{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Игорь Демин Заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области 26 апреля 2019г.
Инвестиционное развитие Московской области
Инвестиции в Московскую область, налоговые льготы, меры государственной поддержки бизнесу, развитие промышленных и иных предприятий, Инвестиционные возможности Московской области, лучшие площадки для локализации промышленных предприятий, Особые экономические зоны, практики реализации проектов, приоритетные отрасли Подмосковья

Анастасия Клименко:

Всем добрый вечер! С вами я, Анастасия Клименко. Это программа «Бизнес взгляд». У нас сегодня в гостях Игорь Демин – заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области. Добрый вечер!

Игорь Демин:

Добрый вечер всем!

Анастасия Клименко:

Спасибо большое, что добрались до нас! Наверное, для начала хотелось бы узнать, как Вы пришли в правительство, был ли это осознанный выбор? Расскажите немножко о своем профессиональном пути.

Игорь Демин:

Пришел в правительство Московской области (точнее, в наше ведомство) я ровно 5 лет назад, как раз это случилось в апреле. Конечно, выбор осознанный, я не попал туда просто, чтобы попробовать, это был осознанный выбор.

Анастасия Клименко:

Министерство уже было?

Игорь Демин:

Министерство уже существовало, ему было чуть больше полугода, или даже, может быть, и не было полугода. В общем, оно было достаточно молодое, вся команда была новая. Руководители набирали себе штат людей, которым можно доверять, на которых можно положиться. Ну, и так, как говорится, сошлись звезды, что мне выпала возможность оказаться в этой команде, и вот уже 5 лет я в ней. В общем-то, ни дня об этом не жалел, несмотря на все сложности и тяготы такой работы, при этом безумно интересной работы. То, что было в начале нашего общего пути нашей команды, и то, что сейчас, это, как говорится, две большие разницы. Сравнивать темп, объем работы, качество работы, которые были 5 лет назад, и сейчас, просто невозможно – это совершенно разные планеты просто.

Анастасия Клименко:

Все-таки, расскажите, как создавалось министерство, для чего оно создавалось, какая Ваша роль в его развитии?

Игорь Демин:

Министерство образовалось из нескольких других ведомств, которые существовали на тот момент – это министерство внешних связей, министерство промышленности Московской области, и часть функций в наше министерство попало из министерства экономики. То есть мы такой некий гибрид, который представляет из себя такой областной МИД, областной «минпром без торга», потому что торговля в отдельном ведомстве, и часть функционала министерства экономического развития. Если сравнивать с федеральным уровнем, то мы некий такой гибрид регионального пошиба, соответственно, и функции у нас очень специфические, поэтому название такое достаточно длинное и не всегда понятное простому обывателю, но, наверное, оно, действительно, отражает максимально суть нашего ведомства.

Анастасия Клименко:

Ну, тогда можно объяснить инвестиции, инновации, что это значит?

Игорь Демин:

Основа развития экономики любого субъекта – это, прежде всего, бизнес, это налоги, это рабочие места, это комфортная среда для обитания жителей, граждан. И министерство инвестиций, включая в себя полномочия министерства экономического развития (если бы оно такое существовало на региональном уровне) и министерства промышленности, отвечает за помощь, поддержку предпринимателей как малого бизнеса, среднего, так и крупного для реализации своих проектов на территории региона. Соответственно, основной наш функционал – это предоставление различных мер поддержки для бизнеса, развития этого бизнеса, помощь в реализации проектов всесторонняя, ну, и, конечно, поддержка существующих промышленных предприятий. Это тот функционал, который можно причислить к минпромовскому функционалу, который у нас есть, это тоже огромный блок работы. У существующих предприятий оказывается масса вопросов, иногда и проблем, которые необходимо решить. И вот мы как раз и существуем, в том числе, для того, чтобы решить насущные проблемы текущих предприятий – не только тех проектов, которые пока в инвестфазе, в стадии реализации, но и предприятий, которые уже существуют на территории субъекта.

Анастасия Клименко:

Расскажите о своей работе больше: чем Вы занимаетесь, какие у Вас блоки ответственности?

Игорь Демин:

Несколько блоков. Скажу об основном, что делает мой блок в министерстве инвестиций и инноваций – это в первую очередь предоставление различных налоговых льгот. Вообще, вариантов получения налоговых льгот на территории Московской области целых 5 штук – это очень обширный перечень преференций и 5 вариантов их получения. Можно стать резидентом одной из особых экономических зон. Можно заключить соглашение с правительством региона или с нашим ведомством о реализации проекта, и в рамках этого соглашения получить региональный налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Можно получить те же самые льготы, но чуть на меньшие сроки и чуть меньше в денежном выражении, просто в безусловном режиме, обратившись в соответствии с законодательством Московской области в свою налоговую инспекцию. Можно получить статус регионального инвестиционного проекта. И, в конце концов, можно заключить специальный инвестиционный контракт. Вот эти 5 вариантов получения налоговых льгот, все они проходят через тот блок, который мне посчастливилось возглавлять. И плюс те новые мероприятия по поддержке предпринимателей, которые мы разрабатываем, тоже приходятся как раз на мой блок. Это не значит, что только я их разрабатываю, их разрабатывают и другие блоки (блок малого, среднего предпринимательства, блок промышленности), но основные налоговые льготы, которые мы вводим на протяжении этих лет, их разработкой как раз занимается тот блок, который я возглавляю. Еще один большой блок работы – это создание особых экономических зон. В Московской области, когда я пришел, была всего одна особая экономическая зона – достаточно успешная, в Дубне, технико-внедренческого типа, она существует с 2006 года, несколько лет к ряду признается министерством экономического развития лучшей особой экономической зоной на территории Российской Федерации. Но вот за время работы нам посчастливилось поучаствовать в процессе (можно сказать, даже относительно возглавить этот процесс) создания еще 2-х особых экономических зон. Первая особая экономическая зона была создана в Ступино (в городском округе Ступино Московской области, это достаточно отдаленный район), и нам удалось сделать это без привлечения бюджетных источников финансирования, то есть был найден партнер, в собственности которого находились эти земельные участки, и мы вместе с этим частным партнером смогли реализовать проект создания еще одной особой экономической зоны. И третья зона, которая была создана за эти годы, это особая экономическая зона «Исток» во Фрязино, которая тоже достаточно успешно развивается. Но Дубна, во многом благодаря тому, что это достаточно старая уже зона, зарекомендовавшая себя, вот уже несколько лет является лидером среди всех особых экономических зон в Российской Федерации.

Анастасия Клименко:

Расскажите, как не потеряться предпринимателю или инвестору во всем многообразии мер поддержки или того, что он может получить? Вот где ему найти ту информацию? Как помочь инвестору? Может быть, есть какие-то сайты, форумы?

Игорь Демин:

Безусловно, есть и инвестпортал Московской области, есть и сайт нашего ведомства, вся информация там размещена. Пока, к сожалению… Это, кстати, одно из направлений текущей работы, связанной с тем, что мы хотим информацию, которая сейчас представлена в статичном виде, в виде презентаций, пусть красивых, пусть, наверное, нам кажется, удобных для восприятия, но все равно, действительно, то многообразие мер поддержки, вот я вам говорю, только вариантов получения налоговых льгот 5 штук, есть еще куча всевозможных субсидий, других преференций, льготные займы, кредиты, согарантии по банковским кредитам, и так далее. В общем, масса, масса, масса инструментов для поддержки, и, действительно, запутаться в них достаточно просто, а выбрать для себя подходящий вариант порой бывает не так легко, как хотелось бы. Поэтому, конечно, вся эта информация размещена на наших сайтах (на интернет-портале invest.mosreg.ru и на сайте нашего ведомства), но пока она там представлена в виде некой статичной информации. И сейчас мы работаем над тем, чтобы к питерскому экономическому форуму в этом году представить новый сервис, упрощенный. Мы его назвали для себя «Калькулятор мер поддержки» – это тот сервис, который позволит инвестору, заинтересовавшись Московской областью, ответив на ряд несложных вопросов (мы его реализовали по принципу трижды три, то есть у нас будет 3 блока по 3 вопроса), и вот, ответив на 3 блока по 3 вопроса в каждом, тот, кто это сделал, получает на выходе исчерпывающую информацию о тех вариантах поддержки, которые доступны в реализации такого проекта, который он обозначил, отвечая на эти 3 вопроса. Таким образом, исчезает нужда изучить досконально все законодательство целиком, а сконцентрироваться только на том, что идеально подходит под этот проект. Вот сейчас мы такую функцию постараемся реализовать, и на питерском форуме ее презентуем, я надеюсь.

Анастасия Клименко:

Да, это потрясающая новость! Но вот сейчас как инвестор может узнать какую-то информацию? Например, может быть, он может позвонить и узнать, на какие льготы он может претендовать?

Игорь Демин:

Конечно, может и позвонить. Может позвонить напрямую в министерство, можно позвонить по номеру нашего колл-центра. В основном, по номеру колл-центра звонят малые и средние предприниматели, которые интересуются мерами поддержки в сфере мало и среднего предпринимательства (это компенсация различных затрат, первого лизингового платежа, закупки оборудования и прочее), они, в основном, являются клиентами этого колл-центр и, в основном, они получают информацию по этой линии. Можно написать в ведомство, причем, я бы всем рекомендовал не пытаться написать большое, красивое, официальное письмо на имя министра или курирующего зама губернатора, который курирует наше ведомство, или на имя даже губернатора; а просто зашел бы на сайт нашего ведомства, зашел бы в раздел контакты, там представлена структура ведомства, и напротив каждого руководителя структурного подразделения, заместителя министра или начальника управления указана его рабочая почта. Уверяю вас, что, написав любому из указанных на нашем сайте контактов электронной почты рабочей, можно будет в течение суток-двух получить ответ (ну, исключая все-таки выходные).

Анастасия Клименко:

А майские сейчас праздники?

Игорь Демин:

Знаете, я вот, например, получаю почту рабочую на все устройства, какие только можно представить (от мобильного телефона до микроволновки с холодильником), и у меня всегда так свербит немножко, если я вижу, что пришло письмо (а я его вижу тут же), я стараюсь, если ответ не нужно делать каким-то очень большим и проработанным (достаточно сбросить какую-то презентацию, написать пару абзацев текста о том, что можно: посмотрите туда, посмотрите сюда, изучите и тогда вернемся к детальному обсуждению вашего проекта), я стараюсь это сделать в любое, доступное для себя время (и перед сном, не знаю, по пути на работу и обратно, выходной, не выходной). В общем, я обычно не делаю отличия от времени суток и дня недели, и стараюсь максимально оперативно отреагировать. Не всегда на то есть возможности – не потому, что лень ответить или не хочется, а просто потому, что есть срочное поручение руководителя, есть срочные вопросы по работе, и откладываешь эти ответы на чуть позже, или, по крайней мере, стараешься перебросить это своим сотрудникам, чтобы они отработали и ответили.

Анастасия Клименко:

Правильно ли я понимаю, что инвесторы, ну, и вообще предприниматели, которые могут получить какую-то поддержку – это не только те, у которых уже есть предприятие в Московской области, но и те, которые хотят что-то построить или сделать в Московской области?

Игорь Демин:

Безусловно! Я бы даже сказал «не только», а «не сколько». И большинство мер поддержки, которые у нас реализованы, которые работают, в принципе, к ним можно применить такой принцип: преференция в обмен на инвестиции. Приносишь деньги в экономику Московской области, создаешь новые рабочие места (безусловно, высокооплачиваемые, со средней заработной платой, как минимум, не ниже средней по этой отрасли на территории региона), имеешь право получить определенный набор преференций (это и льготы, и субсидии, и льготные займы и согарантии нашего фонда и прочее-прочее). Поэтому, конечно, преференции направлены не только на действующие предприятия, даже не столько на действующие предприятия, сколько на новые инвестпроекты, на новых инвесторов, которые заходят на территорию субъекта.

Анастасия Клименко:

На самом деле, очень интересно, если бы Вы могли поделиться каким-то реальным кейсом или предприятием, которое уже обращалось в министерство и получило какие-то льготы.

Игорь Демин:

Ну, я вам так скажу, кейсов таких колоссальное количество, сейчас мы какой-нибудь вспомним и о нем расскажем. Я просто общие цифры даже назову: сейчас у нас в активной фазе сопровождения перманентно находится порядка 1200 проектов. У нас есть специальная система учета этих инвестиционных проектов, причем, учитывая их великое количество, мы не заносим в эту систему проекты с объемом инвестиций менее 50 миллионов рублей. То есть 1200 проектов – это та цифра, которая неизменна уже несколько лет, она, если увеличивается, то незначительно, но точно не уменьшается. Это количество проектов, которые реализуются в каждую единицу времени на территории Московской области, то есть это те проекты, которые находятся в активной инвестфазе (это подбор участка, получения участка, начало строительства, получение исходно-разрешительной документации, завоз оборудования, запуск производства и так далее). Вот в этой инвестфазе 1200 проектов от 50 миллионов рублей каждый. Это колоссальный объем, мониторить это в ручном режиме практически невозможно, поэтому, конечно, необходимы определенные информационные системы. Мы стараемся их обновлять, они иногда отстают от текущих реалий и не всегда соответствуют нашим потребностям, но без них было бы вообще невозможно. Говоря о конкретных кейсах, у нас есть несколько компаний, даже не несколько, я бы сказал, несколько десятков компаний на территории Московской области, которые, можно сказать, являются нашими такими постоянными стратегическими инвесторами. И даже не в силу объема инвестиций, хотя есть и те, кто, действительно, инвестирует огромные суммы практически ежегодно, а в силу постоянства выбора Московской области для наращивания и наращивания своих производственных площадей. Например, всем известная компания Kerama Marazzi, которая производит керамический гранит, плитку для ремонта, для отделки, реализовала уже 5 проектов на территории Московской области. Kerama Marazzi, вообще, в принципе, признана ведущей на российском рынке по производству керамической плитки, и первый завод в Ступинском районе в деревне Малино был запущен в начале 2006 года (было достаточно давно), и коллеги, проработав длительное время на российском рынке, пришли к выводу, что необходимо развивать свое производство, и начали запускать все новые и новые линии. И вот уже пятый цех, который они построили, открываться будет в этом году. То есть каждый раз это объем инвестиций порядка полутора миллиардов рублей в новую линию, это 50, 100, иногда 150 новых рабочих мест. И на данный момент на предприятии в Ступино работают уже более 500 человек, реализованы 5 новых цехов разной продукции и так далее. Есть инвесторы, которые работают, вообще, абсолютно в разных сферах. Например, есть крупная компания «Виктория Эстейт», у этой компании есть и собственный индустриальный парк, и тепличное хозяйство, и компания активно участвует в реализации проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, реализуя проекты, по модернизации систем теплоснабжения, например, на услуге государственно-частного партнерства. То есть это такая всесторонняя организация, которая старается инвестировать в разные сферы, используя разные механизмы, начиная от банальных налоговых льгот, заканчивая механизмом государственно-частного партнерства и концессионных соглашений. Есть и такие инвесторы. Поэтому, конечно, для нас важно, когда предприятие, компания, единожды выбрав Московскую область, не разочаруется в ней, продолжая инвестировать и развивать свое производство именно у нас.

Анастасия Клименко:

На самом деле, мне хотелось поговорить про (там, не знаю) санкции или кризис, но вот я подумала, что это можно с положительной точки зрения рассказать. Вот сыровар… Как его?

Игорь Демин:

Олег Сирота.

Анастасия Клименко:

Да, Сирота! Я знаю, что у него производство в Московской области находится, и предприятие развивается благодаря санкциям, и у нас есть русский сыр. Можно рассказать, мне кажется, про этот кейс, что делают производство в Московской области.

Игорь Демин:

Безусловно, но это немножко не наша сфера, не сфера нашего ведомства. Такими проектами занимается министерство сельского хозяйства Московской области, оно входит в наш блок ведомств, который курирует заместитель представителя правительства Хромов Вадим Валерианович. Безусловно, мы тоже с коллегами взаимодействуем в рамках таких проектов, но те преференции и ту помощь в реализации проекта, который получал Олег со своим проектом развития сыроварни в Истринском районе, они, конечно, все шли по линии минсельхоза, поэтому этот яркий пример я не упоминаю. Еще плюс ко всему он достаточно уже такой заезженный, все про него знают, он уже такая медийная личность, засветился во всех телепередачах и телеканалах, поэтому, наверное, о нем нет смысла говорить. Но, конечно, да, Вы правы, важно, вообще, среди инвесторов в бизнес-среде

[19:40] скачок видео, выпал кусок текста

по бизнесу, и любые заверения органов государственной власти о том, что приходите к нам, у нас просто замечательно, лучше всех и все великолепно и все будет реализовано, они всегда все равно встречают такую осторожную реакцию со стороны бизнеса, поскольку есть там какое-то такое, может быть, зря, но распространенное мнение о том, что от государства не всегда стоит ждать чего-то хорошего, полезного для развития бизнеса, в том числе. И тут важно так называемое сарафанное радио, когда один крупный инвестор из какой-то страны заходит на территорию региона, реализует проект успешно, он видит поддержку со стороны региональных властей, он видит, что все преференции получить можно, что они работают, что они, действительно, помогают развивать бизнес, и он делится этой информацией со своими партнерами в родном государстве, здесь все видят, что этот кейс, как Вы говорите, положительный, успешный, и тоже берут пример и выходят на Подмосковный рынок.

Анастасия Клименко:

Используете ли вы какие-то новые технологии при работе (не знаю, может быть, Agile или amoCRM), что-то помогает?

Игорь Демин:

Однозначно ответить на этот вопрос крайне сложно. Я начну издалека. Во-первых, сначала скажу, что да, стараемся использовать современные подходы, CRM системы и так далее. Но специфика работы, она, как бы это банально не звучало, настолько необычна, что я каждый раз сталкиваюсь (вот работаю 5 лет), иногда сталкиваюсь с тем, что кто-то из моих коллег, которые со мной вместе работают в моем блоке, покидают наше место работы (слова богу, это было не так часто), и необходимо нанять нового специалиста на освободившееся место. И, проводя собеседования с соискателями, я долгое время никак не мог внятно объяснить, чем же мы занимаемся, потому что понять всю специфику работы можно, лишь проработав как минимум полгода. Спросить любого сотрудника (я про свой блок буду говорить) в нашем ведомстве, чем он занимается, и он человеку со стороны, наверное, не сможет доходчиво объяснить, в чем заключается его работа. То есть общие слова о том, что мы предоставляем такие-то меры поддержки, помогаем, развиваем, содействуем инвестициям и прочее – безусловно. Но если опускаться до конкретных вещей, те ответы, которые можно получить, они будут непонятны стороннему человеку. И с этой вот безумной спецификой работы связано то, что применять различные современные бизнес-подходы, как Вы сказали, Agile и прочее, достаточно проблематично. Они не адаптированы для госслужбы и, тем более, не адаптированы для госслужбы в том секторе, в котором мы ею занимаемся. Безусловно, переход на современные методы и принципы ведения работы, этот переход все равно осуществляется, и многие наши коллеги в других ведомствах переводят государственные услуги в электронный вид. Нам всем с вами уже стало гораздо удобнее пользоваться различными госуслугами, есть портал РПГУ, зашел, заказал то, заказал се, заказал загранпаспорт (не знаю), записался в ЗАГС на подачу заявления – все, что угодно. Но ту поддержку, которую мы оказываем бизнесу, ее очень сложно загнать в какие-то узкие рамки получения услуги, потому что любой проект, он уникален, и всегда есть нюансы. И, загоняя в какой-то стандартизированный коридор принципы прохождения заявки от инвестора, мы отсекаем много тех, кто не подходит под основные параметры, иногда надо делать отступление. Поэтому внедрение такого рода подходов и переход на предоставление ряда услуг в электронный вид достаточно сложен в нашей сфере, но мы, безусловно, над этим работаем, потому что без этого просто невозможно справиться с огромным валом тех потребностей наших инвесторов, которые приходят в регион. И понятно, что наша задача в первую очередь сейчас сделать пребывание в регионе комфортным. А чтобы сделать пребывание в регионе комфортным, надо сделать удобным условие получения преференций. Вот над этим мы тоже очень активно стараемся работать.

Анастасия Клименко:

Тогда мне хотелось бы тоже поинтересоваться, какие еще есть, какие еще есть, как это сказать?

Игорь Демин:

Преференции?

Анастасия Клименко:

Да.

Игорь Демин:

Еще раз я говорю, их достаточно много. Кроме налоговых льгот, это различные программы субсидирования части затрат на инженерную инфраструктуру. Сейчас мы пытаемся ввести субсидию на компенсацию части процентной ставки по кредиту, полученному на реализацию нескольких видов проектов. Это будет, скорее всего, реализовано в сфере гостиничного бизнеса, в сфере офисного строительства, может быть, еще в ряде каких-то сфер. Это услуги нашего гарантийного фонда, который представляет согарантии по банковским кредитам. Это услуги Фонда развития промышленности Московской области, который выдает дешевые займы по 5 процентов на 5 лет. Это субсидии на возмещение затрат на обновление оборудования на предприятии (эта субсидия работает только для субъектов малого и среднего предпринимательства). И ряд других таких более специфических услуг и сервисов, которые мы предоставляем.

Анастасия Клименко:

На самом деле, интересно, какие больше компании обращаются (малый, средний бизнес)?

Игорь Демин:

Если брать просто в количественном выражении, конечно, субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) гораздо больше, чем крупного бизнеса, но их просто больше. И для них часто поддержка является более важной, чем для крупного бизнеса, поэтому просто в выражении количественном, конечно, это субъекты малого и среднего предпринимательства. Но если, например, проранжировать эти обращения, например, по объему инвестиций, которые будут осуществлены благодаря предоставлению поддержки с нашей страны, то тут, конечно, наверное, крупный бизнес возьмет верх, поскольку, есть масса проектов с объемом инвестиций 3, 4, 5, 10 миллиардов рублей, который перекрывает несколько сотен или тысяч маленьких проектов со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в количественном выражении, конечно, МСП, а в денежном выражении это крупный бизнес, конечно.

Анастасия Клименко:

Где больше всего развито предпринимательство, в каких городах лучше (в Московской области)?

Игорь Демин:

Если мы говорим про малое предпринимательство, то это, конечно, высокоурбанизированная территория Московской области – это Балашиха, это Реутов, это Подольск, это, безусловно, Красногорск и прочие города, где живет изрядное количество жителей, Химки. Но у ряда территории есть своя специализация. Мы, например, сейчас планируем подать в скором времени заявку на создание новой особой экономической зоны в Каширском районе. Городской округ Кашира, он достаточно удаленный от МКАД, но при этом имеет ряд серьезных преимуществ, и у нас есть там территория, которая обеспечена большим объемом электроэнергетики, и мы планируем создать там такой кластер энергоемких производств – это центры обработки данных и ряд других производств, которые требуют большого потребления электроэнергии. Вот там создаем еще одну особую экономическую зону. Есть предприятия, которые работают в сфере высокоточной электроники, и есть города Подмосковья, где исторически развито такое направление, например, Фрязино, Щелково и так далее. В Щелковском районе у нас, например, расположено производство спутников компании «Газпром космические системы», которая производит спутники связи. Есть, безусловно, наукограды – 8 из 13-ти наукоградов Российской Федерации расположены в Подмосковье. И есть та же самая Дубна с особой экономической зоной, в которой уже больше 150 резидентов, и там компетенции достаточно высоки того персонала, который там проживает. Есть Пущино, где сильны компетенции в сфере биофармацевтики, и прочее. То есть, конечно, есть какая-то кластеризация, есть какое-то тяготение той или иной территории к определенным компетенциям, я имею в виду, компетенциям людей, которые там проживают, так исторически сложилось. Поэтому, отвечая на этот вопрос, еще раз, что, конечно, большинство малого и среднего предпринимательства оседает там, где есть много жителей, где можно предоставлять услуги, а промышленное производство разбросано по территории всей Московской области – от Ликино-Дулёво, где производятся автобусы, до Ступино, где производят, например, зубную пасту.

Анастасия Клименко:

Градостроительство и земельные вопросы – это всегда такая, мне кажется, головная боль и инвесторов, и предпринимателей. Вот что для этого предприняло правительство Московской области?

Игорь Демин:

Да, соглашусь, что основные проблемы и такие камушки, которые встречаются на пути любого инвестора, которые реализуют проекты на территории любого субъекта – это получение всего вороха исходно-разрешительной документации, поскольку вожделенное разрешение на строительство или разрешение на ввод в эксплуатацию – это такая верхушка айсберга, это финальный документ, который позволяет считать инвестфазу проекта законченной и приступить уже к производству продукции. Этому предшествует огромное количество всевозможных согласований. И для того, чтобы упростить и сделать эту процедуру комфортной для бизнеса в Подмосковье, мы несколько лет назад создали специальный центр содействия строительству – это не наша инициатива (не буду брать на себя эти заслуги), это инициатива нашего стройблока правительства и министерства строительного комплекса, министерства жилищной политики и главархитектуры Московской области. И вот этот центр содействия строительству существует в виде постоянно действующей межведомственной комиссии, возглавляет которую заместитель министра строительства, и объединяет под собой более 10-ти разных ведомств в сфере стройки. То есть это главархитектура, комитет лесного хозяйства, главное правление культурного наследия, минстрой, мин. жилищной политики, ну, и прочие-прочие ведомства, которые, так или иначе, участвуют в процессе предоставления исходно-разрешительной документации при создании какого-то объекта капитального строительства на территории субъекта. Объединив всех в одном месте, собрав с этих ведомств энное количество сотрудников, которые сели в одном едином офисе и находятся под началом одного человека, мы добились того, что инвестору достаточно прийти в этот центр содействия строительству, обозначить, объяснить, какого рода проект он собирается реализовать, в течение 14-ти дней центр содействия выдает градостроительную проработку этого земельного участка, из которой видны все подводные камни, которые могут вылезти в процессе согласования исходно-разрешительной документации. И по факту подготовки этой градостроительной проработки уже составляется специальная дорожная карта, по которой можно в дальнейшем идти, не опасаясь, что возникнут какие-то сложности при ее прохождении, поскольку она согласована с вот этими ведомствами, которые находятся внутри этого ЦСС (центра содействия), и процесс становится более комфортным для инвестора. Он приходит только в одну точку, ему не надо сходить сначала (не знаю) в минстрой, потом в комитет лесного хозяйства, потом снова вернуться в минстрой, потом пойти в главархитектуру – вот этой беготни больше нет, все в одном месте, достаточно удобно и сопровождается персонально.

Анастасия Клименко:

Есть ли еще какие-то сложности, с которым может столкнуться инвестор, и решаются ли они, или это все очень индивидуально?

Игорь Демин:

Вы знаете, да, это индивидуально, и большинство проблем можно решить, как раз таки используя механизм вот этого центра содействия строительству. Если мы говорим о проблемах в части выхода на площадку, начала строительства, эти проблемы все как раз снимает наш центр содействия.

Анастасия Клименко:

Тогда расскажите немножко о планах именно министерства, куда вы стремитесь?

Игорь Демин:

Планов, как обычно, громадьё. Первое, к чему мы всегда стремимся, это расширение перечня преференций, которые мы предоставляем для инвестора, поскольку, несмотря на ту колоссальную работу, которая была проделана за эти 5 лет, все равно остаются сферы, незакрытые нашими мерами поддержки, и ряд бизнес-инициатив не находят подходящих для них преференций, поэтому мы стараемся закрыть эти белые пятна, закрыть эти ниши. Сейчас активно развивается электронная торговля, сейчас прорабатываем варианты, как поддержать, как сделать так, чтобы эта электронная торговля активнее всего развивалась именно в Подмосковье (оптово-распределительные центры и так далее). То есть первая задача – это закрыть белые пятна, закрыть те сферы бизнеса, которые сейчас не охвачены нашими мерами подержи. Второе направление – это сделать предоставление этих услуг более комфортным. Это как раз, возвращаясь к разговору о калькуляторе мер поддержки – это первая ступенечка, это возможность интерактивно, быстро, понятно определить максимально подходящие для тебя варианты поддержки. Следующим этапом должен стать перевод в электронный вид предоставления части этих мер поддержки. И здесь, как я уже говорил, для нас это достаточно сложно, поскольку есть куча всяких нюансов, и затянуть в узкий коридор с жесткими рамками каждого инвестора достаточно тяжело. Мы рискуем оставить за бортом изрядную долю тех, кому эта поддержка нужна, но он не попадет в те критерии, которые мы пропишем. Поэтому тут как раз очень важно не спешить, наверное, хотя, конечно, время не стоит на месте, надо вместе со временем ускоряться и вводить скорее такие вот упрощенные процедуры, но при этом оставить возможность получать эти преференции максимально широкому кругу инвесторов. Это второе направление. Ну, и продолжать территориальное развитие региона, то есть, как я сказал, у нас уже есть 3 особых экономических зоны, мы собираемся создать еще 2 в этом году. Следующим этапом мы не прекращаем работу над созданием новых индустриальных парков, у нас их и так уже достаточно много, и мы занимаем лидирующую позицию в Российской Федерации по количеству этих индустриальных парков и технопарков, но останавливаться на достигнутом не собираемся. Мы хотим внедрять новые механизмы для того, чтобы сделать эти территории индустриальных парков более привлекательными для инвесторов, потому что сейчас индустриальный парк – это, прежде всего, инфраструктура. То есть для инвестора разница разместиться в индустриальном парке или за воротами этого индустриального парка, как правило, заключается в том, что в индустриальном парке территория и земля достанется ему дороже, поскольку, как правило, это частный бизнес, но при этом он лишен необходимости заниматься согласовательными процедурами, например, по подключению инженерной инфраструктуры (электричества, газоснабжения, водо -подведения, -отведения, тепла и прочего). В этом бизнес управляющей компании индустриального парка, и таких парков мы создали достаточно, хотя все равно не останавливаемся и продолжаем содействовать развитию еще большего количества парков. Теперь нужно сделать размещение на этой территории более интересным с точки зрения резидента этого индустриального парка, и мы планируем в этом году ввести льготы для резидентов индустриальных парков специальные, то есть сделать таким образом территории этих парков более инвестпривлекательными, несмотря, на более высокую стоимость земли в этом парке, нежели чем просто земли. Вот, основные направления такие.

Анастасия Клименко:

Следите ли вы за дальнейшей судьбой инвестора, который обратился, как у них проходит бизнес, лучше ли им стало после оказания каких-то поддержек и льгот?

Игорь Демин:

Безусловно, так как применение преференций влечет за собой мониторинг, по законодательству влечет за со мной мониторинг эффективности их применения, и нам необходимо отчитываться, в том числе, и перед Московской областной думой об эффективности применения мер. И мы, в любом случае, даже только благодаря этому обязаны следить за тем, что происходит с этим бизнесом после того, как он получил эти меры поддержки, и понимать, как это оказало влияние на экономику Московской области. То есть сейчас мы предоставили налоговые льготы, то есть получили некие выпадающие доходы бюджета Московской области, часть налогов этот инвестор не доплатил, что позволило ему быстрее развиться. К чему это привело через 2-3 года? Он создал новые рабочие места, он реализовал еще один проект, он вложил сэкономленные средства в дальнейшее развитие. Безусловно, это требует мониторинга для того, чтобы просто понять, эффективна эта льгота или неэффективна. Поэтому, конечно, стараемся мониторить. Безусловно, это не так просто. Одной из глобальных проблем у нас является нехватка кадров. Да, нам катастрофически не хватает людей. Работы сильно перегружены, поэтому не всегда удается, наверное, эффективно отследить 100% тех, кто получил меру поддержки, но в целом мы стараемся это делать.

Анастасия Клименко:

Можно ли так сказать, что у вас есть конкуренты на рынке инвестиций, то есть предприниматель может выбрать, куда инвестировать – в Московскую область или еще куда-то? Кто ваш основной конкурент?

Игорь Демин:

Безусловно, эта здоровая конкуренция существует между субъектами Российской Федерации. Есть возможные рейтинги. Вот на питерском экономическом форуме объявляются результаты рейтинга Агентства стратегических инициатив, наверное, главного рейтинга в Российской Федерации по субъектам (по инвестклимату), и там идет достаточно ожесточенная борьба за лидирующие позиции. Кто основной конкурент Московской области на рынке привлечения инвесторов? Тут, наверное, больше зависит от того, о каком инвесторе мы говорим. В одной сфере это может быть Калужская область, в другой сфере достаточно отдаленный от нас Татарстан, в какой-то третьей сфере может быть Ярославская область, которая поближе. То есть основная конкуренция, конечно, среди тех, кто находится рядом, ну, и конкуренция среди тех территорий Российской Федерации, тех субъектов, где есть особые экономические зоны, потому что условия приблизительно одинаковые во всех особых экономических зонах на территории всей Российской Федерации, поэтому необходимо придумывать что-то такое уникальное, что заинтересует этого инвестора. Поэтому конкуренция, наверное, как правило, при выборе площадки рассматривают Московскую область, Ленинградскую область, Калужскую область, Ярославскую область и очень часто Татарстан.

Анастасия Клименко:

Готовы ли вы делиться своим опытом с другими субъектами?

Игорь Демин:

А мы это периодически делаем. Вот когда создавался центр содействия строительству, к нам после того, как мы его создали, запустили, и к нам приехал ряд делегаций из других субъектов, к нам приезжал представитель правительства Российской Федерации, заместители председателя приезжали инспектировать, что же мы такого тут нового напридумывали. Ну, и после этого пошла вторая волна посещений наших коллег из других регионов, которые перенимали опыт. К счастью или к сожалению, не в каждом субъекте есть смысл создавать такого рода структуру. Почему? Потому что просто количество проектов, которые требуют сопровождения, оно часто отличается на порядок. И если в Московской области количество проектов в активной фазе более 1200 (это без жилищного строительства) и от 50 миллионов рублей, то в какой-то другой области (не будем сейчас говорить, в какой конкретно, но в какую то другой, в том числе, например, в Центральном федеральном округе) таких проектов 100, может быть, 150, то есть на порядок меньше, в какой-то области может быть сопоставимое количество. Поэтому не везде опыт подходит, но то, что подходит, конечно, стараемся обмениваться. Сейчас сами, например, активно изучаем опыт других регионов по внедрению новой меры поддержки, которую разрешил нам внедрить федеральный законодатель – так называемый инвестиционный налоговый вычет. Это очень интересная мера поддержки, и мы над ней активно сейчас боремся, работаем над ней, пытаемся понять все-таки, какие основные условия применения этой льготы можно установить, и очень активно смотрим на то, как это сделали в других субъектах, кто уже успел это сделать. Таких субъектов порядка 10-ти, сейчас мы этот опыт изучаем. Поэтому, конечно, обмен всегда происходит, и конкуренция тоже, она здоровая есть, без нее никуда.

Анастасия Клименко:

К сожалению, наше время подходит к концу, поэтому, наверное, последний вопрос. Смогли бы Вы дать какой-то совет предпринимателю или инвестору, который, может быть, планирует создать свое предприятие, открыть в Московской области, или рассматривает такую возможность?

Игорь Демин:

Обязательно! Первый совет такой: быть уверенным в том, что все эти меры поддержки, которые мы заявляем на наших Интернет-ресурсах…

Анастасия Клименко:

…они настоящие.

Игорь Демин:

…они настоящие, они, правда, работают. И, зайдя на тот же Инвестпортал, можно даже почитать историю успеха крупных компаний, которые получают эти меры поддержки. Это первый совет. Второй совет: не терять времени, и на самом старте реализации проекта обратиться в министерство инвестиций, найти того руководителя структурного подразделения, который отвечает за ту или иную, выбранную вами, меру поддержки (это не только мой блок, но и ряд других блоков) и обязательно связаться. Еще раз повторюсь, связаться очень просто: зайдите на сайт, напишите на электронную почту. И третье, наверное, если кто-то, кто нас слушает или услышит, выбирает, где реализовать проект (в Московской области или в любом другом субъекте Российской Федерации), я скажу, как в той рекламе: если вам предложат где-то более комфортные условия, приходите, расскажите, какие…

Анастасия Клименко:

…вы сделаете лучше?

Игорь Демин:

…мы сделаем еще лучше, да.

Анастасия Клименко:

Ой, это потрясающе, мне кажется, завершение эфира! Спасибо большое всем, кто нас слушал! И до новых встреч!