Олег Смирнов:
Добрый вечер! В эфире Mediametrics, программа «Корпоративный университет 3.0». Сегодня в гостях Олеся Ковалёва, представляет комитет образования «Деловой России». И Дмитрий…
Дмитрий Токарев:
Токарев.
Олег Смирнов:
Токарев, пардон, я долго соображал, как head of sales NODUS трансформировать в нормальное.
Дмитрий Токарев:
Да, руководитель отдела продаж, всем добрый вечер!
Олег Смирнов:
Ура, добрый вечер, мы разобрались с должностями. Наверное, всё-таки, Олеся, расскажи, что ты делаешь в комитете, чем ты занимаешься в «Деловой России». Название очень звучное, всё-таки давай сначала пройдёмся по тому, что входит в твой функционал, а потом уже перейдём к нашей теме «Взаимодействие образования, бизнеса, власти».
Олеся Ковалёва:
Добрый вечер, спасибо, что пригласили. Данный формат мне пока ещё не очень знаком, но я постараюсь быть полезной и рассказать, чем мы занимаемся. Моя основная функция непосредственного участия в комитете, это больше организаторская и коммуникативная такая деятельность по привлечению и эффективному взаимодействию с экспертами, представителями делового сообщества и представителями федеральных и региональных органов власти. На основании чего мы собираемся, обсуждаем какие-то проблемы либо необходимые моменты в сфере образования, формируем позицию делового сообщества, наше руководство согласовывает его на основании обсуждений. И мы дальше его продвигаем на федеральный уровень власти, чтобы это учитывалось в разных нормативных и правовых документах.
Олег Смирнов:
Вот смотри, взаимодействие бизнеса и власти. Смотри, кто кого здесь учит, и зачем бизнесу именно идти во власть? С какой целью всё организовано?
Олеся Ковалёва:
Сфера образования, у нас сейчас комитет, кстати, немного расширяет свою ответственность и полномочия, из комитета по профессиональному образованию мы становимся комитетом по образованию на всех уровнях, и подготовки кадров, и развития человеческого капитала. Образование и подготовка кадров являются некими инструментами в целом по развитию человеческого капитала. И важно сейчас с учётом изменений политических каких-то, установок, сейчас идёт реорганизация на всех уровнях власти. В стране, в принципе, новые поставлены векторы, обозначены, KPI определённые. Бизнес развивается, есть государственная некая скорость развития, внедрения проектов, а у бизнеса несколько это быстрее проходит.
Олег Смирнов:
Динамичнее...
Олеся Ковалёва:
При этом у нас влияет это всё. Но мы понимаем, что, в любом случае, необходимо вырабатывать комплексное решение для того, чтобы действительно менять среду, сферу, в который бизнес может создавать образовательные проекты, ресурсы, которые будут востребованы на рынке и также будут помогать улучшению качества образования в целом в стране. Поэтому бизнесу, по идее, необходимо участвовать в федеральных повестках.
Олег Смирнов:
Он заинтересован в этом, или его плавно вовлекают в этот процесс, именно представителей бизнес сообщества.
Олеся Ковалёва:
Есть по-разному, просто есть некое такое историческое взаимодействие, поэтому есть некоторые искажения, я бы так сказала, на мой взгляд. Понимание, вообще, как должно функционировать государство, и для чего бизнес в этой системе. По мне, так какие-то большие дела, и у «Деловой России» есть такое, мы делаем дело, как основной вектор, большое дело не делается в одиночку, должна быть какая-то некая кооперация, некое партнёрство в реализации глобальных стратегических целей, национальных именно. И бизнес является одним из первоначальных элементов развития экономики. Люди являются основным из активов, как человек для страны, если он будет определённого уровня знаний, уровня умений и компетенций. То есть, в любом случае, это будет на пользу всей стране и развитию каких-то отдельных частных секторов. Поэтому бизнес заинтересован, но есть, конечно, такой момент, что на практике не всегда получается включить либо внедрить какие-то предложения от бизнеса, поэтому есть такой разрыв между реальностью того, что хочет бизнес и запрос идёт какой и тому, что может учесть федеральный орган власти, либо на региональном уровне что может внедриться. Это проблемная такая зона, она, наверное, всегда существовала и, в принципе, «Деловая Россия» берет на себя ответственность, и комитеты, которые профильные существуют, их там около 50.
Олег Смирнов:
Хорошая цифра.
Олеся Ковалёва:
По разным направлениям абсолютно. И «Деловая Россия», и комитет, они помогают сократить эту дистанцию. То есть всё-таки сформировать позицию бизнеса и доносить её, продвигать её на федеральных уровнях власти. Чтобы действительно то мнение, которое поможет привлечь внимание либо к проектам образовательным, которые действительно имеют хороший опыт реализации в бизнесе, они могут быть поддержкой в реализации государственных программ. То есть они действительно могут сделать программу эффективнее, результативнее. И вот эта связка, я бы сказала, такое некое партнёрство должно быть, оно может привести к уменьшению рисков определённых в реализации федеральных программ, проектов. Мне кажется, что это очень важно, и бизнес части участвует, а в части, конечно, сейчас его приходится привлекать.
Дмитрий Токарев:
А с точки зрения форматов взаимодействия как примерно это выглядит, это какие-то круглые столы, это серия экспертных встреч, как это обычно происходит, какие основные, самые распространённые форматы, которые вы реализуете?
Олеся Ковалёва:
Комитет действительно в разных форматах проводит свою работу. Основные ключевые мероприятия, наверное, как заседания можно назвать, они у нас протокольные. То есть мы вырабатываем какие-то решения уже ключевые, которые нужно передавать на федеральный уровень, закрепляем их протоколом и дальше уже выстраиваем логику определённую. То есть идёт контроль определённых решений, подача предложений под эти решения и формирование какой-то экспертной позиции. Также, конечно, между вот этими, у нас раз в квартал такое намечено мероприятие, между ними происходят тематические мероприятия. Они могут быть разного формата, они могут быть дискуссионные. В принципе, у нас комитет больше, как дискуссионная площадка для представителей бизнеса, заинтересованных органов власти, экспертного сообщества, профессионального сообщества. То есть те, кто за повышение качества образования выступает.
Олег Смирнов:
Что нужно сделать бизнесу, чтобы попасть на вашу площадку. Просто с улицы взять, зайти можно?
Олеся Ковалёва:
Конечно, можно.
Олег Смирнов:
Или как? Вот есть потребность у бизнеса. В общем-то, она может быть сформирована, может быть, мне сформирована. Хочет он готовых специалистов определённого профиля и предлагает, что через два года мне дайте как-нибудь. Организуйте.
Олеся Ковалёва:
Надо разделять то, что комитет, он не является таким, это как инструмент передачи, скорее? или какого-то регулирования.
Олег Смирнов:
Понятно, но бизнес прогнозирует, что нужны определённые специальности в течение следующих 2-3 лет. Организовывать собственный университет у бизнеса, предположим, ни ресурсов, ни знаний нет. Он с идеей организации этой специальности и подготовки кадров в этом направлении может к вам прийти и обратиться?
Дмитрий Токарев:
С подобной постановкой задачи может ли он обратится к вам?
Олег Смирнов:
Я не знаю, организовать 10 ВУЗов с выпуском по всей России специалистов.
Олеся Ковалёва:
В принципе, было бы неплохое предложение и очень здорово, если были бы заинтересованы люди в дальнейшей поддержке и вообще реализация этого проекта. От слов до дела если всё-таки дойдёт, будет очень здорово. Есть конечно, в принципе, в «Деловую Россию» можно вступить, официальная информация, она размещена на сайте, там есть в правом верхнем углу.
Олег Смирнов:
Как правильно вступить в «Деловую Россию».
Олеся Ковалёва:
Там есть несколько уровней, можно вступать в региональное отделение, можно стать членом генерального совета, можно стать членом координационного совета. Это три таких уровня управленческих, они с разными идут возможностями, в том числе, по участию в мероприятиях, закрытых, открытых, каких-то PR историй, плюс продвижение представления проектов бизнеса. То есть там немножко разные возможности. Но в целом поддержка идёт. То есть надо вступить в деловую Россию, если вы являетесь просто членом «Деловой России», вы можете принять участие как эксперты в комитетах профильных, которые вам интересны. Здесь уже на усмотрение, то есть вы подаёте информацию о себе, есть председатель комитета, у него есть заместитель, какой-то управляющий орган свой внутренний, они общаются. То есть вы можете представить свою инициативу проектную, либо лучшую свою практику, что вы хотите. Либо сначала вы хотите забросить, просто посмотреть, как эксперты реагируют, вообще, что происходит в бизнесе. У вас такая идея. Комитет собирается, вы презентуете её, и комитет даёт свою какую-то обратную...
Олег Смирнов:
Обсуждение, обратную связь.
Олеся Ковалёва:
Да обратную связь, но она такая, если даже критика, она идёт на улучшение.
Олег Смирнов:
Может, действительно.
Дмитрий Токарев:
Развивающая.
Олег Смирнов:
Покритиковали и забыли.
Олеся Ковалёва:
Может быть что интересно, как некое следствие, такой дальнейший момент, что в процессе вот этих обсуждений, так как мы приглашаем именно аудиторию под тематику, под повестку, которая была заявлена, есть вариант найти своих единомышленников. Общественная организация в любом случае уже по целям, по ценностям сходятся, но здесь есть возможность найти партнёрство какое-то, может быть, кто-то уже что-то сделал.
Олег Смирнов:
То есть, может быть, у кого-то есть уже эти готовые специалисты.
Олеся Ковалёва:
Либо часть какая-то уже была реализована и можно вместе, в кооперации какой-то попробовать это, сделать какую-то апробацию своей идеи, своей мысли, прийти потом на комитет не следующее заседание, посмотреть, что хватило, чего не хватило, каких ресурсов. И комитет будет в этом плане содействовать, способствовать какому-то привлечению, что можно будет. То есть что можно будет, конечно, мы всё это рассмотрим.
Дмитрий Токарев:
А если говорить про экспертов, представленных в вашем комитете. Могли бы рассказать, кто эти люди, каков их функционал, может быть, как стать экспертом «Деловой России», про это расскажите, пожалуйста.
Олеся Ковалёва:
В «Деловую Россию» можно вступить непосредственно. Экспертами нашим являются малый, средний бизнес, руководители образовательных ресурсов, образовательных проектов, потому что наша заинтересованность, есть образование, как бизнес, то есть создание определённой конкурентной среды. Помочь сформировать качественную конкурентную среду. Есть руководители, которые уже являются на позициях, кадры, тоже развитие кадрового потенциала, обучение кадров. У нас есть руководители, которые являются директорами по кадрам либо по развитию персонала в крупных компаниях. Также мы представляем экспертов на этих должностях, на руководящих от госкорпораций. Либо у нас есть, в самом секторе «Деловой России» есть ещё крупный бизнес, поэтому коллеги принимают участие. То есть есть, как на правах членства, есть, как на независимой экспертизе, в зависимости от вопросов подходят.
Дмитрий Токарев:
Спасибо.
Олег Смирнов:
Смотрите, в принципе, бизнес вроде бы должно быть интересован и активно продвигать всю эту кадровую историю, подготовку, переподготовку. Но при этом у нас явно сейчас муссируется тема с возрастом, то есть специалисты до 40, и при этом у нас идёт старение населения, такая прекрасная история. То есть вроде бы учить некого, тут уже все состарились, и какое-то такое идёт брожение по рынку. В общем-то, не очень понятно, куда податься народу. То есть люди с компетенциями вроде вылетают из обоймы сорокалетних потихонечку, идёт какое-то замещение, тут у нас испытывается кадровый голод, при этом вроде бизнес тех же сорокалетних подхватывать тоже не хочет, он хочет молодых, но при этом готовых. Что-то в этом направлении, какие-то обсуждения происходят в связи с вот этой перспективой старения населения, повышения пенсионного возраста, вот этой прекрасной историей. Какие-то проходили профильные комитеты на эту тему, какие-то изменения, может быть.
Олеся Ковалёва:
Обсуждались эти вопросы действительно, потому что пенсионная реформа, она не оставила равнодушным, наверное, многих и конечно, основная нагрузка, по мнению нашего экспертного сообщества, так как это затрагивает тоже вопрос переподготовки, переквалификации людей. Действительно, фокус смещения, если идёт увеличение срока твоей рабочей деятельности, то получается, если мы сохраняем кадры, то молодые, действительно, тогда сразу решать комплексно задачу. Либо создавать высокопроизводительные места, либо тогда им некуда будет.
Олег Смирнов:
Да, у нас производительные места сами по себе кадры вымывают.
Олеся Ковалёва:
То есть куда-то надо, в любом случае. Конечно, это проблема, и у бизнеса она ляжет в основном, потому что госсектор, он закроется, скорее всего, так сложится, и останется, конечно, нагрузка большая на бизнес. Это вопрос важный. И были обсуждения с Минтрудом России на нашей площадке, на «Деловой России», то есть координационный совет, генеральный совет, они встречались с коллегами. Обсуждались разные вопросы, в том числе, конечно, стимулы для бизнеса, работников, которые находятся в предпенсионном возрасте либо в пенсионном возрасте.
Олег Смирнов:
Но тут вообще история какая-то, то есть предпенсионный теперь вроде и сдвинулся на 5 лет, а их ещё вроде 10 лет нужно. То есть там планка как-то очень хитро подвинулась.
Олеся Ковалёва:
Это да.
Олег Смирнов:
Я понял по тяжёлому вздоху, вопрос непростой.
Олеся Ковалёва:
Здесь, в любом случае, есть какие-то вещи нормативные уже, они существуют, они как данность в настоящий момент. Плюс, я думаю, что какие-то будут ещё вноситься изменения, но для бизнеса, конечно, было бы важно, чтобы государство тоже услышало его и какие-то компенсации целевые на подготовку или переподготовку кадров. Чтобы создавались, сохранять кадры получалось без потери зарплаты. Потому что люди, понятное дело, есть предпенсионный возраст, есть определённые вещи, которые для них ценностные. Плюс люди, которые сейчас мы смотрим или лет через 30 лет. Сейчас они все равно уже в какой-то, у них есть свои убеждения, своё понимание, как это должно быть, уже некоторые устали просто даже работать.
Олег Смирнов:
Это вообще отдельная тема.
Олеся Ковалёва:
Должна быть какая-то поддержка.
Олег Смирнов:
Когда ты уже стал экспертом, а тебе тут, ты вроде как и не эксперт, такое получается смещение ценностей. Или давай ты сварщиком пойдёшь работать или дворником.
Олеся Ковалёва:
Должна быть какая-то поддержка, я не знаю, социальная, тоже и гарантии и с той, и с той стороны, может быть, медицинское обслуживание повсеместное, чтобы компенсировалось.
Олег Смирнов:
Там фантазии бродят, начиная от дохода обязательного, помимо пенсий, вменённого.
Олеся Ковалёва:
У них, наверное, мне кажется действительно, должны ещё вопросы решаться по формату взаимодействия с работниками. У них, может быть, какой-то другой формат трудоустройства в плане того, что они могут на фриланс уходить, может быть, у них более гибкий график, может быть, чтобы думали о том, что можно было распределять их в филиальные структуры, которые ближе к их месту территориально.
Олег Смирнов:
Это хорошо, когда московские, питерские зарплаты, уменьшение нагрузки в пропорции к зарплате, в принципе, ударит по доходу семейства, но не так смертельно. В регионах, когда средняя зарплата, скажем так, невысокая, там вообще эти фокусы...
Олеся Ковалёва:
Это, к сожалению, да. У нас 85 субъектов, поэтому они, действительно, разные.
Олег Смирнов:
Абсолютно.
Олеся Ковалёва:
Разница колоссальная, согласна. У нас есть в «Деловой России» есть региональные ещё отделения, то есть мы пытаемся тоже с ними взаимодействовать со стороны комитета, там не все ещё пока. Действительно, это вопрос тоже привлечения бизнеса на территории определённой, их участие в этих процессах. И конечно, доносить вот эту позицию, как тогда сделать, какие есть разные уровни, чтобы можно было регионам какие-то льготы определённые дать. Здесь вопрос такой широкий, большой, это прямо всегда важно.
Дмитрий Токарев:
Здесь, насколько я понимаю, работа идёт, обсуждение идёт, будем надеяться на то, что мы узнаем...
Олег Смирнов:
А я предлагаю сейчас немного сменить парадигму нашей беседы, дать отдохнуть Олесе. Дмитрий, что делают корпоративные университеты, чем они дышат в связи с этой историей?
Дмитрий Токарев:
Корпоративные университеты с точки зрения вопроса последней повестки, изменения пенсионного возраста...
Олег Смирнов:
В том числе, пенсионный возраст, это да, и вообще, к чему стремится корпоративный университет. Понятно, что корпорации кадры нужны здесь и сейчас, готовить это, для многих это дорого. То есть нужно как-то набирать из того, что есть, как-то адаптировать то, что есть. То есть понятно, что обучение, это всё прекрасно, но хочется, чтобы всё-таки работали, это же бизнес, деньги надо зарабатывать.
Дмитрий Токарев:
Всё так, корпоративные университеты, которые являются структурой бизнеса так или иначе стремятся к эффективности, в любом случае.
Олег Смирнов:
Безусловно.
Дмитрий Токарев:
Понятно, что на данный момент происходит некоторая трансформация функции корпоративных университетов. Если раньше речь шла только про обучение, оценку и какие-то вспомогательные вещи, то сейчас акценты смещаются в сторону рекрутинга. То есть корпоративный университет, как один из каналов привлечения талантливой молодёжи.
Олег Смирнов:
То есть поучим, а там через сито пропустим.
Дмитрий Токарев:
Один из вариантов.
Олег Смирнов:
И опять же, молодёжи.
Дмитрий Токарев:
Да, один из вариантов, это недорого и более того, компании таким образом могут получать непосредственно целевых кандидатов. То есть тех людей, которых непосредственно они хотят, которые отвечают их ценностям требованиям, людей, которые максимально вовлечены и людей, которые сами хотят работать непосредственно в этой компании. Хакатоны, внешние митапы, дополнительные площадки, ВУЗовское дуальное обучение и т.д. Так что функции корпоративных университетов, в том числе, смещаются от образования, естественно, полностью не уходит, но акцент всё больше и больше на привлечение, рекрутинг талантливых ребят.
Олег Смирнов:
Опять же, корпоративный университет настроен всё-таки работать исключительно с молодёжью, и в планах работать с возрастными кадрами внутри компании, у них таких идей не проскакивает.
Дмитрий Токарев:
Проскакивает тоже. Понятно, что и от этого никуда не уйти, что действительно, большинство компаний, конечно же, рассматривают и наиболее интересным кандидатом является молодой специалист. Но при этом всё больше и больше действительно появляется программ по работе с людьми, как это говорят, серебряного возраста.
Олег Смирнов:
Это какого, прости?
Дмитрий Токарев:
Есть несколько возможных...
Олег Смирнов:
Я просто пытаюсь понять, я уже там или ещё нет.
Дмитрий Токарев:
Скорее всего, да. Есть несколько разных подходов, но классика заключается в том, что это 40+. Я думаю, что с нововведениями, которые сейчас происходят...
Олег Смирнов:
Отмотают или нет.
Дмитрий Токарев:
Вряд ли этот возраст...
Олег Смирнов:
На 5 вперёд или на 5 назад.
Дмитрий Токарев:
Возможно, что и назад. Поэтому в этом направлении тоже работают, потому что понимают, что в любом случае, молодых специалистов талантливых на всех не хватит. Поэтому это направление тоже обязательно.
Олег Смирнов:
А как же, там же вроде демографическая ямы нет, сокращается, в принципе, количество, то есть участвующих в производственном процессе, роботизация и прочее.
Дмитрий Токарев:
Да, роботизация, это отдельный процесс, но пока я не думаю, что там на перспективу ближайшее 10-15 лет...
Олег Смирнов:
Люди подешевле будут?
Дмитрий Токарев:
Пока что да. Но опять-таки, там нужно смотреть конкретику, но в перспективе 10-15-20 лет всё же это преимущественно люди, поэтому в эту сторону компании тоже обязательно смотрят, потому что это задача уже сегодняшнего дня. На всех молодых, талантливых специалистов не хватит точно.
Олег Смирнов:
А неталантливых куда пристраивать?
Дмитрий Токарев:
Неталантливых, нет неталантливых людей.
Олег Смирнов:
Ну как, не знаю, те же способности разные.
Дмитрий Токарев:
Каждый, так или иначе, талантлив в чем-то и это, кстати, тоже одна из функций компании, корпоративного университета, выявить с помощью различных инструментов.
Олеся Ковалёва:
Сильные и слабые стороны.
Дмитрий Токарев:
Сильные и слабые стороны, в каком месте, на какой позиции лучше всего использовать данного человека.
Олег Смирнов:
То есть куда бы его пристроить.
Дмитрий Токарев:
Куда бы его пристроить, инструментария существует множество на эту тему. Так что корпоративные университеты стараются идти в ногу со временем.
Олег Смирнов:
Отсеивать молодых. Фильтровать максимально.
Олеся Ковалёва:
Привлекать молодых, развивать серебряный возраст, то есть быть, стараться быть максимально эффективными в рамках тех демографических, политических и социальных изменений, которые сейчас происходят.
Олег Смирнов:
Я от вас послушал, проинтервьюировал, я все равно вижу определённый дуализм. То есть Олеся рассказывает с одного посыла, ты с другого посыла. Точка пересечения, пока мостик такой, очень слабенький.
Олеся Ковалёва:
Надо обсуждать, дойдём.
Олег Смирнов:
Надо обсуждать, безусловно, то, что его, видимо, всё-таки придётся искать и каким-то образом... Но задачи, которые стоят перед государством, они несколько не вяжутся с той картиной, которую ты рисуешь.
Дмитрий Токарев:
Нет, комитет «Деловой России» и является вот этой площадкой для дискуссий, где могли бы встречаться представители бизнеса, власти и образования. Потому что коллеги могут дать экспертную оценку, порекомендовать какие-то варианты, порекомендовать площадки, порекомендовать ВУЗы, это как раз то, чем занимается комитет, который представляет Олеся.
Олеся Ковалёва:
Спасибо.
Олег Смирнов:
Здорово.
Олеся Ковалёва:
О нас знают.
Олег Смирнов:
Выяснили, чем занимается комитет, это здорово. Продолжай. У тебя хорошо получается.
Дмитрий Токарев:
Я, на самом деле, хотел бы, наверное, на стыке того, чем занимаюсь я, про любимую тему цифровой трансформации, цифровизации бизнеса. Я как раз хотел у Олеси спросить, как на комитете сказывается и сказывается ли вот эта повестка, запрос от государства, от правительства на цифровую трансформацию, на цифровизацию бизнеса.
Олег Смирнов:
Запрос есть?
Дмитрий Токарев:
Да, есть ли запрос. Если да, то как это сказывается.
Олеся Ковалёва:
Я бы тогда немножко шире посмотрела с точки зрения вообще «Деловой России», потому что, в принципе, «Деловая Россия» сейчас участвует, есть такой план системных изменений, изменений предпринимательской среды, он называется «Трансформация делового климата». Там есть много направлений, которые вообще затрагивают эту всю тему, и есть также некая экспертная группа по направлению человеческого капитала и производительности труда. И в этой части, как экспертная группа, она больше связана с Минэкономразвития, потому что эта тема заведена на Минэкономразвития, а дальше правительством курируется. Комитет, так как имеет всё-таки тоже профили образования и подготовку кадров, это связано тоже непосредственно с тем же развитием человеческого капитала, а человеческий капитал, если брать из бизнеса, можно относиться как к субъекту, а можно как к объекту относиться. То есть, в принципе, повышение производительности труда во многом зависит от его уровня.
Олег Смирнов:
Повышение производительности труда можно делать разными. Можно докупить робототехники, пускай работают, будет в обслуживающих 2 человека, которые будут один программировать, другой чинить, и будет великолепная производительность. В рамках нашей страны, которая цифровизацией так себе охвачена.
Олеся Ковалёва:
Да, я сейчас немножко ушла в сторону, я про цифровизацию. Конечно, в основном сейчас какое идёт наложение, либо что нам необходимо прорабатывать, то, что мы делаем. У нас есть отдельно создание условий для развития цифровых компетенций. Это некое направление, которым занимается, в том числе, комитет. И понимая, что действительно будет меняться и специфика деятельности на многих предприятиях и то, с чем придётся сталкиваться молодому поколению либо сейчас, которые переобучаться должны. То есть новая техника, новые подходы, новые механизмы во всём этом, это действительно требует новых компетентностей. Поэтому мы сейчас в этом направлении работаем и также обсуждаем, думаем, ищем варианты.
Дмитрий Токарев:
Вот на ваш взгляд, готовы ли, условно, региональные учебные заведения к новым технологиям, каким-то цифровым носителям? То есть я, в принципе, абсолютно верю, что школьники в каком-нибудь регионе в целом более готовы к новым технологиям, нежели часто те преподаватели, которые их обучают. На ваш взгляд готовы ли, прежде всего, регионы.
Олег Смирнов:
Степень готовности региональных ВУЗов.
Дмитрий Токарев:
Да, ВУЗов, школ к учебникам цифровым.
Олеся Ковалёва:
Я бы сказала, что это, наверное, такой, совместный вопрос, надо было представителя Минкомсвязи, цифрового развития связи и коммуникаций и Минобрнауки, тогда нам нужно двоих сразу пригласить.
Олег Смирнов:
У нас еще есть АНО Цифровая как-то..
Олеся Ковалёва:
И еще экономика, АНО Цифровая экономика, но они больше с Минэкономразвития сотрудничают, в любом случае, конечно, там есть и информационные технологии, который сейчас в цифровые всё это переводится. Но я к тому, что это некая связка, оснащение, начиная с кабелей, которые должны быть проложены в дальние уголки России, по которым хотя бы интернет должен идти, плюс оснащение техникой. Техника эта не говорит о цифровизации, она, во-первых, устаревает, мы можем потратить на это деньги, но через полгода или через год менять её заново. А сам подход, то есть в обучении в университетах, на всех уровнях, в школах, действительно, это вопрос и в педагогах. Помочь им перейти на этот уровень, у них должно появляться то, что обсуждается, по крайней мере, в экспертной зоне на разных уровнях, действительно, должна появиться новая роль людей, которые представляют информацию обучающую для студента либо для ребёнка. Потому что во многих вещах, конечно же, он сейчас быстрее ориентируется, у него вот эти гаджеты есть, есть выход прямой, понятно, что не на все странички, но какую-то получить информацию. Ему сейчас не это нужно, ему нужна коммуникация, общение, некая новая форма подачи материала, чтобы ему было интересно, чтобы он мог более комплексно развиваться, но при этом проявлял себя. То есть это некий другой подход в формировании именно обучающих процессов, как я понимаю, исходя из обсуждений. Но конечно, там ещё много-много всяких моментов. И готовность к цифровизации, на мой взгляд, нет. Потому что действительно, очень большая разница между центральными регионами, даже Южным регионом и какими-то, Дальневосточным либо Уральским. Но Уральский, у них есть эта связка, то есть они как-то, у них получается.
Олег Смирнов:
Там же вроде тоже какие-то программы, они что-то строят.
Олеся Ковалёва:
Они делают, но Чукотка, какие-то вещи, просто когда работала в региональной, у меня есть опыт работы в региональной политике в Минкомсвязи России, я немножко по-другому это вижу. Но это вопрос не то, что не хотят и не делают. Это все очень долгосрочные такие проекты бывают, хотя сроки правительство, естественно, ставит очень быстрые, поэтому либо будет падать качество, независимо от всех участников, которые вложатся. Потому что страна действительно большая, у каждого субъекта будут какие-то свои. Это операторская деятельность, то есть есть определённые операторы связи, которые занимаются, у них должен быть интерес тоже заходить. С чего они получают обратно свое. Здесь много моментов.
Олег Смирнов:
Но помимо того, чтобы провести, нужен интернет, учебный процесс каким-то образом видоизменить.
Олеся Ковалёва:
Конечно, если брать конкретно образование.
Дмитрий Токарев:
И История Орлова жёлтого цвета, насколько я помню, это же не говорит о том, что нужно закатать его в какой-то цифровой носитель.
Олеся Ковалёва:
Я лишь только к тому, что должна быть инфраструктура тоже создана. То есть это опять же комплексное решение, инфраструктура, среда для обучения, переобучения персонала, которые должны быть и заинтересованность. Плюс наставничество определённое. Если мы говорим о каких-то, с нашей стороны ещё нам интересно, как комитету это предпринимательское образование на всех уровнях: в школах, в университетах. Нам интересно, чтобы бизнес тоже привлекался к этой истории и помогал педагогам по-другому увидеть вот этот фокус внимания, то есть переключить, что и дети уже другие. То есть надо сохранять фундаментальность какую-то, чтобы действительно оставалось, не было вот этого фрагментарного освоения информации, что ты вышел и забыл. Что-то такое должно закладываться, но оно сейчас другими подходами должно даваться. Какими, это много коллег обсуждает, и к чему-то должны видимо прийти на федеральном уровне.
Олег Смирнов:
Но пока ещё какого-то единого вектора нет.
Олеся Ковалёва:
Вектор определяется, сейчас национальные проекты, они утверждаются, и сейчас уже практически выпуститься в свет, наверное осенью, в серединке, уже всё будет. Но наша задача, чтобы вот это сокращать на разных этапах образование, сокращать цифровое. То есть бизнес, ему легче, он быстрее перестраивается в этом прав плане.
Олег Смирнов:
Образование должно по времени сократится или всё-таки какие, что ждёт следующее поколение?
Дмитрий Токарев:
Тенденции интересно.
Олег Смирнов:
То есть это сокращение программы или что, или расширение вариантов развития.
Дмитрий Токарев:
Или, наоборот, более узкая специализация.
Олег Смирнов:
Или узкая специализация, как за рубежом принято.
Олеся Ковалёва:
Видите, сколько вариантов, вот так мы сидим и обсуждаем.
Олег Смирнов:
То есть примерно тот же самый процесс.
Олеся Ковалёва:
Надо посмотреть на практике, как оно пойдёт. Тенденция такая, что если брать для бизнеса, я сейчас со стороны представительства именно бизнес аудитории. Важно, чтобы ребёнок, который прошёл некое обучение, он на выходе имел некий набор своих качеств, знаний и компетенций. Тех, которые позволят ему быстрее адаптироваться в конкретный реальный сектор экономики, который он выберет либо выбрал уже в процессе обучения, и сможет быть сразу полезен, сразу может приступать к работе. То есть чтобы работодателю не вкладывать много сил и времени, в том числе, финансовых ресурсов на переобучение, на становление этого специалиста. Понятное дело, что обучать приходится, просто с какого уровня ты начинаешь это делать. То есть ребёнок выходит, и он вообще не понимает, зачем он здесь. И поэтому очень важно, что бизнес участвует в программах, начиная со школы. То есть он приходит и может как-то повлиять хотя бы на образовательные программы, включить туда, может быть, свои модули, либо какие-то приходить, вести курсы определённые. Если будет возможность эта создана, поддерживаться государством, то тогда, конечно, будет большая вероятность, что разделение, есть такое понятие, как целевое обучение, но оно может быть в дальнейшем...
Олег Смирнов:
Нет, целевое обучение, это вообще прекрасный вариант, когда по заказу с определённых предприятий готовят.
Олеся Ковалёва:
Должна быть разница действительно между общим, базовым и вот этим целевым, должно быть чёткое понимание, на кого мы готовим. Здесь много всяких рисков других.
Олег Смирнов:
В советское время целевое среднеспециальное в основном закрывало школу, в принципе, и готовило в основном под нужды.
Олеся Ковалёва:
Но это конкретных специалистов уже на конкретные позиции.
Олег Смирнов:
Да, под конкретные заводы, которые здесь, в соседнем квартале.
Олеся Ковалёва:
А идеология какая, получается, высшее образование, это некий такой специалист, который действительно будет создавать, творить.
Олег Смирнов:
А перспективы у высшего образования есть в нынешней ситуации, или это всё-таки академическое образование для тех, кто хочет заниматься научной деятельностью. А не как мы прошли в 90-е, начало 2000-х, когда в высшее образование пошли, в принципе, все по разным причинам. И количество ВУЗов в 90-е умножилось, я не знаю, насколько, но значительно, то есть я просто этих цифр не знаю. Я просто знаю, условно, по городам, был один, стало 10 совершенно различных, филиалы появились. Потом они опять же укрупнились, и стало определённой нормой получить после школы высшее образование. А среднеспециальное, оно как-то ушло в какие-то узкие профессии, которые тоже достаточно, там повара, такие, династийный какой-то характер имеют, либо какую-то предрасположенность к какой-то деятельности. Те, кто ещё не определился, не имеет каких-то семейных традиций, они все пошли в ВУЗ, высшее образование получать. Вот этот процесс, он как-то будет перевёрнут в другую сторону, или он так и останется. Много-много ВУЗов, которые готовят примерно все одинаково. Сложно?
Олеся Ковалёва:
Нет, с точки зрения моей экспертной позиции, конечно, вряд ли я возьмусь ответить вам конкретно на сегодняшнем этапе жизни.
Олег Смирнов:
Что говорят в кулуарах?
Дмитрий Токарев:
Что поговаривают?
Олег Смирнов:
Хорошо, пройдёмся по слухам.
Олеся Ковалёва:
С точки зрения, наверное, какой-то логики, конечно, было бы хорошо, если бы образование высшее давало, помимо какого-то профиля, если пройдут пока каким-то промежуточным этапом каким-то. Но человек должен обладать неким видением, большей широты мира, либо набрать каких-то компетенций для себя, которые помогут ему быть трудоустроенным, стать высококвалифицированным специалистом. То есть это немножко другой запрос даже на этого человека.
Олег Смирнов:
А в каком уровне квалификации бизнес заинтересован? Всё-таки это уровень рабочих специальностей, то есть про программистов уже очень много пишут серьёзно, и в прессе, и уже я так смотрю в сторону программ обучения пошли, что программисту, в общем, высшее и не зачем. Есть какие-то азы математики, логики, вот тебе книжка по Python, идите, через пол года специалистом будешь. Нормально, и деньги хорошие.
Олеся Ковалёва:
Я думаю, что здесь вопрос такой, с одной стороны, неоднозначный, с другой стороны, очень простой. Потому что в каждой сфере, в каком-то образовании или на работе разные требования будут, разный уровень нужен твоей исполнительности. То есть либо где-то ты должен... Творчество есть везде, ты айтишник либо программист, у тебя всё равно там творчество.
Олег Смирнов:
Смотря, какой программист. Есть куча программистов без всякого творчества.
Олеся Ковалёва:
Человеческий фактор никто не отменял, поэтому здесь важно ещё действительно... Есть внутренний запрос людей, то есть некоторым и не надо больше. Тогда да, конечно, наверное, тогда здесь имеет смысл ограничить. Если ты, рабочая специальность у тебя, либо ты в СПО отучился, это не говорит о том, что ты ниже какого-то уровня, ты как раз хороший, просто узконаправленный эксперт.
Олег Смирнов:
Но вот эта история с ниже уровнем, она как раз и вышла из девяностых, что иметь высшее образование, это как раз предполагало переход в какой-то выше классом уровень. Вот сейчас вроде это меняется, хотя тоже неоднозначно.
Дмитрий Токарев:
Мне просто кажется, что мы сейчас находимся в каком-то таком, это чисто моё восприятие, в каком-то временном срезе, где ещё есть очень большой запрос на ручной труд и профессионалов, которые могут что-то делать руками.
Олег Смирнов:
Безусловно, дешевле, просто банально дешевле.
Дмитрий Токарев:
Да, и даже часто лучше они это делают, чем условные какие-то технологии или условные роботы. То есть это какой-то интересный такой временной слом, когда, с одной стороны, очень силён ещё запрос, есть дефицит кадров ручного труда. Потому что пожилые специалисты уже уходит на пенсию, по каким-то причинам ещё. И в то же время есть запрос на программирование и так далее. Я просто боюсь, просто интересно? помню свои годы студенческие, это экономисты и юристы. Вот интересно, огромное количество, интересно, что будет.
Олег Смирнов:
Топ менеджеров также.
Дмитрий Токарев:
Да, с программистами и с IT специалистами, интересно, повторится эта история или нет.
Олеся Ковалёва:
Но сейчас действительно, наверное, переходной такой период идёт для нашей страны в целом. Но с учётом цифровизации и развития...
Олег Смирнов:
Нужна армия программистов вместо армии юристов.
Олеся Ковалёва:
Просто какие задачи будут ставиться им, может быть, они будут по-другому называться. Но некий стиль мышления, это вообще, мне кажется, мы можем, наверное, развивать, но всё равно люди разные и это надо понимать ещё, у кого-то это в большей степени, есть логика либо структурность, либо вот эта специфика определённой восприимчивости. Здесь, мне кажется, очень правильно, понимая человека, помочь ему развиться в той своей базовой возможности, заложенной в нем какой-то сильной стороне, поставить его на правильную позицию. Он будет эффективнее, если понимать ещё, как это правильно делать с точки зрения командных вещей. Потому что бизнес, он предполагает работу в коммуникации определённой. То есть это всё равно люди. Если они умеют грамотно и качественно между собой взаимодействовать, то это, в любом случае, будет приносить эффективность развития.
Олег Смирнов:
И вот на этой прекрасной ноте об эффективности мы заканчиваем. Друзья мои, спасибо.
Дмитрий Токарев:
Призываем всех к взаимодействию друг с другом.
Олег Смирнов:
Да, призываем всех к взаимодействию, дискуссия, по-моему, получилась. Спасибо, всего доброго, до свидания.
Дмитрий Токарев:
Спасибо большое, до свидания.