{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алла Поленок Врач-педиатр, заведующая отделением медицинской профилактики ДГП №118 г. Москвы 17 февраля 2020г.
Школьная медицина
Чем занимается школьно-дошкольная медицина сегодня? Почему школьных медиков можно застать в школе только в определённый промежуток времени? Кто занимается оценкой качества школьного питания и за что отвечает медицинский работник? Разговор о медицине в детских садах и школах «на чистоту»

Оксана Михайлова:

Здравствуйте, друзья, и вновь наша передача «Точка приложения». Сегодня у нас тема, которая касается большинства родителей, – это школьная и дошкольная медицина. И сегодня у меня в гостях заведующая отделением профилактики детской городской поликлиники №118 Поленок Алла Вадимовна. Что такое в современных реалиях отделение профилактики, какие изменения претерпело за последнее время?

Алла Поленок:

Отделение медицинской профилактики представляет собой медицинский блок в образовательной организации. Обязательно это кабинет врача и прививочно-процедурный кабинет. В комплекс отделения медицинской профилактики обязательно входит врач и одна или несколько медицинских сестер, это все зависит от количества обучающихся. Это образовательный комплекс.

Оксана Михайлова:

Образовательный комплекс – туда входит какое-то количество школ и садов, от этого рассчитывается количество медицинских работников. И чем они занимаются?

Алла Поленок:

В основном это профилактическая работа – профилактические медицинские осмотры, вакцинация, контроль за санитарно-гигиеническими требованиями, условиями в образовательных организациях. Это участие в оздоровлении детей, формирование здорового образа жизни, проведение лекций.

Оксана Михайлова:

Основные направления работы отделения профилактики?

Алла Поленок:

Первичная медико-санитарная помощь в неотложной и экстренной форме, профилактическая работа, проведение профилактических прививок, профилактических осмотров, взаимодействие с участковыми врачами-педиатрами, контроль за гигиеническим состоянием, контроль за санитарно- эпидемиологическим состоянием, помощь обучающимся в профориентации. В основном это профилактическая работа.

Оксана Михайлова:

Какие изменения произошли? Сейчас в Москве идет оцифровка, ЕМИАС, введено ли это уже в садах, школах и какие это преимущества дает медицинским работникам и родителям?

Алла Поленок:

Кроме внедрения ЕМИАСа в поликлики, ЕМИАС сейчас пришел и в школу. Сейчас в каждом учреждении стоит компьютер, где доктор, медсестра могут запланировать мероприятие, вакцинацию, профилактические осмотры, могут посмотреть, где был последний раз ребенок, какие ему проводили манипуляции, болел он, не болел. Очень много информации, и это сильно упрощает работу, потому что если раньше мы ждали каких-то вещей от родителей, то сейчас что-то можно посмотреть. Плюс если вдруг ребенок прививался не у нас, а получил вакцинацию в поликлинике, то в его прививочной оцифрованной 63-й форме мы тоже можем увидеть, что он сделал и когда.

Оксана Михайлова:

Означает ли это, что если ребенок сделал прививку не в садике, не в школе, а в поликлинике, то медсестра или школьный врач может посмотреть это в ЕМИАСе, и мама необязательно должна приносить справку из поликлиники? Или все-таки это не отменяет справку из поликлиники о том, что ребенок прививался, а не в частной или какой-то другой?

Алла Поленок:

Из частной поликлиники принести справку будет нужно. Сейчас идет интеграция электронных форм, мы выверяем, все ли правильно было внесено, все ли четко. На 100% нельзя без справки, но это уже совсем близко, то есть почти вся информация выверенная, достаточно правдоподобная.

Оксана Михайлова:

Какие справки могут выдавать медицинские работники образовательных учреждений?

Алла Поленок:

В образовательном учреждении могут выдавать справки о контактах с инфекционными больными. Можно получить справку о состоянии здоровья после диспансеризации: группа здоровья, физкультурная группа, диагноз. 86-ю форму для поступающих тоже можно взять в образовательном учреждении.

Оксана Михайлова:

Справка о контактах по образовательному учреждению выдается?

Алла Поленок:

Да, по образовательному учреждению

Оксана Михайлова:

Как мама может получить эту справку? Где ей нужно оставить заявку?

Алла Поленок:

Есть график работы медицинских работников, он висит на каждом кабинете, утвержденный график главным врачом и согласованный с директором школы. Можно подойти в часы работы медицинского работника, можно попросить через воспитателей или через педагога: «Передайте, пожалуйста, мне надо вот это и вот это». И потом лично забрать, потому что справку никому не отдадут.

Оксана Михайлова:

Справка будет уже со всеми печатями, то есть маме не надо бегать в поликлинику?

Алла Поленок:

Да, конечно.

Оксана Михайлова:

Вы сказали о профилактических осмотрах, такая животрепещущая тема. Как проводятся профилактические осмотры в садах, школах? Это же разный набор специалистов. В садиках ли смотрят, в школах либо в поликлинике ведут? И где родители могут узнать какие специалисты и какие анализы, в каком возрасте их ребенку должны посмотреть и провести?

Алла Поленок:

Существует 514 приказ о порядке проведения профилактических осмотров несовершеннолетними, и в этом приказе четко написано в каком возрасте, какие специалисты, какой объем исследований. Профилактические осмотры проводят ежегодно, только меняется объем специалистов. На сайтах школ вывешиваются графики, то есть зайдя на официальный сайт школы, можно посмотреть, когда планируется, в каком классе, в какой возрастной группе профилактический осмотр. Где-то профилактические осмотры проводятся в поликлиниках, то есть организованно детей приглашают к определенному времени, они все приходят с добровольными информированными согласиями, их проводят достаточно оперативно по кабинетам. Где-то это выездные бригады, то есть не надо никого никуда везти.

Оксана Михайлова:

Это на местах – в садах и школах?

Алла Поленок:

Да, на местах – в садах и школах выходит группа специалистов, они им все необходимые исследования проводят на месте.

Оксана Михайлова:

Итак, провели диспансеризацию ребенку, после этого мама может взять заключение у медсестры о том, какая группа здоровья. А если в диспансеризации выявляется какая-то патология?

Алла Поленок:

То ребенка отправляют на второй этап, то есть в поликлинику, чтобы ему провели необходимое дообследование, поставили заключительный диагноз.

Оксана Михайлова:

Предположим, окулист выставляет какой-то диагноз. Как мама к окулисту попадает? Она идет на прием к педиатру?

Алла Поленок:

Она может пойти в кабинет выдачи справок и направлений, ей в образовательной организации медицинский работник даст направление, что ребенку нужно к окулисту. Окулист – тот специалист, к которому можно самостоятельно записаться, то есть подойти к терминалу или через ресепшен.

Оксана Михайлова:

То есть к специалистам второго уровня.

Алла Поленок:

Да, второго уровня, к которым надо записаться через кабинет выдачи справок и направлений, поэтому это зависит от того, какой специалист.

Оксана Михайлова:

Медсестры в любом случае отслеживают результаты диспансеризации и должны информировать родителей о том, в каком направлении нужно с ребенком дальше работать?

Алла Поленок:

Да, однозначно.

Оксана Михайлова:

Следующая тема по поводу прививок. Как устроен процесс вакцинации в образовательных учреждениях? Может ли мама привить ребенка не в садике/школе, а в поликлинике? Что для этого надо?

Алла Поленок:

Вакцинация – это вообще приоритетная тема. Много заболеваний есть, для которых вакцинация является профилактикой. Сейчас вся вакцинация производится по национальному календарю профилактических прививок – гепатит В, туберкулез, полиомиелит, дифтерия, столбняк, коклюш, корь, краснуха, паротит, пневмококковые инфекции, гемофильная инфекция, менингококковая инфекция – очень большой объем вакцинаций, все это сейчас доступно. В этом году была возможность даже привить в школах против вируса папилломы человека – девочек.

Дети, которые не хотят прививаться в образовательных учреждениях, могут пойти в поликлинику и прививаться там. Для этого надо взять направление из образовательной организации. И в честь того, что мы уже практически имеем полную электронную 63-ю форму, то скоро не будет такой необходимости. У нас часто для подстраховки еще с направлением можно пойти в поликлинику привиться.

Оксана Михайлова:

Пока идет оцифровка, есть какие-то моменты, шероховатости, которые еще не до конца решены. Если ребенку медсестра говорит, что нужно сделать прививку, то мама берет направление у школьной медсестры для поликлиники. Просто хочу обратить внимание, что родителям не надо идти просто так в поликлинику и говорить: «Мне нужно вот такую-то прививку». Это просто потраченное время. Нужно идти обязательно с направлением, потому что пока поликлиники еще не в полном объеме могут знать о том, какая прививка нужна ребенку. Если мама считает, что нужно сделать в поликлинике, она делает. И точно так же пока приносит справку обратно в садик, школу. А как обстоят дела с Манту, с Диаскинтестом? С какого возраста делается Диаскинтест? Как это происходит? И за сколько родители узнают, что их ребенку будут делать прививку? Как их ставят в известность? Как организован сбор согласий?

Алла Поленок:

Медицинская сестра с врачом – бригада, она планирует вакцинацию. То есть собирается контингент, который будет прививаться, пишутся добровольно-информированные согласия заблаговременно, то есть за неделю, раздаются, чтобы родители изучили.

Оксана Михайлова:

Там четко стоит дата, когда будет?

Алла Поленок:

Да, они планируют по дате. Пишутся согласия, могут раздаваться в саду, можно отдать лично родителям, потому что в саду родителей встретить проще. В школе – это либо делается через педагога, либо школьникам отдают, школьники домой приносят. Родители соглашаются или не соглашаются, в запланированный день происходит осмотр, термометрия обязательно. Если врач сочтет, что ребенок здоров, что эпидемиологическое окружение чистое, то вакцинируют.

Оксана Михайлова:

Теперь к Диаскинтесту и реакции Манту.

Алла Поленок:

Туберкулинодиагностика проводится согласно санитарным правилам профилактики туберкулеза ежегодно. Реакция Манту проводится с 12 месяцев до 18 лет. Если ребенок не привит против туберкулеза или у него есть хронические заболевания органов дыхания, пищеварения, то ребенку надо дважды в год делать реакцию Манту. С 8-ми лет возможно проведение Диаскинтеста – это тоже проба, но несколько другая. И в зависимости от возраста проводится либо одна, либо другая, ежегодно, тоже с согласием.

Оксана Михайлова:

Их одновременно проводят, потому что в некоторых школах детям сразу сделали в две руки – и Манту, и Диаскинтест.

Алла Поленок:

Нет, реакция Манту делается более младшим детям, то есть до 8 лет, а с 8-ми лет делается Диаскинтест.

Оксана Михайлова:

Манту – это более широкая, Диаскинтест – это более прицельно. Моему ребенку нет еще 8 лет, но я хочу Диаскинтест, что мне делать?

Алла Поленок:

Можно сходить в противотуберкулезный диспансер, проконсультироваться с врачом-фтизиатром.

Оксана Михайлова:

То есть мне нужно взять направление?

Алла Поленок:

Да, Вам дадут направление. В каких-то случаях могут просто сделать Диаскинтест, просто это достаточно разные исследования: реакция Манту и Диаскинтест. Диаскинтест говорит об активности процесса, а реакция Манту дает понимание реакции организма на туберкулин, то есть на наличие микобактерий в организме. Это несколько разные вещи, они не совсем идентичны. Туберкулезный диспансер может предложить какие-то альтернативные методы.

Оксана Михайлова:

А школа это принимает? Медицинские работники садов и школ примут эту справку, если карантина нет? Или главное, чтобы было написано заключение фтизиатра о том, что ребенок может посещать?

Алла Поленок:

Мы все-таки ждем заключение фтизиатра.

Оксана Михайлова:

То есть последнее слово в данном случае от фтизиатра из тубдиспансера. А что делать в случае отказа от туберкулезной диагностики? Вот я не хочу прививать, что делать с точки зрения медицинского работника или родителей, чьи дети прививаются? Есть в классе мама, которая не хочет делать ребенку туберкулезную диагностику.

Алла Поленок:

В таком случае мы направляем к фтизиатру, чтобы получить от него заключение. Чаще всего фтизиатр предлагает какие-то методы обследования. Мы ждем заключение, для того чтобы понять, что ребенок не опасен для окружающих. То есть мы приходим в образовательную организацию, чтобы обучаться, а не цеплять болячки. Хочется, чтобы окружение было чистое и спокойное, поэтому мы ждем справку от фтизиатра, а фтизиатр, чтобы сказать есть там что-то или нет, тоже должен какие-то методы обследования получить.

Оксана Михайлова:

Медицинские работники не только отвечают за жизнь и здоровье конкретного ребенка, но еще и отвечают за огромное количество детей в этом коллективе. И поэтому надо понимать, что здоровье всего коллектива зависит от здоровья отдельно взятого ребенка. Поэтому если врач-фтизиатр в туберкулезном диспансере выдает справку о том, что ребенок здоров после определенных манипуляций, то прекрасно, ребенок может посещать, если какие-то проблемы, то это решается уже с администрацией школы. Что происходит, если мама не хочет идти в туберкулезный диспансер, но при этом ребенок не привит?

Алла Поленок:

Все решения по поводу допуска или не допуска к образовательному процессу принимает администрация образовательной организации.

Оксана Михайлова:

То есть это ведомость школы?

Алла Поленок:

Это ведомость школы. Медработник должен подавать списки детей, которые не обследованы, директору школы, потому что директор школы тоже должен понимать, какая у него ситуация происходит. Он тоже за эпидемиологическую ситуацию отвечает, поэтому ему надо быть в курсе.

Оксана Михайлова:

Полиомиелит. Есть детишки, которые по каким-то причинам имеют медотвод, им не делают прививки, и есть те, которые отказываются. Но в садике сделали прививку полиомиелита. Полиомиелит, как известно, инактивированный, убитый, это укол, а есть живой полиомиелит – это капельки. Какой из них опасен для стерильных детишек, то есть непривитых?

Алла Поленок:

В СанПиНе по профилактике полиомиелита написано, что дети, которые не имеют трех вакцинаций против полиомиелита или вообще не имеют вакцинаций против полиомиелита, должны разобщаться с детьми, привитыми живым полиомиелитом.

Оксана Михайлова:

Капельками?

Алла Поленок:

Да, если детей закапали капельками и рядом есть дети, у которых нет полиомиелита вообще или есть 2 полиомиелита, 1 полиомиелит, то их надо разобщать.

Оксана Михайлова:

То есть в данном случае опасен тот полиомиелит, который в капельках.

Алла Поленок:

Тот, который в капельках, может вызвать вакцино-ассоциированный полиомиелит.

Оксана Михайлова:

Тогда почему нельзя привить детей инактивированным полиомиелитом, если он менее опасен, чем живой?

Алла Поленок:

Живой полиомиелит формирует более сильный иммунитет в кишечнике. Если учитывать фекально-оральный путь передачи вируса (с пищей, с едой), то живой полиомиелит делает более сильным иммунитет в кишечнике. И когда мы вначале делаем 2 инактивированных, а потом подтверждаем его живым полиомиелитом.

Оксана Михайлова:

Комбинированная схема вакцинации детей обеспечивает более стойкий иммунитет. И поскольку живой полиомиелит вызывает более стойкий иммунитет, поэтому мы прививаем живым полиомиелитом.

Алла Поленок:

То есть последняя вакцинация и ревакцинация.

Оксана Михайлова:

Если в садике в группе есть часть привитых, есть те, кто не хотят прививаться, или по каким-то причинам не могут прививаться, почему этих детей, которые не привились, переводят в другую группу или их разъединяют? Ведь этим детям закапали, надо этих детей из группы убрать? Почему убирают из группы именно непривитых детей, а привитых оставляют? Несправедливо.

Алла Поленок:

Вакцинация – это личный выбор каждого, но государство и медицинское сообщество считают это более правильным и что нужно прививаться, потому что есть заболевания, которые опасны, которые вызывают плохие исходы, и единственная возможность защититься – это вакцинация. Поэтому считается, что хорошо и правильно прививаться и не совсем правильно отказываться. И если выбирать, то дети, которые прививаются, все делают правильно и остаются. А те, которые не прививаются – для них предоставляют по возможности либо группу, где есть такие же непривитые дети, либо группу, в которой в течение 60 дней никого не прививали живым полиомиелитом. Плюс есть надомные формы обучения. Если это начальная школа, то администрация школы может предложить вариант дистанционного обучения.

Оксана Михайлова:

То есть не то, что раньше, когда говорили, что нужно 60 дней дома?

Алла Поленок:

Стараются помочь родителям и найти выход, но просто не всегда это идеально получается.

Оксана Михайлова:

На 60 дней вырвать из учебного процесса – это очень сложно, родители должны понимать, что потом будет головная боль и медицинских работников, и администрации школы, да и самих родителей. Тогда отходим от прививок и следующий немаловажный вопрос: в учреждении случилось острое инфекционное заболевание, острая ситуация возникла, что делают в садах и школах в этот момент? Что такое карантин?

Алла Поленок:

По всем документам, по санитарно-эпидемиологическим правилам есть противоэпидемические мероприятия. В первую очередь больной ребенок остается дома, то есть не посещает коллектив.

Оксана Михайлова:

Вызывается на дом доктор.

Алла Поленок:

Вызывается на дом доктор и в зависимости от ситуации начинает его лечить дома или в стационаре. Ребенка изолируют, контактных мы начинаем наблюдать, то есть происходит медицинское наблюдение за контактными. И в зависимости от того, какая это нозология, вводят ограничительные мероприятия: где-то карантин, при каких-то заболеваниях это будет вакцинация, где-то нужно будет сдать лабораторные исследования. Параллельно с этим проводят санитарно-просветительскую работу, то есть объясняют родителям что им делать, что не делать. Дезинфекцию проводят, если это необходимо. Детей после того, как они перенесли какое-то заболевание, принимают в коллектив со справкой от врача после полного выздоровления, в некоторых случаях после сдачи анализов.

Оксана Михайлова:

Если вводится карантин в одном классе или в одной группе, какие мероприятия проводятся? Предположим, ветрянка – они не гуляют или отдельно гуляют? Их отдельно кормят? Как организована жизнь детей в карантинной группе?

Алла Поленок:

Смотря по какому заболеванию карантин. При ветряной оспе с 11-го дня детям, которые были в контакте, нежелательно посещать. Допустим, в семье был контакт при ветряной оспе, ребенок посещает группу – ему нежелательно с 11-го до 21-го дня посещать, потому что есть большая вероятность заболеть. Стараются, чтобы группа отдельно гуляла, то есть не со всеми вместе.

Оксана Михайлова:

Разобщают максимально. Тогда у меня следующий вопрос по поводу педикулеза: как часто смотрят детей на педикулез (вши)? Что происходит, если у ребенка нашли вшу или гниду? Ребенка тут же подстригают в садике, моют голову? Что делают с остальными детьми?

Алла Поленок:

Тема достаточно актуальная. Опять-таки нам в помощь профилактика паразитарных заболеваний. Дети садиковские осматриваются в сентябре перед тем, как поступить в образовательное учреждение, перед началом учебного года все обычно приходили со справками про отсутствие контакта с инфекционными заболеваниями, педикулезом, и осматривались в течение первых 3 дней в садах и школах. То есть все дети обязательно проходят фельдшера. А потом по санитарно-эпидемиологическим правилам мы смотрим ежемесячно дошкольников и после каждых каникул. Раньше писали 4 раза в год, но сейчас каникулы немножко сдвинулись. Дети до отъезда в лагеря обязательно получают справку о том, что у них нет педикулеза. Регулярно мы наблюдаем за педикулезом.

Оксана Михайлова:

А если нашли?

Алла Поленок:

Если нашли, то ребенок отстраняется из образовательной организации, направляется к участковому педиатру, который назначит ему лечение: чем мыть, как чесать. Сейчас особо никто никого налысо не стрижет: моем, чешем, убираем.

Оксана Михайлова:

То есть родители все равно должны проявить терпение, потому что вычесать все гниды у девочек с длинными волосами – это труд.

Алла Поленок:

А вариантов других нет, все равно это надо сделать.

Оксана Михайлова:

То есть даже если это гнида, все равно ребенок не допускается?

Алла Поленок:

Не допускается.

Оксана Михайлова:

То есть в сад ребенок пойдет только тогда, когда у него будет абсолютно чистая голова?

Алла Поленок:

Чистая, ни вшей, ни гнид.

Оксана Михайлова:

Даже если это гниды мертвые?

Алла Поленок:

Да.

Оксана Михайлова:

Потому что мы были свидетелями, что мертвая гнида и живая гнида – это разные гниды.

Алла Поленок:

Нет, чистая голова и справка от педиатра, что педикулеза нет. И причем в образовательных организациях после того, как ребенок пришел, и мы знаем, что он пришел после педикулеза и со справкой, мы все равно еще раз посмотрим, прежде чем его куда-то пускать.

Оксана Михайлова:

А если в классе ребенок заболел, ребенок высаживается дома. Что делать с этим классом, там тоже карантин?

Алла Поленок:

Класс осматривается 1 раз в 10 дней в течение месяца. Чаще всего приезжают дерматологи из бывшего кожно-венерологического диспансера, сейчас это институт дерматологии и косметологии, они тоже осматривают раз в 10 дней. Все это фиксируется в инфекционные журналы, и если у кого-то из детей что-то нашли, они высаживаются.

Оксана Михайлова:

Если объявляется карантин, ветрянка или педикулез, 21 день был карантин по какой-то инфекции. А если в 20-й день кто-то опять заболевает, и еще 21 день?

Алла Поленок:

Плюс 21 день. Пока все не выздоровеют.

Оксана Михайлова:

Перед началом учебного года какие анализы сдают? И надо ли сдавать в школах перед 1 сентября?

Алла Поленок:

Перед 1 сентября самое первое, что вновь прибывшие дети в образовательные организации приходят с 26-ми формами. То есть чтобы попасть в образовательную организацию, надо принести медицинскую карту, в которой будет профилактический осмотр, в которой будет диагноз, группа здоровья, физкультурная группа, рекомендации. Второе: обязательно надо в начальной школе и в дошкольных образовательных организациях, то есть в садах – яйцеглист и энтеробиоз. Где-то это берется централизованно, то есть дети приходят и в течение первой недели у всех централизованно идет забор «яйцеглист, энтеробиоз». Родители дают согласие, что мы согласны, и происходит забор анализов.

Оксана Михайлова:

Если кто-то подсуетился и сдал сам в поликлинике, то у него уже не берут в садике, потому что он сдал справочку?

Алла Поленок:

У него уже не берут, потому что он сдал справку, что анализы есть.

Оксана Михайлова:

Перед 1 сентября это берется в садиках и в начальной школе, в средней школе уже не надо?

Алла Поленок:

Нет, в средней школе не надо.

Оксана Михайлова:

Но осмотр на педикулез все равно?

Алла Поленок:

Нет, осмотр на педикулез проводится абсолютно всем детям.

Оксана Михайлова:

Всем до 11 класса включительно?

Алла Поленок:

Включительно.

Оксана Михайлова:

Тогда мы плавно переходим к летним лагерям. Что это такое? Как туда дети могут попасть? Как построена работа медицинских работников?

Алла Поленок:

Летние лагеря основываются на базе образовательных организаций, они сделаны для оздоровления детей, сплочения их в дружный коллектив.

Оксана Михайлова:

По большому счету, если родителям некуда деть детей, когда они летом работают.

Алла Поленок:

Да, их будут развлекать в летнем лагере, и они будут заниматься творчеством, викторинами, беседами, соревнованиями, учиться дружить и проводить время, никому не мешая.

Оксана Михайлова:

Медицинские работники там принимают детей?

Алла Поленок:

Дети в детских дневных лагерях с 7 до 15 лет, обязательно в каждом лагере есть врач и медицинская сестра, то есть в любом случае экстренная неотложная помощь им будет оказана. Мало того, чтобы туда попасть, надо заключение о состоянии здоровья, справка про прививки.

Оксана Михайлова:

Это справка отъезжающего?

Алла Поленок:

Да, справка отъезжающего в лагерь. То есть документация медицинская в любом случае нужна.

Оксана Михайлова:

Пакет документов должен быть обязательно?

Алла Поленок:

Пакет документов должен быть. Опять-таки, наш любимый педикулез и наличие острых заболеваний. Врач с медсестрой смотрят, здоров ли ребенок, можно ли ему в лагерь. И по окончании лагеря оценивается результат оздоровления, стало ли ему лучше.

Оксана Михайлова:

Помните, как фильм был «Посторонним вход воспрещен»: «Что ни день, то 100 грамм, что ни день, то 100 грамм, а то и 150». Переходим к школьному питанию. Кто отвечает за школьное питание? Отвечает ли за это медсестра школы?

Алла Поленок:

Сейчас медсестра школы за питание не отвечает. Сейчас есть организация ОАО «Школьник», которая привозит питание, контролирует, и медицинская сестра не участвует.

Оксана Михайлова:

То есть у работников, поваров и тех, кто работает на кухне, есть свои медицинские книжки, у них есть своя медицина, которая отвечает за их здоровье, соответственно, и за питание. Эта нагрузка с сестер снята. Просто многие родители до сих пор пишут, что куда смотрит медсестра, мне не нравится такая-то еда.

Алла Поленок:

Прямого отношения к еде, к питанию мы не имеем.

Оксана Михайлова:

Время работы медицинских работников в садах и в школах? Как их поймать?

Алла Поленок:

Они все работают по штатному расписанию. Есть определенное количество врачей и медсестер, которые в детских поликлиниках работают и обслуживают определенное количество населения. Утверждается главным врачом график, по которому медицинские сестры и врачи работают. То есть график этот утверждается, согласовывается с администрацией школы, и все это вывешивается. Но поскольку образовательных организаций много, сотрудников все-таки меньше, то приходится совмещать.

Оксана Михайлова:

Все прекрасно понимают, это не является тайной, что на 1 врача и на 1 медсестру приходится не по 1 образовательному учреждению. Для того чтобы было проще, висят графики работы, и в это время можно обратиться и застать медработника. Если какой-то травматизм, что-то случилось, а в этот момент нет медицинского работника?

Алла Поленок:

Педагогические сотрудники или воспитатели, то есть сотрудники образовательной организации, вызывают 03, приезжает бригада скорой медицинской помощи и решается вопрос. На самом деле, это все сейчас достаточно быстро.

Оксана Михайлова:

В Москве – да. Наши слушатели задавали вопрос о том, что раньше пришел к медсестре: болит голова, болит зуб, болит живот она дает волшебную таблеточку, ребенку становится хорошо, и он идет обратно учиться. Сейчас некому отвечать за наших детей, потому что они носятся, разбивают себе головы, у них болят носы, у них может заболеть нога, живот, и медсестра не дает эту самую волшебную таблеточку.

Алла Поленок:

Медсестра волшебную таблеточку не может дать, потому что волшебную таблеточку все-таки должен давать врач. Опять-таки, больные дети должны оставаться дома. Если у него вчера болел живот, сегодня болел живот – наверное, надо выяснять причину, почему у него болит живот. Есть в школе таблеточки – это не совсем правильно, и неотложную помощь в любом случае окажут на месте и вызовут 03. Без назначения врача никаких таблеточек, так не получится.

Оксана Михайлова:

Сейчас изменились реалии, медицинская сестра без назначения врача не может дать ни анальгин, ничего другого. А если что-то случилось, травма, и медсестра в этот момент есть в образовательном учреждении – она оказывает помощь или все равно вызывает скорую помощь?

Алла Поленок:

В любом случае первичную помощь, по состоянию. Чаще всего скорую помощь вызывают, причем чаще всего ее сейчас вызывают даже сотрудники образовательной организации. То есть у них сейчас это настроено, как перестраховаться. Если что-то совсем легкое, то не вызывают.

Оксана Михайлова:

Сообщают родителям?

Алла Поленок:

Сообщают родителям. Родители либо соглашаются, что вызовут скорую помощь, либо говорят: «Мы сейчас придем, мы сами пойдем к врачу». Если это что-то не очень серьезное, то приходят и забирают.

Оксана Михайлова:

Если пятиэтажные школьные здания, пока медсестра с 1-го этажа с чемоданчиком добежит до 5-го этажа, за это время уже приедет скорая с профессионалами. Алла Владимировна, что бы Вы хотели в заключение передачи про школьную и дошкольную медицину пожелать нашим пациентам – родителям детишек, тем, с кем Вы постоянно контактируете?

Алла Поленок:

Очень важно вести профилактическую работу. Очень важно приучить детей заботиться о своем здоровье с детства, очень важно объяснить, как плохо пить, курить и как важно вести здоровый образ жизни.

Оксана Михайлова:

Это больше к школьникам относится?

Алла Поленок:

К школьникам в том числе, просто многие вещи идут из семьи. Школа, сад, медицинские работники максимально стараются проводить беседы, профилактические работы по поводу здорового образа жизни. Наверное, это самое главное – с детского возраста профилактировать.

Оксана Михайлова:

Надо сказать, что для того, чтобы во благо наших детишек, будь то садовских, будь то школьных, педагоги, медики и родители должны жить дружно. На этой замечательной ноте заканчиваем нашу передачу. Спасибо большое, было очень интересно, до новых встреч.