{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Александр Киселев директор Департамента МСБ, АО «СМП Банк» 31 августа 2020г.
Интернет, Мобайл и не только
Обсудим новое банковское приложение "СМП Бизнес". Узнаем, как банки пережили пандемию, и как изменилось за ее время ДБО - на примере СМП Банка. Расскажем, почему важно строить доверительные и партнерские отношения с вашим банком

Екатерина Ярцева:

Добрый вечер, дорогие друзья, в эфире передача «Деловой гамбит» и ее ведущая Екатерина Ярцева. Один из моих сегодняшних гостей в буквальном смысле сошел с обложки журнала к нам сегодня в студию – Александр Киселев, директор Департамента малого и среднего бизнеса «СМП Банк». И второй наш гость Денис Краснолуцкий, руководитель Управления электронных каналов Департамента информационных технологий, АО «СМП Банк». Поговорим сегодня о том, как меняется банковское обслуживание малого и среднего бизнеса, в том числе дистанционное, о том, что нужно учитывать владельцам, руководителям компании, также коллеги расскажут о новом приложений «СМП Бизнес» и о том, почему необходимо выстраивать мультиканальную модель взаимодействия между банком и клиентом. Начнем мы с вопроса, который волнует многих, – как банки пережили пандемию, что вы узнали о себе, о своих клиентах?

Александр Киселев:

Так как любая кредитная организация всегда обладает достаточно большим запасом прочности, СМП банк в особенности, и так как мы зависим от клиентов, от их платежей, то определенные потери были. Мы видели сокращение оборотов наших клиентов, и средства клиентам понадобились в большем объеме, чем обычно, но радует то, что те клиенты, которые были ориентированы на сотрудничество, как между собой, так и с банком, лучше пережили кризис, и мы видим, что сейчас происходит восстановление.

Если говорить про наш канал ДБО, раньше у нас было 17 тысяч клиентов, в пандемию мы увидели, что часть снизила активность, где-то до 15 тысяч клиентов, и сейчас уже опять у нас 16,5-17 тысяч. Получается, что мы видим достаточно быстрое восстановление бизнеса.

Что касательно клиентов, они разбились на два лагеря. С одной стороны, некоторые клиенты стали пытаться защитить себя всеми возможными способами, то есть выводить из банка залог, скрываться от контактов либо заранее стребовать со своих клиентов задолженности. А вторая часть клиентов была настроена на коллаборацию в это тяжелое время. Многие приходили и говорили, что мы видим возможности для роста, давайте сотрудничать. Некоторые сотрудничали между собой, предоставляя каналы доставки друг другу. Со второй категорией гораздо приятнее было сотрудничать. Например, приходили владельцы алкогольного бизнеса, то есть у тебя сеть магазинов, торгующих алкоголем, и все равно нужна какая-то поддержка, хотя мы понимаем, что на самом деле в кризис продажи не упали. С другой стороны, мы видели целый ряд клиентов, которых действительно надо было поддерживать, и в первую очередь это те – между собой мы их называем медики, – кто поставляет все что угодно в медицинские учреждения, начиная от наволочек, заканчивая препаратами или томографами. Для таких клиентов специально делали программы, увеличивали максимальный лимит предоставлений банковской гарантии до 157 миллионов рублей, пытались с ними сотрудничать с точки зрения кредитования более активно, так что такие клиенты тоже были.

Для всех клиентов мы, как правило, предоставляли реструктуризации, у нас каждый пятый кредитующийся клиент получил отсрочку, так называемые кредитные каникулы, и также мы для всех новых клиентов делали акции, что три месяца обслуживание бесплатно в случае, если количество платежей в месяц не превышает пять, в ведущих банках три платежа, у нас было пять. Мы старались помогать, как могли.

Как и во всех компаниях, у нас большая часть сотрудников перешла на удаленку, поэтому мы осваивали новые гаджеты, новые приложения для общения, это был новый опыт, потому что ты мог слышать и видеть не только коллегу, но и его детей и домашних питомцев, соседей. Это привносило определенный колорит в общение, незабываемый опыт, и сейчас уже у нас все больше и больше сотрудников возвращается.

По поводу онлайна, поразительно, насколько малый бизнес адаптировался, потому что практически все возможные услуги можно стало получать путем доставки: парикмахер к тебе может приехать, ветеринарный врач онлайн может посмотреть, просто я как пользователь столкнулся с тем, насколько здорово предприятия адаптируются, и лучше адаптируются те, у кого есть постоянная клиентская база, сарафанное радио и хорошая представленность в соцсетях в том числе. Такой бизнес имеет самое большое преимущество.

Кроме того, если говорить о том, в каком направлении мы стали двигаться в последнее время, мы сотрудничаем с крупнейшим в России маркетплейсом  ВБЦ, через который мы предоставляем электронные банковские гарантии для госзакупок, и начали развивать агентский канал, потому что, как Вы правильно заметили, очень важно развивать именно мультиканальную модель. На мой взгляд, компаниям важно не только получать услуги через ДБО, но и чтобы была возможность прийти в офис банка, пообщаться, чтобы можно было позвонить в том числе в колл-центр, чтобы можно было различными путями заявить свои потребности банку, поэтому мы придерживаемся такой позиции, что кроме дистанционного обслуживания, которое должно быть на уровне, мы должны предоставлять свои услуги в других каналах, и сами услуги должны быть достаточно качественными: продукты, пакеты, расчетное обслуживание, все что угодно. Так что я надеюсь, что нас ждет светлое будущее с точки зрения второй волны, о которой активно говорят, мы со своей стороны будем прилагать усилия, чтобы своих клиентов поддерживать, даже если она случится.

Екатерина Ярцева:

То есть вы стали значительно лучше, стали более гибкими, узнали о своих плюсах, о том, что, оказывается, вы тоже смогли быстро адаптироваться и найти какие-то решения для себя и для своих клиентов.

Александр Киселев:

Несмотря на то, что меньше стало возможностей общаться, сама потребность делать что-то общее, делать что-то сообща выросла. Все здравомыслящие люди и компании пытались найти, во-первых, варианты сотрудничества между собой, во-вторых, новые возможности для развития. Например, для себя в период пандемии мы поняли, что мы и раньше занимались этой нишей, я говорю о компании участников госзакупок, но мы поняли, что эта ниша в кризис наиболее устойчивая, потому что ты имеешь понятного контрагента, это государство или государственные компании, и мы в период пандемии не только увеличили лимиты на медиков, но и запустили экспресс-кредиты. Как обычно считается, кризис, надо сворачивать, никого не кредитуем – мы решили, что если у нас есть понятный контракт, который будут исполнять предприятия малого бизнеса, то вполне можно работать. Соответственно, начали вместе с партнерами этот проект реализовывать.

Екатерина Ярцева:

Что касается госзакупок, там же какие-то и подводные камни есть?

Александр Киселев:

Подводные камни есть везде, важно, чтобы штурман был надежный. Поэтому мы стараемся для клиентов, которые участвуют в госзакупках, предоставить весь комплекс. У нас есть и спецсчета, и можно счет открыть бесплатно, в том числе и гарантии, кредиты, то есть полный спектр получить. Есть государственные компании, которые платят более дисциплинированно, некоторые более придирчиво принимают работы, но мы в любом случае ставим чуть-чуть попозже погашение кредитов, понимаем, что в данном случае госзаказчик пристально проверяет работу, и это занимает еще месяц каких-то доделок. Но чем больше работаешь, тем лучше ориентируешься.

Екатерина Ярцева:

Давайте поговорим о приятном событии, которое случится 10 сентября.

Денис Краснолуцкий:

Ориентировочно 10 сентября у нас запускается новое мобильное приложение для бизнеса МБК 4Х для Аndroid и для операционной системы IOS, это будет приложение, в котором полностью переработан платежный интерфейс, туда добавлены пуши, туда будет добавлен чат, и самое главное, если на текущем мобильном приложении для подписания платежек, акцептов необходимо использовать отдельное приложение, которое обеспечивает безопасность PayControl, и пользователю нужно было метаться из одного приложения в другое, увеличивая его путь к цели, то в новом приложении не нужно будет этого делать, то есть у нас будет два в одном: там и сам интернет-банкинг, и электронные ключи. Мы сейчас замеряем обратную связь от нашей тестовой группы, получили достаточно высокие баллы, от 8 до 9, и мы готовы к тому, чтобы зарелизить это приложение. Я не хочу загадывать, но все сроки уже зафиксированы.

Мы не стали специально делать это в начале месяца, потому что очень уж высокая активность через ДБО у компаний по закрытию предыдущего периода, поэтому чтобы они не испытывали неудобства, а всегда будет неудобство, когда у тебя что-то новое, даже если оно лучшее, то есть даем возможность всем клиентам закрыть август со старым приложением и дальше уже будем активно с середины месяца продвигать новое мобильное приложение.

Екатерина Ярцева:

Путь был долгий к этому приложению.

Денис Краснолуцкий:

ДБО развивается очень активно последние полтора года, то есть мы со своим вендором прошли долгий и тернистый путь, мы не разрабатываем сами ДБО, а используем платформу компании BSS, раньше называлась CORREQTS, она была рассчитана на крупный бизнес, то есть на людей, которые по должности своей вынуждены работать в интернет-банке, в больших компаниях это бухгалтера в основном, для них это не важный интерфейс, но все равно мы понимаем, что собственникам и руководителям тоже интересно работать в этой системе. Поэтому мы пошли в сторону упрощения интерфейса, сподвигли нашего вендора сделать глобальную реновацию интерфейсов платежных и различных модулей, и еще сделать так, чтобы он занял в прошлом году четвертое место по рейтингу Markswebb.

Екатерина Ярцева:

Вас можно нанимать как бизнес-консультантов.

Денис Краснолуцкий:

Мы стояли на распутье, по какому пути пойти, сделали выбор в сторону нашего текущего поставщика и внедрили новый интерфейс в прошлом году, внедрили в первое приложение, которое сейчас будем менять, при этом у нас были очень высокие требования со стороны нашей безопасности, потому что мы не принимаем СМС-подтверждение платежей, потому что это не безопасно. Тот тренд, который сейчас в банковском IT происходит, это уход от СМС и переход на специальные решения, которые обеспечивают большую безопасность и надежность.

Мы запустились с двумя приложениями, одно интернет-банк, другое – ключи, а сейчас все будет перепаковано и будет приложение два в одном. Плюс еще в позапрошлом году мы запустили проверку контрагентов, когда клиент хочет совершить платеж в сторону какого-то неизвестного партнера, ему показывается сервис «Светофор» – перед тем, как отправить платежку клиенту, показывается три цвета: зеленый, красный либо желтый. Если зеленый, значит все нормально, если желтый, то проблемы, если красный – очень серьезные проблемы. Дальше, если человек хочет, получает отчет, в котором расписано почему именно, то есть там какие-то судебные разбирательства, негативные моменты ведения бизнеса.

Екатерина Ярцева:

Информация аккумулируется из каких источников?

Денис Краснолуцкий:

Из разных источников. У нас есть партнер-поставщик «Светофор», это компания СБК Контур, и через ДБО мы транслируем то, что она нашла по поводу того или иного контрагента. Также мы внедрили в прошлом году возможность получения счета онлайн.

Александр Киселев:

Это опять вопрос про сотрудничество, у нас проверка контрагента с Контуром, подпись с Safe Tec, также мы интегрировались с 1С, чтобы было удобно компании отправлять платежки, получать ведомости. 1С – это предоставление самих бизнесовых операций клиента. Так как обычно бухгалтерию ведут в 1С, то эти операции можно в ДБО и наоборот.

Что касается открытия счета, в прошлом году у нас был еще один большой проект, мы автоматизировали открытие счета, теперь у нас норматив один день для индивидуального предпринимателя и два дня для ООО. Это тоже мы делали с компанией GreenData. Мне кажется, тренд современного бизнеса, в том числе банковского, это как раз такие примеры партнерства, когда необязательно делать на 100 процентов все самому, можно выбрать решение, которое имеется на рынке, которое наиболее оптимально для тебя, и с помощью него удовлетворить клиента. Важен баланс.

Екатерина Ярцева:

Возвращаясь к этому долгому пути, какие были сложности и во что их преодоление вылилось? Я так понимаю, что в достаточно высокую надежность этого приложения.

Денис Краснолуцкий:

Вы правы. Что касается того приложения, которое мы выпустим, мы начали его адаптировать, проверять, тестировать еще в ноябре прошлого года. Есть многие банки, которые запускают новый какой-то сервис в достаточно сыром виде, рапортуют о нем, выпускают пресс-релизы, а потом по факту оказывается, что он работает в каком-то регионе на какой-то фокус-группе непонятных клиентов, а основная масса клиентов сидит на старой системе. У нас такой подход неприемлем, прежде чем выпустить на массу клиентов, мы все проверяем на себе, на фокус-группах, привлекаем бизнес, различные подразделения, проверяем, контролируем, запускаем бета-тестирование, получаем результат. Если он выше 8 баллов, то мы принимаем решение о запуске в пром.

С ноября месяца по конец августа мы занимались доработкой совместно с нашим вендором. Выпустить идеальное приложение, которое будет работать на всех, либо невозможно, либо очень долго, бизнес не ждет, поэтому на основной массе клиентов все должно работать без ошибок. Это как раз к вопросу о долгом пути. Постоянно списки, критические ошибки, важные, неважные, хотелки и так далее. Этот процесс идет по кругу, и допиливание приложения будет бесконечным.

Обычно как происходит: есть маркетплейсы, Google market, у IOS тоже своя платформа, откуда скачиваются приложения, и клиенты пишут обратную связь. Обычно пишут, когда что-то не получается, то есть у 90 человек все получилось, у одного сломалось или телефон глюканул, бывает даже не по нашей причине, потому что у него что-то с операционной системой, и он начинает писать яростные вещи. Мы надеемся, что в этот раз все будет хорошо, и может быть попросим клиентов, кто поставил нам 10 из 10 баллов, написать отзыв.

Екатерина Ярцева:

Там есть два режима – информационный и транзакционный.

Денис Краснолуцкий:

Надо понимать, что говоря МСБ, сегмент СМП банка, это не частники, не самозанятые люди…

Екатерина Ярцева:

Не булочные и не парикмахерские, о которых говорил Александр.

Денис Краснолуцкий:

Мы рассчитаны на более серьезные компании, соответственно, у нас выше требования к безопасности, к стабильности работы. Мы проводили опрос полтора года назад, когда у нас не было приложения, и большая часть клиентов сказала, что им это не нужно. Мы спрашивали собственников бизнеса, и в ДБО сидели бухгалтера, которые получали деньги за это, мучились, что оно дико неудобное. И получается, что на старте половина сказала, что им не нужно приложение, четверть сказала, что нужно только информационное, и другая четверть сказала, что им транзакционное нужно. И мы приняли решение, что у нас приложение работает в двух режимах: хочешь смотришь, информационный режим, хочешь смотришь и подписываешь. Бухгалтер может сделать какую-то платежку, ты ее проверяешь, акцептуешь, либо просто смотришь, как идут дела, как движутся платежи, что у тебя со счетами происходит в информационном режиме, то есть ты контролируешь, при необходимости в это дело по звонку либо по какому-то другому каналу включаешься.

Есть всякие рейтинговые агентства, мы в частности на Markswebb ориентированы, и то, что в рейтингах выходит, это для микробизнеса, мы чуть повыше. Они тоже все-таки увидели существование слоя таких вот игроков бизнеса и хотят ввести рейтингование такого уровня отдельного приложения, которое обеспечивает бизнес, который является сейчас для нас целевым сегментом. Получается, мы в каких-то сферах лидируем. Те же самые приложения и тот же самый новый интерфейс интернет-банка, который нашим партнером компанией BSS разрабатывается, мы были одни из первых, кто внедрил его в пром. С нетерпением жду, когда запустим, чтобы показывать остальным, что СМП банк запустил, особенно учитывая наш серьезный подход к тому, какой продукт мы будем выдаем для клиента.

Екатерина Ярцева:

Какие еще важные моменты по поводу этого приложения будут, что было фишкой, что осталось, что добавилось?

Александр Киселев:

Сейчас появится мобильный чат, с клиентом необходимо общаться как можно больше. Так как клиенты у нас чуть покрупнее, они могут позвонить не только менеджеру, но и руководителю зачастую, так как имеют контакты, и руководителю руководителя, поэтому мы получаем обратную связь не затуманенную, потому что бывает так, что маркетинг что-то собрал, чтобы никого не расстраивать…

Екатерина Ярцева:

У вас все без купюр.

Александр Киселев:

Да, так как клиенты имеют возможность достучаться. Появится чат, с помощью которого можно будет общаться с клиентом, и то, что важно для клиентов и для нас как для бизнеса, мы хотим реализовать так называемый конструктор РКО, то есть если сейчас клиенту приходится выбирать между различными пакетами, это традиционный способ продажи услуг РКО, когда есть определенные пакеты, либо они отраслевые, либо от объема бизнеса зависят, мы все-таки хотим прийти к тому, чтобы можно было построить пакет для себя, потому что у нас компании немножечко покрупнее и у них есть свои разные особенности, и они могут нуждаться где-то в больших оборотах, где-то в большем приеме наличности, могут быть индивидуальные особенности и потребности. И для того чтобы их более грамотно удовлетворить, мы планируем сделать именно конструктор, чтобы клиент мог подобрать под себя продукт. Вот это ключевые моменты, естественно, ими список не заканчивается, у нас планируется реализация еще обновленного зарплатного проекта тоже в рамках данного проекта по обновлению нашей системы дистанционного обслуживания. Но это такие, которые в ближайшей перспективе, понятно, что все карты открывать не хочется, а хочется удивлять своих клиентов регулярно.

Екатерина Ярцева:

Что касается ДБО, многие сейчас настроены на волну цифровизации и считают, что этого достаточно. Ваш подход отличается, то есть для вас такая система ДБО, ее создание и поддержание в актуальных статусах, это только один кирпичик, у вас еще другие каналы существуют, и вы за гармонизацию каналов и подходов к клиенту.

Александр Киселев:

Должна быть гармония, потому что пока у тебя кафешка, можно пользоваться только каким-то мобильным приложением и с его помощью и карточки принимать средства. Но как только бизнес начинает расти, потребности все больше и больше, и транзакционные потребности уже перерастают в определенную консультацию, когда клиент приходит и говорит, что мне нужно не только платежи принимать, но мне нужно наладить расчеты внутри предприятий, здесь у меня поставщики, здесь покупатели, здесь у меня магазин, где нужна наличность, то есть потребности компании выше. И чем становится выше их разнообразие, тем больше надо использовать и каналов, в том числе сеть, банкоматы. Например, у нас появились банкоматы самоинкассации, чтобы клиент, особенно если это пока не очень большой магазин, мог произвести это самостоятельно. Это и зарплатные проекты, и кредитование, то есть на определенном этапе развития бизнеса компаниям становится важно даже не то, чтобы им прямо сейчас обязательно выдали кредит, но то, что банк в принципе это делает, потому что некоторые банки пошли по пути развития исключительно цифрового, то есть как некой платформы, и дойдя до определенного уровня стало понятно, что пласт микробизнеса исчерпался, и для того чтобы на следующую ступеньку ступить, надо уже какую-то сетку иметь, и кредиты начинать выдавать. Так как мы начинали не с этого, а скорее наоборот, то есть у нас компании были сначала среднего бизнеса, теперь мы спускаемся пониже, компании малого бизнеса, то наша идея в том, чтобы предоставлять комплексное обслуживание не только в цифровом канале. Это одна из особенностей, что можно и вживую пообщаться.

Денис Краснолуцкий:

Это даже тренд, то есть все на изоляции устали от того, что ты все время в виртуальном мире находишься, а у нас пожалуйста...

Александр Киселев:

У нас были дежурные офисы для обслуживания клиентов, мало того, у нас были специальные выездные бригады. Например, если в каком-то офисе кто-то заболел, понятно, что нельзя оставить клиента без офиса, то в этом случае он дезинфицировался, и подменные сотрудники могли работать, те, которые не были отправлены на карантин. Они работали в сокращенном режиме просто потому, что и наши клиенты работали сокращенно, потому что многие магазины не работали, и учреждения многие не работали, и просто большой потребности в постоянно рабочем отделении не было. Потом уже стали наклейки клеить на пол, что на полтора метра не только вперед и назад, но и в сторону, так что старались клиентов ни в коем случае не бросить. И мы стали получать очень много клиентов через ДБО в том числе и ввели для себя такую практику, как получение финансовых документов через ДБО, потому что клиентам надо было рассматривать вопросы о кредитных каникулах. Если раньше у нас была позиция, чтобы все было на бумаге, то несчастье помогло, и мы стали более активно работать в том числе и с электронно-цифровой подписью, и с получением документов по системе ДБО.

Екатерина Ярцева:

Все получилось, но, наверное, были какие-то вещи во время пандемии и в процессе разработки приложения, которые не получились или получились не так, как вы хотели?

Денис Краснолуцкий:

Что касается самого периода пандемии, то эксцессов не было. Мы хотели немножко раньше запуститься, но опять нашли кучу ошибок, это рабочие моменты, то есть при этом у любого живого рабочего банка случаются какие-то инциденты, связанные с прерыванием работы системы ДБО. У нас такая неприятная ситуация была в конце прошлого года, когда несколько часов ДБО не работало, потому что была некая техническая проблема, с ней разобрались, все эти ошибки пофиксили и разработали большой проект по отказоустойчивой системе ДБО. Туда включены онлайн-мониторинговый сервис, нагрузочное тестирование, перебор железа, дублирование систем, а также такая методология, когда можно запускать одновременно и старую, и новую версию, смотреть, как она себя ведет, и при этом все записи по транзакциям, которые попадают в единую базу, при необходимости в случае какой-то проблемы в новой все это откатывается, и дальше система работает на старой платформе, и мы разбираемся параллельно.

Внедрение этого комплекса отказоустойчивости позволило нам пару раз не споткнуться, то есть клиенты получают беспрерывное обслуживание в ДБО, вдобавок мы на определенных бордах, на которых высвечено все количество систем, которые участвуют в целом в оказании цифрового сервиса, интеграционные точки, различные сообщения, мы все это видим, и как только загорается желтенькая, сразу направляется бригада специалистов, разгребается, выравнивается, и система не падает. И происходит это круглосуточно.

Екатерина Ярцева:

То есть вы стали лучше.

Денис Краснолуцкий:

Мы стали гибче и надежнее, отказоустойчивее, у нас есть так называемая вторая нога, то есть в случае отрубания канала подключается резервный канал. Мы думали, что этот проект захватит все наши ресурсы и мы остановим функциональное развитие, но так получилось распределить задачи, что мы и функционал развиваем, и решаем инфраструктурную проблему задач.

Александр Киселев:

Я не могу сказать, что были какие-то потери, мне кажется, мы могли еще больше помогать. Не во всех госпрограммах мы участвовали, потому что там надо было брать определенные обязательства по росту бизнеса, мы не знали будет ли спрос, как клиенты переживут. Мы достаточно осторожно подходили к наращиванию объемов. Сейчас, оглядываясь назад, можно было и поактивнее работать, и кредитовать поактивнее, потому что мы хоть и не сократили портфель и даже нарастили его за период пандемии, но могли этот кризис пройти с еще большими не то что победами, но могли и клиенту помочь, и себе в том числе заработать портфель.

Мы были излишне осторожны, с одной стороны, это хорошо, потому что банк не потерял средства или не влез в какие-то риски, но, с другой стороны, может быть здесь баланс, и это хорошо. Хочется и клиентам помочь, и чтобы показатели были хорошие, но всегда в банке есть система издержек противовесов, с одной стороны всегда бизнесовые направляющие, с другой стороны те, которые следят за рисками всех разновидностей, и, как правило, в балансе все это существует. Поэтому в данном случае тоже правильно, что где-то не стали кидаться в омут с головой и с холодной головой прошли этот кризис.

Екатерина Ярцева:

Все хотят знать про вторую волну, насколько устойчивы банки. Определенный этап пройден, но если вдруг?

Александр Киселев:

Как уже заметили, мы стали сильнее, уже не будет такой неопределенности в действиях, все же какие-то планы есть как действовать в случае возникновения проблем. Меня тревожит то, что у малого бизнеса нет активного развития в нашей стране, неохотно вкладывают инвестиции, поэтому каждый раз если какое-то предприятие что-то строит, для меня прямо отдушина. Поэтому беспокоит, что у таких предприятий было планов громадьё, и сейчас опять надо это все откладывать и думать не о развитии и инвестициях, а думать о выживании. Вот это меня больше всего напрягает с точки зрения того, что бизнес может недоразвиться, четвертый квартал – это всегда для бизнеса время ковать железо. Это всегда самый большой спрос, потому что все приехали из отпусков, это всегда производство, и банки, следуя за клиентом, больше кредитуют, больше проводят каких-то операций. И если вторая волна случится в четвертом квартале, это будет очень серьезное испытание, банк его несомненно переживет, а вот насколько это переживет малый бизнес, вопрос открытый. Мы будем помогать.

Екатерина Ярцева:

Я хочу пожелать отсутствия этой волны, бомбического четвертого квартала нам всем, представителям всех уровней бизнеса, и, конечно же, банкам. О чем вы мечтаете для банка и для клиентов, помимо ровного окончания года?

Александр Киселев:

Всегда новых возможностей, об этом мы говорили почти весь эфир, что любое время, даже тяжелое, это время попробовать что-то новое, испытать, получить какие-то новые варианты развития бизнеса. Я желаю, чтобы и в этом году, и в следующих годах бизнес всегда видел окна для роста. Перспектива – это то, что зажигает компанию.

Денис Краснолуцкий:

Я пожелаю, чтобы тот онлайн-канал, который клиенты получают, радовал и вдохновлял на поиск новых идей.

Екатерина Ярцева:

Я в свою очередь желаю и советую представителям бизнеса строить отношения со своим банком не просто как с банком, а как с партнером, когда ты знаешь, что ты можешь прийти, получить поддержку, консультацию и воевать с какими-то задачами, проблемами не в одиночку, а с надежным партнером плечом к плечу. Спасибо огромное, что пришли, спасибо всем слушателям и зрителям, до новых встреч в эфире.