{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Маргарита Филатова-Сафронова кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и психофизиологии Института экономики, управления и права (г. Казань), победитель конкурса Золотые имена высшей школы 19 ноября 2021г.
Развитие креативного мышления - тренд современного общества
Говорим о том, что такое "креативное мышление", кто из исследователей занимался изучением данного феномена, предпосылки развития креативного мышления, способы развития креативного мышления.

Елена Ляпунцова:

Здравствуйте, дорогие коллеги, единомышленники, все, кто с нами в программе «Интеллектуальный капитал», а эта программа выходит благодаря нашему проекту «Золотые имена высшей школы», который является флагманским проектом, подержанным Фондом президентских грантов, и в этом году, в Год науки и технологий, поддержан Министерством науки и высшего образования. Я хочу представить мою гостью, уникального преподавателя, уникального профессионала, красивую женщину душой и внешне – кандидат психологических наук, доцент Казанского инновационного университета имени Тимирясова, председатель Координационного совета отделения Республики Татарстан Маргарита Александровна Филатова-Сафронова. Расскажите, какая у нас сегодня будет тема.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Тему сегодняшней встрече мы обозначили так – развитие креативного мышления как тренд современного общества. И речь пойдет о нашем профессиональном празднике, потому что профессионал-преподаватель – это кладезь креативного мышления, и мы сегодня разберем основные нюансы, поговорим о тех ученых, которые разрабатывали психологию креативного мышления, какие же качества составляют основу креативного мышления и что для этого нужно сделать.

Елена Ляпунцова:

Я Елена Ляпунцова, председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, и 19 ноября 2021 год очень важный для нашего сообщества день, свершилась наша мечта, мы первый раз за всю свою историю существования высшей школы, высших учебных заведений, это очень серьезная задача была, очень серьезная мечта, мы очень серьезно готовились к этой дате и первый раз празднуем День преподавателя высшей школы. И сегодня в студии Маргарита Александровна – победитель, золотое имя, у нее потрясающий значок, которым гордятся все наши золотые имена, она была у нас в 2018 году, это был очень трепетный год, необычный, неизвестный, как воспримет сообщество, какой будет резонанс, будет ли отклик в регионах. У нас была специальная уникальная номинация «Заслуженная женщина-преподаватель», и сама риторика – заслуженная женщина именно преподаватель. Мы хотели показать, что наука и образование имеют тоже свои определенные моменты, и все, что связано с душевностью, духовностью, воспитательным моментом, это несет именно женщина. Я буду очень признательна, если Вы тоже скажете эти слова, какие нас перехлестывают эмоции.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Дорогие друзья, я уверена, что нас смотрят преподаватели высшей школы, от всей души поздравляю всех нас с профессиональным праздником. Празднику быть, эти слова мы с робкой надеждой писали в личной переписке с Еленой Вячеславовной Ляпунцовой, Юлией Михайловной Белозеровой после проведения конкурса. Был такой конкурс на определение даты Дня преподавателя высшей школы и вообще на обоснование, нужен или не нужен, это был январь 2020 года.

Празднику быть, слова зазвучали увереннее, когда в феврале 2020 года в Череповце на встрече с лидерами социальных проектов глава Российской Федерации Президент Владимир Владимирович Путин высоко оценил деятельность Лиги и поддержал инициативу. Празднику быть, эти слова как призыв, как напутствие зазвучали 27 октября, когда председатель Правительства Российской Федерации Михаил Владимирович Мишустин подписал распоряжение о принятии праздника. Празднику быть, эти слова как финальный аккорд зазвучали 3 ноября, когда глава Министерства науки и высшего образования

Валерий Николаевич Фальков подписал приказ об установлении Дня преподавателя высшей школы. Это поистине уникальное событие и это историческое событие, и вы представляете, наверное, какое охватывает чувство гордости за то, что и татарстанское отделение имеет свою причастность к установлению Дня преподавателя высшей школы.

День преподавателя высшей школы лично я воспринимаю, как праздник торжества интеллекта. Когда я впервые оказалась на торжественной церемонии Лиги преподавателей высшей школы, я была под большим впечатлением, потому что это действительно представители разных вузов, разных наук, и как мы сейчас называем нетворкинг, это был такой обмен мнением, такой обмен своими идеями, что я осталась под большим впечатлением, и это отразилось на моей профессиональной деятельности.

Конечно же, праздник предполагает подарки, и региональное отделение Республики Татарстан Лиги преподавателей высшей школы подготовило к сегодняшнему дню подарок – мы подготовили гимн Лиги преподавателей высшей школы.

Елена Ляпунцова:

Настолько значимый, настолько весомый подарок, настолько от души. Когда впервые зазвучал этот гимн, мы обязательно дадим ссылочку, вы послушаете, какие трепетные слова сказаны в наш адрес, какая ответственность, какая душевность и духовность в каждой строчке, и самое главное, какая торжественная нота, музыкальность. Гимн – это один из важных и интересных композиционных музыкальных моментов, там есть свои законы, там музыкальность должна быть, лейтмотив, такт, это должно быть либо две четверти либо четыре четверти, это не вальс три четверти и не синкопы, которые мы можем делать в джазе.

Вы говорили о том, какие были у Вас впечатления, когда Вы первый раз как номинант были и когда Вы победили, я так понимаю, что это был трепет. И сейчас Вы председатель регионального отделения, Вы делаете уникально много, есть Ваша инициатива, это «Стоп Covid». Мне очень хочется услышать Ваше мнение как эксперта, а у нас сейчас уже более 96 представителей различных направлений, 96 экспертов, этот действительно уникальные профессионалы, которые могут себе позволить брать на себя ответственность, это очень серьезная ответственность, и мы прекрасно это понимали. Вы сегодня были в другом статусе, с огромным багажом, у Вас большое региональное отделение, Вас поддерживают многие, расскажите о Ваших впечатлениях.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Начну с тех впечатлений, которые я испытала 1 сентября 2018 года. Во-первых, что очень подкупает и располагает к Лиге преподавателей высшей школы, что все очень четко организовано, ответственно, пунктуально, как бывают обозначены сроки, так ровно в срок все и происходит. Было, что документы подаем такого-то числа, 1 сентября будут вывешены имена победителей – все так и было, потому что не секрет, что многие конкурсы заявляют, но в силу каких-то неудобств, технических задержек все это переносится, здесь же все четко выдерживается.

1 сентября я открываю списки, а я подавала на номинацию «Вклад в социальную работу», просмотрела, моей фамилии нет, конечно, огорчилась, ладно, в другой раз, может, в другом конкурсе, посмотрю другие номинации кто победил. Дохожу до номинации «Заслуженная женщина-преподаватель», вижу свою фамилию, и

охватила меня радость, я сразу же позвонила нашему ректору Тимирясовой Асии Витальевне, обрадовала ее и только потом уже стала звонить мужу, родителям. И я поняла, что действительно мою работу читали, мои документы просматривали, потому что не секрет, что некоторые конкурсы проходят с каким-то интересом, продвигают кого-то. И это был первый для меня семафор, что это все очень честно, и все действительно просматривается.

Я уже третий год выступаю в роли эксперта, и когда я тоже просматривала различные резюме, материалы, присланные для участия в конкурсе, я понимала, что вот она, живая работа, реальная работа без прикрас, без подтасовки, а все очень прозрачно. В этом году что очень поразило меня как эксперта, коллеги, которые принимали участие в конкурсе и победили, сказали: «Маргарита, это такой конкурс и такой отбор похлеще, чем на получение звания заслуженный работник образования». Каждую работу, каждую персоналию просматривали как минимум три эксперта, а в некоторых случаях, когда были спорные вопросы, и больше экспертов подключалось.

Елена Ляпунцова:

Просто когда были баллы до запятой, до сотой, и мы начинали торсионный процесс, посмотреть, кто перевесит.

Маргарита Филатова-Сафронова:

На что я обратила внимание – это просто мэтры российской высшей школы. Когда просматриваешь индекс Хирша – 15, 18, когда смотришь список публикаций, когда видишь запатентованные документы, программы, социальную работу, воспитательную работу, такое восхищение, такое уважение. Тяжело было проводить экспертную работу, потому что иногда было трудно выбирать, и этот достойный, и этот достойный. В нашем конкурсе в этом году принял участие 1501 один человек, конкурс 15 человек на место, это поистине большой конкурс, и поэтому было очень сложно решать, действительно до каких-то сотых процентов, баллов.

Елена Ляпунцова:

74 региона было. И когда награждали, вся география нашей     страны.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Если бы мы это обозначили на карте страны, флажочки были бы в каждом регионе. Это сложно, это ответственно, но очень приятно, и охватывает чувство гордости.

Елена Ляпунцова:

Что больше всего запомнилось сегодня, какой был резонанс, и как Вы видите статус, продвижение, уважение и к флагманскому проекту, который уже всероссийский конкурс, и то, что он поддержан Фондом президентских грантов, спасибо огромное. В этом году мы тоже подавали нашу заявку, и самое главное, что мы выиграли с третьей попытки, в этой третьей попытке было всего 12255 заявок, и наш проект подтвердил свой статус, победитель конкурса Фонда президентских грантов.

Маргарита Филатова-Сафронова:

В этом году у нас большое новшество, наш конкурс «Золотые имена высшей школы» был осуществлен при очень мощной поддержке Министерства науки и высшего образования, и это изменило статус конкурса. Если и до этого охватывало чувство гордости, было очень престижно, то с этого года лестница стала гораздо выше. И присутствие на церемонии награждения высокопоставленных лиц способствовало тому, что все находящиеся в зале, а мы потом общались, обменивались мнениями, испытывали ликование, чувство безграничной радости по поводу того, что им повезло, они показали и поделились с окружающими своими достояниями.

Елена Ляпунцова:

Трепет я видела, когда выходили на сцену, неважно какой возраст, мы говорим о том, что в нашем конкурсе от 23 до 92 лет, и мы сегодня видели, какой трепет любого возраста, это весомая награда, признание. И самое главное, что у меня был трепет, когда звучал гимн, это был такой подарок, мы стояли, слушали, настолько трепетно, спасибо огромное. Расскажите, как возникло, это же так быстро, креативно, а тема наша сегодня про креативность. Наша передача уже системная, цикл передач «Интеллектуальный капитал», спасибо большое радио Mediametrics, обратите внимание, что мы ведем сами, нас уже не патронируют, мы не волшебники, но мы учимся, наша профессия предполагает постоянное обучение. Как родились эти слова, как рождается творчество, этот креатив?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Идея создать гимн посетила нас не так давно. Когда у нас был методический семинар, когда мы постигали азы наставничества, тьюторства и разрабатывали концепцию Лиги преподавателей высшей школы на будущее, то как-то в разговоре возник вопрос: а почему бы нам гимн не придумать? Эта идея так поселилась в голове, я вернулась домой, думаю: здорово, почему бы нет. И у меня сразу в голове зазвучал гимн Казанского университета.

Елена Ляпунцова:

Очень важно, когда есть корпоративная культура, сразу ассоциативный ряд креатива.

Маргарита Филатова-Сафронова:

И я думаю – вот он, гимн, душа поет и хочется петь этот мотив. Я обратилась за разрешением к ректору и к тем, кто принимал участие при создании нашего гимна, использовать музыку при создании гимна Лиги преподавателей высшей школы. Огромная благодарность администрации нашего университета, что согласие было получено.

Елена Ляпунцова:

Мы говорим о правах интеллектуальной собственности, это очень важно. 

Маргарита Филатова-Сафронова:

И дальше время слов. Какие-то фразы получались сами собой, а у меня же была задача отразить в тексте основную концепцию Лиги, отразить ее миссию, основные тренды, и в то же время мне очень хотелось добавить Михаила Васильевича Ломоносова, потому что неслучайно же выбран именно этот день, день рождения Ломоносова.

Елена Ляпунцова:

Было несколько дат, и они тоже были обоснованы, но наше профессиональное сообщество выбрало большинством голосов 19 ноября.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Я стала изучать труды Михаила Васильевича Ломоносова, но меня интересовало, как это относилось к преподавателям, педагогам. И я нашла его замечательное наставление к педагогам – покоя дух не знает. Думаю, как здорово подмечено, действительно мы, преподаватели, все время чего-то хотим, чего-то добиваемся, двигаемся вперед. Я решила эту фразу как-то обыграть, поскольку музыка уже задана, ритм задан, в таком виде не совсем она подходит, и я ее несколько видоизменила – быть впереди и покоя не знать. Может быть, у нас будет создание клятвы, как в медицине есть клятва Гиппократа, и второй куплет как раз об этом, какие есть постулаты. Также хотелось отразить конкурс «Золотые имена высшей школы» и Книгу почета, и все эти идеи нашли такое отражение. Гимн изначально готовился к 30 ноября, когда думали состоится церемония награждения, но все поменялось в короткие сроки.

В психологии креативности есть интересный постулат, что креативность особенно расцветает, когда есть ограничения. Игорь Стравинский, музыкант, писал об этом, что ограничения стимулируют, и у многих других исследователей тоже находила. Здесь ограничение по времени, по срокам настолько нас заставило поработать. В субботу вечером узнала, что будет конкурс 19 ноября, текст еще был сырой, то есть совсем недоделанный текст, параллельно решался вопрос с тем, что можно будет записываться. Отдельный вопрос был посвящен выбору солистов, которые будут принимать участие в записи. Огромная благодарность Казанскому музыкальному колледжу имени Аухадеева, смешанному хору под руководством Дины Венедиктовой, Заппарову Айрату за таких профессионалов, и мы буквально в течение одного вечера записали фонограмму, и наш звукорежиссер Алмаз большой молодец, в течение ночи смонтировал, свел воедино.

Елена Ляпунцова:

Давайте поговорим о креативном. Мне, доктору технических наук, всегда очень нравится послушать, что же такое психология, психосоматика, какой креатив, почему он возрождается, это вдохновение или это можно развивать.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Тема креативного мышления, хотя кто-то может возразить, почему используются английские слова, есть же у нас замечательный русский вариант, творческое мышление. Дело в том, что креативное и творческое мышление, казалось бы, одно и то же, но творческое мышление больше подходит для большого творчества – создание картин, музыки. Бывает малое творчество, когда мы с изюминкой оформляем подарок, готовим открыточку к Новому году, это тоже творчество, но это малое творчество, а креативное мышление отражает уже тренды современного общества, когда требуется в короткие сроки из огромного количества каких-то гипотез выбрать одну верную так, чтобы не ошибиться (конечно, ошибки тоже важны и нужны) и применить это на практике.

Раньше креативщики это были действительно люди творческих профессий, мы их знали, сейчас креативщики есть в любой сфере, будь то сфера бизнеса, будь то сфера образования и так далее. Когда в Давосе собирался экономический форум, креативное мышление вошло в топ основных навыков, которыми должен обладать современный специалист.

Елена Ляпунцова:

На самом деле сейчас это серьезный тренд не только в мире, но и в нашей российской действительности, креатив везде, он очень важен и значим.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Что мы подразумеваем под креативным мышлением? Есть мнение, что креативность или творческие способности – это умение нешаблонно мыслить, умение находить новые решения, генерировать идеи. А есть мнение, что это совокупность интеллекта и воображения – да, совершенно верно. Первыми основными исследователями креативного мышления был Эллис Пол Торренс, который выделял несколько составляющих творческого мышления, и Джой Гилфорд, он тоже создал свою модель интеллекта, где делал опору на дивергентное мышление.

Елена Ляпунцова:

Дивергентность и конвергентность это разные вещи?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Это разные вещи. Если говорить про креативное мышление, то дивергентность позволяет создавать многие-многие гипотезы, а конвергентность наоборот, выбрать одну единственную. Мне очень близка концепция Оксаны Седашовой, которая является бизнес-тренером, психологом и тоже разрабатывает психологию креативности. И она говорит, что креативность – это не какие-то специальные навыки, это специальная способность мышления человека, которая помогает находить неочевидные эффективные решения для разнообразных проблем за очень короткий срок в самых разнообразных условиях. Она разработала свою модель, проанализировала много разных концепций, такие качества мышления, как гибкость, беглость, оригинальность.

Например, есть колпачок от флешки, и давайте в течение минуты придумаем, как можно нестандартным образом использовать этот колпачок. Когда я со студентами провожу подобные упражнения, понятно, что вначале процесс идет очень немножко туго, стандартные мысли – закрыть, что-то еще, но через 4, 6, 10 каких-то вариантов включается эта особенность, и какие только варианты не придумывают. С крышечкой от флешки я еще не пробовала, обычно это бывает карандаш или пробка, крышка от бутылки, но совершенно замечательно, начиная от музыкальных инструментов и заканчивая оружием.

Дивергентность тоже является важным качеством, так же, как и лингвистические паттерны креативного мышления, то есть то, как мы мыслим, как позволяем себе мыслить, разрешаем ли мы себе творить или говорим: ой, ничего не получится, опять у меня не получилось, я неудачник.

Елена Ляпунцова:

Помните, сколько мы сегодня в небо мечтали, творческие моменты, и наши партнеры из разных областей. Коллеги, надеюсь, мы вот-вот все сведем, потому что большой пул информации, у нас будут ссылки, приходите на наши каналы. Мы здесь никого не рекламируем, но говорим о том, кто нас посещал, кто нам давал приветствие, это очень важно. Но продолжим дальше.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Также к особенностям креативного мышления относится и способность человека входить в ресурсные состояния, такие как вдохновение и поток.

Вернусь к теме создания гимна, все, о чем мы сейчас говорим, все это было пережито, и этот поток вдохновения, когда это охватывает человека, невозможно вытащить его из этого состояния. Причем есть очень интересная особенность, что человек начинает творить не ради чего-то, не какая-то внешняя мотивация тут будет влиять, а именно внутреннее желание, его уже не остановить.

Особенностью креативного мышления является синестезия – это такая особенность ощущения, когда при воздействии одного раздражителя на один из органов чувств ощущения возникают в другом, например, цветной слух. Как это применяется относительно креативного мышления, что создавая, в самом начале нужно уже представлять то, что будет создано со всех сторон, включая запахи, вкусы и так далее. Наш проект ассоциируется с золотым цветом, какой привкус может быть, это не лимон, не кислый, а что-то другое, это может быть тростниковый сахар. Поэтому когда человек себе создает такую картинку, творение получается гораздо более эффективным и более легким процессом. Еще кто-то может добавить сюда, что креативность может быть, когда есть какой-то эвристический подход. Совершенно верно, но это все будет входить в качество мышления.

Что нужно, для того чтобы мы могли творить, то есть какие ресурсы нам нужны. Можно представить, что это какое-то происхождение, то есть нам нужно обязательно родиться в творческой семье, где папа, мама креативные, на самом деле это не совсем так. Может быть, нам нужны какие-то специальные подтверждения нашей креативности – грамоты, сертификаты. Может быть, это время. Я часто слышала слова от некоторых молодых коллег, которые могли бы принять участие в конкурсе: «Ой, я так занят, если бы у меня было время, я бы тогда принял». И если бы мы продолжили разговор: «Представьте, что есть время, чем бы вы занялись? – Я начал бы креативить, я бы написал книги». И человек понимает, что это не основное, не надо «я бы что-то», нужно вставать и делать. Кто-то говорит, что не хватает финансов, материальных ресурсов, но опыт золотых имен высшей школы показывает пример.

Елена Ляпунцова:

С деньгами каждый может, попробуй найти партнеров, найти креативные решения. У нас сегодня была очень интересная площадка, на которой как раз решение благодаря Министерству науки и высшего образования, благодаря департаментам молодежной политики, а мы говорим о том, что мы работаем ради молодежи, мы всегда молоды, и сегодня мы говорили о постоянном обучении, life long learning. Но самое главное, когда мы пришли обсуждать и нам сказали: «Мы вас приглашаем на эту площадку», – а площадка для нас, преподавателей, значимая, интересная, трепетная, это Центральный дом ученых, уникальное здание, уникальные люди, уникальная атмосфера. Какой концерт был, как он звучал в стенах классического золотого убранства, это благодаря и самим сотрудникам, и, конечно, директору Виктору Степановичу, просто уникальный художник, академик РАН, а еще как поет, как приглашает, как приветствует, как отдает дань как хозяин дома. Это такой креатив, он столько много вложил, здание 1731 года, и он как академик художеств, академик Российской академии наук лично занимается реставрацией, это опять же креатив, ведь можно сказать, что ой, ну вот здание, но он вкладывается. И у нас та же ситуация, нам как-то помогает, мы в небо говорим, и огромная благодарность Общественной палате Российской Федерации по той причине, что у нас есть с чем сравнивать, это немного разные площадки, но они уникальны по-своему. Есть ситуации, из которых нужно найти только позитив, как наполовину стакан полон либо наполовину пуст. Можно сказать: мы не знаем, за три дня мы ничего не сделаем. Просто нужно мобилизоваться и все сделать.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Придумать различные решения, выбрать нужного человека, вспомнить о хороших отношениях.

Елена Ляпунцова:

Как активно работало в такой сложной, быстрой, сжатой ситуации московское региональное отделение, Елена Александровна Окунькова, какие были креативные, воспитанные наши волонтеры, это просто уникальные дети, наши студенты, наши магистранты от университета, встречали, трепетно относились, какая у них была обратная связь, они побывали, увидели значимость, увидели с другой стороны, как есть такое выражение – для того чтобы понять систему, из нее нужно выйти.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Для студентов еще сегодняшнее мероприятие стало акмеологическим моментом, акме – это ценности, развитие человека, который повлияет на выбор их будущей профессии, потому что эта торжественная церемония, присутствие умов, таких людей, исторический день.

Елена Ляпунцова:

Мы вершили сегодня историю, от просьбы до результата прошел не маленький, но не такой долгий путь. Мы очень признательны всем, кто принимал участие, кто поддерживал, и я думаю, что у нас будет такой челлендж. И мне с Вами, как со специалистом хочется как можно глубже поговорить по поводу этой темы, особенно она интересна для технарей, докторов технических наук, как я, для тех, кто с цифрой работает, и теперь я поняла, что применяю этот креатив, когда иногда уже на старших курсах у меня спрашивают: «А как этот алгоритм запрограммировать?» И я порой говорю: «Не знаю», – и какое-то удивление у моих слушателей, студентов, как это, она не знает. Создается команда, коллаборация, и приходит момент сдавать лабораторные работы или какой-то проект, результат, и я показываю свое прежде всего, а потом несколько других вариантов. И я говорю: «Если бы я вам сразу показала, вот этого бы не было, была бы просто калька, а вы сделали уникальное». Я могу сказать, что я даже не могла подумать, что так можно сделать в этом программировании.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Когда мы даем готовый шаблон, мы не стимулируем ни творческое, ни логическое мышление, потому что человек просто переписывает либо что-то подставляет, ограничение информации. Как говорил Игорь Стравинский, сдержанность и ограничения способствуют расцвету свободы.

Елена Ляпунцова:

Игорь Стравинский – это очень сложные произведения. У меня был случай, хочется же, чтобы был кругозор у технических, технологичеких специалистов, и была потрясающая аудитория, все шли на красный диплом. Мои дипломники, сейчас ВКР это называется, а это было во времена, когда были инженеры и студенты, мы сидим за круглым столом, и тут я задаю такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие произведения Мусоргского вы знаете?» На меня посмотрели ребята, переглянулись, и отвечает один: «Не читал». Мы уже все завершали, и я немножко хотела посмотреть о креативе, читают ли, знают ли, как они развиваются, многогранный личностный момент. Я сказала: «Большое спасибо, у вас есть задание по диплому, и через неделю мне очень нужно знать, какие произведения Мусоргского вы знаете». Приходят через неделю: «Это же композитор. – Ну я же вас и спросила, какие произведения Мусоргского вы знаете, музыкальное произведение – это произведение». Вот такая ситуация, но мы выправили.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Говоря про ограничение, когда у нас есть какие-то ограничения по финансам, во времени, по тем же сертификатам, это нас может наоборот, стимулировать. Взять Японию, когда появились ограничения по финансам, что очень дорогое жилье для туристов, чтобы переночевать, появились капсульные отели, казалось бы, легко и просто, но ведь до этого нужно было додуматься, и это финансово не затратно. Когда была нехватка в площадях, ввели вертикальное агропроизводство либо производство на крышах отелей или домов, расставляют ящики, и пожалуйста, свежая зелень к столу. И примеров такого много. Когда была нехватка автопарка, придумали различные такси, или Цирк дю Солей, не было помещения, не было зверей, поэтому адаптировали, сделали цирк, в котором работают только люди и которые кочуют по разным городам.

Елена Ляпунцова:

Правильно ли я понимаю, что не надо привязываться к догмам и шаблонам. Безусловно, должны быть правила существования, как есть Конституция, законы, никто не выходит за рамки дозволенного и определенных человеческих канонов, но неординарность и необычность может повлечь.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Вот взять Санкт-Петербург, достаточно часто идут дожди, влага, и скамейки в парках, скверах бывают мокрыми, как придумать так, чтобы они не промокли. Какие-то навесы ставить, а навесы будут промокать, это будут затратные финансовые ресурсы. И нашли очень интересное решение – переворачивающаяся сидушка, дождь прошел, сидушку перевернули – сухая. Или когда мы были в Австралии, ехали в электричке, есть же люди, которые любят сидеть по ходу движения, другие предпочитают сидеть наоборот, чтобы смотреть в противоположную сторону, на всех не угадаешь, особенно в том случае, если все места заняты. В Австралии очень интересно подошли к этому, у них спинки переворачиваются, хочешь – смотришь вперед, хочешь – смотришь назад.

Елена Ляпунцова:

А ведь иногда же говорят, что для того чтобы наши нейронные связи запустить, нужно сделать что-то неординарное, походить, например, спиной вперед, пописать не ведущей рукой, какие-то нетипичные вещи, которые способствуют тому, что мозг начинает работать.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Для креативности не нужно никакого особенного ресурса, о которых мы говорим, кроме навыка думать. Мне очень нравится схема, что для того чтобы творческий процесс был очень эффективным, нужно три составляющие: наличие людей (Лига преподавателей высшей школы), активность, вера в себя и поиск возможностей (Лига преподавателей), знание смежных областей и нетворкинг (опять-таки Лига преподавателей высшей школы), когда у нас есть этот взаимный обмен людей из разных областей, из разных наук, и когда мы общаемся, даже за сегодняшний день сколько было встреч, сколько был уже намечено проектов, которые, я думаю, будут осуществлены, потому что люди в этом очень заинтересованы, глаза горят, и в них большое желание.

Елена Ляпунцова:

Особенно когда сейчас такая тенденция, очень важная задача академического лидерства университетов, и я предполагаю, что это золотые имена высшей школы, это как раз те лидеры академического мнения, академического лидерства, и нам нужно понимать, как нам правильно себя позиционировать, как нам правильно, креативно себя подать, как знать, какой аудитории как себя подавать, и очень важно понимать свою значимость. Иногда мы себя немножко принижаем, неуверенно чувствуем, то есть умение детей всегда хвалить с детства, сказать, какой ты хороший, а как доброе слово в нашем возрасте нужно. Мне было сегодня приятно, что мои ученики, бывшие и сегодняшние, аспиранты настолько трепетно отзывались, спасибо огромное, нам очень приятно, когда есть обратная связь. Наша общественная работа, по сути дела, нетипичная, мы не часто говорим об этом со своими студентами, но тем не менее просачивается информация, они нас посещают, и студенты говорят: «Ой, как здорово».

Маргарита Филатова-Сафронова:

У меня утро в поезде началось с того, что мой студент, который учится на заочном отделении, Сергей Рогожин, поздравил, такие слова, так это было приятно, трепетно, и то, что стали поступать поздравления из разных вузов, я про Казань говорю, которые не знали, что проводится такая подготовительная работа об установлении Дня преподавателя высшей школы, я получаю открыточки из других вузов и понимаю, что причастна к этому.

Елена Ляпунцова:

Мы свершили историю, и это дорогого стоит, но здесь все поработали. Мы в студии, у нас идет передача «Интеллектуальный капитал», это очень интересная передача, которая как производная одного из наших проектов «Школа интеллектуального капитала», мы пытаемся и очень хотим быть интересными для нашего молодого поколения. Как бы Вы оценили, что же это такое – креатив, интеллект?

Маргарита Филатова-Сафронова:

Креативность это способность, и ее можно развивать, то есть неважно где и как ты родился, главное, если есть желание, если есть устремление быть креативным, это можно развить. Поделюсь опытом, в нашем Казанском университете имени Тимирясова с этого года в качестве эксперимента на первом курсе введен курс развития креативного мышления. Все студенты – экономисты, лингвисты, психологи, юристы, технологии питания…

Елена Ляпунцова:

Сквозная дисциплина получилась.

Маргарита Филатова-Сафронова:

Совершенно верно. Курс, может быть, недостаточно большой, 24 часа, но за это время мы успеваем с ребятами поговорить, разобрать, что такое креативное мышление, и самое главное упражняемся, потому что есть много технологий. И когда я шла на первую встречу с ребятами, причем я обычно работаю только на своем факультете, психологи, педагоги, а это был факультет менеджмента, совсем другая аудитория, и я задумала, что будет так и так. Вышла из метро – и ливень, хорошо, что у меня был с собой зонт. Я шла и думала: начну с упражнений, придумайте 20 способов использования колпачка. Пришла и говорю: «Ребята, представьте, вы вышли из транспорта, и идет дождь стеной, вам нужно дойти до университета, что вы будете делать?» Мы дошли до того, что можно заранее посадить аллею зеленых деревьев и под кроной деревьев дойти. Кто-то предложил, что можно встать под зонтиком к другому человеку и дойти. Можно купить зонтик, кто-то предложил снять одежду, прийти, потом переодеться в сухое, или просто пройтись под дождем и потом вырасти.

Каждое занятие мы начинаем с физиологической разминки, гимнастики, потому что есть точки на нашем теле, в нашем организме, которые способствуют развитию креативного мышления. Дорогие друзья, если мы найдем конец бровей, небольшую впадинку и помассируем, не височная впадинка, а именно конец бровей, массаж этих точек способствует хорошей концентрации внимания, памяти и мышления. Поэтому давайте начнем с небольшого степ бай степ, один шажочек, и уже будем креативить.

Также есть много упражнений, когда у нас идет взаимодействие левого и правого полушария, допустим, класс, ok, когда мы поочередно меняем пальцы, хорошо, если мы еще при этом будем скороговорку говорить, уже мозг начинает работать. Если вы правша, то в течение недели выполняем какие-то текущие мелочи левой рукой, чистить зубы и держать щетку в левой руке, держать столовые приборы, носить сумку на левом плече. Вначале это будет очень сложно, потому что у мозга будет шок, но потихоньку мы увидим, что у нас поменяется качество жизни. Поэтому такие легкие упражнения хорошо представлены в различных пособиях, если вы забьете в поисковик «развитие креативного мышления», вы сможете их найти.

Мы можем с вами сделать упражнение «Крюк»: скрестите ноги, скрестите руки, и это тоже взрыв мозга, потому что здесь у нас правое и левое полушария тоже начинают друг с другом взаимодействовать, и наша креативность повышается.

Елена Ляпунцова:

Вы провели с нами сейчас урок не просто теоретический, но и практикоориентированный. Вы всегда креативны, и когда мы встречаемся в личных встречах, и когда у нас был локдаун, Вы нам помогали, мы делали с Вами зарядку для иммунитета.

У нас был такой волнительный день, он длинный, но он такой классный, извините за такой жаргон, но иногда хочется сказать именно так. Мы сегодня поговорили о креативном мышлении, о том, что есть базис, академическое образование, как нам нужно правильно, трепетно к нему относиться. С нами в студии была Маргарита Александровна Филатова-Сафронова, кандидат психологических наук, доцент Казанского инновационного университета имени Тимирясова и председатель Координационного совета Лиги Республики Татарстан. Коллеги, прислушайтесь, сделайте и найдите те точки, которые показывала наша спикер, мы будем креативить. С вами были в студии Елена Ляпунцова и Маргарита Александровна Филатова-Сафронова. Спасибо огромное, и мы очень хотим приехать к вам.

Маргарита Филатова-Сафронова:

И мы вас ждем, я надеюсь, что в ближайшее время ваш приезд будет организован. Всех преподавателей с праздником.