{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Яков Лившиц ИТ-бизнесмен 29 июня 2021г.
Человеческий фактор
Секреты успешного ИТ- бизнеса

Тимур Аитов:

Добрый день, в эфире «Цифровое будущее» и я ведущий Тимур Аитов. Когда наступит это будущее, какие проблемы будут сопровождать переход страны к стандартам цифровой экономики, какие значимые проекты уже реализованы и как все происходящее отразится и уже отражается на каждом из нас. Такие вопросы мы обсуждаем в нашей программе. А тема сегодняшней передачи звучит так – человеческий фактор, секреты успешного IT-бизнеса. И наш гость сегодня Яков Лившиц, IT-бизнесмен. Яков не в студии, он вышел по каналам видеоконференцсвязи, находится в Бостоне. Как там погода? У нас тут жара, я слышал, что в Бостоне прохладно, а вот на западном побережье сообщали, что 45 градусов в тени, правда ли это?

Яков Лившиц:

Не знаю насчет западного побережья, но в Бостоне прохладно, здесь все гуляют, погода прекрасная, чуть-чуть жарче, чем обычно. Мы читаем новости, смотрим, что происходит в Москве, тут ничего похожего.

Тимур Аитов:

В штате Вашингтон 45 градусов, даже магазины закрыты, и на холодильниках они поставили желтые ленты, чтобы туда никто ничего не клал, потому что просто не справляются холодильники с таким режимом.

Яков Лившиц:

Если будет такая жара в Бостоне, я думаю, что большинство бизнеса будет абсолютно к этому не готово.

Тимур Аитов:

Яков хорошо известен в профессиональной среде как успешный бизнесмен своими проектами, мы тоже о них поговорим сегодня, но в массовой аудитории наш гость более известен как автор ярких, понятных, действенных рекомендаций о том, как правильно организовывать IT-бизнес. Начнем с главного – есть ли у Вас главный секрет успеха в бизнесе, что гарантирует успех любого проекта, без чего точно обойтись нельзя?

Яков Лившиц:

За довольно много лет он сформировался, и сформулирован в одном слове – адекватность, вот это самое сложное качество, его очень сложно определить. Это некое соответствие собственных мыслей, собственного поведения, собственных решений, соответствие объективной реальности, реальность меняется очень быстро, и нужно адаптироваться очень быстро. IT-бизнес чрезвычайно динамичный, происходят вещи, которые никто не мог предположить несколько лет назад, сегодня они становятся реальностью, и решения, которые принимались несколько лет назад или даже несколько месяцев назад, очень часто уже не соответствуют существующим реалиям. И вот эта адекватность, умение адаптироваться, умение слышать новую информацию является ключевым качеством для успеха.

Тимур Аитов:

Многие нас посмотрят и тоже захотят стать бизнесменами. Когда можно начинать свой бизнес? Уоррен Баффет как-то сказал: если у вас нет денег, то немедленно начинайте свой бизнес. Всякий ли человек готов для бизнеса и добьется успеха, не проиграет ли он все свои последние деньги, которые набрал? Каковы критерии на этот счет?

Яков Лившиц:

Готовность к открытию собственного бизнеса лежит совершенно не в финансовой плоскости. Если у вас денег нет, их всегда можно так или иначе найти, есть кто-то, кто готов будет инвестировать, если у вас хорошая идея. Для того чтобы принять решение, если вы готовы заниматься своим бизнесом, вам нужно ответить на пару ключевых вопросов. Первое – готовы ли вы работать 24 часа в сутки на протяжении следующих 5-7 лет без достойной оплаты. Большинство бизнесов, которые я видел, 5-7 лет занимает до того, как можно их вывести на нормальный уровень, который позволяет вам уже пожинать плоды тяжелой работы. Второй вопрос чрезвычайно важный – готова ли на это ваша семья, ваша жена, ваш муж, потому что такого рода решения не только вас касаются, это очень большая нагрузка на семью, и будут тяжелые месяцы, иногда тяжелые годы, когда будет очень много стресса, будет очень много изменений, неизвестности, и эта готовность является ключевым фактором, по крайней мере, одним из.

Второй фактор, который не менее важен, умеете ли вы принимать решения, и это на самом деле не совсем качество, связанное с вашими интеллектуальными способностями. Есть огромное количество очень умных людей, которые прекрасно все анализируют, но при этом плохо принимают решения. Это должно проверяться в бою, то есть у вас должен быть какой-то опыт, и этот опыт может быть совершенно в разных областях, вы можете любыми профессиями заниматься, вы можете заниматься спортом, научной деятельностью, но у вас должен быть для себя ответ на вопрос – умеете ли вы хорошо принимать решения в ситуациях с большим количеством неизвестности, с большим количеством переменных, персональных конфликтов.

Тимур Аитов:

Это смелость, умение рисковать, интуиция, что это – умение принимать решение?

Яков Лившиц:

Это умение и готовность рассматривать ситуацию одновременно со многих сторон быстро, потому что к вам приходит человек с какой-нибудь претензией в бизнесе, вы ему не заплатили вовремя, потому что не смогли, или он вам не заплатил вовремя, и возникает некоторый конфликт. В этой ситуации есть несколько точек зрения. Большинство людей будет фокусироваться исключительно на своей точке зрения, если ему не заплатили, он будет просто требовать оплату, а для того чтобы успешно заниматься бизнесом, нужно видеть всю эту ситуацию во всей ее сложности, понимать все причины происходящего.

Например, человек вам не заплатил, потому что ему сорвали поставки, ему сорвали поставки, потому что машина не смогла к нему приехать. А может оказаться ситуация, что у вас есть знакомый, друг, партнер, у которого есть похожий автомобиль, который может реально решить эту проблему, то есть ваше желание смотреть на ситуацию более широко приводит к решению ситуации. Ваше желание запираться внутри собственной точки зрения и видеть только ее приводит к сужению ситуации и в итоге к неадекватному решению, и неважно, какое оно будет в данной ситуации, вы откажетесь от оплаты, подадите в суд, пойдете на конфликт – не играет роли.

Решения нужно принимать быстро, учитывая огромное количество факторов. И проверить, есть ли у вас такая способность, вы можете, только оказываясь в сложных ситуациях. Если вы всю жизнь работали в университете или на одной должности инженера, вам, наверное, не доводилось находиться в большом количестве сложных ситуаций, по-настоящему сложных, где есть не только вы и работодатель, вы и заказчик, вы и проект, а есть много участников, и вы можете потренироваться до того, как вы это делаете на собственном бизнесе, участвуя в такого рода проектах, неважно в какой роли. Это может быть проект, где вы в свободное время что-то делаете, или вы захотите просто организовать большую команду, поехать на лыжах покататься, и вам нужно абсолютно все логистические проблемы решить. Чем больше ваш опыт в таких сложных ситуациях, многопрофильных, только там вы узнаете, насколько хорошо вы принимаете решения. Вот два ключевых качества – умение принимать решения и готовность у долгосрочной борьбе, я думаю, этого достаточно, все остальное – это уже подбор проекта, инвестиции, это уже решаемые вопросы.

Тимур Аитов:

Это относится к любым видам бизнеса, не только IT, которым Вы больше всего занимаетесь?

Яков Лившиц:

Мне сложно давать какое-нибудь значимое мнение, как построить авианосец.

Тимур Аитов:

Я посмотрел нa Youtube много Ваших выступлений и убедился, что для успеха нужно, чтобы участники бизнес-команд, те же программисты и их руководители обладали целым набором специфических, непростых качеств, чтобы разбирались в морали, этике, психологии, для того чтобы построить соответствующую атмосферу в команде. Кстати, эти качества не преподаются в нынешних вузах, и не нужно ли менять подготовку этих программистов, добавлять гуманитарный ракурс, чтобы они лучше развивали свои бизнесы, задавали необходимую атмосферу доверия, о которой Вы много говорите?

Яков Лившиц:

Я не сторонник теории конспирологии, но мне кажется, что есть причина, почему некоторые качества не развиваются в стандартной школьной академической программе в университетах. Эти программы были заточены под подготовку рабочих на заводах, где большая часть пользы от работника именно в работе в структурированной иерархической структуре, и там у многих качеств значительно меньший эффект. Например, решения нерешаемых задач, работа в конфликтных ситуациях, ТРИЗ Герниха Альтшуллера, замечательная теория решений изобретательских задач, на мой взгляд, одна из самых важных теорий, которой почему-то не учат нигде, хотя это одна из самых важных вещей – как справляться с задачами, которые выглядят нерешаемыми.

То же самое касается как разрешать конфликтные ситуации. Человек, который обладает способностью работать в неизвестности, становится человеком свободным, он перестает быть ограничен иерархией, он перестает быть ограничен рамками каких-то существующих проектов и задач. И то, что людей к этому не готовят, объяснение у меня есть конспирологическое либо просто система достаточно отсталая, но без этих качеств сегодня преуспеть чрезвычайно сложно. Количество информации, скорость обмена информацией в мире сегодня растет экспоненциально уже с середины 90-х годов, точно с середины 2000-х и постоянно удваивается, увеличивается количество интеракций, которые у вас есть в ежедневной повседневной деятельности. И способность со всем этим справляться требует дополнительных качеств. Если бы мне дали познакомиться с человеком и задали бы такой вопрос: я могу задать ему один вопрос и по его ответу определить его шансы на успех в бизнесе. Я бы спросил сколько человек, когда он им звонит, когда они видят его имя на телефоне, когда раздается звонок, улыбается. Если количество низкое, то у человека не будет успеха.

Тимур Аитов:

Я сразу улыбнулся, когда увидел сегодня Ваш номер на WhatsApp.

Яков Лившиц:

Умение быть человеком, который вызывает улыбку, когда он выходит на контакт, другими словами, умение быть человеком, с которым приятно общаться, это самое ключевое качество сегодня, в том числе для IT-бизнеса, для программистов, для кого угодно, потому что вам понадобится совет, сотрудник, инвестиция, софтом попользоваться бесплатно, вам много чего понадобится, чтобы преуспеть. И если у вас есть этот нетворк людей, которым вы можете позвонить, и они видят ваш телефон, говорят: «Привет, как здорово, что позвонил, чем могу тебе помочь?» – это огромный процент успеха, огромное количество стен вам не придется пробивать головой, вам просто достаточно будет позвонить в дверь, вас узнают, улыбнутся и откроют вам дверь, это самое главное качество. То, что этому не учат, не учат важности интеракции и умению общаться и решать конфликты, это большая недоработка и ограничивает огромное количество молодых и не очень молодых людей, лишает их возможности преуспеть, потому что они не обладают именно этими качествами, а все остальное у них есть.

Тимур Аитов:

Я с этим согласен, потому что я сам хорошо с людьми общаюсь. Много есть рекомендаций, но не призываете ли Вы манипулировать людьми? Вы учите, как выстраивать разговор со своим линейным руководителем, чтобы он заведомо гарантированно принял вашу точку зрения, воспринял ваши доводы, и не только ваши доводы воспринял, но еще и доложил своему начальнику как свое собственное мнение, то есть начинаете действовать через голову своего руководителя. Нет ли здесь неестественности отношений, манипулирования людьми?

Яков Лившиц:

Есть изначально предпосылка в Вашем вопросе, которая отличается немножко от того, как я смотрю на рабочие отношения. В первую очередь, для меня люди на работе все равны, то, что у них есть должности, это не меняет факта, это примерно то же самое, как на корабле есть капитан, а есть кук, который отвечает за обед, каждый выполняет свою роль. И если у вас есть здравые идеи, которые вы считаете, что нужно донести до вашего руководителя, до его руководителя, то очень часто проблема заключается в том, что вы не можете донести свою точку зрения в силу отсутствия коммуникационных способностей. Эту проблему я хочу решить, это не манипулирование, это примерно то же самое, как показать человеку, где включается микрофон, чтобы его услышали, это не значит, что твою точку зрения примут, это не значит, что все будут смеяться над твоими шутками, но если ты не умеешь включить микрофон, то изначально тебя не услышит никто. И это то, чему мне хотелось бы научить людей, которые этими качествами не обладают, их не слышат по причине того, что их не учили, как выстраивать коммуникацию, никто их не учил важности коммуникации, это глобально.

А в практике их не слышат, потому что они на базе своего жизненного опыта приходят всегда только со своей точкой зрения. Когда ты приходишь со своей точкой зрения, то, скорее всего, она просто неинтересна собеседнику по определению, потому что это твоя точка зрения, ему интересна своя, и то, чему я пытался научить в этих видео, это начать с того, что в первую очередь важно, какая точка зрения у собеседника, какие интересы у собеседника, в окружении этого собеседника, если это твой начальник, то какие у него интересы, если интересами твоего начальника являются интересы его начальника, потому что это тот мир, в котором он живет. И если ты все это понимаешь и чувствуешь, то это то же самое, как в комнате свет зажечь, ты просто понимаешь правила игры, кто участвует, какие у них интересы. Тогда ты можешь свою позицию так донести, чтобы они ее могли услышать, это чисто коммуникационное умение. Люди, которые им не обладают, все время живут в ощущении.

Я встречал огромное количество умных, талантливых людей, которые в этом ощущении живут, что все вокруг идиоты, никто их не слушает, у них хорошие идеи, никто на них не обращает внимания, они пытаются что-то объяснить, все говорят, что им неинтересно. Это идет иногда, потому что действительно такая сложная ситуация в жизни, но в основном это идет из-за отсутствия коммуникационного навыка, и это совершенно не связано с манипуляцией, это связано с тем, что если ты изначально стучишься в закрытую дверь, говоришь в выключенный микрофон, то удивляться тому, что тебя не слышат, странно. А вот если ты умеешь включить микрофон, умеешь донести свою точку зрения так, чтобы собеседник тебя услышал, теперь у тебя по крайней мере появился шанс, что тебе ответят по существу. Вот это то, чему мне хотелось бы научить большое количество людей, и это снизило бы огромное количество стресса, особенно внутреннего, который есть у людей, которые живут в этом ощущении, что вокруг не то что враги, а вокруг все время люди, которые против них.

Тимур Аитов:

Продолжая интересную тему успешных руководителей бизнеса, коммуникация важна, а какими качествами еще должен обладать руководитель, в чем он должен разбираться, что-то знать поверхностно, а где-то быть экспертом? Какими личными качествами, кроме способности коммуницировать, он должен обладать? Причем руководитель любого ранга, может быть даже премьер-министр или президент страны, ведь вывод экономики на правильный магистральный путь – это тоже своего рода бизнес-проект. Какими качествами должен обладать идеальный руководитель?

Яков Лившиц:

Есть огромное количество успешных предпринимателей, политиков и нет единого прототипа или набора качеств, который обеспечивает успех. Я тоже задаюсь этим вопросом постоянно, потому что у нас большая организация, и постоянно задается вопрос каким людям давать шанс двигаться вперед, кому давать какие должности, ответственность, и этот вопрос сам крутится в воздухе постоянно, кто будет успешным руководителем.

Для себя я нашел очень простой водораздел: если у человека нет чувства стыда, то тогда руководителем быть он не может и лидером тоже, потому что он потеряет доверие людей. Поэтому первый отборочный критерий – есть ли у него чувство стыда. Если ему не стыдно, когда он делает плохую работу, пока он еще даже не руководитель, если ему не стыдно, когда он что-то говорит и не делает, то шансов стать успешным у него в сегодняшнем мире нет, слишком важна сегодня репутация, слишком много связей, все со всеми общаются, все это идет не по иерархии, и человек, создавая собственный бренд, общаясь с людьми вокруг, это одно из определяющих качеств. Может быть, он будет не успешный в данном проекте, но он возьмет следующий проект и в нем будет успешным, но у него есть потенциал, если есть этот нетворк людей, которые его уважают, которые к нему хорошо относятся, это главное качество.

В тот момент, когда у человека есть чувство стыда и самоуважение, с этого начинаются вопросы адекватности и коммуникации. Это краеугольные вещи, потому что есть человек адекватный, и он хочет зайти в бизнес, в котором он не понимает ничего, и у него хорошая коммуникация, на личном уровне он человек, который внушает уважение и сам себя уважает и окружающих, то нет никакой проблемы. Он понимает, как адекватный человек, что в каких-то темах он не разбирается, соответственно, задает вопрос, он понимает, что не каждому эксперту можно верить, адекватность – это самое редкое качество. Если это есть плюс хорошая коммуникация, то люди заходят в любой бизнес и становятся в нем успешными, таких примеров очень много.

Есть еще мнение, которое я не разделяю, но я признаю его существование, потому что есть много подтверждающих фактов, это то, что называется killer instinct, это люди с жесткой хваткой. Кiller instinct – это инстинкт убивать, то есть человек, который ради цели готов убить, это абстрактно. У меня есть товарищ, у него очень успешная компания, больше моей, более успешная, и я его как-то спросил, как бы он резюмировал свой стиль управления. Он мне четко сказал: «Я не выстраиваю людей, я выстраиваю компанию». Другими словами, как только на какой-то должности появляется человек, который чуть-чуть не соответствует, или появляется лучший кандидат, одним движением человек вылетает, новый человек заходит, то есть для него люди не существуют как личности, он строит компанию, и все подчинено этому приоритету. И это получается успешно довольно часто.

Есть люди убийцы по характеру, которые могут поставить пистолет и нажать на курок. У них тоже часто все получается, мне этот способ противен во многом, мне гораздо важнее видеть успех людей вокруг меня, чем даже собственный, и это мне помогает выстраивать команду, которая хочет со мной работать, это тоже сила. Какой подход более эффективен, я не знаю, по факту мой друг, с которым у нас небольшое соревнование, более эффективен, но мне кажется, я получаю гораздо больше удовольствия.

Тимур Аитов:

Мне понравилась эта тема, killer instinct, я хочу и дальше ее немножко развить. Вы даете рекомендации быть открытым, доброжелательным, делегировать свои полномочия, но во всем в этом предполагаете, что это люди бизнеса все-таки. А как быть с госчиновниками, они же немножко другие, даже не буду говорить про этих людей, расскажу про их ведомства. У нас был такой проект УЭК – универсальная электронная карта, он был уже сравнительно давно, но его провалили, потому что ведомства очень не любят работать с друг другом, проблемы межведомственного взаимодействия, и этот проект провалили, закрыли. Есть ли рекомендации в отношении этих госчиновников? Мне кажется, открытость, делегирование полномочий им до конца не свойственны. Можно ли применять Ваши советы чиновникам, и если да, то в каком варианте?

Яков Лившиц:

Секрет кроется в понимании интересов всех участников. Есть такая хорошая фраза на английском: невозможно заставить человека понять вашу точку зрения, если ему платят за то, чтобы он ее не понимал. Это очень сложно пробить, если действительно есть заложенный интерес и установка, принятое решение, что проект будет похоронен. Дальше, будете ли вы открыты или не открыты, это уже не поможет, если вы не можете на саму эту установку повлиять, и это касается больших бизнесов тоже, это не только правительственная или государственная история, любой большой бизнес становится в каком-то смысле политизирован, и необязательно в политике в общем понимании, но есть внутренняя политика, даже бизнесовая.

И здесь из тех успешных кейсов, которые я видел по продвижению больших изменений в больших организациях, больших многомиллиардных бизнесах, все упирается в интересы конкретных людей и их понимания. Любой человек, который не понимает, что происходит и что хотят участники процесса, каждый из них лично, пока ты этого не понимаешь, ты будешь биться как в темноте головой об стены, обо всякие углы, которые там есть, тебе нужен прибор ночного видения, потому что просто ты их не видишь, но они там есть, и от того, что ты их не видишь и бьешься в них головой, легче тебе от этого не станет. Умение разбираться в ситуации возвращает нас обратно к коммуникации и адекватности. Если ты хороший в коммуникации, то ты разберешься, потому что тебе за кофе расскажут всякие вещи, потому что ты с людьми открыт, приятен, и поэтому они расскажут, может быть, чуть больше, чем надо, или дадут какую-то картину, скажут: «Ты знаешь, что наша официальная позиция такая, но на самом деле мы хотим, чтобы вот так было».

Как говорят, информация – мать интуиции, и если я знаю информацию, то тогда у меня совершенно колоссальное преимущество перед человеком, который ее не знает. Умение получить информацию – это умение работать с людьми. Поэтому с некоторой долей осторожности, если это политическая структура…

Тимур Аитов:

Или не политическая, допустим, обычное министерство, там работают обычные люди, которые пришли из бизнеса, но когда они были бизнесменами, они были другими, а когда стали чиновниками, как говорят по-русски, морда кирпичом. Не все, конечно, есть открытые, особенно чем выше люди, тем ближе к людям становятся, большие начальники. А вот среднего уровня, обычный замминистра, не могу сказать, что он открытый к коммуникациям, достучаться до него достаточно сложно.

Яков Лившиц:

Дам пример, как я действовал. Я поехал в Дубай, у меня есть одна из мыслей открыть финансовую компанию в Дубае. До того, как это делать, следуя тому, что я Вам сейчас говорю, моя задача была понять интересы всех участников, и поэтому я встретился с гендиректором финансового центра Дубая, его рейтинг 26-й SEO по всей Азии, то есть этот человек очень высокого бизнес-уровня, но сейчас работает в государственной структуре. Я с ним сел поговорить, говорю: «Первое, что я хочу понять – ваши настоящие интересы, и для того чтобы сделать встречу эффективной, я задам этот вопрос, может быть, немножко резко, но прямо к сути. Какой у вас KPI, за что вас хвалят или ругают? Скажите мне, пожалуйста, прямо, тогда я буду знать – то, что я хотел бы сделать, совпадает с вашими интересами или нет, и если да, я это буду делать, если нет, зачем мы будем тратить время». И он мне сказал в данном случае: «Слоган нашего финансового центра – это future of finance, будущее финансов. Все вещи, которые связаны с новыми продвинутыми идеями, технологиями, мне интересны, если приходишь сюда с традиционными старыми историями, которые к future of finance не имеют отношения, мне это менее интересно». С этой минуты мне стало более понятно, как работать со всеми людьми, которые под ним.

Поэтому мой совет – нужно добираться до самой верхушки, до которой вы только можете добраться, и используя свою личную харизму общения, умение коммуницировать в итоге задать прямой вопрос, что вам на самом деле интересно, интересен ли вам этот проект, если да, то какой его угол. Если он вам интересен с точки зрения образовательной, одно, если он вам интересен с точки зрения финансовой, другое. Когда вы поймете все подводные камни и настоящие течения, мощь, которая под водой идет, которую не видно, тогда вы будете по этим течениям плыть даже в государственных министерских проектах, потому что за вами будет сила понимания, что вы знаете, куда течение идет. А если вы плывете против течения, вам, скорее всего, не хватит выносливости, если вы не занимаетесь так много спортом, как Вы, Тимур.

Тимур Аитов:

Мне приятно, что Вы говорите о дружеских отношениях, которые вызывают лояльность, но не исчезает ли лояльность сама по себе с течением времени, особенно про использование цифровых технологий? Например, банк хочет построить длительные, доверительные, двусторонние отношения со своим клиентом, 10 лет поздравляет с днем рождением каждый год, а на одиннадцатый год, когда клиенту нужно брать кредит, он берет кредит не в этом банке, а в том, который даст более выгодные условия по комиссии. Получается, человек вместо этого доверия и дружбы минимизирует какой-то функционал от входных данных, особенно это справедливо в отношении финансовых услуг. Остается ли лояльность для финансовых услуг и вообще в эпоху цифровых технологий?

Яков Лившиц:

Замечательный вопрос, он идет к самой сути адекватности руководителя в данном случае финансовой организации. Нужно задать себе вопрос – что нужно клиенту. Если клиент, который берет ипотечный кредит, и его интересует эффективная ставка в первую очередь и еще пару условий во вторую, а больше его не интересует ничего, то руководитель финансовой организации должен очень хорошо это понимать и не верить тем экспертам, сотрудникам, которые пытаются ему доказать обратное. Если руководитель финансовой организации пребывает в неведении и думает, что решение клиенты будут принимать на основании лояльности бренду, а не на основании эффективной ставки и не на основании всяких условий, то тогда его ждет разочарование.

А если это слово лояльность мы возьмем глубже и попытаемся разобраться в том, что клиенту нужно и, может быть, исправить продукт, то есть может оказаться, что кроме эффективной ставки и срокам досрочного погашения есть еще вещи, которые нужны клиенту, например, возможность прекратить выплату по кредиту на два месяца без санкций, то есть если вглубь посмотреть на продукт и попытаться его улучшить именно в той плоскости, которая интересует клиентов, то тогда слово лояльность будет правильно имплементировано. А если лояльность – это то, что мы ему даем при входе в офис печенюшки, при этом когда мы ему даем кредит, мы ему даем драконовскую ставку, вот эта лояльность не работает. На мой взгляд, лояльность работает, только она должна правильно быть применена к тем вещам, которые интересуют людей.

Тимур Аитов:

Я предлагаю перейти к советам более простым и полезным не только бизнесменам, а основной массе слушателей. Как выбирать тех самых экспертов, которые нас окружают, потому что мы иногда попадаем в тяжелые ситуации, нужен юрист, психолог, специалист по недвижимости? Как их выбирать, кого слушать, не слушать и можно ли доверять выбору конкретных решений, которые они вам предлагают? Как работать с экспертами, как формировать экспертную команду самим нашим слушателям?

Яков Лившиц:

Есть ситуации, которые попадают в категорию более простых, есть ситуации, когда попадают в категорию более сложных. И поведение бизнесменов в плане выбора экспертов принципиально отличается. Для того чтобы прочувствовать как себя вести в разных ситуациях, нужно искусственно в голове поднять ставки этой ситуации, то есть если вы выбираете юриста по какому-то корпоративному конфликту, который у вас есть на 100000 долларов, то представьте себе, что вы выбираете юриста для ситуации с совершенно катастрофическими последствиями, так же вы бы ее выбирали или нет, если бы ставки были не 100000 долларов, а 200 лет в тюрьме. Поднимая ставки искусственно, вы можете оценить, насколько вы тщательно подходите к вопросу. И очень часто в работе я сталкиваюсь с такой ситуацией, когда мне кто-нибудь говорит, что это было мнение эксперта, я его просто послушал, я молодец, заплатил за него деньги и просто сделал то, что мне сказали. И у меня сразу вопрос – а если бы от этого зависела твоя жизнь и твоих близких, ты бы так же себя вел? Выясняется, что не так же, послушал бы этого эксперта, потом послушал бы еще одного, потом третьего, еще с кем-то проконсультировался, то есть в зависимости от сложности ситуации выбор и подход к эксперту разный.

Мы сейчас говорим через интернет, а за счет чего он работает? Не за счет того, что есть один правильный качественный компьютер, который никогда не ломается, а есть огромное количество, и каждый пакет, который между нами сейчас пролетает, идет по разной траектории, то есть система построена таким образом, что она работает с большим количеством ненадежных элементов, каждый компьютер по дороге сейчас может сломаться, наша связь с вами не прервется, потому что информация пойдет другим путем. То же самое с экспертами в сложных ситуациях. Если у вас ситуация сложная, вам нельзя доверять одному эксперту, вам нужно идти разными путями одновременно. И коллективно собирая такие мнения для сложных ситуаций, это самый оптимальный путь, он вам даст трехмерную картину происходящего. Для более простых ситуаций рекомендации, советы друзей, предыдущий опыт обязательно надо перепроверять, и этого достаточно.

Тимур Аитов:

Мы сейчас даем ответы самой широкой аудитории. Вопрос касается доверия в быту, как его построить в отношении людей, которые вас окружают? На работе понятно, вы доверяете начальнику, контрагенту, договор у вас есть, даже с коллегами, а как заставить доверять человека, с которым вместе выгуливаете собаку во дворе, есть какие-то рекомендации, что человек, который знает только как зовут вашу собаку, вас-то не особенно знает, но вы каким-то хитрым способом имеете возможность оказывать на него влияние?

Яков Лившиц:

Могу примером и ответить. У меня папа снимал квартиру у человека 5 лет, я о нем ничего не знал, потом так сложилось, что папы не стало, и мне нужно было с этим человеком закрывать финансовые вопросы по оплате квартиры. Человека я не видел никогда, встретился с ним, и он повел себя на протяжении наших буквально нескольких недель отношений по закрытию вопроса с квартирой более порядочно, чем мог бы. Я приехал к нему домой, сказал: «Я хотел бы поближе познакомиться, ты мне очень понравился, ты вел себя очень корректно, я понимаю, что ты мог бы себя вести гораздо более жестко в финансовом плане и требовать погашения недоплаченных снятых месяцев, но ты этого не сделал, мне это очень понравилось. И я бы хотел с тобой попить чайку, если у тебя есть время, поговорить». Совершенно рандомальный человек. Я с ним поговорил и пригласил его, просто как жест доброй воли, заходи ко мне в офис, я тебе покажу, чем я занимаюсь. Я его пригласил в офис, и в день, когда он приехал, он говорит: «А я приехал с папой». Я очень удивился, говорю: «Хорошо, пусть папа тоже приходит». И я показал им офис, мы провели с ними час в очень приятной уважительной беседе, после чего выяснилось, что его папа заместитель президента Израильской бриллиантовой биржи, куда он меня на следующий день пригласил, я об этом ничего не знал на протяжении всего этого времени. Я туда приехал, он меня познакомил с гендиректором, с президентом Израильской бриллиантовой биржи, где выяснилось огромное количество интересных проектов, где мы, возможно, можем помочь. То есть мой подход такой, уважительное и дружелюбное отношение к окружающим – это как сеять, что-то из этого взрастет, что-то из этого взрастет сорняками и прорастет плохо, и люди используют ваше хорошее отношение в плохих целях, но если вы будете жить с открытым забралом, быть готовыми к тому, что вам плюнут в лицо, и это будет больно финансово или нефинансово, кто-то вами воспользуется разными способами, но при этом остаются те люди, которые этого не сделают, даже когда у них есть возможность, даже если вы с ними просто шапочно знакомы. Потом выясняется, что эти люди и есть ваш нетворк людей, это тот, на кого вы можете

опереться, потому что через 10 лет они продвигаются по службе, у них появляются друзья, родственники, жены, братья. И весь этот круг людей, с которыми у вас хорошие отношения, является вашей не подушкой безопасности, а вашей опорой, и в тот момент, когда вам что-то нужно, выяснится, что двоюродный брат человека, который гулял с вами рядом с собакой, является таким специалистом, и у вас решится вопрос в одну секунду, вопрос, который другие люди не смогут решить никогда. Поэтому эти отношения надо строить везде и всегда.

Тимур Аитов:

Что бы Вы хотели пожелать россиянам, которые прослушали наш эфир? И я хочу предупредить, что все то, что Вы говорили, можно подробнее, аккуратнее, тщательнее, спокойнее и более обстоятельно посмотреть во всех многочисленных Ваших роликах по Youtube.

Яков Лившиц:

Сначала эти видео мы сделали для внутреннего использования, но появился некоторый интерес, поэтому я рад, что кому-то они приносят пользу. Мы запустили проект, который называется DevEducation, это, по сути, бесплатный проект по обучению людей IT-профессиям. Мы учим IT, коммуникации, мы учим всему тому, о чем я говорил. Если кому-то это интересно, это фактически бесплатно, мы берем какие-то копейки для проформы и пытаемся дать как можно большему количеству людей возможность приобрести новую профессию. Если кому-то это нужно, я буду очень рад, если люди воспользуются этой возможностью. Коммуницируйте грамотно, коллекционируйте улыбки людей, которые вокруг вас, и вы увидите, как вам станет легче в совершенно разных сферах вашей жизни, и в рабочей, и в личной, если вы будете задумываться о том, почему люди, когда видят вас, недостаточно улыбаются, и как сделать так, чтоб они улыбались больше. Мне кажется, это принесет вам большое удовлетворение.

Тимур Аитов:

Спасибо. В эфире был Яков Лившиц, международный IT-бизнесмен, который делает ставку на улыбку в отношениях между людьми. До новых встреч.