Ольга Гиверская:
Добрый вечер, уважаемые слушатели, в эфире проект «Прайм-тайм с коучем» на Medimetrics. Все, что вы хотели знать о коучинге, но боялись спросить. Сегодня говорим о том, нужен ли коучинг бизнесу, как коучинг в управлении влияет на результаты команды и чего стоит ожидать лидерам от работы с коучем. В студии для вас работаю я, Ольга Гиверская, и Анна Лебедева, директор Международного Эриксоновского университета коучинга, мастер сертифицированный коуч по стандартам ICF.
Анна Лебедева:
Сегодня мы для вас приготовили особого гостя, в студии с нами моя многолетняя коллега Елена Демушкина, профессиональный коуч по стандартам Международной федерации коучинга, бизнес-психолог и executive-коуч.
Ольга Гиверская:
А также Елена еще и ментор. Зачем бизнесу коучинг? Исследования показывают, что лидеры бизнеса выбирают все-таки бизнес-тренинги, нежели коучинг. Как Вы думаете, с чем это связано и в чем разница коучинга для бизнеса и тренерства для бизнеса?
Елена Демушкина:
Те из вас, кто владеет английским языком, прекрасно знают, что коуч в переводе означает тренер. На самом деле, когда появилась профессия коуча, как мы ни старались на родной язык перевести аналог, который был бы нам более близок, остался термин коуч, и до сих пор, несмотря на то, что профессия бизнес-тренер пришла раньше, чем коучинг к нам на рынок, происходит небольшая путаница с этим. Бизнес-тренерство, наши коллеги и мы сами являемся бизнес-тренерами и работаем как эксперты в зоне сопровождения наших клиентов или участников, групп студентов, передавая им те или иные навыки. Наша экспертиза здесь заключена в том, что любой бизнес-тренер, так же, как и мы, может в ходе работы с группой или по индивидуальному формату сопровождая кого-то из руководителей выстроить программу с целью наращивания развития конкретных навыков, которые тренер передает. Коуч – это профессия немножко иная. Коучинг приглашает к свободе размышления наших клиентов, к свободе исследования собственного внутреннего мира при поиске решений в определенных высокого уровня сложности задач.
Ольга Гиверская:
То есть когда коуч работает с командой, на ком лежит ответственность за результат?
Анна Лебедева:
Ответственность за результат – это одна из ключевых областей, с которой работает коуч команды или коуч executive-уровня, в то время как тренинг имеет определенную структуру. В коучинге структуру прописать невозможно, а в командном коучинге руководители привыкли спрашивать: расскажите, по каким шагам мы пойдем. Но вопрос лишь в том, что вовлеченность является ключевым показателем того, что будет или не будет польза. Когда один на один коуч работает с руководителем, гораздо легче найти ту самую важную точку, в которой необходимо дать внимание, чтобы результаты вышли на новый уровень. А когда коуч работает с командой, у каждого свое мнение, и результат немножко в другом, как помочь этим людям научиться спокойно и очень уважительно договариваться друг с другом, чтобы они могли послушать друг друга, услышать и прийти как многоногий многорук к какому-то общему решению, за которым будет следовать приверженное действие. Если решение просто навалено на людей, то они будут его саботировать, и значит, они ничего делать не будут. И в этом суть разницы, когда мы работаем один на один, или когда мы работаем с командой, мы как коучи смотрим в разные места.
Ольга Гиверская:
Елена, кто такой executive-коуч, потому что очень многие сейчас говорят об executive-коучинге, но я хочу, чтобы Вы пояснили, кто это?
Елена Демушкина:
Прежде всего профессионал, который работает с executive-клиентами, с руководителями, управленцами, создателями своих бизнесов, людьми, которые занимают достаточно высокую, топовую позицию, на плечах которых лежит огромная ответственность, в подчинении которых десятки и сотни, порой даже тысячи сотрудников, огромные коллективы, люди могут возглавлять различные региональные подразделения, возглавлять целые дивизионы и департаменты крупных компаний. Это очень интересная работа, потому что для того чтобы быть достойным профессионалом для людей, которые обладают такого уровня ответственностью, executive-коучи очень много работают над собой и развивают не только свой профессиональный уровень компетенций, знаний, но и личностный.
Ольга Гиверская:
Вы сказали о том, что бизнесом управляют разные люди, это могут быть и руководители, и предприниматели, у кого-то свой бизнес, но в любой команде есть лидеры. Есть ли для Вас разница как для executive-коуча с кем работать – с лидером, может быть, иногда с лидером, который является неформальным лидером, или все-таки Вам эффективнее, легче, удобнее работать именно с управленцами, с бизнесменами?
Елена Демушкина:
Лидерство – это огромная объемная тема, очень мной любимая, и, наверное, наши слушатели согласятся, что мы наблюдаем лидерство в собственной жизни, мы наблюдаем руководителей, которые мощные лидеры, мы наблюдаем руководителей, которые не всегда лидеры, и есть неформальные лидеры в коллективе.
Если говорить о самом лидерстве и как оно проявляется, то это и внутреннее лидерство, и командное, где есть распределенные коммуникации внутри команды, политическое лидерство, стратегическое лидерство, управленческое. Это огромная красивая тема, и я так отвечу на этот вопрос – в коучинг, в executive-коучинг особенно приходят исключительно лидеры, какая бы позиция у человека ни была, сам он творец своей жизни, или он руководитель в крупной компании, или он индивидуальный предприниматель. Дело в том, что executive-коучинг про изменения. Если человек умеет брать или учится смело брать осознанность, ответственность за свою жизнь, проявлять это лидерство, то тогда это успешные контракты, успешное партнерство с executive-коучем.
Ольга Гиверская:
И все-таки за результат кто отвечает – коуч, который работает с командой или с лидером, или все-таки сам лидер, как здесь идет распределение ответственности?
Анна Лебедева:
Когда бизнес выделяет деньги на сопровождение своих топов, вопрос ответственности за результат очень важный, потому что деньги на развитие людей выделяться без того, чтобы не было результатов, немыслимо, так бизнес не работает. Поэтому разговор о результатах от коучинга – это очень большая область, которую необходимо поднимать, и executive-коучи, и коучи команды всегда этот вопрос поднимают и с ним работают.
Мы, приходя, обсуждаем зону ответственности, кто будет за что отвечать, и она немножко по-разному будет складываться в разных ситуациях в зависимости от того, с каким запросом эти люди пришли, это executive или команда. Если есть непосредственный начальник, допустим, первое лицо, которое своему заместителю или серии заместителей выделяет деньги на индивидуальный коучинг, то тогда возникает необходимость провести трехстороннюю встречу, на которой они будут сопоставлять желаемый результат, а коуч задает вопросы и проговаривает за что он будет отвечать, как минимум за то, что он выделяет время на определенный период времени и фокусируется на этом руководителе и на его задачах, и далее идет разговор о том, чьи ожидания будут исполняться. Старший менеджер может рассказывать о том, чего бы ему хотелось от своего подчиненного лидера, тот может ответить, как он расставляет свои приоритеты, и не бывает такой ситуации, что у них идеально эти приоритеты совпадают. Коучу важно их сплести, создать возможность провести диалог и прийти к общему знаменателю.
Так все-таки чем будет меряться результат от этого коучинга, на каких темах этот коучинг будет продвигаться и в каком формате будет обсуждаться результат, потому что любой коучинг является технологией, покрытой этическим кодексом, а это значит стопроцентная конфиденциальность того, о чем коуч будет беседовать с executive, мало ли о чем он захочет поговорить. Тут очень важно на берегу прояснить, и у нас есть достаточно непростые, но вполне применимые технологии того, каким образом договориться, что, с одной стороны, никто прослушивать не будет эту встречу, а с другой стороны, эта встреча приводит к феноменальному росту эффективности. И это наша профессия, создавать это поле, в котором договоренности могут произойти.
Ольга Гиверская:
И в продолжение темы про результаты, Елена, вопрос к Вам. Бытует мнение, особенно у тех, кто не знаком с коучингом, что работать с управленцами в коучинговом формате могут только те, кто знает детально все бизнес-процессы, может быть, еще какие-то процессы, которые происходят в этой компании. Насколько это утверждение правильное?
Елена Демушкина:
Это утверждение имеет место быть, когда речь идет о бизнес-консультировании, а это другая смежная профессия. И специалисты, приходящие в компанию, исследуют жизнедеятельность компании, они обладают уникальными знаниями и различными технологиями управления, развития финансов, и это эксперты, которые предоставляют несколько решений на основе анализа хозяйственной деятельности компании, предлагают выбор уже руководителям компании по какому варианту дальше они видят развитие.
Что касается коучинга, здесь есть удивительный секрет, executive-коучинг работает в зоне человеческого потенциала, и приходя в компанию как executive-коуч, я понимаю рынок, я понимаю, чем дышит компания, я изучаю последние успехи, знакомлюсь с людьми, зачастую с командами моих executive-клиентов, но самое главное, что в зоне моего внимания сам человек. Время сейчас показывает, что можно быть более эффективным, когда коуч имеет за плечами бэкграунд человека, который работал в компании, в бизнесе.
Ольга Гиверская:
Вы работали в крупной компании.
Елена Демушкина:
Да, я 13 лет работала в нефтяной компании «Лукойл», это была школа моей жизни, которую до сих пор уважаю, люблю, и я даже не подозревала, когда влюбилась в профессию психолога и работу с людьми, что именно executive-клиенты позовут меня к себе. И это знание изнутри сложностей, вызовов крупной компании, бизнеса, чаяний руководителей, управленцев, перечня вызовов и то, что проживают люди на местах, это все дало мне огромную силу, веру и возможность расти как executive-коуч.
Ольга Гиверская:
И в том числе понимание процессов. Не секрет, что много коучей и тех, кто называют себя коучами, и можно часто встретить, как молодой человек или молодая девушка, которые не имеют того самого бэкграунда, о котором говорила Елена, пытаются попасть коучами в компанию. Насколько это правильная тактика или неправильная тактика, и что необходимо, для того чтобы работать с управленцами, с топами в компаниях именно как коуч?
Анна Лебедева:
Желание стать executive-коучем понятно, мы видим обеспеченных людей, мы видим деньги компании, выделяемые на то, чтобы развивать своих коллег, и логика такая, что если я хочу быть востребованным, то нужно идти туда, где эти деньги есть, где кто-то уже заказывает коучинг. Я буду абстрагироваться от 80 процентов людей, называющих себя на рынке коучами, то есть каждый человек может назвать себя как угодно, но я буду говорить только о тех 20 процентах, которые действительно проходили профессиональное обучение, имеют доказанную международную сертификацию, проходят менторинг, я о них говорю. 80 процентов остальных, которые просто через запятую добавили к себе слово коуч и идут к компаниям, создают на рынке определенное размытие стандартов, но они не имеют отношения к тем, кто являются профессионалами, таких людей в принципе на рынке немного.
Если говорить о компаниях, то логичный путь молодого человека – это пойти либо внутрь компании, я бы так начинала, стать коучем для тех людей, кому это нужно: в продажах нужен коучинг, производственникам нужен коучинг, логистике нужен коучинг, HR, то есть если у человека есть технология, он обучился, пойти внутрь компании и работать, скорее всего, в найм. Но его же не пустят к первым лицам без опыта, без знания, но опыт и знания, работая внутри, нарабатывается тем, что человеку решать две проблемы параллельно. С одной стороны, работать с людьми, учиться тому, как задавать вопросы лучше и лучше, а с другой стороны, не нужно решать вопрос продавать себя на рынке и доказывать, что ты профессионал, ты уже идешь внутри компании, на ставке работаешь, и ты можешь применять эти технологии, это хороший и очень добротный метод наращивания своего опыта.
А при executive-клиентах для выбора коуча присутствуют профессионалы внутри компании. В тех компаниях, с которыми мы работаем больше 10 лет, в HR-службах сидят невероятно мощные профессионалы, большинство из них уже у нас поучилось коучингу, и если по-честному сказать, они добавили коучинг в свой инструментарий работы, они знают персоналии на рынке. Еxecutive-коучей на рынке России всего-то человек 100-200, и их передают очень бережно из рук в руки и всегда спрашивают рекомендации друг у друга, те компании, которые решают потратить достаточно солидные средства на своего топ-менеджера. Это хороший метод, найти способ, каким образом развивать, двигать вперед человека, у которого уже есть первое высшее образование, возможно, второе, executive МВА, ему обучение чему-то предложить достаточно сложно, все ответы лежат в его голове, ему нужен достойный партнер, который может в голове параллельно с этим клиентом держать всю ту огромную палитру, как один из моих клиентов из банкинга сказал, всю эту огромную систему стяжек и противовесов, в рамках которой мне нужно достигать своего результата. Юному человеку сложно понять, в каких реалиях и под каким прессом ответственности живет топ-менеджер. Поэтому опыт работы в бизнес-корпорациях, или у нас есть коллеги, которые работали с корпорациями, начиная от роста на протяжении 10 лет и наблюдения разных кризисов, это очень важно. И также знания, начитываться литературой о том, как вообще бизнес устроен, какие стадии он проходит, для бизнес-коуча это тоже очень важно.
Ольга Гиверская:
Для того чтобы стать бизнес-коучем, вначале надо пройти, если мы говорим про ваш университет, базовую 4-хмодульную программу, и всю информацию об этой программе можно почитать на сайте Эриксоновского университета erickson.ru либо в Инстаграме erickson_coaching. Нужно что-то еще?
Анна Лебедева:
Нужна определенная внутренняя профессиональная уверенность, это достигается с помощью работы с супервизорами, Елена и наши коллеги могут оказывать такую поддержку коучу, который идет, сомневается в себе, ему нужно разобраться. Можно работать дальше с менторами, обучаясь, и 75 процентов бизнес-клиентов, которые никогда не пользовались услугами коуча, говорят о том, что они допустят к своим руководителям только сертифицированных коучей, и 83 процента из тех клиентов, кто пользовались услугами коучей, говорят, что для них тоже очень важно, какую сертификацию этот коуч получил, какую школу коучинга он закончил и до какого уровня своего профессионального развития он дошел.
Ольга Гиверская:
Елена, какой он, идеальный портрет executive-коуча? Это женщина или мужчина, молодой или уже достаточно зрелый человек, с опытом работы в этой сфере или без?
Елена Демушкина:
Мы живем в такое удивительное время, мне посчастливилось учиться вместе с молодёжью, 25 плюс, я обнаружила, что наш мир наполнен невероятно зрелой, талантливой молодежью и их стремлением двигаться вперед, познавать, и во многом они еще нам, старшему поколению, дадут фору. Поэтому когда меня спрашивают кто такой executive-коуч, какой портрет – это точно человек, который горит своим делом, это точно человек, который любит людей, ему интересна природа человека, природа сложного мира управленцев, руководителей, ему интересно быть свидетелем того, как люди раскрывают свои таланты в работе с ним.
Здесь нет особых ограничений, бытует мнение, что взрослые люди, со стажем максимально эффективны как коучи, но я замечаю такую тенденцию, что если в 25 плюс у человека уже развитый IT-бизнес мирового уровня, он, скорее всего, выберет себе executive-коуча из равной возрастной категории и с такими же идеями или мировоззрением. Еxecutive-клиентов не надо ничему учить, это мудрые, взрослые, мощные люди с огромным размахом крыла, но executive-коуч способен создавать эту веру, пространство удивительного исследования, открытия нового себя, очень партнерский, достойный разговор, где человек понимает, что его слышат и в него верят и при этом не учат жить.
Ольга Гиверская:
Как можно померить результат в executive-коучинге?
Анна Лебедева:
Как мы уже раньше говорили сегодня, это очень важная зона соглашений и договоренности между клиентами и их коучем. В executive-коучинге можно померить результаты разным образом. Часть клиентов очень любит 360-градусные опросники, очень годный, классный инструмент, уже внедренный во многих компаниях. Я много лет работаю с такими опросниками, где человека оценивает он сам по компетенциям корпоративным, лидерским, его оценивают
коллеги, его непосредственный руководитель и даже семья или клиенты этой компании. Оценивают по лидерским компетенциям, которые ожидает эта компания от своего руководителя. И перед коучингом они это делают, и после, допустим, по прошествии года, и смотрят на разницу. Мне всегда очень интересно читать комментарии до, не только оценки, так как мы умеем работать с этой информацией, что увидеть в вопроснике между строк, потому что же коучи не то, что на поверхности смотрят, а то, что в глубине, то, что скрыто, скрытый глубинный потенциал. И в конце видно по результатам и по комментариям людей, как человек менялся и как он достигал своих, с одной стороны, бизнес-целей по показателям, а с другой стороны, есть еще цели развития.
И второй очень годный инструмент, которым можно мерить результаты, видеть эффект от бизнес-коучинга – это его план личного развития. У очень многих руководителей на executive-уровне есть план ежегодного личного саморазвития, там написано кого они хотят себе брать в менторы, какую литературу они прочитают, какие новые модели поведения они будут демонстрировать, какие вызовы они хотят принять на себя в этом году. И коуч, встречаясь с executive-клиентом и с его руководителем, обсуждают этот план личного развития, какие три топ-приоритета будет человек для себя брать, и в конце можно свериться, какие три топ-приоритета взяты, и брать обратную связь у самого руководителя этого человека, у этого топ-менеджера, который проходил коучинговый процесс, чем для него являлся результат от коучинговых бесед, он также в состоянии сам сформулировать.
Иногда даже бывает, мы не просим, а люди сами пишут обратную связь, что у меня поменялось, подытоживая коучинг. А также мы структурируем сам процесс бесед, ведь это не единственная встреча, это процесс – три месяца, полгода. Мы сами как коучи структурируем процесс таким образом, чтобы каждую четвертую или пятую сессию делать срез промежуточных итогов и спрашиваем, в каких категориях он сам будет мерить, или его руководитель приходит вместе с ним, и они меряют этот прогресс, потому что бизнес видит, если результата нет, он будет менять коуча. В России 100-200 коучей, они могут и умеют работать с executive-уровнем, но это совсем не значит, что все 200 человек нанимаются. Могут нанять человека, который не может помочь, или бывает так, что у клиента меняется приоритет, и, может быть, ему и не надо дальше работать с коучем, тогда можно поставить на паузу этот контракт, но чаще всего не по плохим причинам, как вы, может быть, подумали, а по хорошим этот человек взял на себя такой новый уровень ответственности, он такие классные проекты на себя взял, что тот запрос, с которым он приходил в начале, он выполняет быстрее, допустим, договаривался на 10 встреч, что к 10-й встрече у меня то-то и то-то, мы же вкладываемся в то, чтобы закрепить эти договоренности, а потом проходит 5-6 встреч, и он так хорошо выгрузил свое размышление, пришел к таким классным решениям, что у него уже есть эти результаты. Тогда мы ставим на паузу коучинг, договариваемся продолжить, когда он сам захочет вернуться. Чем хорош коучинг топ-менеджера, что скорость очень большая, он дальше может сам, ему уже не нужно беседовать с тобой, и мы оставляем договор, он знает, где нас найти, он вернется опять, прорешав следующий уровень, говорит: «О, теперь у меня совсем уже другой контракт, следующего уровня».
Ольга Гиверская:
Я поняла, что работа с топ-менеджерами, управленцами – это не про увеличение прибыли, не про увеличение оборотов, а в том числе и про внутреннее состояние, и про ресурсное состояние. Как коуч может поспособствовать созданию ресурсного состояния управленца?
Елена Демушкина:
Это удивительный парадокс, как через работу с внутренним миром себя как руководителя, человека, который живой на своей позиции, мои внутренние процессы могут раскрывать еще больший ресурс команды и влиять в итоге на результаты бизнеса, это удивительная история взаимосвязи. И здесь хочется много говорить о состоянии, практиках осознанности, и executive-коуч приходит к своему клиенту в понимании общей тенденции, в которой мы сейчас проживаем мир, мир объединяется в том опыте, который в последние полтора года у нас появился. Мы понимаем, что высокая стрессовость у людей на местах, что работа дистанционного формата для руководителей – огромный вызов, как управлять командами. Исследуя эти вопросы, коуч помогает увидеть зоны отдохновения и ресурса, осознать какую-то ясность внутри себя, благодаря которой наши лидеры выдыхают хотя бы на час, для того чтобы пересмотреть, перераспределить точки внимания, контроля, делегирования и обеспечить прежде всего себе безопасность внутреннего состояния.
Сейчас большой запрос в executive-коучинге на разработку личных систем управления собой, своим эмоциональным интеллектом и системы практикоосознанности, это одно из новых веяний сейчас, когда наравне с развитием компетенцией, наравне с развитием и поиском новых эффективных решений приходит и все больше проявляется запрос на работу и создание личной системы эффективности.
Ольга Гиверская:
28 октября стартует Ваш курс, курс Елены Демушкиной, который называется «Коучинг в управлении: эффективное лидерство». И я знаю, что регистрация уже открыта на сайте Эриксоновского университета erickson.ru. В чем особенность этого курса, для кого он и кто из наших слушателей может прийти?
Елена Демушкина:
Он уникальный тем, что мы приглашаем на него людей, которые работают с коллективами и командами, то есть управленцев разных компаний, мастей.
Ольга Гиверская:
Они уже должны быть коучами, или они могут не быть коучами?
Елена Демушкина:
Как правило, они что-то могут слышать, у кого-то был свой коуч или есть, но это люди, которые еще не знакомы с технологией коучинга и интересно ее узнать, но самое главное – важно привнести в свой управленческий день, для того чтобы эффективность была еще более яркой и высокой. И одна из самых красивых обратных связей всегда после нашего курса, потому что мы в нем обращаемся к мудрости тех людей, которые к нам приходят, природной, управленческой, это создает нам общее поле диалога, и мы говорим о зонах, которые не дают спать нашим управленцам, не дают нашим руководителям спокойной жизни. Мы работаем эти три дня именно с тем, чтобы через актуальные темы, которые сейчас звучат в жизни каждого из них, человек, уже беря в практику, исследуя технологию коучинга, с фокусом внимания на поиск решения, мог бы уже сразу в ежедневном дне начать интегрировать новые модели и коучинговую идею и подход. И основная обратная связь, что люди выходят и говорят: «Слушайте, коллеги, вроде по чуть-чуть я это все знал и даже где-то делал, но сейчас я осознаю, что у меня есть своя личная система высокой эффективности управления собой и командой».
Ольга Гиверская:
А что такое в современном мире высокая эффективность управления командой?
Анна Лебедева:
Мы начали с того, что показатели продаж и эффективности вторичны, первично состояние этого руководителя, уровень его энергии. В Сколково недавно проводилось исследование по поводу энергии лидера, что мы управляем не только своими знаниями и навыками, своим авторитетом, но мы управляем через то, что у нас есть энергия, для того чтобы вовлечь и поднять людей на следующий уровень развития, энергия лидера. И мы можем проверить результаты с точки зрения энергии, как люди вовлечены, насколько они горят, работая в этой компании, насколько этот руководитель совершает равноценный обмен, он идет в сторону выгорания или работа на потоке, а поток очень большой – поток задач, поток того, чем необходимо управлять, оперативка, дает ему возможность заметить, как горят его глаза и как он счастлив тем результатам, которые внедряет его команда, вдохновляющие проекты, проекты изменений. Вот это и есть ответ на Ваш вопрос.
Ольга Гиверская:
Наша рубрика чек-лист от коуча, три вопроса, три ответа. Как управленцу понять, что пора начинать работу с коучем?
Елена Демушкина:
Изменения становятся быстрее, чем его способность их принимать и перестраиваться, он понимает, что много эмоций и чувств, ощущений от реагирования, и, возможно, нужна дополнительная рефлексия и внутренний ресурс энергии. Одна из простых распространенных историй, когда человек в развитии готовится к переводу на следующую ступень карьерного развития, и, возможно, предстоит возглавлять новый регион с новой командой, занять следующую позицию уже в той компании, где он эти годы, то есть когда предстоят изменения именно с точки зрения роста, но в уровне его управленческих и профессиональных компетенций как руководителя и профессионала.
Ольга Гиверская:
Как лидеру команды или руководителю выбрать коуча для работы, три параметра?
Елена Демушкина:
Прежде всего важно смотреть профессионала, который имеет определенную практику, бэкграунд и образование. Второй момент – подтвержденная сертификация на текущий момент. Что такое подтвержденная сертификация? Раз в несколько лет, три года, два года, в разных федерациях по-разному, мы проходим повышение квалификации, так же, как в любой профессии, и когда коуч действительно практикующий, то у него всегда обновляется сертификация, подтверждение того, что он актуален на рынке. И третий момент очень человеческий, это внутренняя химия. Обычно в компаниях приглашаются 3 коуча для руководителя на выбор, поисследовать, с кем ему интересно познакомиться, и всегда люди выбирают очень по-разному, но то, что всех объединяет в выборе – это личная химия, то, что идет от сердца.
Ольга Гиверская:
И коуч может выбирать своего клиента, это правило работает в executive?
Елена Демушкина:
Работает, вообще в executive работает правило партнерства. Коучинг в целом про партнерство, в executive-коучинге это большая тема, как быть на равном, и я могу быть и выбирать своего клиента, у меня тоже этот отклик, я могу профессионально выбрать, эмоционально, может быть, для меня этот клиент вызов, но тогда я приму этот вызов, и у меня будет просто больше работы с моим ментором или супервизором, чтобы я была для него максимально эффективна.
Иногда коуч выбирает пригласить или рекомендовать кого-то из коллег, потому что коллега может не в какой-то узкой специализации работать, например, я этим не владею или в ходе разговора выясняется, что у клиента запрос на другого специалиста, ему реально нужен либо бизнес-консультант, либо бизнес-тренер, психолог, это тоже абсолютно нормальная история, мы всегда очень рады совместной работе с коллегами.
Ольга Гиверская:
И третий вопрос из рубрики чек-лист от коуча – всем ли управленцам нужен коуч?
Елена Демушкина:
Нет, это нужно тем людям, которые осознанно выбирают изменение движения вперед, и именно тем, кто понимает эту ценность скорости. Без коуча они как-то жили, и все у них получалось, это люди успеха, но именно с сопровождением executive-коуча руководитель может быстрее, точнее, энергетически полнее в ресурсе достичь тех или иных поставленных перед ним задач.
Ольга Гиверская:
Сегодня очень много прозвучало и про менторинг, и про супервизию, почему важно клиенту знать, что его коуч работает и с ментором, и с супервизором? Что создают менторы и супервизоры для коуча?
Анна Лебедева:
Давайте я покажу на примере сравнения профессий, и сразу становится все ясно. Вы доверяете дизайнеру дизайн своей квартиры, у каждого свой бюджет, но вы ему доверяете. Он говорит гордо: «Я 20 лет назад закончил школу дизайна, я могу вам помочь. – Молодец, а что ты еще после этого читал, узнавал? – Мне ничего не надо, вот этого хватает, я очень много квартир дизайнировал». И ты задаешься вопросом – насколько современен специалист тем тенденциям, тем технологиям, тем материалам, которые есть сейчас. В коучинге это профессия, связанная с развитием людей. Взрывные технологии, сейчас появилось столько современной литературы по психологии, по коучингу, сами компетенции коучей поменялись в прошлом году. И для того чтобы оставаться в русле, в теме, стандартах и работать не в самодеятельности, то нам необходимо быть не в вакууме, а учиться друг у друга профессионализму, профессии всего 20 лет, нужно ходить постоянно к специалистам, которые тебе тоже помогают проверять, у психологов же есть норма, что он обязан ежегодно проходить супервизии, у коучей тоже, не просто какой-то одинокий рейнджер, который какого клиента урвал, того и будет коучить до посинения. Нет, он точно такой же нормальный, вменяемый профессионал, который регулярно чистить свои перышки. Мы же гигиеническими процедурами занимаемся регулярно, не один раз на всю жизнь, то же самое и с профессионализмом. Все профессионалы, кто себя ценит, постоянно ходят продвигать себя в этой профессии, чтобы эволюционировать, не застаиваться, поэтому в профессии коучинга нет возрастных рамок, можно не старея, много лет заниматься коучингом, потому что ты постоянно изучаешь новое и развиваешься. Любопытный коуч всегда в чернилах.
Ольга Гиверская:
Меня удивил, Елена, Ваш ответ на вопрос всем ли управленцам нужен коуч, и Вы ответили нет, хотя я была уверена, что Вы скажете да. И нас слушает очень много управленцев, владельцев бизнеса, и какой бы вопрос Вы могли бы сейчас подарить тем, кто задумывается о том, а не пора ли мне начать работать с коучем?
Елена Демушкина:
Наша жизнь – это путешествие, наш путь – это как восхождение на новую вершину, и это бесконечное путешествие. Вопрос, который я хотела бы подарить нашим слушателям – если бы вы могли себе задать внутрь в тишине какова ваша настоящая высота. Я вам желаю, чтобы вам пришел тот ответ, который вдохновит вас по-настоящему, чтобы легко дальше двигаться по своему пути и ощущать, осваивать, наслаждаться вашей подлинной высотой.
Ольга Гиверская:
Я благодарю за наш эфир Елену Демушкину, профессионального сертифицированного коуча, executive-коуча, бизнес-психолога, ментора и супервизора. И благодарю Анну Лебедеву, директора Международного Эриксоновского университета коучинга. Друзья, до встречи в эфире.