Татьяна Буцкая:
Друзья, доброе утро. Я Татьяна Буцкая, представляю свою авторскую программу «Выбор родителей». Сегодня наш выпуск посвящен акции «Подарок для новорожденных». Это акция, которая была несколько лет назад запущена в отдельных регионах России, а в рамках программы «Десятилетие детства» есть такой пункт №9, он звучит как федеральная акция «Подарок для новорожденного», и мы очень надеемся, что эта акция затронет каждого ребенка, который рождается в нашей стране. И тут возникает очень много вопросов – что будем дарить, кто будет дарить, какие товары туда войдут, какой будет список этого самого подарка для новорожденных, эти вопросы сейчас задают себе многие эксперты, потому что уже в ближайшее время, буквально до конца ноября, будет проведено несколько больших совещаний на уровне федеральных министерств и в Москве, и в регионах, и окончательно будет доработана та самая методика проведения акции «Подарок для новорожденного». Для того, чтобы сегодня обсудить уже доработанные моменты перед окончательным обсуждением на уровне федеральных министерств, я пригласила сегодня к себе в гости в программу экспертов. Сергей Кретов – генеральный директор компании «Кимберли-Кларк Россия», и Ольга Власюк – заместитель руководителя Ростест. Друзья, поверьте, эксперты у меня сегодня правильные. Вы, наверное, удивились, причем здесь Хаггис, при чем здесь Ростест, когда мы говорим о федеральной акции, мы с этого и начнем. Сергей, «Кимберли-Кларк», и вдруг мы Вас приглашаем на обсуждение подарка для новорожденного как российского производителя – как это получилось?
Сергей Кретов:
Для меня здесь нет ничего удивительного, ведь мы, как компания, очень много усилий тратим на то, чтобы взаимодействовать с мамами, и потом продукт, который мы производим, подгузники Хаггис, согласно интернет-опросу, являются лидером, №1 по выбору российских мам.
Татьяна Буцкая:
Нам очень важно российский ли вы производитель?
Сергей Кретов:
Ответ на этот вопрос очевиден – конечно же, да. Поскольку мы имеем большие производственные площади в городе Ступино, город Ступино – это часть Московской области, более чем 80% нашей продукции производится в России. Здесь я говорю в первую очередь про подгузники, предметы детской гигиены.
Татьяна Буцкая:
Мы сейчас поговорим о том наборе, который эксперты рекомендуют в качестве стартового для подарка для новорожденных. Туда входят и подгузники, и влажные салфетки, поэтому очень важно обсудить с крупными российскими производителями то, насколько эти продукции являются востребованными, насколько эта продукция может быть одинаковой для всех детей, рожденных на всей территории Российской Федерации, потому что есть особенности, страна у нас большая, и то, что нужно в одном регионе, может быть не совсем нужно в другом. Я думаю, что к подгузникам это не относится.
И третье – очень важно, насколько российская компания способна покрывать ту высокую рождаемость. Да, она снижается, но мы делаем все для того, чтобы у нас хотя бы сейчас остановилось снижение, начался рост, но в принципе больше миллиона детей. Какие требования нужны к российскому производителю для того, чтобы работа пошла? Потом мы перейдем и к качеству. Есть многоразовые подгузники, это очень модная тема. Есть ли у Вас данные о том, насколько российские родители благосклонны к одноразовым подгузникам?
Сергей Кретов:
Давайте посмотрим на это с точки зрения какая динамика есть на этом рынке за последние несколько лет. Что мы видим точно, и особенно это проявляется в подгузниках для новорожденных, что есть тенденция и тренд к увеличению потребления. На текущий момент и уже несколько лет покрытие категории, сколько семей пользуется, достигло 100%, то есть 100% детей, которые рождаются, и мамы этих детей пользуются подгузниками для новорожденных – это тренд последних нескольких лет. Это действительно так, это состоялось.
Следующее, что хотелось бы отметить, что год от года, несмотря на то, что у нас такая тяжелая ситуация с рождаемостью, хотелось бы, чтобы она росла, но при этом потребление подгузников в день на новорожденного постоянно увеличивается, то есть на текущий момент порядка 7-8 подгузников в день расходуется на новорожденного, и есть тренд на увеличение. Так что эта категория очень востребована и помогает родителям проявлять заботу о своем малыше.
Татьяна Буцкая:
Влажные салфетки?
Сергей Кретов:
Мы называем это расширением категории, это добавочный продукт, который позволяет более тщательно ухаживать за малышом. Традиционно все мы росли в ситуации, когда для ухода за ребенком использовалась вода, когда проще было взять ребенка, поднести его к крану, обмыть. Но в современном мире, когда у нас меньше времени остается на то, чтобы расходовать его, и больше времени тратится на проявление заботы, это еще один тренд, что растет и потребление влажных салфеток. Это очень удобно, это очень практично и помогает родителям проявлять свою заботу.
Татьяна Буцкая:
Все-таки они стали более мобильны. Наши мамы больше дома с нами сидели, и машин тогда не было, да и торговых центров не было. Куда ходить? В парк, и больше все-таки детей подмывали, а сейчас взяли ребенка, и продолжается активная жизнь. Ольга, если мы говорим о качестве продукции, тестируете ли Вы в лаборатории подгузники, влажные салфетки, и на что особенно обращать внимание потребителям при их покупке? Я сейчас говорю о покупке, и мы имеем в виду, что когда родители будут получать подарочные наборы, мы должны же им дать самое лучшее, самое безопасное. Как они тестируются, как проверяются?
Ольга Власюк: Мы являемся одним из крупнейших органов по сертификации, в составе которого есть огромный ряд лабораторий. Эти лаборатории покрывают широкий спектр продукции, в том числе детская продукция является одной из наиболее внимательно относящихся со стороны экспертных организаций к качеству, а самое главное к безопасности этой продукции. Ведь качество и безопасность – это немножечко разные понятия, поэтому больше при подарке для новорожденных лучше обращать внимание именно на безопасность.
Если мы говорим про санитарно-гигиенические изделия, к которым относятся как подгузники, так и влажные салфетки, то исследование этих продуктов должно начинаться не только с испытаний лабораторных, но в том числе и с оценки соответствия сведений, информации и документации к этой продукции изначально, когда она только начинает проходить подтверждение и оценку соответствия.
У нас был опыт работы с подобной группой продукции, мы оценивали похожие наборы для новорожденных разных регионов, Закавказского региона и так далее. Какие наиболее острые вопросы были при проведении оценки данной продукции? В первую очередь, недостаточная информация на маркировке продукции – это очень важно. Когда не указан изготовитель, это значит невозможно оценить продукт, прослеживаемость продукта исчезает, нет протокола испытаний, который предъявляются в пакет документов при декларировании продукции, потому что такая продукция, как подгузники, влажные салфетки изначально должна пройти государственную регистрацию с последующим декларированием.
Декларированием занимается орган по сертификации, которым мы являемся, и в пакет документов должны входить как свидетельство о государственной регистрации, выданное на основе протоколов испытаний, которые содержат показатели как качества, так и безопасности продукции. Свидетельство государственной регистрации выдают уполномоченные органы по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, такие как Роспотребнадзор. При анализе нашей экспертной группой этих протоколов испытаний было обнаружено, что недостаточно параметров было проверено, чтобы подтвердить соответствие безопасности этого продукта, что он безопасен, не все параметры, которые требуются техническими регламентами, были проверены. Вот это основной момент, на который необходимо обращать внимание, – безопасность этого продукта.
Татьяна Буцкая:
Мы перекинулись словами перед эфиром, я говорила Сергею, что очень тяжело родителям разобраться в сертификации, не каждый специалист разберется, но то, что касается крупных компаний... Почему им родитель интуитивно больше доверяет? Потому что понимает, что если вдруг крупная компания с мировым покрытием, с брендом, с историей, и вдруг возникает связанный с ним отрицательный шлейф, аллергия, высыпания, где-то начало у всех протекать, то это за собой влечет целый снежный ком проблем не только на локальном, но и на мировом рынке. Поэтому крупные бренды сами заинтересованы в том, чтобы перепроверить качество и быть уверенными в том, что они поставляют на рынок очень качественный товар. У вас есть собственная лаборатория, которая проверяет качество, и с какими лабораториями вы работаете для получения сертификатов?
Сергей Кретов:
Полностью согласен с коллегой и с Вами, что требуется обращать очень много внимания на качество продукции. Качество продукции – для нас это номер один приоритет. Мы все делаем в соответствии с техническим регламентом, который уже упоминался, но этого недостаточно, потому что каждый ребенок индивидуален, у каждого могут быть свои особенности. Именно поэтому мы очень много времени тратим на работу «горячей линии», чтобы своевременно получать информацию из первых рук, что называется, что чувствуют родители, с чем они сталкиваются, как они оценивают нашу продукцию. Это для меня очень важный аспект, то есть мы всегда себе говорим, что потребитель для нас – это наш босс, и это действительно так.
Помимо этого всего, сертификации и технических испытаний, которые уже упоминались, мы очень тщательно производим отбор своих поставщиков. Есть еще и внутренняя система сертификации поставщиков и контроля качества каждой вновь приходящей партии. Есть у нас и лаборатория, которая имеет определенный процесс работы, и каждый день производится забор продукции, чтобы посмотреть, отклоняется ли от тех параметров, которые мы хотим, или нет. Если отклоняется, то мы никогда не пойдем ни на какие компромиссы, качество превыше всего.
Татьяна Буцкая:
С какими компаниями вы работаете с точки зрения получения сертификатов?
Сергей Кретов:
У нас есть несколько лабораторий, с которыми мы работаем, но большую часть – это Коломенский центр сертификации, который является основным нашим поставщиком услуг по испытаниям.
Татьяна Буцкая:
Ольга, я знаю, что есть «черный» список неправильных сертификационных лаборатории, не входит ли данная компания в него?
Ольга Власюк: Нет, насколько мне известно, данная компания не входит, но рынок оценки соответствия действительно непрозрачный. Сейчас наши государственные надзорные органы проводят очень много мероприятий для того, чтобы исключить из списка аккредитованных лиц такие недобросовестные органы по сертификации и лаборатории. И на ежемесячной основе десятки таких организаций закрываются службой Росаккредитации, и поэтому у поставщиков, изготовителей, импортеров огромный вопрос: как же выбрать эту добросовестную организацию, на какие критерии опираться, потому что я, как добросовестный производитель, должен и хочу соответствовать всем требованиям? Но при выборе подобной организации есть риск, что не все процедуры будут соблюдены и не все параметры безопасности и качества, которые должны быть подтверждены при оценке соответствия, будут проверены. Поэтому существует несколько критериев.
Татьяна Буцкая:
Друзья, возьмите листочек и ручку, запишите их, потому что если у вас неправильный сертификат, то вы можете в любой момент оказаться среди тех компаний, которые просто не возьмут ни в одну госпрограмму в связи с тем, что скажут, что у вас сертификат не рабочий.
Ольга Власюк: Как же выбрать добросовестный орган по сертификации? Прежде всего, требование клиентов – это экономически обоснованное и временное обоснование, что в такой-то срок, за такой-то объем средств будет выполнена работа, поэтому организации, которые предлагают сертификаты за 2 дня, это явно уже компании, которые нарушают требования законодательства и не могут провести в должной мере все процедуры по оценке соответствия.
Татьяна Буцкая:
Какое количество дней должны назвать, чтобы ты подумал: «Да, хорошо»?
Ольга Власюк: В среднем сейчас на рынке от 20 рабочих дней – это минимальный срок при проведении процедуры оценки соответствия продукции.
Татьяна Буцкая:
У Вас так же?
Сергей Кретов:
Я не могу сказать точно в днях, но когда мы говорим про параметры оценки, я понимаю, о чем идет речь, и что действительно не все испытания, особенно на безопасность продукта, можно сделать за 2 дня.
Татьяна Буцкая:
Плюс-минус берем месяц. Сумма какая не может быть меньше или не может быть больше?
Ольга Власюк: Рыночные отношения на то и рыночные, чтобы была конкуренция на рынке. Какие критерии и минимальную информацию необходимо проверить при выборе организации органа по сертификации или лаборатории? Прежде всего, есть открытый реестр Росаккредитации, в котором можно посмотреть запись об аккредитованном лице как органа по сертификации, так и лаборатории, и проверить его статус. Существуют статусы действующие, частично приостановленные и аннулированные, недействующие. Поэтому если статус действующий у подобного аккредитованного лица, значит вы можете с уверенностью сказать, что он прошел процедуру подтверждения компетенции, и он находится в этом реестре.
Следующий немаловажный параметр – необходимо проверить область аккредитации данного органа по сертификации или лаборатории, потому что он может быть в списке, но ваша продукция не является предметом его деятельности, что зачастую выдаются документы без основания, то есть их не проверили на процедуры и оценку по конкретной группе продукции.
Бывает еще такой немаловажный параметр, что юридическое лицо существует совсем недавно, то есть менее года в едином государственном реестре юридических лиц находится, и орган по сертификации тоже зарегистрирован недавно. Лучше выбирать организации, которые работают более 3 лет, это значит, что они прошли подтверждение компетенции, то есть не просто заявились и первоначально получили свой аттестат аккредитации, а подтвердили свою компетенцию в течение нескольких лет работы.
Татьяна Буцкая:
А какие могут быть подводные камни, когда мы проверяем подгузники и салфетки?
Ольга Власюк: Подводных камней может быть много, прежде всего их могут не проверить недобросовестные организации. Но самое важное – это проверить прежде всего параметры безопасности, это же наши маленькие детки, я тоже мама и тоже очень трепетно отношусь к выбору такой продукции, поэтому прежде всего необходимо сфокусироваться на проверке параметров безопасности такой продукции. Они обозначены в технических регламентах – это биологическая безопасность, химическая безопасность и микробиологические параметры безопасности.
Татьяна Буцкая:
В общем, понятно, почему это не может быть проверено за 2 дня, и понятно, почему это не может стоить совсем уж дешево, но все равно назовите хотя бы примерную стоимость. Если тебе говорят, месяц и 10 тысяч – это много или мало?
Ольга Власюк: Мы находимся в конкурентной среде, мы эксперты, а не организация по аналитике рынка.
Татьяна Буцкая:
Сколько у вас может стоить проверка, получение сертификата на подгузники?
Ольга Власюк: Все зависит от объема, но в рамках до 10 000 рублей невозможно провести оценку соответствия и ее подтверждения с учетом испытаний, обязательного отбора образцов. Если продукция подлежит сертификации, и производитель хочет серийно выпускать свою продукцию, еще необходим выезд на производство и обязательная инспекция производства с учетом анализа состояния и осмотра всех условий, при которых производится продукция.
Татьяна Буцкая:
Мы сейчас очень много ездим по регионам, проводим круглые столы и обсуждаем проблемы, возможности, с российскими производителями обсуждаем подарок для новорожденных, и я всегда задаю им вопрос по сертификации, есть ли какие-то проблемы. Одна из проблем, что очень высокая стоимость сертификата, и называют нам сумму около 100 тысяч рублей. Могут быть такие суммы?
Ольга Власюк: Могут быть, потому что если мы проводим полный комплекс мероприятий, как выезд на производство, отбор образцов, экспертная оценка, исследования продукции в лаборатории по многим группам параметров как безопасности, так и качества, то вполне возможно, что итоговая стоимость может быть такой.
Татьяна Буцкая:
Мы уже 2 группы параметров определили. Во-первых, это время, то есть не доверяйте тем, кто вам скажет, что он за 2 дня проверит ваши продукты, а второе, что он не может стоить очень дешево, потому что проверки очень большие, идут серьезные испытания, идут выезды на производство – и без этого сертификат будет таким, с которым вы не сможете честно работать.
Давайте обсудим объем производства. Все-таки если мы говорим о федеральной акции «Подарок для новорожденного», она затрагивает больше миллиона детей. Больше 1,5 миллионов детей у нас рождается, насколько российские производители готовы к таким объемам? Сергей, если бы к Вам пришли и сказали: «Вы сейчас можете принять участие», – это, разумеется, конкурсный отбор, будут госзакупки, но насколько Ваша компания готова к тому, чтобы сразу покрыть такой большой объем производства?
Сергей Кретов:
Если Вы говорите про новорожденных, это порядка 120-140 тысяч новорожденных ежемесячно и годовая цифра – это 1,5 миллиона на текущий момент. И когда мы рассчитываем свои инвестиции, мы рассчитываем на то, что мы должны доносить свою продукцию и можем доносить эту продукцию до всех.
Татьяна Буцкая:
Практически каждый новорожденный в стране пользуется вашей продукцией, вы и так к этому готовы.
Сергей Кретов:
Вы правы, мы к этому готовы, и по вопросам качества, и по вопросам доступности нашей продукции мы прикладываем максимум усилий, чтобы у каждой мамы была возможность с любовью заботиться о своем ребенке.
Татьяна Буцкая:
Если перейти к цифрам, сколько подгузников в минуту выпускается? Хочу цифры.
Сергей Кретов:
Вы будете удивлены, но на каждой производственной линии, которых у нас 7 на текущий момент, скорость производства подгузников более 500 в минуту, более 500 подгузников производится ежеминутно.
Татьяна Буцкая:
Значит, более 500 подгузников в 1 минуту на 7 линиях.
Сергей Кретов:
На текущий момент каждая 4-я мама может купить наш подгузник, это то, что сейчас есть.
Татьяна Буцкая:
Если обратиться к Вам, как к эксперту рынка детских товаров, насколько небольшие российские производители готовы к таким объемам?
Сергей Кретов:
Это сложный вопрос, потому что это очень высокотехнологичное производство. То есть каждый раз, когда мы устанавливаем новую линию, для нас это как новый большой проект. За последний год мы установили 3 новые линии – это были большие инвестиции, это требует большого увеличения как капитальных ресурсов, так и человеческих, это не то, что можно производить в подвале, в ограниченных возможностях. Поэтому мне сложно сказать, насколько любой предприниматель может пойти и купить эту линию. Скорее, я предположу, что большинство предпринимателей могут обратиться в Китай, где производителей очень много, и они готовы производить под запрос, под конкретную спецификацию, но для российского производителя очень сложно, плюс это вопрос качества сырья. Не все сырье, которое используется при изготовлении подгузников, может быть куплено в России. Мы тратим много усилий на то, чтобы локализовывать это, но есть 2 компонента, например, суперабсорбент, который пока не производится в России. Я знаю, что есть предприятие, которое собирается начать его производство, но на текущий момент суперабсорбент производят 2-3 компании в мире – это такие компании, как L&G, Toyota, это действительно сложно.
Татьяна Буцкая:
В гараже не произведешь?
Сергей Кретов:
В гараже точно не произведешь, или хотелось бы посмотреть на размер этого гаража, где это можно произвести.
Татьяна Буцкая:
А влажные салфетки, может быть, с ними проще? Там 99% воды, как гласит реклама.
Сергей Кретов:
99% воды говорят о том, что это безопасный для вашего ребенка продукт, но это не означает, что они в воде производятся. Мне сложно сказать, на текущий момент у нас нет производства влажных салфеток. Салфетки мы привозим в Россию с другого своего производства, с другого предприятия, которое расположено в Англии.
Татьяна Буцкая:
Хотя мне казалось, что салфетки проще выпускать, то есть текстильная основа, вода.
Сергей Кретов:
Если говорить про то, что нет компромисса качества, то все просто. Если бы так было, как Вы описываете, тогда бы можно было и в гараже производить.
Татьяна Буцкая:
Значит, если мы говорим о качестве, то мы говорим о качестве, начиная с производства. Мы рассматриваем продукт не окончательный, хотя мы его и рассматриваем, но мы понимаем, что его история начинается задолго до того, как он будет уже сворачиваться в рулон на последнем этапе. Давайте порассуждаем, как с экспертами. Насколько нужен этот подарок для новорожденного? У Вас скольку лет ребенку?
Ольга Власюк: У меня уже двое, не новорожденные. Младшему 9.
Татьяна Буцкая:
У меня младшему 8. Когда наши дети рождались, еще не было никаких подарков. Дарили очень много каких-то сэмплов, это хорошо, если это были сэмплы, кстати говоря, подгузников, им всегда все радовались, но есть же сэмплы детского питания, заменители грудного молока дарят, когда нечего дарить, поэтому подарок для новорожденного – это хорошая идея?
Ольга Власюк: Идея действительно хорошая, главное к ней грамотно подойти с точки зрения безопасности продукции. А так молодой маме предоставляется полностью комплект всего, что нужно в первые дни по уходу за ребенком, и мне кажется, что это очень помогает в жизни молодым мамам. Это очень интересная акция, и с точки зрения безопасности компаниям-производителям нужно быть очень аккуратными, очень бережно и с ответственностью относиться к тому, какую продукцию они в этот комплект собирают.
Татьяна Буцкая:
Когда этот подарок надо дарить? В роддоме либо доставлять маме до родов, чтобы она смогла все перестирать, посмотреть, либо после родов дать возможность женщине на дом получить этот подарок? Как бы Вам было удобнее?
Ольга Власюк: Мне кажется, на выписку из роддома было бы приятно получить, это помогает маме понять, что ее поддерживает государство таким способом. Она из роддома выходит уже не только с ребеночком, но и с коробкой приданого, и она этим будет пользоваться в первые дни, и сможет дома, что касается текстильных изделий и одежды для новорожденного, постирать, погладить и сразу же пустить в использование.
Татьяна Буцкая:
Сергей, есть ли у Вас дети и в каком количестве?
Сергей Кретов:
У меня есть двое детей, дочери 19 и сыну 17. Но я очень хорошо помню это состояние, когда дочь появилась в далеком 2000 году на свет, это просто изменение всей парадигмы жизни. До этого ты жил сам для себя, и вдруг появляется вот это чудо. Отвечая на Ваш вопрос, когда лучше дарить подарок, самое лучшее время при выписке из роддома. То есть этот момент, когда мама сталкивается с неопределенностью: вроде бы столько много всего хорошего вокруг, но что действительно нужно моему ребенку, как это попробовать, как это узнать, и выписка из роддома – самый лучший момент. Потом уже поздно.
Татьяна Буцкая:
Давайте представим ситуацию, что женщина выписывается одна. Может быть такое, что муж не приехал, родственники не приехали, она без машины. Если мы говорим о всей России, то наличие своего автомобиля далеко не в каждой семье. Как тогда? То есть ей надо нести ребенка, сумки, коробку. Может быть, дать им возможность выбора, как они хотят: хочешь в роддоме – окей, получай в роддоме, нет возможности в роддоме – может быть, альтернативу дать?
Сергей Кретов:
Должна быть какая-то альтернатива, либо это можно получить в роддоме, либо получить в поликлинике, куда все равно необходимо будет обратиться. Но так сразу не ответишь.
Татьяна Буцкая:
Есть такие программы, в которых женщина получает на дом этот подарок, им привозят. Во времена распространенности интернет-торговли организовать систему доставки до дома совершенно не сложно. Просто моя душа – в максимальном комфорте для мам, потому что перед тем, как выйти к окончательному, финальному описанию методики «Подарок для новорожденного» было проведено огромное количество опросов, и уже настал момент зачитать те самые 17 пунктов, которые вошли в итоговый состав, который будет обсужден. Но я хочу сказать, что родители в большинстве говорят, что хочется в роддоме, но у кого нестандартная жизненная ситуация – они за нестандартные подходы. Может быть, имеет смысл это тоже каким-то образом отразить в рекомендациях, что прислушиваться к жизненным ситуациям.
Итак, базовый состав набора для новорожденных, который будет обсуждаться. Категория «Одежда и пеленание». В нее входят: пеленка легкая – 2 штуки, пеленка теплая – 2 штуки, носки – 2 пары, комплект штанишки и кофточка утепленные – 1 штука, боди с короткими рукавами – 2, боди с длинными рукавами – 2, шапочка – 1, штанишки – 2, комбинезон-трансформер утепленный – 1, варежки-антицарапки, чтобы ребенок сам себя не царапал. Дальше категория «Расходные материалы и аксессуары»: салфетки влажные детские – 1 упаковка, подгузники одноразовые – 1 упаковка, как н/з на первое время попробовать, термометр для воды без ртути, детские маникюрные ножницы – нужно? Нужно. Третья категория «Косметика для ухода за новорожденным»: крем под подгузник и крем для ухода за кожей. И последняя категория – это «Информационные материалы»: методичка по особенностям ухода за новорожденным и информационные материалы по региональным мерам поддержки семей с детьми. Как вам такой состав?
Ольга Власюк: Минимальный набор для мамы, который ей поможет первые несколько дней совершенно точно ухаживать за малышом.
Татьяна Буцкая:
На каких площадках мы еще должны обсудить эти наборы? После того, как это будет обсуждено на уровне высоких Минпромторгов, куда нам выходить? К народу, к врачам, каких еще экспертов нам взять? Кто еще может сказать здесь свое слово?
Сергей Кретов:
Было бы здорово услышать мнение самих мам, что они думают. У нас же есть очень много блогов, форумов, где они общаются. Я был поражен, узнав, сколько времени молодая мама проводит в интернете, так что можете обратиться напрямую к ним, опросы через интернет, и тогда Вы узнаете точное мнение и точный ответ, что они хотят, насколько это им подходит.
Татьяна Буцкая:
Насколько родителям стоит давать возможность выбора себе подарка? Например, у нас есть несколько производителей подгузников, я не знаю, есть ли еще локализованные большие мировые компании в России, кроме вас, построили кто-нибудь заводы?
Сергей Кретов:
Есть.
Татьяна Буцкая:
Если дать мамам возможность выбора, собери сама себе подарок – поставь галочки напротив того, что ты хочешь, чтобы пошло в твой подарок, именно это тебе подарят. Такая возможность выбора, либо мне уже подарили теплый комбинезон, поэтому вместо теплого комбинезона я хочу взять 4 дополнительные упаковки подгузников. Можно давать такой выбор, либо всем одинаковый подарок?
Ольга Власюк: Выбор давать можно, но выбор из тех производителей, которые подтвердили, что они производят качественную безопасную продукцию, потому что зачастую мамочки могут ориентироваться на рекламные акции, которые не всегда соответствуют действительности. Выбор должен быть, но выбор должен предлагаться осмысленный, из тех компаний, которые надежные и являются надежными производителями безопасной продукции для наших малышей.
Татьяна Буцкая:
Полностью с Вами согласна. Сергей, Ваше мнение?
Сергей Кретов:
Я тоже поддержу Ваше общее мнение, нужно давать выбор в определенных рамках.
Татьяна Буцкая:
Выбор – это всегда хорошо, есть ощущение, что тебе что-то навязали, а так ты сама выбрала, ты хочешь розовую кофточку, хочешь бежевую кофточку. Очень бы хотелось российского производителя поддерживать во всех категориях, не только в подгузниках и влажных салфетках, чтобы мама сама могла выбрать, что ей хочется, а дальше уже вы подтверждаете, что это безопасный качественный товар. Друзья, как обычно 45 минут пролетели незаметно, программа подходит к концу. Огромное вам спасибо за то, что были с нами. Если у вас есть любые идеи по поводу состава подарка новорожденных, у нас еще продолжаются обсуждения – можете писать мне в директ, можете писать на программу «Выбор родителей» радио «Mediametrics» – мы все ваши пожелания учтем. Сергей, спасибо огромное. Ольга, спасибо Вам огромное за то, что приняли участие в обсуждении. Надеюсь, что мы все-таки получим тот самый федеральный подарок для новорожденного, и все дети скажут спасибо. До свидания.