{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дмитрий Пискунов Эксперт по страховой медицине, к.м.н., МВА, доцент института МИРБИС 03 декабря 2019г.
От добровольного до обязательного: все оттенки медицинского страхования
ОМС и ДМС - основные принципы взаимовыгодного сотрудничества с точки зрения лечебного учреждения, и с точки зрения страховой компании. Где возможно повысить грамотность в вопросе медицинского страхования (кроме практики и опыта), имеет ли шанс маленькая клиника сотрудничать с большой страховой компанией и о ситуации на российском рынке медицинского страхования сегодня

Муслим Муслимов:

Вечер добрый, дорогие друзья! С вами Муслим Муслимов, канал Mediametrics. Мы сегодня говорим о медицинском менеджменте. Тема сегодня – от добровольного до обязательного медицинского страхования, все оттенки медицинского страхования. В гостях у меня Дмитрий Викторович Пискунов – эксперт по страховой медицине, MBA, доцент института МИРБИС, кандидат медицинских наук. Я хотел бы первый свой ключевой вопрос задать в рамках трендов здравоохранения. Тренды, которые Вы чувствуете на кончиках пальцев, – это тренды, завязанные в большей степени на страховую медицину. Если сравнивать ее с медициной Америки и Европы, то нам далеко до нее? Хотелось бы услышать Ваше мнение и зародить эту искорку дискуссии касательно того, чем сулит тренд здравоохранения в рамках страховой медицины и что ждать нашим пациентам.

Дмитрий Пискунов:

Уже сам посыл прозвучал достаточно объективно, потому что мы реально отличаемся от зарубежного страхования. У нас есть своя специфика, у нас уже достаточно длительная история и добровольного медицинского страхования, и обязательного, и есть свои специалитеты. Но что касается трендов, то в большей степени это цифровизация, проникновение IT-технологий, различных приборов, которые помогут нам управлять здоровьем. И здесь вопрос не только в одном человеке, а, скорее, в большом понятии, как управление здоровьем коллективов – это очень специфичная и достаточно интересная тема, которая развивается в проектах ДМС.

Муслим Муслимов:

Если говорить о пользе для пациента, что это сулит? Мы понимаем, что сумма, которую корпоративный сегмент платит страховую сумму ДМС, примерно от 18 до 150 тысяч рублей за полис. И часто пациенты сталкиваются, да и клиники тоже сталкиваются с тем, что есть определенные ограничения, нужно проводить определенные согласования по дополнительным услугам, и это сильно влияет на качество медицинской помощи, на мнение пациента, на расширение страховки. То, что Вы говорите о цифровой медицине, цифровизации сектора, как это поможет отечественному пациенту?

Дмитрий Пискунов:

Надо вначале осветить вопрос о том, почему мы имеем такой большой разброс в стоимости самой страховки. Все зависит от бюджета самих страхователей, которые покупают продукт ДМС, все зависит от рисков, то есть от программы наполнения, какие услуги туда входят. И все зависит от клиник, которые входят. Выбор клиник – это прерогатива самого пациента. Да, у него есть список лечебных учреждений – одни дороже, другие дешевле. Но всегда мы говорим так, что мы все ходим под одними Федеральными законами 323 и 326, по которым мы обязаны оказать примерно одинаковое качество медицинских услуг, а стоимость и сервис будут отличаться. И вопросы согласования медицинских услуг – это контроль стоимости.

Что касается сервиса, то здесь уже включаются дополнительные технологии, связанные с IT, с привлечением определенных платформ, некие вопросы скоринга медицинских услуг, анкетирования. Все это для клиента дает конечную ценность как продукт, более ориентированный на потребности конечного потребителя, то есть на пациента. Не просто как застрахованного, а именно пациента, которому требуется медицинская помощь. И здесь вопрос уже мобильных приложений, личных кабинетов – это то, что нам дает конкретный прицел именно для пациента.

Муслим Муслимов:

Вы закончили факультет лечебного дела, защитили диссертацию по специальности кардиология и работаете в страховой медицине. Наверное, человек, который работает в страховании, должен очень четко иметь формат взаимодействия в дипломатическом поле, быть очень четким переговорщиком. Что помогает Вам развиваться на этом поприще, какие формы взаимодействия между страховыми компаниями и медицинскими организациями сейчас доступны для взаимодействия, и какие формы из них максимально результативны и ресурсны?

Дмитрий Пискунов:

То, что мне помогает в плане достижения результата по переговорам, быть хорошим переговорщиком – это то, что я по образованию врач, и я говорю на одном языке с людьми, которые отвечают за медицину в любом лечебном учреждении. Я понимаю, что есть определенные сложности и в штатах, и в качестве оборудования, и в наличии правильных специалистов. Но, с другой стороны, я, как представитель страховой медицины, выступаю в контексте: а сколько это будет стоить, а каков результат, а какое соотношение цена-качество той или иной услуги? Естественно, для меня это приоритеты. Я могу на одном языке с врачами, с главврачами говорить и оценивать их формат работы не только как «у нас есть все и мы можем все», а вопрос: сколько это будет стоить?

Муслим Муслимов:

Сколько у нас страховых компаний, которые занимаются ДМС?

Дмитрий Пискунов:

Порядка 20, но 80% потока больше сконцентрированы у первых 5-7 страховщиков, которые есть по рейтингу.

Муслим Муслимов:

Если говорить о том, как частной клинике выйти быстро на взаимодействие с этими страховыми компаниями, как максимально сократить время и максимально увеличить результат?

Дмитрий Пискунов:

Понять свои конкурентные преимущества, в чем они смогут конкурировать по сравнению с другими клиниками. И говорить о том, что мы лучшие по качеству, неправильно, потому что все лицензируются в одних и тех же лицензирующих органах. Значит, конкуренция должна быть либо в цене, либо по сервису. И поэтому чем четче, чем более понятно клиника понимает, в чем ее конкурентные преимущества, тем быстрее она выйдет на этот рынок.

Муслим Муслимов:

Если говорить о Вашей деятельности как эксперта, Вы в чем помогаете и кому помогаете – клиникам или страховщику, Вы на какой стороне?

Дмитрий Пискунов:

Я на стороне страховщика, потому что я смотрю, как это продать как конечный продукт. Есть клиника, которая имеет площади, оборудование, но не имеет пациентов – да, я могу подсказать, как получить пациентопоток, как войти в систему страхования.

Муслим Муслимов:

Но здесь Вы на стороне клиники?

Дмитрий Пискунов:

Я играю в правила игры. Есть правила игры в ДМС, есть правила игры в ОМС, и я объясняю клиникам, какие существуют правила, чтобы не сделать ошибок.

Муслим Муслимов:

Откройте тайну, какие все-таки правила игры?

Дмитрий Пискунов:

Принцип win-win, нельзя стоять на противоположных сторонах баррикад. Здесь любая клиника должна работать в партнерстве со страховщиком, потому что страховщик покажет, какой должен быть тариф, а клиника скажет, что она может за этот тариф сделать.

Муслим Муслимов:

Здесь основной формат – это снижение цены.

Дмитрий Пискунов:

Оптимальное соотношение цена-качество должно быть.

Муслим Муслимов:

Я от коллег недавно слышал о взаимодействии в рамках столичного сектора здравоохранения, именно частного сектора в рамках страхования пациентов по системе ДМС, и есть у нас игроки на рынке, которые очень сильно демпингуют, рушат рынок для частных клиник, причем люди между собой не коммуницируют, не организованы. Насколько этот шаг оправдан, насколько он правильный, или все-таки медицинскому сообществу нужно объединиться и выработать определенные правила для взаимодействия?

Дмитрий Пискунов:

Игра в демпинг – это все-таки игра на короткую перспективу, потому что если посмотреть, что выиграет в конечном итоге пациент, клиника – это период, наверное, год, максимум 3 года. Мы смотрим более высокую перспективу. И когда мы понимаем, что все-таки это не демпинг, а оптимальное соотношение и устойчивая убыточность, то есть та предсказуемость для страховщика, сколько это будет стоить – этотот залог успеха на рынке страхования.

Муслим Муслимов:

Помимо того, что у Вас ученая степень, Вы лечебный факультет оканчивали, Вы еще целых 10 лет являетесь экспертом рынка страховой медицины. Как Вы оцениваете страхование сейчас и 10 лет назад? Если пофилософствовать и поговорить о ближайшем десятилетии, насколько оно будет меняться?

Дмитрий Пискунов:

Уже больше, чем 10, скорее, 13 лет назад он немножко был дикий, то есть 13 лет назад рынок ДМС, рынок страховых медицинских услуг, был диковатый. Сейчас есть определенные правила игры, сейчас понимание положения в рынке, сейчас нет какой-то стадийности, скорее, это взаимовыгодное партнерство. Клиники в большинстве своем не пытаются заработать на страховщике в быструю, они хотят играть в долгую, и они готовы идти на долгосрочные перспективы.

Что касается непосредственно страхового рынка, он уходит в формат digital, они уходят на платформу, продажи становятся более конкретными. Есть интересные предложения по рынку страхования физических лиц, которые сейчас все больше и больше занимают свои позиции, коробочные продукты, то есть это становится уже не просто пределом соцпакета для избранных, а это достаточно устойчивое явление.

Муслим Муслимов:

Что Вы подразумеваете под форматом продажи через платформу?

Дмитрий Пискунов:

Сейчас больше продаж идет с платформ самих страховых компаний, то есть когда это через сайт, когда удаленный доступ, когда есть определенные продажи, уже через определенные агрегаторы, частные.

Муслим Муслимов:

Какой это процент в рынке?

Дмитрий Пискунов:

Пока немного, но он все больше и больше становится.

Муслим Муслимов:

Если говорить о роли корпоративного здоровья и о формате ДМС плюс, из серии услуг, которые не входят в полис, насколько здесь есть возможность и широта развития этого сектора и насколько есть запрос на расширение стандартной страховки ДМС?

Дмитрий Пискунов:

Запросы все больше и больше, и они все более интересные. Я не могу сказать, что сейчас все ограничивается стандартными рисками, когда есть поликлинический блок, стоматология, стационар, скорая помощь, плановая и экстренная госпитализация – нет, сейчас уже более интересное предложение. Но, как минимум, крупные предприятия и эйчары этих крупных предприятий стараются заботиться о здоровье коллектива в целом, то есть определенные дни здоровья, определенные мероприятия, есть профилактический блок, включаются элементы промышленной медицины, которая сейчас становится все более модным и перспективным направлением. И этот блок уже не только включает медицинские учреждения – это включает фитнес, аптечное обслуживание, определенные работы с психологами, коучами, с кем угодно. То есть эта платформа расширяется, все больше и больше, поэтому сейчас мы может в рамках ДМС плюс предложить все что угодно. Но вопрос покупательской способности.

Муслим Муслимов:

Если говорить о сравнении ОМС и ДМС, ОМС в частном секторе набирает определенные обороты, то есть государственный ФОМС периодически беспокоится по поводу количества собственных денег, которые вытаскивают частные клиники из Фонда. Почему говорю «вытаскивают»? Потому что это формулировка через суды, они забирают недостаточно квот. В прошлом году было подано порядка 1900 заявлений в суд на рассмотрение, отказано по ним было 136, а в этом году уже более 2000 и отказов всего 16. Но, тем не менее, суды меньше отказывают, дают возможность. С чем это связано и как будет в дальнейшем развиваться? ФОМС будет принимать какие-то меры?

Дмитрий Пискунов:

Я думаю, да, потому что целевая мысль – это обеспечить доступность медицинской помощи. И здесь неважно, кто ее будет предоставлять, главное, чтобы это было качественно.

Муслим Муслимов:

Но Фонд-то не резиновый!

Дмитрий Пискунов:

Не резиновый, но возможность поработать в этом направлении среди частных клиник и возможность предложить дополнительные услуги у них больше, поэтому доступность здесь уже будет определяющим.

Муслим Муслимов:

Насколько Вы осведомлены о деле Надежды Шуб, которая недавно была выпущена под домашний арест?

Дмитрий Пискунов:

Я имею общее представление, а специально не отслеживал этот момент.

Муслим Муслимов:

Сравнение ОМС и ДМС. На что частной клинике ставить основную ставку в развитии или, может быть, делать это совместно?

Дмитрий Пискунов:

Здесь определенный баланс. Баланс и ОМС, и ДМС в одной клинике. ОМС – это все-таки социальный продукт, госгарантии, определенная социальная ответственность лечебного учреждения. ДМС – это коммерческий продукт, это, как раньше его называли, внебюджетное финансирование, но все-таки его тоже нельзя исключать из расчета. Это достаточно большие деньги, которые сейчас ходят в рынке и которые регулярно транслируются в лечебные учреждения. Поэтому для любой клиники важно для себя понимать, какой баланс должен быть, какие услуги они оказывают в ОМС, какие в ДМС, как они смогут развести эти потоки, как предусмотреть риски, как ответить врачам-экспертам, поэтому здесь слишком много факторов.

Муслим Муслимов:

Имеет ли шанс маленькая клиника на сотрудничество с крупной страховой компанией?

Дмитрий Пискунов:

Конечно, имеет!

Муслим Муслимов:

Каким образом она должна сопоставиться или собраться для того, чтобы это взаимодействие состоялось?

Дмитрий Пискунов:

Четкое понимание рынка, что конечный потребитель сейчас хочет, и предлагать устаревшие методы лечения и диагностики уже неактуально.

Муслим Муслимов:

А что из нового, то есть что должно в частной клинике быть?

Дмитрий Пискунов:

Как минимум, иметь сервисную составляющую, которая дает возможность выступить с конкурентным преимуществом, понимать конечность цели, то есть: есть процесс лечения, есть результат лечения. Если клиника рассчитывает на обеспечение результата лечения в кратчайшие сроки и с минимальными финансовыми потерями, то это стопроцентная перспектива входа.

Муслим Муслимов:

Вы, работая сторонним экспертом, понимаете ситуацию, которая творится в регионах. Какой регион Вы выделили бы лидером в направлении ДМС и какому региону стоит разбираться по России?

Дмитрий Пискунов:

Лидеров у нас много, но здесь вопрос лидерства в чем? В сборах или в доходности?

Муслим Муслимов:

Давайте и в сборах, и в доходности.

Дмитрий Пискунов:

И в сборах, и в доходности – это будет сложно сказать, все-таки у разной страховой компании разные приоритеты в регионах, разные фокусы. Всегда был Питер в лидирующих позициях, всегда был Уральский регион, но для меня всегда лидирующими позициями в плане качества предоставления медицинской помощи является Кемерово, потому что там своя специфика, там очень интересный подход к страхованию, там исторически сложившиеся продукты, которые реально работают и реально помогают.

Муслим Муслимов:

А в чем он интересен?

Дмитрий Пискунов:

Там есть специфика в том, что это большие физические лица, и там есть определенные финансовые потоки, взаимосвязанные между ОМС и ДМС.

Муслим Муслимов:

То есть там страхование дороже, чем в Питере?

Дмитрий Пискунов:

Нет, оно не дороже, просто большая защита на физиков, в отличие от всей страны, больше корпоративная.

Муслим Муслимов:

А физики – это которые через платформу индивидуально покупают?

Дмитрий Пискунов:

Первый вариант – агентские продажи, второй вариант – пакетные предложения.

Муслим Муслимов:

Стоит ли эту практику транслировать на всю Россию?

Дмитрий Пискунов:

Это зависит от региона, не везде это приживается.

Муслим Муслимов:

А что есть в Кемерово, чего нет в Питере?

Дмитрий Пискунов:

Возможность предоставления определенных сервисных услуг в лечебных учреждениях.

Муслим Муслимов:

Они что-то делают – радоновые ванны предоставляют?

Дмитрий Пискунов:

Нет, там вопрос выбора, там расширение страховки идет по количеству лечебных учреждений. Есть возможность расширить пакет по ДМС коммерческими клиниками, в том числе и стоматологическими. И некоторые, имея полис ОМС, покупают дополнительно полис ДМС, чтобы получить возможность получения этих услуг. И появляется такой вариант а-ля ОМС плюс.

Муслим Муслимов:

Получается, они покупают в рамках оказания медицинской помощи частными клиниками, или государственными, или смешанная система?

Дмитрий Пискунов:

Это смешанная.

Муслим Муслимов:

То есть в государственной клинике при оказании по полису ОМС им недостаточно услуг, и они поэтому вынуждены докупать. А если говорить непосредственно о рисках в работе с ДМС, какие риски руководитель медицинского центра должен в первую очередь учитывать?

Дмитрий Пискунов:

Риски должны быть прямыми – финансовыми и репутационными. Поэтому здесь страховая компания отслеживает оптимальность соотношения цена-качество и контролирует качество предоставляемых медицинских услуг, в любом случае, защита пациента как конечного потребителя. Здесь основной риск будет: неправильный расчет своих тарифов и неправильная работа с прейскурантами, когда в погоне за быстрым пациентом клиника уходит ниже себестоимости, потом получает убытки и в результате проблемы.

Муслим Муслимов:

Не может вернуться обратно. Расскажите самый интересный случай, который в Вашей практике был в рамках страхования, вне зависимости от сектора.

Дмитрий Пискунов:

Таких случаев было много, не обо всех можно говорить, потому что у меня был период времени, когда я был врачом-экспертом в страховой компании, был период времени, когда я руководил подразделением по работе с медицинскими учреждениями. Сейчас в определенной степени это продолжается. Но есть клиники, которые показали очень быстрый и очень экспансивный рост, они вошли так стремительно на рынок и завладели определенной долей, что для нас это было показателем.

Если касается медицинской экспертизы, то были случаи грандиозных удержаний в клиниках, связанных больше даже не с мошенничеством, не с ошибками, а просто с непониманием процесса страхового случая, непониманием программ ДМС. И это очень болезненно ударило по клиникам, и они не все после этого выходили снова на этот рынок. Были случаи, когда мы страховали и получали убытки от того, что по определению, наверное, не должно было быть.

Муслим Муслимов:

Знаете ли Вы частные клиники, которые не работают ни с ДМС, ни с ОМС?

Дмитрий Пискунов:

Их достаточно много.

Муслим Муслимов:

А насколько они успешны?

Дмитрий Пискунов:

У них свой сегмент – это очень узкоспециализированные услуги, это в основном урология, гинекология, клиники авторской медицины, клиники восточной медицины, клиники.

Муслим Муслимов:

Если говорить о многопрофильных медицинских центрах со стационарами?

Дмитрий Пискунов:

Такие встречаются, которые работают только исключительно на сегмент физических лиц.

Муслим Муслимов:

В чем плюсы, в чем минусы?

Дмитрий Пискунов:

Каждый зависит от своего потока. Если клиника работает с физиками, она работает сама на себя, по большому счету. И чем больше она себя раскручивает на уровне конечного потребителя на улице, тем меньше она зависит от государства либо от страховой компании.

Муслим Муслимов:

Какой тариф сейчас на прием терапевта?

Дмитрий Пискунов:

До 2000 рублей в среднем.

Муслим Муслимов:

Тариф или стоимость клиник государственных и частных тоже около 2000 рублей?

Дмитрий Пискунов:

Нет, все зависит от ученой степени, от клиники, но примерно одинаково получается.

Муслим Муслимов:

Фактически, клиника, раскручивая себя, может не тратить деньги на рекламу, а заключить договор со страховой компанией и просто сократить издержки на привлечение пациентов?

Дмитрий Пискунов:

Здесь привлечение потока пациентов, и пациентопоток дает возможность не только работать напрямую со страховой компанией, но и работать с этими пациентами как с физическими лицами.

Муслим Муслимов:

Если бы у Вас была одна минута прайм-тайм Первого канала, и Вы могли бы обратиться к врачебному сообществу, к страховым компаниям, к государственному регулятору и к пациентам, что бы Вы сказали?

Дмитрий Пискунов:

Я сказал бы, что надо уметь договариваться, надо чувствовать понимание общего процесса, а не каждый своей доли. И я всегда веду переговоры со всеми по принципу win-win, когда выигрывают обе стороны – и пациент, и клиника, и страховая компания.

Муслим Муслимов:

А в целом задача какая у страховой компании? У медицинской организации – увеличить количество пациентов по страховой, принять большее количество пациентов и расширить перечень услуг, которые этому пациенту в рамках медико-экономических стандартов, алгоритмов лечения, клинических рекомендаций врач окажет. То есть понятная задача у клиники – расширить количество для достижения, значит, излечения. А у страховой компании какая основная задача?

Дмитрий Пискунов:

Страховая компания – это не благотворительный фонд, а коммерческое учреждение. Извлечение прибыли, а прибыль извлекается из разницы между продающимся продуктом и убытками. И для страховщика предсказуемость убытка – это самое основное. Ему нет смысла заставить клинику работать в ноль или в минус – это не цель, предсказуемость – это стопроцентный приоритет.

Муслим Муслимов:

Какая разница по рынку, какая прибыльность у страховой компании в сегменте ДМС?

Дмитрий Пискунов:

Очень разная.

Муслим Муслимов:

У этих 20-ти компаний, если брать пятерку игроков, на какой процент они надеются?

Дмитрий Пискунов:

Сейчас нельзя сказать, что у всех будет одинаковый. Я просто помню, что 13 лет назад убыточность по ДМС была порядка 40 %, а сейчас она больше 50-ти точно, а иногда и больше 80-ти.

Муслим Муслимов:

На чем зарабатывают тогда страховые компании?

Дмитрий Пискунов:

На разнице, на объемах, на количестве пациентов.

Муслим Муслимов:

То есть убыточность больше 50 %, но зарабатывают?

Дмитрий Пискунов:

Оборот больше, количество людей больше, премии больше, соответственно, здесь не смысл застраховать небольшой коллектив, а брать большие коллективы. И принцип «здоровый платит за больного» сохраняется и работает.

Муслим Муслимов:

Почему 50% больше, 50 % – это прибыльность имеется в виду?

Дмитрий Пискунов:

Убыточность – это из 100% премии 50 минимум клиника получит в виде выплат за медицинские услуги, то есть это оплата от страховой компании.

Муслим Муслимов:

А остальные 50 останутся им?

Дмитрий Пискунов:

Минимум, да.

Муслим Муслимов:

То есть от 20-ти до 50-ти процентов прибыль компании?

Дмитрий Пискунов:

Все зависит от клиента, от возрастного состава, от отрасли экономики, обращаемости, санированности.

Муслим Муслимов:

Достаточно прибыльный бизнес!

Дмитрий Пискунов:

Не везде и не всегда.

Муслим Муслимов:

Почему Вы не создадите свою страховую компанию?

Дмитрий Пискунов:

Потому что я больше врач.

Муслим Муслимов:

Чем гордитесь за время своей врачебно-страховой деятельности?

Дмитрий Пискунов:

То, что я проехал практически полмира, посмотрел те клиники, которые работают не только у нас, а начиная от Калининграда до Владивостока, и всю Европу и Америку.

Муслим Муслимов:

Какие больше всего Вас удивили, кроме Mayo?

Дмитрий Пискунов:

Вот Mayo меня как раз и удивила больше всего. Это другой мир, и я понимаю, что многие технологии, которые в клинике Mayo (я был в 2014-ом году), как минимум лет на 10 мы опаздываем. То есть то, что уже там вводилось как стандарты, как новые подходы, как целевые показатели, как управляемость процесса – для нас только подходило.

Муслим Муслимов:

Я до нее не доехал, но был в Японии, и там цифровой мир, цифровая медицина. И они говорят: «Вы от нас не оставали на 10 лет, вы отстали совсем!»

Дмитрий Пискунов:

Примерно то же самое мне говорили корейцы в Сеуле.

Муслим Муслимов:

Клиника Bundang?

Дмитрий Пискунов:

Да.

Муслим Муслимов:

Они, кстати, открываются в Сколково.

Дмитрий Пискунов:

Я выступал в Сеульском университете в свое время, и у меня был основной вопрос, коллеги из Южной Кореи мне задавали, чем страховая медицина у нас отличается от страховой медицины в Южной Корее. И по факту мы видели уникальные приборы, но технологии лечения были те же самые, а был совершенно другой подход, был другой менталитет и была культура страхования совершенно другая.

Муслим Муслимов:

Friendly история имеется в виду, доверительные отношения?

Дмитрий Пискунов:

Доверительные отношения, понимание, для чего ты страхуешься – не для того, чтобы получить и отжать страховку, как у нас это любят сказать, а все-таки это для долгосрочности, то есть это некая защита.

Муслим Муслимов:

Вы сказали о том, что там пользы больше, у нас пользы меньше.

Дмитрий Пискунов:

Нет, я бы не сказал больше/меньше, просто степень достижения результата там быстрее и дешевле.

Муслим Муслимов:

То есть корейские управленцы здравоохранения решили собраться и понять, как этот рынок или пласт здравоохранения должен регламентироваться и по-новому работать, и создали систему, которая сейчас комфортна и медикам, и пациентам, и страховым компаниям?

Дмитрий Пискунов:

Да.

Муслим Муслимов:

А наши управленцы здравоохранения не сядут за стол переговоров.

Дмитрий Пискунов:

Потому что для нас это все отдельно: у нас отдельно ДМС, у нас отдельно ОМС, у нас отдельно наличный расчет, а системного подхода пока нет.

Муслим Муслимов:

Что нужно сделать, чтобы появился системный подход? Что нужно сделать завтра, чтобы он послезавтра появился?

Дмитрий Пискунов:

Изменить менталитет пациента. Степень договоренности сторон, что берет на себя пациент в заботе о своем здоровье, что берет на себя государство в защите его рисков, и что берет страховая компания в краткосрочном периоде защиты его как рабочей силы.

Муслим Муслимов:

У Вас сформирован уже такого рода план побед?

Дмитрий Пискунов:

Есть цели, которые могут быть использованы.

Муслим Муслимов:

С какими общественными организациями Вы по этому поводу взаимодействуете, чтобы реализовать этот план побед, и взаимодействуете ли?

Дмитрий Пискунов:

Я пока не взаимодействую, я больше все-таки консультирую по этим проектам и говорю, а что можно сделать еще.

Муслим Муслимов:

Ваш прогноз по рынку страховой медицины? Ваши личные цели на ближайшие 10 лет? Вы обладаете таким знанием, Вы огромное количество посетили клиник, какую роль Вы возьмете на себя?

Дмитрий Пискунов:

Мне интереснее развивать свою экспертность, потому что я знаю уже достаточно много по убыточности, по управлению потоками, по оптимизации качества. Но есть еще моменты, которые я не взял пока.

Муслим Муслимов:

А как же о большой цели договориться win-win со всеми?

Дмитрий Пискунов:

Тогда, когда это все будет работать в одной общей системе.

Муслим Муслимов:

Но Вы беретесь за эту цель или нет?

Дмитрий Пискунов:

Я всегда за нее берусь, я ее поддерживаю последние 13 лет.

Муслим Муслимов:

Я, как человек, который возглавляет Ассоциацию управленцев в здравоохранении, являюсь ее председателем, скажу, что управленцы заинтересованы, чтобы это взаимодействие со страховыми компаниями, которое дает пользу и бизнесу, к примеру, как частному сектору в здравоохранении, так и государственному, имело возможность влиять на пациента, и звено, на которое в первую очередь нужно влиять, – это управленцы?

Дмитрий Пискунов:

Да, изменить многие подходы.

Муслим Муслимов:

С одной стороны, они пользуются услугами ДМС, с другой стороны, они – те же пациенты, с третьей стороны, это те люди, которые принимают решение. Кто в стране может принять решение сделать единую систему страхования с подобными вариациями, которые Вы видели в Корее?

Дмитрий Пискунов:

Но это больше монополия государства.

Муслим Муслимов:

То есть государственные деятели?

Дмитрий Пискунов:

Да, то есть это принятая политика, больше политика в направлении, в расширении, в изменении и в методологическом подходе.

Муслим Муслимов:

Законопроект или распоряжение?

Дмитрий Пискунов:

Нет, скорее, законопроект.

Муслим Муслимов:

То есть это законопроект о медицинском страховании?

Дмитрий Пискунов:

О системе страхования, которое ОМС и ДМС, потому что сейчас у нас практически ни слова в ДМС-законодательстве, все это в рамках Гражданского кодекса. А когда это будет регламентировано на законодательном уровне, то есть возможность это развивать как систему.

Муслим Муслимов:

Есть японский анекдот. Советский Союз решил с Японией обменяться делегациями. Приехала делегация на завод в Японии и говорит: «Как Вы работаете?» И Хашимото, местный мастер, говорит: «Я 2 часа работаю на себя, 2 часа работаю на свой город и 4 часа на великую Японию». Приехала японская делегация в Россию и говорит: «Василий, как Вы работаете?» Он говорит: «Я работаю 2 часа на себя, 2 часа на свой город. И вот я никак не могу понять, мы были в Японии, нафига мне работать, к примеру, 4 часа на великую Японию? Поэтому я так же работаю на себя!» И здесь я с Вами соглашусь касательно большой цели и идеологии в том, чтобы всем миром взяться и сделать законопроект. Надеюсь, что у нас с Вами или у Вас с кем-то еще будет больше инициатив, и мы будем теперь пристально следить и максимально Вас поддерживать. Спасибо Вам за эфир! Спасибо за время, за идеи и за то, чем поделились!

Дмитрий Пискунов:

Спасибо за приглашение!