Максим Черешнев:
Здравствуйте, дорогие друзья, с вами в эфире радио Mediametrics, передача «Цифровая Россия». Ее ведущий я, Черешнев Максим, международный секретарь международной децентрализованной ассоциации криптовалют и блокчейна IDA CB. Сегодня у нас в гостях Станислав Завершинский и Андрей Набока, которые представляют проект 101co.in. Здравствуйте.
Станислав Завершинский:
Добрый вечер.
Максим Черешнев:
Как всегда, мы разговариваем о цифровой России, о том цифровом будущем, которое ждёт нас в ближайшее время и о тех новых технологиях, которые приведут к этому цифровому будущему. Расскажите коротко о вашей компании, 101co.in, как вы уже привели, как высказали, 6 ICO к успешному результату.
Станислав Завершинский:
Наша компания занимается в большей степени маркетингом изначально. Мы помогаем проектам упаковать себя, подготовить документацию, подготовить проект и продукт к выходу на ICO и сам выход к ICO. Относительно маркетинга в большей мере это вопрос к Набоке Андрею, я думаю, он поподробнее расскажет.
Максим Черешнев:
А все из тех ICO, которые вы вывели на рынок, они российские?
Станислав Завершинский:
Да, в большей степени это российские и партнёры СНГ. Ближайшие страны.
Максим Черешнев:
Говорят, что рынок ICO заканчивается, и такое будущее ICO заканчивается. Как ваше видение, ICO, как метод сбора средств.
Станислав Завершинский:
В нашем понимании он не заканчивается, он преобразуется в более устоявшийся рынок, похожий на венчурный рынок. То есть к более таким классическим инструментам приходит, если раньше, год назад проекты могли собирать, грубо говоря, на бумажку какие-то инвестиции. Сейчас проекты должны хотя бы показывать продукт какой-то, какой-то первичный MVP каких-то первичных клиентов.
Максим Черешнев:
Андрей, как вообще пришла идея помогать ICO и почему 101co.in?
Андрей Набока:
Я занимаюсь маркетингом уже лет 20, меня позвали в компанию, как специалиста по упаковке продуктов. Я пришёл в своей работе к тому, что консультирую крупные компании, как по психологии упаковки их бренда. То есть какого цвета, грубо говоря, сделать логотип, чтобы он хорошо смотрелся на рынке Азии, или можно ли использовать символ огня, выходя рынок в Арабские Эмираты.
Максим Черешнев:
То есть всё так детально и настолько тонко.
Андрей Набока:
Психология маркетинга, психология упаковки продуктов. Меня позвали, как специалиста по маркетинговой составляющей по тому, как преподносить тот или иной проект. Это произошло год назад, мне работа нравится, мы много интересных, крутых вещей сделали.
Максим Черешнев:
А почему выбрали 101co.in название?
Андрей Набока:
Спонтанная тема получилась. Кто-то сказал, вернее, как было: кто-то написал где-то 101co.in для примера, а Стас сразу сделал такой сайт, с таким названием, и мы стали называться 101co.in.
Максим Черешнев:
Сегодня мы поговорим о блокчейне, как технологии. Действительно, много областей применения блокчейна, о которых уже заявлено, о которых пишут, но вы придумали ещё одно направление, блокчейн и сырьё. Расскажите, нужен ли блокчейн для сырья.
Станислав Завершинский:
Грубо говоря, мы не придумали это направление. Вообще, изначально, когда задумывали смарт-контракты, ещё Ник Сабо описывал это в девяностых годах, он говорил, что если придумать такой алгоритм, который выстраивал бы доверительные отношения между двумя участниками, то этот алгоритм очень бы сильно снизил издержки в торговле, именно в торговли, в сырьевом секторе.
Максим Черешнев:
Почему именно в сырьевом секторе?
Станислав Завершинский:
Потому что много издержек на третьи стороны, на третьи лица, потому что когда идут международные сделки, возникает момент аккредитива, момента дополнительных банков контрагентов, которые следят за исполнением сделок, соответственно, тратятся большие издержки на эти процессы. Если эти процессы можно было бы переложить на самоисполняемые алгоритмы, то это исключило бы человеческий фактор из отношений этих сделок и тем самым улучшило бы вообще ситуацию, ускорило бы даже процессы сделок.
Максим Черешнев:
Мы разбирали здесь в студии, в программе «Цифровая Россия» блокчейн логистики и пришли к выводу, что несмотря на те плюсы, которые может дать блокчейн, существующая система правовых отношений и те правовые конструкции, которые применяются, они достаточно сложны, и в какое-то короткое время невозможно применить блокчейн в логистике. Есть ли такая проблема в сырье?
Станислав Завершинский:
Да, конечно, такая проблема есть, потому что если говорить о сырьевой сделке, то она многосторонняя, тут также и логистика присутствует, и присутствуют платежи, переводимые между контрагентами и также налоговые издержки. Соответственно пока инфраструктура не будет готова полностью к внедрению блокчейн технологии, будет невозможно перейти полностью на смарт-контракты и на блокчейн. Но в нашем понимании эту инфраструктуру нужно уже начинать готовить сейчас, потому что это не быстрый процесс, чем раньше начнём, тем лучше получится. Тем более, такая экономика сырьевая, как Российская Федерация, само собой разумеющееся, как идти в эту сторону. Тем более, у нас есть сильные разработчики.
Максим Черешнев:
Андрей, почему, помогая другим ICO проектам, вы всё-таки решили заняться своим?
Андрей Набока:
Проект кажется нам очень перспективным, он интересен как с точки зрения технологий, так и с точки зрения маркетинга и с точки зрения финансов тоже. То есть вы спрашивали, почему мы пошли в этот сектор, один из самых отсталых с точки зрения технологий секторов рынка, он очень крупный, игроки все очень крупные, много игроков в самых дальних регионах России, и технологии в этот сегмент доходят очень медленно. И сейчас многие сектора сырьевого рынка пользуются инструментами минимум десятилетней давности, то есть совсем каменный век. Люди заходят, ищут покупателей, продавцов на каких-то сайтах, типа доски объявлений, которые в девяностых годах я ещё использовал. Мы хотим преобразовать этот сектор, хотим сделать, в том числе, экономику вообще странный более мобильной и более эффективной.
Максим Черешнев:
На какой стадии находится ваш проект, какие его партнёры? Здесь вопрос не праздный, мы, как IDACB провели уже первую часть World Blockchain Roadshow, поскольку в IDACB входят уже 90 стран, мы провели по Азии, посетили Бруней. Так вот, Бруней - королевство N4 по обеспеченности на душу населения и одно из крупнейших по добыче нефти и газа в мире. И как раз проекты в области нефти и газа и здравоохранения их не просто интересуют, они прямо ждут их у себя в гости уже 7-8 августа.
Андрей Набока:
Да, там какая-то выставка как раз Health и Oil and Gas, что-то такое.
Максим Черешнев:
Ну, это не выставка, это такая более-менее закрытая встреча в рамках World Blockchain Roadshow. Да.
Андрей Набока:
Мы видели её.
Максим Черешнев:
Насколько готов ваш проект для того, чтобы его показывать инвесторам и потенциальным потребителям. В данном случае это одни и те же люди.
Андрей Набока:
Давайте я отвечу. У нас много чего готово, у нас готов прототип, у нас заключены предварительные договорённости со многими инвесторами, у нас есть первые клиенты портала, будем говорить, платформы.
Максим Черешнев:
Клиенты, это кто?
Андрей Набока:
Клиенты, это игроки сырьевого рынка из сфер полимеров, сельхоз товаров и нефтегазового сектора. У нас прописано много документации, проработано по проекту, но мы ждём примерно 6 сентября для того, чтобы презентовать проект, первую версию платформы, всё, что у нас будет на этот момент. Поэтому к 7 августа, к сожалению, мы не готовы, мы слышали про эту выставку, не выставку, хорошо, про это мероприятие, нам предлагали в нем участие, но мы решили, что мы не будем выходить с сыром продуктом. Мы достигнем какой-то реперной точки для того, чтобы.
Максим Черешнев:
Как рынок воспринимает новые проекты? Вы знаете, здесь, особенно рынок нефти и газа, он достаточно консервативной, в нём работают люди десятилетиями, которые хотят проверенных решений. И тут вопрос делится на 2 части, первая, как они относятся к новым технологиям и внедрению вообще. И второе, когда вы говорите о том, что ваша технология применима и для и Iol and Gas, и для сельского хозяйства, и для другого сырья. Не вызывает ли это у них дополнительных вопросов, поскольку считают, что рынок нефти и газа сам достаточно уникальный и сам достаточно большой?
Андрей Набока:
Мы знаем об этом ходе мыслей среди наших потенциальных клиентов, среди инвесторов, и мы не пытаемся объять больше, чем мы можем реально реализовать. Поэтому мы начинаем с некоторых секторов рынка. У нас будет некая информационная пока что часть касательно нефти и газа, у нас будет более проработанная часть касательно полимеров и рынка сельхоз товаров: зерно, крупы, растения всякие и так далее. Мы с этих сегментов пойдём, потому что у нас среди партнёров есть очень хорошие контакты именно в этой сфере. Они же и первые клиенты, они же и котики, на которых мы будем тестировать.
Максим Черешнев:
Простыми словами потребителя и бизнесмена, который будет пользоваться вашей системой, как можно объяснить, что будет такого уникального вместо системы: выставил, заключил сделку, получил деньги. Что даст ваша система смарт-контракта?
Станислав Завершинский:
В части смарт-контракта, если говорить про импортно-экспортные сделки, то там испокон веков используется аккредитив, то есть используется заморозка средств, используется проверка товара. То есть покупатель получает товар, и только в этом случае продавец получает средства. Если говорить про внутренний рынок, российский рынок, то, зачастую, происходит ситуация, когда покупатель сначала переводит деньги, потом ждёт получения товара. Соответственно, применение смарт-контрактов, т.к. они не требуют больших издержек на обеспечение этой сделки, на количество людей, которые будут обеспечивать эту сделку, то вот этот процесс аккредитива можно будет применять и на внутреннем рынке. То есть это будет вызывать больше доверия среди двух сторон, и тем самым, во-первых, ускорять процессы, больше доверия давать и исключать, уменьшать издержки.
Максим Черешнев:
А каким образом будет происходить арбитраж смарт-контракта, ведь если человек получил, он может просто не отметить, что он получил, сказать, что он не получил, и тогда соответственно смарт-контакт просто не сработает.
Станислав Завершинский:
Мы рассматриваем модульную систему, то есть у нас, в нашем понимании будут также модули по отслеживанию, логистический модуль, который будет в автоматизированном режиме отслеживать передачу товара, то есть его положение, его качество и окружающую среду вокруг него. То есть, по сути, с верхнего уровня смарт-контракт будет собирать информацию с более низкого уровня смарт-контрактов, которые будут давать данные. То есть товар дошёл, товар в хорошем качестве, можно переводить средства.
Максим Черешнев:
Насколько и покупатели, и продавцы готовы доверять такому, в конечном итоге, это тоже посредники, такой платформе, такой системе. Ведь не секрет, что Alibaba десятилетиями строила, например, систему доверия, чтобы и та, и другая стороны начали доверять.
Станислав Завершинский:
Мы понимаем, что это сложный процесс именно внедрения всей технологии, поэтому мы собираемся идти постепенно, от низшего уровня, это просто информационные площадки до внедрения вот этих различных модулей. По сути, у нас есть некие договорённости с крупными игроками рынка, которые от нас, вот вы говорили, на такой стадии договорённости, на какой стадии отношения с крупными игроками. То есть они ждут каких-то первых результатов, они ждут подтверждения того, что мы работаем, можем давать в рынок продукты. После этого они будут готовы сотрудничать, и уже под покровительством более высоких, крупных игроков можно получать больше доверия у остального рынка.
Максим Черешнев:
А чем это будет для потребителей именно потребительскими свойствами принципиально отличаться от той же Alibaba или других платёжных систем, когда там сейчас так и происходит. Вы перечисляете только после получения товара есть какое-то время, и деньги получает тот, кто его отправил, отправитель. В чем принципиальное отличие, что почувствует уникального потребитель.
Станислав Завершинский:
Тут принципиальное отличие в том, что Alibaba нацелен на более мелкий рынок, на рынок мелких продуктов, ширпотребрых продуктов, то есть здесь мы рассматриваем сырьевые сделки, то есть это крупные сделки. И нашей целевой проблемой, которую мы хотим решить, это именно проведение платежей. То есть мы не хотим консолидировать на себе все средства, которые будут переводиться между собой. Мы хотим построить инфраструктуру, в которую можно будет встроить текущие решения платёжные, такие, как Hyper Logic, такие, как Ripple, которые уже сейчас работают с банками. То есть, по сути, гарантом исполнения именно платежей будут сами банки. То есть мы не уходим от той системы банковской, которая сейчас присутствует на рынке.
Максим Черешнев:
Фактически, вы говорите, что уникальность только в том, что вы занялись этой темой, а Джек Ма ещё не занялся, вдруг, смотрит нашу передачу и начнёт заниматься этой темой сейчас, то его предложение будет даже более понятным рынку в виду репутации.
Станислав Завершинский:
Тут немного другое, Джек Ма находится в Китае, у него китайский рынок, у него нет доступа и быстрого доступа к российским игрокам, к российским реалиям и реалиям российского сектора сырьевого.
Максим Черешнев:
То есть всё-таки проект направлен больше на российский сектор.
Станислав Завершинский:
Мы изначально планируем выходить в российский сектор, потому что есть партнёры, есть, как я уже говорил, быстрый доступ к ним, мы в процессе диалога делаем, по сути, идеальный продукт для рынка. И в дальнейшем уже, конечно, мы планируем выходить на экспортные сделки. Но это со стороны России, большей частью.
Максим Черешнев:
Андрей, приведите какой-нибудь пример такой, понятный людям, кто покупает, кто заходит, кто покупает, кто продаёт бензовозы, или как это всё происходит для того, чтобы это было ощутимо.
Андрей Набока:
Давайте расскажу, как сейчас обстоят дела. Например, на рынке зерна. Есть фермер, он вырастил, допустим, кукурузу, потом есть какой-то небольшой сегмент, где эту кукурузу обрабатывают, превращают в сырьё. Кукурузу сделали доступным, в доступной форме, в форме сырья, отправили на маленьких логистах на большой склад. Потом с этого большого склада большие логисты забирают и везут, например, в порт или на железнодорожную станцию. Оттуда доставляют куда-то ещё, потом опять маленький логист везёт это на ещё один склад, и с этого склада уже грейдеры выкупают это сырьё и продают его перерабатывающим заводам, которые делают из этого продукты питания, например, консервированную кукурузу. Это все очень долго длится, и в этом процессе, в зависимости от разных рынков сырья, продукт теряет от 14 до 250 % своей стоимости. Мы хотим сократить эти издержки, как во временном плане, так и в финансовом, то есть мы хотим снизить эти издержки за счёт самоисполняемых контрактов, за счёт автоматизации рынка и за счёт просто доступности информации. Первым, как Стас уже сказал, первым делом мы делаем просто информационную платформу для того, чтобы трейдер, например, по полиэтилену, мог зайти и посмотреть, сколько сейчас стоит полиэтилен, на каком заводе, где какие объёмы доступны, где он может это приобрести. Потому что сейчас, нам это известно очень хорошо, трейдер полиэтилена должен утром 2 часа обзванивать эти заводы по телефону и спрашивать у них сколько стоит.
Максим Черешнев:
То есть не существует даже площадки, где всё это объективно и доступно.
Андрей Набока:
Да, именно так. Разные рынки развиты по-разному. Например, в топливе есть Санкт-Петербургский нефтяной рынок, который охватывает большую часть, как информационную, так и по объёмам торгов. Там всё неплохо, а вот на полимерах, там вообще дичь.
Максим Черешнев:
Насколько готовы сами производители раскрывать эту информацию, вносить её в систему, ведь в конечном итоге система должна заполняться людьми. Это выгодно всем сторонам процесса, не считая тех участников, которые существуют за счёт того, что продают эту информацию или которые получают какую-то комиссию от сделок между определёнными участниками. Но это издержки девяностых, от которых мы постепенно должны избавляться.
Максим Черешнев:
Очень интересно. Что будет основой для дальнейшего тиражирования вашей платформы? То есть как будет она развиваться, как она пойдёт в другие страны?
Станислав Завершинский:
Изначально, как я говорил? мы фокусируемся на российском рынке и на 3 видах сырья. Потом мы планируем расширять линейку сырья, то есть это не только нефтепродукты, сельхозтовары и полимеры, также есть рынок леса, которых такой же ситуации примерно, как сельхозпродукция, рынок мяса. Соответственно, мы планируем расширять те технологии, которые мы будем обкатывать на 3 рынках, но планируем расширять на все остальные рынки. Потом, обкатав эту технологию на российском рынке, мы уже будем рассматривать импортно-экспортные сделки, то есть больше объёмы, так как у нас будет больше доверия к нашей технологии, то будет подспорьем для выхода на большие объёмы, то есть на импортно-экспортные сделки.
Максим Черешнев:
Какие показатели вы ожидаете в ближайшие годы, в объёме, в выручке, в доходах, в чем бы вы их не измеряли.
Станислав Завершинский:
Мы сейчас планируем запуск информационной площадки, которая, по сути, не думаем, что будет приносить какие-то сверхдоходы. Это будет более первым прототипом площадки продуктов, наших будущих продуктов. В дальнейшем мы рассматриваем, что само собой, мы не охватим весь рынок сырья России, мы целим в 10-20 % рынка в зависимости от направлений. То есть если в нефтепродуктах есть Санкт-Петербургская биржа, которая, в принципе, закрывает большую часть потребностей этого рынка. То в целях сельхозпродукции, допустим, нет такого крупного игрока, который соответствует текущим реалиям. Соответственно, на этом рынке мы смотрим больший объём.
Андрей Набока:
Добавлю, что в сентябре, когда мы презентуем проект Comm.Trade на выставке Trader Oil в Казани, как она называется.
Максим Черешнев:
На выставке в Казани.
Андрей Набока:
На выставке, да, татарская нефть, нефтегазовая выставка она называется, Татарстанская нефтегазовая выставка. На ней, презентуя проект Comm.Trade, мы выложим все финансовые показатели, финансовые ожидания и roadmap собственного проекта.
Максим Черешнев:
Давайте теперь перейдём в целом к рынку ICO и блокчейна и потом поговорим вообще о цифровом будущем, которое нас возможно ожидает. Рынок ICO и блокчейна и на какой стадии находится сейчас, что происходит, какие тенденции, и многие считают, что блокчейн, как технология жить будет, рынок криптовалют и всего, что с ним связано, постепенно будет сходить на нет.
Станислав Завершинский:
Все мы знаем, что есть кривая Гартнера, которая показывает, что есть пик, есть спад, и есть следующий рост. В нашем понимании сейчас есть некий спад. То есть первая волна хайпа прошла, начинается устаканивание рынка. Но мы думаем, что он и дальше будет расти, просто возможно, он не будет такой хаотичный, такой непонятный, как год назад. Будет более прагматичный, более конкретный, где инвестор будет уже смотреть на продукты более тщательно, будет посмотреть на ту базу, на ту технологию, которую он будет давать рынку. И, конечно, не ожидать каких-то, как это было раньше, х100, х200, но при этом всё равно будут прибыли, будет рост.
Максим Черешнев:
Андрей.
Андрей Набока:
Про ICO?
Максим Черешнев:
Про развитие рынка и текущего состояния.
Андрей Набока:
Вы задавали в самом начале вопрос, считаем ли мы, что ICO себя уже изживает, Стас сказал, что немного перерождается, приближаясь к реальному сектору по сбору инвестиций. Я же скажу, что на рынке остаются и хайпуют те игроки, в которых обосновано наличие криптовалют в этом проекте. Если я строю какой-то завод или добываю моллюсков где-то на востоке России и пытаюсь к этому прилепить ICO, то год назад это реально прокатывало. Это не из моей головы фантазия, а реальный проект ICO, который собрал определённое количество денег. Сейчас это никто не купит, и твои токены тоже не будут расти. Те проекты, в которых наличие криптовалюты обоснованно , сейчас хорошо себя чувствуют, с определёнными колебаниями, свойственными рынку, поднимаются и, думаю, что у них есть большое будущее. В основном это платформы, связанные с различными финансовыми инструментами, а также различные ЭКО системы, в которых токены используются для внутренних платежей.
Максим Черешнев:
То есть всё, что касается использования токенов для развития самого бизнеса, который работает.
Андрей Набока:
Здесь, опять же, надо понимать границу между тем, чтобы продавать фантики или реальная востребованность в этой криптовалюте. Например, опять же, в нашем проекте, о котором мы говорили, сырьевом, будут присутствовать токены, но как внутренняя валюта по использованию этой платформы. То есть оплата за услуги, которые будет платформа предлагать. На предварительном токен сейле или ICO мы участникам рынка дадим возможность купить эти токены по более низкой цене, чем это будет, когда мы запустимся. Для нас это инвестиции, для них это экономия средств, если они уверены в том, что мы проект закончим. И мы делаем всё для того, чтобы они были уверены.
Максим Черешнев:
Как много проектов по вашему мнению запускаются с русскими командами?
Станислав Завершинский:
Есть официальная статистика, есть полуофициальная статистика, что в большинстве, больше 70 проектов присутствуют российские команды, российские разработчики. Потому что в России довольно сильное сообщество разработчиков. Но, зачастую, как показывает практика прошлых ICO, упало доверие к российским основателям проектов, потому что слишком многие проекты собирали деньги и уходили в непонятное пространство. Поэтому, как мы общались с коллегами тоже с рынка, советуют, что даже если вы российский проект, то лучше найти сооснователя иностранца, который, конечно же, что-то привносил и в проект, но был не с русскими корнями, это будет плюсом для проекта.
Максим Черешнев:
И маркетингово так и нужно делать.
Андрей Набока:
Да, это абсолютная правда, к сожалению, многие наши коллеги из России испортили репутацию российских проектов до такой степени, что на одном мероприятии ко мне подошёл представитель США, гражданин США и сказал мне на английском, он такой был, подвыпивший и сказал: слушай, ты знаешь, что все русские проекты - это скам. Надеюсь, что это не так, и мы работаем для того, чтобы показать, что это не так. Но это правда, с маркетинговой точки зрения лучше иметь западную поддержку, особенно поддержку тех стран, которые котируются на рынке.
Максим Черешнев:
Нас смотрит сейчас достаточно количество команд, молодых ребят, которые, кто-то на разных стадиях, от идеи до реализации каких-то проектов. Что бы вы им рекомендовали, какие шаги, на что обратить внимание, чего не делать, что делать для того, чтобы проект реализовывался успешно.
Андрей Набока:
Если говорить об ICO, то я уже примерно сказал, что первое, о чём подумайте, создавая ICO проект, причём здесь криптовалюта, причём здесь блокчейн. Наличие блокчейна и криптовалюты, а именно это сейчас принято объединять в понятие ICO, подумайте, зачем этому продукту это нужно. Если эта обоснованность есть, то дальше умело, красиво упаковываем и продаем. Но самое главное, думать не о том, как собрать сколько-то там млн. $ на ICO, а о том, как ты будешь зарабатывать и возвращать деньги инвесторам. Если думать об этом, мне кажется, многое может получиться.
Максим Черешнев:
Ваше мнение.
Станислав Завершинский:
Согласен с коллегой. Ещё в качестве упаковки проекта немаловажным является первичный продукт, то есть, по сути, так же, как на венчурном рынке нужно хотя бы показать MVP. MVP - это не просто прототип, это уже первые клиенты, первые какие-то подтверждённые модели заработка проекта.
Максим Черешнев:
То есть требования к MVP меняются, если раньше было MVP, это просто проект, то сейчас MVP, это уже какой-то продукт, который используется рынком.
Станислав Завершинский:
MVP всегда было значение, что это всё-таки используемый продукт. Есть есть прототип, это прототип, а MVP - это minimum viable product, то есть само название говорит. И также необходимо просчитывать свою финансовую модель и вообще понимать, до какого момента проекта будут жить на инвестициях, до какого момента он выйдет окупаемость и будет жить дальше за счёт собственных средств.
Максим Черешнев:
Андрей, в чём проектам нужна помощь, и с чем они не справляются сами, по вашему опыту?
Андрей Набока:
Давайте подумаем над тем, что такое сами проекты. Проект, это может быть один человек с какой-нибудь бешеной идеей, а может быть целая команда, включая в себя команду маркетологов, продажников, специалистов по блокчейну. Если мы говорим о первом варианте, когда команда малым количеством ресурсов обладает, то ей нужны все. Ей нужен финансист, ей нужен юрист, ей нужны упаковщики.
Максим Черешнев:
Но тогда она не может заплатить за это.
Андрей Набока:
Но есть люди, которые преуспели в других бизнесах и пытаются здесь о себе заявить. У них обычно деньги есть. Да, это дорого, не секрет, что современные реалии рынка ICO требуют немалых финансовых затрат, чтобы протолкнуть даже хорошую идею. Чтобы протолкнуть плохую, нужно иметь неограниченное количество.
Максим Черешнев:
По вашему опыту работу в 101co.in за то время, за год реализации различных проектов какие особо блоки работ передаются на аутсорсинг? И что бы вы рекомендовали передавать на аутсорсинг и не застревать?
Андрей Набока:
Что клиенты передают на аутсорсинг?
Максим Черешнев:
Что команды передают на аутсорсинг?
Андрей Набока:
Очень мало специалистов по непосредственно криптовалютам и блокчейну, поэтому многие люди, которые что-то интересное делают, не знают, как сюда привернуть вообще ICO и как провести ICO, как сделать смарт-контракт, как выпустить криптовалюту, как потом её использовать в своей инфраструктуре. Это то, собственно, на чем мы специализируемся и то, что чаще всего передают компаниям, которые занимаются продвижением ICO.
Максим Черешнев:
Какие основные сложности, с которыми сталкиваются команды? Что вы помогаете решать?
Андрей Набока:
Собственно, там нехитрая схема. Надо продукт упаковать и продать. С продажей, наверное, сейчас наибольшие сложности. Если прошлым летом люди вкладывали в криптовалюты, даже не понимая, что это такое и, как некоторые коллеги считают, некоторые трейдеры считают, что можно было купить 10 или 100 криптовалют любых, подряд все ICO, которые выходили и всё равно выйти в плюс, продавая их через месяц-два после того, как они выходят. То сейчас ситуация обратная. Если ты купишь 100 подряд выходящих ICO, то ты 100 % потеряешь. Поэтому люди очень стали внимательно относиться к тому, что они покупают, соответственно, нужно им доказать, что ты продаёшь что-то ценное. Вот это, наверное, является основной проблемой и основной сложностью на рынке, основной компетенцией хорошей команды, которая это продает.
Максим Черешнев:
И как тогда проектам доказать, что они действительно несут ценность, как им доказать, что они действительно реальные и не придумываю ту ценность маркетинговыми средствами?
Андрей Набока:
Вот Стас уже частично ответил на этот вопрос, нужно показать, что ты реально собираешься работать. Для этого нужен MVP, для этого нужен вменяемый, проработанный детально бизнес-план, финансовая модель. Для этого нужны хорошие люди в команде, которые не просто висят на сайте, а действительно в ней работают.
Максим Черешнев:
Такие, я думаю, достаточно приземленные рекомендации с точки зрения венчурного рынка, но наверное, новые рекомендации с точки зрения блокчейн рынка. Да?
Андрей Набока:
Да.
Станислав Завершинский:
В целом, да. Ещё немаловажным фактом, о котором должен думать проект, это юридическая составляющая, юридическое оформление. Потому что сейчас принимаются различные законы в различных регионах, различных странах, которые отличаются, и тут нужна детальная проработка, по сути, под каждый регион инвесторов, которые привлекаются в проект.
Максим Черешнев:
Давайте теперь заглянем в цифровое будущее? и что это цифровое будущее вам принесёт. В вашем видении, в вашем понимании, ожидании, какие технологии, какие направления будут наиболее востребованы, скажем, в пятилетней перспективе?
Станислав Завершинский:
Это, конечно же, направление в сырьевом рынке, потому что сама технология, по сути, можно сказать, заточена под транзакции, под валюты, под платежи. Это рынок IoT, то есть рынок решений для интернета вещей, потому что также блокчейн позволил этому рынку развиться. Также это рынок больших данных, потому что тоже тренд последнего времени. Андрей дополнит.
Максим Черешнев:
Андрей.
Андрей Набока:
Высокие технологии поддерживают высокие технологии. То есть я внимательно слежу за рынком различных инновационных решений прикладных и различных гаджетов, которые, в т.ч., продвигаются, во-первых, используют технологии блокчейн, во-вторых, продвигаются через Initial Cion Offering.
Максим Черешнев:
Представьте, что мы перенеслись в будущее, Москва через пять лет, 2023г. Что нас удивит в вашем понимании, что будет не так, что изменит нашу жизнь в реальном мире обычного человека? Какое цифровое будущее цифровой России будет?
Андрей Набока:
Дам Стасу время подумать, как ответить на этот вопрос, скажу, что что бы мы сейчас не сказали, будет не так. Потому что мы год назад примерно придумали и организовали этот бизнес, мы, естественно, как все бизнесмены, строили воздушные замки и думали о том, какой наша компания будет через год, что мы будем делать, где мы будем сидеть и так далее. Наверное...
Максим Черешнев:
Всё не так.
Андрей Набока:
Ни одна из наших идей, наших предположений не реализовалась, мы совсем другие, мы лучше, но абсолютно не там, не тем занимаемся и не так, как мы думали об этом год назад. То же самое и с рынком ICO. То есть никто зимой не говорил о том, что будет так, как сейчас есть. Поэтому...
Максим Черешнев:
Станислав, какие технологии вас удивят через пять лет?
Станислав Завершинский:
Я думаю, прогнозы строить сложно, потому что прогнозы обычно не сбываются. Но мы все раньше не знали, что такое Uber, не знали, что такое каршеринга, но сейчас, выйдя на улицы Москвы, можно увидеть за каждым углом стоящую машину, которую ты можешь взять с мобильного приложения. В будущем, возможно, это будут какие-то автономные решения, автономное такси, над которым уже сейчас работают компании. То есть тут предугадывать сложно.
Андрей Набока:
Я, например, не понимаю, почему до сих пор мы тратим время на то, чтобы расплачиваться в магазинах, супермаркетах, в различных местах, почему это так сложно. Потому что, мне кажется, что уже сейчас должно было быть, а через пять лет по моему мнению уж точно, что ты выходишь из супермаркета с тележкой, проходишь через какой-то терминал, который считывает все товары, которые у тебя там лежат и автоматически снимают с какого-нибудь.
Максим Черешнев:
Такое уже не есть в некоторых магазинах, но это есть только ещё первично.
Андрей Набока:
Мне кажется, просто такое должно быть везде, в том числе...
Максим Черешнев:
Посмотрим, каким будет это будущее, мы со своей стороны, как IDACB формируем будущее для развития международной интеграции, международного развития, проводим всемирные Roadshow и развиваем рынок блокчейна новых технологий, поэтому мы рады, что вы развиваетесь в этом направлении. Желаем успешно провести и реализовать ваш проект и надеюсь, что действительно блокчейн привнесет новое, интересное и более эффективное решение в мир сырьевых транзакций и всё, что связано с сырьём. Спасибо вам. Напомню, дорогие друзья, что у нас сегодня в гостях был Станислав Завершинский, руководитель проектов 101co.in, СЕО проекта Comm.Trade и Андрей Набока.
Андрей Набока:
Спасибо.
Станислав Завершинский:
Спасибо.