{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Денис Швецов Генеральный директор медицинской компании "Доктор рядом" 14 августа 2018г.
Смартфоны на страже здоровья
Телемедицина в действии: смартфоны на страже здоровья

Муслим Муслимов:

С вами Муслим Муслимов на канале «Медиадоктор» в программе «Медицинский менеджмент». Тема сегодняшней передачи: «Медицина в действии. Смартфоны на страже здоровья». В гостях у меня Швецов Денис Евгеньевич, директор по развитию сети клиник «Доктор Рядом».

Денис, прежде всего хотел бы поблагодарить вас за то, что вы в своём плотном графике нашли время участвовать в передаче, поделиться экспертным мнением. Я знаю, что у вас сейчас открылся госпитальный центр «Доктор Рядом», и это не может не радовать. Хотелось, чтобы мы тоже этой темы коснулись и немного поговорили о ней.

Первым моим традиционным вопросом является вопрос о трендах в здравоохранении. Что вы наблюдаете в той нише, в которой сейчас эффективно развиваетесь, и как, на ваш взгляд, тренд здравоохранения будет себя показывать через 3, может быть, через 5 лет?

Денис Швецов:

Мне кажется, что тренды в здравоохранении такие же, как и в целом в экономике. Все говорят о цифровой экономике, диджитализации, интернете вещей. Телемедицина и здравоохранение тоже движутся в направлении диджитал. Мне кажется, что здесь будет развиваться телемедицина, искусственный интеллект с носимыми девайсами ― всё, что связано так или иначе с цифровыми технологиями. Мы здесь не отстаём от трендов. В базе своей мы – сеть клиник «Доктор Рядом», которая открылась в 2013 году и развивается успешно именно в направлении офлайн. Правильно заметили, что мы открыли ещё 11-ю клинику, клинико-диагностический центр, но не менее важным направлением с точки зрения стратегического развития является и цифровое направление, именно направление телемедицины. Это направление возглавляю полностью я. Мы работаем в сегменте врач – пациент. Врачи сети клиник «Доктор Рядом» консультируют пациентов не только в клинике, но и дистанционно через наше мобильное приложение, либо личный кабинет на сайте.

Муслим Муслимов:

По сути, в ближайшее время, наверное, наши пациенты будут более мобильными в общении через смартфон, и фактически будут видеть доктора в своём телефоне. Так ли это?

Денис Швецов:

Мы иногда обсуждаем с врачами, насколько близка перспектива того, что врач будет в смартфоне. Самые смелые мои коллеги говорят, что, наверное, будет экзотикой, когда врач действительно будет в смартфоне. Скорее всего, с тобой будет разговаривать искусственный интеллект либо голосом, либо через чат, а врач будет в смартфоне неким олдскульным форматом, который, наверное, быстро пройдёт. Поэтому, касательно трендов – думаю, что да, так или иначе мы перейдём в формат цифровой медицины. Очевидно, что мы туда не уйдём полностью, будет гибридная модель ― то, что мы наблюдаем в Штатах, как там объединяются клиники и телемедицинские проекты. Я думаю, что у нас будет примерно так же ― телемедицинские платформы, где врачи будут консультировать пациентов в ситуации, когда возможна дистанционная консультация, и будут некие локальные точки, в которых пациенты смогут проводить лабораторную диагностику, дополнительные исследования, которые нельзя сделать дистанционно.

Муслим Муслимов:

Мы были свидетелями вступления в силу закона о телемедицине с 1 января 2018 года. Как, на ваш взгляд, он повлиял на оказание телемедицинских услуг? В законе есть определённые правила оказания услуг, согласно которым первая консультация должна происходить очно, офлайн, а остальные могут происходить онлайн. Сейчас народ злоупотребляет, не учитывая эту поправку, исходя из того, что консультация является формой предоставления информационных услуг, а не врачебной консультацией. Как вы на это смотрите? Есть ли у вас с этим сложности, и как, на ваш взгляд, должна отражаться поправка на взаимодействие врач-пациент.

Денис Швецов:

По моему мнению, закон о телемедицине точно навел порядок на рынке. Если пару лет назад о телемедицине говорили очень осторожно, и только самые смелые пошли и на этот рынок, то на волне обсуждения закона, на волне внесения в него правок появилось много компаний, которые захотели для себя опробовать этот рынок. Это были не только клиники, а различные компании, которые даже не обладали медицинской лицензией и было совершенно непонятно, кто оказывает консультацию. Закон здесь навёл порядок, чётко определил, кто может проводить телемедицинские консультации, точнее, кто может оказывать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий, потому что телемедицинские консультации — это не вид услуг, это способ оказания медицинской помощи. Навел порядок, определил, что это могут делать только клиники, должны делать сертифицированные практикующие врачи, и определил рамки, что можно делать в рамках телемедицинской консультации, а что нельзя. Эти рамки можно обсуждать по-разному; кто-то считает, что они слишком жесткие, кто-то считает приемлемыми для того чтобы начать развитие цифровой медицины, а не упереться в критическую ситуацию, которая поставит крест на развитии цифровой медицины.

Я отношусь к этому так, что так или иначе нужно было с чего-то начинать, и это был хороший старт. Дальше будет зависеть от того, как законодатели и контролирующие органы будут относиться к исполнению этого закона. Если будут всё зажимать, ставить рамки и говорить «Это нельзя», «Тут накажем», «Тут вот так сделаем», тогда, конечно, цифровое здравоохранение пойдёт у нас с трудом, а если будут разумно подходить к тому, что делают компании-пионеры, то, я думаю, в итоге и законодательство будет урегулировано так, что это будет и полезно для пациентов, и интересно для компаний, которые занимаются этим направлением.

Муслим Муслимов:

Денис, мы с вами не так давно были в «Сколково», и вы говорили об объеме телемедицинских консультаций. Они, безусловно, меня обрадовали в плане своих объёмов. Приятно, что существуют модели, которые сейчас на рынке действительно имеют реализацию. На ваш взгляд, какой объём рынка телемедицинских услуг в России и как вы планируете в дальнейшем развивать в своей сети телемедицинские услуги?

Денис Швецов:

Здесь, наверное, важно ввести некий параметр, как мы оцениваем рынок. Можно оценивать в деньгах, можно оценивать в консультациях. В деньгах, наверное, он выглядит достаточно привлекательно, потому что сейчас есть продающие компании, мы к ним тоже относимся, которые продают готовые подписки на доступ к телемедицинским консультациям. В принципе, не важно, есть консультация или нет, для тебя это выручка, которая превращается в прибыль, если консультации нет. Другое дело, поскольку мы смотрим на этот бизнес в долгосрочной перспективе, то мы не хотим продавать воздух. Мы хотим, чтобы нашими услугами пользовались. Поэтому часть премии, которую мы получаем от продаж наших подписок, мы направляем на то, чтобы просвещать людей относительно того, что это за услуга, чем она может быть полезна, какие вопросы может решать. Поэтому вопрос просвещения и привлечения пользователей ― это, наверное, сейчас первоочередная задача для рынка. Туда приходят разные игроки, рынок сейчас достаточно маленький, толкаться на этом маленьком пятачке точно не хочется. Хочется, чтобы все собрались и направили свои усилия не на то, чтобы победить друг друга, а скорее развивать рынок.

Если говорить про количество консультаций, то я думаю, что сейчас всего по России проводится около 30.000 консультаций в месяц, 1000 консультаций в день. Но, всё будет зависеть от усилий, которые будут прилагать компании, которые работают на рынке. Мы с нашими партнёрами активно развиваем направление использования. Рассчитываем, что наше количество консультаций в ближайшие 3-4-5 месяцев точно увеличится на порядок; если сейчас мы проводим 1500 консультаций в месяц, то рассчитываем выйти на 1000 консультаций в день.

Мы хотим, чтобы нашими услугами пользовались, поэтому часть прибыли направляем на просвещение населения: что это за услуга, чем она может быть полезна, какие вопросы может решать.

Муслим Муслимов:

То есть у вас сейчас в планах 1000 консультаций в день по 11-ти клиникам?

Денис Швецов:

Да. Мы рассчитываем на то, что, по мере того, как будет развиваться рынок, так будет расти количество консультаций. Это станет интересным и клиентам, они начнут обращаться, это станет интересно и клиникам, которые обладают ресурсной базой. Здесь мы точно будем выходить за рамки клиники «Доктор Рядом», будем привлекать к партнёрству другие клиники, которые захотят предоставить своих врачей, для того чтобы проводить медицинские консультации.

Муслим Муслимов:

На какой платформе вы работаете?

Денис Швецов:

У нас сейчас реализована наша платформа, приложение называется «Доктор Рядом Телемед». Разработала нам её наша дружественная компания «Медлайнсофт», которая, собственно, поддерживает. Мы с ними очень хорошо работаем, они нам обеспечивают её развитие на текущий момент.

Муслим Муслимов:

Как слушатели могут использовать эту программу, приложение? Есть версии и для Андроида, и для айфона? Его можно скачать?

Денис Швецов:

Основной наш бизнес ― это продажа годового доступа для наших пользователей. Его стоимость зависит от самого продукта, а продукт зависит от того, насколько он пользуется страховкой или пользователи, которые имеют доступ. Условно, есть продукт, который продаётся через банки, их средняя цена для клиента порядка 5 – 8 тысяч рублей. Есть условия, когда телемедицина включается в сервисные пакеты страховых продуктов. Например, кредитное страхование жизни, или ДМС. Там за эту услугу платит партнёр страховой компании, либо жизни, либо не жизни. У них и условия, конечно, другие, потому что уровень проникновения услуги гораздо ниже.

Муслим Муслимов:

В вашем новом госпитальном центре со стационаром возможно проведение как сложных диагностических процедур, например, гастроскопии или колоноскопии, так и оперативного лечения. Почему вы приняли это решение? В концепции программы развития «Доктор Рядом» планировалось развитие сети клиник шаговой доступности, но никак не госпитальный центр.

Денис Швецов:

Это не изменение стратегии, это, скорее, правильное продолжение развития, органический рост сети клиник. Мы планируем и дальше развивать клиники небольшого формата в спальных районах. Другое дело, что в этих клиниках объективно не может быть оказано 100 % медицинских услуг. Для полного покрытия потребностей наших пациентов мы будем вокруг клиник небольшого формата «у дома» ставить клинико-диагностический центр, который будет покрывать весь спектр услуг, который недоступен маленькой клинике. Это будет выглядеть как модель звездочки, когда в центре есть клинико-диагностический центр, а вокруг него небольшие клиники «у дома», которые направляют туда пациентов, услуги, которые не могут оказываться в небольших клиниках.

Муслим Муслимов:

Количество медицинских стартапов сейчас просто невероятное. Мы каждый день, наверное, видим, что они взлетают, и потом где-то «садятся», их совсем не видно. Как вы считаете, чего им не хватает, и насколько инвесторы заинтересованы в такого рода продуктах?

Денис Швецов:

Действительно, медицинских стартапов сейчас очень много. Но, с другой стороны, если взглянуть на них чуть глубже, то они все разные. Кто-то специализируется на электронной медицинской карте, кто-то на записи к врачу, кто-то на лидогенерации, кто-то на телемедицинских консультациях, кто-то на блокчейне и обмене информации. На самом деле, они далеко не все одинаковы. Проблема, наверное, большинства медицинских стартапов в том, что рынок сейчас достаточно маленький. Он уже поделен между основными игроками, и, чтобы на него войти, нужно подвинуть кого-то из существующих игроков. Поскольку динамика роста количества консультаций не очень высокая, то получается, что нет достаточного рынка, для того чтобы стартап зашел и мог показать быстрый рост.

Муслим Муслимов:

В 2016 году команда «Доктор Рядом» приняла решение о развитии направления телемедицины. Была ли у вас поддержка в формате взаимодействия ГЧП? Как я понимаю, основной поток составляют пациенты, которые прошли уже страхование и являются пользователями ранних услуг, так скажем, или «Доктор Рядом» или, как вы сказали, пример с банковским страхованием. То есть основную базу пациентопотока вы собираете или через страховки, или через банки.

Денис Швецов:

Да, это так. Изначально в 2016 году мы хотели реализовать стратегию гибридной клиники, когда мы предоставляем максимально удобный способ нашим пациентам доступа к нашим врачам. Ближе, чем оказаться у дома в спальном районе, можно было только сделав мобильное приложение и положить его в смартфон нашим пациентам. После запуска такой гибридной клиники мы поняли, что нашим пациентам не так принципиально: иметь врача в смартфоне или спуститься с 3-го этажа на 1-ый, для того чтобы пойти в нашу клинику рядом с домом, потому что пациенты ходят в наши поликлиники, только потому что им удобно. Они либо живут рядом, либо проходят мимо. Они и так обладают удобным форматом общения с нашими врачами. Поэтому мы переформатировали нашу модель на предоставление телемедицины другим категориям клиентов. Если сейчас посмотреть нашу клиентскую базу клиник и клиентскую базу телемедицины, обнаружится очень небольшое пересечение пациентов, которые обращаются в клиники и обращаются к нам дистанционно. У нас 60 % обращений – это обращения пользователей из регионов. При этом география покрытия клиниками у нас только Москва. Основной канал привлечения пользователей у нас, действительно, это продажи продуктов либо через банки, либо через страховые компании, включение в другие страховые продукты, например, ДМС, или кредитное страхование жизни, или страховки от несчастного случая.

Муслим Муслимов:

Есть ли развитие в рамках ГЧП, видите ли вы его? Вообще, насколько можно работать с государственным медицинским учреждением в рамках телемедицины?

Денис Швецов:

В рамках телемедицины мы сейчас, наверное, не видим для себя большого и перспективного рынка в работе с государством. Скорее, хотим покрыть сейчас коммерческий рынок. Государство хоть и большое, это интересный кусок для работы, но на этом рынке достаточно много желающих проработать с другими ресурсами, которых у нас как у небольшой клиники, может быть, и нет. С другой стороны, текущий коммерческий рынок гораздо более динамичный, более гибкий и понятный. Поэтому мы пока хотим сфокусироваться на нём, а когда будут понятны правила игры в сегменте ОМС, то посмотрим и на него.

Муслим Муслимов:

Какие телемедицинские консультации у вас бывают чаще всего? Какие специалисты в первую очередь пользуются спросом?

Денис Швецов:

По структуре у нас приблизительно 70 % составляют консультации дежурных терапевтов и педиатров, тогда, когда помощь нужна здесь и сейчас. 30 % – это плановые консультации с узкими специалистами. Самым топовым среди всех специальностей у нас, и, как я знаю, у всех наших коллег на рынке, является гинеколог. Он находится в топе. Всегда, когда мы рассказываем, что гинеколог —самая популярная специальность, все сначала смеются, говорят: «Как такое может быть? Неужели что-то показывает?». Конечно же нет, но у женщин много вопросов, которые они задают врачу дистанционно, для того чтобы очный прием был максимально эффективным. Следующими по популярности является уролог, дерматолог и кардиолог. Это наши основные специальности, которые из 30 % звонков занимают, наверное, половину. Следом идут другие специальности более-менее равномерно.

Муслим Муслимов:

В системе «Доктор Рядом» как я понимаю, вы подключены к ОМС. Может ли пациент обратиться через телемедицинскую консультацию к специалисту, у которого он уже был в рамках пройденной консультации по ОМС?

Денис Швецов:

Сейчас телемедицина у нас распространяется только на те продукты, которые мы продали через наших партнёров. ОМС в этот сегмент клиентов не входит.

Муслим Муслимов:

Объём пациентов, которые к вам обращаются, я имею ввиду объем по страхованию, поток по ОМС и поток, который приходит «с улицы». Какие объёмы в процентном соотношении, кого больше?

Денис Швецов:

Сейчас у нас на ОМС приходится, наверное, не больше 10 %. Подавляющее число клиентов нам дают страховые компании, с которыми мы значительно расширили наше партнерство, в том числе за счет включения телемедицины в страховые продукты. У нас сейчас 50 % пациентов составляют ДМС, 40% это физлица, которые обращаются напрямую, и 10 % это ОМС.

Муслим Муслимов:

Мы говорили ранее о том, что система развития по принципу звездочки подразумевает наличие клиник шаговой доступности и многопрофильный клинико-диагностический центр. Но есть также высокоспециализированные медицинские центры, где оказываются, например кардиохирургические операции, нейрохирургические. Учитываете ли вы потребность пациентопотока в такого рода манипуляциях? Создаёте ли некий поток для научно-исследовательских институтов, для тех медицинских учреждений, в которых оказываются эти услуги?

Денис Швецов:

Конечно. Это стандартная практика работы наших клиник. Мы покрываем порядка 80 % всех потребностей, которые возникают у наших пациентов с точки зрения получения медицинской помощи. Но 20 % все же остаются. Эти 20 % мы перенаправляем нашим клиникам-партнёрам. У нас есть список доверенных клиник и различных медицинских центров, куда мы направляем своих клиентов, для того чтобы они там могли получить ту помощь, которую мы не оказываем у себя в клиниках.

Муслим Муслимов:

Какие принципы созданы сейчас в команде, которая оказывает телемедицинские услуги? Все-таки, это непростой момент, потому что одно дело ― управлять приемом офлайн, когда все понятно, когда мы видим пациента, другое дело ― когда прием онлайн. Фактически, есть определённые формы взаимодействия в рамках медико-экономических стандартов, даже больше ― алгоритмы лечения, алгоритмы диагностики. Есть ли у вас такого рода алгоритмы, может быть, уже скрипты, смешанные с алгоритмом? При ответе специалистом колл-центра должен быть некий скрипт. Может быть, действительно, будет искусственный интеллект, который будет отвечать на вопросы «да», «нет». Помимо этого, еще есть медицинские алгоритмы назначения, рекомендаций. Есть ли у вас уже готовая методология взаимодействия с пациентопотоком, и, если она есть, насколько вы её считаете продуктивной?

Денис Швецов:

Действительно, с точки зрения развития проекта телемедицины внутри клиники нам пришлось выделить телемедицинское направление в отдельный вектор относительно существующей медицинской практики в клинике. Это связано с тем, что телемедицинские консультации с точки зрения порядка проведения отличаются от очного приема. Есть и законодательные ограничения, есть и процессные ограничения с точки зрения того, что врач не может провести физикальный осмотр. Поэтому врачей нужно готовить к дистанционным консультациям, в том числе и в той части, как они ведут структуру диалога. Поэтому у нас есть медицинский директор в телемедицинском направлении, который отвечает за подготовку врачей. У нас есть инструкция, которую изучают все врачи, у нас есть разработанные тесты, которые должны обязательно проходить все врачи, у нас есть курсы обучения коммуникациям для врачей. Конечно же, есть критерии отбора врачей. Понятно, что каждый врач должен обладать эмпатией, для того чтобы помочь пациенту, но в телемедицине это становится критичным фактором. Если на очном приеме ты пришёл в клинику, сидишь в кресле, тебе доктор что-то пишет ― прием состоялся, то в телемедицине совсем не так. Если врач не нашёл общий язык с пациентом, если он не объяснил ему все проблемы, которые могут возникнуть, и что пациент должен сделать, для того чтобы решить свою проблему, телемедицинская консультация не будет эффективной и пациент не сможет понять ценности, которую врач пытается до него донести. Ему покажется, что он поговорил с врачом, который не смог ему помочь.

В телемедицинской консультации отсутствует невербальный контакт, поэтому очень важно уметь находить общий язык с пациентом.

Муслим Муслимов:

Фактически, вы – человек, который возглавляет команду развития. По большому счету, на рынке медицины, наверное, по пальцам можно пересчитать команды, которые занимаются развитием медицинского бизнеса. Я знаю, что вы не доктор, но вам удается быть в топе и новостной ленты, и выступать на ведущих конференциях. Как удалось собрать эту команду и какие основные формы взаимодействия внутри команды вы приемлете для достижения результата?

Денис Швецов:

Я думаю, что телемедицинский проект, стартап, ничем не отличается от любого другого стартапа и формирования команды. Чтобы проект был успешен, очевидно, что это должна быть командная работа, ориентация на результат. Среди наших ценностей ещё и забота о клиенте. Если все ориентированы на то, чтобы помочь клиенту, для того чтобы работать, как единая команда, то за счет этого и достигается синергетический эффект. Другое дело, что важно правильно подобрать необходимые компетенции. В команде должны быть IT, которые разрабатывают платформу, в команде должны быть медики, которые на этой платформе обеспечивают качественное оказание медицинской помощи, в команде должны быть операционные менеджеры, которые обеспечивают все внутренние текущие процессы, и в команде должны быть продавцы и продуктологи, которые умеют собрать правильно продукты и потом донести их до клиента напрямую или через партнера. Это комбинация компетенций и ценностей, которая позволяет достичь хорошего результата.

Муслим Муслимов:

У вас сейчас 11 центров. Какие вы ставите планы по количеству, допустим, через 3 года?

Денис Швецов:

В нашей стратегии открыть порядка 30-ти небольших клиник формата «у дома». На каждые 5 таких клиник мы планируем КДЦ. То есть в горизонте 2-3 года мы хотим, чтобы было 30 клиник и 6 клинико-диагностических центров.

Муслим Муслимов:

Наверное, основная проблема, основная сложность ― это помещение, выбор и доступность такого рода помещений. Не каждое помещение, как мы понимаем, подходит под оказание медицинских услуг по своему назначению. Не все помещения, которые предоставляются от города, соответствуют назначению. Какой у вас принцип выбора такого рода объектов, и есть ли понятная схема, чтобы развитие шло в русле ваших планов?

Денис Швецов:

Конечно, мы имеем карту развития наших клиник. На текущий момент мы не фокусируемся на том, чтобы открывать клинки только в рамках частно-государственного партнёрства «Доктор Рядом». Для нас принципиально замкнуть кольцо вокруг Москвы, сделать клинико-диагностический центр в центре города, для того чтобы было покрытие, а затем уже идти в покрытие регионов, создавая примерно такую же структуру: открытие клиник и КДЦ. Выбирая помещение, мы ориентируемся на район, который нам интересен, насколько помещение подходит для организации клиники, какой там клиентопоток. В принципе, аналогично любым другим клиникам, которые хотят открываться в формате «рядом с домом».

Муслим Муслимов:

Приложение «Доктор Рядом» ― это внешний телемедицинский продукт со своими принципами сертификации, стандартизации. Но есть другой информационный продукт, который вы ежедневно пользуете совместно с врачами для ведения медицинской документации и для аналитической, экономической отчетности. На рынке существует огромное количество медицинских программ, от «Инфоклиники» до «Медиалога» и иже с ними, каким путём вы пошли, какое у вас решение?

Денис Швецов:

Мы изначально были клиникой, которая на базе своей медицинской инфраструктуры начала создавать телемедицинскую платформу, что и предопределило архитектурные решения, которые мы имеем. То есть, в клинике работаем с медицинской информационной системой «Инфоклиника», а наша телемедицинская платформа интегрирована с «Инфоклиникой». Мы делали это для того чтобы врачам было максимально удобно работать с онлайн-консультацией. У нас сейчас врач ведёт свой очный прием в клинике, у него есть расписание. Это расписание конкурентно и доступно как для пользователей клиники, так и для пользователей телемедицины. Если на 9:30 запись к врачу в клинику, на 10:00 можно записаться на телемедицинскую консультацию, на 10:30 снова в клинику. Разница заключается в том, что в одном случае открывается дверь и заходит пациент, а в следующем приёме открывается видеоинтерфейс и врач консультирует пациента онлайн. С точки зрения оформления медицинской документации и с точки зрения ведения процессов процесс идентичный для врача. Он действует одинаково что на очном приеме, что на телемедицинском приеме. С точки зрения документации, с которой он оформляет.

Муслим Муслимов:

Но, фактически, он подписывается электронной подписью по завершении консультации.

Денис Швецов:

Конечно. Это обязательное условие. Исходя из нормативной базы, которая у нас сейчас есть, все заключения должны быть подписаны ЭЦП. ЭЦП интегрирована в нашу медицинскую информационную систему, иначе протокол не может быть подписан.

Муслим Муслимов:

Насколько ваша телемедицинская платформа может быть использована при другой информационной системе и насколько вы это планируете?

Денис Швецов:

Планируем и может быть использована. У нас существует интерфейс, с одно стороны, интегрированный с медицинскими информационными системами, с другой стороны, свой интерфейс, который позволяет дублировать функции МИС. Врачи внешних клиник все равно должны вести медицинскую документацию в рамках своих медицинских информационных систем, но всю остальную процессную часть, как получение проведение консультации, ведение расписания, формирование заключения, прикладывание заключения из медицинской информационной системы они могут делать через личный кабинет врача, который мы предоставляем. Он выглядит в виде веб-интерфейса, может быть как интегрирован в МИС, так и работать без интеграции.

Муслим Муслимов:

Я уверен, нашу передачу посмотрят наши с вами коллеги, которые занимаются развитием клиник и управления клиниками. Если сейчас кто-то из них захочет, так сажем, дальше вести телемедицинский прием, могут ли они обратиться к вам с просьбой предоставить телемедицинскую платформу и на каких условиях?

Денис Швецов:

Мы здесь открыты для партнёрства, но не хотим добавлять врачей ради того, чтобы эти врачи просто появились на платформе. Мы хотим, чтобы был здоровый баланс между количеством врачей, которые присутствуют на платформе, и количеством консультаций. Чтобы не было неким формальным добавлением, когда у врача нет ни одной консультации, а чтобы если врачи добавлялись, у них точно был объём и они не теряли практику, а наоборот, её нарабатывали. Поэтому у нас есть свои критерии с точки зрения специальностей, которые должны быть на платформе, с точки зрения SLA по доступности каждой из специальностей для записи. У нас есть направления, которые закрыты на текущий момент нашими врачами, но есть направления, в которых мы могли бы поработать с клиниками. Это означает, если к нам обратится клиника-партнёр, то мы можем согласовать специалистов, которые нам интересны. Мы выдадим инструкции, проведём обучение. После тестирования и одобрения нашим медицинским директором мы этих врачей выведем на платформу, и они смогут консультировать наших пациентов.

Муслим Муслимов:

Я знаю, что ваше взаимодействие со Сбербанком ― это некое ноу-хау на рынке, которое позволило вам взять определённый объём. Какие были основные сложности в рамках взаимодействия, и с чем пришлось столкнуться?

Денис Швецов:

Этот проект действительно масштабный и, наверное, аналогичных примеров на рынке сейчас нет. В рамках нашего взаимодействия со Сбербанком и их страховой компанией «Сбербанк страхование жизни» в общей сложности к нам будет подключено более 4 млн пользователей. Это для нас действительно определённый вызов, потому что необходимо обеспечить и соответствующее качество услуг, необходимое количество врачей для проведения консультаций, и соответствовать высоким требованиям Сбербанка. Поэтому нам действительно пришлось приложить немалые усилия по всем направлениям: и с точки зрения развития и адаптации нашей IT-платформы, и с точки зрения проработки инструментов взаимодействия с врачами, и контроля их работы, потому что пришлось вывести дополнительно врачей. Но это действительно большой, интересный проект, который позволит, я думаю, нам действительно продвинуть телемедицину в массы. Почти 4 млн пользователей – тут уже можно измерять в процентах от населения страны, можно говорить, что реальное, глобальное покрытие. Сейчас основная задача для нас и наших коллег из «Сбербанк страхование жизни» это повысить пользование услугами, чтобы максимальное количество людей узнало том, что такой сервис им доступен.

Муслим Муслимов:

А сейчас какое количество подключено из тех 4-х млн?

Денис Швецов:

На текущий момент около 1,5 млн уже подключены. Остальная часть должна быть подключена до конца 2018 года.

Муслим Муслимов:

Это только те люди, которые оформили страховку в «Сбербанк страхование жизни»? Или это любой клиент Сбербанка?

Денис Швецов:

Нет, это определённые категории клиентов. Это либо клиенты, которые оформили кредитное страхование жизни в «Сбербанк страхование жизни», либо клиенты Премьера и Сбербанк Первого, которым мы в сервисный пакет обслуживания включили доступ к телемедицинской консультации.

Муслим Муслимов:

Есть ли у вас миссия в такого рода деятельности?

Денис Швецов:

Мы хотим, чтобы медицина стала пациенто-центричной, и из директивного формата взаимодействия врача и пациента превратилось в некие доверительные отношения. Чтобы всё взаимодействие крутилось не вокруг врача, а вокруг пациента. Мы встраиваем пациенто-центричный подход и стараемся проводить не разовые консультации, а вести комплексную заботу, чтобы пациент, однажды обратившись к нам, решил все свои медицинские проблемы с помощью нашего врача, а мы делали это с эмпатией и желанием помочь.

Муслим Муслимов:

Брали ли вы за основу алгоритмы международных систем? В целом, вопрос к вам как к эксперту: какие бы страны выделили в оказании телемедицинских услуг?

Денис Швецов:

Мы, конечно же, внимательно смотрим на опыт Соединённых Штатов, потому что там телемедицина развивается уже давно и продвинулась достаточно далеко как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения процесса оказания услуги. Об этом говорят много. Все знают компанию Teladoc. Если в 2016 году они говорили, что близки к 1 млн консультаций, то в 2018 году они хотят провести 2 млн консультаций. Поэтому, реализуя свою бизнес-модель и реализуя технологию взаимодействия врачей и пациентов, мы, конечно же, смотрим на практику Соединённых Штатов. Очевидно, не копируем её, потому что есть разница между здравоохранением Штатов и здравоохранением России, поэтому какие-то механизмы адаптировали под нашу действительность.

Муслим Муслимов:

Как вы считаете, какие ещё технологии на рынке будут успешны в ближайшее время? Мы, фактически, возвращаемся к первому вопросу, я его немного модернизирую. И вы, и я заметили, наверное, появление робототехники в высокотехнологичной помощи. Робот Da Vinci, по-моему, любое большое учреждение поставило к себе. Не факт, что он работает, но закупки прошли. После 1 января 2018 года все ринулись в телемедицину. Видите ли вы в ближайшем будущем технологию, которая может быть более пациенто-центричной на рынке, или создаст возможность для пациента быть ближе к врачу, ближе к специалисту, к медицинским услугам? Почему об этом говорю? Даже в формате развития системы «звёздочка», где есть клиники в шаговой доступности, и я, и вы понимаем, что там определённые пациентопотоки. Фактически, из него формируется пациентопоток в клинико- диагностический центр, из него – в специализированный центр. Но, по большому счёту, это некий путь, который пациенту иногда сложно проходить, иногда, может быть, даже не нужно. Фактически, как вы сказали, в виде искусственного интеллекта может позволить сразу донести пациента к нужному специалисту, к нужному врачу с его узким заболеванием. Видите ли вы такого рода технологии, или, может быть, не такого рода, которые будут актуальны на рынке в ближайшее время?

Денис Швецов:

Я думаю, что есть несколько направлений, которые будут развиваться в цифровой медицине. Наверное, одно из направлений, действительно, искусственный интеллект, который будет применяться в разных направлениях. 1-ое направление ― некая предварительная диагностика и интеллектуальный скрининг здоровья пациента, для того чтобы сформировать картину и передать её врачу для дальнейшего взаимодействия с пациентом и каких-либо медицинских рекомендаций. 2-ое направление ― уже в процессе консультации будут применяться системы искусственного интеллекта, помогающие собрать и структурировать и данные о пациенте перед консультацией. 3-е направление, где они наверняка будут применяться, это контроль качества оказания медицинской помощи, работа с неструктурированными медицинскими данными, для того чтобы оценить качество оказанных медицинских услуг. 4-ое направление, где будет применяться, это распознавание снимков, КТ, МРТ и прочего, для того чтобы на ранних стадиях выявлять заболевание; тоже некий скрининг. Я думаю, это основные 4 направления, которые будут развиваться с точки зрения искусственного интеллекта. Помимо этого, наверняка будут развиваться носимые устройства, которые будут позволять вести постоянный мониторинг жизненных показателей и передавать их врачу для проактивного взаимодействия с пациентом в случае, если возникнет какая-либо опасность с точки зрения его состояния здоровья. Как однажды рассказывал один мой знакомый, он нарисовал черный квадрат, показал ширину квадрата и поставил одну беленькую точку. Как вы думаете, что это такое, белая точка? Это то, что знает врач о пациенте в момент обращения его к врачу, а черное поле – это вся информация, которая есть, но врачу не доступна. Очевидно, система носимых датчиков, система искусственного интеллекта, предварительный скрининг эту белую точку будут расширять. Это будет полезный объём информации, который позволит исключить врачебную ошибку и принять правильное решение.

Муслим Муслимов:

Денис, хочу поблагодарить вас. Действительно, экспертность достаточно высока, особенно с «врачебным» квадратом. Я всегда знал только квадрат Малевича, оказывается, есть ещё и «докторский» квадрат. Остаётся только пожелать вам успехов в реализации поставленных задач и планов. Спасибо за эфир!

Денис Швецов:

Спасибо большое!