Алексей Ходорыч:
Добрый вечер, уважаемые зрители! В эфире снова программа «Классное детство», я, её ведущий, главный редактор детского журнала «Классный журнал», Алексей Ходорыч. Как раз вышел новый номер, посвящённый экспериментам, опытам. Чем ещё заняться долгими осенними вечерами? Экспериментами и опытами. Также вышел новый журнал для дошкольников «Понимашка» для здоровья, о здоровье. А сегодня у нас в гостях чудесный человек Екатерина Часовская, она недавно, как и я вернулась из Орленка, где прошёл фестиваль детских СМИ Волшебное слово. Именно о детских СМИ мы и поговорим. Но пока представьтесь, это министерство, которое раньше называлось Минкомсвязи.
Екатерина Часовская:
Оно и сейчас так называется, слава богу. Сокращенное название не поменялось.
Алексей Ходорыч:
Очень долгое название какое-то сейчас стало.
Екатерина Часовская:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, но сокращенно так наименование и осталось, Минкомсвязь России.
Алексей Ходорыч:
Слава Богу.
Екатерина Часовская:
Поэтому это тоже нас радует на самом деле. Екатерина Чусовская, ваш покорный слуга, любитель тоже детской прессы и не только детской прессы, но и целом детской книги, и вообще чтения, и вообще книги.
Алексей Ходорыч:
Сразу к делу. На деловой программе фестиваля вы очень фактурно, интересно рассказывали о мерах, которые министерство предпринимает сейчас в отношениях детской прессы. Вы нам сейчас коротко об этом расскажите. Но мне интересно знать, это потому, что просто время пришло, либо как-то связано с тем, что президент России объявил о десятилетии детства и решили к этому вопросу присмотреться. С чем связан этот интерес?
Екатерина Часовская:
Алексей, смотрите, на самом деле, я не думаю, что это связано только с тем, что 18-28-й годы объявлены десятилетием детства, нет конечно. До этого у нас было нац. стратегия действий в интересах детей. До нац.стратегии у нас не было никаких программных документов, которые бы позволяли реализовывать какие-то планы мероприятий на 120 листах. Но тем не менее дети всегда были во главе угла, всегда интересовали наше государство, естественно, и политика чтения, она всегда была приоритетной. Поэтому я не могу сказать, что это связано именно с десятилетием детства. Нет конечно. Более того, те меры поддержки, которые предпринимались министерством, которые принимались подведомственным министерством Роспечати, они тоже были не со вчерашнего дня приняты. Я ещё, может быть, повторюсь, что министерство поддерживает детскую прессу каким образом. Это премия правительства в области СМИ. То есть это не значит, что все 10 премий, которые существуют в размере 1 млн. каждая выдаются детским журналам и детским газетам. Нет конечно. Но детские журналы и детские газеты могут претендовать на эту премию, соответственно подать заявку, которую мы рассмотрим с удовольствием, и совет по присуждению премии примет решение. Вторая мера поддержки, это естественно, гранты Роспечати, которые тоже предоставляются уже долгие-долгие годы. Хочется отметить, что государственная поддержка субсидиарная, она из года в год растёт. То есть в этом году это порядка 550 млн. на печатные издания и порядка 350 на электронные. Это опять-таки не только на детские СМИ, нет, это в целом на СМИ. Но детские СМИ также среди прочих могут подавать заявки, они успешно этим пользуются и, конечно же, допустим, в этом году порядка 60 СМИ получили такую поддержку. Это тоже хороший результат.
Алексей Ходорыч:
Я уточню . В том году, по-моему, было в районе 400, а в этом уже 500.
Екатерина Часовская:
В том году было 350, в этом году 550. Это, конечно, существенная разница, и пока на 19-й год у нас, кстати, внесён бюджет, извините, что на детской программе поднимаем такую тему, внесён проект федерального закона о бюджете, буквально, по-моему, вчера, он впервые у нас с профицитом. То есть в этом законопроекте у нас предусмотрено на поддержку печатных СМИ тоже порядка 550 млн. руб. Это серьёзная сумма, на самом деле. Я понимаю, что это все СМИ нашего великого государства, но тем не менее есть ещё и региональные меры поддержки. Сейчас мы говорим о федеральных исключительно. Поэтому, конечно, пользоваться этими мерами обязательно необходимо. Ещё какие меры поддержки. Сейчас мы совместно с экспертным советом по региональным печатным СМИ предоставляем скидку на подписной тариф рекомендованным изданиям, в том числе детским. На данный момент в перечень входят порядка 150 детских СМИ, которым предоставляется скидка 20-25 %, это тоже от подписного тарифа неплохая мера поддержки. В настоящее время формируется совет по развитию детских СМИ. Это тоже очень важно, на самом деле, и важно, что мы формируем совет не по поддержке детских СМИ, а по развитию. Почему, сейчас объясню. На мой взгляд, поддержка, это такое слово, которое всеми воспринимается как финансирование исключительно. То есть, условно, вы формируете совет, значит дайте нам денег. Дальше никто не смотрит. Но меры государственной поддержки, это не только финансирование, это много других разных мер, это проведение фестивалей, проведения разнообразных выставок, где детские СМИ могут себя рекламировать, преподносить свою продукцию, это очень много разных мер. Эту выход на какой-то рынок, это вход в киоски прессы, то есть это много-много разных всяких мероприятий. Поэтому развитие детских СМИ, это всё-таки немножко шире, мой взгляд субъективный. Я вижу вопрос в ваших глазах.
Алексей Ходорыч:
Нет-нет, вы говорите.
Екатерина Часовская:
Развитие, это всё-та и немножко шире. Поддерживать и развивать нужно те издания, которые действительно этого хотят и желают, а не то, что я сижу дома, выпускаю для себя, допустим, какое-то издание детское и считаю, что оно прекрасно. Но это издание может быть никому не интересно, и может быть, я просто выпускаю его для себя. Это ваше внутреннее решение и ваше дело. Но если вы хотите, чтобы ваше издание читали, чтобы оно было интересным, успешным, вы делаете его таким интересным, успешным, конечно такие СМИ необходимо развивать и поддерживать. Поэтому в совет по развитию детских СМИ мы пригласим естественно общественников, это и гильдия издателей периодической печати, это и наши федеральные Роскомнадзор, Роспечать, Почта России. И естественно, сами детские СМИ, в том числе и вас мы с удовольствием пригласим, мы знаем, что очень активный, с активной жизненной позицией, поэтому нам кажется, что будет интересно вместе поработать. Опять-таки будет интересно поработать именно не над развитием конкретного одного издания, журнала или газеты, а в целом над развитием всех детских СМИ. Это не только журналы и газеты, это и радио, это радиопрограммы, радиопередачи, это и телепередачи, и сетевые издания и так далее. То есть и информационные агентства, и школьная пресса, хотелось бы всё-таки, чтобы все жили хорошо, дружно, и у всех была своя аудитория, свой читатель.
Алексей Ходорыч:
Кстати, программа хоть и о детских вопросах, она направлена не на детей, её смотрят их родители. Поэтому совершенно смело можно говорить о взрослых вопросах. Вот, например, мне очень понравилось, интересную информацию вы озвучивали на фестивале о том, что сейчас впервые, по-моему, за много лет ведётся работа по возможному попаданию детских СМИ в школьные библиотеки с министерством просвещения.
Екатерина Часовская:
Действительно, я озвучивала эту тематику, но это, скорее всего, эта работа ещё не ведется. Это один из тех проектов, который мы хотели бы реализовать как министерство. Естественно, коли речь идёт о школьных библиотеках, это задача не только Минкомсвязи России, хотя наша идея. Вообще, идея не наша, давно она витала в воздухе, давно уже самими СМИ озвучивалась неоднократно. Но здесь нам без министерства просвещения, конечно же, не обойтись, мы всё-таки рассчитываем на их поддержку в ближайшее время. Мы пригласим, в том числе, и министерство просвещения Российской Федерации, наш совет по развитию детских СМИ. Как только совет будет сформирован, я думаю, одним из вопросов мы как раз поставим возможность вхождения детских СМИ в библиотеки школьные. Потому что это важно, на самом деле, детские СМИ, это не только 6+ и допустим, до 8+. Нет конечно. Безусловно, это от 0+ и до бесконечности. Каждый, кто ощущает себя ребёнком. У меня, допустим, на столе очень много детских изданий, я иногда их тоже листаю, читаю, и много нового, интересного для себя нахожу. Мне уже давно не 6 и не 10.
Алексей Ходорыч:
Но детские СМИ, на самом деле, они очень интересные. Это все равно, что детские книги, допустим, про того же Карлсона. Иной раз откроешь про Карлсончика, почитаешь, посмеёшься про эти все его приключения. Поэтому детские СМИ, они очень интересные, может быть, они написаны чуть попроще, но так они всем интересные.
Екатерина Часовская:
Я бы не сказала, что проще. Иногда такие вопросы интересные, там и квантовая физика и так далее поднимаются. Допустим, не каждому взрослому человеку доступен этот вопрос. Но ваша правда в том, что, конечно же, в детских СМИ все это объясняется очень простым, лёгким, доступным языком. Даже для взрослого ребёнка, скажем так.
Алексей Ходорыч:
А вот такую я сделаю сейчас долгую подводочку к важной программе, которую хотел бы, чтобы вы тоже озвучивали. Это государственная программа поддержки детского, юношеского чтения. Она была, по-моему, подписана ещё в 17-м году. Насколько я знаю, пока что деньги не пошли, хотя все ждут этого очень, и библиотеки ждут. И я помню, ещё в 2016-м году на пресс-конференции Владимира Владимировича я задавал вопрос, которые нам задают все библиотеки, с которыми мы общаемся. Мы хотели бы подписаться на какой-то ассортимент детских СМИ, который нас интересуют, но поскольку финансирование ограничено, они не могут подписаться, а многие библиотеки в дотационных регионах, они вообще не имеют бюджета. На самом деле, это помогло бы не только библиотекам, но и изданиям. Потому что, конечно, поддержка и субсидии, это хорошо, но если библиотеки по всей России подписываются на издания, это автоматически им даёт новую жизнь. Скажите, какие, быть может, уже есть изменения в этой программе, насколько я знаю, она изначально всё-таки касалась, насколько я помню этот текст, только книг. По-моему, она сейчас всё-таки более расширительно касается и периодики. И когда всё-таки можно ждать, что она заработает?
Екатерина Часовская:
Такой серьёзный вопрос, на самом деле, задали, очень. Мы тоже ратуем за то, что конечно же, эта программа уже заработала. 3 июня действительно, Дмитрий Анатольевич Медведев подписал концепцию по поддержке детского и юношеского чтения. Естественно, эта концепция касается чтения в целом детского, а не только чтения детских книг. Потому что чтение, это и журналы, и газеты, и какие-то проспекты, детские именно, и книги, безусловно. К сожалению, до сих пор распоряжение, которое было дано Дмитрием Анатольевичем у нас еще реализовывается. По поручению по его мы должны подготовить, разработать подпрограмму, которая так и называется «Поддержка детского и юношеского чтения». Эта подпрограмма должна стать частью очень большой программы «Информационное общество». Подпрограмма разработана Роспечатью, в том числе, при содействии министерства культуры, министерства просвещения, при нашем содействии. Но, к сожалению, до сих пор не принята по одной простой причине, что нет финансирования. Это такой, наверное, современный бич нашего общества. Но я думаю, что мы преодолеем всё-таки этот барьер, учитывая, что у нас принимается бюджет впервые с профицитом. Я надеюсь, что в этом профицитным бюджете найдётся место и для поддержки именно детского юношеского чтения. Это очень важно, на самом деле, потому что формирование чтения, оно формируется именно с детства, а не уже во взрослом возрасте. И мы надеемся, что вместе, совместно и с Роспечатью, с другими ведомствами всё-таки преодолеем этот барьер, наконец-то, и подпрограмма заработает. Надеемся, что уже в 19-м году будут какие-то подвижки в этом направлении, но пока, конечно, однозначно пообещать я это, к сожалению, не могу. К сожалению, для наших слушателей, к сожалению, для себя самой. Но всё необходимое, всё, что от нас зависит, мы конечно же будем делать, и хотя бы нам главное, чтобы была принята эта подпрограмма. И вот как только она будет принята, даже пусть с минимальным для начала финансированием. Мы естественно, потихонечку начнём её реализацию, естественно, в этой подпрограмме есть место и детским СМИ, а не только детским книгам. Потихоньку, потихоньку, я думаю, совместно мы это осилим. Все знают, что дорогу осилит идущий, так как мы идём, значит мы осилим этот путь.
Алексей Ходорыч:
Такой вопрос, что тоже даже не знаю, как к нему подступиться, он тоже касается чтения, касается новых информационных реалий. Многие спрашивают, допустим, почему «Классный журнал» не выходит в полном объёме в интернете. Ответ какой мы обычно даём, что дети в интернете не читают, они в интернете смотрят видео, играют и общаются. Мы неоднократно этот вопрос поднимали в наших программах. Тут спорить с прогрессом нет смысла, интернет, конечно, есть и будет, и никто его не отменит. Как вы считаете, сформируется потребление чтения с учётом того, что дети получают доступ в интернет. На самом деле, я считаю, что детские журналы тем и хороши, что они в условиях, когда есть интернет, они потихоньку прививают потребность к чтению. Это такая ступенька к чтению книг уже, может быть, в электронном формате. То есть это, быть может, прослойка по финансам очень маленькая, но если она, допустит, исчезает, это могут быть глобальные изменения. То есть я сам для себя не нахожу ответов на эти вопросы, и часто, когда сообщают, что готовы в школах отнимать смартфоны, я этому очень рад. Потому что всё-таки считаю, что интернет, это такая, хоть и полезная среда, но она распыляющая, этакий мозговой сквозняк. Может быть, обсудить с министерством просвещения вопрос привития практики правильного поведения в интернете. Потому что это же всё дело привычки. Если ты знаешь, что ты можешь использовать это как инструмент, он тебе и не мешает. А если ты кликаешь, куда-то ходишь. Детям же этого никто не рассказывает, такие уроки были бы очень полезны.
Екатерина Часовская:
На самом деле, вы неправы, потому что вы сейчас, как я слушаю то, о чем вы говорите, вы говорите о медиаграмотности. Это тоже одна из основных задач министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций, то есть это наша задача. Я хочу сказать, что с медиаграмотностью, на самом деле, не все так плохо обстоит на сегодняшний день. Что такое медиаграмотность? Это проведение, в том числе, уроков безопасности в сети интернет. В интернете очень много сейчас разных уроков, разных тем, которые посвящены этому. Чтобы дети знали, что такое кибербуллинг, что такое... Есть правила поведения в обществе, такие же правила поведения существуют в сети интернет, и дети должны об этом знать. То есть если нельзя переходить дорогу на красный свет, если нельзя общаться со незнакомым человеком, то в принципе, такие же правила поведения должны существовать. Они немного другие, но они пересекаются, имеют моменты пересечения и с настоящей нашей жизнью. Ребёнок должен понимать, что не надо общаться с незнакомым мужчиной, не надо, допустим, давать ему свой номер личный мобильного телефона и так далее. То есть это, конечно же, безопасность. И министерство в этом тоже активно работает. У нас Роскомнадзор в школы выезжает, и мы тоже непосредственно сами в школы выходим, и министерство просвещения, естественно, очень много уделяет этому внимания. Более того, член совета федерации, Людмила Николаевна Бокова очень серьёзно занимается этой тематикой, она у вас, насколько я знаю, неоднократно была. В принципе, вообще она ставила вопрос о том, чтобы ввести обязательный предмет в школе. Но у нас в школе есть ОБЖ, основы безопасности жизни. Мы считаем, что медиаграмотность, это тоже одна из основ безопасности жизни. То есть если ребёнок будет понимать и знать, что такое, почему нельзя выходить на этот сайт, почему нельзя смотреть порнографию, почему мне не надо употреблять наркотики. Это все вопросы, которые у нас стоят и в обществе перед нами, они не стоят только в сети интернет исключительно. Просто сеть интернет, она такая, мультимедийная, то есть мгновенно распространяется информация, мгновенно ребёнок может кликнуть и ещё получить. Но опять-таки, доступ к интернету, он предоставляется совершеннолетнему лицу. Совершеннолетнее лицо заключает договор. Дети у нас, как известно, до 18 лет, поэтому это ответственность, и это тоже такая принципиальная позиция министерства, государство не может и не должно, на самом деле, полностью отвечать за всё. Это невозможно. Государство устанавливает определённые правила игры, государственную политику в этих сферах. Но государство не может пройтись с ребёнком за ручку по сети Интернет, это факт. У ребёнка есть родители, и родители, наверное, должны посвящать время, внимание своему ребёнку. Допустим, у меня тоже есть сын, и то определённого возраста все средства, которые связаны с доступом к информации у нас были на блокировке. То есть у него был кнопочный телефон, с которого нельзя выйти в интернет былo, интернет был на блокировке, если он выходил туда, конечно, это тоже не очень удобно, но я сидела рядом, вышивала или читала книгу, не имеет значения, что я делала. Но, по крайней мере, он был, как мне казалось и кажется до сих пор, под присмотром. Также телевизор у нас был на блокировке. То есть я не считаю, что это ограничение прав детей, абсолютно нет. Это мой личный выбор, выбор, как родителя. То есть если я считаю, что интернет ему на данный момент не приносит пользы, не очень интересен, не нужен, я вела себя таким образом. Но понятное дело, что для занятий и так далее интернет, это не столько и не только зло, это, в том числе, и добро, это и большое благо, это возможность найти какую-то информацию быстро. Но важно уметь этим пользоваться правильно, грамотно. Важно, чтобы ребёнок умел анализировать и умел принимать правильные решения. Вот чему мы должны учить детей. Мы не должны им говорить: дети, интернет - это зло, не надо его открывать. Нет, это неправильная позиция, я так считаю. Так можно и подойти к тому, что не надо выходить на улицу, потому что ты можешь столкнуться с плохим человеком, или ты можешь выйти, тебе может кирпич на голову упасть и всё, такой пример элементарный. Но интернет - это большое благо. И если ты пользуешься этим благом по назначению, правильно, то он приносит тебе определённые плоды и результаты. Ты видишь их. Но если ты состоишь в каких-то группировках суицидальных и т.д., которые конечно блокируются Роскомнадзором, в этом большое зло. Но ребёнок должен понимать, что можно, а что нельзя, что для него благо, а что плохо. Ребёнок, есть такой вопрос, знаете: кто для тебя самый лучший друг? Дети часто отвечают: папа, мама, сестра, брат, может быть, какой-то друг, может быть, какой-то учитель, неважно. Но самый правильный вопрос, как бы он не звучал эгоистично, что лучший друг себе ты сам. И может выступить однажды такой момент, когда не будет рядом мамы, не будет рядом папы, не будет твоего какого-то лучшего друга, учителя, наставника и так далее, который может тебе подсказать, который может тебе подстелить соломинку, чтобы ты не упал. В какой-то момент ты останешься один и надо будет принять правильное решение. Вот если ребёнок будет уметь принимать это решение, если он будет медиаграмотным, я думаю, что у нас не будет никаких проблем, на самом деле, в нашем обществе.
Алексей Ходорыч:
Отлично. А вот скажите, примерно такие же есть и действия, и намерения у российского движения школьников. У них есть даже отдельное направление информационно-медийное, где я состою в совете, который издал специальную брошюру по этой грамотности. Их кураторы в школах, где они представлены, тоже ведут определённую работу. Это тоже отнимает определённое время. Получается, что с разных сторон учат одному и тому же, а какой-то консолидации нет. Какие есть возможности для консолидации, чтобы все делали одно дело все вместе, а не разово с разных сторон. Или это не очень?
Екатерина Часовская:
Это, на самом деле, большая проблема. Я так тоже слушаю, иногда в своей работе сталкиваюсь, у нас так много планов мероприятий разных, по реализации, чего только мы не реализуем в целом. Столько мероприятий, но главное, наверное, что был эффект, результата. Когда нет результата, думаешь, ради чего реализуются все эти мероприятия. Я не знаю, какую такую глобальную надо создать программу, чтобы все эти мероприятия опять объединить, и нужно ли это делать. Наверное, нет, наверное, хорошо, когда есть...
Алексей Ходорыч:
Конкуренция.
Екатерина Часовская:
Во-первых, конкуренция, во-вторых, каждый может реализовать какую-то свою идею. Не воткнуть её, впихнуть в какой-то план очередной, который будет реализовываться два, три года, неважно, пять лет кем-то, кто-то поставит галочки какие-то определённые. А просто это люди делают, потому что это им это необходимо делать. Потому что они видят, что есть проблемы в обществе, её надо решать. Это проблема, которая должна решаться, тут триумвират такой, и общество, гражданское общество, и государство, и компании медийные, и отраслевые компании. То есть это такой симбиоз должен быть, что люди должны понимать, что такое хорошо, что такое плохо, я уже говорила об этом. И когда люди в содружестве решают эту проблему, мне кажется, от этого больше толка. Мы можем, конечно, у нас есть концепция информационной безопасности детей, она была принята в 15-м году. У нас есть план по реализации концепции информационной безопасности детей.
Алексей Ходорыч:
Есть комиссия при Госдуме по вопросам, и она может всё это и координировать, или у них и так дел много?
Екатерина Часовская:
Нет, вопрос не в том, что много дел. Я говорю, что есть вот этот приказ наш, Минкомсвязи 88-й, он тоже реализовывается, там тоже много интересных разнообразных мероприятий. Но тут, наверное, не самоцель, ещё один план, ещё объединить. Понимаете, то есть в разных регионах, наверное, эти программы, они реализовываются тоже по-разному, не все регионы такие, как Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область, я имею в виду такие крупные города миллионники, тот же Екатеринбург. Но везде есть какие-то свои точки соприкосновения. У нас еще надо принимать во внимание многонациональное государство, то есть очень много нюансов, и наверное, общие вот эти правила, на всю страну их сложно распространить. Но есть какие-то общепринятые вещи, их все соблюдают.
Алексей Ходорыч:
Понятно, Екатерина, у Ростелекома есть очень, я считаю, полезная программа, называется «Азбука интернета». Когда старики вместе с детьми, вместе, у них такая концепция, что дети учат стариков интернету, старики контролируют детей, получается, что и тем хорошо, и этим хорошо. А я узнал, что это, на самом деле, общемировая практика, она даже называется eTwinning. она очень популярна на Западе. Может быть, как-то можно этому придать характер не только инициативы одной компании, а как-то популяризировать этот опыт, или это не вопрос министерства?
Екатерина Часовская:
Нет почему, можно, конечно, направить в субъекты Российской Федерации очередное письмо с рекомендациями, что есть какой-то опыт и, в принципе, неплохо было бы, чтобы вы популяризовали его. Но у нас, я ещё раз повторюсь, каждый субъект, они по-своему реализуют разные мероприятия, в том числе, сейчас модно, на самом деле, старшее поколение учить пользоваться компьютером, пользоваться интернетом, это такая сейчас не идея фикс, но очень важная составляющая нашей жизни. Потому что всё-таки старики, они тоже одиноки по своей сути. И вот это тоже интересное взаимодействие именно старшего поколения и младшего поколения, это и вопрос передачи опыта, процесс общения.
Алексей Ходорыч:
Это семья.
Екатерина Часовская:
Это очень важно, это семья, конечно.
Алексей Ходорыч:
Где интернет, получается, не разъединяет.
Екатерина Часовская:
А наоборот, объединяет.
Алексей Ходорыч:
Как сидят в своих углах и что-то делают, а наоборот, все вместе, бабушка, дедушка и внучок, они около экрана и, радуясь, что-то смотрят.
Екатерина Часовская:
Знаете, есть такая шутка: на свадьбе не было драки, потому что был Wi-Fi. Это у нас сейчас, но это опять, как пользоваться, понимаете. У меня, допустим, дома тоже есть Wi-Fi и понятно, и на телефоне, и на айпаде, и на всех других устройствах у меня естественно есть интернет. Но это же не значит, что я сижу, играю, вернее, это совсем этого не значит. То есть я использую интернет по назначению. Я иногда действительно с содроганием думаю, как так, дорогу посмотреть, какие-то такие элементарные вещи, что-то найти по-быстрому, раз, и нет сети, связи, это всё, это проблема. Поэтому тут как тебя с детства приучили пользоваться этим интернетом.
Алексей Ходорыч:
Хотел бы сделать небольшую перебивочку, объявить, что у нас сейчас продолжается акция «Классно быть хорошим», которую мы проводим ежегодно. До 13 ноября мы собираем от детей всей России информацию об их хороших поступках. У нас на сайте «Классного журнала» легко найти эту информацию. Я всем советую, если хотите победить, лучше даже какое-то дело доброе организовать. Потому что, на самом деле, процентов 80 добрых дел, которые к нам приходят, это как спасли кошку, воробья. Но поскольку этих дел очень много, то они не очень часто побеждают. Вот кто организует в стиле Тимуровцев какую-то акцию по поддержке, вот это, очень часто такие люди побеждают. Григорий Васильевич Гладков нам написал гимн этого конкурса «Рояль в кустах». Тем более, что на «Волшебном слове» мы эту песню пели все вместе со сцены. Всю петь я её не буду, чтобы зрители увлеклись идеей этого конкурса, сделаем небольшую музыкальную паузу.
Немножко банджо была расстроена, надеюсь, вы не расстроились от этого. Недостатки, они тоже привлекают, зато услышали все слова.
Екатерина Часовская:
Правильные слова. Классно быть хорошим.
Алексей Ходорыч:
Да, и у нас есть очень важный вопрос, не знаю, насколько он подъёмный, он тоже обсуждался на совещании у Людмилы Николаевна Боковой, где вы тоже присутствовали. Это вопрос распространения. Про подписку мы говорить не будем, хотя тут тоже есть много проблем, связанных с тем, что, допустим, у Почты России во многих регионах просто нет почтальонов, и журналы остаются на почте, люди их не получают. Но этот вопрос, он решается оперативно самой почтой. А вот вопросы с продажами в киосковых сетях, в супермаркетах, он очень болезненный, потому что во многих регионах киосковые сети закрывают, попасть на полки супермаркетов очень порой сложно. Сейчас, если посмотреть на полки супермаркетов, там стоит далеко не самая широкая выборка СМИ просто потому, что они принимают решения, исходя из своих интересов. Я уж не знаю, как тут можно проблему решить, им же нельзя приказать, «ставьте», это всё равно не сработает.
Екатерина Часовская:
Нет, конечно.
Алексей Ходорыч:
А как это можно решить?
Екатерина Часовская:
Абсолютно это коммерческие отношения хозяйствующих субъектов. Это вопрос договорённости вашей и некой торговой сети, либо магазина, не имеет значение. На самом деле, я с вами согласна, вопрос распространения, он такой, болезненный, потому что всё-таки здесь же не самоцель издать просто журнал, у журнала должен быть читать, у журнала должна быть аудитория. Если есть эта аудитория, если она знает, что есть такой журнал, люди должны знать, где можно его купить. То есть кому-то удобнее подписаться, но, во-первых, не на все журналы можно подписаться, а во-вторых, не все хотят подписываться. Потому что это надо потратить время, это надо зайти туда, заполнить квиточек. Люди уже избалованы, избалованы тем, что всё находится близко очень, в шаговой доступности, и очень всё легко приобрести, купить. Что касается торговых сетей, здесь я уже говорила, я ещё раз повторюсь. Конечно, этот вопрос надо решать, этот вопрос решаем. Тем более, что детская пресса, надо отдать ей должное, она не имеет импульсную покупку, и это не скоропортящийся продукт, извините, что применяю такое слово именно к детской прессе. Потому что этот журнал будет актуален и через, ваш журнал, как «Понимашка», «Классный журнал», любой другой журнал, «Мурзилка», «Лучик», их очень много в нашей стране. Он будет актуален и сегодня, и завтра, и через неделю, и через месяц. То есть неважно, что он сентябрьский или, допустим, декабрьский. Я думаю, что этот вопрос решаем, но но сказать и указать сети невозможно. Но возможно сесть за стол переговоров и попытаться эту проблему решить. В том числе, с участием министерства промышленности и торговли, которые осуществляют политику в данной сфере, в сфере торговли. Возможно даже, если есть какие-то предложения, попытаться внести в законодательство наше Российской Федерации, чтобы была возможность вас выставить нашим торговым сетям. В любом случае, любой вопрос концептуальный и конструктивный, он решаем. Предлагаю в качестве идеи такой встретиться у Людмила Николаевны Боковой, позвать всех заинтересантов и этот вопрос обсудить, на самом деле. Как правило, все идут навстречу, тем более, учитывая, что у всех у нас есть дети, и дети, уж я не помню, как кто-то сказал в Орленке, это неизбежно, поэтому я считаю, что надо садиться за стол переговоров и решать.
Алексей Ходорыч:
Я специально, кстати, узнавал у одного представителя ритейлера, как бы можно было решить эту проблему. Он сказал, да, приказ не поможет, а вот просьба, просьбу могут учесть. Потому что всё-таки сейчас все болеют, в хорошем смысле, социальной ответственностью, все реализуют разные программы и возможно, это будет то самое дело, которое можно, как галочку поставить, что вот, мы социально ответственные, всё. К нам вопросов нет.
Екатерина Часовская:
Мы все родители всё-таки, как бы то ни было, мы все родители, мы все дяди, тети, мы все крёстные каких-то детей, чьих-то детей, наших общих детей. Поэтому, я считаю, это такой вопрос, он очень позитивный. Он, по сути, не стоит ничего, выставить журнал, на самом деле, на полку. Тем более, что мы видим, какие журналы стоят там. Это про кухню, про моду, почему бы там не появиться детской прессе, тем более, если ребёнок будет идти, а они ходят с нами в магазин, также посмотрит, увидит, скажет: мама, я хочу такой журнал. Мама, безусловно, ему этот купит журнал. То есть это не будет валяться на полке, как ненужный товар.
Алексей Ходорыч:
У нас, к сожалению, осталось уже чуть меньше 4 минут, хотелось бы, во-первых, вам преподнести подарок. У меня с профессором Петровским, который был у нас в студии, он занимается конфликтологией, в том числе, в семьях. Вышла книжка «Идеальный аргумент» именно про общение, про то, как избегать конфликтов. Я думаю, что вам эта книга понравится.
Екатерина Часовская:
Большое спасибо, в мою библиотеку.
Алексей Ходорыч:
В конце программы, вы еще подумайте, что, может быть, вы хотели ещё сказать. А я хотел бы упомянуть про идею с теплоходом, с детской прессой, с психологами, с аниматорами, который плывёт по реке через всю Россию, заходит в города, показывает все это детям, администрации поддерживают. Мы все вместе, когда были в Орленке, сначала эта идея у нас родилась, как шутка, а потом мы стали её обдумывать и вспомнили, что бывали такие проекты с писателями. Я не знаю, вы считаете, насколько она реальна или она всё-таки такая, нью-Васюки, скажем так?
Екатерина Часовская:
Вы знаете, я тоже думала над этой идеей, извините, вспомнила, да, она очень интересная. Но я вспомнила, как в 20-е годы у нас лучших вывозили тоже теплоходами.
Алексей Ходорыч:
Это было уже в «12 стульях».
Екатерина Часовская:
Да, тут главное, чтобы эта идея, она была в очень нужном, правильном направлении, чтобы мы действительно поехали по городам и весям. На самом деле, кроме шуток, очень интересно. И я даже думала тоже над этой идеей. Если даже каждому из нас взять отпуск в определённый период, за свой счёт это сделать и поехать, на самом деле. Я не вижу здесь не ничего страшного, вполне себе такой, очень хороший, интересный, реализуемый проект, который может действительно поднять детскую прессу, интерес к детскому чтению на нужный уровень. Потому что многие, к сожалению, не знают, что есть такие журналы, такие газеты великолепные. Многие региональные журналы и газеты, они, к сожалению, не могут выйти, распространяться в другой регион, то есть они распространяются только у себя, местечково. От этого суживается их тиража, возможность их суживается. Поэтому, мне кажется, это очень, на самом деле, интересно.
Алексей Ходорыч:
Это, кстати, и в русле программы поддержки чтения, потому что это можно и писателей детских.
Екатерина Часовская:
И художников детских, и писателей детских, и детских композиторов, на самом деле, такая многозадачность очень интересная может родиться.
Алексей Ходорыч:
Я думал, тут даже, пожалуй, основная проблема связана с тем, чтобы всё это организовать, чтобы в каждом городе это поддержали администрации. А вот это, наверное, решается не так уж и сложно. Это какое-нибудь можно сделать письмо.
Екатерина Часовская:
Можно сделать все, что угодно, на самом деле. Знаете, были бы люди, инициаторы, такие действительно зачинщики, которые эту идею взяли бы, воплотили и довели бы её до конца. На самом деле, у нас очень много людей, которые готовы поддерживать и детскую прессу, и вообще разные детские проекты интересные. Я ещё раз говорю, я думала о том, что, к примеру, взять отпуск и, допустим, за свой счёт, своим рублём вложиться в этот проект и поехать, почему нет. Потому что это, на самом деле, не такие большие деньги, но главное, действительно, эффект. Эффект от этого мероприятия, мне кажется, был бы очень интересный. То есть если бы мы в каждом городе хотя бы по 100 читателей, по 200 читателей, по 300, чем больше, тем лучше, мы для себя нашли, для своих газет, для своих журналов и вовлекли бы в этот процесс, интересное чтение, это было бы очень здорово.
Алексей Ходорыч:
Ну вот, у нас уже время закончилось. Я надеюсь, мы никакой вопрос не упустили, который вы хотели бы обсудить?
Екатерина Часовская:
Знаете, если мы что-то упустили, мы можем ещё встретиться в следующий раз.
Алексей Ходорыч:
Да, спасибо вам огромное, на самом деле, было очень интересно, что пришли.
Екатерина Часовская:
Спасибо, что пригласили в.
Алексей Ходорыч:
До следующих встреч, друзья.
Екатерина Часовская:
Всего доброго.