{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Иван Минеев Менеджер по развитию ювелирной компании «Act and Get jewelry» 02 августа 2018г.
Молодежное предпринимательство
Поговорим с молодым предпринимателем о том, как начать свой бизнес до 18 лет, какие трудности стоят на первых этапах основания компании

Ольга Алёшина:

Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире передача «Про дело» и я, ее ведущая, Ольга Алёшина. Сегодня у меня в гостях Иван Минеев – основатель маркетингового агентства. И мы сегодня будем говорить о молодежном предпринимательстве. Привет, Ваня!

Иван Минеев:

Привет, Оля!

Ольга Алёшина:

Расскажи немножко о себе. Сколько тебе лет? Откуда ты приехал? Чем ты занимаешься? И во сколько лет ты начал заниматься предпринимательством?

Иван Минеев:

Мне 17 лет. Всю свою осознанную жизнь я был в Астрахани. Недавно переехал в Москву поступать в университет. Закончил 11-й класс в этом году. Занимаюсь бизнесом с 11 лет. Пробовал себя в разных мелких и не самых мелких делах. И меня это очень нравится.

Ольга Алёшина:

Расскажи сразу про твой первый бизнес, что это было?

Иван Минеев:

Это я где-то в 4-м классе, наверное, в розницу продавал всякие канцелярские изделия у себя в классе и в параллельных классах, также конфеты продавал по несколько рублей. Потом ввел тренд на то, чтобы бить девочек резинками для денег, и всем мальчикам задорого продавал резинки, чтобы они всех били.

Потом быстро это все убрали, наказали, и на этом все закончилось. Потом я стал микрофинансированием заниматься, давать деньги под 100% в день на пирожки одноклассникам. Потом перестали возвращать, пришлось нанимать коллекторов.

Ольга Алёшина:

Даже так?

Иван Минеев:

Да, ребят покрупней. Потом начала классная руководительница называть старухой-процентщицей меня, и к директору родителей вызвали и тоже пресекли. Все мои начинания прекращались из-за вмешательства.

Ольга Алёшина:

Постоянно кто-то мешал развиваться?

Иван Минеев:

В России всегда мешают бизнесу развиваться.

Ольга Алёшина:

А почему вот с самого начала именно предпринимательство? Как ты понял, что ты хочешь сразу работать на себя, а не на дядю? В тебе это было заложено?

Иван Минеев:

У меня отец предприниматель, и мне сама идея нравится предпринимательства, то есть я все время работал не для того, чтобы заработать побольше денег, а мне нравился сам процесс. Мне нравилось то, что я делаю что-то не по шаблону, а как-то интересным способом зарабатываю деньги. И это было довольно нестандартно, я всегда любил делать какие-то нестандартные вещи, и мне поэтому это нравилось. Потом я еще более полноценно осознал, что предпринимательство – это огромные возможности, и что это намного лучше, чем работать в найме, потому что открываются гораздо большие возможности, отсутствует потолок, то есть всегда есть, куда развиваться. Потом предприниматели могут высвободить очень много свободного времени, если автоматизируют свой бизнес, а время – это самый ценный ресурс, и я к этому стремлюсь. То есть выйти на серьезный доход и уже заниматься вообще любыми остальными классными делами, которые приносят мне удовольствие. И чтобы у меня не было страха потерять работу или постоянно зарабатывать какими-то одинаковыми действиями.

Ольга Алёшина:

Мы услышали про твои маленькие начинания, так можно сказать. Когда было какое-то первое серьезное дело? И что это было?

Иван Минеев:

Где-то в 7-м классе еще было чуть-чуть получше в плане прибыльности, чем раньше, я начал организовывать лотереи в школе также, все параллельные классы у меня играли в лотерею. Казино проводить запрещали. У нас в России любят лотереи, я стал тоже в школе…

Ольга Алёшина:

А в каком формате она была, эта лотерея?

Иван Минеев:

В более понятном для школьников. Есть компьютерные игры, и там очень популярное место, в общем, детям маленьким покупают игрушки, а детям, которые любят играть в компьютер, покупают специальные скины на оружие за игровую валюту и что-то такое. Мы вот эти скины разыгрывали всяким геймерам, кто любил играть в компьютерные игры на лотерею.

Ольга Алёшина:

Прибыльно было?

Иван Минеев:

Ну, да, потихонечку получалось.

Ольга Алёшина:

А какой оборот, если не секрет (в месяц)? Сколько жил этот бизнес?

Иван Минеев:

Этот бизнес жил тоже не очень долго, где-то месяц-полтора. Я сейчас не помню, сколько мы зарабатывали, но типа рублей 400 в день на переменках – нормально.

Ольга Алёшина:

Нормально. На обед…

Иван Минеев:

Мне этого хватало на покушать. Потом, что более серьезное, это мы с моим другом начали заниматься чем-то более серьезным – мы проинвестировали тысяч 15-20 в видеорегистраторы и антирадары, и открыли такой небольшой магазинчик для автолюбителей в Интернете. То есть у нас была группа ВКонтакте, и мы использовали как основной канал Авито. Там мы продавали эти видеорегистраторы и антирадары самого низкого сегмента (целевая аудитория). Закупали мы их на Алиэкспрессе и на других оптовых сайтах с Китая. Соответственно, привозили, получали и в розницу придавали. Но как-то не зажигало меня это.

Ольга Алёшина:

А у вас заказы были вообще?

Иван Минеев:

Заказы были, но так, очень медленно. Мы думали как-то супермасштабироваться, рекламироваться пытались, но из-за учебы много времени не было. В итоге в минус мы не ушли, распродали 2 партии, и нам это надоело. Мой партнер стал заниматься шарами, то есть он надувал воздушные шары на день рождения и так далее, а я ушел в продажу, стала заниматься сетевым маркетингом.

Ольга Алёшина:

Давай переходим к теме сетевого маркетинга. Почему именно продажи?

Иван Минеев:

Считаю, что, во-первых, продавать – это… Во-первых, любой бизнес, в который я вступал, это было не ради денег, а ради опыта, так как я иду все время в своей жизни к какой-то глобальной цели. Я выбрал сетевой маркетинг потому, что его советуют многие успешные люди (Кийосаки, Дональд Трамп и другие классные ребята), так как это идеальная модель бизнеса, которая снимает комплексы коммуникации и развивает навыки продаж. Навык продаж – это, я считаю, основной навык вообще в жизни человека, потому что продавать приходится не только вещи, но и самого себя. Даже работник в найме, когда приходит устраиваться на работу, ему надо максимально качественно продать себя, чтобы работодатель его выставил в приоритете. Когда я начал заниматься сетевым маркетингом, я читал книги по продажам, смотрел видео по продажам и прокачивал себя…

Ольга Алёшина:

Может, посоветуешь прямо сразу какие какие-нибудь книги…

Иван Минеев:

Книги я посоветую в конце, самые основные книги вообще для занятия бизнесом. Напомни мне про этот вопрос. А что касается сетевого маркетинга, я с ним связался еще пораньше, когда активно изучал криптовалюту (где-то на полгода раньше, чем серьезно). Меня пригласили в пирамиду откровенную, о которой я узнал довольно поздно, но, слава Богу, не успел туда никого пригласить. И пострадал только я, и то неполноценно, все-таки часть денег удалось вытащить. Криптовалюта – это, я считаю, очень перспективное направление. Я закончил в Астрахани (у себя в родном городе) криптошколу, и учился трейдингу, инвестициям в ICO и разным классным вещам, связанным с криптовалютой. Через 5-10 лет мы откажемся, я считаю, от банковской системы и будем работать без посредников. В криптовалюту я начал инвестировать где-то год назад, когда это было супер пупер популярно. Тогда же я связался с сетевым маркетингом, связанным с этим. Я уже говорил, это оказалось пирамидой. Мне не доставляло удовольствия продавать воздух, и я стал искать что-то более интересное с той же самой моделью. Нашел интересную компанию, называется CBF. Там я проработал 2 месяца, у меня было 60 сотрудников, которые были обеспечены доходом, с которых я получал пассивный доход. Я продавал им тоже продукты, связанные с криптовалютой, но на которых уже можно было зарабатывать, то есть это дополнительный способ заработка. Заработал за 2 месяца порядка 60 тысяч рублей, что весьма неплохо для Астрахани со средней зарплатой 20-25.

Ольга Алёшина:

А по времени какая затратность у тебя была?

Иван Минеев:

4 часа в день я этому уделял. Это уже вот недавно было, тогда приходилось кучу времени уделять ЕГЭ, причем очень сложно было, потому что хорошая учеба не коррелирует с предпринимательством. Было сложно быть порядочным учеником (последние 2 года я учился супер хорошо, во всяком случае, я себя так оцениваю) и из активно заниматься бизнесом. Но я старался на 2-х стульях усидеть (и бизнесом заниматься, продажи прокачивать, и учебой). И у меня было максимум 4 часа в день, то есть заработал я 60 тысяч на сетевом. Если бы было больше времени, то это было бы в 2-3 раза больше в те же самые сроки, то есть гораздо интереснее. Потом, когда я занимался вот этой компанией, я понял, что старые способы привлечения людей (встречи, холодный обзвон) – это все не очень актуально в 2018 году, когда уже подходят нормальные технологии такие современные, и я начал настраивать рекламу. Я заинтересовался рекламой в социальных сетях, понял, что это классный канал по лидогенерации. Настраивал рекламу на себя самого, на своих партнеров, просаживал там тысячи рублей в пустую, пока нарабатывал опыт, и понял, что это классный вариант привлечения людей. У меня выходил 1 клик в Инстаграме на город Астрахань всего 1 рубль, из них цена заявки составляла 3 рубля. Посчитал конверсию, соответственно, со 100 заявок у меня получилось 3% продажи. Посчитал, разложил декомпозицию, это было выгодно. И я стала развиваться в сетевом, только через рекламу. Соответственно, онлайн приглашал людей, делал продажи и понял через какой-то момент, что продавать продукты сетевого маркетинга мне надоело, потому что приходилось все время рассказывать однотипные презентации компании. Я этим занимался для набора опыта, изучал это изнутри, потому что я сам хочу открыть свою сетевую компанию с классным продуктом. И я понял, что мне это поднадоело, что, в принципе, я это изучил более-менее. И я стал заниматься более традиционным бизнесом – развивать маркетинговое агентство, чем сейчас занимаюсь. В маркетинговом агентстве (как я его развивал), то есть я умел продавать, но мне не хотелось самому настраивать. Когда ты сам себе настраиваешь рекламу и другим, ты сильно ограничена во времени. Настройка рекламы – это довольно серьезный процесс, таргетологи там тратят кучу времени на оптимизацию рекламной кампании, сегментацию, выявление активной/неактивной аудитории. Это все занимает кучу времени, и есть ограничение у тебя в твоем заработке, потому что ты понимаешь, что за 1 единицу времени ты можешь взять 1 клиента. Если у тебя 10 единиц времени, то это максимум 10 клиентов, и твой потолок у таргетологов – это 50-100 тысяч рублей, а тебе хочется развиваться дальше. Соответственно, я стал нанимать таргетологов, тех, у кого не хватало заказов, и предоставлять им эти заказы. То есть сначала я искал заказы по своей компании, в которой я работал (сетевой), так как я был лидером мнения. Я топ-лидер вообще был в этой компании, то есть достиг наивысшего статуса. У меня есть на главном сайте своя официальная команда, и меня люди там признавали, как своего, уважали, и на доверии, собственно, заказывали у меня рекламу. Я помогал им более удобным способом привлекать людей. Стал набирать себе сотрудников, то есть они работали все поддельно, потому что так удобней. Я не рискую, им тоже хорошо – сколько выполнили, столько получили. Нанимал сотрудников, сначала это был 1-2 человека (таргетолога), потом больше. И я понял, что маркетинговые агентства – это актуальная вещь. Их, конечно, очень много уже сейчас, но любой малый бизнес, он нуждается в этом (в рекламе, в лидогенерации), и это супер актуально и полезно абсолютно для каждого, поэтому я сейчас этим занимаюсь.

Ольга Алёшина:

Здорово. Ты так широко рассказал, что я даже растерялась. Так, ты этим начал заниматься, то есть ты основал вот это маркетинговое агентство, которое у тебя работает по сегодняшний день. Как давно это было?

Иван Минеев:

Где-то 2-3 месяца назад я начал этим заниматься. Я не знаю, когда это перешло в маркетинговое агентство, потому что сначала настраивал я, потом с другом, потом кому-то стал делегировать.

Ольга Алёшина:

Как ты начал людей привлекать, и это все обросло у тебя?

Иван Минеев:

Да. Так что точного срока нет, но начал где-то изучать 3 месяца назад. Сам я знаю, как это все делать, на базовом уровне, и понимаю, что, чтобы это делать качественно, нужны профессионалы, которые занимаются этим 2-3 года. И я стал искать таких людей, которые в этом профи, которые заканчивали специальные курсы и так далее. Фишка в том, что те, кто занимается такой муторной работой как парсинг баз, настраивание реклам, они интроверты, не очень коммуникабельны, так как их работа все время перед компьютером сидеть, что-то тыкать, и они сами продают не очень хорошо. И, по принципу разделения труда, я им предложил: «Занимайся своим любимым делом, настраивай рекламу, а я буду искать тебе заказы». Это в, принципе, всех устраивало.

Ольга Алёшина:

Взаимовыгодное сотрудничество?

Иван Минеев:

Да. И взаимовыгодное сотрудничество, оно ни к чему не обязывает. Я не обязан им каждый день давать клиента, они не обязаны принимать все мои заказы. Если есть заказ, я спрашиваю: «Хочешь сделать?» Если он хочет – делает. И дальше я стал искать клиентов и понял, что у большинства запросы не ограничиваются настройкой рекламы в Инстаграме. Кто-то хочет настраивать в Яндексе, кто-то хочет в Гугле, кто-то хочет вообще. У кого-то сайта нет, у кого-то Инстаграма нет, кто-то хочет, чтобы ему вели аккаунт. Я понял, что не надо ограничиваться только этим, тем более что я сам не настраиваю, а просто делегирую обязанности. И я стал искать людей, которые могли бы делать остальные задачи. Сейчас я хожу на «Бизнес Молодость», там прокачивать в бизнесе. И там есть классный нетворкинг и много знакомств. Я там нашел себе несколько еще сотрудников, которые занимаются настройкой рекламы в Яндексе, настройкой рекламы в Гугле. И я понял, что просто девочки, с которыми раньше общался, кто ведет хорошо свой Инстаграм, они могут оформлять Инстаграм-аккаунты, то есть я тоже нанял их. Причем на аутсорсе из Астрахани, где зарплаты достаточно низкие, они достаточно за небольшие деньги тоже оформляют аккаунты. Я нашел людей, которые могут вести Инстаграм-аккаунты, соответственно, нашел человека, который делает лендинги (одностраничные сайты). И постоянно пул задач, которые мы можем решать, он расширяется. Я понимаю, что клиенту, который только начинает заниматься бизнесом, или который давно занимается, но никогда не рекламировался в Интернете, мы можем решить практически любую его задачу и можем ему помочь.

Ольга Алёшина:

А сейчас на будущее у тебя уже запланированы и SMM?..

Иван Минеев:

У меня есть четкий план масштабирования и выхода самому из этого бизнеса, то есть чтобы он работал отдельно. На данный момент у меня есть порядка 15 человек, которые готовы всем этим заниматься, которые не на зарплате, а просто посдельно, но которые имеют отношение ко мне. И мне осталось сейчас найти просто несколько хороших менеджеров по продажам, которые будут еще сами искать заказы, обрабатывать заявки и продавать. И все, собственно, на этом мое участие заканчивается. Мне остается просто контролировать качество и следить, чтобы вся эта машина не сбивалась.

Ольга Алёшина:

И ты хочешь во что-то другое уже переходить?

Иван Минеев:

Да, у меня есть сейчас классный проект. Во-первых, я сейчас работаю в найме менеджером по развитию сетевой компании, продолжаю изучать изнутри. Я изучил сетевой бизнес со стороны участника, партнера компании, а сейчас я изучаю его со стороны работника на зарплате как правой руки самого основателя этой компании. Компания называется «Act and Get jewelry», это белорусская компания, которая занимается ювелирными изделиями и также по сети распространяет их. Я там нахожусь как менеджер по развитию, я придумываю маркетинг-план, я думаю, как лучше мотивировать команду, я думаю, как настроить им рекламу, то есть мое маркетинговое агентство будет настраивать им рекламу, продвигать, и решаю, в общем, кучу задач мелких и не очень мелких, в которых я компетентен как топ-лидер сетевой компании. То есть свой опыт туда привношу и, заодно, смотрю на сетевой маркетинг под другим углом, со стороны не партнера, а основателя, чтобы опять же набраться опыта. Потому что следующий мой проект – это своя сетевая компания по привлечению инвестиций. У меня есть знакомый человек, который занимается строительством. Точнее, не строительством, он делает на заказ на заводах всякие полезные детали для различного рода производств и умеет еще обслуживать и делать заводские линии. То есть, есть заводы, а есть небольшие линии, которые поменьше завода, но тоже производят какой-то важный продукт. Про продукт я сейчас говорить не буду, потому что он очень классный, чтобы эту идею сразу себе не забрали. В общем, дам вводные данные. Есть классный продукт, который востребован на рынке производственном, который производится на заводских линиях (таких небольших заводах). И что нам нужно сделать? Чтобы построить заводскую линию одну, нужно 30 миллионов. Этих денег у нас сейчас нет. Искать инвестора одного довольно сложно, потому что ему долго надо все объяснять будет, он будет слишком любопытно обо всем расспрашивать и, в общем, это не так просто – найти единственного инвестора, который даст сразу полмиллиона долларов. И брать кредиты тоже смысла нет, потому что есть решение еще лучше – это сетевой маркетинг по привлечению инвестиций. Мы будем привлекать инвестиции путем партнерской программы. Сначала мы зарекомендуем себя, то есть мы сделаем отличную платформу, мы сделаем какую-то рекламу, продвижение, расскажем о себе, и нашей фишкой будет максимальная прозрачность. У нас будут прямые трансляции с производств, у нас будут, как в Яндекс.Такси, машинки красиво отрисованные ездить, это будут наши машины с сырьем кататься туда-сюда. То есть все будет прозрачно, крупным инвесторам можно будет приехать на производство, посмотреть, и мы будем также по сети привлекать инвестиции. То есть, допустим, 5 человек пришли, внесли от 1000 до 30 миллионов денег в наше производство. Дальше мы им сказали: «Хотите заработать уже сейчас, до того, как мы начнем производство, позовите еще друзей». Они позвали еще по 5 инвесторов. За то, что они позвали, они получили процент, и мы привлекли еще инвестиции. Те уже (получается 5*5=25) привели еще по 5, это еще 125 человек, которые тоже проинвестировали, и все, кто стоит над ними, они тоже получили процент. Соответственно, мы очень быстро собрали достаточную сумму, запустили производство, начали продавать наш супер актуальный продукт, и половину прибыли делим между инвесторами. И дальше наши компании развиваются, у нас это будет либо ICO, либо акционерное общество. Соответственно, акции выходят на рынок, и акции можно продать, а можно получать ежемесячные дивиденды. Пока работает компания, 50% прибыли будет распределяться между инвесторами. 30 миллионов – это достаточно маленькая сумма, потому что есть такие крупные проекты как Skyway (может быть слышали, струнный транспорт), они собирают, по-моему, 3 миллиарда. Нет, они собирают больше, 3 миллиарда собирает колесо Дуюнова – это такой двигатель очень классный, он собирает 3 миллиарда, собрали 300 миллионов за полгода. То есть 30 миллионов…

Ольга Алёшина:

По вот такой же системе?

Иван Минеев:

Да, по такой же системе по привлечению инвестиций. То есть это не пирамида, это нечто такое, потому что здесь есть четкий продукт и здесь есть обязательства. Это называется краудинвестинг, когда мы привлекаем инвестиции и когда мы обещаем выплаты. Если есть прибыль, то мы выплачиваем. Можно приехать на производство, все увидеть лично, и тогда доверие повышается. Таким образом мы будем развиваться. И после того, как мы реализуем этот небольшой проект на 30 миллионов, мы будем находить какие-то еще перспективные проекты и уже собирать миллиарды рублей и долларов на какие-то более глобальные производства. У нас будет такой целый фонд, получается, где мы будем диверсифицированно инвестировать, зарабатывать кучу денег и помогать инвесторам с 1000 рублей зарабатывать серьезные деньги.

Ольга Алёшина:

То есть, как я сейчас понимаю, по такой же системе ты сейчас работаешь по найму в международной компании?

Иван Минеев:

Практически да.

Ольга Алёшина:

Ты практически так же там сейчас выстраиваешь?

Иван Минеев:

Да, я помогаю адаптировать эту сеть, чтобы было удобно и партнерам, и самой компании рентабельно. Только там мы работаем по продаже ювелирных изделий, а здесь и по привлечению инвестиций.

Ольга Алёшина:

Продукт другой…

Иван Минеев:

Да, просто другой продукт.

Ольга Алёшина:

А какие вот, на твой взгляд, существуют риски?

Иван Минеев:

Риски в чем?

Ольга Алёшина:

Вот этой сети самой.

Иван Минеев:

По привлечению инвестиций, или по каким-то более простым продуктам типа косметика, ювелирные изделия?

Ольга Алёшина:

Если инвестиции возьмем…

Иван Минеев:

Если инвестиции, какие есть риски? Риски есть в том, что компания, которая собирает инвестиции под строительство завода, она может просто сбежать, испариться, то есть просто кинуть всех инвесторов. Тут вопрос доверия. Если компания делает отчеты, если компания приглашает к себе на производство, если, как у нас, будет видеотрансляция, то ей можно доверять. Соответственно, если есть доверие, то ты инвестируешь, но, в любом случае, любые инвестиции – это риски, то есть надежно можно инвестировать только до миллиона четыреста в банке, потому что возместит государство. Любые инвестиции – это риски. Компания может убежать с вашими деньгами. И второй риск – это то, что суперактуальный продукт, о котором я рассказываю, может оказаться нифига не актуальным, тренды изменятся, и компании не будет получать прибыль. Если компания не получает прибыль, то и партнеры не получают прибыль. Если партнеры не получают прибыль, значит, их акции ничего не стоят.

Ольга Алёшина:

А как выходить из такой ситуации?

Иван Минеев:

Как выходить из такой ситуации кому? Организаторам?

Ольга Алёшина:

Организаторам.

Иван Минеев:

Смотрите, как организатору, во-первых, организаторы ничего не теряют.

Ольга Алёшина:

То есть, нет какого-то договора или еще чего-то?

Иван Минеев:

Есть договор, в котором прописано, что вы рискуете своими деньгами и инвестируете в венчурный проект, который может выстрелить, а может и нет.

Ольга Алёшина:

То есть вы не даете гарантий?

Иван Минеев:

Никакой инвестиционный фонд не дает гарантий, то есть в договоре прописано, что есть риски. И я сейчас объясню, как обычно бывает. Есть компании порядочные, а есть непорядочные. Порядочные компании дорожат своим лицом, и если их дела не выгорело и что-то не получилось, то они могут перед всеми извиниться и вернуть оставшиеся деньги, которые еще не успели быть потрачены в производство, всем вкладчикам и таким образом компенсировать свои расходы и потери. А недобросовестные владельцы, они могут просто убежать с теми деньгами, с которыми остались, и открыть там какое-нибудь новое производство и так далее. То есть, если вы основали такую компанию и рассчитываете на долгосрочную перспективу, то вы можете компенсировать своим вкладчикам часть денег, чтобы доверие их к вам не так сильно упало. Но, в любом случае, и то, и другое – риски. Есть книга «Богатый папа, бедный папа», она, вообще, основная, базовая для всех. Там отчасти рассказывается про инвестирование и про риски. Во-первых, инвестировать нужно только то, что ты готов потерять. То есть, когда ты инвестируешь, ты должен понимать, что эти деньги к тебе не вернутся, и тебе лучше о них забыть. Если получится, то классно, если не получится, то OK, это нормально. У меня были такие ситуации, когда я инвестировал деньги, но, так как я прочитал эту книгу, я инвестировал только то, что готов был потеряетесь. У меня были лишние 50 тысяч, я их проинвестировал и понимал, что, возможно, у меня получится на этом заработать. Если нет, то OK, как бы, я готов потерять эту сумму. Дальше, следующее правило – это не инвестировать все, то есть, если вы хотите стать инвестором, то разделите свои деньги на 10 частей (именно деньги, которые вы готовы потерять) и в различные направления инвестируйте по одной десятой части. В какие-то супер перспективные можете две десятых, но не больше, потому что, по теории больших чисел, что-то выгорит, а что-то нет. То есть не надо класть все яйца в одну корзину, как говорят. Также (сразу дам совет) не надо инвестировать ваши первые деньги, то есть вы зарабатываете 50-100 тысяч рублей в месяц, у вас есть лишние 50-100 тысяч те же самые, вы хотите их сразу, как успешный человек, закинуть в какой-нибудь либо криптовалютный фонд, либо в недвижимость, куда-то вложить и так далее. Этого делать не стоит, потому что, как сказал недавно Игорь Рыбаков, с которым я лично общался вчера, у каждого человека должна быть финансовая подушка, которая равна 5-6 его зарплатам. Это не пустая трата денег, и ничего страшного, что они постепенно будут сгорать от инфляции. Во-первых, их можно положить просто в банк под минимальный процент, который защитит их от инфляции. Во-вторых, вы будете чувствовать себя по-другому, то есть вы будете понимать, что вы как бы работаете, вы занимаетесь тем, тем, но у вас нет страха, что завтра вы потеряете работу свою или свой бизнес, и вам надо будет срочно где-то искать деньги. У вас есть еще задел на 5 месяцев, на полгода, и вы комфортно себя чувствуете, то есть вы ощущаете себя по-другому. Грубо говоря, вы зарабатываете 50 тысяч, у вас 500 лежит в банке, и вы понимаете, что у вас должно быть больше 500. Если у вас меньше 500 в банке, то это красный цвет, надо срочно что-то делать. Но у вас есть все-таки финансовая подушка, которая и в кризис, и в любой ситуации сможет вас спасти.

Ольга Алёшина:

То есть не вкладывать, как у нас любят, в машины, в квартиры?

Иван Минеев:

Ну, во-первых, есть понятие активы – это инструменты, которые приносят вам деньги, и пассивы, которые их отнимают. Машина – это определенно пассив, потому что она амортизируется, на бензин вы тратите, на страховку и так далее. В дома я тоже не советую инвестировать. Смотрите, есть такое довольно популярное заблуждение, что инвестировать в недвижимость – это вообще супер классный и самый надежный вариант. На самом деле, нет. И покупать квартиру, на самом деле, тоже не выгодно, если у вас есть на нее деньги. Потому что, если вы, допустим, живете в Москве, квартира в Москве стоит миллионов 10, наверное. Да?

Ольга Алёшина:

Ну, в среднем.

Иван Минеев:

Вы накопили 10 миллионов и думайте: «Сейчас я куплю квартиру и все будет классно». Вы покупаете квартиру и начинаете там жить. Во-первых, вы понимаете, что там надо сделать ремонт, там надо платить за коммуналку и так далее. То есть вернемся немного назад. Квартира – это тоже пассив, то есть она отнимает деньги, если вы ее не сдаете. И потом, почему не выгодно покупать квартиру? Эти 10 миллионов, которые вы потратили на квартиру, вы можете точно так же положить в банк. Банки дают процентов 9, наверное, от ваших средств, и вот на эти 10 миллионов вы будете получать такой процент (я считал), что вам будет хватать на то, чтобы просто арендовать квартиру того же уровня. И, соответственно, во-первых, у вас живые деньги, то есть, если что-то случилось, вы можете резко их потратить и потом вернуть. Вам не придется судорожно искать покупателя квартиры, который на 10 миллионов не так быстро найдется. Дальше, собственно, вы можете продолжать жить в квартире и потратить эти деньги на что-то срочное и потом вернуть их (например, на бизнес). И, как я уже сказал, проценты будут окупать аренду. Дальше, если вам квартира надоела, то вы просто поменяли ее, переехали примерно в таком же расстоянии от центра на другую сторону Москвы. Вы не продали квартиру и не купили новую, соответственно, вы не потеряли на этом деньги. У вас деньги остались на счету, вы просто платите аренду теперь не этим владельцам квартиры, а другим, то есть это намного удобнее.

Ольга Алёшина:

Но там тоже риски, конечно, есть свои, тебя арендодатель может выгнать, то, что ты ремонт не всегда можешь сделать…

Иван Минеев:

Это да. Но, все равно, мне кажется, так удобнее. Но это зависит от того все-таки, какая у вас сумма, и есть ли у вас в наличии эти деньги.

Ольга Алёшина:

Есть ли еще другая квартира…

Иван Минеев:

Можно в машине тоже спать.

Ольга Алёшина:

Ну, наверное, если ты один живешь…

Иван Минеев:

Я, кстати, в палатке ночевал один раз во дворе.

Ольга Алёшина:

Наверное, когда ты женишься, и у тебя будут дети, будет в палатке во дворе не очень удобно. Но, как вариант, а почему бы нет, пока молодой, все можно. Раз уж мы с тобой начали говорить о книгах, у нас как раз 15 минут где-то до конца эфира осталось, даже чуть меньше. Прямо вот по пунктам посоветуй молодым предпринимателям и не очень молодым предпринимателям, вообще, всем нашим слушателям, какие книги должен прочитать каждый, допустим, я не знаю, до 25 лет, например? Вот самые твои азы…

Иван Минеев:

Самая основная книга для начинающих – это Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». Она очень простая, ее можно читать, даже если тебе там от 11 лет, и даже если ты не успел почитать ее в детстве, даже если у тебя 20-30 книг очень полезных, книга также, в ней написано о инвестировании, вообще, о бизнесе и так далее. Там говорится о том, чем отличаются, вообще, богатые родители и бедные в своем отношении к воспитанию детей. То есть, грубо говоря, если ваши родители работают в найме и с высшим образованием зарабатывают там среднюю зарплату, или даже ниже средней, то у них другая картина мира, и они чему-то, связанному с предпринимательством, и тому, как зарабатывать в 10 раз больше, вас научить не смогут, потому что они сами через это не прошли. Интересная книга. Следующая книга достаточно короткая – это, по-моему, Ричард Брэнсон «К черту все! Берись и делай!» Это книга об известном бизнесмене, у которого было много классных компаний. Смысл этой книги в том, что очень часто люди начинают долго думать над тем, какой бизнес им сделать, как все это делать, они думают-думают, у них в голове зарождается, они в голове богатеют и потом разоряются, и все это в голове. Называется бизнес прокрастинация. Ричард Брэнсон говорит, что, как только вам пришла мысль, к черту все бросайте и начинайте делать. То есть все задумки надо сразу воплощать и не надо долго об этом думать. Подумать можно по пути будет, главное, начать, а там уже все пойдет. Следующая книга – это (у меня есть список небольшой того, что я читал), это, смотрите, есть книга «Думай и богатей» Наполеон Хилл, я ее прочитал недавно, и есть книга «Трансерфинг реальности». «Трансерфинг реальности» (автор Вадим Зеланд), эта книга, она посложнее будет, чем «Думай и богатей», но я нашел в них небольшое сходство, даже серьезные сходство. Тем, кто до 17 лет и очень увлекается бизнесом, я советую прочитать «Думай и богатей». А, вообще, людям, которые уже в осознанном возрасте и которые хотят развиваться не только в бизнесе, это основополагающая книга «Трансерфинг реальности». После нее у меня взгляд на мир вообще поменялся, то есть там говорится очень много интересных вещей, там говорится о твоем отношении к жизни, о том, что есть позитивные маятники и деструктивные, и если ты очень часто расстраиваешься, то ты продолжаешь находиться в грусти, а если ты ко всему относишься с улыбкой и вступаешь в противодействие к вещам, которые портят твое настроение, то ты бросаешь этому вызов и остаешься на волне удачи, и у тебя все по жизни классно. Ну, об этой книге так быстро не рассказать, там говорится о том, как выбирать линию жизни, чтобы у тебя все было классно и чтобы ты развивался. Эту книгу надо прочитать. После нее я просто стал смотреть на людей в общественном транспорте, которые грустные и ненавидят свою жизнь, и меня это просто стало улыбать, потому что я стал понимать, что любой может стать любым, и что они сами загоняют себя в это состояние. Там говорится и о бизнесе, и, в общем, о своем будущем и о своих делах, а в «Думай и богатей» только о бизнесе, но примерно то же самое. То есть, как ты думаешь, так и будет. В «Думай и богатей» очень много рассказывается о том, как ставить цели, как визуализировать свое будущее, и это тоже очень полезная книга, ее можно даже прослушать на аудио, но лучше все-таки читать, так как там много пометок нужно делать. Следующая книга, она очень популярная, она во всех (я ее видел) пулах основных книг – «7 навыков высокоэффективных людей». Я не скажу о ней прямо сейчас полностью, так как я ее вот только недавно начал читать, но она тоже супер полезная и, судя по названию, там даются основополагающие вещи о том, как быть эффективным человеком, добиваться своих целей, быть приятным обществу и так далее. Это основные книги для начала. Это бестселлеры, их надо все знать, прочитать по несколько раз, а потом можно уже уходить в какие-то более специфичные книги. То есть, если вам интересны продажи, вы можете читать что-то больше о продажах, если вам нравится психология, продолжайте читать трансерфинг и так далее. Следующая книга по трансерфингу – это, как, вообще, входить в осознанные сны и гулять во снах. Это тоже интересно, я пробовал эту практику где-то месяц-два, у меня уже начало получаться. Знаете, там такая тема, что вы вешаете себе резиночку на руку и каждый день, в течение дня, по несколько раз, как можно чаще, дергаете за нее и спрашиваете себя: «Ты во сне, или ты в реальном мире?» Типа ты здесь, или ты во сне? И пытаетесь задать этот вопрос не на автомате, а максимально осознанно щелкаете себя, спрашивайте: «Тебе больно, или нет? Или ты во сне?» И чем чаще вы это делаете, тем больше вероятность, что у вас выработается эта привычка, и когда вы будете во сне, вы зададите себе тот же самый вопрос и осмысленно подумаете: «Слушай, а я по ходу реально во сне». И когда вы поймали себя на этой мысли, что вы во сне, вы можете делать все, что угодно. Вы можете полететь в Калифорнию, можете просто летать, можете встретиться со своей девушкой или с кем-то еще и делать все, что угодно, в общем. Я долго это пытался делать, но максимум, что у меня удалось, это мне приснилось, как я управлял сном, но я по-настоящему не управлял.

Ольга Алёшина:

Но все равно…

Иван Минеев:

Да, я был близок, но этому надо посвящать очень много времени, для этого должен быть режим сна, очень поставленный четко, чтобы все это осуществить. В общем, этим надо серьезно заниматься, я через какое-то время забыл про это и сдался. Но, думаю, где-то через полгода, через год я возобновлю, потому что это…

Ольга Алёшина:

Правда, очень интересно!

Иван Минеев:

Я знаком с людьми, которые этим занимаются, и они входят в осознанные сновидения через другие способы. Можно установить маятник и просто, чтобы тебе будильник звонил ночью, и ты из своего сна слышал этот сигнал, но не просыпался, а понимал, что он из того мира звонит, и основался во сне и тоже действовал. Короче, техник куча, этим надо серьезно заняться и скоро я это сделаю.

Ольга Алёшина:

Правда, интересно!

Иван Минеев:

Это супер интересно! Есть риски, что ты там останешься. Ты останешься во сне, если заблудишься.

Ольга Алёшина:

Не проснешься?

Иван Минеев:

Это в книге так писалось, что, если вы ничего не боитесь, то делайте, но единичные случаи могут быть, что вы там заблудитесь и не проснетесь. И если вы сердцем чувствуете, что вы боитесь этого, то не надо. А если вы относитесь к этому нормально и понимаете, что риски минимальны, но риски – это типа полететь на самолете и упасть. Вы же поэтому не летаете, а все равно вы летайте, что-то типа того.

Ольга Алёшина:

Ваня, у нас с тобой осталось 2 минуты до конца эфира. Я тебе задаю последний вопрос. Что ты посоветуешь своим сверстникам, ровесникам, может быть, которые там плюс-минус…

Иван Минеев:

Понял вопрос. Ровесники, сверстники моего возраста…

Ольга Алёшина:

Что ты им пожелаешь?

Иван Минеев:

Начнем с 15 до 17-18 лет. Первое, читайте книги. Я раньше ненавидел, ну, не ненавидел, плохо относился к своему отцу, который заставлял меня читать книги и запрещал играть в компьютер, теперь я ему очень благодарен. В общем, если вы хотите добиться серьезных целей в своей жизни, читайте книги и меньше играйте в компьютер. Если вам нравится бизнес, занимаетесь бизнесом. Следующее, это слушайте людей – не ваше окружение, которое балбесничает (я сам через это проходил), или говорить, что у вас ничего не получится, а слушайте людей, которые занимаются бизнесом и зарабатывают на бизнесе больше 150 и выше. Слушайте людей, которые смогут вас чему-то научить, которые уже добились чего-то, на которых вы хотите равняться. Третье, найдите себе ментора, то есть человека, который будет вас наставлять, вам помогать абсолютно бескорыстно (очень важно, не за деньги, а бескорыстно), который возьмет на себя эту ношу. Это верхний пирамиды Маслоу (признание), есть люди, которые готовы просто так отдавать, чтобы внести вклад в эту жизнь. И если вы столкнетесь с проблемой, стоит ли вам вообще учиться в университете, или лучше бросить и заниматься бизнесом, очень хорошо подумайте. Этот выбор за вами, но, самое главное, что, если у вас есть уже бизнес, который приносит вам деньги, и вы готовы себя обеспечивать и не зависеть от родителей, то можете не учится в университете. Но не надо наивно думать, что вы станете супер бизнесменом Биллом Гейтсом, который бросит университет и все равно всего добьется. В большинстве случаев люди остаются просто дворником без образования. То есть вы должны чувствовать, что у вас есть жилка, что тот бизнес, которым вы занимаетесь, это не везение и это, вообще, не случайно получилось, а реально у вас есть четкие схемы, как масштабироваться, и вы чувствуете, что вы готовы быть предпринимателем, то можете походить первые 2 курса в институт, получить там заряженное окружение, и уже дальше уходить из этого. То есть, как вчера мне сказал Игорь Рыбаков, не теряйте время на институт, если у вас уже есть четкий план, как развиваться, и, самое главное, вы можете сами себя обеспечить. И еще он сказал: «Маму надо любить, но точно не слушать». Поэтому, если вас отговаривают, не слушайте, слушайте свое сердце.

Ольга Алёшина:

Привет маме передал Иван. Вань, спасибо тебе большое за зефир! Я тебе желаю удачи, чтобы все твои начинания в твоей светлой прекрасной голове обязательно реализовались, и все твои цели, которые ты уже поставил в своем небольшом возрасте, были обязательно достигнуты как можно скорее, в ближайшем будущем!

Иван Минеев:

Спасибо большое!

Ольга Алёшина:

Друзья, в эфире была передача «Про дело», вела ее я, Ольга Алёшина. В эфире у меня был Иван Минеев, мы говорили о молодежном предпринимательстве. Увидимся через неделю, до свидания!

http://radio.mediametrics.ru/pro_delo/58343/