{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Татьяна Ашутова декан факультета Дизайна и рекламы Университета "Синергия", доцент кафедры искусств и дизайна Мурманского арктического государственного университета, победитель конкурса "Золотые Имена Высшей Школы" 22 ноября 2021г.
Подготовка кадров в сфере креативных индустрий: перспективы и инновации
Говорим об особенностях обучения творцов.

Юлия Белозерова:

Добрый день, с вами программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая выходит при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования в Год науки и технологий. Сегодня с вами в студии Белозерова Юлия, я зам. руководителя проекта «Золотые имена высшей школы», который представляет собой всероссийский конкурс преподавательского мастерства. И мы поговорим с победителем этого конкурса Татьяной Вячеславовной Ашутовой. Татьяна Вячеславовна из Мурманска, она кандидат педагогических наук, декан факультета дизайна и рекламы университета «Синергия».

Татьяна Ашутова:

Я из Мурманска, у меня большой опыт работы по поводу развития креативных индустрий и творческих направлений, в данный момент я работаю деканом факультета университета «Синергия» города Москва.

Юлия Белозерова:

Можно сказать, что у Вас произошли большие перемены в жизни. К лучшему перемены?

Татьяна Ашутова:

Перемены – это всегда хорошо, всегда какое-то развитие, а не стагнация, поэтому все перемены к лучшему, новые возможности, в том числе и работа с творческими студентами, направлениями подготовки, вести достаточно большую работу и продолжать эту работу с регионами. Появившись в Москве, в университете «Синергия», получилось даже запустить два интересных проекта.

Юлия Белозерова:

У нас сегодня тема очень интересная, мы будем говорить о том, какая специфика есть в подготовке специалистов творческих специальностей. Как Вы считаете, творца воспитать возможно?

Татьяна Ашутова:

Большой опыт работы в университете, и работая с такими ребятами, мы понимаем, что все возможно, и чтобы у самого творца было желание развиваться и самосовершенствоваться, идти дальше, не останавливаться на тех компетенциях, которые изначально закладывались еще со школьной скамьи, в детском возрасте. Конечно, возможно, но все зависит от самого творца, воспитать можно.

Юлия Белозерова:

Какие ребята идут на творческие специальности, есть какие-то обобщающие характеристики? Может быть, они фантазеры, не сильно приспособлены к реальности или наоборот, твердо стоят на ногах и понимают, что они хотят, создают свое будущее и творят?

Татьяна Ашутова:

Все-таки они необычные, и случайные студенты обычно на творческие специальности не попадают, приходят те, которые точно знают, что они бы хотели делать что-то нестандартное, интересное. И крайне редко мы сталкиваемся с теми ребятами, которые просто идут на такие красивые, модные слова, как дизайн, такое случается, но не так часто, все-таки сюда приходят по душе, по любви те, кто уже думают, что они хотят делать что-то для человека, делать этот мир совершенно другим.

Однозначно необычно, нестандартно мыслящие ребята, которые способны что-то придумывать, чтобы создавать, пропускать через себя, через свои чувства, эмоции, и это их начало пути, потому что потом приходится все равно с ними работать. Прекрасно, когда у тебя есть образы, когда ты пропускаешь через себя эмоции, чувства, но даже работая в большей степени с дизайнерами, я понимаю, что их все-таки надо еще учить работать для человека, для решения проблем человека, то есть не просто, что я хочу, мне так интересно, я так придумал. Есть нюансы, когда мы воспитываем или доводим ребят до выпуска, мы действительно формируем все необходимые компетенции, мы понимаем, что это все равно труд, и иногда безумно творческому человеку очень трудно объяснить, что не все, что ты придумал, решает проблему кого-то.

Юлия Белозерова:

Бывают перегибы, когда искусство ради искусства, ради самовыражения, наверное, в этом тоже сложность работы с творческой натурой. Вы говорите, что абитуриенты идут необычные, они специфически смотрят на мир, на себя в этом мире, но насколько подходят стандартные процедуры отбора в вузах под таких необычных ребят? ЕГЭ помогает или мешает в отборе?

Татьяна Ашутова:

Для наших творческих направлений в какой-то степени не совсем правильно брать ребят на творческие специальности, используя только процедуру ЕГЭ. ЕГЭ – это возможность оценить уровень школьной подготовки, общий уровень знаний человека, все-таки школа должна завершаться определенным экзаменом, это нормально, и мы все сдавали экзамены. Но когда они идут уже на творческое направление, мне кажется, что правильно и необходимо в том числе проводить творческие испытания, конкурсный отбор, потому что творческое испытание – уже возможность попробовать себя и возможность понять, насколько ты готов идти дальше.

Юлия Белозерова:

Согласна совершенно, мы с Вами сейчас идем на одной волне, потому что я являюсь руководителем, заведующей кафедрой продюсерского мастерства института кино и телевидения, ГИТР, у нас тоже разные творческие специальности, и наравне с приемом результатов ЕГЭ по двум экзаменам мы проводим еще творческие конкурсы и собеседование, пытаемся выявить наклонность. А какого характера испытания проходят дизайнеры?

Татьяна Ашутова:

В зависимости от университета, но это, конечно, рисунок, живопись, композиция, три основных экзамена, которые в вузах определяются как творческое испытание.

Юлия Белозерова:

Какие тренды, увеличивается ли количество людей, которые хотят и видят себя в творчестве, или больше прагматиков, экономистов и юристов, людей, которые работают в системе машина-человек?

Татьяна Ашутова:

Я затрудняюсь на этот вопрос ответить, но есть больший интерес, я его ощущаю, наблюдаю, потому что с каждым годом количество людей, желающих быть нестандартными, креативными и действительно самореализовываться, творить и делать что-то интересное в этой жизни, не просто сидеть за компьютером, хотя мы не умоляем достоинства всех других направлений, понятно, что они все нужны, но все-таки наблюдается тенденция увеличения количества людей, которые хотели бы получить творческое направление в подготовке, потому что креативные направления, индустрии в меньшей части можно будет роботизировать, это то, что останется человеческого, потому что очень сложно сделать роботу то, что может придумать человек, здесь невозможно какой-то алгоритм изобрести. Поэтому эти творческие направления привлекают человека, потому что здесь действительно есть возможность реализоваться, довести свои идеи до результата.

Юлия Белозерова:

Мысль о будущем творческих профессий, конечно, греет душу, с одной стороны, но есть противоположное мнение, когда говорят, что да, возможно, для создания каких-то гениальных произведений или принципиально новых решений нужен человеческий интеллект, но у нас есть искусственный интеллект, который вполне справляется уже с индустриальными запросами на какие-то креативные решения, когда из множества вариантов компонуется по канонам гармонии, компьютерная программа пишет музыку, даже рисунки выполняет, поэтому здесь конкуренция, нельзя дремать.

Татьяна Ашутова:

Я думаю, что все-таки робот не заменит человеческой креативности, он может предложить варианты решения, но совсем интересного, творческого – невозможно.

Юлия Белозерова:

Я бы хотела наш разговор повернуть в русло обучения и подготовки и завершить начальную фазу, когда мы говорим о том, кто учится. Мы можем как-то обобщить и охарактеризовать молодых людей, которые приходят на творческие специальности, какие они? Они необычные, но в чем проявляется, с точки зрения педагога что он должен учесть? Какие обобщающие характеристики мы можем привести? Вы сказали, что дети нестандартно мыслят.

Татьяна Ашутова:

Способны на необычные решения, имеющие образный склад мышления. Если говорить о психотипе, пропускающие через себя действительность, достаточно эмоциональные люди, если говорить о таких особенностях, но требующие особенного подхода.

Юлия Белозерова:

То есть можно сказать, что они более ранимые.

Татьяна Ашутова:

Да, это действительно так, это наблюдается.

Юлия Белозерова:

Требуют ли они индивидуального подхода или лучше работают в группах?

Татьяна Ашутова:

Конечно, требуют индивидуального подхода, но учить их работать в группах необходимо, это одна из важнейших компетенций, которую нужно формировать у творческих ребят, научиться работать в группах, а это сделать иногда сложно, они действительно индивидуалы.

Юлия Белозерова:

Каждый в своем футлярчике, сам себе Вселенная.

Татьяна Ашутова:

И ему так лучше, комфортнее в своей раковинке, в своих мыслях, творческих идеях. Наша задача как педагогов – вытащить их из этой раковинки и показать, что они в социуме, им нужно работать в команде с учетом того, что мы находимся в таком мире, когда все самые большие, самые гениальные и самые интересные проекты рождаются в коллаборациях, кооперация с другими направлениями, другими людьми. И мы прекрасно понимаем, что творческому человеку придется работать не просто в команде, а еще придется работать с людьми, для которых он делает свой продукт, с заказчиком.

Юлия Белозерова:

А они не всегда творческие люди и не всегда бережно относятся к художнику.

Татьяна Ашутова:

Да, художника может обидеть каждый. Поэтому здесь большая работа, в том числе и с точки зрения психологической подготовки. Недавно у студентов был запрос у меня на факультете, мы проводим проект «Искусство как проект», куда приглашаем известных экспертов, для того чтобы они получали опыт этих людей, знакомились, слушали, как они становились как профессионалы, и эксперты рассказывают через какие психологические трудности им пришлось пройти, достаточно интересный получается опыт. У меня студентка подошла и попросила: «А вот нам бы пригласить специалиста-психолога, который бы научил нас, как мы будем дальше общаться с заказчиком». Я об этом даже не задумывалась.

Юлия Белозерова:

А ребята чувствуют свою уязвимость.

Татьяна Ашутова:

В рамках учебного процесса понимаю, и мы стремимся к этому. А во время таких экспертных встреч, казалось бы, зачем, нужна больше практика, а тут запрос был психолога, дизайнера, который нам расскажет, как же общаться с заказчиком, есть такая потребность и трудность у ребят.

Юлия Белозерова:

Какие подходы наиболее эффективны для творческих студентов, проектный, практико-ориентированный из современных трендов, это все актуально?

Татьяна Ашутова:

Однозначно, и проектный, и практико-ориентированный, и на мой взгляд, один из самых главных подходов, когда мы работаем с творческими студентами. Любая дисциплина должна либо междисциплинарным проектом заканчиваться, это вообще самая идеальная история, когда мы заводим проект, где сразу несколько дисциплин, включаем в работу даже нескольких педагогов, и выходим на что-то очень масштабное. Это основной метод в подготовке творческих специальностей, практико-ориентированность.

Очень классно, когда вообще реальные задачи. У каждого педагога есть уже в запасе определенный набор своих собственных задач, учебных задач, которые он может дать студенту, студент будет их решать и выполнять, приближенное к реальной картинке мира, реалиям жизни, но здорово, когда есть кейсы из практической отрасли, эти кейсы дают партнеры, работодатели, и с этими кейсами ребята сталкиваются в своем учебном процессе.

Юлия Белозерова:

Это задача из разряда – есть семья, двое детей, разнополые, нужно разработать дизайн загородного дома, в этом плане или это более сложные кейсы, хотя это тоже нелегко?

Татьяна Ашутова:

В зависимости от профиля направленности эти задачи бывают разными, и это может быть бренд, разработка собственного стиля для компании, работа с многостраничными публикациями, каталог продукции, задачи разного уровня и характера.

Был очень интересный практический опыт крупного масштабного проекта, мы создали консорциум «Будущее арктической архитектуры и динамика климата». Сначала это было 7 университетов, которые вошли в консорциум, сейчас у нас 12 участников, и эти участники – это университеты плюс объединения, профессиональные сообщества. И в данном случае был опыт нашего консорциума, когда мы создали студенческие команды из разных городов, абсолютно из разных регионов. Это университет «Синергия», в котором я работаю, МАРХИ, УрГАХУ, это уральский университет, СПбГАСУ, это Санкт-Петербург, то есть все сообщество консорциума включилось в работу, не просто как эксперты, а собрали команды студентов, им выдали реальные кейсы, это

две очень крупные территории Мурманской области, которые были реально выданы Центром городского развития Мурманской области, и дальше началась работа, причем работа в условиях пандемии сначала онлайн, потом дальше все-таки удалось выехать в регионы и пройти по территории.

Юлия Белозерова:

Общественные пространства надо было разработать?

Татьяна Ашутова:

Да, общественные пространства, крупные проекты, и это не просто, что на карте какую-то точку определили и дальше начали с ней работать, а это проекты, которые нужны, запрос от жителей региона, правительства Мурманской области, это запрос был очень конкретный. И, конечно, столкнулись с трудностями, вывели ребят из зоны комфорта. Наверное, это был правильный шаг, но как показывает опыт, ведь завершился результатом, значит правильный шаг. В студенческих командах работали студенты из разных университетов разных регионов, с этими двумя территориями они учились общаться, им даже это приходилось делать, коммуницировать, договариваться, объяснять свою точку зрения, и студенты были дизайнеры и архитекторы.

Юлия Белозерова:

Как они общались, это были дистанционные технологии или они съезжались в одно место?

Татьяна Ашутова:

Сначала мы начали работать дистанционно, платформ сейчас огромное количество, вышли на одной из платформ, собрали ребят, пригласили Центр городского развития Мурманской области, то есть задачу им ставили реальные люди, реальные заказчики региона. И дальше они начинали работать дистанционно. Дистанционно курировали проект эксперты университета, кураторы были, здесь без сопровождения невозможно, да и зачем. Была цель научить их не только взаимодействовать, но еще и сделать жизнеспособный проект. Они онлайн взаимодействовали, ребята из Мурманского арктического государственного университета на территории, пока дистанционное проектирование было, конкретно выезжали, делали съемку, фотографировали, узнавали, общались с жителями, собирали данные, социальное исследование, потом передавали в группы, дальше пошел проектный этап, обсуждали и даже обижались друг на друга, спорили.

Юлия Белозерова:

Какая судьба этого проекта в результате? Он родился, его городская администрация оценила, сказала: «Да, вы молодцы, хорошо сделали». А дальше?

Татьяна Ашутова:

Любой такой масштабный проект быстро не реализуется, но мы следим. Проектирование завершилось еще поездкой на территорию, где они очно познакомились, а потом еще докручивали проект, и в июне 2021 года они защищали его перед правительством Мурманской области, реальная защита. Все проекты, абсолютно точно, запросили в правительстве, контакты студентов тоже запросили, а это очень здорово, потому что уже понятно, что есть интерес к ребятам, к выпускникам. Сейчас один проект будут подавать на конкурс в Центре городского развития, «Малые города и исторические поселения» на всероссийский конкурс, а второй проект уже ищет региональное финансирование для его воплощения в жизнь. Многоэтапность пойдет, потому что с проектами, связанными с городской средой, это не быстрая история, это дорого и долго, рабочая документация, экспертиза должна пройти, все должно быть проверено уже экспертами.

Юлия Белозерова:

Я напоминаю, что в эфире программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, которая реализуется в рамках проекта «Золотые имена высшей школы», с нами на связи Татьяна Вячеславовна Ашутова, и мы говорим о подготовке творцов.

У проектного подхода есть два недостатка, которые обычно указывают все, кто реализует проектный подход. Первое – это как замотивировать, то есть вопрос о том, что дальше с этим проектом будет, будет ли шанс трудоустройства или дальнейшего продвижения. У нас в ГИТР тоже постоянные проекты, но мы для этого даже проводим много лет кинофестиваль, чтобы эти аудиовизуальные работы могли потом занять какие-то призовые места, и как старт карьеры, фестивального продвижения. Или когда дети разрабатывают какие-то проекты, они ложатся в основу заявок на гранты, которые если выигрывают, эта команда продюсеров включается в исполнительную команду с соответствующим финансированием.

С мотивацией мы разобрались, а вот с точки зрения гипермотивации, когда студенты отвлекаются от того, что неинтересно, и занимаются только проектом, потому что это их будоражит, потому что это интересно, и когда мои студенты говорят: «Я на лекцию не пойду, потому что у меня съемки», – и это становится чересчур часто и активно, ты начинаешь уже призывать к порядку. Нет такой проблемы с творческими студентами, что их заносит? Сталкиваясь с трудностями либо грустностями, которые тоже есть в учебном процессе, интересностями, быстренько начинают убегать от них.

Татьяна Ашутова:

Есть, и Вы абсолютно правильно сказали, мы с этим тоже сталкиваемся, есть студенты, которые говорят: «Я уже на работу устроился, мне это интересно, это мой практический опыт, и чего я пойду слушать, прилагать усилия». На самом деле они не понимают, что для того чтобы воспринимать некоторые дисциплины и материалы, они же необходимы, и специалисты продумывали весь учебный процесс, выстраивали его. С таким тоже приходится сталкиваться, когда студенты говорят, что вот здесь я не очень хочу, потому что у меня есть что-то интересное.

Но с этой гипермотивацией не очень просто справляться, но только ни в коем случае не навязыванием, не угрозами, что не получишь зачет, только убеждениями. И здесь большая роль преподавателя, любой предмет, на который студент говорит, что не пойду, у меня проект, а здесь мне скучно, зачем мне это нужно – здесь большая роль преподавателя, он должен так выстроить материал, что студенту в любом случае будет интересно: «У меня есть проект, но я все равно туда пойду, потому что там тоже есть чему научиться».

Юлия Белозерова:

Получается повышенная конкуренция за внимание. Мы поняли, что дети особенные, но работать с этими детьми тоже должны особенные люди, преподаватели, или можно воспитать такого преподавателя в своем коллективе, и кто это должен быть, больше теоретик, практик, какие компетенции он должен в себе развивать, где взять таких уникальных людей, которые будут гениев и творцов воспитывать?

Татьяна Ашутова:

Выскажу свое мнение, если мы приблизимся к идеальной картинке, что действительно к нам пришел гений, весь коллектив – это исключительно гениальные люди, но мы понимаем, что такой картины практически не бывает, если по-честному. Это действительно должны быть преподаватели, которым по крайней мере интересно то, что они делают, они владеют дисциплиной, они владеют материалом своего предмета, абсолютно профессионально это делают, абсолютно профессионально его читают. Может быть, они не гении, если в прямом смысле этого слова, но это люди, которые обладают необходимыми компетенциями.

Работать с такими творческими людьми должны люди, заинтересованные сами в собственном саморазвитии, те люди, которые пусть не сами участвуют в выставках, но готовые со студентами идти, со своими студентами участвовать в проекте, идти на выставку, они должны быть в какой-то мере активными, готовыми к новым знаниям, новым проектам, имеющие инициативу. Профессионал плюс еще и активный, который сам постоянно в каком-то развитии находится и готов на все новое.

Юлия Белозерова:

А возраст здесь важен педагога?

Татьяна Ашутова:

Я такое сейчас слышу, и это немножко обидно, я думаю, что нет. Я очень много работала с разными преподавателями, даже большой стаж руководителя, и абсолютно не важно, какой возраст. Заслуженный художник Мурманской области Виталий Николаевич Бубенцов, достаточно взрослый человек, но это такой увлеченный своим делом профессионал и специалист, что он увлекал студентов. Не имеет значения, сколько тебе лет, имеет значение только то, насколько ты заинтересован, для того чтобы научить, и заинтересован в своем саморазвитии. Найти на рынке непросто, наверное, в какой-то степени воспитать возможно, но это если твои выпускники, как сейчас говорят, готовьте кадровый резерв.

Юлия Белозерова:

У нас ученики возвращаются преподавать, получается смена парадигм. С точки зрения привлечения практиков, насколько это актуально в творческих профессиях? Люди без степени, без звания, без подготовки, которые даже в аспирантуре не учились, никакую педагогику, психологию не проходили, но они заслуженные деятели, они лауреаты фестивалей, они выигрывали очень серьезные международные конкурсы, и творческие специальности позволяют приравнять таких педагогов к педагогам со степенями, со званием доцента и допустить, пригласить его в учебный процесс. Насколько силен упор в подготовке таких творческих специальностей именно на практике? И есть ли сложности в работе с такими практикующими специалистами?

Татьяна Ашутова:

Скажу даже обязательно, разумный баланс должен быть, и академические знания крайне необходимы, практик их точно не даст, академические знания нужны, и поэтому такой разумный баланс необходим. Практиков ребята ждут, и мы прекрасно понимаем, что практики дадут то, чего не может докрутить человек с академическими знаниями, они покажут, как это работает на рынке творческих индустрий. Так что это необходимо, и хорошо, что в стандарте оно есть, и не только стандарт нам это диктует, мы сами понимаем, просто практико-ориентированная подготовка без участия таких людей не совсем реалистична.

Все зависит от практика, иногда не очень просто, потому что у него все-таки есть еще своя работа, не потому что практик не хочет. Бывают сложные ситуации только потому, что у человека может просто возникнуть какой-то очень большой серьезный проект. Но здесь есть тоже определенный плюс, в этот большой сложный проект он может взять тех студентов, которых он у себя на занятиях воспитывает. Поэтому практики нужны, особенно для творческих людей.

Юлия Белозерова:

Почему практики идут в вузы, ведь не за зарплатой же?

Татьяна Ашутова:

100 процентов не за заплатой, наверное, у вас тоже есть такие выпускники, которые уже практики и к Вам идут, ассоциация выпускников. В каждом университете у каждого преподавателя есть выпускники, которые готовы прийти в свой собственный вуз преподавать, потому что он там учился и получил подготовку.

Плюс есть такое, что человеку уже хочется передавать практический опыт, ему есть что сказать, ему это интересно. Недавно моя выпускница сказала: «Мне очень сложно, просто я никогда не преподавала, но мне очень интересно, потому что это совсем другой опыт». Сложно готовиться, мы понимаем, что это же не просто так, ты пришел, 10 минут поговорил со студентами. У тебя есть полноценное занятие, тебе нужно провести от и до, еще и объяснить правильно, и слова подобрать, ведь у творческих людей есть такая проблема, как рассказать, как донести эту информацию.

Есть практики, с которыми мы взаимодействуем, они с удовольствием идут, говорят, что с большим удовольствием я посмотрю на студентов, буду вести дисциплину и, возможно, выберу себе определенных звезд и потом буду брать на работу.

Юлия Белозерова:

Вырастить себе сотрудника. А есть еще одна ипостась, это новый статус, новый челлендж, это обновление, потому что человек даже в творческих специальностях немножко застаивается, и придя вуз преподавать, он себя открывает с другой стороны. Еще один момент – это поиск идей, потому что молодежь, студенты являются бешеными генераторами этих идей, и опытному человеку из этих идей легко отловить то, что можно реализовать, и вместе с этим студентом реализовать эти идеи. В уже устоявшихся коллективах часто идут повторы, то есть новая кровь, новые идеи, новые волны и веяния. Расскажите что-нибудь интересное из Вашей практики, ведь наверняка кроме такого важного, серьезного проекта есть что-то еще, какие планы.

Татьяна Ашутова:

Есть проекты, которые мы запускаем каждый в своем творческом университете и пространстве, это фестивали, форумы, это очень хорошо опыт, и вовлекать студентов необходимо, для того чтобы учились коммуницировать, самостоятельно что-то делать. С арктической архитектурой мы дальше продолжаем, у нас в будущем Салихард, у нас уже новая площадка, и про консорциум узнали, собираем очередные команды ребят, для того чтобы сделать новый реальный проект. На стадии активной апробации новый проект, который мы запустили, это федеральная инновационная площадка, мы выиграли в этом конкурсе, и нас объявили федеральной инновационной площадкой с таким проектом, как «Инновационно-образовательная цифровая платформа S24» для творческих креативных индустрий, для подготовки наших творцов. Платформа, на которой работодатели могут загружать свои реальные практические кейсы, а студенты могут регистрироваться на платформе, дальше этот кейс в работе, заявки оставлять, забирать.

Но мы докрутили такую историю, что все зависит от сложности кейса, если кейс очень сложный, то могут несколько студентов взять работу, он междисциплинарный получился. Тот же самый проект «Территория» – это же не всегда только для архитекторов, это и урбанисты, и архитекторы, и исследователи-социологи могут зайти на этот проект, потому что нужно поработать с жителями, для того что узнать, чего они хотят прежде всего, то есть достаточно сложный клубочек знаний, и на платформе могут забрать несколько студентов, и есть возможность этим студентам прямо на самой платформе общаться в чате.

Дальше проект разрабатывается, и работодатель может рассмотреть, оценить, оставить рейтинги этим студентам, забрать к себе в работу, а студент помещает на платформе в виде реализованного или согласованного с заказчиком кейса. Запущена галерея реализованных работ студентов или принятых к реализации, и для того чтобы она была живая и интересная, мы придумали на платформе раздел, связанный с событиями, раздел, связанный с возможностью посмотреть небольшие видеоуроки практиков.

Когда пошла апробация, мы понимали, что забрал студент кейс, а у кого спросить? Он же не будет работодателя мучать, так я или не так делаю, на платформе сейчас преподаватели университета «Синергия» как кураторы, и студент может куратору написать, обратиться с вопросом, просьбой посмотреть, в том ли он направлении движется.

Юлия Белозерова:

Платформа – это внутриуниверситетская история?

Татьяна Ашутова:

Нет, это федерального уровня. Мы ее запустили, у нее есть определенный адрес, и мы запустили как всероссийскую платформу. Кейс может попасть из любой точки нашей Российской Федерации, от любого работодателя, и любой студент может забрать.

Юлия Белозерова:

Для каких специальностей она актуальна, кроме дизайна?

Татьяна Ашутова:

Мы пока в стадии апробации, пока запустили архитектуру, дизайн, его разные направления – графический, цифровой, разработка тех же сайтов, и учли кейсы, связанные с маркетингом, рекламой, мы в этом направлении движемся, потому что в большей степени в этим работаем, чтобы понять, провести апробацию, а дальше ее можно масштабировать, если все хорошо пойдет.

Юлия Белозерова:

Как работодатели относятся к такой инициативе, они готовы делиться кейсами, все-таки это иногда коммерческая тайна, иногда внутренняя информация?

Татьяна Ашутова:

Как вообще возникла идея, нам очень хочется, чтобы студенты могли попробовать что-то реальное, чтобы они поработали с реальными задачами и кейсами. И второе, как возникла эта идея, как раз когда был создан консорциум, появились обращения людей из разных городов, в основном это малые северные города, где люди звонили, когда мы объявили, что создались. Мы на Интерфаксе выступили, сделали пресс-конференцию, рассказали, что в этом консорциуме, что мы можем делать, и люди обращались: «У нас проблема, город маленький, финансирование невеликое, но нам же все равно задачи-то решать нужно, мы тоже хотим, чтобы в нашем городе появился арт-объект, площадка». Началось вот с этого, что есть те, кто готов поделиться таким кейсом.

Нам не нужно, чтобы всем было 100 процентов необходимо, мы прекрасно понимаем, и есть работодатели, которые говорят: «Замечательно, я бы даже посмотрел, как студенты работают, может быть, кого-то себе дальше подключил бы к проекту».

Юлия Белозерова:

Это в основном крупные работодатели, может быть, органы исполнительной власти, администрации? Есть тенденция, кто больше заинтересован в этом проекте?

Татьяна Ашутова:

Мы на стадии начала пути, и сейчас у нас есть запрос от администрации, разработка территории – это больше администрация, и есть запросы не от крупного бизнеса, небольшие задачи, пока осторожно работодатели заходят на эту платформу. Но мы ее показывали Агентству креативных индустрий города Москвы, платформа заинтересовала, думаем развивать ее дальше.

Юлия Белозерова:

Я вам желаю приращения новых специальностей, чтобы можно было не только дизайнерам, но и другим креативным индустриям влиться в этот проект. Специфика обучения в творческом вузе – это один из разделов, один из параграфов нашего нового учебника «Введение в профессию преподаватель высшей школы: трудовые функции преподавателя», который буквально в начале следующего года выйдет в издательстве «Кнорус», это наше партнерское издательство, и этот учебник будет уже вторым из серии «Профессия преподаватель». Авторами этого учебника являются в том числе победители всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы», как Татьяна Вячеславовна Ашутова. В эфире была программа «Интеллектуальный капитал» Лиги преподавателей высшей школы, реализуемый в рамках проекта «Золотые имена высшей школы» при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства науки и высшего образования. Всего доброго.