Антонина Цицулина:
Добрый день! Это программа «Да - Игра!» на радиоканале Mediametrics. Каждый понедельник в 17 часов мы обсуждаем развитие индустрии детских товаров, приглашаем интересных, вдохновляющих спикеров. И я с огромным удовольствием представляю сегодняшнюю тему. Мы будем говорить о дизайне игр и игрушек, о нашем международном конкурсе акселераторе. В студии у нас Дмитрий Макоев, основатель, руководитель компании «ЯиГрушка».
Дмитрий Макоев:
Добрый день!
Антонина Цицулина:
И Виталий Ставицкий, Президент Союза дизайнеров России.
Виталий Ставицкий:
Добрый день!
Антонина Цицулина:
Добрый день, коллеги! У нас есть, так как мы говорим об игрушке, у нас есть такой традиционный вопрос, я все время спрашиваю, какая любимая игрушка была в вашем детстве, Виталий, какая ваша была любимая игрушка, чем она запомнилась и сохранилась ли она?
Виталий Ставицкий:
Нет, не сохранилась, наверное, самая первая, которую я ещё как-то помню, это была гоночная машина с огоньками. Там было колесико, которое искрило наподобие зажигалки. Кремниевый диск крутился. Ломалась очень быстро, две штуки было точно. А дальше уже я помню из игрушек как таковых, это модели советского транспорта, КамАЗы, Волги, Жигули, Чайки, все маленькие машинки, которые выпускали, было такое увлечение. А потом переросло уже, наверное, в моделирование, пластиковые игрушки из пластмассы. Вот такая, наверное, история, но это уже ближе к такому тинейджерству.
Антонина Цицулина:
Хорошо, сегодня как-то игрушка присутствует в вашей жизни, в жизни вашей семьи, во что играют.
Виталий Ставицкий:
Пока нет.
Антонина Цицулина:
Пока нет.
Виталий Ставицкий:
Да, пока нет. Но лично в моей присутствуют в основном дизайн игрушки, каких-нибудь интересных персонажей, японские, английские, немецкие, различные появляются в интерьере, но больше, как именно оформление интерьера пока.
Антонина Цицулина:
Хорошо, вернёмся к нашим детским воспоминаниям о самом счастливом времени, когда мы играли. Дмитрий, давайте про свою любимую игрушку.
Дмитрий Макоев:
Мне сложно вспомнить, но я сейчас понял, что, на самом деле, вспомнил, что моя любимая игрушка был меч пластмассовый. Потому что когда, я не помню, месяц назад вы попросили прислать фотографии со своей любимой игрушкой, оказалось, что я когда искал эти фотографии, на очень многих фотографиях я с этим пластмассовым мечом, и зимой, и летом. Мы и сделали вывод, что потом стал я сейчас уже во взрослом возрасте заниматься деревянной игрушкой. Всё стало ясно, что, видимо, всё оттуда, всё из детства.
Антонина Цицулина:
И не просто заниматься деревянной игрушкой, а одно из направлений, это историческое оружие, в том числе.
Дмитрий Макоев:
Собственно, наш бренд «ЯиГрушка», он начался с деревянного оружия, и дальше будет развиваться, безусловно, в какую-то историческую тему, познавательную, не только развлекательную.
Антонина Цицулина:
Не забыть военную историческую.
Дмитрий Макоев:
Военную историческую тоже.
Антонина Цицулина:
Вы из тех, кто считает, что мальчишки должны играть в войнушку? Наверное, такой лист риторический вопрос, если компания производит.
Дмитрий Макоев:
Вопрос очень интересный, потому что как раз у меня есть партнёр, Оксана Николаевна, которая в этом смысле считают ровно наоборот. Здесь идёт такое у нас немножко рабочее столкновение интересов, потому что я абсолютно убеждён, что мальчишки должны играть в какие-то игры, подобные, и в военную технику, и драться деревянными мячами, и получать ссадины, и синяки, и прочее. А вот Оксана у меня категорически против этой истории, но, тем не менее, сумел я это преодолеть и достаточно успешно. Оказалось, что это очень востребовано на рынке, потому что мы, когда поставили первый раз в магазин, успех был такой, даже для нас очень неожиданный.
Антонина Цицулина:
Спасибо, что вы вспомнили о нашей большой такой истории. Мы в этом году, в год столетия российской игры, игрушки инициировали такое движение, называли его «Да - Игра!». Мы попросили в единый день игры, чтобы взрослые люди или, может быть, взяли игрушку своего ребёнка, а лучше вместе с ребёнком, либо нашли игрушку из своего детства, сфотографировались и вывесили её, рассказали свою историю. Зачем мы это сделали? Нам захотелось посмотреть на этот столетний рубеж, перевод, что такое российская игрушка, есть ли она, либо она выросла из каких-то других страновых игр, у нас очень большие связи с, например, Германией, особенно в деревянной игрушке. И сейчас еще до сих пор на сайте toys-russia.ru идёт голосование, оно будет идти до сентября месяца, где, в том числе, компании «ЯиГрушка» может загрузить уже сегодняшние свои игры. Мы хотим выбрать 100 легендарных знаковых игрушек за все 100 лет вместе с музеем игры и игрушки. Поэтому, коллеги, если вы нас слушаете, призываем вас прийти и проголосовать, а ещё лучше загрузить туда свою любимую игрушку, игрушку своего детства. И это такая, по-моему, вечная тема, потому что игрушка ассоциируется с радостью. Другая наша большая история, чему посвещена наша сегодняшняя передача, это мы понимая и знаем, что в России достаточно много хороших, интересных, креативных идей. Ряд наших коллег очень успешно вышли на запад именно, чуть не сказала замуж, на запад именно с темой дизайна. С другой стороны, мы видим, что у наших разработчиков достаточно часто хромает именно эта стадия. Понимая это, мы решили инициировать серьёзную международную.. Замахиваемся прямо совсем серьёзно на международную образовательную программу по возрождению либо становлению в России российской школы в начале игры и игрушки, а потом детских товаров. Надо сказать, краткая справка, сегодня порядка семи стран делают специализированные программы. Мы, естественно, будучи сами общественной организацией, первые, к кому мы обратились, это Союз дизайнеров России. Спасибо большое, Виталий, что вы лично загорелись этой темой, взяли её под свое крыло и стали приглашать знаковых людей, которые имеют за плечами такие серьёзные достижения, начиная от автомобильного дизайна, заканчивая ещё какими-то очень серьёзными вещами. Может быть, очень коротко, почему так случилось, вас эта тема чем-то как-то затронула, и как вы со своей стороны видите, это тема должна идти правильно с точки зрения дизайна.
Виталий Ставицкий:
Затронула, потому что у меня есть опыт, небольшой, но опыт с российской компанией, которая в один момент решила создать серию своих игрушек, мягких игрушек, дизайнерские серии, как аналог или альтернатива известным сериям с монстрами, вампирами и т.д., только свое, что-то специальное..
Антонина Цицулина:
Тоже захотелось своего вампирчика?
Виталий Ставицкий:
да, свои вампирчики, свои какие-то чудовища. Причём, была, с одной стороны , серия монстрами, а другая сторона была такая, больше для девочек, совсем уже такие плюшевые, со звёздочками игрушки. Но не получилось. Вроде серия была классная, всё было хорошо, качественно сделано, производство было не российское. То есть пытались здесь сделать, не получалось, по качеству не выходили никак на те требования, которые были у компании, приходилось делать на западе, не на западе, в Китае, что-то отрабатывались в Европе. Но в конечном итоге уже массовое производство делалось в Китае. В конечном итоге минусы, огромные минусы, потому что требуются огромные затраты на маркетинг, на пиар, надо было параллельно создавать какие-то истории свои, потому что сейчас игрушка не живёт без каких-то историй параллельных, какие-то мультсериалы. Не готова была компания продвигать вот так. То есть как сейчас делается во всем мире.
Антонина Цицулина:
Но дизайн был.
Виталий Ставицкий:
Дизайн был.
Антонина Цицулина:
Получили удовольствие.
Виталий Ставицкий:
Дизайн был симпатичный, всё получилось, всё было здорово, но мертворожденный проект, жалко.
Антонина Цицулина:
Должно все-таки совпасть.
Виталий Ставицкий:
Совпасть, да. И вот поэтому у меня такая любовь к игрушке уже давным-давно.
Дмитрий Макоев:
Одним дизайном не отделаешься.
Виталий Ставицкий:
Да, одним дизайном не отделаешься. Потому что действительно, здесь целый комплекс работ. Можно сделать классный продукт, но он не пойдёт, потому что не подумали, не просчитали, нет нормального экономического обоснования, маркетинговых исследований, нет нормальной пиар поддержки этого продукта.
Антонина Цицулина:
Абсолютно с вами соглашусь, мы об этом с вами говорили, поэтому мы заявляем конкурс акселератор. С одной стороны, конкурс, для чего он нужен, для того, чтобы собрать тех наших коллег, которые либо уже работают в теме дизайна, либо заинтересуют это формирование сообщества дизайнеров, которым интересна тема игрушек. Как с одной стороны, с точки зрения дизайнеров, так и с точки зрения промышленных предприятий. Точки зрения акселератора это то, что там, где маркетинг, там, где экономическая целесообразность, там, где продвижение и там, где конкретные заказчики. Специфика темы, вы правильно сказали, это тогда, когда у нас есть конкретный заказчик, например, компания «ЯиГрушка», и она может сказать, что моей бизнес задачей сегодня является такая-то, мои потребности с точки зрения дизайна у меня первое, второе, третье. И вся система, включая всех специалистов, которые должны под это выстроиться. Как вы видите, как вы думаете, Дмитрий, какие должны быть составляющие для того, чтобы эта тема взлетела. Я так поняла, Виталий, вы бренд не хотите называть, какой.
Виталий Ставицкий:
Я думаю, что сейчас нет смысла, абсолютно нет смысла.
Антонина Цицулина:
Хорошо.
Дмитрий Макоев:
Опыт был негативный.
Антонина Цицулина:
Я бы с удовольствием посмотрела, а то, может быть, мы с Димой посмотрим, на рынок выведем, поможем коллегам.
Виталий Ставицкий:
Может быть, я в кулуарах потом покажу, мы обсудим.
Антонина Цицулина:
Договорились. Иногда новое - это хорошо забытое старое. И может быть, время тогда не пришло.
Дмитрий Макоев:
Нет, здесь абсолютно Виталий сказал, всё абсолютно верно, ясны все ошибки и так далее. Невозможно сейчас в наше время создать что-то успешное, когда это не будет вместе с хорошим каким-то продуманным контентом, который будет выражаться либо в мультфильме, либо в какой-то визуализации бренда, промо акциях и так далее. То есть это огромная, огромная работа, в том числе, как это будет выставлено в магазинах, мерчандайзинг, планограммы, даже, казалось бы, такие мелочи, безусловно, необходимы. Потому что мало придумать красивую игрушку и интересную, её ещё надо довести до покупателей. Потому что эта игрушка не одна, на полке очень много разных предложений, очень много на эти полки не попадает. Поэтому здесь целый комплекс самых разных вещей должны вместе соединиться для того, чтобы это было успешной историей, конечно.
Антонина Цицулина:
Что для «ЯиГрушки» сегодня и завтра успешная история с точки зрения дизайна?
Дмитрий Макоев:
Знаете, такая интересная штука, я когда шёл на эту передачу, у меня дочь старшая учится на дизайнера как раз, на графического дизайнера в колледже, я её спросил, что такое в дизайне с твоей точки зрения самое главное? Она мне ответила, говорит, что это должно быть не только красиво, но и полезно. И мы со своим коллективом пытаемся сделать всегда какие-то вещи, какую-то игрушку, какой-то продукт, чтобы он не только был красивым, но ещё был бы полезным. И в связи с этим мы ушли в какие-то настольные игры, у нас 20 игр сейчас должны к этому сезону выйти, которые несут, помимо эстетической какой-то нагрузки, интересной, развлекательной, и сами по себе мы очень много усилий тратим на то, чтобы продуманная упаковка, красивая была, интересная, цветовая гамма и прочее. И в то же время, чтобы сама игра, которая внутри, она была бы интересной, чтобы это было ещё и полезным. То же самое касается линейки, которую мы сейчас для девочек, которая называются «Одним прекрасным утром». Это дома, в которые девочки могут заселить любых кукол определённого размера, в которых они играют.
Антонина Цицулина:
И персонажей.
Дмитрий Макоев:
И персонажей. Но, тем не менее, мы вносим туда некую историю, что девочка может поменять там обои, занавески, то есть мы ей даём какую-то возможность поиграть и не просто в куклы и т.д., поменять там интерьер. То есть в данном случае, в том числе, приучаем к дизайну этого интерьера, и тоже ребёнок играет, проводит время с пользой. Поэтому красиво и полезно, я бы так сказал.
Антонина Цицулина:
Здорово. Несколько цифр, у нас всё таки B2B аудитория нас в основном слушает. Сегодня рынок игрушек в мире, это более 100.000 наименований. Это миллионы, миллионы, миллионы игрушек, категорий. Конкуренция очень большая за внимание и любовь детей, а это не так просто. Это так кажется только, включил рекламу по телевизору, и бренд станет любимым. Если говорить о России, то сейчас рынок игрушек порядка 23 % от 750 млрд. руб., это города 50.000+, а если города 100.000+, это порядка 570 млрд. руб. Соответственно где-то 150-170 млрд., это тот рынок игрушки, в рамках которого примерно 50 % занято тремя крупнейшими мировыми гигантами. Соответственно, из всего того, что остаётся, это где-то у нас ещё 23%, это российские игрушки, которые производятся в России. И это, кстати, не очень плохая цифра, в некоторых странах для национального рынка гораздо меньше цифры и, в принципе, если там остаётся 5 %, уже говорят, что у страны есть какой-то потенциал. Готовя этот конкурс по дизайну, мы долго думали и, в принципе, мы об этом думаем не первый год, что такое, именно какая специфика, что такое детский дизайны. Так же, как детский маркетинг. Наши усилия увенчались успехом, в 14-м году мы разработали профессиональный стандарт дизайнера детской игровой среды и продукции, и на тот период нам было очень сложно доказать, почему мы говорим о среде. Дмитрий сейчас подтвердил, что для девочки дом, это целый мир. И действительно, сейчас аксессуары и всё, что связано с дополнительными возможностями, начиная от мебели, заканчивая посудкой, обоями и всем остальным, это прямо отдельный бизнес. Детская мебель и одежда для кукол, вполне себе внятная категория. С 14-го года до 18-го года задача стояла, чтобы в образовательном стандарте уже Минобрнауки во ФГОСе, в образовательной программе появилась специализация дизайнера детской игровой среды и продукции. Прямо сейчас совпала наша передача и то, что Минобрнауки вывесил образовательный стандарт, который будет обязателен для всех образовательных организаций Российской Федерации, у которых есть государственная аккредитация. И там наш профессиональный стандарт будет поредмечен. и мы очень надеемся, что наши научные партнёры, те научно-исследовательские институты, образовательные организации, которые вместе с нами будут делать эту передачу, Виталий, мы, по-моему, с вами семь институтов нашли, где вы считаете, что сильный дизайн, войдут с нами в эту программу.
Виталий Ставицкий:
Да, около трёх институтов в Москве, один в Санкт-Петербурге или два даже там, в Томске, в Новосибирске, Екатеринбурге. Да, где-то так и получается.
Антонина Цицулина:
Как вы думаете, с точки зрения, вы же лучше знаете ситуацию на местах, какие сегодня не то, что сохранные, слава богу, сохранные у нас все названные образовательные организации. Вот вы возлагаете надежду, что они могут быть основными по теме дизайна игры и игрушки или пока рановато говорить? Кого бы вы хотели, может будет, отметить, что там есть какие-то наши люди либо наша тема.
Виталий Ставицкий:
Здесь даже не вопрос, что наши люди. У каждого института своя специфика на сегодняшний день. Вот сказать, что хоть кто-то занимался дизайном игрушки, за исключением школы игрушки или как она...
Антонина Цицулина:
Института Сергиева Посада.
Виталий Ставицкий:
Абсолютно точно, я не помню ни одного института, который хотя бы задания давал на тему игрушки, хотя бы даже самой примитивной. Хотя, мне кажется, она очень интересная история. И мы как раз говорили о том, что не мешало бы на курсе втором уже студентам предложить подобную задачу. Она, с одной стороны, кажется простая, с другой стороны, сразу понимаешь всю проблематику разработки игрушки.
Антонина Цицулина:
Мы себе поставили, что уже с 15 сентября текущего года мы будем в прямом диалоге с институтами до декабря определять тематику. Тематику будем определять исключительно на запросы промышленности. Мы вообще считаем, что наш конкурс от всех других замечательных конкурсов будет отличаться тем, и наша программа о том, что она будет очень конкретная. Вот есть у нас компания «ЯиГрушка», есть у нас Институт русского языка, который очень заинтересован в играх и игрушках по русскому языку, включая такое интерактивное оборудование. Сейчас уже можно сказать, есть компания Invitro, которая со своей стороны заинтересована в определённой теме, ей нужны разработки, включая их онлайн торговлю. Мне кажется, что профессиональная ассоциация наша и так же профессиональный союз ваш, он и должен максимально сокращать то время, которое требуется идее для выхода на рынок. Если мы вот эту рамку выдержим, то тогда у нас, наверное, все получится. Я думаю, что такая первая точка, поймем ли мы, сделаем ли мы то, что сделаем, это где-то будет сентябрь 19-го года, когда мы пройдём вот этот весь этап, приглашая фрилансеров, приглашая, например, брендинговые агентства, которые специализируются на дизайне, работа со студенческим вот этим треком. Мы поймём, к чему мы пришли. И второе, теперь уже свершившийся факт, что в целом образовательные организации, занимающиеся дизайном, могут делать какую-то специализацию, ставить в программу, это станет обязательным, как мы уже говорили, у института игры и игрушки. Сейчас у него немножко другое название, но мы надеемся, что к своему 85-летию он вернёт своё старое название, игры и игрушки, поэтому, Руслан Витальевич, большой привет вам и вашим выпускникам, которых я лично смотрела в этом году. Вполне себе были внятные студенческие работы, три работы мне понравились очень, особенно, надеюсь, что мы дальше их будем вести. Давайте дальше. Если говорить сегодня, где та ниша, или где то направление, либо где та возможность, которая у нас ещё не закрыта. Пробежимся по нашим номинациям. Первое, это самое главное, очень хочется создать нашу национальную куклу, тех героев, которыми будут подражайте сегодняшние дети. Мы уже научились создавать героев, которых любят наши дети, но, на мой взгляд, у нас ещё очень мало тех персонажей, котором дети хотят подражать. Если первый бренд, который приходит вам на ум, Дмитрий, это кто? Это что? Российский.
Дмитрий Макоев:
Если российский, то безусловно, они были пионерами в этом, испытываю большое очень уважение к проделанной работе, это Смешарики. Особенно мне нравится то, что сейчас сделано ими, когда они решили целевую аудиторию завоевать поменьше возраста, сделали бренд Малышарики.
Антонина Цицулина:
Очень перспективно.
Дмитрий Макоев:
Очень перспективно, всё правильно сделано, с моей точки зрения как раз, в том числе и дизайна, и с точки зрения, как работать с этой аудиторией. Наверное, да, Малышарики, прежде всего. Но и от компании, я недавно буквально встречался, был у них в Петербурге, очень много, кстати говоря, интересных вещей они ещё придумывают. Не знаю, насколько я могу здесь говорить об этом, но то, что я видел, это великолепно.
Антонина Цицулина:
Молодцы.
Виталий Ставицкий:
Нет, это однозначно Смешарики, причём они попали в такую историю, мне кажется, логичную, когда их зрители подросли и также продолжают смотреть. То есть они уже ориентируются, мне кажется, на более взрослую аудиторию. Со своими полнометражными мультфильмами, многие покупают, опять же, для оформления интерьеров этих Смешариков вместо подушки, они разные форм и габаритов, что только не выпускается. Смешарики, это действительно номер один история, и вряд ли кто-то сравнится. Всё остальное, это какая-то такая подобия, всё подобие, копия, подражание этой истории, попытка занять нишу какую-то.
Антонина Цицулина:
Понятно, каждый мечтает создать свой мир. И я хочу вспомнить, помню, мне несколько лет назад Станислав Наумов рассказывает, его часто приглашают выступать, вдохновлять молодёжь. Он говорит, пригласили на 1 сентября в один из университетов, и мы там вышли выступать, нас представляют, не я, не более знаковые, замечательные люди, которые рядом со мной стояли, не вызывали такого ажиотажа, когда объявили Илью Попова. И тут весь зал встал, стал аплодировать, и мы поняли, что выросло поколение, мы стоим и смеёмся, говорим, у нас точно нет такой популярности, как у Смешариков. Это очень важно, когда целое поколение растёт вместе с твоими героями, потом к этому возвращается. Потому что мы понимаем, что 70 % покупок родителей, в том числе в игрушках, это те игры, в которые они играли в детстве, те, которые вызывают у них такие эмоции, это называется, конечно, построением бренда.
Дмитрий Макоев:
Здесь хотелось бы добавить, чуть вернуться к предыдущему разговору по поводу создания при факультетах специальностей дизайнеров игры, игрушки и прочего. Тут очень важно, чтобы на эти специальности молодёжь пошла, чтобы ей захотелось этому учиться, на самом деле. Потому что, наверное, сейчас, опять же, есть такой момент, что как-то не считают это серьёзным, это направление, наверное. Создавать дизайн автомобилей наверняка для всех гораздо интереснее, считается более престижным и прочее. Как раз, в том числе и Смешарики, они создают для отрасли, для промышленности, которая производит игрушки, как раз вот эту хорошую репутацию, на самом деле. Что здесь можно и достигнуть мирового признания, и выйти на международный рынок и прочее. То есть поднимают соответственным образом престиж.
Антонина Цицулина:
Я хочу сказать, вы затронули ещё тему настольных игр, у нас буквально на прошлой передаче мы говорили с коллегами по настольным играм, обсуждали, что один из университетов открывает у себя магистерскую программу по интеллектуальным играм. Коллеги сказали, что рынок настольных игр у них растёт на 40 % в год. Это огромные показатели, раньше, в принципе, 10 лет назад у нас в целом рынок рос на 30 % в год, и мы думали, что так будет всегда. Сейчас осталось всего несколько ниш, и настольные игры, конечно, один из таких сейчас знаковых для России сегментов, и в этом плане, конечно, дизайн, играбельность, механика игры. Я хочу сказать, что там мировые звёзды, которые разрабатывают эти настольные игры, сегодня они уже переходят в онлайн, становятся платформой для целой электронной вселенной. Я думаю, что они имеют в заработок не меньше, чем дизайнеры автомобилей. Хочу ради справедливости сказать, что машинок, в т.ч. по известным брендам, наша игрушечная промышленность продаёт гораздо больше, чем продаёт весь автопром. И для них, для больших гигантов производство маленьких машинок, это тоже достаточно серьёзный бизнес. Поэтому здесь может быть вот эта кооперация между брендами и нашей игрушечной промышленностью. Скажите, пожалуйста, мы сейчас пошли по нишам, по цифрам, если вы сейчас видите, какой главный тренд на мировом рынке с точки зрения дизайна, Виталий? Можно, я понимаю, что это.
Виталий Ставицкий:
С трендами как-то всё сложно.
Антонина Цицулина:
Но что бы вам хотелось сказать, что очень важно сейчас, или без этого уже нельзя.
Виталий Ставицкий:
Нет, тренд, он уже такой, многолетний, это дизайн игрушка. Она есть, будет и будет развиваться, потому что нее ниша более широкая.
Антонина Цицулина:
Я про дизайн, не обязательно про игрушки.
Виталий Ставицкий:
Я про дизайн, да, дизайн игрушки, различные персонажи, которые становятся, как игрушкой обычной, заканчивается предметом интерьера. Мне кажется, этот тренд, он всё-таки только будет расти, и в ближайшее время, скорее всего, игрушка должна стать элементом оформления пространства.
Антонина Цицулина:
Да, мы видим, сейчас уже появляется игровая мебель, даже сейчас, сегодня хотим встретиться с одной из гостиничных операторов, который в целом себе поставил тему детей, семьи, темы игры в концепцию бренда, это очень интересно. Появляются разные такие пространства для детей, семей, имеющих детей, где они отдыхают, развиваются и, конечно же, играют. Мы очень рады, потому что для нас это увеличение рынка игр и игрушек.
Виталий Ставицкий:
Появляется бионика в игрушках, искусственный интеллект, игрушки начинают общаться, реагировать, это уже, кажется, на протяжении последних 10 лет.
Антонина Цицулина:
Технологии.
Виталий Ставицкий:
Да, массовая технология, какая-то бионика, какие-то движения, какие-то механизмы появляются.
Антонина Цицулина:
А если про русский дизайн. Это такая, это то, во что мы хотим верить или во что мы уже можем верить?
Виталий Ставицкий:
Мы, наверное, здесь больше хотим верить, потому что рынок российского дизайна, это всё-таки персоналии. У нас пока нет сформированной школы, если мы говорим об игрушке, то, скорее всего...
Антонина Цицулина:
Я о дизайне игрушки.
Виталий Ставицкий:
Я думаю, что они очень рядом проходят. У нас есть персоналии, есть имена, которые известны во всём мире, их достаточно много, у каждого своя специализация. Опять же, параллели с игрушками, всё, что мы видим замечательно, это всё-таки заслуга маленьких компаний каких-то...
Антонина Цицулина:
Ярких людей, творцов.
Виталий Ставицкий:
Ярких людей, абсолютно точно, но за этим нет школы. Вот должна быть у нас всё-таки школа, школа русской игрушки, школа русского дизайна, когда мы говорим, например, даже про нашу историю, за рубежом выступаем, рассказываем про 100 лет нашей российской истории дизайна. Возникает ряд вопросов, начиная с того, что в России есть дизайн, и заканчивая, что авангард, конструктивизм - это у вас было, то есть до смешного. Родченко никак не воспринимается русским, он международный, глобальный. Малевич то же самое, неужели это Россия. Маяковский ещё как-то, сомнение возникает. Вот таких вещей очень много, и сам тренд русской школы надо вырабатывать. Мы видим, у нас ряд коллег говорит, что на международных выставках все говорят: пойдём, посмотрим русских, надо смотреть их дизайн, у них там очень много интересного. То есть свой Гоша Рубчинский там будет. Я конечно, мечтаю о том, чтобы у нас в игрушках появился свой Малевич и Гоша Рубчинский, будем надеяться, что в результате этой программы мы где-то выстрелим.
Дмитрий Макоев:
Обязательно появится.
Виталий Ставицкий:
А с Гошей Рубчинским вообще всегда очень интересные истории, извините, что перебегаем. Мы были на тавриде в Крыму. И приезжали американские модельеры, стилисты различные, и мы спрашиваем, кого вы знаете из русских дизайнеров fashion индустрии? Зайцев, Юдашкин называется, Чепурин. А мы говорим: а Гоша Рубчинский? Говорят: а кто такой. Вот возникает вопрос, что такое. Подождите, он же там с этим брендами работает, с этими, с этими. Говорят, мы не знаем, знаем, что это русские модельеры такие есть, а кто такой Гоша. И мы были так утеплены, мы пришли к выводу, что это опять хороший маркетинг и пиар работа.
Антонина Цицулина:
Отлично.
Виталий Ставицкий:
Причём, скорее всего, это российская история, это делается, в первую очередь, наверное, для российского рынка. Такое ощущение создаётся, понимаете, в чем дело.
Антонина Цицулина:
Нет. Это другая аудитория. Но я, знаете, что хочу сказать, когда мы обратились, мы вообще, в принципе, я считаю, страдаем каким-то таким комплексом неполноценности. И я неоднократно убеждаюсь, я тоже была приятно поражена, когда бросилась, походила по тем институтам, которые есть, увидела, что вот так фанатично, как я болею на тему, например, игрушки, не нашла. Естественно, пошли куда? Пошли по зарубежным странам искать и кричать о том, что нам нужна помощь, спасайте нас, бегом и всё остальное. Меня очень поразили итальянцы. Он тоже в этом году запустили специальный курс по дизайну детской игровой среды и детских товаров в целом. Увидев там специализацию, когда мы говорим, вот хотим русскую школу дизайна. Он. говорят: как круто, с вашим культурным наследием, с тем, что у вас за плечами есть, с вашими историческими, природными, с вашей вот этой школой сохранной в православии, в иконописи, как вы лица, великой школой музыки и всего остального. У вас однозначно вот это всё креативное, всё, что лучшее, должно быть сохранно. Я так приободрилась, подумала, что да, наверное, необходимо это искать здесь, приехала сюда и стала искать, а есть ли какие-то исследования. Есть ли какие-то исследования, на что можно опереться, есть ли какие-то критерии, что может быть точкой отсчета, что хорошо, что плохо, знаете, как в детстве. И выяснилось, что мы все говорим о том, что наши продукты должны предвосхищать запросы потребителей. Мы очень много размышляем? читаем какую-то переводную литературу о поколениях, которые есть, и мы совершенно не исследуем нас с вами. Ни наш стиль жизни, ни наши хобби, предпочтения, они, тем более, детей. И когда начинают говорить, эта игрушка хорошая или эта плохая, я все время говорю, а вы откуда это знаете, а можно посмотреть, вы как это считаете. И моё большое убеждение, что никакая образовательная программа не будет успешна, даже если мы пригласим, а мы пригласим, у нас уже в сентябре приезжает из Финляндии, из Ассоциации исследователей детской игры очень интересный специалист, мы будем проводить с ней Workshop для наших российских дизайнеров. И коллеги нам с Союза дизайнеров пообещали выстроить до конца года образовательную программу достаточно серьёзную, параллельно той деятельности, которую мы будем выстраивать с институтами. Если мы вообще-то не поймем, как играют сегодняшние дети, и какие есть запросы у родителей. Потому что иначе можно это не посчитать, должна быть счётная история.
Дмитрий Макоев:
Тут ещё важный момент, что тут всё-таки надо отдавать себе отчёт в том, что мы сейчас стоим в начале всего этого пути. То есть не было, по большому счёту, именно этой культуры дизайна, её не существовало, только сейчас начинают появляться, какие-то люди, которые знают, что это, как это и прочее. Поэтому я думаю, что очень важный момент как раз, если это пойдёт в образовательное учреждение и начнётся подготовка специалистов именно по этим специальностям, то это, конечно, огромная работа, она очень важная, безусловно.
Антонина Цицулина:
Да, но я хочу вам сказать, что, вспоминая уже теперь пресловутый советский период, у нас было 13 дизайн центров, которые локализовывались на оборонных предприятиях. В то время было определено каждому предприятию стратегическому, что они должны обязательно определённый процент своей продукции выпускать для гражданской промышленности. Проводились достаточно серьёзные разработки, исследования, конкурсы, мы сейчас пытаемся в технической библиотеке это поднять, потому что в ряде продуктов очень важны так называемые архетипы. В то, что играли, так называемые многопоколенческие игры, специалисты их называют эталонными играми, это те классические игры, которые находят при раскопках, те игры, в которые будут играть наши дети. Как я говорю, это волчок, который, может быть, в конце концов станет, уже стал гироскопом, в дальнейшем станет виртуальным, но, тем не менее, они останутся. Скажите, Виталий, как вы думаете, сегодня обязательно ли к школе привлекать международное сообщество, либо мы можем это решить собственными ресурсами, собственными силами? Вот вы как видите, как союз дизайнеров, развитие этой темы в России в целом? Потому что мы понимаем, что если у нас будет дизайн, у нас будет дизайн игрушки.
Виталий Ставицкий:
Нет, привлекать нужно и западный опыт, и восточный опыт, это Китай, Корея, Япония, обязательно. Это должен быть микс специалистов со всего мира. Потому что у них есть своё видение этой истории, есть успешный опыт, и у нас есть специалисты, о которых говорили, что единичные, но они есть. Я думаю, что они с удовольствием присоединяется к этой школе и помогут выработать программу и обучить новых специалистов, которые будут, наверное, не только просто красивым словом «дизайнер» называться, но и будут понимать и в технологии, и в инжиниринге, и во всех процессах производства будут всё-таки какими-то знаниями экономическими обладать. Потому что дизайнер у нас на сегодня, это всё-таки не художник. То есть мы переросли эту стадию так называемую 1.0, когда дизайнер, это всё-таки был художник и, в первую очередь рисовал, как ему хочется. А дальше появилась куча других факторов, которые на сегодня специальность «дизайнер» нужно учитывать, сейчас эргономика, технология, экономика, юриспруденция, в том числе, бухгалтерия. Это всё дизайнер на сегодня должен знать и учитывать все эти моменты.
Антонина Цицулина:
Скажите, такая серьёзная история, а есть какой-то новый инструментарий, я имею в виду программное обеспечение, всё, что сейчас говорят, то, что позволяет, то, что называется цифрой. То, что сегодня уже позволяет дизайнеру производить конечный продукт для того, чтобы уже увидеть, вплоть до того, что есть у него цифровое портфолио, завтра его можно ставить на производство. Потому что все мои производители, они говорят, нам необходимо кардинально сокращать время выхода продукта на рынок. То есть, как сказал Дмитрий, девять месяцев, мы мечтаем о шести месяцах, а мы понимаем рынок, сезон настолько сокращаются, что нам надо три месяца.
Виталий Ставицкий:
Нет, это означает, что конкурентная среда, поэтому завтра будет уже месяц.
Антонина Цицулина:
Есть ли какие-то инструменты специальные, это кто, это где?
Виталий Ставицкий:
Нет, это уже группа людей, скорее всего. Всё-таки начинается дальше инжиниринг в чистом виде, всё-таки надо документацию готовить, и производственную, и технологическую.
Антонина Цицулина:
А визуализация в 3D.
Виталий Ставицкий:
Конечно, это всё есть.
Антонина Цицулина:
Есть уже?
Виталий Ставицкий:
Конечно, и 3D принтеры, это всё нас уже окружает.
Антонина Цицулина:
Я имею в виду, сегодня дизайнеры уже рисуют в таких программах?
Виталий Ставицкий:
Конечно. Дизайнер на сегодня, он всё-таки многозадачный персонаж. То есть он не просто делает красивую картинку, отдаёт, а он уже вырабатывает конечный продукт. Но это в идеале, если это хороший.
Дмитрий Макоев:
Таких мало.
Виталий Ставицкий:
Таких мало, но это та задача, которой мы занимаемся. То есть нам просто специалистов под названием «дизайнер», которые не могут работать, они не нужны, даже нашему сообществу. То есть это не наша цель, чтобы на нашем рынке просто выходили модные ребята с дипломом дизайнера, но которые не могут нарисовать элементарные вещи. Они портят, по крайней мере, представление о рынке. Мы с этим боремся, как раз и у вас такая же проблемам что вы не можете найти специалистов, которые могли бы справиться с задачей.
Антонина Цицулина:
Человек, специалист становится невостребованный.
Дмитрий Макоев:
Отсюда и дует ветер, правильно Виталий сказал, что, на самом деле, в понимании массовом людей, дизайнер - это художник. На самом деле, насколько я понимаю, в определении дизайна это не художник, это именно.
Виталий Ставицкий:
Конструктор, инженер.
Дмитрий Макоев:
Конструктор, инженер, это прикладное такое искусство, на самом деле, которое обязательно должно быть, она выросло из производства, наверное, фактически, и непосредственно с ним связано. Поэтому здесь действительно специалистов, которые, это огромная проблема, что люди могут, действительно, очень много талантливых людей, которые могут нарисовать красиво и придумать идею креативную. Но дальше как её разместить на упаковке, эти люди уже не способны и им даже это не интересно.
Антонина Цицулина:
Либо как она будет выглядеть в разных куклах, в мягкой кукле, не поплывет ли лицо, в пластиковой, картонной.
Дмитрий Макоев:
То есть они что-то сделали всё, и теряют к этому интерес. Им понравилось, всем понравилось, а дальше кто будет заниматься внедрением этого в производство, таким дизайнерам это не интересно. Безусловно, такие есть дизайнеры, которые умеют и то, и умеет внедрить, но хотелось бы, безусловно, чтобы их было больше. Мы их ищем.
Виталий Ставицкий:
Да, мы теряем советскую школу образования, когда вбивали в голову техпроцессы, начиная с первого курса. Все студенты, конечно, завывали, хотели уже к делу приступать, непосредственно к той специализации, на которую они пришли учиться, не понимали, зачем это всё происходит. И потом, когда начинаешь работать, понимаешь, что оказывается, у тебя все данные и знания уже в голове. И ты можешь работать и делать всё, что хочешь, но ты ограничен просто технологическими возможностями, которые есть на сегодня в мире. То есть ты можешь сделать концепты какие-то, но можно будет это сделать лет через 10. Тогда зачем эта работа на сегодня.
Антонина Цицулина:
Ну да, тогда зачем учиться столько лет.
Дмитрий Макоев:
Вот здесь мы готовы, кстати говоря, участвовать, помочь, принимать стажёров на практику, студентов, я думаю, что не только наша компания, масса производителей готовы были бы принять такую молодёжь сегодня.
Антонина Цицулина:
Мы опрашивали, там не всё так просто. Действительно, практикоориентированное должно быть обучение и безусловно, должен быть конкретный, это работа с двух сторон, и со стороны производителя, который готов этому уделять время, потому что это тоже требует определённой подготовки. Вот такой процесс, для этого мы собираем это сообщество и будем, надеюсь, работать. Я хотела коротко сказать, мы сейчас работаем над профессиональным стандартом инженера-конструктора кукол, потому что это одно из тех направлений, как мы говорили, образ куклы, персонаж, из тех специальностей, которая должна быть. Сталкиваемся с очень серьёзными проблемами, не люблю слово «проблемы», запросом со стороны наших современных промышленных фабрик, когда там она практически не сохранна. То есть у нас вообще там осталось несколько всего фабрик, которые делают куклы. Очень надеемся на то, что мы сможем подпитаться идеями и сохранной школы театральной куклы, но надо понимать, что есть несколько таких направлений, которые однозначно у нас должны быть. И вот создатель персонажа, который придумывает, в том числе, образ и переводит его в какое-то конструктивно-технологичное решение, обязательно должен быть. Я долго думал о том, что такое национальная игрушка. Национальная игрушка, это однозначно персонаж, это однозначно то, что относится к культуре, к историческому наследию, краеведению, это то, что отражает нашу природу, наших животных, наши памятники и всё, что остаётся, такая большая ниша. И следующее, это тот стиль жизни, во что у нас принято играть в семьях. Конечно, здесь у нас достаточно сохранна система дошкольного образования, она сейчас меняется, у нас неплохая советская дошкольная школа образования. Надо сказать, что ряд стран работают, выстраивают свою программу на тех принципах, которые были заложены в нашей педагогике. Надо сказать, что в Италии и в ряде международных стран очень большое внимание уделяют возрастной физиологии и психологии, мы об этом ещё будем много говорить. Коллеги, спасибо большое за серьёзный разговор. Дима, от вас ждём, с вами проговорим конкретику участия вас в нашем конкурсе дизайна. Виталий, от вас ждём самых вдохновляющих спикеров и всех, кого мы ещё заразили.
Виталий Ставицкий:
Пригласим.
Антонина Цицулина:
Пригласим. И конечно, мы хотим уже показать наше движение вперёд в рамках выставки «Мир детства» в Экспоцентре. Об этом каждый понедельник, о том, как будет разворачиваться, в том числе, тема дизайна, конкурса инноваций изобретения, который мы сейчас ведём, диалог с дизайнерами, наше научное партнёрство и большой блок, который посвящён новым рынкам и исследованиям игр и игрушек, это будет тема нашей следующей передачи. Мы будем постоянно ее держать на контроле. Рады будем видеть вас. Всего хорошо.
Виталий Ставицкий:
Спасибо.
Дмитрий Макоев:
Спасибо большое.
Антонина Цицулина:
Эфир у нас получился. Спасибо большое, до встречи в следующий понедельник в 17 часов. Мы будем говорить о современных трендах исследования игр и игрушек, и продолжаем тему новых рынков в играх.