Олег Павлихин Ведущий научный сотрудник отдела микрохирургии гортани и фониатрии НИКИО им. Л.И. Свержевского, врач-фониатр Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 12 апреля 2019г.
Правда и мифы о голосе
Человеческий голос - уникальный подарок, данный нам природой! Это и средство коммуникации, и музыкальный инструмент, да и просто - часть нашего «я». Как же сохранить и преумножить возможности своего голоса? Поговорим об этом с нашим гостем в преддверие международного Дня голоса!

Илья Акинфиев:

Канал «Медиаметрикс», программа «Профилактика заболеваний» и её ведущий я, Илья Акинфиев.

Денис Хохлов:

И я, Денис Хохлов. Сегодня мы хотим поговорить о голосе в преддверии праздника Дня голоса. Мы хотели поговорить с доктором о том, как сохранить голос, как сделать его лучше и какие опасности для голоса могут быть в жизни человека. Поможет нам во всём разобраться наш сегодняшний гость Павлихин Олег Геннадьевич - ведущий научный сотрудник отдела микрохирургии гортани и фониатрии ГБУЗ «НИКИО имени Свержевского», врач-фониатр Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Илья Акинфиев:

Олег, хотелось бы начать с праздничного. Давайте, поговорим про праздник: когда он появился и что он означает, для чего он?

Олег Павлихин:

Праздник День голоса возник в 1999-м году, причём, возник достаточно спонтанно, когда две ассоциации, бразильская ассоциация врачей-терапевтов и вокальных педагогов решили каким-то образом обратить внимание людей на проблемы с голосом, о том как его сохранять, как избегать того, чтобы он не пропадал, и решили таким образом как-то привлечь к этому внимание. Потом, в начале 2000-х годов уже присоединились европейские страны, Соединённые Штаты и с 2006-го года Международный день голоса отмечается практически по всему миру, в том числе достаточно активно и в России. Праздник подразумевает, что все люди, которые каким-либо образом связаны с голосом, то есть врачи-фониатры, вокальные педагоги, педагоги по постановке речи идут к людям; проводятся образовательные семинары, читаются лекции, проводятся встречи с врачами, людям рассказывается о том, насколько важен голос для человека и как его сохранить.

Денис Хохлов:

Чтобы начать разговор о голосе, давайте, начнём с самых базовых понятий: что такое на самом деле есть голос?

Олег Павлихин:

С точки зрения физики голос - это колебания определённой частоты и силы, которые укладываются в определённые математические измерения, частота измеряется в Герцах и сила в децибелах. Колебания генерируются голосовыми складками, которые находятся в гортани, усиливаются за счёт наших резонаторов, каковыми являются придаточные пазухи носа, грудная клетка, и таким образом рождается голос. С общечеловеческой точки зрения голос ― это средство коммуникации, средство общения между людьми, передачи информации, в общем-то, средство социального существования. С философской точки зрения или подниматься куда-то в более высокие материи, то голос - это божий дар, который человеку, как существу уникальному, дан свыше, и который помогает ему выражать свои эмоции, передавать своё состояние, находить себе спутника жизни, решать жизненные проблемы. Без голоса человек никуда не деться.

Денис Хохлов:

Человек теряет очень многое. Даже наши мысли, когда мы думаем, я знаю, что двигаются голосовые связки, есть такое?

Олег Павлихин:

Есть такое. Причём, проводились определённые исследования голоса в восприятии информации. Выяснилось, что 55 % информации человек воспринимает по своему первому впечатлению о говорящем собеседнике, то есть каким тоном он говорит, насколько сильный и приятный или неприятный голос, 35 % – это эмоциональная окраска голоса, то есть все наши внутренние мысли, и только 7 % информации – это семантика, то есть смысловое содержание фразы. Вот что такое наш голос.

Илья Акинфиев:

Сейчас крупнейший банк определяет своих клиентов по голосу, уже не нужно кодовое слово говорить. Голос правда настолько индивидуальный?

Олег Павлихин:

Да, голос абсолютно индивидуален, так же, как и отпечатки пальцев у человека. Если голос разложить с точки зрения физики, акустики, он состоит из частоты основного тона и определённого количества обертонов, то есть областей резонансного усиления голоса. Частота основного тона, как отпечатки пальцев, не меняется. Возможно, меняется сила голоса, у вас может появляться дрожание в голосе, но, если провести спектральный анализ голоса, что сейчас и делается…

Денис Хохлов:

Как бы визуально его увидеть?

Олег Павлихин:

Да, это то же самое, как ваши, повторюсь, отпечатки пальцев, как сетчатка глаза. Это всё средства идентификации.

Денис Хохлов:

Да, мы все уникальны и индивидуальны, это очень интересно. О чём может рассказать голос? О каких, может быть, болезнях, о характерологических особенностях человека?

Олег Павлихин:

Голос может рассказать абсолютно всё о человеке. Сила голоса показывает, насколько хорошо человек себя чувствует, тембральная окраска, когда голос, скажем так, искрится, играет, либо он тусклый, монотонный отображает эмоциональное состояние. Поскольку на голос влияют очень многие факторы, состояние всех наших систем и органов, то человек, который специально занимается голосом, прицельно, который накапливает опыт, по своему первому впечатлению уже может предположить, существуют ли у человека проблемы эмоционального или физического плана.

Денис Хохлов:

Какой специалист занимается конкретно голосом, именно с медицинской точки зрения?

Олег Павлихин:

Голосом и вообще проблемами нарушения голоса занимается врач-фониатр. Фониатрия ― отдельная наука, которая является областью оториноларингологии, конкретно - ларингологии, то есть доктор должен хорошо ориентироваться в патологии гортани. В таких странах как Финляндия, Германия, Швеция фониатрия выделена вообще в отдельную специальность. В большинстве стран врачи-фониатры - это врачи-оториноларингологи, которые имеют специальную дополнительную подготовку по неврологии, логопедии, психологии. То есть врач-фониатр должен ориентироваться в абсолютно всех смежных областях человеческого организма, потому что всё влияет на качество голоса. Врач должен быть ориентирован в очень многих сферах, потому что иначе ты не поймёшь, в чём суть проблемы.

Мы всегда рассказываем яркий пример на наших мастер-классах, на обучающих циклах: подход к одному и тому же состоянию врача-отоларинголога и врача-фониатра. Допустим, достаточно распространённое заболевание, как хронический отёчный полипозный ларингит, когда происходит определённое изменение голосовых складок, которое чаще всего встречается у курильщиков. С точки зрения обычного врача-отоларинголога это два образования в гортани, которые мешают процессу голосообразования. Они могут перекрывать голосовую щель, мешать дыханию, их нужно обязательно удалить. С точки зрения врача-фониатра нужно посмотреть ещё массу нюансов: насколько велики полипы, насколько они мешают процессу голосообразования, как у человека вообще идёт процесс голосообразования, и, если встаёт вопрос об операции, сколько нужно удалять, чтобы человеку не навредить, чтобы сохранить голос. Можно полностью удалить это образование, сделать идеальную с точки зрения анатомии гортань, но функциональная составляющая голоса уже нарушится, потому что человек привык разговаривать в определённой манере, с напряжением определённых мышц. Мы ему делаем, что называется, идеальную анатомию, а мозги-то работают по-прежнему, голос-то образуется по-прежнему, и начинаются другие проблемы.

Денис Хохлов:

Нейромышечная связь уже совершенно другая.

Вы сказали, что голос индивидуален для каждого. Однако, мы знаем, что голос можно изменить, что хорошо заметно на примере артистов. Мы сразу видим, что голос поставлен, голос профессионала. Чем он отличается от обычного человека, есть ли особенности? Мы все чувствуем, но не можем понять, что же это такое?

Олег Павлихин:

Понять вы, на самом деле, можете, просто вы никогда не озадачивались. Чем отличается голос профессиональный от не профессионального? Во-первых, конечно, диапазоном. Если прикладывать, условно говоря, нотный стан, чтобы было понятно, то разговорный голос по тонам может быть где-то в пределах октавы, то есть семь нот и соответствующий частотный диапазон. В профессиональном, поставленном голосе при разговорном голосе, минимум, полторы октавы, певческий голос подразумевает наличие тонального диапазона более двух октав. Были уникальные вокалисты, у которых диапазон был 3-4 октавы, наиболее известное имя ― певица 1960-х годов Има Сумак, у которой диапазон был 4 октавы. Голос был потрясающий, она могла петь и чуть ли не басом, и куда-то уноситься высоко вверх.

Для того чтобы изменить голос, поставить голос, нужно заниматься специальными дыхательными голосовыми упражнениями, тренировать работу голосового аппарата. Профессиональным голосом занимаются либо педагоги по речи, либо вокальные педагоги; с нашими пациентами занимаются фонопед, то есть логопед, который ориентирован ещё и в проблемах функционального нарушения голоса, как работает голосовой аппарат при заболеваниях.

Илья Акинфиев:

Давайте, вернёмся к голосовому аппарату. Если начать: вот, воздух пошёл от лёгких, то голос как образуется? Из чего состоит весь голосовой аппарат?

Олег Павлихин:

Генератором голоса являются голосовые складки, которые расположены на уровне в гортани на уровне щитовидного хряща. Как происходит процесс голосообразования? Мы захотели сказать ― наш мозг посылает сигналы одновременно и на диафрагму, которая является дыхательной мышцей, и на голосовые складки, то есть одновременно у нас идёт смыкание голосовых складок и при этом снизу идёт поток воздуха, который вызывает их колебания. Причём, как на самом деле происходит процесс голосообразования – до конца на 100 % не установлено. Существует несколько базовых теорий. Одна теория – нейромышечная, что наш мозг даёт определённые сигналы голосовым складкам, они колеблются, и при этом рефлекторно идёт процесс дыхания. Другая теория считает, что первоначально дыхание и рефлекторно за счёт потока воздуха смыкаются голосовые складки, происходит движение слизистой оболочки голосовых складок, за счёт этого меняется тональность. Существует ещё ряд теорий, которые по-разному трактуют процесс голосообразования, но основной - это смыкание голосовых складок с определённой частотой колебания и усиление их в резонаторах, каковыми являются придаточные пазухи носа, лицевой скелет и грудная клетка.

Денис Хохлов:

Не секрет, что, когда мы слушаем свой голос в записи, он кажется нам странным и необычным, обычно людям как-то неприятно слушать себя, если он человек неопытный, не привык. Во-первых, почему так происходит, и во-вторых, можно ли изменить свой голос, чтобы он стал для себя более приятным?

Олег Павлихин:

Я вас по данному поводу хочу утешить, потому что я не знаю ни одного профессионального актёра или вокалиста, причём, великолепных людей с прекрасно поставленными голосами, кому бы нравился свой голос в записи. Это чисто психологическая ситуация, это наше собственное восприятие. Мы всегда кажемся себе лучше, умнее, красивее, наряднее. У нас у всех существует некий подсознательный эталон той частоты голоса, который нам нравится, который мы хотели бы слышать, и мы себя волей или неволей к нему пристраиваем. Когда мы сталкиваемся с действительностью, а действительность может быть самой разной, жестокой, то происходит некий когнитивный диссонанс и человек не получает того, чего ему хочется, и, естественно, голос ему не нравится.

Можно, конечно, улучшить свой голос. Если по каким-либо причинам человек разговаривает напряжённо, или разговаривает более высоким голосом, потому что, скажем так, в детстве ему было более выгодно разговаривать именно в этой тональности (меньше приставали), то в процессе жизни можно позаниматься с фонопедом, можно найти определённое положение гортани, определённый стиль дыхания, когда тональность голоса поменяется. Голос можно улучшать. Если приходится сталкиваться с глобальными ситуациями, в частности, когда речь идёт о людях, которые меняют свой пол, когда человек из мужчины становится женщиной, голос, соответственно, хочется иметь выше или наоборот, то существует ряд определённых хирургических методик. Одна из них – истончаются голосовые складки. Вспомним физику: чем тоньше и короче складка, тем голос выше, чем она толще и длиннее – тем голос ниже. Когда меняется объём голосовой складки – либо уменьшается её механический объём, либо механически они сшиваются, уменьшается длина голосовых складок, либо вводятся препараты типа коллагена, собственного жира, гиалуроновой кислоты которые увеличивают массу голосовых складок – то за счёт физики можно менять тональность голоса. Даже в какой-то степени можно поменять частоту основного тона (вернёмся к верификации голоса в банке), но основные частотные характеристики всё равно остаются. У вас появятся дополнительные призвуки, появятся, скажем так, обертоны, которые вам изменят голос, но нервно-мышечный аппарат он останется тем же.

Денис Хохлов:

Друзья или родственники узнают всё равно?

Олег Павлихин:

Тоже не всегда. Если, скажем так, захотят. Здесь много чисто психологических факторов. Узнает банк. Это чисто психологическая ситуация. Мы привыкли общаться с человеком, мы слышим его с определённым голосом, в определённой тональности, а он вдруг начинает говорить совершенно другим голосом. Если разговор не по телефону, тут же начинаются вопросы: «Ты что, заболел?» или «Ты что там, перекурил или перепил?». Когда у нас идёт визуальное расхождение между визуальным и аудио рядом, то наш организм начинает отторгать человека на уровне подсознания. Отторжение идёт не потому что человека не узнают, а потому что это непривычно, это что-то новое.

Илья Акинфиев:

Так же, как мы друг друга привыкли в халатах видеть, а если встретить коллегу без халата на улице, его можно вообще не узнать.

Денис Хохлов:

Какие методы исследований голоса существуют в современной медицине?

Олег Павлихин:

Во-первых, классическая непрямая ларингоскопия, когда голосовые складки смотрятся зеркалом. Это самый первый метод, который был изобретён в XIX веке, применялся очень долго и применяется до сих пор. Сейчас, конечно, все больше переходят на использование высокотехнологичных методов, на использование эндоскопической оптики, когда мы можем уже в деталях рассмотреть голосовые складки, оценить их работу. С подключением ларингостробоскопии мы можем в деталях осмотреть, как колеблются голосовые складки, есть ли изменённые участки, которые могут влиять на качество голоса, мы их не можем оценить при обычном исследовании. Также подключаются нейрофизиологические методы, когда мы можем посмотреть тонус голосовых мышц. Сейчас всё чаще и чаще используется спектральный анализ голоса, потому что это, во-первых, позволяет более точно выставлять диагноз, проводить дифференциальный диагноз между функциональными органическими заболеваниями голосового аппарата, и позволяет оценивать адекватность проводимого лечения при определённой патологии.

Денис Хохлов:

Что может повредить голосу? Все мы хотим сохранить до самой глубокой старости хороший голос, чёткий, который может нас идентифицировать как личность. Какие могут быть вредные влияния на наш голос?

Олег Павлихин:

Голосу может повредить абсолютно все. У современного человека, у жителей мегаполисов этих факторов становится с каждым годом все больше, больше и больше. Во-первых, это постоянный стресс, постоянное напряжение. Когда человек напряжён, когда человек нервничает, у него по природе, так он генетически устроен, что у него происходит напряжение верхнего плечевого пояса, шеи, плеч, потому что надо защититься, нужно броситься на врага. Сразу зажимается гортань, и для того чтобы даже просто сказать слово, вы должны прикладывать гораздо больше усилий, голос садится, голос устаёт, голос изнашивается. Влияет, высыпаемся мы или не высыпаемся, потому что, если человек не спит достаточное количество времени, не восстанавливается нервная система, не восстанавливаются голосовые мышцы, то, естественно, голос тоже садится, голос устаёт. Все сопутствующие заболевания; основное, во-первых, состояние желудочно-кишечного тракта, состояние эндокринной системы ― функция щитовидной железы и половые гормоны контролируют состояние слизистой оболочки и тонус голосовых мышц. Также состояние позвоночника: если у вас есть проблемы – остеохондроз, сколиоз, перенапряжение мышц в любом отделе позвоночника, – значит, рефлекторно у вас меняется полностью весь позвоночный столб, напрягается гортань и, опять же, всё зажимается. Постоянное перенапряжение голоса, объем голосовой нагрузки; естественно, если человек с не поставленным голосом даёт очень большую нагрузку, то мы получаем проблемы с голосовым аппаратом. Социальные факторы; многодетные матери, особенно, с детьми от мелкого до подросткового возраста, которых нужно постоянно строить и до которых, хоть ты тресни, но не достучишься, тоже имеют проблемы с голосовым аппаратом. Если дома есть слабослышащие пожилые родственники или плохо слышащие люди, то человек вынужден постоянно напрягать голос; или если дома человек, которому постоянно нужно что-то говорить, говорить, как правило, это пожилые люди с неврологическими проблемами – тоже перенапряжение голосового аппарата. По поводу, вредит или не вредит голосовому аппарату определённая пища ― как показывает жизнь, существуют определённые правила, что очень горячая, раздражающая пища, большое количество специй, газированные напитки вредят слизистой оболочке, провоцируют проблемы желчного-кишечного тракта, провоцируют возникновение хронических заболеваниях гортани, это все влияет. Конечно, курение, хотя о нём говорят уже…

Денис Хохлов:

Интересный вопрос: мы знаем многих певцов, которые не гнушаются такой злостной привычки, а голос у них отличный.

Олег Павлихин:

Им повезло. Потому что, что такое табачный дым? Во-первых, это 100° температуры, это вся таблица Менделеева, канцерогенные вещества. Сейчас электронные сигареты, вейпы - всё то же самое, тоже достаточно небезразличное действие для слизистой оболочки, для голосового аппарата, потому что там содержатся определённые вещества, которые сами по себе могут давать гораздо более сильное раздражающее действие, нежели никотин. Кроме того, ароматизаторы могут быть достаточно сильными аллергенами и провоцировать отёк голосовых складок, хроническое воспаление. По конкретным продуктам мы рекомендуем всем людям голосо-речевых профессий прислушиваться к своим ощущениям, потому что всё индивидуально. Есть вокалисты, которые могут тоннами есть шоколад и при этом голос не садится, хотя считается, что шоколад небезразличен для слизистой оболочки. Кто-то может выпить бокал красного вина и потерять на время голос, кому-то, наоборот, нужно перед выступлением бокальчик выпить, чтобы получить тонус, добавить что-нибудь, немножко добавить обертонов, добавить темперамента. Здесь я несколько утрированно всегда говорю пациентам: «Если вы съедаете кусок перчёного мяса, запиваете его коньяком и у вас голос идёт – пожалуйста, можете использовать, но не злоупотреблять. Если у вас после манной каши пропадает голос – значит, вы перед выступлением не едите манную кашу».

Илья Акинфиев:

Для глаз есть «Натуральная слеза», компьютерщики капают, а для голоса? Мы с Денисом работаем, 12 часов говорим, потом домой приходим - там дети, мы говорим, спать ложимся и кажется, что ночью я тоже говорю. Что-то есть такое же покапать?

Олег Павлихин:

Конечно. Во-первых, основное, если вы правильно разговариваете, вы себе не навредите, потому что человек устроен генетически, эволюционно так, что голосовые складки могут работать круглосуточно. Если он разговаривает правильно, не перенапрягая голос, используя резонатор, то есть работая на технике, а не на силе, то большой голосовой усталости не возникает. Другое дело, что работа в замкнутом пространстве, в кондиционированном воздухе, вообще, жизнь в Москве, где достаточно загазованный воздух ведёт к пересушиванию, к раздражению слизистой оболочки, естественно, она требует ухода. Если для глаз применяют искусственную слезу, то мы рекомендуем абсолютно элементарные ингаляции через небулайзер всем лицам голосо-речевых профессий и даже людям, которым не нужен профессиональный голос, но в зимний период, когда пересыхает слизистая. Ингаляции либо с щелочной минеральной водой, масса вариантов, которые подбираются индивидуально, либо обычный физиологический раствор, который даёт прекрасное увлажнение. Утро, вечер, по 10 минут, и вам жить будет намного легче.

Денис Хохлов:

Что, если человек хочет изменить голос с помощью физических нагрузок? Есть такое поверье, что голос тонкий, а накачал мышцы – и голос стал более мужественным, уже Арнольд просвечивает в голосе.

Илья Акинфиев:

Есть упражнения для голосовых связок?

Олег Павлихин:

Конечно, есть. Опять же, всё не безгранично, и, опять же, мы говорим об индивидуальных особенностях человека, о том, насколько он генетически предрасположен или не предрасположен к определённому объёму голосовой нагрузки, насколько он может эксплуатировать свой голосовой аппарат. Есть люди, у которых от природы тонкие голосовые складки, сопутствующие заболевания. Да, мы можем с помощью фонопедических занятий, с помощью дыхательных упражнений сделать голос более выносливым, более сильным, более крепким, но, опять-таки, до определённых пределов. Кому-то даётся, что называется, от природы поставленный голос, когда человек может и петь, и говорить, при этом не нужно вмешательство вокального педагога, никогда не нужен фониатр, если человек соблюдает определённый режим жизни, определённые правила, не работает в экстремальных нагрузках и совершенно прекрасно себя чувствует. То же самое могу сказать, вернувшись к вашему вопросу, что есть люди голосо-речевых профессий, которые могут курить и тембр голоса совершенно не меняется. Это врождённая устойчивость их слизистой оболочки, насколько она способна сама защищаться и восстанавливаться после всех раздражений. Тем не менее, много лет наблюдения за такими людьми показывают: тембр голоса меняется. Пусть незначительно, может быть не очень заметно не профессиональному человеку, но, когда слушает профессионал или меломан, который слышал этого вокалиста в начале карьеры и через несколько лет, то слышно, что уходит свежесть, появляется напряжение в голосе. Даже если вы на каком-то этапе вдруг слышите эту запись, вы не можете адекватно для себя разложить по полкам, что происходит, потому что тембр подзатёрся, появились изменения в голосе, нет той свежести, нет той красоты. В любом случае голос таких воздействий не прощает.

Илья Акинфиев:

Пение ― это талант, или ему можно научиться?

Денис Хохлов:

Если человек не умеет петь, но хочет научиться, можно его научить?

Олег Павлихин:

В этой ситуации всегда вспоминается «Служебный роман»: «Можно и зайца научить курить, нет ничего невозможного для человека с интеллектом». Занимаясь фониатрией уже 25 лет, я всё больше и больше прихожу к выводу: если голос околдовывает, очаровывает слушателей, мы можем его слушать – это, конечно, природа и божий дар. Естественно, что существуют нюансы, насколько бы роскошным не был голос, всё равно нужна техника, чтобы голос не загнать. Можно ли человека научить петь? Конечно, можно научить любого человека, если у него есть слух, если он слышит, может адекватно интонировать. Другой вопрос в том, что насколько это всё можно слушать?

Илья Акинфиев:

Следующий вопрос: можно научить слуху?

Олег Павлихин:

Слуху, к сожалению, научить нельзя. Если есть проблемы со слухом, то могут быть проблемы с голосом. Это одна из проблем пожилых людей со сниженным слухом и вообще людей со сниженным слухом, когда человек себя адекватно не слышит, когда он вынужден постоянно форсировать голос, чтобы получить адекватный ответ на свой слуховой анализатор, и в результате возникают заболевания голосового аппарата.

Денис Хохлов:

Несколько практических советов про дыхание. Как нужно правильно дышать, чтобы говорить и не уставать? Есть базовые советы?

Олег Павлихин:

Базовая дыхательная техника есть. Говоря научным языком, и как написано во всех рекомендациях, во всех руководствах по постановке голоса - это диафрагмальный тип дыхания. То есть мы дышим, работаем во время дыхания передней брюшной стенкой, а не грудной клеткой, не работая плечами, это мягкая манера голоса - ведение-смыкание. Если у вас существует проблема такого плана, конечно, нужно заниматься с фонопедом, потому что всё абсолютно индивидуально ― кому-то подойдёт один вариант, кому-то подойдёт другой. Мы всегда говорим про очные занятия, потому что человек не в состоянии адекватно себя оценить. Когда мы сталкиваемся с тем, что пациент не хочет по каким-либо причинам ездить или далеко живёт: «Я могу заниматься в интернете, это же всё есть», я говорю: «Вы с таким же успехом можете научиться танцевать классический танец». Пользы никакой, вреда полно. Надо обращаться к специалисту, потому что голос – достаточно тонкая материя. Лучше потратить время на контакт со специалистом, получить правильные, адекватные рекомендации. Потом, действительно, мы можем человека отпустить на самостоятельные занятия с периодическим контролем, и он получит хороший результат.

Денис Хохлов:

Есть критерии для обращения к доктору фониатру? Какие должны быть изменения в себе, чтобы решить, что надо идти?

Олег Павлихин:

Если у вас изменилась тональность, если у вас изменился голос. Если простое изменение голоса после простуды, если в течение 10 дней, максимум, двух недель у вас сохраняется охриплость, сохраняются дискомфортные ощущения в горле, – обязательно нужно показаться специалисту. Если голос садится на фоне полного здоровья, вроде, нет никаких простуд, но у вас вдруг меняется тональность голоса, меняется его тембр, меняется сила, – обязательно нужно идти к специалисту. Курящие пациенты обязательно должны наблюдаться отоларингологом, потому что у всех есть хронический ларингит, который является предраковым заболеванием и требует наблюдения. Конечно, люди, которые находятся в группе риска: помимо курильщиков, это люди, работающие в неблагоприятных условиях, повара в горячих цехах, люди, работающие в условиях повышенной температуры, загазованности, запылённости. То есть всё, что может провоцировать хроническое воспаление и более серьёзные заболевания.

Илья Акинфиев:

Какие секреты и полезные советы были бы полезны для медиков? Утром приходишь на работу, чувствуешь – простудился, а нужно впереди ещё долго, долго и много говорить. Как помочь себе чтобы совсем не посадить голос?

Денис Хохлов:

Лайфхаки есть какие-нибудь?

Олег Павлихин:

Во-первых, максимально ограничивайте голосовую нагрузку.

Илья Акинфиев:

Не бывает такого.

Олег Павлихин:

Бывает. Сами работаем в больном состоянии, просто нужно включать внутренний контроль. Мы всегда разговариваем на эмоции, чтобы до пациента достучаться, более чётко ему всё объяснить. Здесь мы должны уже заниматься спасением самих себя. Мы немножко снижаем силу голоса, мы разговариваем в полголоса, не через стол, а может быть, чуть-чуть поближе придвинувшись к пациенту; постоянно тёплое питье, которое смягчает горло, и за счёт глотания вы рефлекторно снимаете напряжение; любые растительные препараты, дающие смягчение, леденцы, которые дают смягчающий, противовоспалительный эффект. Если вы заболеваете, то великолепный эффект дают ингаляции с какими-либо антисептиками, которые в некоторых ситуациях позволяют поймать воспаление на начальном этапе и не дать ему развиться. У нас сейчас достаточно насыщенный рынок различными фармакологическими комплексными препаратами, которые позиционируются как препараты для лечения именно голоса, именно лечения охриплости. Препаратов достаточно много, они все имеют достаточно неплохой эффект, но, как любое лекарственное средство: одному подойдёт одно, второму подойдёт другое.

Илья Акинфиев:

Небулайзер - верный друг и помощник, мы поняли. А что касается увлажнителя воздуха ― может, поставить его в кабинете? Если постоянно батарея работает.

Олег Павлихин:

Если у вас сухой воздух, естественно, стоит ставить.

Денис Хохлов:

Есть вопрос, который, наверное, очень волнует наших зрителей. Есть миф, что если съесть сырое яйцо, то голос становится лучше. Так ли это, или всё сказки?

Олег Павлихин:

Это больше из области сказок, мифов.

Денис Хохлов:

Все мы помним классическую сцену из фильма «Весёлые ребята»…

Олег Павлихин:

Да, да, да, «Верочка, яйца помогли». На самом деле существует древний рецепт вокалистов и артистов, который называется гоголь-моголь, когда смешивается желток, сахар и коньяк. Смесь даёт неплохой смягчающий, обволакивающий, разогревающий эффект; но, опять-таки, всё абсолютно индивидуально: кому-то он может помочь, у кого-то голос может попасть напрочь.

Если уж заговорили о мифах, хотелось бы сказать ещё о двух, которые достаточно распространены в профессиональной среде, особенно, у вокалистов и драматических артистов. Первый, что ни в коем случае нельзя удалять миндалины, потому что меняется тембр голоса, и второй – ни в коем случае нельзя трогать кривую носовую перегородку, потому что вы меняете резонатор, нарушается её функция и меняется тембр. И то, и другое является абсолютным вымыслом. Тонзиллэктомия, в общем-то, даже не обсуждается, потому что эта операция выполняется по жизненным показаниям, если есть показания к тонзиллэктомии, то операцию нужно выполнять. Валентиной Исаевной Фельдман-Загорянской проводились исследования ещё в 1950-х годах, она в то время была ведущим фониатром Большого театра и вообще Советского Союза. Она на достаточно большом числе исследований доказала, что правильно выполненная тонзиллэктомия и адекватно проведённый реабилитационный период никаким образом не влияет на качество голоса. Что касается операции септопластики по выправлению носовой перегородки, то правильно сделанная операция позволяет восстановить носовое дыхание, избежать развитие хронических воспалительных процессов верхних дыхательных путей, и улучшается работа резонатора.

Илья Акинфиев:

У нас есть замечательная, наша любимая рубрика.

Денис Хохлов:

Пожелания нашего гостя нашим зрителям в конце программы. Пожалуйста.

Олег Павлихин:

Что можно сказать, дорогие зрители? Берегите себя! Будете беречь свою нервную систему и здоровье, и ваш голос вам будет отвечать взаимностью, никогда вас не подведёт.

Илья Акинфиев:

Дорогие друзья, сегодня мы поговорили про голос, помогал нам разобраться в нём доктор Павлихин Олег Геннадьевич - ведущий научный сотрудник отдела микрохирургии гортани и фониатрии НИКИО имени Свержевского, врач-фониатр Московского академического Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Олег, огромное вам спасибо, было очень интересно!

Олег Павлихин:

Спасибо!

}