Антонина Цицулина:
Добрый вечер, уважаемые коллеги! Это программа «Да-Игра!». Каждый понедельник в 17 часов мы встречаемся с вами, обсуждаем вопросы развития рынка индустрии детских товаров, говорим об играх и игрушках. Каждый раз я приглашаю замечтательных спикеров, людей, за которыми стоят успешные практики, большие провалы, ошибки, те, которые становятся школой для новых, начинающих игроков и для самой этой команды. Но это всегда команда с большой буквы, это всегда интересные собеседники. В этот раз мы поговорим с вами по теме семейного предпринимательства. На рынке детских товаров очень много семейных бизнесов, бизнесов, которые выросли с отцами основателями, либо инициированные семьёй, например, при рождении ребёнка. И очень интересного в год тридцатилетнего юбилея предпринимательства в России, нашего современного российского бизнеса, российской промышленности поговорить, а есть ли у нас на рынке игр и игрушек семейные династии. Совершенно, для меня, во всяком случае, является таким правильным решением, что я пригласила на эту передачу основателей замечательной компании, Группа компаний «Десятое королевство». В гостях Сергей Блажилин, основатель Группы компаний «Десятое королевство», добрый вечер, Сергей.
Сергей Блажилин:
Здравствуйте!
Антонина Цицулина:
И генеральный директор Группы компаний «Десятое королевство», Маргарита.
Маргарита Мусатова:
Здравствуйте!
Антонина Цицулина:
Здравствуйте, Маргарита! В целом мы всегда начинаем с одного и того же вопроса, уж тема у нас такая хорошая. Мы говорим, помните ли вы свою любимую, Сергей, игрушку детства, и какая она была?
Сергей Блажилин:
Стыдно признаться, но у меня не было такой любимой игрушки в классическом понимании этого слова.
Антонина Цицулина:
Или игры.
Сергей Блажилин:
Мне нравился пластилин. Но я использовал его по-своему. Скульптор из меня никакой, а как раз пластилин мне подарили после того, как подарили такой атлас по военной истории, где были все сражения расписаны, разрисованы. И я из пластилина маленькие фигурки, расставлял их, целые армии из них, сначала 2 часа это была подготовка сражения и 5 минут само сражение. Из фольги делал тяжёлых вооружённых воинов, чуть крупнее я знал, что это конница. И вот такие сражения у меня по полдня занимали. А такой игрушки, чтобы это была какая-то машинка, танк, у меня такой не было. Стыдно признаться.
Антонина Цицулина:
Пластилин внесён в мировой зал славы игрушек, как одна из самых идеальных игр и игрушек. Поэтому, да, это игра.
Сергей Блажилин:
Солидарен. Маргарита, у вас.
Маргарита Мусатова:
Мы долго вспоминали с Сергеем Виктровичем, какая у меня любимая игрушка, не нашли её.
Антонина Цицулина:
И фотографии не нашли ни одной?
Маргарита Мусатова:
Нет, я наверняка больше любила бегать по лужам, лазить по деревьям. Ну в принципе, вспоминая куколки из всяких цветов на даче, которые мы постоянно с подружками делали. А в сознательном более возрасте мягкие игрушки, наверное.
Антонина Цицулина:
То есть какой-то игрушки, в которую сейчас играют ваши дети или ваши внуки, нет в семья. Те игрушки, которым много-много лет.
Сергей Блажилин:
Нет, есть игрушки, которые имеют имя собственное, которые нигде больше не встречается. Есть такое, она переходит, вот у меня двое детей и уже, по-моему, двое внуков, им нравится такая игрушка. Страшная, я даже не знаю, как там зверя найти, небольшой величины, сантиметров, наверное 10-15, это мягкая игрушка, застиранная до дыр, трижды, не знаю, сколько раз её ремонтировали.
Маргарита Мусатова:
Это мягкий пудель.
Сергей Блажилин:
Пудель?
Маргарита Мусатова:
Это пудель. Салатового цвета.
Сергей Блажилин:
В общем, я знаю, что его зовут Муня. Кто его, по-моему...
Маргарита Мусатова:
Ваня.
Сергей Блажилин:
Ваня назвал его Муней, так она передалась ещё одному сыну, а теперь ещё уже двое внуков с ним играют.
Маргарита Мусатова:
Её хранят её, стирают, постоянно зашивают, делают новые глаза, то есть мы её храним.
Антонина Цицулина:
Ну вот, а вы говорите нет.
Маргарита Мусатова:
У нас нет, а у детей есть.
Сергей Блажилин:
Она появилась уже у моих детей.
Антонина Цицулина:
Неважно. Замечательно. А вот скажите, пожалуйста, Группе компаний «Десятое королевство» уже 16 лет, более 15. Вот интересно, за всё это время сохраняются ли игрушки, которые, есть ли такой ассортиментный кабинет у фабрики, не делаете ли вы какой-то такой музей, по крайне мере. Я, во всяком случае, очень всем рекомендую хотя бы в электронном виде делать.
Сергей Блажилин:
Если моя жена сейчас смотрит эту передачу, она вскочила, в общем, это половина подвала у меня в доме.
Антонина Цицулина:
Замечательно.
Сергей Блажилин:
Там игрушки, наверное, 20-30-летней давности, начиная с первой игрушки, которую мы сделали. Плюс игрушки коллег наших. Очень много там. Впору делать музей игрушки.
Антонина Цицулина:
Я просто очень рекомендую, вы знаете, что мы делали этот сайт для голосования, 100 игрушек столетия, то дальше мы его будем переформатировать в такой электронный цифровой музей. Поэтому потихоньку, буду крайне признательна, если вы всё-таки сфотографируете и разместите сначала здесь, а если надумаете делать свой музей, то музей игры и игрушки вам поможет сделать так, как положено этот музей, с карточкой. Судя по тому, что логика развития Группы компаний «Десятое королевство», это семейное предприятие, я так понимаю, что оно и далее будет развиваться максимально возможно, как семейное предприятие, такая историческая память и наследие, это очень важно. Давайте поговорим о компании. Сергей, расскажите, как основали компанию, как формировали ассортимент, как оно было тогда, а Маргарита потом расскажет, какая компания сейчас. Интересно сверить эти два вектора.
Сергей Блажилин:
Такой, несколько интересный вопрос. Я очень редко на него отвечаю, потому что, в принципе, компания была организована, получилась в результате того, что мы разошлись со своим партнёром, разошлись совершенно не по меркантильным, скажем так, соображениям, не из-за денег, а по идеологическим соображениям.
Антонина Цицулина:
Традиционная причина, большинство расходятся.
Сергей Блажилин:
У нас были разные взгляды на развитие предприятия. Вот мы параллельно существуем уже какое-то время. Наверное, многие знают, что это предприятие «Русский стиль», я когда-то был там директором, учредителем одно время. Потом в связи с такими обстоятельствами пришлось создавать другую компанию.
Антонина Цицулина:
Благодаря такому случаю создалась компания «Десятое королевство». Сейчас это уже группа компаний. Чем было вызвано такое решение, и какие организации входят в группу компаний?
Сергей Блажилин:
В первую очередь, это было, в те времена это была защита бизнеса, да и сейчас, я думаю, что судя по тому, что иногда читаешь в прессе, слава богу, с нами такого не было никогда. Но и оно свою актуальность не потеряло, безопасность. Потому что у нас на одном предприятии, по сути, никогда ничего полностью, полного цикла не производится. Продукция, хоть что-то, но придет с другого предприятия, например, которое имеет.. Нижний Новгород - это металл и литье.
Антонина Цицулина:
Там производственная площадка, связанная с работой с другим сырьём, с другими технологиями.
Сергей Блажилин:
Да, каждое предприятие развивает свою технологию, каждое предприятие развивает свою площадку, каждое предприятие имеет свою специализацию.
Антонина Цицулина:
И какие это предприятия? Я поняла, это нижегородское предприятие, которое имеет такую специализацию, и там кадровый коллектив с компетенциями производит определённый вид продукции.
Сергей Блажилин:
В основном это два куста больших. В Нижнем Новгороде, на границе города и у нас здесь, в Шаховской.
Антонина Цицулина:
Московская область.
Сергей Блажилин:
Московская область. Небольшое предприятие в Белоруссии( оно традиционно, его доля сейчас незначительна, но тем не менее оно достаточно успешно, имеет свою узконаправленную специализацию. Оно рентабельно, имеет какие-то перспективы. Отказываться от него или как-то ущемлять его в правах или в развитии мы не собираемся. Несмотря на то, что оно находится на территории другого государства.
Антонина Цицулина:
Сейчас некоторые наши участники, наоборот, рассматривают открытие либо филиала, либо какого-то партнерского производства в странах таможенного союза или бывших стран СНГ. Поэтому, наверное, может быть какой-то ренессанс у белорусского предприятия, в конце концов. Хорошо, я знаю, что вы постоянно развиваете своё предприятием, мы сейчас к Маргарите тоже перейдём, которое связано со строительством, с модернизацией. А в Нижнем Новгороде вы так же активно, как в московской? Или всё-таки стройка и основное, это в Московской области расширяется предприятие?
Сергей Блажилин:
Нет, в Нижнем Новгороде у нас как-то получается.
Маргарита Мусатова:
Параллельно.
Сергей Блажилин:
Типа по очереди. Один год они отстроились, следующий год.
Антонина Цицулина:
Сил хватает сюда бросить.
Сергей Блажилин:
Да, как-то по очереди.
Антонина Цицулина:
Насколько я знаю, вы, если брать предприятие игрушек, вы, наверное, сегодня одни из самых активных предприятий, которые активно, закончив расширяться, строить одно производственное здание, закупает в него оборудование, тут же начинает строить другое. За последние три года вы приросли с точки зрения производственно-складских помещений на сколько? Можете дать какие-то цифры, как выросло предприятие, как оно увеличилось с точки зрения кадров, оборота, выручки, налогов, людей, площадей и игрушек.
Сергей Блажилин:
Как говорят в интернете, будем полить фишки.
Антонина Цицулина:
Инсайдерская информация.
Сергей Блажилин:
Мы поступили изначально, когда ещё пять или шесть лет, да больше лет назад, мы взяли и сделали план сразу, план развития обоих площадок. В Шаховской, по-моему, это строительство пяти цехов.
Маргарита Мусатова:
В Шаховской семи, семь.
Сергей Блажилин:
Да, и то же самое, у них тогда уже было что-то построено. И в Нижнем Новгороде Сергей Бурмистров точно так же построил у себя, у него есть план развития, тогда ещё был. Например, если он строится сейчас, допустим, он взял, надо было два года назад, он взял, продлил основной цех в одну сторону, прирезал 1000 м² себе. Ещё один литьевой участок получится у него новый, и у него уже всё готово для того, чтобы в любой момент по зелёному свистку ещё, допустим, 1000 м², как придет время, увеличить. Для этого есть всё, и деньги для этого требуется совершенно небольшие. Потому что все бумаги есть, даже есть места под фундамент, залиты уже. То есть есть проектная документация. Это в любой момент. У нас никогда не было такого прироста, как за эти последние два года, потому что реально обе площадки строились одновременно. Единственное, по срокам немножко у нас здесь, в Московской области не получилось вовремя всё.
Антонина Цицулина:
Почему?
Сергей Блажилин:
Тут есть, скажем так, у нас, наверное, всё-таки были допущены некоторые промахи при проектировании, которые потом пришлось исправлять.
Антонина Цицулина:
Текущие рабочие моменты.
Сергей Блажилин:
Плюс особенности нашей страны, что у нас всё в этом плане не делается.
Маргарита Мусатова:
У нас много нововведений было.
Антонина Цицулина:
С точки зрения регулирования.
Маргарита Мусатова:
Да. Пришлось переделывать проект.
Сергей Блажилин:
Смотрите, примерно, мы нашим проектировщикам, нашим строителям просили сделать всё правильно, особенно в плане пожарной безопасности. Мы пребывали в полной уверенности, что у нас всё прекрасно сделано. Когда вопрос к сдаче, это было уже после «Хромой лошади», у нас там стояло, у нас в цеху стоят, в новом цеху стоит система автоматического пожаротушения. Но тут началось, надо сделать это, надо сделать это, допустим. И всё это правильно, это правильные требования.
Антонина Цицулина:
Они требует времени.
Сергей Блажилин:
Вот у вас цех, допустим, появился ещё один, теперь надо рассматривать всю вашу площадку. В нём идеальное пожаротушение, у вас всё покрашено специальной краской, очень дорогой, у вас система пожаротушения, у вас всё прекрасно. Но смотрите, мы теперь рассматриваем всю вашу площадку. А в ней по-нашему, по закону, по всем нормам должны быть ещё пожарные гидранты на территории специально выведены.
Маргарита Мусатова:
Ещё дополнительные.
Сергей Блажилин:
Да, и обычный ваш водопровод тут не годится, нужен водопровод высокого давления. Нам пришлось строить.
Антонина Цицулина:
А вы об этом не знали.
Сергей Блажилин:
Мы об этом не знали. К сожалению, мы, по сути, не должны были этого знать, это должны были знать те строители, которые нам строили, но они.
Антонина Цицулина:
Понятно. Давайте немножко назад вернёмся. Маргарита, сегодня группа компаний, сколько вы уже принимаете активное участие, сколько вы работаете в компании? С самого-самого начала.
Маргарита Мусатова:
Работаю я больше 10 лет.
Антонина Цицулина:
А сколько вам было, когда вы пришли уже работать в компанию?
Маргарита Мусатова:
Я пришла работать нечаянно на втором курсе института, мне было скучно, я коротала лето и пришла просто попробовать, как-то так получилось, что я осталась.
Антонина Цицулина:
А есть ли карьерная лестница, с чего вы начинали, какие пути вы прошли, начинали за одно, второе, третье.
Маргарита Мусатова:
Я пришла в отдел кадров, какое-то время, полгода или год там проработала, потом я пришла в бухгалтерию, проработала в бухгалтерии полгода, и как-то нечаянно мне попали заказы производственные. Потом я довольно долго работала в производстве, мне это очень всегда нравилось и до сих пор нравится, и в 2013-м году я нечаянно попала в торговлю. Ну, пришлось и её осваивать.
Антонина Цицулина:
Нечаянно, я так понимаю, что это была позиция Сергея, нечаянно отправить Маргариту туда. Или так просто складывались обстоятельства, что она, как специалист, получалось, с определёнными компетенциями, которые были востребованы на этом участке. Как это происходило? Всё-таки нечаянно или планомерно?
Сергей Блажилин:
Я даже не знаю как. Но как-то получалось, как она в МГУ училась, пришла на втором, значит на втором курсе. И с тех пор она, её задачи становились всё серьёзнее и серьёзнее, и сейчас она у вас возглавляет компанию. Вот пройдя, по сути, не знаю, совпадение, но я так специально не планировал, если честно . Но она прошла, по сути, все-все ступеньки.
Антонина Цицулина:
Все участки. А кто-то ещё из семьи трудится в компании?
Сергей Блажилин:
Нет, ещё работала супруга, но подустала, наверное.
Антонина Цицулина:
Понятно. Скажите, пожалуйста, если в цифрах сегодня, давайте возьмём «Десятое королевство». «Десятое королевство», это предприятие полного промышленного цикла. Правильно? Со своими производственными площадями. Я не имею в виду, что изготовление пресс-форм, это понятно. Но это площадки, где стоят свои цеха, своё оборудование, где есть свой отдел разработки, инструментального цеха нет или есть?
Сергей Блажилин:
Нет, почему, есть в Нижнем Новгороде. У нас в таком зачаточном состоянии.
Антонина Цицулина:
Сохранили.
Сергей Блажилин:
Вы знаете, не просто сохранили, мне так нравится, когда подъезжаешь, когда в одинаковой спецовке мужчины такие пожилые, 65 лет, вот прямо как в фильмах про социализм. Социализм показывают, мне прямо приятно к ним приезжать. У нас всё-таки нет специалистов такого возраста, чтобы они работали в инструменталке, в очках, со штангенциркулем. Вот у Сергея Бурмистрова, да, они там молодцы.
Антонина Цицулина:
Хорошо. Сегодня объём выпускаемой продукции более скольки, 6 млн. изделий в год. Если это в деньгах, то это примерную цифру мне кто назовёт? Наверное, уже генеральный директор пусть называет.
Сергей Блажилин:
Больше миллиарда рублей.
Антонина Цицулина:
Больше миллиарда. Примерный рост в год, как вы растете?
Маргарита Мусатова:
К 15 наверняка.
Сергей Блажилин:
По объёму?
Антонина Цицулина:
Да, конечно, по большой цифре.
Сергей Блажилин:
Примерно по 15 %, не меньше 15 % в год в среднем.
Антонина Цицулина:
Понятно, что вы растете гораздо больше рынка по своей категории продукции. А если говорить по ассортименту с точки зрения номенклатуры, то это сколько категорий игрушек вы выпускаете, какая номенклатура. 6 млн., они же потом схлопываются в определённые категории.
Маргарита Мусатова:
Более 1500 наименований, причём цифра растёт, некоторые позиции закрываются. Но, по-моему, недавно буквально считала, в 2017-м году больше 150 новых артикулов было выпущено.
Антонина Цицулина:
150 выводите новинок на рынок.
Маргарита Мусатова:
Да.
Антонина Цицулина:
Очень большой ресурс.
Сергей Блажилин:
Если за год, получится, что каждый рабочий день у нас выходит новая игрушка. Но это тоже, кстати, казуистика, потому что когда ты выводишь, допустим, пазл новый какой-то, ты же не делаешь один, а делаешь сразу какую-то серию из 20 штук.
Антонина Цицулина:
Всё понятно, поэтому я спросила, какой ассортимент. Сколько сотрудников работает постоянно? Понятно, что вы, бывает, в сезона нанимаете. А более-менее такое постоянное, это сколько сотрудников в компании.
Сергей Блажилин:
Везде, со всеми, без надомников.
Антонина Цицулина:
Конечно, это же надомников вы нанимаете тогда, когда сезон.
Сергей Блажилин:
Около 400, наверное.
Антонина Цицулина:
Около 400. Вы интересные читали цифры, мне рассказывали до этого, можете мне их назвать, с точки зрения, как растёт сама компания, как растёт налоговая нагрузка. Это просто для понимания, любопытно, табличку зачитай, пожалуйста, Серёжа. Это для понимания, как работать на рынке детских игрушек, не так всё сладко, а то как сейчас подумаешь..
Сергей Блажилин:
Перед передачей мы с Антониной Викторовной поспорили просто насчёт налоговой нагрузки, растёт она или нет. А я вот взял по одному из предприятий, ООО «Десятое королевство», посмотрел с 2010-2017г., закрытые периоды. Количество работающих увеличилось в 3,15 раза. Выручка увеличилась в 6,47 раза, то есть более, чем в 2 раза, то есть с производительностью труда всё нормально. Налогов уплачено в 7,12 раза. Можно сказать, что тут, скажем так, будет, это чистые цифры, потому что мы что в 10-м году, что в 17-м году мы платили в все налоги, мы чистая, белая компания. Так что с 2010 до 2017г. налоги подросли, это точно.
Антонина Цицулина:
Здесь уже немножко взгрустнулось, потому что сравниваешь меры государственной поддержки, в том числе, налоговые льготы в странах наших, бывших стран СНГ, СССР, не бывших стран, бывших не бывает в этом плане. Или зарубежных коллег, немножко грустно. Но тем не менее вы то предприятие, которое пусть не полностью, не все, но мерами государственной поддержки пользуетесь и на муниципальном уровне, и на областном уровне, и на федеральном уровне. В целом они оказали существенное влияние на развитие организации? То есть если бы не было этих государственных денег, насколько было бы проблематично, было бы предприятию достичь тех успехов, которые у него есть сегодня? Какие вы можете отметить, какие были более серьёзные, какие были более лёгкими для получения?
Сергей Блажилин:
Вы знаете, денег лишних не бывает никогда. Поэтому, допустим, если мы даже получили пасторали 1,5 или 2 млн. Ты не помнишь, сколько мы получили. Допустим, в 17-м году.
Маргарита Мусатова:
От Минпрома.
Сергей Блажилин:
От Минпрома мы получились чуть побольше.
Антонина Цицулина:
Но это публичная информация, поэтому можете называть.
Сергей Блажилин:
В любом случае, нам очень приятно.
Антонина Цицулина:
Нет, давай не о приятном, всё-таки у нас бизнес передача, что значит приятно. Я понимаю, что реверанс, большое спасибо. С точки зрения бизнеса это существенные деньги для развития бизнеса, они помогли?
Сергей Блажилин:
Нет, они не существенные, но сказать, что они не помогли, ничего не сказать. То есть они помогают в принятии решения. Потому что когда ты считаешь. взять станок ли не взять, допустим, ты считаешь, вот тебе дала лизинговая компания расчёт по всему этому, ты просто начинаешь грызть ногти и очень сильно сомневаешься, нужен тебе этот станок или нет. А когда тебе государство треть этих лизинговых платежей возвращает, ты уже не сомневаешься.
Антонина Цицулина:
Конечно. Вот уж они существенные, конечно, в этом плане. По НИОКР ведь вы разрабатываете очень много продукции, я знаю, что достаточно патентно активны. То есть вы стараетесь регистрировать свою интеллектуальную собственность, защищать свою интеллектуальную собственность. В этом направлении развития, перспективы развития организации какие, с точки зрения производства наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Планы есть?
Маргарита Мусатова:
Мы вообще стараемся уходить в производство именно продукции, которая связана с разными технологиями, более сложными, потому что менее повторяемые на рынке, не так быстро. Поэтому мы именно сейчас все свои усилия на это тратим, чтобы любая игрушка, это был не просто какой-то картон с печатью, а там было, как минимум, несколько технологий задействовано. Какие-то виды разного материала, более современные, то есть мы на это и заточены, как раз этим и занимаемся. Но НИОКР это тяжело назвать.
Антонина Цицулина:
Это НИОКР.
Маргарита Мусатова:
Ну да, в принципе, это НИОКР.
Антонина Цицулина:
И нам надо научиться оформлять это, как НИОКР, это определённая, в том числе, защита и привилегии для организации. Давайте всё-таки немножко вернёмся назад, к семейному предприятию. Скажите, Сережа, Сергей, извините за фамильярность, мы много лет друг друга знаем. Я знаю, что вы очень гордитесь успехами Маргариты, возлагаете, наверное, большие надежды. Но вы будущее предприятия видите как? Вот через 10 лет, через 20, через 30. Вы сказали, что мы себе на 10 лет с точки зрения развития производства написали планы. Они связаны с развитием производства, как производства. А с развитием своей компании, вот говорите, что я сейчас всё меньше начинаю принимать участия в операционном управлении бизнеса, потому что Маргарита совершенно самостоятельно работает по очень многим направлениям. Тем не менее, занимаетесь, я так понимаю, ассортиментом больше, разработками. Через 10 лет, через 20 как вы видите?
Сергей Блажилин:
Я так далеко не заглядываю. Это касалось строительства. То есть мы не знаем, мы в любой момент можем следующий цех не строить. А можем строить. Небольшие деньги, но проект сразу на весь участок.
Антонина Цицулина:
Небольшие деньги, это сколько? Примерно.
Сергей Блажилин:
За проект?
Антонина Цицулина:
Да.
Сергей Блажилин:
Я даже не помню, я боюсь соврать просто.
Антонина Цицулина:
Примерно. 1 млрд., 10 млн., 100 тыс. руб. Просто небольшие деньги, это сколько для строительства цеха?
Маргарита Мусатова:
Для строки цеха. Мы проект просто сделали просто сразу на 7 зданий и сравняли площадку полностью.
Сергей Блажилин:
Цех вот этот обошёлся, последний цех обошёлся больше, чем 100 млн.
Антонина Цицулина:
Это вместе уже с оборудованием?
Сергей Блажилин:
Нет, это пустой.
Антонина Цицулина:
Оборудование где-то 50 млн. наверное ещё примерно.
Сергей Блажилин:
Ну, потихонечку начинает уже подходить. Мы ещё до конца идеологию, там всё-таки не будет столько оборудования, потому что мы всё-таки один этаж будут полностью отдан под сборку. Мы сделаем красивую, там у нас очень хорошие условия труда. Там светло, там стоят промышленные кондиционеры нормальные, там стоят нормальные икеевские кухни, там душевые полноценные, нормальные, мы там сделали так, чтобы наконец-то нормальные, нормальные условия для работы.
Антонина Цицулина:
Я правильно понимаю, что для этого района Московской области вы являетесь градообразующим предприятием, скорее всего? Потому что, я так думаю, что это крупное предприятие для этого района. Для Шаховского района Московской области.
Сергей Блажилин:
Крупное, да. Мы стоим среди, мы одно из пяти предприятий, которые не градообразующие, оно как-то.
Маргарита Мусатова:
Районообразующее.
Сергей Блажилин:
Районообразующее называется.
Антонина Цицулина:
Да, районообразующее. И все равно, даже если взять по тем предприятиям, которые расположены в Московской области, то у вас инвестиционный проект первого уровня. У вас есть налоговые льготы, которые для таких проектов предусмотрены, для инвестиционных проектов областных. Ведь у Московской области предусмотрена очень хорошая программа поддержки именно таких инвестиционных проектов. Налоговые льготы, льготы на имущество, льготы на прибыль.
Маргарита Мусатова:
В данный момент нет, но вот со сдачей нового здания мы как раз хотим попробовать, как они будут работать, так что через пару месяцев скажем, работают или нет.
Антонина Цицулина:
Маргарита, это обязательно надо делать, потому что там снизили проходной балл по объёму, вы однозначно подходите. Тем более, что министерство инвестиций и инноваций, его министр, Мусаев, он очень настроен на поддержку детских проектов, по сути, у нас там зелёная улица, только правильно сделать документы. Вы же сами принимаете участие во всех этих, надо этим пользоваться, конечно. Хорошо, то есть вы не знаете, как будет дальше развиваться семейное предприятие.
Сергей Блажилин:
Нет, семейные предприятия будет развиваться прекрасно, тут даже к бабке не ходи. А вот чем оно будет заниматься, это неизвестно. Какая будет игрушка.
Антонина Цицулина:
Оно будет заниматься игрушками, а вот какими.
Сергей Блажилин:
Вот какая будет игрушка, да.
Антонина Цицулина:
Маргарита, как вы думаете, какой будет рынок игрушек и соответственно, «Десятое королевство». Оно же на то и «Десятое королевство».
Маргарита Мусатова:
Сейчас на рынке всё так быстро меняется, поэтому загадывать прямо далеко вперёд бессмысленно. Иногда за некоторый период времени вроде стоим на месте, а потом такие рывки вперёд, поэтому надо смотреть.
Антонина Цицулина:
Вы знаете, я в в чем-то не соглашусь. Я считаю, что сейчас, в период, когда такие перемены, если организация и руководители, основатели не заглядывают вперёд, они совершают очень большую ошибку. Если не заглядывать вперёд, то невозможно спроектировать подготовку к этим изменениям. Поэтому я думаю, что обязательно надо А. заглядывать; Б. хотя бы по определённым категориям тестировать и вводить вот эти новые игрушки или дополнять новые игрушки. Вы это делаете, но мне кажется, интуитивно, а не планово. Это я 10 раз готова извиниться, если я не права, но вы мне сейчас ответили, что я не заглядываю, а я считаю, что надо заглядывать.
Сергей Блажилин:
Абсолютно правы, это, может быть, даже наши резервы. Это наши рельсы, которые мы несем с собой.
Антонина Цицулина:
Расскажи про рельсы, это хорошо.
Сергей Блажилин:
Спортсмен, когда выходит на дистанцию, он несёт с собой рельсу. Его спрашивают: а зачем тебе рельса? Он говорит: ну как, побегу, через несколько километров тяжело, открывается второе дыхание, легче бежать становится. Потом снова невмоготу, тут я рельсу бросаю и как побежал. Вот и у нас такое. Мы знаем свои рельсы, она у нас не одна, то есть некоторые мы просто не можем пока выбросить, потому что не знаем, как. Мы работаем, по сути, без маркетинга, у нас осталась система управления от малого предприятия, хотя бы таковым по факту не являемся. У нас очень много недостатков.
Антонина Цицулина:
Нет, направлений, по которым вам надо работать.
Сергей Блажилин:
Да, решив которые, мы станем немножко другими, мы их решаем и поэтому будем готовы к любым изменениям.
Антонина Цицулина:
Знаете, мы в пятницу выпускали первый курс специализированной программы по детскому маркетингу. Из 25 участников до финала защитились, защитили свои маркетинговые планы 16 проектов. Это хороший показатель, во всех других программах происходит то же самое, там просто часть, люди объективно кто-то заболел, они чуть-чуть попозже защитятся, а часть ушли с дистанции. И очень удивляло меня в начале, что руководитель отправил своего директора по маркетингу, частично оплатил его участие, потому что мы финансировались за счёт денег министерства промышленности и торговли разработку программы. Я лично прослушала защиту каждого, кто защищался. И конечно, я увидела, насколько у нас не применяются стандарты с точки зрения ресурсов, с точки зрения маркетингового планирования, и таких каких-то необходимых данных, которые позволяют сформировать ассортиментную матрицу. То есть вот здесь, честно говоря, очень сильно расстроилась. Потому что был ряд крупных организаций. И здесь я поддержу позицию Сергея, это не только задача для роста «Десятого королевства», это в целом задача для всех наших старейших компаний. Я имею в виду старейших, не только постсоветского, до советского периода, но тех, которые организовались в последние 20 лет. Вижу, каким образом пришли новые, молодые компании с уже новым менеджментом, и как быстро они, как острие ножа входят в рынок и растут. Пока в игрушках таких компаний не очень много, а вот в одежде и в новорожденке их уже видно. Понятно, что они сейчас придут на рынок игрушек, поэтому я бы очень советовала подумать по поводу компетенций, с этой точки зрения. Это компания такого уровня, когда у неё должны быть какие-то стандарты управления внутри, и это становится очень важным. Маргарита отметила, что одно из наших сильных мест или сильных сторон является хороший слаженный производственный коллектив, коллектив, как таковой. В семейной компании, как правило, это и присуще, отмечают, что когда компания семейная, у неё определённые ценности и, как правило, с точки зрения это переносится и на кадры. Но с точки зрения новых компетенций новые специалисты нужны. Вторая история, мы только что, и очень дискутируем со всеми, провели уже второй раз научно-практическую конференцию по игре, игрушки, которую делали пять ведущих институтов, выпустили научный сборник. И основным референтом в их работе и в работе исследователей, исследовательских компаний, звучит мысль о том, что игрушки будущего однозначного будут заточены на потребности потребителя. То есть очень чётко будет понятно то, что мы раньше относили к развивающим игрушкам, говорили, что эта игра позволяет специалисту, родителям, ребёнку в программе его воспитания решить какие-то задачи его развития. Это не всегда обучение, зачастую даже не обучение. Есть такие направления, когда самая большая проблема, на что сошлись, это то, что у ребёнка не хватает свободного времени для игры просто. И мы, на самом деле, не просто конкурируем между собой за 100.000 категорий, ассортимента, где очень много А. плагиата; Б, ассортимента, который дублирует друг друга, и очень мало уникального ассортимента, что является ядром портфеля наших компаний. На ваш взгляд, если с точки зрения российских производителей на примере «Десятого королевства», с точки зрения будущего. Понятно, что у нас остаётся всего 50 % рынка, потому что 50 % рынка у трех глобальных игроков. Внутри есть ещё ниша, она сужается на noname, с которым мы не всегда конкурентноспособны. Основные проблемы, задачи и риски рынка игрушек, они какие? Кто ответит?
Сергей Блажилин:
Проблемы игрушек, во-первых, рынок сейчас, начнём с того, что ни в один год, сколько я помню, занимался игрушкой последнее время, последние 20-25 лет, никогда так тяжело не достигались цели. Если взять и продолжить тот вопрос, который вы подняли насчёт прихода новых игроков, они пришли, на самом деле. Я не знаю насчёт молодых компаний с хорошим маркетингом. Но к нам пришли, сейчас там инвазивные процессы происходят, на рынке игрушек. «Инвазия» вообще слово, не знаю, подходит или нет. В биологии это занесение других видов типа амброзии, в медицине это, скажем, миграция раковых клеток по всему организму, опухоли.
Антонина Цицулина:
А у нас что в игрушках?
Сергей Блажилин:
У нас в игрушках примерно подобные процессы. Смотрите, все издательства, теряя рынок...
Антонина Цицулина:
Диверсификация, отрасли приходят на рынок игрушек.
Сергей Блажилин:
Они пришли на рынок игрушек.
Антонина Цицулина:
Издательства, сувенирная. Канцелярка.
Сергей Блажилин:
Уважающие себя канцелярщики начали делать игрушки. Дальше помимо этого все классические импортёры игрушек.
Антонина Цицулина:
Дистрибуторы стали активно идти в СТМ и производство.
Маргарита Мусатова:
Становятся производителями.
Сергей Блажилин:
Стали производителями.
Антонина Цицулина:
Это естественно.
Сергей Блажилин:
А те люди, это касается даже региональных оптовых компаний, что ещё.
Антонина Цицулина:
Усиливается конкуренция. И здесь очень печально, что не наши полностью специализированные компании, которые производят, являются производителями, ты ещё не назвал такую категорию, когда делают товары для взрослых и в т.ч. начинают открывать детскую линейку, ещё они заходят на этот рынок, безусловно.
Сергей Блажилин:
Я не назвал даже, люди делали собачьи миски, скажем так, и начали делать игры для песка. То есть считают, что это все нормально.
Антонина Цицулина:
Зоо рынок идёт сюда и обратно, наши идут на зоо рынок. Даже есть коллеги, которые делали игрушки для взрослых, решили делать детскую линейку.
Сергей Блажилин:
Так вот, Антонина, смотрите, при этом когда-то у нас были какие-то традиции в игрушке. Все понимали меру ответственности, о том, если ты выпускаешь азбуку, ты выпустишь её несколько десятков или сотен тысяч штук, и она попадёт к 100.000 детей. Сейчас я смотрю, допустим, выходит первое, это снижение качества товара. Вот просто она прямо видимая. Мы брали, посмотрели, наши коллеги, был такой симбиоз одной крупной оптовой фирмы и одного производителя. Мы посмотрели на результаты их сотрудничества, азбука, допустим. Там одна и та же птица примерно, она и аист, и журавль, и на букву Ж, и на букву А. А между ними я не нашёл никакого отличия. Но самое весёлое, это птица, похожая на воробья на букву Ю. Никто из нас не знал, хотя у всех нормально с эрудицией.
Антонина Цицулина:
Эта профессиональная ответственность, она снижена, ты считаешь.
Сергей Блажилин:
Да, качество игрушки там совершено, это падение просто качества. Допустим, мы всё-таки раскопали, что это такое. Это юрок, такая птица. Но Википедия до конца не знает, вьюрок он или юрок. А людям, детям предлагают на букву Ю стойкую ассоциацию с какой-то птицей.
Антонина Цицулина:
То есть, вы сейчас говорите о том, что, в принципе, нам нужна психолого-педагогическая экспертиза, которая определит правильность этого контента. Потому что это называется введение в заблуждение потребителя. Мы понимаем, что дрянной контент, по которому не соответствуют цели обучения, например, ребенка азбуке, это их профессиональная планка. Вот что-то может противопоставить такая компания, как вы, этому качество, качество, ещё раз качество.
Сергей Блажилин:
Конечно, мы не можем запретить это выпускать или покупать. Но мы никогда, как вторые наши коллеги с юга, мы никогда, допустим, в «Крокодиле» не поставим такие вопросы. Игра «Крокодил, тоже для детей написана. Там написано: откосить от армии, показать, например. Откосить от армии.
Антонина Цицулина:
Я поняла.
Сергей Блажилин:
1 Или показать Гитлера.
Антонина Цицулина:
Это запрещено.
Сергей Блажилин:
Это же не должно быть в детской игрушке.
Антонина Цицулина:
Да, я поняла, вот к премии мы сделали «Золотой медвежонок», когда мы отмечаем лучше, пора делать антипремию, типа «Детская неожиданность» для таких проектов.
Маргарита Мусатова:
Мы у нас на сайте вкладывали такие уже.
Сергей Блажилин:
Но я все равно не донёс глубину этого. Это не делают профессиональные, такого никогда не сделает Стилар, Нордпласт.
Антонина Цицулина:
Те компании, которые работают и будут работать на рынке.
Сергей Блажилин:
Новые компании, например, смотри, я беру.
Антонина Цицулина:
Они научатся.
Сергей Блажилин:
Мы с Маргаритой берем, она приносит мне, у него слёзы на глазах наворачиваются. Она показывает, посмотри. Я не понимаю сначала, в чём дело. А потом понимаю, эта игрушка сделана для ребёнка одного года, она обязательно попадёт в рот. На игрушке написано «для детей старше пяти лет». Она прошла сертификацию, и она действительно нормальная, и материл там нормальный, но для ребёнка старше пяти лет, который не берет уже в рот. А её точно, он же знает, что это игрушка попадёт. Но делает.
Антонина Цицулина:
Я поняла, какие есть предложения? Ужесточать, у нас стандарты постоянно обновляются, кстати, если для вас так тема эта болезненна, мы формируем сейчас технический комитет по детским игрушкам и товарам для детей. Там будем заниматься усовершенствованием и адаптацией, и актуализацией всех стандартов. Другое дело, что у нас соблюдение всех требований, которые есть… Мы же понимаем, что коллеги целенаправленно не хотят сертифицировать эту игрушку, как игрушку до трёх лет. Поэтому визуально она полностью, все это понимают, и мамы не смотрят на маркировку, где написано «от пяти лет», они видят, что она для годовалого ребёнка, они её берут для годовалого ребёнка. Надо подумать, что здесь делать, здесь не всегда всё это делает государство, надо обратить внимание на это крупнейшие торговые сети, которые могут это на своём этапе отследить. У нас, к сожалению, время наши уже заканчивается, осталось 30 секунд, а мы ещё с вами о проблематике не поговорили. Я думаю, что нам надо будет это дело продолжить. Мы в целом, вот безопасность и качество, ещё какая проблема? То, что придут к нам конкуренты, понятно. Если сравнить сейчас производство продукции «Десятого королевства» 16 лет назад и сегодня, я думаю, что и технологически, и с точки зрения конструктива, и с точки зрения дизайна, и с точки зрения применения, наверное, несопоставимые продукты выпускали в «Десятом королевстве» 16 лет назад и сегодня. Поэтому, наверное, эти начинающие компании так же будут расти, правильно?
Сергей Блажилин:
Ну, да.
Антонина Цицулина:
Будут учиться.
Сергей Блажилин:
Пожелаем им успеха.
Антонина Цицулина:
Да, пожелаем успеха. Жалко, что не наши компании начали занимать активно часть издательского бизнеса, сувенирного, канцелярского, а происходит наоборот.
Сергей Блажилин:
Не скажите.
Антонина Цицулина:
Надо здесь посмотреть, где хорошо, где плохо. То, что рынок игрушек будет расти, и игровые технологии будут внедряться в разные, мы уже видим игровую мебель, мы видим игровые развлекательные центры, мы видим огромное количество игровых площадок, где игрушка становится большой, объёмной, идёт туда. Хорошо, спасибо вам большое, у меня осталось такое послевкусие, что мы подошли только к самому интересному, и его не обсудили. Давайте мы его продолжим с точки зрения, как наши старейшие компании видят рынок игрушек будущего, на этом закончим обсуждение группы компаний «Десятое королевство» как семейного предприятия. Мы, кажется, Маргарите мало сегодня давали возможности сказать. Маргарита, вам много дано, с вас много и с просится, я не поспрашивала про ваше образование. Удаётся учиться, как-то повышать свою квалификацию, или как-то всё на практике, на практике?
Маргарита Мусатова:
К сожалению, больше на практике.
Антонина Цицулина:
Понятно. Но наверное, практика, это сегодня самое главное, судя по победам нашего участия. Коллеги, спасибо большое. Следующую неделю мы поговорим, продолжим говорить с нашими старейшим российскими компаниями. Мы будем говорить, пригласим организацию, которая уже 80 лет работает на российском рынке детских товаров. Проговорим про любимую игрушку Сергея, про пластилин, я назвала его «Пластилин с русским характером». Буду рада вас видеть в следующий понедельник в 17 часов. Спасибо вам большое за училище, мне было очень интересно.
Маргарита Мусатова:
Спасибо.
Сергей Блажилин:
Спасибо.