{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Надежда Усманова Руководитель департамента по информационной политике Российского военно-исторического общества 15 октября 2018г.
В гостях Надежда Усманова
История как культурный феномен

Вячеслав Коновалов:

Дорогие друзья, добрый вечер! Как обычно по понедельникам у нас вечером «КультБригада». Сегодня у нас гость, руководитель департамента по информационной политике Российского военно-исторического общества. Пока сказал, уже устал. Надежда Усманова. Надежда, добрый вечер. 

Надежда Усманова:

Добрый вечер!

Вячеслав Коновалов:

Надежда, сразу традиционный первый вопрос, который я задаю всем, кто приходит в эту студию. Короткое введение, как ты попала в культуру?

Надежда Усманова:

В культуру я поспала несколько лет назад. До этого я работала в девелоперском бизнесе, затем в рекламном, всё время занималась именно рекламой и маркетингом как таковой. И в год такого серьёзного кризиса экономического, 2008-09, вот эти последствия я познакомилась с музеем «Новый Иерусалим», потому что жила тогда в городе Истра. Мне это очень понравилось, увлекло, я пришла туда работать через некоторое время. Возглавляла там отдел по рекламе. 

Вячеслав Коновалов:

То есть это был такой плавный переход из рекламы в рекламу, просто смена парадигмы. 

Надежда Усманова:

Да, в сфере культуры. Тогда был проект «Нового музея», тогда он ещё только планировался, строился, и меня вот это увлекло. 

Вячеслав Коновалов:

Это тот, который сейчас громадный такой? 

Надежда Усманова:

Да, совершенно верно. 

Вячеслав Коновалов:

Тогда его ещё не было? 

Надежда Усманова:

Тогда ещё не было, я приходила ещё в монастырь. 

Вячеслав Коновалов:

Ты приходила в монастырь, мужской монастырь замечательно. 

Надежда Усманова:

Не совсем верно, что в монастырь, конечно, государственным учреждением был и остаётся музей, но был он конечно тогда на территории монастыря. 

Вячеслав Коновалов:

Дорогие друзья, вот так приходят в культуру красивые женщины через мужской монастырь. В любом случае, вернёмся к культуре. Расскажи, пожалуйста, собственно говоря, военно-историческое общество, чем тебя увлекла эта идея, почему ты решила всё-таки покинуть стены, ну, не монастыря, в данном случае, а стены ново-иерусалимского музея и присоединиться к военно-историческому обществу. С чем это было связано?

Надежда Усманова:

Не совсем так, не прямо прошёл переход из музея «Новый Иерусалим» в российское военно-историческое общество. 

Вячеслав Коновалов:

А как было?

Надежда Усманова:

Я сначала ушла из музея по многим разным причинам. Затем я работала в другой сфере, в том числе, занималась таким прекрасным проектом в городе Казань, большим парком «Горкинско-Ометьевский лес», новым объектом, таким культурным, инфраструктурным в городе Казани. Пожалуй, на тот момент лучшим в городе. Мы очень много создавали нового, это было очень интересно, но я не готова была переезжать жить в другой регион, всё-таки у меня семья, дети, родители и переезжать в Казань не было в планах. Соответственно, я посмотрела, что же есть в Москве, какие есть предложения . Было предложение от российского военно-исторического общества, мне оно показалось очень интересным. Почему( потому что, вы знаете, это вызов такой был, там широкий спектр задач, во-первых. Во-вторых, такая, очень насыщенная повестка, и сейчас я возглавляю информационный департамент, это вообще средоточие всего. То есть без пресс-службы, без информации не обходится практически никакое действие, и здесь, конечно, очень правильно донести до аудитории. 

Вячеслав Коновалов:

Особенно историческое общество, военно-историческое общество. Тут очень важно, наверное, разъяснить все позиции, которые существуют. Потому что военно-историческое общество, дорогие друзья, если вы не знакомы с этой организацией, зайдите на сайт, вообще познакомьтесь. Делает огромное количество интересных вещей. Поскольку у нас передача о культуре, «КультБригада», то нас интересуют вещи, которые делает военно-историческое общество в культуре. Ведь военно-историческое общество как организация существует достаточно давно. В этом году... 

Надежда Усманова:

Создано в конце 2012г. указом президента. А Императорское русское военно-историческое общество было создано в 1907-м году и одобрено императором. Соответственно, он даровал право именоваться Императорским. 

Вячеслав Коновалов:

То есть вы правопреемники того ещё императорского военно-исторического общества в некотором смысле. 

Надежда Усманова:

Да, мы ориентируемся именно на то, что было заложено тогда, и по направлениям деятельности, и по самому духу, так сказать, общества. 

Вячеслав Коновалов:

Возвращаясь к культурным проектам, которые делает военно-историческое общество, оно делает большое количество всевозможных вещей. Наверное, для людей со стороны, тем, кто не знаком очень плотно с вашей работой, в основном это связано с возникновением памятников. Что ещё кроме памятников делает такого знакового с сточки зрения как раз развития культурной составляющей военно-историческое общество?

Надежда Усманова:

Музеи, целые настоящие музеи. Большое количество выставочных проектов, в том числе, которые по регионам ездят, в том числе, и за рубежом выставляются. Книги, фильмы, это и рецензии на фильмы документальные, художественные и участие в создании их. Очень много чего. Научная работа довольно большая проводится. У нас работают свои научные сотрудники в штате, мы сотрудничаем с большим количеством учёных. Фестивали, поисковые экспедиции. Не так давно проходила большая поисковая экспедиция «Ржев, Калининский фронт». Это на местах той самой Ржевской мясорубки так называемой, и даже в этом году, то есть спустя столько лет, когда там регулярно проводятся экспедиции, были подняты десятки бойцов, 13 медальонов, расшифрованы имена, 68 медальонов, 13 имён установлено, ищем родственников. Большая и очень важная наш взгляд работа. 

Вячеслав Коновалов:

Хорошо, очень интересно и на самом деле очень такая, правильная работа. 

Надежда Усманова:

Экскурсионная деятельность. 

Вячеслав Коновалов:

Как кто-то сказал, что пока не захоронен последний боец, война не закончилась. 

Надежда Усманова:

Война не закончилась. Например, «Дороги победы», это тоже наш проект дочерний, это очень большой экскурсионный проект, абсолютно бесплатные экскурсии для студентов и школьников. 550.000 детей уже проехали по дорогам победы. 

Вячеслав Коновалов:

Потрясающе. Патриотическое воспитание, это, наверное, одна из самых главных составляющих вашей деятельности в том числе. Скажи, пожалуйста, ты упоминалось фильмы. Какие фильмы непосредственно, если не с участием, наверное, правильно сказать с участием российского военно-исторического общества. Может быть, с подачи общества, может быть, ещё как-то это можно назвать, за последнее время были выпущены, год, два, три, вот так. 

Надежда Усманова:

Например «Собибор», который сейчас от России номинируется на Оскар. 

Вячеслав Коновалов:

Как ты думаешь, у него есть какие-то шансы получить Оскар?

Надежда Усманова:

Мы очень надеемся, что он войдёт в шорт-лист, возможно, даже получит Оскар. Фильм, на самом деле, сильный достаточно, я видел его в нескольких версиях, в том числе в более ранних, тех, которые потом были доработаны, вышли в прокат. Он производит очень сильное впечатление. Плюс это международная интернациональная команда, плюс это тема, которая сейчас спустя семь 75 лет, буквально вчера было восстание в Собиборе, она остаётся актуальной. Почему, потому что мы видим, что есть ростки неонацизма. 

Вячеслав Коновалов:

Ростки неонацизма, это мягко сказано. 

Надежда Усманова:

Мягко сказано, наверное, да. Вот он поднимает голову, вот это да, вот они маршируют там, в Прибалтике, в Украине, буквально на днях была ситуация с могилой Степана Бандеры. И вчера один из наших сторонников установил табличку том, что это всё-таки нацистский пособник, нацистов, Степан Бандера, а не просто какой-то человек покоится здесь на кладбище Мюнхена. И в связи с этим, конечно, мы считаем, что очень важно напоминать о том, что было на самом деле, чтобы не замыливалось. Актуальность этого, это подчёркивается и участием международного сообщества, премьеры фильма прошли практически во всех...

Вячеслав Коновалов:

Как принимали?

Надежда Усманова:

Как принимали, с большим интересом. Ведь его показали и в Вене, и Варшаве, и в ООН, и в Америке, в Вашингтоне мы устраивали показы, и так далее, тому подобное, естественно, в Израиле. 

Вячеслав Коновалов:

Какая, прости, что перебил тебя, какая помощь, что было непосредственно российским военно-историческим обществом сделано для того, чтобы этот фильм вышел?

Надежда Усманова:

Во-первых, научная работа. Непосредственно наши научные сотрудники принимали участие. 

Вячеслав Коновалов:

Участие в написании сценария или консультантами? 

Надежда Усманова:

Консультантами выступали. В написании сценария также, то есть один из авторов сценария, Андрей Назаров, этот сотрудник российского военно-исторического общества. Там несколько сосценаристов. Также очень большую поддержку мы оказывали в рамках кампании информационной, рекламной фильма. 

Вячеслав Коновалов:

В съемках как-нибудь участвовали? Может быть, в кастинге, советовали кого-нибудь, как это?

Надежда Усманова:

Нет. 

Вячеслав Коновалов:

Это было всё творчество отдано. 

Надежда Усманова:

Это продюсеры, режиссёр, это длинная такая судьба, непростая, может быть, детали не стоит рассказывать, но он прошёл несколько стадий, менялись режиссёры. И в итоге Константин Хабенский этот фильм снял, мы считаем, что это его очень такой успешный, интересный. 

Вячеслав Коновалов:

Это его дебют, насколько я помню. 

Надежда Усманова:

Режиссерский дебют, безусловно. И главную роль тоже он исполняет в этом фильме. 

Вячеслав Коновалов:

Авторский кинематограф получился. 

Надежда Усманова:

Да. 

Вячеслав Коновалов:

Он не Продюссер случайно?

Надежда Усманова:

Нет, продюсеры другие. 

Вячеслав Коновалов:

А то прямо совсем, ещё и музыку бы написал под этот фильм, вообще замечательно было бы. А ещё какие фильмы, кроме «Собибора» вспомнишь. 

Надежда Усманова:

Конечно, кроме «Собибора» есть фильм «Танки», который, может быть, не очень был успешен в прокате, но тем не менее, интересный фильм такой, новый жанр, на наш взгляд. 

Вячеслав Коновалов:

Как ты думаешь, почему он был не успешен в прокате, точнее, не очень успешен. 

Надежда Усманова:

На мой взгляд, лично я считаю..

Вячеслав Коновалов:

Фильм хороший. 

Надежда Усманова:

Фильм хороший. Смотрел?

Вячеслав Коновалов:

Мне лично понравился, да, такой бойкий, хороший фильм. 

Надежда Усманова:

Мстители неуловимые, только на танках. Кстати, была очень серьёзная антикампания. 

Вячеслав Коновалов:

Антикампания против этого фильма. 

Надежда Усманова:

Да. Против этого фильма. Мы встретились именно не просто с тем, что своё мнение люди высказывали, там прослеживается методичка, там вышло, тут и так далее. Это всё было очевидно. 

Вячеслав Коновалов:

Скажи, ты не чувствуешь такого, что, по крайней мере, из того, что я наблюдаю, то, что есть в соц. сетях, в интернете, что любой ваш проект, который начинает российское военно-историческое общество, сразу получает от определённой части населения, будем так говорить, самоназванной интеллигентной группы людей, другими словами, светлоликие, обозначены они у нас как-то так, сразу получает негатив ещё до того, как вообще кто-либо что-либо знает о любом проекте РВИО. Что бы РВИО не делало, сразу начинается отрицалово. Как ты думаешь, нет такого действительно, или мне показалось?

Надежда Усманова:

У нас даже меме такой есть внутри коллектива, казалось бы, причём здесь РВИО. Когда пытаются даже то, что нам не имеет никакого отношения, но имеет какой-то странный негативный контекст привязать и сказать, что вот, опять что-то РВИО сделало. Это, с одной стороны, наверное потому, что мы делаем действительно очень много, и очень просто связать с нами любое. Например. ошибки на памятниках, сейчас любимая тема, кто бы их не делал, тут же говорят: это РВИО. Нет, оказывается нет. Да, были ошибки, которые мы исправляли, мы умеем признавать ошибки, исправлять их очень оперативно, и готовы помогать делиться своим опытом, как это делать, как их меньше допускать. Но вот на нас пытаются порой свалить вообще всё. Ладно, когда просто, а когда переворачивают с ног на голову, вот это, конечно, мне кажется, самое недостойное с той стороны поведение. 

Вячеслав Коновалов:

Абсолютно согласен. Скажи, пожалуйста, кроме фильмов РВИО занимается ещё и издательской деятельностью. Вы с завидной регулярностью какие-то проекты делаете в книжной индустрии. 

Надежда Усманова:

Мы участвуем, у нас есть авторы, которые выпускают свои книги. В основном это научно-популярная литература, наш научный директор, Михаил Юрьевич Мягков, другие научные сотрудники достаточно регулярно действительно выпускают книги. То есть их может выходить несколько в год. Да.

Вячеслав Коновалов:

Скажи, пожалуйста, вышедший относительно недавно, тем не менее, фильм «Взвод», книга, прошу прощения, дорогие друзья, книга конечно. «Взвод» Захара Прилепина, там тоже есть значок российского военно-исторического общества. То есть вы поучаствовали каким-то образом в этом издании тоже? 

Надежда Усманова:

При поддержке. Да, это называется при поддержке. 

Вячеслав Коновалов:

При поддержке. Скажи, пожалуйста, поскольку нас смотрят люди, которые пишут книги и занимаются всяким окололитературным творчеством, в том числе и сценариями. Как стать сценаристом, писателем для РВИО или кем-нибудь, чтобы получить вот этот бренд, покровительство РВИО. 

Надежда Усманова:

Бренд, покровительство можно получить следующим образом. Когда приходит заявка Министерства Культуры на поддержку какого-либо фильма, если там есть тема военно-историческая, она автоматически направляется к нам на рецензию. То есть все заявки на документальные и художественные фильмы проходят через нас, на этапе сценария отсматривают наши эксперты, которые работают как у нас, так и те, с кем мы сотрудничаем, и выдаёт какое-то своё заключение. Иногда выдают рекомендации что-то поправить, иногда сразу говорят, всё хорошо, пожалуйста, вперёд. Иногда и отклоняют, такое тоже бывает. Таким образом, в фильмах появляется вот эта заставка российского военно-исторического общества. Таких фильмов у нас выходит художественных десятки в год. 

Вячеслав Коновалов:

Десятки. 

Надежда Усманова:

Да. А документальных, это сотни в год. 

Вячеслав Коновалов:

Потрясающе. 

Надежда Усманова:

Это очень большой объём. И каждый сценарий наши учёные просматривают, прочитывают. И тут очень важно отметить, особенно когда речь идёт о художественном кино, мы прекрасно понимаем, что всегда допустим и необходим художественный вымысел, если это авторское произведение, сценарий художественного фильма. Но при рецензировании как подходят наши эксперты, они смотрят, не искажается ли в общем историческая картина. То есть могут быть допустимы какие-то естественно фантазии и так далее. Но если в общем это не искажает ситуацию, тогда да, пожалуйста. 

Вячеслав Коновалов:

То есть ту же самую книгу Захара Прилепина «Взвод», прежде, чем издавать, вы её прочитали, там всё соответствует историческим реалиям. То есть то, как было на самом деле. 

Надежда Усманова:

Да. 

Вячеслав Коновалов:

Потрясающе. Дорогие друзья, читайте «Взвод», это книга не только художественная, оказывается, это абсолютно исторические, персоны мы само собой знаем, но тут прошло через целый фильтр научной мысли, так сказать. Возвращаясь к вопросам российского военно-исторического общества, следующую ты упомянула тему очень интересную, фестивали. Фестивали, выставочная деятельность. Я знаю, что очень скоро, буквально в следующем месяце с 15-го по 17-е по-моему, будет санкт-петербургский культурный форум. Это главное культурное событие страны, дорогие друзья, если вы в Питере, обязательно идите, если вы не в Питере, все равно покупайте билеты, поезжайте не пропустите. В этом году российское военно-историческое общество будет присутствовать более, чем когда-либо, правильно я понимаю. То есть какие-то очень крупные мероприятия планируются. Что будет в этом году?

Надежда Усманова:

Совершенно верно. 

Вячеслав Коновалов:

Форум культурный, прости, что перебил и российское военно-историческое общество выходит с культурными инициативами. Какими?

Надежда Усманова:

Мы хотим на своей площадке, у нас площадка, этого Мраморный дворец Государственного Русского музея. 

Вячеслав Коновалов:

Мраморный дворец. 

Надежда Усманова:

Мраморный дворец, да, Государственного Русского музея, это улица Миллионная, рядом с Марсовом полем. Превосходная площадка, там у нас будет организована такая дискуссионная, очень интересная программа межсекционная. Дело в том, что традиционно форум делится по темам, условно говоря, музыка, музеи, цирковое искусство и т.д. Туристическая секция. Мы тут хотим на стыке вот этих направлений, на стыке искусств провести несколько дискуссий таких, очень интересных. 

Вячеслав Коновалов:

А что за стыки? 

Надежда Усманова:

Во-первых, конечно, нас интересует кинематограф. Мы очень много говорим о кино, это действительно важнейшее из искусств, безусловно, повторяя слова великих. Здесь мы говорим не просто о кино, как кино, о кинематографе, но во-первых о том, почему русское, советское кино так любит историю. Если мы посмотрим, например, один из главных шедевров нашего кинематографа. 

Вячеслав Коновалов:

Дай угадаю, «Потёмкин»?

Надежда Усманова:

«Броненосец Потёмкин», совершенно верно. 

Вячеслав Коновалов:

Дорогие друзья, не зря учился.

Надежда Усманова:

Фильм военно-исторический. И так далее, и тому подобное. Очень многому можно назвать сильных, действительно выдающихся фильмов нашей истории, которые базируются на истории военной. Почему, отчего, хотим порассуждать об этом. Кроме этого, конечно, нас сейчас волнует, так как мы поддерживаем фильм «Собибор», такая тема, есть ли шансы у русского кино на Оскаре. Может ли этот фильм получить награду киноакадемии, и как так выходило, как складывалась ситуация, какие факторы сложились, когда наши фильмы получали Оскар. Соответственно, мы приглашаем туда спикеров наших, оскароносных режиссёров, естественно, и Константина Хабенского пригласим и так далее. Для того, чтобы обсудить, почему этот фильм по мнению наших академиков русского оскаровского комитета достоин быть номинирован на эту премию, есть ли у него шансы, и как вообще это происходило. А также мы хотим поговорить о, естественно, монументальном искусстве, о памятниках. 

Вячеслав Коновалов:

То есть будет один, посвящённый кинематографу, один посвящённый памятникам и монументальному искусству. Ещё какие будут разделы?

Надежда Усманова:

Ещё будет раздел, посвящённый литературе и образованию на стыке именно такой культуры и образования, то-есть просвещению культурному. 

Вячеслав Коновалов:

Понятно, а литература о чем будет говорить. Если про памятники более-менее понятно, про кино тоже упомянула, литература, о чём будет вестись разговор или дискуссия?

Надежда Усманова:

Война, как красная нить русской литературы. Опять мы говорим на эту тему, почему история, военная история очень часто становится сюжетом больших, великих книг в русской литературе. Естественно, здесь примеры сами по себе напрашиваются. И Лев Толстой, в первую очередь, «Война и мир» и т.д. Можно говорить много, почти бесконечно. Сейчас, наверное, Слава, здесь ты гораздо больше, чем я эксперт в литературе, я тут выступаю, конечно, таким только менеджером, который складывает вот эти все кусочки. Мне кажется, что тема, безусловно, интересная. Это поддержано коллегами, и мы таким своим голосованием, наверное, выбрали именно эти темы, как основные, как те, которые актуально сейчас. Хотим понять, что сейчас происходит в современной российской литературе, какие ещё появляются произведения, есть ли в этой связи сейчас на военные темы сильные произведения, кроме «Взвода». 

Вячеслав Коновалов:

Это интересная тема, на самом деле. Я тоже пока не задумывался на эту тему, но когда ты начала говорить, я подумал, что да, наверное. Но ты знаешь, мне кажется, что интерес вообще к военной теме как таковой, он не угасает. Но пишут меньше. Что касается таких произведений о войне, противостояний, то из недавних мне почему-то в голову возвращается «Зимняя дорога» Юзефовича, гражданская война, противостояние красных и белых в Якутии и на Дальнем Востоке, получила большую книгу несколько лет, по-моему, она 15-го или 16-го года. Так ещё в голову про войну ничего больше не приходит. 

Надежда Усманова:

Тоже, кстати, интересная тема вот этого противостояния. Ведь похоже, гражданская война в головах, в умах у нас так ещё и не завершена. У нас есть один из проектов, тоже имеющий отношение к монументам, к памятникам. Планируем поставить монумент под таким рабочим названием «Единство России» в Крыму, как раз посвящённый теме эмиграции, белой эмиграции, когда уезжали массово оттуда, из Крыма, и посвятить его как раз некому такому примирению. То есть должна, наконец, та война стать страницей истории. 

Вячеслав Коновалов:

А ты думаешь, что это возможно примирение в данном случае? 

Надежда Усманова:

Очень сложно сказать, потому что очень много по этому поводу противников, очень многие не хотят вообще ни в каком виде разговаривать спокойно об этом. Здесь есть такое ощущение, что гражданская война у нас в умах до сих пор идёт, хотя в этом году мы говорили о столетии начала. 

Вячеслав Коновалов:

Гражданской войны. 

Надежда Усманова:

Да, гражданской войны, и вот ты уже 100 лет. 

Вячеслав Коновалов:

Белый террор, красный террор, 17-м годом это началось. И дальше это понеслось. Да, тема, на самом деле, большая, глубокая, я не знаю, этому можно посвятить отдельную передачу. Возвращаясь к фестивалю. 

Надежда Усманова:

К форуму. 

Вячеслав Коновалов:

К форуму, да, Санкт-Петербургский культурный форум. Показы будут фильмов у вас там? Будете показывать фильмы, или это у вас только дискуссии и какие-то общие интересные вещи. 

Надежда Усманова:

Конечно, художественные фильмы лучше смотреть в кинотеатре. Это большой экран, это звук и т.д. 

Вячеслав Коновалов:

Вы не будете в рамках фестиваля показывать где-нибудь «Собибор» тот же самый. 

Надежда Усманова:

Где-нибудь «Собибор» тот же самый. 

Вячеслав Коновалов:

Показать в Санкт-Петербурге в каком-нибудь зале с Хабенским, чтобы он вышел, рассказал что-нибудь в рамках фестиваля, форума то есть. 

Надежда Усманова:

В рамках Мраморного дворца мы приглашаем к дискуссии, то есть там конечно фрагменты фильма будут показаны, но повторюсь, целиком его, наверное, не очень удобно просто будет смотреть, потому что всё-таки хочется какого-то окружения. 

Вячеслав Коновалов:

Там нет профессионального оборудовани. 

Надежда Усманова:

Да, профессионального оборудования такого там нет. А Константин Хабенский, я надеюсь, будет. 

Вячеслав Коновалов:

Скажи, пожалуйста, ты мне сказала кинематограф, кино, кино. И мне как-то в голову залезла сразу, не знаю даже, как сказать, новость, которая возникла буквально 2-3 дня назад, и сейчас она, наверное, на пике обсуждения. Это фильм, даже не хочется об этом говорить, но придётся. Фильм, который авторы назвали «Праздник». Фильм о том, как одна семья, не среднестатистическая, а выше среднего, одного из руководителей, вероятнее всего, крупных чиновников того времени, не знаю, военных или нет. Фильм «Праздник». Во время блокады семья празднует Новый год, и они сняли на эту тему, как это ни парадоксально звучит, комедию. Я посмотрел какие-то куски, которые уже выкладывал режиссур. Мне показалось, не знаю, боже упаси, сейчас, дорогие друзья, если кто слушает меня или смотрит, не закидывайте меня, как говорится, ничем, точнее, не буду говорить, чем. Но мне показалось, что это отвратительно. Вот прямо так скажу - отвратительно. Потому что снимать, есть вещи, это как какая-то есть красная линия. О чем-то можно говорить, о чем-то говорить нельзя. Если человек этого не понимает, потому что я смотрю Красовский, режиссёр начал как-то оправдываться, какие-то комментарии давать и так далее. По его оправданиям видно, что он не понимает, что такого случилось. И объяснить, я так понимаю, в данном случае невозможно. Я увлёкся. Это чисто мои ощущения и моя неприязнь данной темы, как темы для комедии, упаси господи. Вот скажи мне, пожалуйста, российское военно-историческое общество, это, как мы сказали, это темы, связанные с войной, это темы, связанные с историей. Конечно же, я понимаю, что Красовский вам свой сценарий на одобрение не присылал. 

Надежда Усманова:

Нет, конечно. 

Вячеслав Коновалов:

Скажи, вы комментируйте подобные вещи, когда они возникают? Как российское военно-историческое общество отреагирует на то, что сняли такой фильм? 

Надежда Усманова:

Конечно, мы комментируем, конечно, к нам обращаются. Сегодня целый день просто разрывается телефон, мы свою позицию высказываем очень чётко и очень однозначно. На наш взгляд, кощунство не может быть инструментом пиара. Я понимаю, что у фильма небольшой бюджет, что они хотят его продвинуть и так далее. Но это за пределами, это за гранью. Нельзя такие вещи делать. Такие вещи делать нельзя. 

Вячеслав Коновалов:

То есть это официальная позиция российского военно-исторического общества. 

Надежда Усманова:

Это официальная позиция российского военно-исторического общества. Мы будем, конечно, инициировать общественный просмотр, насколько я знаю, в министерство культуры пока не было заявки на прокатное удостоверение на текущий момент, это функция министерства культуры. Мы надеемся, что они обратят внимание на тематику фильма. Комедия о блокаде - это за гранью, такого быть не должно. Но кроме таких моментов, которые мы сейчас обсуждаем, что это комедия, что это блокада, там ведь есть очень много фактов, которые перевираются. 

Вячеслав Коновалов:

Да, кстати, большое тебе спасибо, что ты это упомянула. Дорогие друзья, я сегодня не поленился, залез почитал литературу документальности из того что есть историческую. И вот эти всякие описания о том, что жировало высшее партийное руководство, высшее военное руководство не подтверждается ничем. Они не подтверждаются как документально, то есть факты, есть меню или как там слово «разблюдовки», не люблю его, но тем не менее. Есть определённые документы, которые подтверждают, что было дано, кому, когда, в каких количествах и так далее, что было на столе. Есть факты, которые говорят о том, точнее воспоминания тех, кто непосредственно служил в частях поварами ли, шофёрами ли, участвовал в каких-то мероприятиях, на которые они были допущены одноразово. Есть воспоминания этих людей. Никто никогда нигде не упоминает никакого подобного действа, о котором говорят, в том числе, в этом фильме. Никакого жирования не было, начиная от того, что у Жданова были на столе каша и постные щи, в лучшем случае каждый день, он носил с собой мешочек, в котором был хлеб, который он получал на несколько дней вперёд. Действительно, был мешочек со шнурком, об этом вспоминают многие. И кончая тем, что в штабе люди не первой, так сказать, то есть люди, не последние в этом штабе, которые служили, они, на самом деле, имеются факты дистрофии в семьях. О чём многие умалчивают, те, кто по нашей сторону умалчивают, потому что не скромно об этом говорить, а по ту о сторону, потому что им наверное стыдно упоминать подобные факты. Поэтому действительно, военно-историческое общество в данном случае правильную точку зрения, как мне кажется, держит, потому что таких документальных фактов нет, и спекулировать на этом, снимать фильмы спекулятивные, мне кажется, это абсолютно неправильная позиция. Тем не менее, возвращаемся к Надежде. Исторические факты, в фильме есть исторические факты, которые перевираются, откровенная ложь. Что с этим можно делать? 

Надежда Усманова:

Во-первых, изучать. Если мы говорим, что данный фильм построен на дневниках Липковского, сотрудника Смольного, кстати, здесь нужно подчеркнуть, что рядового сотрудника Смольного. Нужно брать не только какой-то один кусочек, что он был на стационаре, где ему оказывалась помощь, но и отметить то, что он, являясь сотрудником Смольного и получая карточки Смольного уже в таком крайнем положении. Это была и дистрофия, и очень серьёзные последствия голода, он был на стационаре. Он в своих этих дневниках дальше пишет, что такиеже стационары были на заводах, на фабриках, при поликлиниках и, на самом деле, перед ними мерк стационар Смольного. То есть там, непосредственно на предприятиях также были стационары для спасения людей, куда направлялись рабочие, служащие, которые уже доходили до вот этой крайней степени. Там даже, может быть, они лучшее получали, чем в Смольном. Это очень важно. То, что говорят, что там Жданов получал, чуть ли не на истребителях ему привозили какие-то то ли персики, то ли ещё какие-то фрукты, пирожные какие-то он ел. Но здесь вообще очень интересно, потому что он был диабетикам. 

Вячеслав Коновалов:

Да, сладкое он не мог есть по определению, даже мучное, из белой муки. 

Надежда Усманова:

Да, он не мог есть по определению, ни сладкое, ни мучное, поэтому есть пирожное для него было равносильно смерти. 

Вячеслав Коновалов:

Совершенно верно. 

Надежда Усманова:

Тут стоит отметить очень важный момент. Эта часть информационной войны, которая велась тогда в Ленинграде. То есть печатались какие-то фальшивые газеты, распространялись листки и т.д. о том, что руководство жирует, а вы, несчастные жители Ленинграда, умираете от голода, сдавайтесь. 

Вячеслав Коновалов:

То есть это была фашистская пропаганда. 

Надежда Усманова:

Да. 

Вячеслав Коновалов:

Чистой воды геббельсовская пропаганда. 

Надежда Усманова:

Чистой воды. Она тогда активно велась. И такое ощущение, что сейчас это просто конкретный оттуда заказ. 

Вячеслав Коновалов:

Внуки Геббельса. 

Надежда Усманова:

Примерно так. 

Вячеслав Коновалов:

Которые достали те же самые газеты и начали их зачитывать, хотя вся историческая документация, которая существует на данный момент, противоречит этому. 

Надежда Усманова:

Противоречит, безусловно. Очень важно, что это очень тонкий, сакральный момент для многих и многих людей. Ведь те, кто пережил блокаду, слова бога, некоторые из них ещё живы. Живы их потомки, которые к этому относятся с болью в сердце. 

Вячеслав Коновалов:

Конечно, дети, внуки, это глубокая травма в каждой семье. 

Надежда Усманова:

И начинать смеяться над этим, вот это комедия. Ну как это можно? 

Вячеслав Коновалов:

Это пляски на костях, совершенно верно. 

Надежда Усманова:

Кощунство. 

Вячеслав Коновалов:

Давай от этой грустной темы уйдём, потому что, на самом деле, она очень неприятная, но на неприятные темы тоже приходится говорить у нас в программе. О другой теме поговорим, она тоже очень интересная, возникла буквально несколько дней назад. Прошла тема, что наши аэропорты будут переименовываться и, собственно говоря, одной из организаций, которая инициировала этот процесс, я посмотрел, историческое общество и российское военно-историческое общество. То есть вы тоже приложили здесь свою руку к данному процессу. Скажи, пожалуйста, откуда возникла эта идея взять вот так и переменовать наши аэропорты или доименовать. 

Надежда Усманова:

Или доименовать. Российское военно-историческое общество - один из инициаторов наряду с историческим обществом, с обществом русской словесности и РГУ, русским географическим обществом. Это наша тема, актуализация истории. То есть для нас, конечно, всегда важно, чтобы к истории, к военной истории, к истории вообще обращались всё чаще и чаще. Чтобы люди знали свою историю, знали великих личностей и конечно, гордились ей. То есть мы исходим из того, что своей историей необходимо гордиться, а нам есть, чем гордиться. И людьми, и событиями, и победами, и их очень много. И чем больше будут о них знать, тем лучше. А самое важное здесь, это общественная дискуссия. То есть мы не навязываем своё мнение. У нас есть несколько десятков предложений по тем городам, которые сейчас рассматриваются, чтобы присвоить имена аэропортам. И даже немножко шире мы брали, когда ещё не был этот финальный список согласован между всеми, сколько аэропортов конкретно будут добавлять имена великих людей. Мы там ещё шире смотрели, а где ещё можно, в каких городах и так далее. Это большая творческая работа проделана и научная, что тоже очень важно. Для нас важно, чтобы это была общественная дискуссия. Чтобы не то, что РВИО сказало, значит, Жуковым назовем аэропорт в Калуге, например. Нет, важно, чтобы жители...

Вячеслав Коновалов:

А кстати, хорошая идея аэропорт в Калуге назвать именем Жукова. Жуков же из Калужской области. 

Надежда Усманова:

Именно оттуда, из Калужской области, и там есть дом. 

Вячеслав Коновалов:

Там музей Жукова есть. 

Надежда Усманова:

Мы тоже приложили руку к реконструкции этого дома, к реставрации, привели его в хорошее состояние. Да, на самом деле, так. Вообще, в Калужской области всё очень здорово, мы с ними очень плотно сотрудничаем. 

Вячеслав Коновалов:

Но как быть с ситуацией, когда я сегодня смотрел новости, и написано было, что одно из имён, сейчас же выдвигают имена, как ты сказала, общественная дискуссия, и вот эти дискутанты или дискуссанты, я уж не знаю, как назвать участников дискуссии, некоторая часть участников дискуссии предложила для Екатеринбурга, по-моему. 

Надежда Усманова:

Для Омска. Про Летова? 

Вячеслав Коновалов:

Да, прошу прощения. Про Летова, с одной стороны, с другой стороны, в том же городе предложили Колчака, боже упаси. То есть получается, что потом выдвинуты какие-то будут имена и по этим именам будет голосование. Побеждает то имя, которое наберёт больше голосов. 

Надежда Усманова:

Примерно так. 

Вячеслав Коновалов:

Тут же какая-то странная ситуация. Получается, может победить имя более организованных, нежели более популярного человека. Тут как-то, мне кажется, что опасная ситуация в некотором смысле может сложиться. 

Надежда Усманова:

Поэтому есть фильтр на уровне региона, поэтому сначала проходит дискуссия на уровне общественности, на региональном уровне. И они уже формируют список тех имён, который идёт дальше на всенародное голосование. То есть вот это, во-первых, чтобы была некая консолидированная позиция от региона, чтобы не возникало потом такого, что либо мы этого человека не знаем, либо не хотим, всё-таки им жить рядом с этим аэропортом, к ним будут люди прилетать туда, здесь очень важно вот это принятие. 

Вячеслав Коновалов:

Это должна быть бесспорная фигура для всех, удовлетворяющая всех. Допустим, для Владивостока я бы предложил Арсеньева, потрясающий писатель, выдающийся исследователь Дальнего Востока, бывший белый офицер, перешедший на сторону красных, продолжая уже в Советском Союзе изучение Дальнего Востока, и умер своей смертью в 30-м году. В общем-то, потрясающий человек, интересный писатель, глобальна фигура для всего Дальнего Востока, для всей культуры вообще азиатско-тихоокеанского региона. Как мы знаем, и фильм был снят «Дерсу Узала» Акира Куросавой, за что он получил ещё и Оскара. То есть тут, как говорится, двух мнений быть не может. Но наверняка, будут конечно мнения, владивостокцы, боже упаси, я не навязываю своё мнение, но тем не менее, для меня лично Владивосток прочно связан, вообще, Дальний Восток связан с именем Арсеньева. Ты мне ответила, как избежать этих случайных имён. Российское военно-историческое общество будет участвовать в процессе отбора, голосования, проверки каких-нибудь фактов? Или вы выступили с инициативой и умываете руки, дальше смотрите, куда покатится мячик. 

Надежда Усманова:

Нет, мы не можем конечно отойти в сторонку и смотреть, куда покатится мячик. Во-первых, мы публикуем и свои предложения, чтобы их могли рассмотреть в регионах, может быть, от них оттолкнуться или их оттолкнуть. 

Вячеслав Коновалов:

Какое-нибудь предложение, которое вы уже предложили, имя предложили? 

Надежда Усманова:

Чехов - Сахалин. 

Вячеслав Коновалов:

Чехов - Сахалин, замечательно, был на Сахалине, есть единственный, наверное, музей в мире, посвящённый одной книге. Так и называется книга «Остров Сахалин», музей книги «Остров Сахалин». Да, книга, Чехов, как Сахалин, великолепная идея. Я поддерживаю российское военно-историческое общество, так и запишите. 

Надежда Усманова:

Вступайте в ряды членов РВИО. Питер, Пулково, это может быть Пётр Великий, например. 

Вячеслав Коновалов:

Да, звучит здорово. Пётр Великий. 

Надежда Усманова:

Может быть, вполне.

Вячеслав Коновалов:

Да, город он основал, по крайней мере, справедливо, хоть и аэропорт он не планировал, хотя кто его знает. На самом деле, про Петра Первого ещё смотреть и смотреть. Скажи, пожалуйста, военно-историческое общество, ты упомянула, дорогие друзья, приходите, становитесь членами. Если кто-то увлекается историей, если кто-то из наших слушателей заинтересован этой темой и хочет участвовать в жизни военно-исторического общества на конференциях, получать рассылки, стать активным членом, что для этого нужно сделать?

Надежда Усманова:

Для этого нужно заполнить анкету на сайте российского военно-исторического общества, там сложная, серьёзная история, то есть это не как в магазине программа лояльности, когда ты дал свой телефон, и тебя тут же начинает бомбить. У нас региональные отделения находятся в каждом регионе, и согласно уставу мы рассматриваем каждую кандидатуру именно чтобы понять, что человек действительно заинтересован с нами работать, чтобы участвовать каких-то активностях и ни в коем случае потом не было какого-то ощущения спама с нашей стороны. Здесь для нас важна мотивация и заинтересованность. Поэтому анкета достаточно серьёзная, она заполняется, дальше она рассматривается региональным отделением и в большинстве случаев, естественно, те, кто заполняет анкету, принимаются в члены российского военно-исторического общества. 

Вячеслав Коновалов:

Взносы существуют?

Надежда Усманова:

Да, существуют взносы. Годовой взнос 1200 руб., он может частями оплачиваться, то есть это действительно такая, в том числе, дисциплинирующий такой момент. Потому что если отдал даже каких-то 100 своих рублей, наверное, не просто так. Я например, являюсь членом других общественных организаций, например, ИКОМа, там тоже плачу взносы и понимаю, что это действительно мне интересно. Как только это перестанет почему-то быть мне интересным, музейная деятельность, также осознанно выйду из членства такой организации. Здесь тоже хочется осознанности и понимания, чтобы это не было какой-то карточкой лояльности каких-то там, не понятно. 

Вячеслав Коновалов:

Карточка лояльности. 

Надежда Усманова:

Знаете, некоторые это так воспринимают. Но если говорить о лояльности, о преференциях, они правда действительно есть. То есть у нас есть и многие музеи, с которыми мы сотрудничаем, военно-исторические музеи. Тот же, например, музей Великой Отечественной войны 41-45-го годов, музей Победы, Государственный исторический музей, и собственный музей, это Стрелецкие палаты в Лаврушинском переулке. Музей военной формы и одежды в Петроверигском, музей в Смоленске «Башня Громовая». Мы готовимся к открытию нового музея в следующем году, большого, очень интересного, с интересной коллекцией, очень хороший, современный такой интересной экспозицией. Это всё тоже некие такие преференции для членов общества, потому что, конечно, и скидки какие-то существуют. Но самое главное, это информация о наших мероприятиях, лектории какие у нас приходят замечательные. Одна «КультБригада» чего стоит. 

Вячеслав Коновалов:

Большое спасибо за комплимент. Дорогие друзья, всё хорошее когда-нибудь кончается. Прежде чем я скажу вам «до свидания», ещё раз, важная мысль: вступайте в ряды военно-исторического общества, помогайте стране. На этом я прощаюсь с Надеждой Усмановой, большое спасибо, Надя, что сегодня пришла. 

Надежда Усманова:

Слава, спасибо большое, было очень приятно. 

Вячеслав Коновалов:

До следующего понедельника! «КультБригада».