Сергей Ореханов:
Добрый день, дорогие друзья. В эфире «Инвестиционная кухня с Сергеем Орехановым». Сегодня у нас предпоследний эфир, сегодня у нас эфир, когда мы в какой-то мере будем подводить итоги и рассказывать о планах на будущее. Но конкретно сегодня мы будем говорить про Москву, про бизнес Москвы, про вопросы, связанные с инвестициями в Москве. Я с удовольствием представляю вам сегодняшнего гостя, Андрей Железняков, генеральный директор ГБУ «Малый бизнес Москвы». Здравствуйте, Андрей.
Андрей Железняков:
Здравствуйте.
Сергей Ореханов:
Андрей, я так, наверное, широко заявил, что подводить итоги и так далее. На самом деле, это всегда делается в конце года, но я вас пригласил, потому что многие спрашивали нас поговорить про Москву. И самое главное, что вы везде очень много, что называется, мелькаете. Я имею в виду «Малый бизнес Москвы». Создаётся впечатление какой-то большой структуры. Сегодня мы хотим разобраться в этой структуре с тем, чтобы те люди, которые занимаются инвестициями, тоже смогли понять, что, как им это использовать, как можно сотрудничать и так далее. Поэтому первый вопрос у меня, естественно, ГБУ «Малый бизнес Москвы» что это такое?
Андрей Железняков:
Да, действительно, структура у нас достаточно большая, ГБУ «Малый бизнес Москвы» - это организация инфраструктуры поддержки предпринимателей в городе. Есть департамент предпринимательства, инновационного развития города, и мы являемся подответственной организацией, учредил нас как раз департамент. Наделил нас полномочиями, поставил цели в части поддержки предпринимателей, тех людей, которые хотят стать предпринимателями. И мы как раз оказываем меры поддержки, связанные с вовлечением, с развитием предпринимательского потенциала у людей.
Сергей Ореханов:
То есть у вас это бюджетная организация, правильно, из названия видно. И главная задача - эта помощь начинающим и поддержка на каких-то начальных этапах.
Андрей Железняков:
Да, на начальных этапах, но не только на начальных, конечно, если есть зрелый бизнес, у города есть, что ему предложить. Как раз мы реализуем эти меры поддержки.
Сергей Ореханов:
Какие у вас главные направления деятельности в рамках выполнения этой задачи?
Андрей Железняков:
Я бы конечно, если говорить про главные, во-первых, сказал бы о том, что мы аккумулируем в себе всю информацию о мерах поддержки предпринимателей в городе. То есть это как и меры поддержки департамента предпринимательства, так и общегородские меры поддержки. У нас можно получить информацию, какие программы, какие меры есть у города для поддержки и развития бизнеса. Это основная наша компетенция. Кроме того, традиционно мы выделяем несколько блоков в своей деятельности, это большой образовательный блок поддержки предпринимателей, это консультационный блок, это онлайн сервисы, которые у нас есть. И мы как раз являемся порталом, в том числе, mbm.mos.ru это наш портал, где можно получить информацию в онлайн режиме обо всех мерах поддержки, воспользоваться консультациями, сервисами.
Сергей Ореханов:
И там у вас есть расписание, можно посмотреть.
Андрей Железняков:
Конечно, если говорить про образовательный блок, мы выделяем академию МБМ и онлайн академию МБМ. То есть академия МБМ, это оффлайн мероприятия, которых проводим огромное количество. За этот год, наверное, порядка полутора тысяч оффлайн мероприятий мы провели на различных площадках городских, различные темы, различные форматы.
Сергей Ореханов:
То есть практически пять мероприятий в день вы делаете.
Андрей Железняков:
Да, у нас в неделю через наше мероприятие от 500 до 1000 человек приходят, посещают, учитывая, что они абсолютно бесплатные, учитывая, что площадки наши расположены в каждом округе города Москвы, есть центральные площадки, в центральном округе несколько площадок. Поэтому, я думаю, что людям из любого района удобно приобщиться к знаниям в части бизнеса. Повторюсь, что они абсолютно бесплатные.
Сергей Ореханов:
Кто у вас выступает в качестве преподавателей?
Андрей Железняков:
Спикеры наши, во-первых, большая часть, это действующие предприниматели.
Сергей Ореханов:
То есть я даже вопрос, может быть, немножко по-другому поставлю. Кто может выступать у вас в качестве преподавателей и какая процедура. То есть если человек понимает, что ему есть чем поделиться, то как это всё происходит.
Андрей Железняков:
Можно просто написать нам письмо на сайте, у нас есть для этого все контакты, написать, что я хочу быть спикером на ваших площадках. Естественно, мы будем отрабатывать каждое такое обращение, у нас есть установленная процедура, мы связываемся с обратившимся, выясняем его компетенции, опыт, в том числе, спикерский опыт, и после этого принимается решение о возможности начала работы с этим спикером. Мы не платим деньги спикерам, люди не платят нам, но если мы видим, что это профессионал, если есть чем поделиться, если есть интересная тема, упаковка этой темы, конечно, мы привлекаем. А дальше у нас одно правило. Все участники мероприятия заполняют анкеты, которые в электронном виде им приходят, и после каждого мероприятия автоматически, то есть пришёл на мероприятие, получаешь анкету, заполняешь, анкета попадает к нам. 50 % слушателей наших, они их заполняют анкеты, и мы видим обратную связь. Если спикер, тема, изложение, формат устраивает.
Сергей Ореханов:
У вас можно вообще конкурс спикеров проводить.
Андрей Железняков:
Конечно, у нас так и происходит, так или иначе, мы к этому стремимся, и уже сейчас у нас на сайте есть раздел, база спикеров, на сегодняшний день там основные наши спикеры присутствуют, у нас в планах на следующий год сделать некий рейтинг спикеров на основании обратной связи от слушателей.
Сергей Ореханов:
Очень интересно.
Андрей Железняков:
Конечно, таким образом будет видна и работа спикера. Если конечно отзывы плохие, не так часто бывает, но бывает, то мы просто предлагаем либо поменять тему, либо вернуться к сотрудничеству через какое-то время.
Сергей Ореханов:
Вы идёте по пути лучших мировых университетов, когда там оценивают спикеров, дают отметки и так далее. Интересно. Вы же ещё и поддерживаете мероприятия какие-то. Главное, какие требования должны быть к мероприятию, если оно входит в тематику того, чем занимаетесь вы. Это обязательно должно быть бесплатно или что.
Андрей Железняков:
Вы правильно говорите, обязательно должно быть бесплатное мероприятие, тема, связанная с развитием бизнеса. И конечно, мы тогда поддерживаем такие мероприятия, мы становимся партнёрами этого мероприятия, вместе оповещаем людей о том, что будет такое мероприятие. И на площадках, в том числе, на наших, такие мероприятия проходят. Поэтому мы здесь тоже открыты к диалогу, самое главное, чтобы это было бесплатно.
Сергей Ореханов:
Насчет бесплатности, кстати, я состою в некоторых группах, которые те, кто обучаются, активисты какие-то. Там даже в группах в Телеграмме везде очень жёстко. Они не дают вставить даже рекламу сторонних каких-то вебинаров платных, сразу убирают. Наверное, это правильно. Потому что я в своё время тоже задумывался, ну как, хотим бизнесу обучать и делаем какие-то платные вещи, сразу обрезаем как-то. А какие наиболее востребованные темы сейчас у московского малого и среднего предпринимательства?
Андрей Железняков:
Традиционно из года в год конечно маркетинг, это самая интересная самая популярная тема, различные, Digital Marketing, много составляющих, традиционно люди хотят научиться продвигать, упаковывать, продавать продукцию, услуги. И конечно, это наиболее интересные. Все, что связано с онлайн, это продажи в онлайн, всё, что связано с личным брендом, личной эффективностью, это тоже очень интересует, особенно начинающих предпринимателей, это самое начало пути. Поэтому маркетинг, это топ тем, которые из года в год.
Сергей Ореханов:
А стартап этот акселератор, он у вас давно появился?
Андрей Железняков:
Да, смотрите, у нас есть обучающие мероприятия в виде семинаров, мастер-классов.
Сергей Ореханов:
Семинары, это которые 5 дней проходят.
Андрей Железняков:
Да, это час, два они длятся. А есть программы.
Сергей Ореханов:
Вот про программы.
Андрей Железняков:
Программы, мы запустили стартап школу МБМ. Это пятидневный интенсив по 4 часа в день. Начинающие предприниматели могут пройти все этапы создания собственного дела. Мы не говорим о том, что это долгосрочные0й курс или всеобъемлющий. Это курс, который нацелен показать предпринимателям тем, кто хочет стать предпринимателем, с чем он столкнётся, какие нужны компетенции, что нужно будет решать, и как в начале пути выстроить некую логику первых продаж. Вот для этого стартам школы. Пять дней, абсолютно бесплатно, я считаю...
Сергей Ореханов:
Это нацелено именно на бизнес, реальный бизнес, или там могут стартапы обучаться? Я смотрел тематику, там она, мне кажется, достаточно широкая.
Андрей Железняков:
Туда приходят как те ребята, у которых идеи есть, один из модулей небольших, как раз в том числе есть генерация идеи, там могут её подкорректировать, посмотреть, как к этому подойти. Так и абсолютно прикладные вещи, например, тот же самый маркетинг, те же самые команды, как подобрать, на что обратить внимание, насколько это важно, это тоже рассматривается. В том числе, есть блок «продажи» тоже очень интересный. То есть я считаю...
Сергей Ореханов:
Пользуется спросом.
Андрей Железняков:
Да, пользуется спросом. Мы проводим сейчас 6 наборов в месяц по 30 человек, там собираются команды. Я считаю, что это достаточно успешный наш продукт, он сам себя рекламирует, хорошие отзывы, мы постоянно спрашиваем, что усовершенствовать и в зависимости от этого корректируем и программу, и продолжительность.
Сергей Ореханов:
Будете развивать и уже понимаете, в каком направлении, назовём так, школьное направление развивать.
Андрей Железняков:
Конечно, в планах есть, мы думаем об увеличении количества часов, думаем, обязательно сделаем стартап школу для самозанятых, это прямо ответвление небольшое, поскольку сейчас это важно, получать знания, особенно правовые основы, основы налогообложения, это связано с самозанятыми. Поэтому будут некие ответвления, будем смотреть программу. Но подчеркну, в первую очередь, мы основываемся на обратной связи. Если полезно.
Сергей Ореханов:
Но для того, чтобы обратную связь, надо сначала предложить продукт, чтобы тестировать.
Андрей Железняков:
Да, поэтому регулярно пробуем что-то, если нравится, продолжаем внедрять, нет - отказываемся. Мы очень гибки во всех отношениях в плане образования, бизнес образования.
Сергей Ореханов:
Андрей, как вы сейчас оцениваете, как вы видите то, что тенденция оффлайн, онлайн, есть где-то что-то, интерес растёт, какие-то формы интересные больше привлекает внимание. Потому что у Вас сейчас больше всё-таки оффлайн занимаетесь.
Андрей Железняков:
У нас, конечно, больше к нам приходит людей в оффлайн мероприятия. Но в следующем году мы как раз хотим начать постепенно увеличивать количество тех ребят, которые смотрят нас, не приходя в наши аудитории. Запрос такой мы видим, в том числе, регулярно нас спрашивают, семинар, например, в юго-восточном округе, можно посмотреть его в записи либо трансляцию. Здесь тоже мы, с одной стороны, понимаем, что это нужно, с другой стороны, для меня как раз вопрос качества этих трансляций. Мы несколько раз пробовали, тестировали, очень сложно, учитывая, что много аудиторий, везде соблюсти определённый стандарт качества.
Сергей Ореханов:
Сейчас и сервисы, и платформы интересное есть, сейчас попроще конечно все это.
Андрей Железняков:
Да, но повторюсь, что в следующем году у нас есть проект «Онлайн академия», там есть ролики про создание, развитие своего бизнеса, интересные спикеры. У нас в этом году более 7000 человек зарегистрировались в онлайн академии, смотрят эти ролики. Но мы хотим добавлять туда и вебинары, и семинары, специально для этого постараемся оборудовать аудитории, будем записывать семинары, которые проходят в оффлайн. Более того, в планах у нас специальные программы, не буду сейчас всех секретов раскрывать, но тренд есть, мы его чувствуем и будем стараться соответствовать, больше контента давать онлайн.
Сергей Ореханов:
Есть у вас конкуренты? В плане такого, понятно, что они едва ли работает бесплатно, поскольку не на бюджете. Тем не менее, как-то оценивали вы себя, качество, спрос с точки зрения тех, кто занимается, хотя их не так много, на самом деле, но тем не менее.
Андрей Железняков:
Про конкуренцию такую бизнесовую нам говорить, с одной стороны, сложно, потому что у нас бесплатный продукт.
Сергей Ореханов:
Нет, я имею в виду конкуренцию с точки зрения востребованности продуктов, может быть, вот так идти. Нет с точки зрения формы, скажем, кто-то, может быть, такие же вещи, а может быть хуже, делает за деньги.
Андрей Железняков:
Конечно, рынок бизнес образования, мы следим конечно за ним. И мы считаем, что он в Москве достаточно развит. Есть масса платных образовательных мероприятий, разноформатных. Но сказать про конкуренцию продуктов, продукты, они похожи у наших не конкурентов, у наших партнёров. Потому что цель у нас одна, дать возможность развиваться бизнесу, просто различные формы, свои цели могут быть у различных компаний. Конкуренты, они есть, но в таком количестве, в проведении форматов мероприятий.
Сергей Ореханов:
Это понятно, я просто думаю, что вы делаете какой-то курс или мероприятие, человек послушал, дальше он может пойти куда-то ещё к вам, на следующий. Нет ли таких планов, что сделать, допустим, какой-то продукт, когда вы доводите до какого-то результата. В нашем случае то, чем мы занимаемся, это инвестиции, для нас, например, результат может быть, что человек подготовился и начал общаться с инвесторами, начал общаться. Но уже как-то есть какой-то результат, и этот результат, он подразумевает, что с каждым человеком где-то приходится уже индивидуально подрабатывать. Вот такие продукты возможно, или здесь сложно придумать что-то?
Андрей Железняков:
Во-первых, мы уже говорили о стартап школе, мы поддерживаем связь с выпускниками стартап школы и видим, что порядка 15 %, они после стартап школы открывают свой бизнес, это уже хорошо. То есть они пришли не предпринимателями, а стали благодаря стартап школе, в том числе, предпринимателями. Ещё 15 % говорят, что они вот-вот на стадии, сейчас собираются и будут открывать свой бизнес. То есть это результат. С точки зрения комплексности обучения, не результативности, мы в этом году запустили, на мой взгляд, уникальную историю. На нашем сайте есть индивидуальная образовательная траектория. Это онлайн продукт, который позволяет предпринимателю сориентироваться во всем многообразии обучающих программ, форматов, тем. Как сориентироваться? Система предлагает ему пройти тестирование, hard skills, soft skills и выявить пробелы в знаниях.
Сергей Ореханов:
То есть тестирование не то, что ему надо, а каков он есть.
Андрей Железняков:
Компетенции свои. Я хочу стать предпринимателем, там есть блоки вопросов, он проходит тестирование и понимает, что у него всё хорошо, например, в юридических основах, налогообложении, но не очень хорошо, например, в том же маркетинге. И тут же ему выстраивается траектория из наших мероприятий, которые позволяют подтянуть эти знания. Он ходит на эти мероприятия, как онлайн, так и оффлайн, и после каждого мероприятия проходит снова небольшое тестирование. И мы понимаем, и он понимает, как он усвоил этот материал.
Сергей Ореханов:
А вы сможете сравнивать результаты.
Андрей Железняков:
Да, конечно, его траектория, она постоянно растёт, если он усвоил, прослушал и сходил, то его траектория будет меняться, и он потом получает такую паутинку визуальную, его компетенции подтянутся, потому что он прослушал, ответил на вопросы, закрепил. Так вот, наша задача на сегодняшний день заключается в том, чтобы развивать этот механизм и встраивать туда не только наши мероприятия в траекторию, но мероприятия партнёров, в том числе, и платные. Таким образом, по-хорошему, то есть совсем что вы говорили, эта траектория должна заканчиваться не только семинарами, мастер-классами, но, в том числе, какой-то менторской поддержкой, какой-то поддержкой, связанный с инвесторами. Это идеальная картина, туда нужно стремиться. Таким образом, начиная с бесплатного, можно будет расти, расти.
Сергей Ореханов:
Интересно, такую штуку можно сделать с людьми, которые привлекают инвестиции в свой проект. По идее, там очень интересно было бы.
Андрей Железняков:
Уровни, начиная со стартап школы и заканчивая уже, ты упаковал, знаешь и получается что-то, но нужны инвестиции, вот такую дорожку ему предложить.
Сергей Ореханов:
Если это брать проект, то там тоже можно задавать ряд вопросов, знает он, что такое юнит-экономика, пятое, десятое. Интересная штука. Вы уже упомянули сейчас о новом сайте. Сайт действительно новый, что там, почему пришли к новому, чем он устраивает, не устраивает, давайте про новый ваш ресурс, который сделан в таком, не бюрократическом стиле. Сразу не скажешь, что это подразделение правительства Москвы. Я когда зашёл на него, я думаю, ошибся, надо поискать. Потом понял, что это ваш сайт. Расскажите.
Андрей Железняков:
Да, действительно, летом этого года мы запустили новый сайт, он принципиально новый, и по манере подачи информации, о которой вы говорите. Там описаны меры поддержки, в том числе, часть госуслуг, но простым человеческим языком. Есть потребность предпринимателя получить лицензию, он может найти всю информацию, как это сделать и получить лицензию. Этот интерфейс, мы старались сделать его достаточно дружелюбным. Нам кажется, у нас получилось. Конечно, сайт, это такая история, уже три года я работаю в ГБУ руководителем, я понимаю, что все, что мы ни начинали, всё требует постоянной доработки, постоянного развития, и сайт будет развиваться. Конечно, у нас есть масса задач на следующий год, как сделать его более привлекательным, более понятным. Но задачи были одни, то есть сложная задача, совместить в сайте все меры поддержки, сделать навигацию по этим мерам поддержки для предпринимателей в зависимости от потребности. У нас там сейчас главная страница, есть разделы идея, старт. У человека если только идея, он нажимает «старт» и видит всё, что может город предложить для этой стадии. Есть раздел «деньги», там всё, что связано с субсидиями, где финансовые инструменты поддержки предпринимателей. То есть навигация, полнота информации, дружественный интерфейс, возможность обратной связи очень лёгкой, простой, это тоже мы предусмотрели. Сосредоточение онлайн сервисов полезных, это тоже большой блок работы, мы постоянно интегрируемся с другими какими-то сервисами, делаем свои. То есть для нас это большой прорыв.
Сергей Ореханов:
В соцсетях, мессенджерах вы планируете выходить, расширяться.
Андрей Железняков:
У нас есть аккаунты в самых известных, популярных социальных сетях. Мы достаточно активны там, чётко понимаем, что мы хотим от социальных сетей. Мы конечно заинтересованы, чтобы информация о том, что делает правительство Москвы в части поддержки предпринимателей, была максимально доступной, и все были вовлечены в это, все понимали, что есть ресурс, есть в городе структуры, которые помогают предпринимателям. Конечно для этого мы используем соцсети. Это неотъемлемая часть нашей работы.
Сергей Ореханов:
Я хотел задать вопрос, но вы на него практически сейчас ответили. Это меры поддержки. То есть их действительно очень много, в них разобраться очень трудно, не все их знают, даже некоторые не знают, что можно воспользоваться и получить, допустим, кредит, воспользовавшись фондом поддержки и так далее. У вас как это представлено, это всё можно найти на сайте и можно проконсультироваться. Потому что меры поддержки найти, самому разобраться, наверное, сложно. А может человек позвонить, объяснить свою ситуацию, чтобы ему кто-то рассказал, что туда-то можно пойти.
Андрей Железняков:
Во-первых, если брать сайт, на сайте у нас есть, вы говорите, фонд, это деньги интуитивно, всё, что связано с деньгами, это есть раздел, нажимаешь «деньги». И показывает все продукты, которые могут быть полезны для предпринимателей в части финансов. Можно почитать, доступный язык, всё понятно. Есть где-то даже образцы документов для заполнения на подачу субсидий. Но всегда есть возможность задать вопрос консультанту, либо позвонив, у нас работает кол-центр, два уровня консультирования созданы, либо задать вопрос онлайн.
Сергей Ореханов:
То есть я могу, допустим, позвонить и сказать, что я хочу запустить проект медицинской клиники или что-то такое в сфере медицины, можете вы мне подсказать, как я могу воспользоваться мерами поддержки в Москве. И мне тогда, по идее, скажут, есть ли какие-то гранты, субсидии, что я могу взять в аренду помещения какие-то, всё вот это расскажут.
Андрей Железняков:
Конечно, вам зададут вопрос, что у вас происходит, на какой вы стадии сейчас. Либо это просто идея, это одна история, либо у вас уже есть бизнес-план, вы понимаете, где брать инвестиции, но нужно помещение. Поэтому у нас есть специальный раздел «помещения». Там можно получить информацию, и вам могут объяснить консультанты, что город предлагает, в первую очередь, это помещения городские, которые можно арендовать, купить, разные есть программы, всё расскажут. Поэтому будет диагностика некая, на какой вы стадии, и в зависимости от стадии реализации вашего проекта будут предложены те или иные меры поддержки. Если это помещение, например, хорошее, у нас есть кстати сервис, онлайн сервис подбора помещений. Вы можете, например, сказать: мне нужно 300 м в южном округе, заполнить поля.
Сергей Ореханов:
Но там помещения, которые город предлагает.
Андрей Железняков:
Да, те, которые город предлагает, городские помещения, пока только те помещения, которые город предлагает. В течение суток вы получите подборку вариантов, которые удовлетворяют вашим потребностям, либо около этого. Больше того, там возникает вопрос, хорошо, подборка, пять помещений, а что дальше делать. Это же в любом случае торги, это определённая процедура. Но тоже есть возможность, хочу консультацию по этому вопросу, и консультант вам расскажет, как принять участие в торгах. Хотите по телефону, хотите письменно, хотите, можно приехать к нам, и мы расскажем, что нужно для того, чтобы принять участие в торгах. И более того, у нас сейчас отдельный проект, в этом году мы запустили, я уже сказал о том, что есть у нас сервисы, онлайн сервисы, например, из онлайн сервисов один из самых последних «вывески», проверь законность выписки. У многих предпринимателей есть вывески. У города есть требования к вывескам, и те, кто нарушает требования, они такие случаи выявляются, появляется предписание о демонтаже, либо устранении недостатков сначала. Для чего нужен сервис. Вы можете вбить адрес в нашем сервисе своего помещения, например, улица, номер дома, и в режиме онлайн вы увидите, есть ли в отношении вас постановление о выявленных нарушениях. А если они есть, то есть чёткий алгоритм, как его устранить, с кем связаться, что нужно сделать, чтобы эти нарушения устранить. Это онлайн сервис, таких у нас достаточно много и в следующем году будет ещё больше. Но мы хотим пойти дальше и уже пошли дальше. Мы хотим, чтобы предприниматель, попав к нам на сайт, смог не только нашими городскими сервисами воспользоваться, но и воспользоваться коммерческим сервисами. Например, открыть РКО через нас. Вы можете отправить заявку через наш сайт, через банк партнёр, с которым мы сотрудничаем.
Сергей Ореханов:
Я думаю, банки с удовольствием будут с вами сотрудничать.
Андрей Железняков:
Да, банки, то же самое ЭЦП, мы сейчас электронно-цифровую подпись выдаём в одном из центров услуг для бизнеса. Тоже есть несколько операторов, пожалуйста, можно прийти в центр для бизнеса и получить ЭЦП. То есть в одном месте, так же будут по маркетингу сервисы, не обязательно куда-то ходить, в одном месте можно получить и городские меры поддержки, и подключиться к коммерческим полезным сервисам, всё в одном месте. И кстати, я не договорил как раз про участие в торгах, там как раз необходима обязательно электронно-цифровая подпись. То есть консультант скажет, что нужно ЭЦП, есть определённый процедура, давайте поможем, и скажет, что ЭЦП можно получить у нас, приходите, мы оформим и расскажем.
Сергей Ореханов:
Как вы взаимодействуете с корпорацией малого и среднего предпринимательства. У них же тоже огромное количество различных услуг для бизнеса. Многие, наверное, даже пересекаться будут.
Андрей Железняков:
Во-первых, мы являемся партнёром корпорации МСП, есть тренинги корпорации МСП, которые мы проводим. Кстати, когда я говорю об огромном количестве мероприятий, в том числе, это мероприятия корпорации МСП. У нас есть сертифицированные, обученные тренеры, и мы приводим эти мероприятия.
Сергей Ореханов:
А когда консультируете людей по их услугам, по чему-то можно тоже получить.
Андрей Железняков:
Конечно можно, у корпорации МСП есть очень интересный портал, бизнес навигатор.
Сергей Ореханов:
Да, кстати, который тоже и помещения подбирает и всё, по-моему.
Андрей Железняков:
Да, есть возможности и помещение поискать, есть и другие возможности. Конечно, мы рассказываем об этом портале, о преимуществах, о возможности, как попасть, как подключиться к этому порталу. Мы информируем, и здесь мы нисколько не видим противоречий в нашей деятельности. Поскольку мы друг друга дополняем.
Сергей Ореханов:
Я когда спрашивал про социальные сети, я имел в виду больше даже не вопрос создания именно сообщества предпринимательского. То есть когда люди обучились и в каком-то большом чате, который ваш, который модерируется, люди могут уже самостоятельно обмениваться и так далее. Я про такое имел в виду. То есть создание такого сообщества, среды, которая живёт своей жизнью, но интересов в сфере предпринимательства, Московского предпринимательства.
Андрей Железняков:
Мы тестируем возможность, у нас есть проект отдельной, сообщество предпринимателей Москвы как раз. Мы в том году тестировали и создавали чаты, смотрим, как это работает, и что-то будем менять в следующем году. Тем не менее, задачка такая есть. У нас будет отдельный блок сообщества предпринимателей Москвы, основная задача будет в следующем году, это нетворкинг встречи. Я думаю, что они будут по отраслям, я думаю, что это будет в онлайн формате и в оффлайн формате, будут модерируемые нетворкинг встречи. И как раз результатом будет знакомство представителей какой-то отрасли. Общение между ними.
Сергей Ореханов:
Да, такая практика есть, мы знаем одну структуру, которая достаточно активно в Москве этим занимается, очень хорошо это проходит. Если это, тем более, будет модерироваться. Я сам проводил, уже несколько лет провожу нетворкинг встречаи. У нас до 300 человек проходит раз в месяц, но у нас всегда инвестиционная тематика. Но присутствовал я, это очень хорошая штука.
Андрей Железняков:
Да, поэтому приглашаем и вас к участию в этом проекте.
Сергей Ореханов:
Очень интересная вещь, если это будет, то это вы планируете на будущий год.
Андрей Железняков:
Да, планируем нетворкинг встречи, будем программу, сейчас у нас в процессе формирования, регулярные встречи, это будет по отраслям, мне кажется, будет удачный формат. Например, если владельцы кафе взять или ресторанов, из разных районов будут собираться и обсуждать проблемы, искать друг друга, советоваться, обмениваться.
Сергей Ореханов:
Такой сервис будет, когда они смогут там себя увидеть.
Андрей Железняков:
В планах, конечно, тоже есть, у нас очень много планов, остаётся только желание и возможность их реализовать. В идеале у нас будет ответвление на нашем сайте, сообщество. То есть в личном кабинете регистрируешься, кстати, одно из новшеств нашего сайта, это личный кабинет, наконец-то мы его сформировали. В личном кабинете можно будет поставить галочку «я хочу вступить в сообщество». Если он вступает в сообщество, то предполагается, что попробуем сделать возможность такую, когда сможет сделать предприниматель открытый свой профиль, и другой участник сообществ сможет найти его, например, по каким-то ключевым. Они могут общаться, там находить друг друга.
Сергей Ореханов:
Здорово. Потому что сейчас, конечно, эти сервисы, которые на мероприятии, там можно сторонние взять. Андрей, я хотел ещё раз попросить всё-таки какую-то статистику дать по итогам года. Наверное, уже сейчас подводите итоги какие-то. Сколько у вас воспользовались услугами, консультациями, мероприятиями, хотя бы в общих таких цифрах.
Андрей Железняков:
У нас более 110.000 мы сейчас видим консультаций за этот год, более 50.000 человек, которые прошли наши обучающие мероприятия. Около 10.000 тех, кто воспользоваться онлайн академией, онлайн нашими программами. Если брать сервисы, то это около 30.000 тех, кто воспользовался онлайн сервисами. То есть это основные такие показатели, которые характеризуют масштабность, количественную составляющую нашей деятельности. Больше того, мы, например, если цифры взять, около 10.000 человек обратилась к нам за консультацией, помощью в регистрации ООО, ИП. И как раз 10.000 человек мы потом видим их статус, они поменяли. То есть они были физиками, стали.
Сергей Ореханов:
То есть вы отслеживаете. Человек раз заходит на сайт, вы дальше видите. Сначала они обратились за консультацией, как это сделать.
Андрей Железняков:
Как это сделать, как подготовить документы, куда подать, либо помогите составить документы, мы и документы конечно готовим. И мы видим, что 10.000, около 10.000 физических лиц стали предпринимателями при непосредственном нашем участии. Это тоже за нас показатель. Но этот показатель объединяется общим показателем консультаций, в том числе, есть такие узкоспециализированные направления, которым мы уделяем особое внимание. У нас, кстати, есть центр услуг для бизнеса, в 46-й налоговой. Можно прийти туда, проконсультироваться, как составить, правильно ли составлены документы для регистрации юр лица, для внесения изменений в учредительные документы, либо прямо тут составят, в налоговой, и можно сдать в окошко. То есть достаточно удобно.
Сергей Ореханов:
Вот какой ещё вопрос, может быть, не все знают, но вы же проводили и, наверное, будете проводить достаточно крупное мероприятие и Трансформатор - это ваше детище.
Андрей Железняков:
Да, мы проводили.
Сергей Ореханов:
Как возникла идея вообще, рассказать можно про это, зачем она возникла, каков результат, на эту тематику.
Андрей Железняков:
Действительно, в том году проводились форумы, в позапрошлом году Трансформация.
Сергей Ореханов:
Трансформация, я ошибся.
Андрей Железняков:
Их несколько было форумов. Идея возникла из-за того, что лекции, мастер-классы, это хорошо, большие мероприятия, 500 человек, 700, это хорошо. Но всё-таки для популяризации предпринимательства, в первую очередь, здорово было бы собрать много людей, сделать масштабное событие с классными и интересными спикерами, абсолютно разных направлений, с топовыми спикерами. И устроить такой большой нетворкинг. Потому что первая трансформация, это все равно больше 10.000, 20.000 человек было. Были и 2 дня Трансформаций, которые происходили. И мы увидели активность тех, кто приходит. То есть кому-то интересен конкретный спикер, кому-то интересно найти партнёра, завязать какие-то отношения. И вся эта атмосфера, когда много людей, много предпринимателей в одном месте, где Москва показывает, в том числе, все возможности от города, который предприниматель может получить. Это конечно очень здорово. Поэтому большие такие площадки, они на сегодняшний день развиваются, такие форумы развиваются, и интересный формат для нетворкинга, для получения знаний.
Сергей Ореханов:
А в планах на будущий год что-то есть?
Андрей Железняков:
В любом случае, что-то будет, у нас неделя предпринимательства проходит каждый год, в рамках этой недели проводятся, в том числе, такие большие мероприятия. Я думаю, что это будет интересно и масштабно и в следующем году тоже.
Сергей Ореханов:
Планируете вы или, может быть, делали уже какие-то вещи, связанные с конкурсами, с отборами, я имею в виду, может быть, проектов или конкурсы предпринимателей какие-то.
Андрей Железняков:
У нас, во-первых, есть премия большая предпринимательская в рамках, в том году.
Сергей Ореханов:
Это известно.
Андрей Железняков:
Действительно, это тоже для многих хорошее подспорье, потому что многие узнали о бизнес проектах после проведения этого конкурса. Но отдельно хотел сказать об акселерационных программах, которые мы запустили в этом году три и в следующем году, я думаю, что будет больше. Акселераторы, куда можно попасть, там есть ограниченное количество мест, всё бесплатно. И мы проводим, например, акселератор в сфере услуг. То есть если у тебя кафе, если у тебя, ты оказываешь услуги, ты хочешь прокачать или развить свой бизнес, ты попадаешь в акселератор, где созданы все условия для того, чтобы ты развивался и масштабировался.
Сергей Ореханов:
То есть это какие-то частные акселераторы, вы с ними..
Андрей Железняков:
Там проводит, акселератор организует правительство Москвы.
Сергей Ореханов:
То есть это правительство Москвы.
Андрей Железняков:
Да, как есть стартап школа.
Сергей Ореханов:
Другой департамент какой-то.
Андрей Железняков:
Нет, это наш департамент. Есть, например, стартап школа, как продукт, также есть акселератор, например, в сфере услуг. Есть набор туда, люди попадают, учатся, и сейчас скоро будут демо дни, когда они будут презентовывать свои проекты и посмотрим, насколько эта практика успешна, и в следующем году, надеюсь, что тоже будем проводить такие акселераторы.
Сергей Ореханов:
А в целом, если, допустим, к вам кто-то обратится с предложением сделать какой-то конкурс или что-то, это в русле вашей тематики будет.
Андрей Железняков:
Конечно. Мы готовы общаться. Вот мы говорили про сайт достаточно много, перед тем, как сайт запустить, мы очень много общались с предпринимателями, спрашивали, как, что необходимо включить в этот сайт обязательно, как расположить меню. То есть мы получаем обратную связь. Здесь мы готовы, в том числе, общаться с любыми начинаниями, которые поддерживают бизнес, которые созданы для развития бизнеса. Мы готовы к диалогу. Кстати, хотел отдельно сказать, например, в том году мы активно общались с представителями сообщества франчайзингового в России, в Москве, в первую очередь. Конечно, в результате такого общения была создана субсидия, запущена субсидия в этом году.
Сергей Ореханов:
В этот год как раз появилась.
Андрей Железняков:
Да, в этот год, по результатам обратной связи, многие предприниматели говорят, сто тема интересна франчайзинга, представители этого сообщества тоже говорят интересно, город может поддержать. И была придумана субсидия, связанная с поддержкой тех, кто открывает бизнес по франшизе. До 1 млн. руб. правительство Москвы готово компенсировать тем предпринимателям, которые открыли бизнес по франшизе на приобретение оборудования. Будь то собственные средства, будь то кредиты или лизинг, эта программа, я надеюсь, что поможет предпринимателям активно пользоваться этим инструментом создания собственного дела. То есть покупка франшизы.
Сергей Ореханов:
Вы говорите про обратную связь, а как вообще выстроена обратная связь? Какие варианты есть высказать своё пожелание, реакцию?
Андрей Железняков:
Во-первых, есть на сайте у нас кнопка, есть специальная кнопка «поделись идеей с городом». Если есть какая-то идея у предпринимателя, у сообщества предпринимателей, идея, как сделать условия для бизнеса или какой-то бизнес, какой-то проект, можно поделиться, мы встречаемся и обсуждаем. Более того, мы регулярно общаемся с представителями разных сообществ, ресторанного бизнеса, спортивной индустрии и так далее, для того, чтобы понять проблематику, возможные пути поддержки этих сообществ. Поэтому это регулярные диалоги. Это и бизнес завтраки.
Сергей Ореханов:
Как эта кнопка работает, куда попадает? Вот человек написал, дальше как, интересно, этот путь идёт. К вам приносят папочку красную с идеями или как?
Андрей Железняков:
Обрабатывается, конечно, каждое обращение, получает человек обратную связь, мы связываемся, когда приглашаем на встречу, иногда бывает это не совсем тема департамента, тогда мы можем переадресовать это обращение. По большому счёту, нам интересны эти новые идеи, проекты, какие-то программы. В том числе, я хочу поделиться с городом, я хочу быть спикером, в том числе. Пожалуйста, давайте встречаться, давайте обсуждать. У меня есть такая программа, я считаю, что это полезно.
Сергей Ореханов:
Какие-то из этих идей, которые за год были, появились такие, которые вы будете реализовывать на будущий год?
Андрей Железняков:
Смотрите, уже это реализовано, в том числе, как раз мы собираем обратную связь по поводу вывесок, например, что есть проблема.
Сергей Ореханов:
То есть прошла проблема к вам.
Андрей Железняков:
Конечно прошла проблема, и мы решили, что будет полезно, но этот сервис, он сейчас запущен с точки зрения ввести свой адрес и увидеть. Больше того, у нас в следующем году мы реализуем возможность, когда человек может свой адрес оставить и подписаться на уведомление о том, что появился какой-то документ в части вывески. То есть ему не нужно постоянно заходить на сайт, он будет просто получать в личный кабинет, есть там проблема, есть нарушения. И всё это на основе обратной связи с предпринимателем, всё это делается.
Сергей Ореханов:
В принципе, те проблемы, которые вы чувствуете, что не единично идёт какая-то проблема, вы их передаёте в нужный департамент.
Андрей Железняков:
Да, конечно, у нас есть штаб по защите бизнеса, функционирует, как раз который занимается, в том числе, решением системных проблем. Если есть какие-то жалобы на административные барьеры, то действительно, жалобы рассматриваются. И если видно, что это действительно системная проблема, то дальше мы соответствующим образом реагируем.
Сергей Ореханов:
Вопрос, наверное, тоже один из самых важных для бизнеса, это вопросы юридической какой-то помощи, поддержки. Здесь в какой мере можно к вам обратиться и можно ли вообще? Если у человека встаёт вопрос юридический.
Андрей Железняков:
Смотрите, юридические вопросы, они тоже бывают разные.
Сергей Ореханов:
Поэтому я говорю, в каком объёме.
Андрей Железняков:
В пределах какой-то консультации, что сделать, как, например, перейти с одной системы налогообложения на другую, что нужно для этого сделать, это один вопрос. Нарушаются если права и требуется обращение в суд, то конечно, мы здесь не принимаем участие, мы не составляем исковых заявлений, потому что считаем, что это всё-таки.
Сергей Ореханов:
То есть вы скажете, что с этим вопросом вам надо обратиться туда.
Андрей Железняков:
Это пристанционный порядок расскажем, так судебный порядок, что нужно, чтобы приготовить, не обязательно идти на консультацию к юристам, можно у нас получить информацию, как урегулировать тот или иной спор хозяйствующих субъектов. Но непосредственно вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов путём составления каких-то документов, писем или исков, не дай бог, это не к нам.
Сергей Ореханов:
Вы уже упомянули здесь, отвечая на мой вопрос, статистику определённо. А динамика какая? За последнее время вы чувствуете рост, больше стало расти количество людей, которые работают с вами, предпринимателей.
Андрей Железняков:
Конечно, рост есть, в том числе, это результат нашей деятельности, поскольку мы приезжаем, сейчас с вузами стали партнериться, с начинающими даже, приходим в вузы и говорим: ребята, у нас есть такие меры поддержки.
Сергей Ореханов:
Со студентами.
Андрей Железняков:
Один из путей развития вашего дальнейшего личностного, это создание собственного дела. Поэтому это есть, рост есть, безусловно, но нам хочется всё-таки не только о росте количества, но и о качественных показателях хочется следить за предпринимателями.
Сергей Ореханов:
Но мы про качество сегодня говорим всю передачу.
Андрей Железняков:
Да, мы хотим всё-таки усовершенствовать наш клиентский сервис для того, чтобы, если человек пришёл к нам один раз или проконсультировался про налогообложение, были вопросы, мы увидели, что он попал к нам в поле зрения, попал на сайт, личный кабинет. И в следующей раз, когда у вас появляется онлайн сервис, связанный с этими вопросами, мы точечно эту информацию, у нас появилось вот это, обрати внимание.
Сергей Ореханов:
Друзья, у нас передача подходит к концу. Сегодня мы, ещё раз хочу сказать, специально поговорили именно про бизнес, именно про основу бизнеса. Потому что наша передача, она про инвестиции, но не будет никаких инвестиций, никаких проектов нельзя будет реализовывать, если не будет прочной, надёжной основы, если не будет знаний, как, в принципе, заниматься, вести бизнес. И сегодня я для себя, например, получил очень много знаний, понимания, как можно работать с московским правительством в лице ГБУ «Малый бизнес Москвы». Поэтому я хочу, Андрей, вас поблагодарить за участие в передаче, пожелать вам в следующем году удачи, потому что все хорошие показатели, это удача, которая базируется на большой работе. И мы обязательно что-то вам предложим, тоже, может быть, попробуем сделать. Друзья, вас уже, наверное, с наступающим Новым годом, уже пора поздравлять.
Андрей Железняков:
Да, с наступающим.
Сергей Ореханов:
Всего хорошего, до новых встреч.