у него креативный, гибкий ум, как он оценивает результаты.

И большая проблема с этим, гуманитарное образование не востребовано, умение общаться благодаря дистанту тоже ухудшилось, потому что человек, который работал с дипломниками, уходя на практику, они же, находясь в компаниях и предприятиях, коммуницировали с такими же специалистами, нарабатывали связи, они могли подсмотреть, как в той или иной ситуации себя вести. Сейчас, приходя на собеседование, многие студенты не обладают элементарными навыками самопрезентации. Если возвращаться к центрам развития карьеры, именно это и есть наша задача, даже не сводить студента с работодателем, а развить эти его навыки, навыки общения, навыки составления резюме, правильного написания сопроводительного письма, даже поиска работы. Он сел за компьютер и хочет найти себе подходящую вакансию, ведь это тоже нужно потратить очень много времени, чтобы грамотно, качественно выбрать, а они не могут.

Илона Дроздова:

С одной стороны, он должен осваивать профессию, которой он хочет заниматься, и у него должен не пропасть интерес к этой профессии, а если он вдруг понимает, что то дело, которое он выбрал, сейчас является уже невостребованным, студент должен переформатироваться под текущие задачи, и помимо всего прочего он еще должен обучиться этим вопросам коммуникации, потому что при всем совершенстве системы диджитал навык формулирования элементарно запроса и своих мыслей у многих студентов теряется, мы это видим и по защитам курсовых работ, и по защитам выпускных работ, когда он готов провести исследование в рамках необходимого, но иногда представить свой труд он может не совсем хорошо в части того, что отсутствует навык самопрезентации. Насколько фундаментальное образование сейчас проигрывает этим коммуникационным навыкам презентации.

Екатерина Михайлюк:

Как говорили раньше, профессия одна и через всю жизнь – уже не подходит в современных реалиях, и существует даже термин, раньше у нас был турбулентный хаос, мы могли хотя бы что-то там выловить и сделать какой-то определенный для себя расклад на ближайшее будущее, какой профессией мы должны овладеть, как она в нашей жизни будет помогать, то сейчас это уже не подходит, то есть у нас хаос беспорядочный, и синергический эффект не дает нам никакой уверенности, нужно каждый день учиться чему-то новому. У нас есть впереди возможности, с одной стороны, минус в дистанционном образовании, с другой стороны плюс, многие курсы, где мы можем посмотреть какой-то вебинар, получить новые навыки, умения, можем найти это в интернете, но в то же время задача центров развития карьеры и бизнес-партнерства заключается в том, что мы должны предоставить какие-то курсы, вебинары от конкретных представителей работодателя. Они готовы, идут на это с удовольствием, они даже готовы не то чтобы спонсировать, а в качестве финального приятного бонуса они дают какие-то свои брендированные подарки и приглашают на индивидуальное последующее собеседование, то есть они развивают это направление. Но при этом мы должны со своей стороны как университет, как институт поддерживать их в этом начинании, то есть давать возможности принять такое решение, что, может быть, он даже и ошибся, но найти какой-то вариант развития этих способностей.

И совсем недавно у вас была передача, которая была посвящена одаренным людям, и я тоже поддерживаю, что мы все чем-то одарены, просто, возможно, не знаем. Наша задача как центра найти эти его сильные стороны и помочь их развить, дать возможность быть уверенным в этом выбранном направлении.

Илона Дроздова:

Мы тоже со своей стороны всегда студентам говорим о том, что заниматься любимым делом – это та роскошь, которую каждый человек должен себе позволить, но только для этого он должен понимать, что он хочет. На сегодняшний момент вопрос выбора достаточно широко стоит, и возможности, которые нам предлагает внешняя среда, и возможности академической мобильности развиты, даже если мы забудем про пандемию, все равно, с моей точки зрения, окружающий мир и и среда действительно дают студенту возможность развить себя, попробовать себя в абсолютно разных направлениях. Вопрос в том, что, может быть, он не приучен фантазировать относительно своего будущего, во многом задача высшей школы – дать не только какие-то профессиональные навыки, а привить студенту понимание того, что мир перед ним раскрыт, он имеет возможность за эти 4-5 лет профессионально вырасти, но для этого профессионального роста он долен понимать, где он эту информацию должен найти.

Екатерина Михайлюк:

Мы как раз сами с коллегами обсуждали и очень рассчитывали на то, что мы сможем эту проблему, может, не в качестве эксперта оценить, но хотя бы обозначить и задать вектор развития, либо через преподавателя высшей школы транслировать, что есть такие проблемы. Мы обращаемся, мы просим доработать какие-то локальные документы, выпустить приказы, которые бы регламентировали эти отношения работодатель-вуз и работу центров развития карьеры, потому что зачастую приходят какие-то требования к передаче данных, связанные с трудоустройством наших выпускников, тех же самых целевиков, и центр развития карьеры не имеет инструментов на сегодняшний день, то есть эта законодательная база пока еще не развита так, чтобы у нас были определенные инструкции, как эти отчеты заполнять.

Существуют социальные сети, Телеграмм, где созданы каналы таких центров развития карьеры, и мы друг друга там поддерживаем. Мне очень хотелось бы тоже передать своим коллегам большой привет и благодарность, что все находят время и отвечают на возникшие сложности, вопросы при заполнении отчетов, и комментарии настолько полные, что не остается никаких проблем, но это коллективно, и хотелось бы, чтобы мы не искали друг друга в социальных сетях, а все-таки государство и Министерство образования обратили внимание, что есть эта проблема, и нам тоже начали в этом вопросе помогать, способствовать, потому что эта цифровая платформа Факультетус должна снять вопрос напряжения, то есть предоставить возможность нам как-то этих студентов учитывать. Но там тоже есть свои нюансы, не каждый студент, выпускаясь, готов предоставить свои персональные данные, куда он трудоустроился, для нас он недоступен после окончания вуза.

Илона Дроздова:

Это только личные связи деканата, руководителей дипломных проектов, потому что на последнем этапе студенты и преподаватели становятся ближе в профессиональном смысле, и очень приятно, когда студенты, выходя из стен вуза, продолжают поддерживать вот эту связь и делятся своим опытом и наработками, потому что даже по своему опыту я вижу очень сильный профессиональный рост ребят, которые закончили вуз, через 2-3 года, когда они оказываются в реальном производстве.

Екатерина Михайлюк:

Амбассадорское движение создается при университетах, тоже очень сильно помогает, но не все готовы вести эту работу параллельно со своей основной работой, очень большая благодарность этим ребятам.

Илона Дроздова:

Центры карьеры больше должны быть востребованы для студентов-бакалавриатов и специалитета или в том числе и магистратуру затрагивать, потому что у меня сложилось впечатление, я посмотрела центры карьеры по многим вузам, в основном они позиционируются, как помощь бакалаврам и специалистам. Магистратура – это тоже очень большой пласт резерва для компаний в том числе.

Екатерина Михайлюк:

Магистратура и аспирантура – это даже не пласт резерва, это вообще новый трек трудоустройства, потому что учащиеся магистратуры и аспирантуры потенциально могут помогать нам ориентировать студентов младших курсов, потому что аспиранты имеют научные работы, связанные с трудоустройством, с мониторингом, анализом данных, то есть мы можем их использовать как помощников таких центров развития карьеры. А если говорить вообще о трудоустройстве, то на этих курсах они уже сориентированы, они все работают. Если вы посмотрите на расписание магистров, то увидите, что они все учатся вечером, и не потому, что им нет места в учебных занятий в сетке дневного отделения, а только потому, что они все работают.

Илона Дроздова:

Может быть, просто у меня были такие магистерские группы, где ребята высказывали мнение, что то место работы, которое они сейчас занимают, не последнее, не единственное, то есть они планировали магистратуру закончить, днем они работают, просто потому что возраст уже у них подошел к тому, когда надо самому себя содержать.

Екатерина Михайлюк:

Тут даже больше речь не о трудоустройстве магистров и аспирантов, а о их дальнейшей профориентации. Мы же говорим о том, что сейчас профессия уже одна на всю жизнь не подходит, и современный лозунг – это образование через всю жизнь. Поэтому для таких категорий магистров и аспирантов мы можем предложить профориентацию с точки зрения выбора дальнейших новых профессий, новых навыков, какие они могут еще прокачать и усилить свою базовую профессию. Здесь будет уже другая функция центров, не трудоустройство конкретно, а именно поиск новых возможностей для их личностного роста, для карьерного роста.

Илона Дроздова:

Смотрела еще статистику относительно того, какое количество выпускников вузов не то, что не трудоустраивается, а не хочет работать.

Екатерина Михайлюк:

Новое течение NEET, это не Z поколение, которое родилось с телефонами.

Илона Дроздова:

Я прочитала, что 30 процентов.

Екатерина Михайлюк:

В разных странах по-разному, например, в Японии к этому поколению относятся даже люди с 15 лет, в нашей стране в 20-21 начинается такой возраст. Самый наименьший процент в Германии, они обладают менталитетом, они более требовательны к себе, самовоспитание не позволяет не работать. Сейчас это стало современным течением, но я бы не сказала, что это люди со знаком минус.

Илона Дроздова:

Нет, это именно сознательная позиция.

Екатерина Михайлюк:

Свободные художники, блогеры, которых мы видим, зайдите в Инстаграм и увидите такое количество подписчиков, что не каждый журналист может тягаться. Я не знаю, как это оценивать, но такое есть.

Илона Дроздова:

Создается такая картинка, иллюзия, что соцпространство и социальные сети, диджитал-среда позволяет зарабатывать намного быстрее и успешнее, чем 8-часовой рабочий день.

Екатерина Михайлюк:

Находясь дома. И сейчас ситуация локдауна расширила это. Если первая реакция была – как мы будем работать, что это за оболочка, как я буду читать лекции, если я не вижу глаз студентов, а сейчас все нормально, когда выводят студентов, они говорят: «Как, уже не будет дистанта?» Они уже разучились ездить в университеты, гораздо приятнее дома сесть с чашечкой кофе и за компьютером.

Илона Дроздова:

Я бы хотела подвести реперные точки, мне очень понравилась Ваша идея создать на площадке Лиги форму общения в части карьерной траектории студентов, это было бы очень полезно нам, как преподавателям, понимать запрос рынка труда, потому что все равно мы входим в аудиторию, для того чтобы готовить качественных, профессиональных специалистов для развития нашего общества и в первую очередь их будущей профессиональной жизни. Какие еще акценты из нашей беседы Вы бы сделали?

Екатерина Михайлюк:

Очень требуется медийная площадка освещения этой проблемы, потому что это сейчас еще никем не занято, а проблема есть, поэтому если предоставите такую площадку, это было бы очень хорошо. И обращение к работодателям, потому что все-таки сознательность о заполнении тех личных кабинетов, как нам сейчас предложили цифровую площадку, этот портал, зависит очень много от них, потому что современная молодежь на них возлагает большие надежды, что это будет доступно, и они смогут благодаря информации, выложенной в личных кабинетах, находить для себя место дальнейшей работы, карьерного пути. И, конечно же, понимание со стороны работодателя, что сейчас идет ковид, он наложил свой отпечаток, и ребятам было очень сложно готовиться к защите выпускных квалификационных работ, и те знания, которые они приобрели в этот период, возможно, не будут отвечать их требованиям, то есть быть более внимательными и гибкими, ценить те молодые кадры, которые не в таком большом количестве у нас в стране.

Илона Дроздова:

Спасибо огромное за такую интересную беседу, с вами была передача «Интеллектуальных капитал», Лига преподавателей высшей школы, канал Мediametrics.