{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Андрей Сиденко Эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в сети 23 марта 2020г.
Безопасность в сети – рекомендации от Лаборатории Касперского
Что надо знать взрослым о детской безопасности в сети? Что такое кибербуллинг и чем он опасен? Основы кибергигиены для детей и взрослых

Екатерина Ярцева:

Добрый вечер, дорогие друзья! Екатерины Ярцева меня зовут, в эфире «Деловой Гамбит» на Mediametrics. Все мы с нетерпением ждём новогодних каникул, взрослые для того, чтобы не ходить на работу, а дети для того, чтобы не ходить в школу, с удовольствием торчать в интернете без ограничений и днём, и ночью. Так ли безопасен интернет, что вообще происходит по ту сторону от экрана. Тема сегодняшнего эфира «Безопасность в сети». Я с удовольствием представляю моего гостя, Андрей Сиденко, эксперт «Лаборатории Касперского» по детской онлайн безопасности. Андрей, добрый вечер. 

Андрей Сиденко:

Здравствуйте, Катя. 

Екатерина Ярцева:

Давайте с этого вопроса и начнём, так ли безопасен интернет. 

Андрей Сиденко:

Хороший вопрос. На самом деле, такого чёткого на него ответа нет, но есть, например, наше исследование, которое показывает и говорит о том, что интернетом пользуются, его нельзя игнорировать, его нельзя не воспринимать как что-то несуществующее, его нельзя отключить. 

Екатерина Ярцева:

А мы отключаем детям регулярно. 

Андрей Сиденко:

Это не очень правильно, на самом деле, и говорить нужно о том, что в интернете есть какие-то определённые вещи, которые могут навредить, но, на самом деле, полезных сайтов или полезного контента в нём тоже достаточно. И использовать его в полезном ключе может каждый, вопрос только в том, что в случае, что делать нужно, когда ребёнок или взрослый человек встречает какие-то угрозы для себя, например, для своего устройства. Это либо вирусы или какие-то фишинговые сайты, что с ними делать. Вот эта грамотность, её нужно поднимать, её нужно развивать и работать над этим. 

Екатерина Ярцева:

Согласно вашим исследованиям давайте озвучим, какие есть опасности, может быть, какой их процент, какая-то градация. 

Андрей Сиденко:

Мы говорим о детях?

Екатерина Ярцева:

Да, мы говорим о детях. Потому что дети у нас часто выходят из-под контроля. 

Андрей Сиденко:

Опасности, на самом деле, одновременно и много, их можно каким-то определённым образом сгруппировать. Но мы задавали вопрос, один и тот же вопрос в нашем исследовании и родителям, и детям. Какая на ваш взгляд самая большая опасность от интернета, с которой вы можете столкнуться. Родители отвечают, что это онлайн игры. 

Екатерина Ярцева:

Да. 

Андрей Сиденко:

Практически треть, 32 % отвечают, что онлайн игры, это самая большая угроза, с которой может столкнуться их ребёнок, в принципе. А все остальные либо незначительные, это я имею в виду какие-то мошенники, которые выходят на связь с ребёнком, и фишинговые сайты, и спам, и вирусы, и прочее. Дети отвечают на этот вопрос, что угрозы, с которыми они могут столкнуться, это контент для взрослых. Представляет для них самую большую опасность.

Екатерина Ярцева:

Ой, как страшно. 

Андрей Сиденко:

Я имею в виду это и видео, и какие-то случайные всплывающие баннеры, которые они не хотят видеть или заходят случайно. 

Екатерина Ярцева:

Может быть, сцены жестокости, насилия какого-то. 

Андрей Сиденко:

Да, сцены, связанные с насилием, связанные с унижением, с дискриминацией по каким-то определённым принципам. Этот контент дети называют самым приносящим наибольший вред. Это такая, на мой взгляд, более здравая оценка того, что происходит в интернете. На втором месте они назвали кражу паролей. 

Екатерина Ярцева:

Дети?

Андрей Сиденко:

Дети. Пароли от аккаунтов и кражу денежных средств с аккаунтов или, например, какой-то контент внутри игровой или ещё какой-то. Ни один из них не сказал о том, что онлайн игры могут приносить какой-то вред. 

Екатерина Ярцева:

А они могут приносить вред? Помимо, понятно, что психологического того, что дети вместо всего остального играют в онлайн игры, перестают общаться друг с другом вживую. Какой вред с точки зрения безопасности? 

Андрей Сиденко:

Есть разные игры. И в целом если мы говорим о компьютерных играх, если они соответствуют возрасту, если ребёнок чётко понимает, что у него есть время на игру, есть время на оффлайн занятия, есть время на физическую активность, есть время на то, чтобы он мог просто поговорить с родителями, с друзьями, не онлайн, не через игру, то опасности нет. Я говорю об играх, которые, я могу назвать несколько. 

Екатерина Ярцева:

Давайте назовём наши любимые эти названия. 

Андрей Сиденко:

Скажем, Minecraft или Roblox, они, на самом деле...

Екатерина Ярцева:

Counter Strike. 

Андрей Сиденко:

Нет, это уже немножко по возрасту не соответствует, это уже более старшие, 18-21+. 

Екатерина Ярцева:

То есть четырнадцатилетним детям лучше в Counter Strike не играть. 

Андрей Сиденко:

Есть хорошиpая альтернатива 14-летним детям, это Fortnite, там 12+, там сцены насилия заменены, нет вида крови или оружия, оно там мультяшное, по сути. Там есть сценарий какой-то определённый, есть хорошо прописанный сторителлинг, который в зависимости от роли, выбранной роли ребёнок или группа детей могут принимать и хорошо коммуницировать внутри игры. То же самое с Minecraft, во многих странах мира его используют в качестве образовательной среды для того, чтобы дети могли коммуницировать внутри между собой, договариваться, уметь, во-первых, договориться между собой на выполнение какого-то определённого задания. Изучают биологию, химию, там целые есть внутри этого, казалось бы, кубики, которые ты переставляешь, ищешь, копаешь землю, выкапываешь подземные ходы. 

Екатерина Ярцева:

Там какие-то домашние животные у тебя могут быть. 

Андрей Сиденко:

Приручаешь домашних животных. 

Екатерина Ярцева:

Это я помню, даже я. 

Андрей Сиденко:

Но при этом это достаточно серьёзный вызов тем, кто занимается, играет. Когда они всё знают про эту игру, можно им сказать, предложить, по крайней мере, учителя так делают, они предлагают, давайте сделаем модель человеческого сердца, построим прямо здесь, запустим туда не кровь, а воду, поставим насосы и посмотрим, как она должна работать. И чтобы это сделать, нужно открыть учебник по биологии, найти тему, понять, что они это проходили, но сейчас нужно более детально изучить этот вопрос, понять, из каких частей он состоит, сердце состоит, этот орган состоит. И начать выполнение, начать эту стройку, начать ставить насосы в определённых местах. Это только один из примеров. На самом деле, таких много. Чего стоит только если взять, скажем, какой-то поиск минералов, взаимодействие между собой, что они могут делать. Поэтому в заключение могу сказать, что игры есть достаточно хорошие, которые учат детей, помимо непосредственной образовательной функции, у них есть функция так называемых softskills, когда они учатся взаимодействовать между собой, когда они учатся распределять своё время. 

Екатерина Ярцева:

Работать в команде, договариваться. 

Андрей Сиденко:

Работать в команде, договариваться, когда они могут вот этот эффект коллаборации, когда одному, понятно, что задание не выполнить, нужно как-то коммуницировать. На самом деле, это может быть такой определённой площадкой для взаимодействия. Или хотя бы обучение этому взаимодействию, которое можно переносить в реальный мир. Я сейчас не говорил про игры такого содержания, в содержании которых есть насилии, какие-то сцены или виды крови. Понятно, что особенно за этим контентом нужно и родителям следить, и даже понимая, что дети могут играть в такие игры, нужно детей постоянно чем-то занимать ещё. Не говорить о том, что всё, игры для тебя закончились, сын или дочка, девочки тоже играют, а предлагать какие-то альтернативы взамен этому. Может быть, какая-то совместная физическая активность. Возможно, это лото, но конечно нет. Есть огромное количество активностей, которые можно делать совместно со своим ребёнком, на улице, куда-то пойти. 

Екатерина Ярцева:

То есть не полностью вытеснять. 

Андрей Сиденко:

Да, предлагать альтернативы. 

Екатерина Ярцева:

Пытаться договориться, по крайней мере. 

Андрей Сиденко:

Да, и альтернативы должны быть так или иначе связаны с интересами самого ребёнка. Потому что, наверняка, кроме непосредственного онлайна мира, у ребёнка огромное количество интересов в реальном мире, который он хотел бы посмотреть или, например, пройти, испытать. 

Екатерина Ярцева:

Может быть, то же самое оружие переводить в плоскость пойти в тир пострелять, туда, где ребёнку по возрасту... 

Андрей Сиденко:

Может быть, это очень такой хороший пример, скажем, увлечение роликами, скейтом, может быть, ребёнок играет в компьютерные игры, а всю жизнь хотел научиться кататься на скейте, к примеру. 

Екатерина Ярцева:

Возвращайтесь к результатам исследований, вы получили какие-то данные, насколько они совпали с реальной ситуацией, с вашим видением, как специалистов по безопасности?

Андрей Сиденко:

Они полностью совпадают, мы даже на этом... 

Екатерина Ярцева:

То есть, в принципе, вы это видите точно так же, и люди, наши сограждане, по крайней мере, наши сограждане, они реально себе отдают отчёт в том, что опасности существуют. 

Андрей Сиденко:

Существуют, но есть понимание, в том числе, о том, что с ними нужно делать и как их избежать. Это, мне кажется, самое главное. Мы проводим огромное количество мероприятий оффлайн, это и работа с родителями, с учителями, с учениками и, в принципе, мы подтверждаем данные нашего исследования и понимаем, на самом деле, проблематику, которая связана с образованием детей, с образованием родителей, с образованием учителей. Что даже какие-то известные примеры угроз, связанные с зловредом или с фишингами, сайтами, это такая система, которая постоянно видоизменяется, и какие-то нюансы, они тоже меняются, их нужно проговорить. Или уже разговаривать о базовых правилах. Могу привести пример, разговаривая с детьми даже начальной школы, они знают о том, что приходят смс-ки им на телефон, которые могут содержать в себе текст «позвони, пожалуйста, по этому номеру» или «переведи, пожалуйста, денег, это твой друг». Или «это вас беспокоят из банка» и даже по имени могут называть, либо по имени родителей кого-то из них. Они знают, что это сообщение, которое так или иначе посылают мошенники или злоумышленники, и как правило, на них вообще не реагируют. Они чётко знают, что с этим делать, даже в начальной школе. Но несмотря на это, есть нюансы, и эти нюансы как раз в этом и заключаются, что нужно рассказывать о том, что эти угрозы, они имеют не просто две стороны, а сторон очень много, поэтому об этом нужно говорить с детьми. 

Екатерина Ярцева:

Есть какая-то сфера, может быть, к фишингу относящаяся или к зловредным вирусам, ещё к чему-то, которая развивается в мошенническом плане быстрее, чем дети и взрослые успевают понять, что это опасность. То есть понятно, что, к сожалению, хакеры и преступники, они всегда на шаг идут впереди. Сейчас где может быть, в какой плоскости основная опасность лежит. 

Андрей Сиденко:

Прямо сказать, что основная очень сложно, они примерно в процентном отношении поделены примерно одинаково. Но один из видов опасностей, которые в последний год, это как раз скам, который простым способом может обманывать человека. Это такой вид мошенничества, который использует смс, рассылку, ролики с известными людьми, к которым у населения есть доверие. Они могут быть реально когда-то снимались, несколько лет назад, но использованы сейчас уже совершенно в другом ключе, совершенно с другим контекстом. Например, призыв пройти опрос и за это получить какое-то вознаграждение, пусть минимальное, или, наоборот, отдать какую-то не очень большую сумму денег, 100-200-300 руб., при этом такой вид мошенничества, он сейчас как раз набирает популярность, набирает обороты. Потому что не требует усилий со стороны злоумышленников, не нужно создавать поддельный сайт, не нужно вводить какую-то определённую систему мониторинга, ещё какие-то нюансы. А самые простые способы достучаться до пользователей. В основном это связано с тем, что пользователи очень часто и очень много оставляют данных о себе на сторонних ресурсах. Это и номер телефона, свои персональные данные, и имя, фамилию. Уже мало кто оставляет, где они живут или паспортные данные, все понимают о том, что это вообще не нужно делать. И используя эти данные, мошенники могут выходить на связь непосредственно с пользователем и предлагать ему на основе этого какие-то услуги. Так что без примеров, чтобы никакие сайты не компрометировать, где не нужно оставлять. Просто к тому, что в целом обращать внимание на то, что персональные данные, это то, что будут использовать злоумышленники. 

Екатерина Ярцева:

То, что будут использовать наверняка. 

Андрей Сиденко:

В том же ключе мысль с детьми говорим очень часто о приватности данных, которые дети оставляют в социальной сети, когда социальная сеть ВКонтакте позволяет находить людей по интересам. И они указывают и своё семейное положение, «в активном поиске», например, дети почему-то так ставят. Или встречается с кем-то, или указывают аккаунты своих родственников: мама, папа, брат, сестра. Или указывают даже номер телефона свой, указывают, где место жительства или номер школы. По отдельности эти данные могут не представлять какой-то определённый интерес, но в совокупности и в определённых случаях они могут быть интересны, в том числе, и злобы злоумышленникам. К примеру, оставляя фотографию в инстаграме и ставя гео метки домашнего адреса или школы, это может, в принципе, дать человеку понять, совершенно не знающему его, не знающему лично этого человека, можно 100 % узнать, где он учится или для взрослых людей где он работает, чем занимается, куда ездит отдыхать, где бывает на выходных, в какие кафе ходит, в рестораны или музеи, например. И в целом в совокупности это такая большая база данных, которая может быть использована, в том числе, против самого человека. Я не говорю, что этого вообще не нужно ничего оставлять, это вполне такая нормальная история, но нужно заботиться о том, кто эти данные может видеть. В частности, в социальной сети ВКонтакте очень гибкие настройки приватности, там каждый из пунктов можно настроить, чтобы это видели либо вообще все пользователи интернета, даже не имеющие аккаунтов в этой социальной сети или, например, только друзья или вообще никто, или никто кроме, или только вот эти. 

Екатерина Ярцева:

Стали пользоваться этим сейчас?

Андрей Сиденко:

Да, сейчас дети понимают всё больше, и часто даже не указывают своё реальное имя. 

Екатерина Ярцева:

То есть они уже цифровых двойников пошли себе создавать, в отличие от нас, взрослых.

Андрей Сиденко:

Часто ребёнку нужен аккаунт только для того, чтобы получать какую-то информацию, смотреть какие-то группы или паблики, узнавать какие-то, в конце концов, новости. Они могут что-то читать, быть подписанными на каналы, связанные с игровой сферой, с IT сферой, узнавать оттуда какие-то новости. Им не нужно оставлять свои данные в этой сети. Они и так получают эту информацию, каким-то образом могут делать репост, копировать себе, или прочитают и дальше листают ленту. И в общем, для них это всё может завершится. То есть понятно, что они знают о приватности, о том, что не нужно оставлять, но многие этого не делают, продолжают выкладывать свои реальные данные в социальные данные зачем-то. 

Екатерина Ярцева:

Ещё одна опасность, про кибер буллинг давайте поговорим. В ноябре у нас сообщество организовало день против кибер буллинга. Насколько это вообще серьёзно, давно ли появилось это понятие. Понятно, что всегда везде был троллинг, были хейтеры, люди с не очень здоровой психикой, это понятно. Но сейчас, я так понимаю, это превратилось уже в какое-то массовое, можно сказать, бедствие, и уже чуть ли не какие-то жертвы суицидов появились. 

Андрей Сиденко:

Я не могу сказать точно, что жертвы суицидов по причине кибербуллинга, возможно, это какой-то один из факторов, какой-то сработал, у меня просто нет таких данных. Но проблема кибербуллинга действительно существует. Нашим слушателям нужно сделать пояснение, что это слово заимствованное, буллинг - это травля, кибербуллинг, это когда травля происходит в интернете. Когда оставляют какие-нибудь комментарии, которые неприятны человеку, который разместил фотографию или видео или ещё что-то. Возможно, какие-то сообщения, которые могут писать один человек другому или группа людей конкретной жертве. С этой точки зрения наше исследование показывает, что на один и тот же вопрос и родителям, и детям, который мы задавали, спрашивали, сталкивался ли ваш ребёнок с кибербуллингом, с такой проблемой. 2 % родителей отвечают, что да, сталкивался. А дети на этот же вопрос, сталкивались ли они с кибербуллингом, уже в 7 % случаев отвечают, что сталкивались. То есть 2 % и 7 % родителей практически не знают о том. То есть понимаете разницу. И это говорит о том, что дети, даже если это произошло, они не сообщают об этом родителям. Зачастую, может быть, из-за того, что родители тоже сами не знают, что с этим делать. 

Екатерина Ярцева:

Может быть, они не всегда понимают, что это кибербуллинг. 

Андрей Сиденко:

Нет, там была ещё много вопросов, связанных с этим. И они, в принципе, показывают эту разницу. Например, вопрос, сталкивался ли кто-то из ваших друзей, из друзей вашего ребёнка и тот же вопрос детям, там тоже разница практически в 3 раза. Сталкивался ли кто-то в вашей школе с такой проблемой, то же самое детям. Во всех случаях разница примерно в 2-3 раза. Это говорит о том, что дети, они в случае такой опасности какой-то определённой, с этой точки зрения, с точки зрения стороны проблематики кибербуллинга, они не знают, что делать. И последние, может быть, не последние, но к родителям они не обращаются, они пытаются это решить либо сами, либо каким-то другим способом. А самый простой способ, первое, это заблокировать тех людей, которые проявляют такой вид активности по отношению к человеку, кто пишет плохие комментарии, там явно какие-то начинаются нелицеприятные вещи. То смело в чёрный список, чтобы не получать комментарии, никаким образом не реагировать и не отвечать на эти сообщения. Потому что, по сути, это и есть то, чего добивается человек, который агрессивно ведет себя в сети.

Екатерина Ярцева:

Это ко взрослым тоже относится. 

Андрей Сиденко:

Да.

Екатерина Ярцева:

Потому что нам хочется доказать, нам хочется вступить в эту дискуссию. А там, с другой стороны от экрана, может быть, просто неадекват, который говорит: классно, давай сразимся. 

Андрей Сиденко:

Он, отвечает. Да, на это нужно обращать внимание, и родителям, и детям вообще неплохо даже просто было бы знать какие-то правила определённые, что нужно делать в таких случаях. 

Екатерина Ярцева:

Давайте озвучим правила. Мы блокируем сразу, не ввязываемся в переписку. 

Андрей Сиденко:

Не ввязываемся в переписку. В случае каких-то угроз, действительно угрозы жизни и здоровью, это повод написать заявление в полицию. 

Екатерина Ярцева:

Даже так. 

Андрей Сиденко:

Да. При этом сохранять скриншоты, саму страницу сохранить нужно, в которой будет видна эта переписка, чтобы можно было иметь какую-то аргументированную базу. 

Екатерина Ярцева:

Хотя бы цифровой след какой-то. 

Андрей Сиденко:

Аргументированную базу того, с чем идти. Тем более, если вы знаете абсолютно точно, что этот человек, кто вам пишет. Угроза жизни и здоровью, это действительно серьёзное нарушение, с которым нужно идти уже в правоохранительные органы. 

Екатерина Ярцева:

Есть или какие-то правила поведения, может быть, не быть излишне откровенным. Потому что люди уже начинают следить за своим поведением, я не буду вот это постить или выкладывать в сеть, потому что вдруг мне кто-нибудь что-то напишет, и начнётся то самое в комментах, что же я буду делать. Как-то люди становятся более закрытыми и осторожными. В том числе дети. 

Андрей Сиденко:

Знаете, на самом деле, детям тоже это нужно объяснить, таких чётких правил, их достаточно сложно сформулировать. Но есть общие понятия, общий подход, в котором что бы вы ни решили запостить, фотографию, видео или какой-то текст, подумайте, в случае детей это всё просто. 

Екатерина Ярцева:

Подумать, это не всегда прокатывает. 

Андрей Сиденко:

Подумайте, что бы сказала, например, на это сообщение, на этот пост или на эту фотографию мама или кто-то из близких людей. Готов ли я, например, этот текст написать на своей футболке и выйти на улицу. 

Екатерина Ярцева:

Хороший момент, который отрезвляет очень. 

Андрей Сиденко:

Да, то есть мне бездумно все выкладывать и забывать. Очень важно тут, наверное, и для взрослых тоже, часто сообщения или какие-то посты в сети, которые делает человек, они могут для него играть очень негативную роль. Например, в случае при устройстве на работу. Те дети, которые уже имеют аккаунты в социальной сети, у нас 43 % детей по нашим исследованиям имеют уже аккаунты в начальной школе в социальной сети, при устройстве на работу работодателям вполне, есть компании, которые отслеживают историю и вообще, что человек, какие посты делает, что вообще он публикует. И в случае каких-то определённых, я сейчас не буду называть конкретно направления, категории таких фотографий, но это вполне может быть основанием для того, что выберут другого кандидата. 

Понятно. Что с этим делать и родителям, и детям. Психологически мы более-менее поняли, по возможности думать, по возможности детям общаться с родителями, родителям общаться с детьми. 

Андрей Сиденко:

Да. Мы всё время весь эфир говорим о каких-то негативных проблемах. 

Екатерина Ярцева:

Давайте о позитивных поговорим. 

Андрей Сиденко:

Позитивных, на самом деле, тоже огромное количество, я думаю, что сейчас могу сказать о каких-то примерах. Но если о каких-то правилах принципиальных, то первое, что нужно делать родителям, эту интересоваться, что делает ребёнок в сети. Возможно, если он имеет аккаунт в социальной сети какой-то, а кто-то из родителей нет, то возможно, имеет смысл даже завести аккаунт, посмотреть, как там всё устроено, что там за контент, как там всё вот это проходит, возможно, найти какие-то общие интересы. Но это не повод родителю писать на стене у ребёнка

Екатерина Ярцева:

Иди, помой посуду. 

Андрей Сиденко:

Да, привет, вот твоя фотография, когда тебе три года, какой милый. 

Екатерина Ярцева:

Где ты сидишь на горшке. 

Андрей Сиденко:

Да. Это нет, это точно делать не нужно, потому что сразу у ребёнка первая мысль, о который он подумает, ладно, пусть он здесь будет мой друг, я сейчас ещё один аккаунт заведу, и пусть мои родители думают, что всё хорошо, потому что они видят вот этот аккаунт. У детей очень бывает такое, что много аккаунтов, и вопрос доверие и общения между ребёнком и родителям. Если есть доверие, то можно спокойно и написать через мессенджер какой-то встроенный в социальную сеть, добавить. Увидели сами какую-то в инстаграме историю прикольную, можно просто сделать, отправить в виде сообщения своему ребёнку, сказать: смотри, прикольно, давай попробуем, сходим. Может быть, какое-то объявление или мастер-класс, или выставки, или просто милая няшная фотография. 

Екатерина Ярцева:

Котиков.

Андрей Сиденко:

Котиков, мишек, панд. В таком режиме родитель понимает, во-первых, что делать, что ребенку интересно, что он там публикует, как он взаимодействует с социальной сетью. Но ему нужно, в первую очередь, быть в курсе этого, понимать, что это не гипотетически какая-то среда, которую он даже не представляет что там, а разбираться в каких-то таких, хотя бы базовых механизмах взаимодействия этой социальной сети. Второе, это технические средства, которые нужно и можно использовать родителям. Я имею в виду, мы называем это не программы родительского контроля, а программы, которые помогают ребёнку изучать интернет в безопасном режиме. То есть и создают ему безопасную среду, в которой ему будет комфортно. Например, не сталкиваться с теми же материалами для взрослых, которые он может случайно найти. Он может искать какой-то материал для реферата и выйти совсем нет на те сайты, на которые он хотел вообще. Или, возможно, когда ребёнок ещё в младшем возрасте, есть определённое понимание того, сколько времени он может проводить. Если вы используете технические решения, например, в нашей компании есть такое решение, safe kids, которое позволяет выставлять какие-то определённые ограничения на приложения, на экранное время, на интернет, создавая безопасную среду, что ребёнок 100 % не найдёт ничего запрещённого там, потому что браузер, там просто это невозможно сделать. Если он изначально понимает, почему родитель установил эту программу, это не нужно делать тайком, это мы обсуждали это до эфира. 

Екатерина Ярцева:

Да, когда это, может быть, нужно начинать и как это нужно делать. 

Андрей Сиденко:

В идеале, когда вы ребенку покупаете, я имею в виду родители покупают ребёнку первое устройство, первый смартфон или планшет, в этот период нужно позаботиться о настройках. О настройках этого девайса, установить эту программу, которая позволяет ребёнку безопасно использовать тот контент, который он там решит установить. Плюс это настройки семейного аккаунта, которые не позволят ему что-то случайно купить, введя данные карты или просто по паролю оплатить какую-то покупку, или игру, или внутриигровой контент. При этом остаётся возможность сделать запрос родителю, держателю карты. Но эти технические решения, в частности, я могу говорить про safe kids конкретно. 

Екатерина Ярцева:

Там же несколько вариантов. 

Андрей Сиденко:

Там есть несколько направлений, в том числе, практически 43 % родителей отвечают, что они хотели бы знать, где находятся их несовершеннолетние дети. В любой момент. Например, в школе они, или пошли к другу или пошли в кино. 

Екатерина Ярцева:

Или в торговый центр они очень любят ездить иногда погулять. 

Андрей Сиденко:

Возможно. Причины могут быть разные, и родителю это важно знать не только для того, чтобы впоследствии как-то наказать ребёнка, это повод вообще поговорить с ним, что произошло, почему ты не был на занятиях. Или в случае, когда, к примеру, вы знаете, что ваш ребёнок со школы приходит в 3 часа дня, в 4 часа дня. Вы дома, вы его ждёте, уже 5 часов, а его нет . И тут как раз повод начинать беспокоиться уже родителю, когда он точно знает, что я могу в любой момент посмотреть, где находится мой ребёнок. Да, он в школе. В конце концов написать ему СМС: как дела, что у тебя, почему ты ещё задержался. Да, всё в порядке, у нас, например, факультатив или ещё что-то. Намного хуже, что в случае совсем негативных историй, когда есть похищение детей, разные такие нехорошие истории, родитель будет знать о том, где он например находится, если отключён телефон, это повод как раз позвонить классному руководителю, позвонить друзьям, не надо этого стесняться, боятся, лучше, если это произойдёт, чем родитель не будет беспокоиться, а действительно, ребёнка похитили, куда-то увезли.

Екатерина Ярцева:

Да, Лиза Алерт, они как раз об этом и говорили в своей памятке, что не стесняйтесь вот этих средств безопасности. 

Андрей Сиденко:

Мы проводили вместе с Лиза Алерт как раз большой семинар для родителей, на котором представители Лиза Алерт, поискового отряда, они объясняли о безопасности в физическом мире, а мы объясняли по безопасность в виртуальном мире. В принципе, мы как раз говорили об одном и том же. О том, что информация об этом, она очень важна и нужна. В то же время, как мы уже успели обсудить, если ребёнок уже взрослый, ему можно объяснить, почему родителю важно это знать, объяснить вопросы той самой безопасности, но при этом, если какой-то определённый начинается блок со стороны. 

Екатерина Ярцева:

А он начинается. 

Андрей Сиденко:

А он начинается. Взамен можно предложить открыть эту информацию о своём местоположении для своего ребёнка. 

Екатерина Ярцева:

И тут ребёнок такой: как интересно. 

Андрей Сиденко:

Возможно. Но это повод. 

Екатерина Ярцева:

На самом деле, я была бы готова, например, это нормально, я считаю, что в подростковом возрасте, наверное, это даже уже честно. 

Андрей Сиденко:

Да, это честно и это как раз понимание того, что нельзя ставить ребёнку какое-то техническое средство, которое обеспечит его безопасность в сети без его ведома. Потому что это, в лучшем случае, это встретит блок с его стороны, он скажет, что мне вообще тут не то, что ничего не нужно, вы не добьётесь нужного эффекта, лучше добиться понимания и объяснять, почему это происходит, зачем вы это делаете. Для того, чтобы ребёнок мог спокойно, в комфортной для него среде, с тем контентом, который соответствует возрасту, изучать интернет, изучать какой-то контент, который ему интересен. 

Екатерина Ярцева:

То есть объяснять, получается, преимущества решения не только для родителей, но и для него. 

Андрей Сиденко:

И для него, для ребёнка. И это важно. Но понимаете, тут нас видят только в камере, но если мы ставим на одной стороне технические решения и объяснения, образовательная среда, то есть образование в области кибербезопасности. Если какая-то из этих частей запада т, результат тоже будет в одну или другую сторону западать. То есть и без технических решений достаточно сложно говорить о кибербезопасности только потому, что есть очень много вещей, которые сложно предугадать. Например, тот же фишинговый сайт, который система может распознать, сработает какой какой-то определённый алгоритм, который распознает в этом ресурсе фишинг. Ребёнок может не распознать. 

Екатерина Ярцева:

Скорее всего, он не распознает с теми умельцами и с теми продуктами, которые сейчас помогают это делать, это трудно вообще. 

Андрей Сиденко:

Но при этом нужно заниматься образованием и развитием взаимоотношений между ребёнком и родителями, чтобы было понимание, чтобы ребёнок в случае кибербуллинга он точно чётко знал, что в случае опасности, в случае какой-то определённой угрозы он точно знал, к кому он может обратиться, чтобы он чувствовал себя защищённым. При любой угрозе он мог обратиться к родителям и сказать о том, что у меня есть такая проблема. И родители должны понимать, что с этим вообще нужно делать. Как раз это всё взаимосвязано. 

Екатерина Ярцева:

Что ещё будет появляться в этом продукте? Может быть, вы будете добавлять ещё какой-то функционал, ещё какую-то градацию по возрасту, например. Как-то будете дорабатывать, есть у вас какие-то мечты? 

Андрей Сиденко:

За всеми обновлениями можно следить на сайте, у нас очень хорошо работает и техническая поддержка, и непосредственно объявление тех функций, которые есть в продукте. 

Екатерина Ярцева:

Я имею в виду дальше, то есть они сейчас максимально закрывают всё, все известное. 

Андрей Сиденко:

Я могу сказать, что лучше следить за обновлениями. У нас есть ресурс ещё кроме того kids.kaspersky.ru, на котором мы публикуем статьи, публикуем новости, публикуем контент в виде мультфильмов для разных категорий пользователей. Это и для маленьких детей, это мультфильмы про робота Каспера, это серия мультфильмов с фиксиками, где мы объясняем основы кибербезопасности простым, доступным языком в виде коротких роликов. У нас есть тренажёры, которые были использованы в уроке цифры, в прошлом году который проходил и в этом году тоже будет. Они сейчас есть на этом сайте, они остались, можно поиграть, в такой игровой форме узнать о том, что такое фишинговые сайты, о том, что такое кибербуллинг, что нужно делать в этих случаях. Там же есть разделы для подростков, где уже мы публикуем различную информацию, связанную с контентом, с различными приложениями, с обзорами. Даже не с обзорами приложений, допустим, новые выходят какие-то приложения, популярные социальные сети типа Like или Tik Tok, мы не просто говорим о том, что это за приложение, а говорим как настроить непосредственно безопасную работу, о том, какие угрозы там могут быть и вообще, как распознать какой-нибудь контент, который явно может навредить ребёнку. И такой же раздел для взрослых, для учителей, где мы публикуем различные аналитические данные. Те же статьи, которые пишутся для взрослых, они пишутся совершенно другим текстом, большим, развёрнутым, со ссылками на исследования, которые позволяют родителям узнать о том, чем интересуется и вообще что это такое Инстаграм, что такое Tik Tok, давайте посмотрим, Fortnite. Или ребёнок играет, а там прямо мы объясняем, что это такое. Ещё раз напомню сайт, это kids.kaspersky.ru, на котором мы всё это публикуем. Плюс там есть ссылки на продукт, который мы тоже поддерживаем, в принципе, говорим о том, что он хорошо работает, как техническое средство защиты, как технический элемент защиты, о котором мы говорим. 

Екатерина Ярцева:

Подходит уже к концу наш разговор, 5 минут у нас осталось. Что хочу спросить я в завершении. Чувствуется, что растёт всё-таки киберосознанность, киберкультура у нас. По крайней мере, люди осознают опасность и уже начинают интересоваться и продуктом, и теми самыми вашими статьями, публикациями. Блок у Касперского прекрасный для взрослого и для подростков. Вы чувствуете, что есть у нас прогресс в обществе?

Андрей Сиденко:

Да, прогресс есть, потому что мы замечаем, особенно когда мы работаем непосредственно с детьми, с аудиторией, с детской аудиторией, они могут, зачастую, рассказать очень много того, что их беспокоит, с какими угрозами они сталкиваются. Но они знают решение в той или иной степени на базовом уровне, наша задача как раз рассказать про нюансы возможные, рассказать какие-то особенности новые или какие-то новые виды угроз. В целом, и интересы, и подходы, и осознанность в области кибербезопасности у населения, конечно, растёт. Потому что каждый раз сталкиваясь с каким-то случаям, каждый пользователь, взрослый человек или ребенок, они задумываются, как у меня здесь настроено. То есть все знают, что от сервисов должны быть разные пароли. Многие это игнорируют, но когда показываешь пример о том, что взломав, например, какой-то один аккаунт, можно получить доступ практически ко всем. Это идёт не пример взлома, это просто на основе каких-то инцидентов, которые произошли, показываешь, что нужно, чтобы пароли были разные и желательно, понятно, что они должны быть сложные, они не должны быть одинаковыми, что нужно этому уделять огромное количество внимания. 

Екатерина Ярцева:

Что нужно их менять.

Андрей Сиденко:

Периодически их нужно менять, конечно, пользоваться, если какие-то определённые проблемы, программами, которые типа Password Manager, которые позволяют большие пароли генерировать хранить в памяти телефона с доступом по Tuch ID или Face ID, и при этом вы сам пароль даже можете и не видеть, а если видите, то он очень большой. Об этом все знают, тем не менее, продолжают использовать какие-то очень простые пароли. Я уже не говорю про qwerty, который остаётся самым, в десятке самых популярных паролей. Есть исследования мировые, которые показывают, что самый популярный пароль, это password. 

Екатерина Ярцева:

Ну что мудрствовать лукаво. 

Андрей Сиденко:

И всякие комбинации с циферками 123 и прочие. И понятно, что зная даже об этом, многие, к сожалению, либо не уделяют этому внимания, пока их непосредственно эта ситуация не коснётся. Лучше, чтобы она пока не коснулась, лучше заниматься, интересоваться темой кибербезопасности, выполнять эти базовые требования, базовые рекомендации к тому, как использовать интернет, как делать пароли, на какие сайты заходить или нет, как распознать фишинг, как не оставлять пароль на бумажке, оставлять его рядом с компьютером. Какие-то базовые вещи, конечно, об этом. 

Екатерина Ярцева:

И не вставлять флешки, найденные случайно на пороге учреждений, домов и офисов. 

Андрей Сиденко:

Да, в том числе. 

Екатерина Ярцева:

У нас осталось полторы минуты, Андрей. Я, во-первых, хочу поблагодарить за то, что пришли, хочу призвать наших слушателей и зрителей, чтобы они образовывались, самообразовывались, чтобы они прибегали к ресурсам техническим и материалам, можно сказать, от лидера отрасли. Потому что специалисты делают потрясающую работу, исследование, аналитику, это просто нужно брать, читать и внедрять свою ежедневную жизнь. 

Андрей Сиденко:

Интересоваться этой проблемой, не стоять в стороне, не думать и не ждать, пока меня это не касается, значит всё в порядке. И нужно проводить, возможно, даже самоаудит своих же сетей. Очень часто мы даже просим родителей посмотреть, что вообще можно получить, какую информацию можно получить на странице ребёнка, даже не зная, просто со стороны, какая там информации есть. Есть ли там номер мобильного телефона, адрес проживания. Если это есть, просто поговорить о том, что лучше этого не делать или лучше сделать эту информацию доступной только для друзей хотя бы. В конце концов, ребёнку нужно закрывать, чтобы он сам закрывал профиль, делал его приватным и он понимал, почему он должен это делать. А не просто потому, что родитель хочет, или мама так сказала, значит надо так делать. Нет, как раз вопрос связан с образованием, и он очень важен. 

Екатерина Ярцева:

Друзья, делаем вместе этот мир безопаснее с «Лабораторией Касперского». Андрей, ещё раз спасибо, что пришли, приходите к нам ещё. Всех с наступающим Новым годом поздравим, пожелаем безопасности в Новом году. 

Андрей Сиденко:

С Рождеством, с хорошими, безопасными зимними каникулами, чтобы вы хорошо могли провести время и безопасно. 

Екатерина Ярцева:

Всем спасибо, что были с нами, до следующего понедельника. Пока-пока.