{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Асият Хачирова Кардиолог. Генеральный директор ООО “Мед.1”. К.м.н. 25 июля 2018г.
Цифровой медицинский сервис 21-го века
Каким должен быть современный медицинский сервис? И как устанавливается коммуникация между врачом и пациентом? О цифровых решениях в медицине поговорим с гостями программы

Дмитрий Ахтуба:

Слово всегда являлось оружием в руках врача против болезни. Сегодня медицина движется в сторону цифровой медицины, и в этой связи цифра становится орудием врача. В этой связи сегодня мы будем говорить с нашими интересными гостями. В студии программы «Мединвестклуб» Асият Хачирова, врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, генеральный директор ООО «Мед.1», и Денис Никитин, эксперт по продажам, бизнес-тренер, предприниматель. Он у нас сегодня в качестве приглашённого эксперта, будет помогать мне вести программу. Асият будет рассказывать об очень интересном проекте. Вчера ты сделала фурор на нас на «Мединвестклубе», все гости говорили, что проект очень интересен.

Асият Хачирова:

Спасибо! Тронута.

Дмитрий Ахтуба:

Мы вернёмся к проекту чуть позже. Начать я хотел бы со знакомства с тобой. Интересно, как ты пришла в медицину, что тебя привело. Ты мать 4-ых детей, главное.

Асият Хачирова:

Это, конечно, составляющая меня, но…

Дмитрий Ахтуба:

Мне кажется, это главная составляющая тебя.

Асият Хачирова:

Да, это главная моя составляющая, потому что мои дети — это моя энергия, это моё вдохновение, и всё, что сейчас происходит со мной в моей жизни, это, наверное, всё ради них, благодаря им и для них. У меня 2 мальчика и две девочки.

Дмитрий Ахтуба:

Какой структурированный человек! Итак, ты пришла в медицину, потому что мама, бабушка, папа…

Асият Хачирова:

Нет, потому что у мамы и папы инженеров вдруг обнаружился ребёнок без математических данных. Год обучения в математическом классе всем дал понять, что я не математик совсем. Поэтому начали искать пути, куда же деть ребёнка, и я в 9-ый класс поступила в лицей при Третьем медицинском институте. Вообще-то я хотела быть стоматологом. Когда родители спросили, кем я буду, кем я хочу стать, я сказала, что, наверное, хочу быть стоматологом. Собственно говоря, поэтому выбор пал на лицей при 3-м медицинском институте. Я в нём проучилась 3 года, он дал мне очень большую подготовку в университет, но экзамены в 3-ий мед я провалила. То есть стоматолог из меня не получился, я пошла на лечебный факультет.

Когда я поняла, что лечебный факультет — это то, что мне дано, тогда я начала изыскивать сферу, которая мне интересна. Я поняла, что мне интересна кардиология. Сердце — это насос нашего организма, то, на чём все завязано. Это было очень интересно для меня. Я начала в этом направлении двигаться где-то с 3-го курса, проходя практику в Научно-практическом центре интервенционной кардиоангиологии. Там же я закончила ординатуру. На тот момент, 2003 год, когда я поступила в ординатуру, это был передовой центр в плане высоких технологий коронарной ангиографии, которая сейчас делается во всех городских больницах города Москвы. Тогда это делалось в одном-единственном месте: в Научно-практическом центре интервенционной кардиоангиологии. Им тогда руководил, и сейчас руководит Давид Георгиевич Иоселиани, на тот момент – главный кардиолог г. Москвы. Он был на пике, он вывел в те годы в догоспитальный период обязательный тромболизис в скорой медицинской помощи, он вывел в те годы в экстренном ссотоянии, в первые 6 часов болей сердца коронароангиографию. Благодаря ему, это всё пришло на тот уровень, который сейчас является стандартом оказания медицинской помощи пациентам с инфарктом миокарда. Я была сторонним наблюдателем, но я в этом во всем была, и считаю, что мне очень повезло.

Потом, отучившись в ординатуре, поработав 2 года в поликлинике, я поняла, что мне хочется чего-то другого, хочется большего, хочется изысков, и я пошла в аспирантуру. В аспирантуре тоже волею случая я попала на кафедру поликлинической терапии, руководитель кафедры Ирина Ивановна Чукаева, профессор, доктор медицинских наук. К сожалению, её нет теперь с нами, это была большая потеря для всех нас. Но это тот человек, которого я считаю моим учителем, Учителем с большой буквы. Тот собирательный образ профессионала, врача, медиаличности (Ирина Ивановна вела программу «Здоровье» на канале ОТР), её человеческие качества, то, какой она была мамой – для меня её образ стал, наверное, тем, к которому я хотела всегда стремиться. Общение с этим прекрасным человеком наложило отпечаток на то, какая я сейчас, последние 10 лет моей жизни. 2 года тому назад опять-таки мне захотелось чего-то новенького. Так случилось, так повернулось, что мой пациент предложил мне работать вместе и развивать что-то важное и что-то нужное для людей в медицине.

Дмитрий Ахтуба:

Пациент IT-шник?

Асият Хачирова:

Да.

Дмитрий Ахтуба:

А ты сейчас практикуешь?

Асият Хачирова:

Да, конечно. Я сейчас практикую. Но на данный момент круг моих пациентов — это мой личный круг, про который я вчера говорила на «Мединвестклубе», что, как бы доктор ни пытался не вести частную медицинскую практику, мы никто не ведём частную медицинскую практику, но у нас есть друзья, у нас есть родственники, знакомые, друзья друзей и родственники родственников. В любом случае, вокруг меня есть некая база пациентов, мои родители те же самые, которых я лечу, которых я веду, наблюдаю за ними и стараюсь им помогать в вопросах, которые у них возникают именно по сердечно-сосудистым заболеваниям.

Дмитрий Ахтуба:

Асият, мы сейчас, наверное, не будем говорить о проекте. Кажется, нужно тебе вести программу о том, как предпринимателю структурировать свой день. Это же невозможно: 4-ро детей, 2 мальчика, 2 девочки. Как это – кардиология, практика, плюс ещё проект? Когда ты всё успеваешь делать? Ты что-то используешь в своей работе? Это же невозможно!

Асият Хачирова:

Нет, это возможно. Главное – правильно организовать свой день. Были проведены исследования на Западе, которые показали, что женщины, имеющие детей – самые лучшие менеджеры, потому что они знакомы с тайм-менеджментом не понаслышке. Они понимают, как надо правильно построить свой день, уделить каждому ребёнку время, найти время на домашние, семейные хлопоты и заботы, и ещё влиться в проект и быть в потоке. Я не знаю, это творчество, наверное; не знаю, как это назвать.

Дмитрий Ахтуба:

Конечно, творчество. Выдающееся творчество.

Асият Хачирова:

Поэтому стараюсь, и, как говорит Петрановская – я достаточно хорошая мать, я не идеальная. Но я достаточно хорошая.

Дмитрий Ахтуба:

Спасибо тебе большое! Скажи пожалуйста, какое самое важное достижение в твоей жизни? Что ты относишь к своим главным достижениям?

Асият Хачирова:

Не буду повторяться про 4-х детей. В профессиональной сфере я считаю, личное моё достижение — это моя диссертационная работа, которая была выстрадана кровью, потом, временем, писалась она долго, нудно. «Противовоспалительные эффекты малых доз аспирина у пациентов с малым риском сердечно-сосудистых заболеваний». Выстраданная диссертация, потому что, когда я начинала работу над диссертацией, я не очень понимала, что такое научная работа. То есть мне захотелось пойти в аспирантуру – я в неё пошла. Хорошо, что мне попался правильный наставник, Ирина Ивановна. Она меня направила. Первые 2 года мы притирались друг к другу. Было сложно, я пыталась понять, как вообще вся система работает. Но я смотрела, училась у неё и под конец поняла, что я села и написала диссертацию. Села и дописала, поставила себе срок и сделала это.

Дмитрий Ахтуба:

Спасибо, Асият, очень интересно. Мы переходим к следующей части программы, это собственно проект. Наверное, мы сейчас в 2-х словах познакомимся с Денисом, чтобы всем было понятно, чем он занимается и какую помощь нам окажет в оценке нашего проекта. В 2-х словах о себе.

Денис Никитин:

Эксперт по продажам, огромный опыт работы в крупных федеральных компаниях, огромный опыт работы в собственном направлении. Всё, что применяю в практике, я прошёл сам свой путь, не из книг взято, и все, что советую предпринимателям, имеет практический опыт, практическую основу. Сегодняшний проект Асият очень интересный, он важен в мире цифровых технологий. Я предлагаю его немного сегодня разобрать по косточкам, это будет интересно нашим слушателям. Устроим небольшой краш-тест, я буду и защищать проект, и нападать. Если ты не против, мы этим займёмся.

Дмитрий Ахтуба:

Итак, Асият, начинай рассказ о проекте. Вообще из чего он, откуда родился?

Асият Хачирова:

Это было совместное творчество. Мы год занимались поисками идеи, пониманием того, что нужно людям. Сейчас в моём ощущении – но это моё субъективное ощущение – то, что мы делаем, мы делаем правильно, это то, что нужно людям. В последние годы быстро развивается цифровая медицина, развивается взаимодействие. Тенденции последних лет направлены на то, чтобы пациент и врач доверяли друг другу, чтобы пациент и врач были на одной волне. То есть из паттернистических отношений врач – пациент, когда врач сказал, что должен делать пациент, и пациент это делает, мы переходим в партнёрские отношения с пациентом. Есть красивое слово комплаенс, наверное, вам знакомо. Комплаенс – это когда врач и пациент работают вместе над исцелением болезни, когда врач назначает пациенту препараты, и главное, пациент понимает, у него есть понимание того, для чего ему нужен каждый из этих препаратов.

Тенденции последних лет направлены на то, чтобы пациент и врач доверяли друг другу, были на одной волне.

Дмитрий Ахтуба:

Расхожее понимание, что в палате есть трое: врач, пациент и его болезнь. Кто с кем объединился – те и побеждают. Если объединились пациент и врач, то они вдвоём против болезни, если пациент объединился со своей болезнью, то даже самый талантливый врач бессилен.

Денис Никитин:

Как этот проект может объединить усилия пациента и врача?

Асият Хачирова:

Прежде всего, этот проект создан для того чтобы врач и пациент имели оперативное общение, и это общение было удобным. Такая ситуация из жизни: я еду за рулём, мне звонит отец моей соседки. Звонит, потому что она меня просила проконсультировать. У человека гипертоническая болезнь, надо с ним что-то делать. Я его посмотрела, мы с ним вместе сели, я объяснила, какие препараты и говорю: через 3 недели мне очень важно от вас увидеть дневник артериального давления, потому что это нужно. Объяснила, как надо мерить давление, при каких ситуациях, всё объяснила. Я еду за рулём, мне звонит это прекрасный мужчина и говорит: «Асият, вы сказали, что я дал свой дневник давления. Я вам готов его продиктовать». Пауза. Я еду за рулём, и не могу сказать пациенту, что «извините, я не могу сейчас выслушать ваш дневник давления», и вообще вспомнить, какие я ему назначала препараты. Я стараюсь всегда записывать, составляю для меня самой консультационный план о том, какие были жалобы, какие хронические, какие сопутствующие заболевания у пациента, что я ему назначила. Решить за рулём эту ситуацию, когда мне пациент хочет продиктовать свой дневник давления — это просто ужас. Это ужас и для пациента, и для врача. Для пациента это ужас, потому что врач, отвлечённый на что-то другое, может неправильно скорректировать назначенное лечение, недослышать. В принципе, это неправильный путь общения. У врача проблема в том, что он не помнит, сколько лет пациенту, какие у него есть сопутствующие заболевания, он не помнит, в конце концов, в какие препараты в каких дозировках он назначал. Я не обязана помнить всё, что я назначаю своим пациентам.

Дмитрий Ахтуба:

Сейчас стали остро вставать вопросы о телемедицине. Все начали рассуждать, что такое телемедицина, нужно ли получать лицензию, кому выдают лицензию – телевизору или врачу. Когда начали разбирать, вдруг кого-то осенило: телемедицина, по сути, то, что доктор по телефону говорит «Прими аспирин», или «Прекрати принимать аспирин в малых дозах». Это и есть уже телемедицина, дистанционное взаимодействие с пациентом. Вроде, получается, что всё это незаконно в какой-то степени. Что услышал пациент, что сказал доктор.

Асият Хачирова:

Именно исходя из таких соображений появилась идея проекта, когда мы устанавливаем контакт между врачом и пациентом. Этот контакт всегда с нами. Мы всегда с собой сейчас носим смартфоны.

Дмитрий Ахтуба:

То есть, получается некая платформа.

Асият Хачирова:

Да, это платформа для общения врача и пациента, для того чтобы у пациента был свой личный врач, который его знает, который вне зависимости от места работы врач, потому что бывает так, что пациент прикипел к врачу в поликлинике, а врач по личным обстоятельствам меняет место работы, и пациент остаётся наедине со свей болезнью. Опять поиск нового врача, выстраивание доверительных отношений, это процесс. В нём мы отбрасываем пациента назад в борьбе со своей болезнью, оставляем его наедине с ней.

Собственно говоря, для того чтобы было качественное, хорошее общение между врачом и пациентом, родилась идея создания приложения на смартфон, которое поможет в общении врача и пациента, которое поможет взаимодействовать, которое поможет врачу правильно и вовремя среагировать на коррекцию лечения. То есть по дневнику давления я могу сказать: «Да, эти препараты нужны пациенту», или «Нам надо скорректировать его, чтобы профиль артериального давления был немного другим». Когда у меня перед глазами есть всё, я вижу историю пациента до, я вижу свои записи и могу спокойно сесть, уделить этому внимание и в спокойном состоянии написать коррекцию лечения. Это то, что придет пациенту в его приложение, он открывает, видит, что доктор сделал запись. Также исключается недопонимание, потому что бумажные носители теряются: «А где предыдущая выписка, что я вам оставляла?» – «Ой, а я не знаю». Так говорят пациенты. «А вы, доктор, мне так сказали». – «Я не могла такого сказать. Я знаю своё дело, я не могла вам такого посоветовать». Пациент здесь услышал, там услышал, у него складывается свое видение процесса. Для исключения таких оплошностей наше приложение будет помогать в ситуации, когда важно, чтобы система была прозрачной. Врач назначил, мы видим, что пациент принимает. Не будет недопониманий: а вы мне сказали, а я вам…

Дмитрий Ахтуба:

Асият, а кто основные конкуренты? Они есть сейчас на рынке, российском или зарубежном?

Асият Хачирова:

Да, есть конкуренты. Как раз, когда вышел закон о телемедицине, своё действие с 1 января нынешнего года, тут же на рынке появился ряд крупных компаний, не знаю, могу ли я называть их в эфире. Наш проект называется Med.1. Он построен из 2-х приложений: Med.1.Paging, Med.1.Doctor. Это 2 приложения для смартфона. Med.1.Doctor – это приложение для врачей, для специалистов здравоохранения, Med.1.Paging – это приложение для пациентов. Приложение сейчас находятся в разработке на системе iOS и в доработке на системе Android.

Дмитрий Ахтуба:

Какая основная задача приложения: консультация доктор – доктор, или доктор – пациент?

Асият Хачирова:

Нет. Вы же пользуетесь Фейсбуком, вы добавляетесь друг другу в друзья. Примерно то же самое. Чтобы исключить наличие в системе непрофессионалов, чтобы под ликом врача никто не проник, мы придумали систему идентификации врачей с прохождением тестирования на знание медицинских понятий. Доктор скачивает приложение Med.1.Doctor, а пациент скачивает приложение Med.1.Paging. У них есть точки соприкосновения, это медицинская карта прежде всего, в которой оставляет записи доктор. Пациент посылает запрос доктору на прикрепление. Есть разные варианты взаимодействия с пациентом. Прежде всего, мы ориентируемся на очный прием. Я говорю своему пациенту: для нашего более качественного общения предлагаю скачать приложение. Пациент скачивает, находит врача в системе, присоединяется к этому врачу, я одобряю запрос от пациента, присоединяю к себе пациента, и всё. Мы коннектимся с пациентом, у нас есть чат, где мы можем общаться, и который никогда не потеряется. Например при переустановке WhatsApp в другой телефон все данные теряются, всё, о чём я говорила с врачом, исчезнет.

Мы предоставляем свой собственный мессенджер, в котором пациент с врачом могут вести переписку. Мы предоставляем медицинскую карту, в которой может делать записи как врач, так и пациент. Пациенту доступны только некоторые категории медицинской карты, это жалобы, выписки и результаты исследований. Что выписку, что результаты исследований пациент может прикрепить в форме фотографии. То есть, у него есть на бумажном носителе, он сфотографировал и прикрепил в нашу систему, и никуда не потеряется бумажка – УЗИ, анализ, 2 года, 4 года тому назад. Есть рубрикатор, который будет позволять потом легко найти этот анализ по поисковику. У врача медицинская карта пациента по принципу классической медицинской истории болезни, которой нас учили у в университете: жалобы, анамнез, объективный статус и всё остальное.

Нам кажется интересным, что пациент может публиковать собственные жалобы. Он публикует их в своей истории болезни. Например у одного пациента есть несколько врачей, которые к нему прикреплены: терапевт, кардиолог, невролог, уролог, – допустим, так. Пациент жалуется на какие-нибудь боли и публикует их: у меня болит там-то. Очень важно, что все врачи могут увидеть эту публикацию пациента, что у него сегодня здесь болит. Любой из врачей может взять на себя. Врач понимает, что – да это моё, у него болит, потому что там-то, там-то. Врач реагирует, соответственно, на это, либо в мессенджере идёт общение, диалог врача с пациентом, либо врач сразу даёт рекомендацию обследования. Например, он сразу же публикует рекомендацию для обследования. Пациент делает обследование, прикрепляет и дальше продолжается взаимодействие. Но это один из путей взаимодействия.

Наша система в дополнение и в помощь к очным приемам. Я ни в коем случае не пропагандирую и не призываю к дистанционному общению врача и пациента, потому что моё твёрдое убеждение, что врач должен видеть своего пациента. В принципе, вся наша телемедицина в России построена нам в дополнение. Телемедицина помогает. Для того, чтобы было более качественное взаимодействие на очном приеме, врач может предложить пациенту пройти перед приёмом ряд исследований, и на приём прийти с их результатами. Второй путь уже после очного взаимодействия врача и пациента, когда врач корректирует назначение, корректирует направление может быть даже, назначает дополнительные обследования и лечение.

Врач, отвлечённый на другое, может неправильно скорректировать назначенное лечение, недослышать. В принципе, это неправильный путь общения.

Дмитрий Ахтуба:

Предполагается совместное использование гаджетов, например, измерение пульса, давления?

Асият Хачирова:

Обязательно. Вообще в перспективе направления мы понимаем, что это сейчас очень развито, фитнес-трекеры всевозможные, и эти данные нужны. Хотелось бы развивать взаимодействие с фитнес-трекерами, с подобными гаджетами, но это в перспективе. Также сейчас в нашей компании разрабатываются 2 диагностических прибора, это монитор артериального давления и 12-канальный кардиограф. Задумка такова, что это будут приборы как для домашнего, так и для профессионального пользования. Всё в рамках этого проекта. Мы планируем, что данные с этих приборов будут записываться.

Дмитрий Ахтуба:

Получается, вы ещё разрабатываете гаджеты?

Денис Никитин:

Или программу для гаджетов?

Асият Хачирова:

И гаджеты, и программу. Гаджет у нас готов, сейчас надо программное обеспечение к нему. Прототип гаджета у нас есть. Есть действующий 12-канальный кардиограф в маленькой коробочке, которую будет удобно с собой носить. Но для его корректной работы ещё необходима доработка.

Денис Никитин:

У меня вопросы к Асият. Проект, во-первых, очень удачный, он имеет будущее. Но, единственное, что хочу добавить. Вернемся к тому, что приложение скачивается на смартфон. Вопрос: этой услугой будут пользоваться лишь те пациенты, или доктора, у которых есть данное приложение на смартфоне?

Асият Хачирова:

Да, вы говорите правильно.

Денис Никитин:

В регионах, удалённых областях будет некая пауза, наверное, по данному вопросу?

Асият Хачирова:

Не соглашусь с вами. Смартфоны сейчас завоевывают рынок. Очень большие темпы роста продаж смартфонов, смартфоны уже есть в сегменте ниже средней цены. В принципе, наше приложение направлено именно на то, что пациент может позволить себе смартфон. Сейчас у каждого школьника смартфон, давайте честно признаемся. Наша целевая аудитория – тот пул активных людей, достаточно молодых, примерно 27 – 55 лет, которые активно пользуются смартфонами, которым важно своё здоровье, важно понимание и взаимодействие с врачом, у которых мало свободного времени и которым надо более эффективно и качественно расходовать это время.

Денис Никитин:

Как раз, следующий вопрос по поводу «мало времени». На секунду представим врача, его рабочий день. Он занимался приемом пациентов, затем врач идет к кому-то домой посмотреть пациента (бывает же такое?), и вечером он должен ещё своим друзьям и пациентам в смартфоне что-то ответить, зайти в приложение и что-то написать. У меня вопрос: не много ли врач берёт на себя? Не устанет ли он это дела и надо ли вообще это делать?

Асият Хачирова:

На самом деле, врачи сейчас именно так и живут. То, что вы говорите, что надо ещё зайти в приложение и что-то написать, обычно это любой мессенджер или телефонные звонки в личное время врача. Это, как раз, та самая фишка для врача, которая, нам кажется, будет удобной. То есть врач заходит в приложение именно тогда, когда ему удобно. Он может организовать свой график, рабочий день так, как ему удобно. Если он определил для себя время с 12:00 до 14:00 я занимаюсь своим пациентами, которые у меня в приложении, и он отслеживает, что происходит. Как у всех современных приложений, будут пуш-уведомления, которые врач видит, что происходит, какая активность в приложении, и может вовремя отреагировать.

Денис Никитин:

Максимально, сколько пациентов может вести врач в таком приложении?

Асият Хачирова:

Мы не ставили ограничение в самом приложении, но, что касается человеческого ресурса… Если врач открывает ИП и полностью берёт на себя частную медицинскую практику, за которую он планирует получать доход и платить налоги, то, конечно наше приложение – как лайт-вариант больших медицинских информационных систем, которые сейчас есть в клиниках. Системы все эти разрозненные, их очень большой рынок, в каждой клинике своя медицинская информационная система. Мы себя тоже позиционируем как медицинская информационная система, но персонального пользования. То есть, вам удобно – вы пользуетесь, ежели вам неудобно – извините.

Дмитрий Ахтуба:

Наверное, параллельно надо будет чат-боты запускать?

Асият Хачирова:

Скорее всего, да. Все вопросы и проблемы, которые мы уже предполагаем, что они будут, мы будем решать по ходу их возникновения. Запуск приложения планируем на октябрь, мы выйдем в релиз с iOS-приложением и Android-приложением. Первые 6 месяцев будет тестирование на работоспособность наших приложений. Корректировать будем в зависимости от отклика аудитории.

Денис Никитин:

Приложение рассчитано на Россию, страны СНГ, или на весь мир?

Асият Хачирова:

Вообще, мы планируем, конечно же, завоевать мир. Но для начала мы планируем российский рынок. Но интересен мировой рынок, очень интересен. Аналогичные приложения встречаются на мировом рынке, но наши эксперты не нашли подобного приложения, которое бы объединяло всё.

Дмитрий Ахтуба:

На что будет похоже? Вы сказали, что будет похоже больше на Фейсбук, или на что-то ещё? Я сейчас слушаю вас и думаю, что ближе всего к нему Trello, современное приложение. Не сталкивались?

Денис Никитин:

Да, это определённая программа, планировщик задач, где каждый может ставить задачу, ставить себе дедлайн, и группа видит, что происходит.

Дмитрий Ахтуба:

Там командный доступ, можно регулировать самостоятельно. Можно вести проект, одну страничку вести с Денисом, одну страничку с вами, и все вместе другую. Открывать доступы и хранить информацию.

Асият Хачирова:

Насчёт группового доступа, тут есть очень тонкая грань с этической стороны.

Дмитрий Ахтуба:

А вы сказали, что предполагается много врачей с одним пациентом.

Асият Хачирова:

Нет, это врачи, которые видят историю болезни своего пациента. Это примерно так, как вы сидите в стоматологическом кабинете поликлиники, а я сижу в кардиологическом кабинете поликлиники, и я к вам направляю пациента. Вы видите мои записи в медкарте пациента. Вот и всё, мы с вами больше не контактируем. Мы планировали, что врачи будут устраивать консилиумы, форумы врачей, но сейчас я не готова ответить, как это будет. Должен быть отклик аудитории и понимание запросов, что надо людям, что надо врачам, как будет удобнее. Наверное, тогда мы будем реагировать.

Денис Никитин:

Многие пациенты очень переживают за свои диагнозы и не хотят, чтобы о них кто-то распространялся. Скажите пожалуйста, защита персональных данных, защита моей информации – будет ли утечка?

Асият Хачирова:

Наши айтишники обещают, что утечек не будет. Все данные хранятся в обезличенном виде на серверах, расположенных в России. Естественно, может случиться всё, но мы максимально постарались обезопасить персональные медицинские данные своих пациентов. По сути мы сейчас все храним свои медицинские данные в своих смартфонах, на фотографиях, они у нас всех есть. Просто опус доверия: если доверяете приложению, значит, выкладываете туда все свои. То же самое с Фейсбуком: вы же выкладываете туда свою личную жизнь, давайте, честно признаемся.

Денис Никитин:

Приложение платное?

Асият Хачирова:

Само приложение бесплатно. Планируется, что оно будет бесплатно скачиваться и планируется бесплатный тестовый период для любого пользователя. Далее мы планируем ввести минимальную абонентскую плату. Философия так построена, что плата за пользование приложением должна быть незаметной для пользователя. 10 руб/месяц, 120 руб/год. На 120 рублей в Москве можете выпить чашку кофе. 120 рублей в год, мне кажется, что и жители отдаленных районов России могут себе позволить. Это не 500-600 рублей, не 1000 рублей, которые могут быть ощутимы.

Дмитрий Ахтуба:

Платят пациенты? Для врачей бесплатно?

Асият Хачирова:

Да, сейчас у нас построена маркетинговая стратегия, что платит пациент за то, что он может общаться со своим врачом в нашей системе, потому что основной приток пользователей будет через врачей. Объясню, почему. Психология людей устроена таким образом, что ни одного человека вы не заставите лечиться, пока в его здоровье не произойдёт что-то действительно серьезное. Поэтому найти осознанных пациентов, которые заведут себе медицинскую историю болезни самостоятельно – наверное, это будут единицы. Пользование приложением должно идти от врача, врач должен объяснять пациентам, что это будет удобно всем – и вам, и нам.

Денис Никитин:

Есть крупные операторы, Booking, Uber, на которые можно и нужно равняться. Какая-то звёздность врачей будет присутствовать? Например, я нахожусь в регионе, хочу приехать в столицу к звездному врачу. Я могу достучаться до него с помощью приложения?

Асият Хачирова:

Конечно, конечно. Мы учли такие моменты. Во-первых, врач выкладывает туда полностью своё резюме. Еще немаловажный момент: врач не может найти себе пациента в нашей системе, это наша принципиальная позиция. Пациент ищет себе врача. Заходит в поисковик, и может найти по любому из хэштегов: по городу, по фамилии, может найти по специальности. Вводит поиск и ему выдаётся список врачей, которые у нас зарегистрированы в системе. У каждого врача есть свой профиль, по сути – его резюме, как визитная небольшая карточка и расширенное резюме. Планируем еще ведение блога. Сейчас очень много блогеров-врачей, Инстаграм наполнен блогерами-врачами; доверие к таким врачам выше, чем доверие к врачам, которые не рассказывают ничего о болезнях. Реалии современного мира таковы, что врач может рассказать о болезни спокойно, доступно, именно, наверное, в своём собственном медицинском блоге. Каждому пациенту, естественно, надо уделить время, каждому пациенту рассказать, но, чтобы пациент закрепил свои знания по данной болезни, хорошо, чтобы это было написано словами врача: что за болезнь, какие у неё риски, какие пути выхода из болезни и какие возможные пути входа в болезнь, как их избежать. Поэтому, конечно, пациент может найти себе врача по его резюме. Планируем вводить народный рейтинг врачей, как в Uber рейтинг водителей, пока не реализован в приложении, но это все в наших планах. На данный момент пациент может найти себе врача по его резюме. Понравилось резюме, посчитал, что этому врачу можно доверять – он может к нему постучаться, а там уже как врач отреагирует.

Денис Никитин:

Насколько предложение будет «вкусное» для врачей всей России и всех регионов, всех городов? Почему врач должен скачать? Работает классическим методом, который использует сегодня. Это же коммерческий проект. Как сделать так, чтобы врач скачал приложение и понял, что очень здорово: я экономлю здесь и здесь, и всё собрано в одном месте.

Асият Хачирова:

Прежде всего, делаем ставку на удобство. Удобство, доступность медицинских данных, удобство пользования. Мы все перешли на смартфоны последние 10 лет, потому что это удобно, это для нас всё. Там и личные сведения, и календарь, где можно организовать своё время. Всё то же самое мы хотим предложить с помощью нашего приложения для врачей.

Дмитрий Ахтуба:

Наш эфир близится к концу. Я напомню: сегодня в нашей студии с нами были Хачирова Асият и Никитин Денис. Это программа «Мединвестклуб с док Ахтуба». Асият, мне кажется, сделала очень интересный продукт. Денис, тебе как?

Денис Никитин:

Мне тоже так кажется. Продукт имеет будущее и должен быть привлекательным для инвесторов. Это своего рода стартап, который имеет продолжение, могу так сказать.

Дмитрий Ахтуба:

Всё-таки, за цифровой медициной будущее, и будущее за приложениями, весь мир идёт в сторону этих трендов. Очень приятно, Асият, что вы идете в русле этих трендов. Спасибо вам, друзья!

Асият Хачирова:

Спасибо большое!

Денис Никитин:

Спасибо!