{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Виталий Нотченко Директор по региональным продажам АО Почта России 23 декабря 2019г.
2019: итоги и надежды
Обсудим итоги отраслевой премии Ecomspace Почта России Awards и то, отчего именно на эти точки роста обратило внимание отраслевое комьюнити, в чем главные препятствия для роста отечественного екоммерс, что Почта России делает и что она планирует еще сделать для развития отрасли и, наконец, как кореллируется развитие российского е-коммерс и мировых тенденций и практик

Александр Иванов:

Добрый вечер, друзья! Это программа «Актуальный Е-коммерс», меня зовут Александр Иванов. Извините, что я без шапки дедморозовской, но с бородой зато! С наступающим вас Новым годом! И, конечно, не то, чтобы я вот такой страстный любитель подводить какие-нибудь итоги чему бы то ни было, потому что, ну, какие там, господи, на свете существует итоги?! Неправильно, наверное, это, но Новый год как-то обязывает вообще поговорить о том, что творилось у нас в году прошедшем и что нас ожидает в году будущем? У меня сегодня замечательный собеседник Виталий Нотченко. Виталий занимается в «Почте России» региональными продажами, если правильно помню.

Виталий Нотченко:

Здравствуйте, Александр!

Александр Иванов:

Добрый вечер!

Виталий Нотченко:

Здравствуйте, дорогие поклонники этого канала!

Александр Иванов:

Значит, мы сегодня попробуем, наверное, мы начнем с того, что попробуем понять вообще, что происходит у нас на рынке сейчас? Я все-таки думаю, что это не итоги года, но какие-то тенденции мы точно заметили по ходу года, поговорим, обсудим и попробуем набраться такой смелости и что-то такое спрогнозировать, чем нас год наступающий удивит, огорчит, порадует, не знаю? Но будем надеяться на радость, конечно, а там, как пойдет. Виталий, вот у нас только что прошло такое замечательное мероприятие, которое мы совместно провели, я считаю, более чем удачно – это премия «Ecomspace. Почта России 2019». И вот у нас Ecomspace, там, в принципе, так получилось, что последние два года у нас есть одна компания (даже не знаю, а почему бы ее не назвать, они же победили!), одна компания, которая берет какое-то огромное количество призов, называется она WildBerries. Что происходит, насколько она?.. Насколько Вы удивились, например, тому, что WildBerries основные призы в номинации, по-моему, «Самый быстрый рост» и «Лучший сервис – выбор покупателя»?

Виталий Нотченко:

Ну, на самом деле, хочется сказать первое, что мероприятие было отличное! И, действительно, я считаю, что оно показывает некую объективную оценку потребителей, клиентов сервисов и какого-то рынка E-commerce, если можно так сказать, потому что те ожидания и те награды, которые там состоялись, они совпадают, в принципе, с трендами. И мы видим на разных форумах, сколько та же компания WildBerries собирает слушателей, и какой ажиотаж и спрос на то, как сотрудничать, как с этой компанией начать взаимодействовать? Он большой, это, действительно, так!

Александр Иванов:

А главное, на самом деле, что отрадно, что меня радует больше всего, почему я думаю, что это не временное такое явление, почему я думаю, что это все-таки надолго – глубина подхода WildBerries меня порадовала, потому что среди тех людей, которые мечтают сотрудничать с WildBerries, а это же не только интернет-магазины, это производители, которые напрямую хотят продавать через интернет, и, по-моему, это самое большое вообще дело! Меня Татьяна Бакальчук ошарашила вообще, на самом деле, когда она сказала, что у нее 8000 производителей только швейных изделий! Производителей 8000! Я не знал, что у нас вообще столько есть, на самом деле! А тут надо понимать, что это не все еще, это еще кто-то про WildBerries не слышал, кто-то под это дело не стал отшивать чего-нибудь. Я подумал, что она ошибается, переспросил у человека, который ведет статистику, он горит: «Да, конечно, нет, не 8000 – 9000, на самом деле…» То есть прошел какой-то период с нашего вот этого разговора, с первого разговора до второго, оказывается, уже 9000, то есть рост очень большой. И вот у нас одна, наверное, из проблем, что маркетплейсы у нас, наконец-то, почувствовали как бы свою силу, но эта сила должна питаться, что называется, корнями земли, должен быть под нее производитель.

Виталий Нотченко:

Безусловно, никакой успешный маркетплейс не будет существовать без инфраструктуры, которая должна связывать. В такой стране как Россия это наиболее актуально, потому что, действительно, у нас бизнес есть не только в Москве и в Питере, но и большой запрос также из регионов. И об этом мне известно не понаслышке, потому что как раз таки, начиная с Дальнего Востока и заканчивая нашими южными окраинами, я встречаюсь и вижу очень интересные проекты, действительно, российского бизнеса, которые, соответственно, востребованы, как на одном, так и на другом конце нашей, собственно, Родины. И они хотят попасть и на маркетплейс, и они хотят работать и с конечным потребителем.

Александр Иванов:

Но тут надо, наверное, сказать, что мы хотим-то, чтобы они работали с конечным потребителем на планете Земля (хотелось бы)…

Виталий Нотченко:

Безусловно!

Александр Иванов:

Потому что, в принципе, наверное, перед почтой, я так думаю, что один из этих вызовов (ну, обсуждаем все время с Вами, с коллегами Вашими), что для этого самого производителя, для него, в общем, ему должно быть все равно, покупают у него его продукцию в Моршанске или покупают в Монреале? Он об этом даже знать не должен, куда эта посылка улетела, а к нему деньги прилетели? Все остальное – это как бы ваше.

Виталий Нотченко:

Абсолютно! Это то, куда мы стараемся двигаться как логистический провайдер, как помощник E-commerce предприятий, в первую очередь, чтобы наши клиенты не фокусировались на конечном товаре и чтобы они занимались продвижением именно своего товара, как они будут работать с аудиторией, а остальное не должно быть их заботой.

Александр Иванов:

Совершенно верно! Там какие-то вещи по продвижению должен брать на себя маркетплейс, вы по логистике, но, в общем, тем не менее, мы от вас ждем экспортного продукта такого серьезного. У нас большие ожидания по этому поводу, тем более что тут же такой потенциал большой! У нас вот премию Владимира Долгова получила компании eBay, получила она за то, что еще Володя Долгов начинал – эту идею, чтобы экспорт российский все-таки был и существовал. Наконец, у нас есть предпосылки для того, чтобы это получилось. Чего добилась команда eBay? Она добилась нулевой ставки при экспорте розничном, наконец-то, ура, с 1 апреля этот самый розничный экспорт пойдет! И теперь мы ждем от вас, соответственно, продукта, который позволил бы товарам лететь по всему миру.

Виталий Нотченко:

Безусловно, Почта России в этом участвует, и совместно с ФТС мы прорабатываем максимально удобное и легкое решение для наших сограждан, предпринимателей для того, чтобы, в принципе, отправив международное отправление, они даже отдельно не бегали, не искали, как им вернуть НДС, чтобы это было все легко, действительно, и автоматически происходило. И я думаю, что к 1 апреля мы будем на 100 % готовы предложить такой сервис.

Александр Иванов:

Ну, очень ждем, потому что это очень интересно! Ну, я не могу, на самом деле, не воспользоваться тем, что у нас в студии сегодня человек, который отвечает за регионы. Потому что, на самом деле, понятно, что у нас как-то исторически так сложилось, что с потреблением в регионах у нас хорошо, туда посылочки идут, там все нормально, и есть даже регионы, которые превосходят по активности столицы. Хотя когда-то E-commerce – это, казалось, чисто столичная забава такая, но нам китайские товарищи очень помогли регионы поднять, молодцы! Но, тем не менее, так получилось, что у нас основные магазины, склады и логистические мощности, они сконцентрированы в Москве. Это, наверное, какая-то транспортная проблема глобальная, такая бомба, которая была в советское время еще заложена, что у нас Москва – это хаб. Я помню, была такая почтовая проблема, когда искали, как отправлять почту в Тамбов из Воронежа? Оказалось, что самый дешевый, простой и удобный способ, и надежный, потому что постоянно что-то ходит хотя бы – это через Москву, потому что между Тамбовом и Воронежем, оказывается, ничего даже особо-то и не ездит, некуда положить эту почту. Но, тем не менее, сейчас регионы какую-то активность проявляют как-то, на Ваш взгляд, что происходит вообще в стране?

Виталий Нотченко:

Как раз мы с Вами говорили, что тема – это промежуточные итоги, так скажем, года, и я могу констатировать, что регионы растут очень активно в этом периоде. За 19-й год, по крайней мере, рост составлял более 30 % в деньгах и, собственно, запрос на услуги и сервисы по E-commerce, они есть. И в первую очередь я это вижу в том, что, приезжая в Новосибирск или приезжая на Дальний Восток, я вижу, что предприниматели сами даже организуют клубы с точки зрения E-commerce и на форумах, зачастую по собственной инициативе, обсуждают эту проблематику, которая перед ними стоит. И здесь мы видим и чувствуем на себе миссию с точки зрения информации доносить до малого, среднего бизнеса, также приходить к крупному и рассказывать о сервисах, которые сейчас доступны. Делается в этом направлении немало. Во-первых, мы до 24-го года запускаем 38 логистических центров по всей стране…

Александр Иванов:

Я наслышан про эту программу!

Виталий Нотченко:

Это серьезно!

Александр Иванов:

…которые надо чем-то наполнять, поэтому расчет был на то, что местные ребята сработают, наверное, да?

Виталий Нотченко:

Безусловно! И они работают, потому что услугу фулфилмент, которую мы анонсировали в Москве, на нее уже идет большой спрос также из регионов. И часть логистических центров, которые будут строиться, они будут как раз предполагать возможность оказания этой услуги в регионах. Потому что мы же с Вами понимаем, чем ближе мы сможем разместить эти центры к конечному покупателю, тем, соответственно, гораздо быстрее будет двигаться товаропоток. И этот сервис, который мы оказываем сейчас уже в Москве, при заказе до 7:00 часов вечера клиент получает свою продукцию уже next day, на следующий день она уже доступна в Москве. И то же самое, тот же спрос, он есть, безусловно, и на региональном уровне (Новосибирск, Екатеринбург, Ростов).

Александр Иванов:

А там есть какие-то крупные игроки? Я не знаю, для меня, может быть, особняком стоят два таких… Есть Владивосток, где, как сами владивостокцы говорят, что у нас очень мощное такое Geek-ON Community (и, правда, мощное). То есть, если вдруг по рейтингу мы начнем брать компании, то две компании владивостокские, они, наверное, как бы дуэтом больший объем в E-commerce дают, чем любые две из любого другого региона страны. Есть Питер, где тоже исторически так сложилось, что там есть, с кем разговаривать и о чем. А вот остальные регионы у нас как-то, они чем дышат?

Виталий Нотченко:

Я хочу отметить, что тот же Екатеринбург, к примеру, там компанию «Сима-ленд» могу назвать…

Александр Иванов:

Ну, Екатеринбург, пожалуй, да!

Виталий Нотченко:

…очень активно развивается. В принципе, у нас была недавно встреча, мы наметили такой обширный план совместных действий. Они заинтересованы, в том числе, в E-commerce, в онлайн-продажах как для оптовых покупателей, так и для частных лиц. В Новосибирске компании, соответственно, также хотят быть в тренде, и этот сервис востребован в Новосибирске. Имея возможность, близость, в том числе, к зарубежным направлениям, в Новосибирске очень востребованы экспортные как раз продукты, о чем мы с Вами говорили. Поэтому в регионах есть бизнес, есть потребность, и при правильном подходе регионы будут развиваться, я думаю, ничуть не хуже, чем Питер и Москва, в том числе.

Александр Иванов:

Я думаю, там есть проблема все-таки, и я эту проблему связываю с тем, что там, собственно говоря, если мы посмотрим на наш мир сегодня, то, мне кажется, что абсолютным лидером в продажах являются платформы большие, большие маркетплейсы. Ну, слово маркетплейс, к счастью, не имеет, Ожегов, когда словарь русского языка составлял, он не знал этого слова, потому оно не имеет определения, и под это определение, соответственно, можно все что угодно подводить. Но мне больше нравится поэтому слово платформа – платформа для работы какого-то огромного, неограниченного круга компаний и лиц. И вот так сложилось исторически, что у нас платформы очень сильно оторвались. Те, кто работает на технологиях платформ, они очень резко идут вверх. Это такие компании как тот же самый WildBerries, Beru, Ozon (сейчас на меня обидятся те, кого я не назвал или забыл; ребята, я всех помню, на самом деле, и всех люблю, мы просто чуть-чуть экономим эфирное время), вот они-то очень резко отрываются. А те компании, которые работают по технологиям интернет-магазина, они, в общем, имеют сейчас некоторые проблемы. И в первую очередь это проблема с тем, что большие компании, они съедают огромное количество трафика. И трафик для маленьких, соответственно, стоимость трафика и стоимость привлечения, удержания клиентов, соответственно, она становится выше, выше, выше. И вот они потихонечку, мне кажется, начиная с самых небольших, выбывают из этой игры. И, может быть, гипотеза (не знаю, сейчас скажете свою оценку), но такая гипотеза у меня сложилась, что, может быть, регионам надо думать не о том, как утоптать Ozon условный, или стать круче, чем Goods, а, может быть, им стоит думать о том, как занять свое место на полочках – на тех полочках, которые предлагает WildBerries, предлагает AliExpress или Tmall, не важно (предлагают большие платформы)?

Виталий Нотченко:

Вы знаете, Александр, я с Вами согласен по сути, в моей голове живет маркетплейс, платформа – это большой рынок продуктовый (представим, что это продуктовый рынок в Москве)…

Александр Иванов:

…старый, добрый колхозный рынок.

Виталий Нотченко:

Да. И, собственно, кто там выживает и кто сейчас? Сейчас существуют эти рынки, если мы посмотрим, кто там выживает? Это либо тот, кто может предложить, действительно, низкие цены, либо, у кого есть уникальный товар. Потому что продавать курицу, курицу и еще раз курицу – это, наверное, не так востребовано. И поэтому, в первую очередь, мне кажется, здесь нужно ответить себе на вопрос: я хочу конкурировать с рынками и платформами и строить у себя в регионе какую-то территорию для того, чтобы к тебе приходили и у тебя покупали; либо ты все-таки выстраиваешь, в первую очередь, свою сегментацию, свою индустрию и свое уникальное предложение?

Александр Иванов:

Да, вот я про уникальное предложение как раз. Я понимаю, что, на самом деле, есть же такая идея, она просто идея, которая пока не воплощена, о ней говорил Джек Ма, о ней говорил Ричард Лю – все говорят о том, что мы хотим M2C. Вот, если погуглить «M2C» (я эту фразу произносил, по-моему, 3 года назад, ничего не изменилось), если погуглить «M2C», то мы ничего не найдем об этом в интернете – Manufacturer to Consumer, то есть от производителя непосредственно к потребителю. Потому что до сих пор у них что не получается? Что у производителя нет такой компетенции, чтобы просто банально (это нам, кажется, что банально) поставить на полочку маркетплейса, а, на самом деле, история не банальная абсолютно. И кажется, что это все прекрасно. Вот производитель, вот мы ему даем и говорим: «Нажимай 4 кнопки, а дальше все, забудь, все остальное мы сами (придем, заберем товар), занимайся своим товаром, мы его продадим, тебе будет хорошо!» Так не получается! Но, тем не менее, так получается! Ну, AliExpress (Alibaba, вернее, в широком смысле слова), они даже чистки периодически проводят, пару раз в год они очищают от посредников свои полочки, но без них не получается. А посредник все равно остается, то есть продавец все равно остается, но он остается тогда и он нужен тогда, когда он придает товару какое-то дополнительное…

Виталий Нотченко:

…свойство.

Александр Иванов:

Совершенно верно! То есть какая-то сверхкомпетенция, которая заставляет, в первую очередь, все-таки покупателю смотреть не на производителя, а вот именно на того человека, который мог бы объяснить – вот та самая дополнительная ценность для товара, вот, если она получается, то вроде все понятно. Если она не получается… Ну, черт побери, она часто не получается! На самом деле, мы просто тупо перепродаем, мы не знаем, что это, но: «Вот это в коробке купите, 300 рублей, а объяснять ничего не будем; надо – бери, не надо – уходи!» Хотя мне кажется, что это отношение уже закончилась, но, тем не менее, все равно хорошие перспективы, мне кажется, именно у производителей. Для них очень трудный путь на маркетплейс, это не очень ложится в психологию, то есть это не очень-то для них очевидно, но вот у нас уже начинают подтягивать именно производителей (не посредников и продавцов). То есть, условно говоря, если у тебя интернет-магазин – это не означает, что ты успешен будешь, пересев с собственного какого-то сайта на сайт условного Wildberries, а, может быть, лучше, к чертовой матери, забыть этот интернет-магазин и идти, не знаю, выращивать коноплю (с целью последующей ее переработки в ткань, я имел в виду, конечно).

Виталий Нотченко:

Безусловно, здесь самый путь короткий и ценный для конечного потребителя – это, собственно, «горячие пирожки сразу с завода».

Александр Иванов:

Еще можно, в принципе же, рассчитать объемы продаж, отрегулировать, соответственно, производство, мощности его.

Виталий Нотченко:

Но из того, что мы видим, действительно, в силу и географии, и того, что, в основном, производители сейчас сосредоточены на своих внутренних, локальных проблемах, они, собственно, сосредоточены на производстве товара. И я это не понаслышке знают, так как имею большой опыт в FMCG рынке, я вижу сейчас семимильные шаги и прогресс компаний-производителей FMCG товаров с точки зрения E-commerce направления. Они сейчас, действительно, и задумываются, и делают конкретные шаги с точки зрения чекаутов, представленности и так далее, формируют команды E-commerce в рамках своих подразделений, чего, может, даже 7 лет назад, в принципе, не было во многих компаниях. И, безусловно, это вопрос осознания этого рынка, этого пути, этих возможностей, этого масштаба. И, как только оно приходит к топ-менеджменту, к людям, которые принимают решение, они начинают быстро туда двигаться.

Александр Иванов:

Но у нас на сегодня, хотя я знаю, что такие компании есть, но мне трудно представить даже логику тех компаний, которые по каким-то причинам еще не в интернете, хотя это не только производители, это довольно много даже сетей торговых.

Виталий Нотченко:

Вы знаете, Александр, я бы здесь обратил особое внимание, здесь еще очень важно понимать, кто и как в интернете? Потому что, к сожалению, то, что я вижу, а мы мониторим очень много сайтов наших партнеров, имея бизнес и ведя его в электронном пространстве (в интернете, в соцсетях и так далее), не всегда проходят путь своего покупателя для того, чтобы оценить, насколько тебе комфортно, насколько твой товар может быстро попасть к конечному потребителю, насколько он представляет ценность. Я рекомендую всегда самому полностью пройти этот путь как клиент этого магазина.

Александр Иванов:

Конечно!

Виталий Нотченко:

И очень часто здесь обнаруживается: выбирает в доставку тот или иной товар, я то не вижу цену, то не вижу, есть он в наличии или нет, то непонятно, сколько мне это будет стоить, если я заказываю его из того же Норильска, и в какой срок он ко мне попадет? И вот, действительно, клиентский опыт, правильное поднесение каждого этапа на своем сайте, позволяют стремительно нарастить свои продажи. У нас такой опыт был и с крупными, и с мелкими компаниями: после даже представления в чекауте нашей продукции, когда отображают любые пункты, где их клиент может забрать (что это постаматы, что это партнерские ПВЗ или отделения почты), что они видят тарифы, что они видят сок конкретный – это значительно повышает на практике (от 20 до 25 %) при всем остальном.

Александр Иванов:

То есть нужны, другими словами, некие сильные кейсы прозрачные, которые на каждом этапе, так сказать, с раскладкой по любому из этапов, с одной стороны, по любому циклу, раскладка по ценам и раскладка по срокам, в принципе, да?

Виталий Нотченко:

В том числе, да. Здесь клиентский опыт, он говорит о том, что клиенту важно, помимо цены и того, что ему этот товар нужен, чтобы он заказал у вас, а не пошел искать, понимание всех остальных этапов: когда тебе привезут, кто тебе привезет, смогу ли я оплатить картой или не смогу?..

Александр Иванов:

Но это, на самом деле, хороший вопрос, потому что у меня такое ощущение (опять-таки к итогам прошлого года, уходящего, он еще никуда не делся, он еще с нами, к итогам уходящего года если подходить), на мой взгляд, компания WildBerries, которая не первый год лидер на рынке, мне кажется, что упрочнила еще больше свои позиции. На мой взгляд, там очень сильная именно сервисная составляющая, то есть ребята работают за счет того, что у них очень высокая лояльность к их бренду, и они эти клиентские ожидания (ожидания лояльных клиентов) оправдывают. Вот WildBerries – это плохой клиент для Почты России при этом, они там стремятся все сделать сами, а это означает, что в обозримом будущем вы должны работать лучше, чем WildBerries, чтобы у всех остальных не было таких поползновений. Просто постоянно мне коллеги рассказывают об этих постоянных проблемах, например, Deutsche Post и компании Amazon, когда Amazon говорит: «Всё, нам надоело, мы всё сделаем сами!» Черт, сделают же! И Deutsche Post идет на какую-то сервисную революцию и поднимается на следующий уровень.

Виталий Нотченко:

Я думаю, что для нас сейчас нет плохих или хороших клиентов. На самом деле, все, кто сейчас предпринимает шаги, мы, наоборот, радуемся за положительную динамику, потому что это драйвит рынок. Мы знаем, что в России сейчас рынок E-commerce, он только в начале своего пути, поэтому и почта, и Ozon, и WildBerries, и все крупные игроки, они работают сейчас, на мой взгляд, на одну общую цель – на увеличение и улучшение сервиса для конечного клиента.

Александр Иванов:

Вот мне тоже кажется, на самом деле, что у нас есть вот эти общие корпоративные задачи, которые в итоге для каждого из участников рынка, они намного важнее, чем сейчас маленькие частные, потому что до сих пор нет у меня ощущения, что на этом рынке даже очень большие компании толкаются локтями. Давайте мы эту мысль продолжим после того, как послушаем новости. У нас сейчас Игорь Бахарев с новогодними новостями, давайте включим их.

Игорь Бахарев в видеоролике:

Добрый день!

Главная новость недели: Mail.ru Group и Сбербанк, наконец-то, закрыли сделку по созданию совместного предприятия. Партнеры получат равную долю, кроме того, 10 % акций отдадут сотрудникам в качестве вознаграждения. Что вносят партнеры? Mail.ru Group внесла в совместное предприятие доставку еды из кафе Delivery Club и долю в сервисе заказа «Ситимобил». Сбербанк вносит долю в платформе для общепита SberFood. Кроме того, в проект войдет «СберМаркет», сервис каршеринга YouDrive, доли в DC Daily, Performance Group и так далее. Совместное предприятие получит от Сбербанка и Mail.ru Group около 47 миллиардов рублей инвестиций, а при достижении некоторых целевых показателей (понятное дело, они не называются) еще до 17,5 миллиардов рублей.

WildBerries выходит на польский рынок, старт продаж начнется уже очень скоро. Цитата: «Они зарегистрировали фирму, сняли логистический центр, наняли сотрудников и подписали соглашение о правовом и бухгалтерском обслуживании, а также соглашение с компанией Google о площадке для торговли», – говорит торговый представитель РФ в Польше Владимир Нефёдов. Ранее компания договорилась с властями Словацкой Республики о том, что построит в этой стране распределительные центры, раскинет сеть ПВЗ, а также откроет интернет-магазин.

Объем рынка электронной коммерции в России в 2019 году составил 30,6 миллиарда долларов. Об этом говорится в отчете Data Insight «Интернет-торговля в России 2019». Основные цифры:

Рост рынка в 2019 году составил 23 % – это сравнимо, например, с ростом Малайзии и выше, чем, например, в Канаде.

Всего за год в России сделано 425 миллионов заказов в интернет-магазинах – это на 41 % больше, чем год назад.

Общая выручка онлайн-магазинов составила 1,6 триллионов рублей, что на четверть больше, чем в 2018 году.

Чем ближе Новый год, тем больше новогодних новостей. Например, сервис Яндекс.Лавка запустил доставку новогодних елок быстрее, чем за 30 минут. Елки развозят курьеры на велосипедах, к которым прикреплены специальные тележки. К заказу можно добавить подставку для дерева, а также новогодние игрушки.

Зима без осадков принесла на рынок новый неожиданный товар: россиянам предлагают купить снег на Avito. Объемы и цена разнятся. Например, продавец из Оренбурга готов продать снег чистый, белый, без реагентов, 5 кубометров за 7000 рублей. А в Омске предлагаю снег по цене 1000 рублей за кубометр. «Отличный подарок ребенку любого возраста! Игра в снежки, строительство снежных замков и снеговиков – это незабываемая часть детства каждого человека! Порадуйтесь зимним забавам, почувствуйте новогоднее настроение!» – пишет продавец.

Но ничего, до Нового года еще больше недели, авось выпадет! С наступающим Новым годом вас! С вами, как и весь этот год, был Игорь Бахарев (E-pepper.ru).

Александр Иванов:

Возвращаемся от новостей к нашим делам скорбным. Меня, конечно, восхищают все вот эти прогнозы рынка, что мы растем: прямо мы вроде как уже в космос улетели! На самом деле, как мы не пробуем посчитать этот рынок – ну, может быть, он будет вдвое меньше, чем заявленные в исследовании коллег цифры, а, может быть, и еще меньше. Потому что пока 15 миллиардов, например, вот тут заявили 31 миллиард долларов, пока я не вижу 15-ти, вот прямо не вижу совсем! Несмотря на все наши успехи во всем на свете, но там какие-то микроскопические, тем не менее, объемы! Ну, ладно, отнесем это за счет вечной игры быков и медведей, так сказать, которые характерны для любого, наверное, рынка на свете.

Виталий Нотченко:

Здесь важны тренды, мне кажется, в любом случае. По крайней мере, если смотреть разные данные, то они показывают, по крайней мере, направление рынка.

Александр Иванов:

Но тут получается, что у коллег, например, очень простая штука, которая, как они утверждают, что тоже отросла на 20 %, а в этом году некоторое уменьшение на этом рынке, и наоборот. Это рынок cross-border, потому что у нас там характерные колебания, последние 5 лет у нас этот рынок колеблется, причем не то чтобы он идет на повышение, он меньше, больше и так далее, так сказать, от 2,9 миллиардов долларов до 3,2 самый максимум был. А у них там опять какой-то 20-процентный рост. Может быть, у них во всем такой же 20-процентный рост, не знаю? Ну, ладно, бог с ними! Значит, быки так быки! Мы их знаем не первый год! Не первый год мы растем на 40 % и почему-то остаемся все на том же уровне при этом. Просто есть такая очень понятная тенденция, которую, на самом деле, все отмечают, Вы сейчас меня поправите, если видите что-то другое – то, что у нас растет количество заказов в штуках, и это очень хорошо для логистики, на фоне падения среднего чека. Более того, даже, я думаю, что это взаимосвязанные процессы, то есть как бы товары дешевые, понятно, что количество их продается больше и чаще, чем товары дорогие. Есть полная математическая закономерность вот этого движения, поэтому то, что у нас растет количество продаж в штуках, нивелируется падением среднего чека. Ну, и поскольку даже (сегодня специально посмотрел цифры нашего уважаемого Росстата, который нам все говорит о том, как мы выросли, по-моему, мы уже догнали и перегнали Америку с Китаем вместе взятыми), и там падение – это Росстат, который очень как было лоялен ко всему на свете, кроме любителей статистики. Так вот Росстат даже сообщает о том, что у нас падение реальных доходов населения – это 8,1 % по сравнению с 13-м годом, причем падение неуклонно идет. Не факт, что какие-то изменения (во всяком случае, предпосылок для них не видно) произойдут в следующем году, то есть, наверное, эта тенденция сохранится, скорее всего. То, что она сохранится, для рынка (в моем представлении), для рынка E-commerce есть плюсы и минусы – это один из стимулов двигаться в E-commerce как раз для покупателя.

Виталий Нотченко:

Безусловно, когда средний чек падает, это выгодно для конечного покупателя – по более низкой ставке получать сервис. И я думаю, что это связано еще с тем, что, во-первых, на рынок широко выходит услуга с легким возвратом, когда людям становится легче отказаться, вернуть…

Александр Иванов:

И опять-таки, если мы говорим о факторах успеха WildBerries, они очень давно, последовательно и четко эту политику в отношении покупателя проводят: не нравится – возвращай без разговоров!

Виталий Нотченко:

И это нормально, это один из важным критериев при выборе: «Покупать мне, или не покупать?» – это возможность: «Могу я это вернуть, или нет, если это мне не подойдет?» И это нормально, и здесь, соответственно, Почта России также уже эту услугу презентовала.

Александр Иванов:

Да, Виталий, давайте пару слов о том, на самом деле, что Почта России в этом году успела сделать, и какие планы на будущее? Вот услуга «Легкий возврат», скажите пару слов о ней. Я как потребитель, покупатель чего-нибудь…

Виталий Нотченко:

Вы знать, мы сделали все просто и удобно. Если вы купили и даже купили и получили эту покупку не через Почту России, вы можете ее сдать и вернуть обратно через…

Александр Иванов:

…все равно через почту?

Виталий Нотченко:

…через почту вы можете это вернуть, и для покупателя это не стоит ничего, то есть бесплатный сервис, и в этом основной плюс.

Александр Иванов:

Почтовый тариф оплачивает компания-получатель?

Виталий Нотченко:

Да, конечно! Это естественно, и это цивилизованный подход к данной услуге.

Александр Иванов:

Абсолютно согласен! И он до поры был у нас не очень популярен, поскольку он был непрост в исполнении. Чем еще почта удивит?

Виталий Нотченко:

Как я говорил, соответственно, фулфилмент – это возможность интернет-магазинам, сейчас мы проводим, собственно, акцию и предлагаем нашим клиентам воспользоваться услугой «Все включено» – это возможность выйти на московский рынок и получить для себя, соответственно, большой, многомиллионный город с доставками next day – это интересная услуга с сервисом фулфилмент.

Александр Иванов:

Пока только в московском регионе?

Виталий Нотченко:

Пока это московский регион, но как раз Москва и интересна региональным компаниям.

Александр Иванов:

Москва, она любопытна с точки зрения даже для почты, потому что здесь очень большая конкуренция на рынке аутсорсинга фулфилмента. А в регионах, наоборот, там есть другая проблема – там предложений по фулфилменту вообще нет. Я просто помню, как лет 7 назад была интересная трансформация, когда на одной огромной, масштабной, весенней конференции я произнес слово фулфилмент – смотрю по лицам, что меня не понял никто, вообще никто никогда в жизни не слышал это слово. Попросил поднять руки, и мой коллега одиноко поднимает руку в зале, что он слышал. Вместе с этим коллегой мы выступаем (весна и осень), мы выступаем в сентябре на какой-то конференции и говорим (уже осторожненько, мы уже опытные), мы говорим: «А кто из вас знает слово фулфилмент?» И вдруг выясняется, что та же самая аудитория (ровно та же самая), они знают все, то есть об этом даже не интересно говорить: «Поехали дальше, на этом не останавливайтесь!» Вот это произошло, но, тем не менее, предложение по фулфилменту в регионе… Да, и были такие идеи, что, вот у нас сейчас бабушки сидят и что-то на коленях, а если у нас будет больше посылок, мы наймем больше бабушек – вот такое как бы масштабирование. А в регионах очень плохо с предложением?

Виталий Нотченко:

Ну, на самом деле, мы уже с крупным бизнесом региональным обсуждаем и готовы даже до запуска всех ЛЦ искать индивидуальные решения. Данную услугу мы осуществляем в партнерстве с компаниями «Бета ПРО» и «СДТ», поэтому их экспертиза и, собственно, наша инфраструктура, они позволяют находить индивидуальные решения.

Александр Иванов:

Да, там сильные ребята!

Виталий Нотченко:

С точки зрения фулфилмента, как Вы знаете, это важно, потому что здесь практически индивидуальный подход к твоему бизнесу, к твоей отрасли, к твоей сегментации товаров и так далее. И это уже доступно, в принципе.

Александр Иванов:

Понятно! А чем вы будете удивлять рынок в следующем году? Ну, про экспорт, мы прямо замерли в ожидании, очень надо! Какие еще планы?

Виталий Нотченко:

Ключевое: мы сейчас активно, уже в этом году начали и будем развивать полноценно в следующем году – это улучшение последней мили так называемой, удобств для наших конечных покупателей, это движение в сторону и почтоматов, и партнерских пунктов выдачи. Мы идем в разные партнерства, к примеру, с «Обувью России» мы анонсировали не так давно, и аналогичное этому предложение мы будем давать жителям.

Александр Иванов:

То есть на сегодня, вопреки такой популярной идее, такое ощущение, что у почты немного, на самом деле, отделений связи, их мало для того, чтобы обеспечить полноценно всех страждущих?

Виталий Нотченко:

Да, Александр. Ведь в чем заключается ценность? Собственно, мы с Вами сами живем в мегаполисе, понимаем, сколько стоит время, и тебе не всегда удобно идти куда-то за 3 километра в какое-то определенное время получать…

Александр Иванов:

Конечно, это должно быть рядом!

Виталий Нотченко:

Это должно быть рядом, это должно быть тогда, когда тебе удобно!

[41:55 выпал кусок видео]

Александр Иванов:

Несколько лет назад я узнал об эксперименте почты Австрии, которая ставит почтоматы в каждый подъезд, но ту рынок нас должен поддержать, потому что должно быть количественное наполнение соответственное, но и покупать тоже. Я, надеюсь, что все нас поддержат! Я, надеюсь, что в новом году у нас будут какие-то удивительные события, без всяких на это, заметим, предпосылок вообще-то! Ну, почему бы не ждать чуда?! Новый год, в конце концов, имеем право! Спасибо большое! Это была итоговая программа 2019 года «Актуальный Е-коммерс», меня зовут Александр Иванов. Виталий Нотченко был у нас в гостях. Друзья, всем поздравление с Новым годом и удачи в наступающем году! Спасибо!