{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Николай Евдокимов Основатель блокчейн-государства Decenturion 05 июля 2018г.
Через тернии к звёздам
Поговорим о том, что же является мерилом успеха и его секретом

Елена Женина:

Добрый вечер, в эфире программа «История успеха», с вами я, Елена Женина, а гость моей сегодняшней программы Николай Евдокимов. Добрый вечер, Николай! 

Николай Евдокимов:

Добрый вечер!

Елена Женина:

Николай - инвестор, дизайнер токенов, евангелист блокчейна, предприниматель IT, автор 7 книг по маркетингу, и на сегодняшний день общая капитализация компаний, которые принадлежат Николаю более 500 млн. $ оценивается. 

Николай Евдокимов:

Абсолютно верно. 

Елена Женина:

И говорить мы сегодня будем, естественно, об успехе, о том, что такое успех, что является мерилом успеха и, наверное, как нему прийти, что этому способствовало. Я люблю начинать с самого детства. Как вы росли, кем вы были, что вы из себя представляли, вот прямо маленький мальчик. 

Николай Евдокимов:

Я родился в Москве, учился в Москве в школе, естественно, родился в районе Измайлово, поступил в физико-математическую школу, опять же, в том же самом районе. Соответственно, сложно какие-то выдернуть точные моменты. Насколько мне было интересно учиться, очень малоинтересно, то есть учиться я совершенно не любил. Мне нравились какие-то определённые предметы, которые мне...

Елена Женина:

Какие?

Николай Евдокимов:

В первую очередь, я был в тот момент, когда она начали появляться первые такие, по крайней мере, насколько я помню, с 7 класса или с 8 класса школы появилась информатика, это было уже всё, то есть это было безумно интересно. Она привлекала максимальное внимание. Что касается того, что было с остальными предметами, математика очень нравилась. Я очень рано начал играть в шахматы, то есть я поступил в какую-то сначала базовую шахматную секцию, потом начал в этом развиваться, а играть я начал где-то с 6 лет и так потихонечку дорос до кандидата в мастера спорта к 11 годам. То есть меня вот эта часть увлекала очень сильно. Что касается таких предметов, как, к примеру, история, химия...

Елена Женина:

География. 

Николай Евдокимов:

География, это была катастрофа абсолютно полная, и совершенно я не мог это всё учить, я не понимал, зачем мне это нужно. И у меня был какой-то момент практицизма, что я совершенно не тратил никакого времени на то, что мне не интересно и на то, что я считал, мне никогда не понадобится. И впоследствии, надо сказать, что я и к математике стал так же относиться, то есть как-то она начала уходить у меня на задний план, что вроде, иногда интересно, иногда не интересно. Кончилось это в результате тем, что годам к 25 я уже перечитывал снова учебники, которые были в 10-11-м классе, чтобы, наконец... 

Елена Женина:

Чтобы восполнить какие-то пробелы. 

Николай Евдокимов:

Чтобы вспомнить и начать это использовать. То есть когда мне интересно, я понимаю, для чего я это буду использовать, я разбираюсь очень быстро. То есть школьная часть какой-то такой была. Потом я поступил в бауманский институт, МГТУ имени Баумана на факультет теплофизика, совершенно мне малоинтересный во всех его проявлениях, поскольку расчёт тепловых процессов в ракетах, это совершенно такая, далёкая от меня история. Я проходил по проходному баллу на этот факультет, он казался тогда модным и хорошим, он только был создан и, в принципе, общий объём знаний оно всё давало. Но я с какого-то очень такого малого возраста начал заниматься коммерцией во всех её проявлениях. Занимался, первым моим каким-то значимым для меня бизнесом, который ещё был в школьное время абсолютно, было приобретение пишущего CD-ROM, я писал диски, возил их на Митинский рынок, продавал их. То есть в 14 лет у меня был полный драйв, я зарабатывал уже значительно больше, чем мои родители, это было для меня какой-то важной вехой, что я всё время всё коммерциализировал. 

Елена Женина:

А родители кто?

Николай Евдокимов:

Родители у меня как раз из такой, научной среды, кандидаты наук технических, мама и отец доктора технических наук, соответственно, они работали всю жизнь в оборонной промышленности. 

Елена Женина:

То есть всё-таки к математике они имели какое-то отношение. 

Николай Евдокимов:

Они имели к физике, к математике полное отношение, и поскольку уже произошёл развал Советского Союза, то мама преподавала физику в школе в другой, не в моей, отец уже ушёл на пенсию к этому моменту. Соответственно, они как раз всё пытались это зерно какого-то смысла заложить, которое очень слабо приживалось, и пока действительно не понадобилось, я не особо этим занимался. 

Елена Женина:

Итак, вы возили диски Митинский рынок. 

Николай Евдокимов:

Возил диски на Митинский рынок, потом мы сделали с коллегами, условно говоря, одноклассниками сделали компанию, которая собирала компьютеры. Мы брали компьютеры, также их возили продавать на Митинский рынок, вот у нас так бизнес рос, рос, он прямо значимый достаточно был. Причём это был как раз такой, сначала работали до этого кризиса 98-го года, он там такой был какой-то чёрный четверг или что-то подобного плана, уже точно не вспомню. И потом с трудом оправились от всего, начали после этим всем заниматься, то есть была какая-то такая мелкая коммерция, и она была достаточно интересной, она была очень денежной. То есть это прямо были тысячи долларов, заработанные за короткий промежуток времени. Для школьника это было очень много. 

Елена Женина:

Учёбе не мешало?

Николай Евдокимов:

Учёба не интересовала вообще, то есть совершенно, мне было интересно заниматься всей этой коммерческой историей. понимать, куда это может привести, что-то такого плана было. 

Елена Женина:

В школу ходили просто по инерции, потому что надо было закончить. 

Николай Евдокимов:

Абсолютно. Да, только лишь по этой причине, и также по инерции поступил в институт. Когда поступил в институт, уже пошел работать в такое, достаточно интересное предприятие, которое мне тогда казалось вообще чем-то сверхъестественным. Это был издательский дом «Аванта+», она выпускала детские энциклопедии. Меня туда пригласили, я начал работать в онлайн проекте, в первом IT проекте, очень интересном, он назывался AskMe.Ru. Это сейчас можно представить, как ответы mail.ru или Google Answers, то есть из этого разряда, копия абсолютно, база знаний, только ответов Mail.ru тогда не было в период времени вообще. То есть был AskMe.com, который был огромным американским сервисом с колоссальной капитализацией, и мы сделали вот такую версию AskMe.Ru, базу потребительских знаний, энциклопедию потребительских знаний в России. Потрясающий, на самом деле, взлёт был у этого проекта, потому что вообще тогда мало было чего-то такого, вокруг интернета крутящегося, и каждый проект, он выстреливал неплохо. Тем более, мы работали большой командой из издательского дома «Аванта+», и у нас было много очень авторов, соответственно, колоссальные компетенции, накопленные для того, чтобы сделать такой базовый толчок этого контента. Это был мой первый опыт в IT, в таком большом IT, который для меня был важен. То есть я возглавлял целый отдел, этот отдел взял на себя ведение нескольких рубрик. Я выстроил систему модераториал, это мне было 18 лет. Это для меня такой был первый большой опыт, действительно, работы в проекте, который колоссально рос. То есть я прямо единственный такой эмоциональный какой-то момент, который я из этого выцеплял, что мы постоянно следили за счётчиками, смотрели, как растёт космически наша аудитория, она правда очень быстро росла. База контента наполнялась с колоссальной скоростью, мы перевалили в 100.000 наших пользователей, потом больше, больше, больше. Вопросы-ответы исчислялись миллионами, было очень интересно. 

Елена Женина:

На тот момент успех был обеспечен именно спросом и предложением, правильно?

Николай Евдокимов:

Отсутствием предложений. 

Елена Женина:

В тот момент, когда это было необходимо, вы вышли со своим продуктом. 

Николай Евдокимов:

Именно так, да. Отсутствие предложений и колоссальным спросом, потому что всё, что на русском языке для России делалось, оно тогда росло очень быстро. То есть это совершенно какой-то 2000г., условно говоря, 2001-й, это совсем, это начало Яндекса, такого публичного и большого. То сеть это совсем ранняя стадия. К сожалению, команде и фаундерам не удалось его как-то дотянуть до чего-то значимого, потому что не было этих компетенций, скажем так. Но я за все то время приобрёл достаточное количество различных компетенций в области ведения контекстной рекламы, которая только-только появилась, и я тогда ходил на курсы в Яндекс по ведению контекста, там Женя Ломизе их вел, было очень интересно, это ещё первая такая команда. Там Андрей Себрант развитием занимался, то есть вообще такая команда первой волны. Аркадий Волож приходил на какие-то курсы, что-то рассказать. Совершенно это было всё такое, гаражной вариант, я бы сказал, хотя Яндекс казался тогда мне огромной корпорацией, Mail тоже, потому что мы очень активно и с Mail начали сотрудничать во многих аспектах, было очень интересно. И первой моей компанией, которую я создал, это был 2004г., была компания, которая называлась «Лаборатория контента», это был прямо онлайн такой, мы сделали сайт себе, делали тексты на заказ, контент для сайтов, для онлайн изданий, для онлайн новостных изданий, для всего. То есть для меня был очень простой переход из издательского дома, где я работал с сотнями авторов и, соответственно, отправлять, делать услуги на заказ по созданию контента для сайтов тогда была очень востребовано, и получалось на этом зарабатывать деньги. Условно говоря, себестоимость одной страницы авторского текста 1800 знаков был 3$, продавали мы за 12. В этом строится весь бизнес, понятно, что не масштабируемый, тяжёлый, но мне и то удалось за полтора года моей работы в этой компании, моей же компании, которую я сделал 50 на 50 с партнёром, тоже с коллегой из «Аванта+». Мы развили офис в Воронеже, где посадили дешевых авторов, начали развивать изо всех сил это направление, работали с более, чем 200 клиентами одновременно, то есть это прямо бизнес, нормальный заказной копирайтинговый бизнес. И так потихонечку стало понятно, что мы задёшево создаем контент, а сайты стоят дорого. Я решил создать студию по созданию сайтов, все по пути пошло. Начали создавать сайты, прямо несколько у меня компаний было, одна студия за другой, мы создавали одну на готовом движке, одну индивидуальных дизайнов, всё подряд. Потом начался этап поисковой оптимизации, потому что созданные сайты надо продвигать, и в результате это всё привело к тому, что есть отдел создания контента, есть студии по созданию сайтов. И появилась первая компания, которая действительно достигла выдающихся бизнес результатов, она называлась UnMedia. Она занималась раскруткой сайтов на заказ и за, наверное, полгода с момента её открытия мы стали третьей компанией на рынке по объёму клиентов, у нас было более 300 клиентов всегда, которые платили за продвижение, а цена продвижения сайта была высокой. То есть это, условно говоря, 3000-4000 $ в месяц, то есть это какой-то средний чек. Начиналось от 600 $, заканчивалось 10.000 $ в месяц. Средний чек был 3000, клиентов были сотни, и мы начали зарабатывать уже, по крайней мере, сотнями тысяч долларов и исчислялись наши ежемесячные доходы. То есть это был уже какой-то совершенно значимый бизнес, он приносил ощутимые очень деньги, что за месяцы работы, за два можно купить квартиру, это было уже такое, приятно и понятно всё это работало. Это где-то 2005г., условно говоря, 13 лет назад. Но в то же самое время это было для меня очень значимо, то есть сотни тысяч долларов, я их зарабатывал с 24 лет или с 23 лет уж точно. Потом это всё трансформировалось как раз в первую такую совсем уже значимую компанию, первый мой онлайн сервис, SeoPult, который я сделал. Который, по моему мнению, к тому времени на рынке было, наверное, 10.000 компаний, которые занимались продвижением сайтов. То, что мы были третьи по размеру, третьи-четвёртые, в этом масштабе всегда колебались, это была какая-то одна из составляющих, ну, хороший, большой бизнес. А тут целый рынок, на котором 10.000 игроков. И когда мы создали компанию SeoPult, где каждый пользователь может прийти, нажать три клика, и продвижение начиналось автоматически, то конечно, это привело к тому, что мы весь рынок съели. Если в компании UnMedia было 300 клиентов в месяц, и мы считали, что это потрясающе, то SeoPult набрал базу из 50 тысяч клиентов очень быстро. Этот сервис, он, конечно, стал огромного размера, то есть ежесуточно мы списывали деньги за размещённые ссылки, занимались реверс инжинирингом поисковых алгоритмов, и доходы были уже колоссальные, то есть он приносил миллионы в месяц. Соответственно мы уже начали заниматься его какой-то последующей капитализацией, привлечением инвесторов, шли по пути к IPO какими-то достаточно семимильными шагами. Единственное, что немножко затянули и в связи с кризисом, который случился. 

Елена Женина:

Грянул. 

Николай Евдокимов:

Грянул, да, курс доллара упал, и мы не сумели показать результатов, решили это всё отложить. Но он существует по сей день, работает прекрасно. Вокруг SeoPult родилось с десяток проектов, больших и значимых, который все cash-flow positive, то есть все приносят деньги, всё очень хорошо, это проекты Клик.Ру, Setup.Ru, конструктор сайтов большой, и начали делать уже, по большому счёту, именно сервисы. Потому что набрали очень много компетенций в этом. Такой ключевой подход, который мы везде реализовывали, он, наверное, заключался в том, что мы делали продукты с очень простым интерфейсами и очень сложной математикой. То есть пользователю всё просто, но повторить это невозможно, потому что математика действительно сложнейшая, то есть в этом, наверное, и заключался какой-то ключевой подход, в том числе, и моей компетенции. Потому что если говорить о том же самом SeoPult, то я наверное на период с момента его старта и ближайшие 3 года нарисовал сам лично порядка 90 % интерфейсов. И моя роль всегда была в формировании базовой коммерческой идеи, подхода и какой-то базовой единой формулы математической, по которой это должно работать. Ну и главное, для меня это была вся эта обёртка, то есть я сидел и скрупулёзно рисовал все интерфейсы, для меня это было очень важно, потому что именно интерфейс является продуктом для конечного пользователя, он не видит, что внутри. 

Елена Женина:

Когда вы все это делали, вы это делали, как для себя? 

Николай Евдокимов:

Да, и вообще, все продукты делал, как для себя, то есть я всегда являлся пользователем своих продуктов, вообще всегда. 

Елена Женина:

Мерилом вот этого расширения, этой надстройки, когда компания вырастала из компании, становилась больше, больше, больше, шире компетенции, больше людей набиралось, потребность к этому была финансовая, или всё-таки это внутренняя потребность для того, чтобы реализовать какие-то дополнительные идеи, быть впереди всех. 

Николай Евдокимов:

Тут две составляющие. На мой взгляд, эффективной компания является, когда в ней 10 человек. Когда всё это каким-то невероятным способом за год дорастает до 500 человек, это какая-то катастрофа. Потому что эффективность падает с колоссальной скоростью, управлять этим практически невозможно и, на самом деле, это только иллюзия, что мы очень всего много насоздаем такой командой огромной. Если делать совершенно разрозненные бизнесы, которые друг с другом могут даже конкурировать, это то, к чему я прошёл впоследствии, это намного эффективнее, чем создавать огромную, неповоротливую махину. Мы набирали людей, всегда приходилось это делать по многим причинам. То есть когда мы шли в сторону IPO, в сторону прозрачности, аудируемости, закрывали сделки, понятно, что бухгалтерия и финансовый отдел вырос до 40 человек, бывает. Когда SeoPult начинался, когда мы дошли до момента первого миллиона долларов в месяц чистой прибыли, в компании было человек 12. И это было супер эффективно, то есть вот это работало. Потом прибыль умножилась в 3 раза, количество людей выросло в 100 раз, вот в этом произошла разница большая. То есть очень много наложилось в связи с тем, что мы захотели выйти на публичное размещение и соответственно... 

Елена Женина:

Пришлось менять структуру, то есть вы уже стали работать не так, как вы работали изначально, а подстраиваться под законы рынка для того, чтобы реализовать тот проект, который вы хотите реализовать. 

Николай Евдокимов:

Абсолютно так. Но у меня лично всегда драйв на этом заканчивается, потому что я не люблю большими корпорациями управлять, мне нравится заниматься корпоративом и идеей. Когда команда маленькая, я могу ей ещё управлять, потом я уже перестаю ей управлять, она всё, уходит из под контроля. Так очень часто было, но, слава богу, всегда удавалось, практически всегда удавалось находить грамотных менеджеров и талантливых, которые потом всё это подхватывали. Когда я ушёл и отключился от операционной деятельности, в SeoPult при этом я сейчас до сих пор являюсь его акционером наравне со всеми, унас 3 было основных акционера, которые развивали продукт. Соответственно, мы остались в тех же пропорциях, у нас небольшое количество размытий произошло. то есть мы 20 %, по-моему, суммарно распродали, в остальных акциях остались, и он до сих пор приносит доход, дивиденды, то есть это рабочая конструкция вполне. Но у всех разный подход. Мне очень нравится вот эта первая стадия, стартаперская, она такая, прямо самая драйвовая, в ней очень интересно, всё быстро. 

Елена Женина:

Когда только начинаешь. 

Николай Евдокимов:

Да, потому что всё быстро. 

Елена Женина:

Начинаешь строить и сразу видишь этот результат.

Николай Евдокимов:

Кайфуешь именно от того, что ты видишь этот результат, который ты создал своими руками. Есть такой момент интересный, что в любом сервисе есть статистика финансовая, внутренняя статистика, она показывает KPI, количество аудитории в сутки, количество пользователей, оплативших сервис, количество новых регистраций. И вот это обновление постоянное, то есть у меня выходной день начинался с того, что я лежу в кровати, кнопочку нажимаю каждые 5 минут и смотрю, как оно растёт. И вот этот момент, это самое приятное время в каждом стартапе, в каждом бизнесе, когда вот этот этап роста, обновления там раз в минуту, он срабатывает, и новая аудитория приходит. У меня были впоследствии тоже сервисы, которые очень бурно развивались, росли, потому что они были массового спроса сервисы. Дейтинговые сайты, конструкторы сайтов и прочие вещи. Вот там это нажатие кнопки, оно очень важно. У меня одна из книг называется «Кнопка «Бабло», она про вот этот эффект ощущенческий, который достигается нажатием. 

Елена Женина:

Как приходит идея?

Николай Евдокимов:

Идей приходит такое количество, что, к сожалению, все время приходится себя останавливать. Поставить приход вообще грандиозных, потрясающих идей на конвейер в моей голове мне почему-то удалось. Но как с этим побороться, совершенно непонятно, потому что их намного больше, чем физически я могу сделать, причём физически я могу сделать даже вместе со всеми командами. И вот как раз одной из тех логик, которую я сейчас использовал при создании того проекта, которым я сейчас занимаюсь все свое время трачу, это государство Decenturion. Это как раз и есть структура, которая может переварить бесконечное количество креатива. Потому что там есть очень много исполняющих организаций, которые друг с другом взаимодействуют и готовы работать. И, условно говоря, вброс одной идеи доведет проект до полного цикла без моего участия. То есть это очередная, скажем так, такая история, которую я, в том числе, делал под себя, но это маленькая ее грань, но в том числе. Потому что, на самом деле, там, конечно, я много в чем её делал под себя, для себя, мне хорошо быть там и комфортно быть там гражданином. Потому что мне регуляционные все вещи нравятся, экономические и прочие. Вот это было тоже таким важным элементом, потому что всегда мечталось о том, чтобы все эти идеи, которые я описываю, чтобы я доводил до, условно говоря, математической формулы и на этом заканчивал работу. То есть вот этого очень хотелось, потому что дальше, когда начинается рутина, и когда из этого надо всё строить, уже перевалили, доказали экономическую целесообразность, а дальше из этого бизнес приходится строить. Это уже страшное дело. Все рутина. 

Елена Женина:

Это абсолютно разные вещи, согласна. 

Николай Евдокимов:

Уже как на работу ходить. 

Елена Женина:

Уже то, о чем мы говорили до эфира. Николай, из того, что я слышу, то, что вы рассказываете о себе с самого детства до сегодняшнего дня, всё-таки всеми проектами, которые вы создаёте, движет интерес. 

Николай Евдокимов:

Абсолютно. 

Елена Женина:

Невозможно заставить вас делать что-то, что вам не нравится. 

Николай Евдокимов:

Да, вы знаете, из этого очень смешная история, буквально недавно по одному из моих бизнесов, причём абсолютно процветающему, компания ICOBox, которая была первое значимое свершение на блокчейн рынке, которое у меня было. Мне один из партнёров высказал такую мысль, что, Коля, ты сейчас мало внимания уделяешь, потому что ты любишь заниматься только тем, что тебе интересно, а когда надо просто трудиться. Я говорю: естественно, я не буду заниматься тем, что сейчас не привлекает моего интереса. То есть я всю жизнь так жил, я всю жизнь занимался только тем, что мне супер интересно. Конечно, мне просто, дело не в том, что компания не интересная, она очень доходная, очень перспективная и прекрасная, просто приложение моего усилия в менеджменте, оно слабое. 

Елена Женина:

Не эффективное. 

Николай Евдокимов:

Я не эффективен в менеджменте, ну вот есть этот момент и есть. Для того, чтобы сделать базовую бизнес-модель, спроектировать это всё, заложить всю возможную математику, даже, может быть, отчасти нарисовать то, как этот продукт должны выглядеть от и до, потому что я как был дизайнером, так и остался дизайнером интерфейсов. То есть здесь, на этом всём мой интерес может быть закончен, потому лишь, что я становлюсь неэффективным, в этом весь момент. 

Елена Женина:

Но ведь для того, чтобы реализовать ту идею, которую вы придумали от начала и до конца, менеджер должен быть, по сути, адептом ваших мыслей. Он должен продолжать то дело, которое вы начали. Он должен вас слышать, понимать, осознавать, что он делает и пытаться это воплотить, но с условием того, что он это контролирует и делегирует какие-то полномочия. 

Николай Евдокимов:

Абсолютно. 

Елена Женина:

Когда вы находите, во-первых, как вы находите такого человека?

Николай Евдокимов:

Вы знаете, я с трудом нахожу таких людей, но нахожу. Дело всё в том, что у меня есть определённый момент такой, я умею в человеке зажечь эту вообще искорку его интересов. То есть прозомбировать его я могу, это такая моя сильная достаточно черта. Его веру в это всё раскачать я могу. То есть я сначала этот маятник запускаю, потом запускаю его на следующего человека, на следующих, на следующих. И в результате маятник начинает притягивать огромное количество людей, все пересказывают это друг другу, оно начинает работать. Но на вершине всегда, конечно, сидит команда проекта. И зажечь её, это самый важный момент вообще в этой жизни. Потому что если я сейчас не заинтересую и не объясню всё досконально, конечно, ничего не выйдет. И на это, я не очень люблю на это тратить время, но я всегда трачу на это время. Потому что, к сожалению, если вот этого я не сделаю, то оно точно загнется. Я это делаю прямо до упора, пока не будет найден этот человек. Потому что бывает, я всё сделал, все высказал, но что-то там не сложилось, человек уходит, или я в нём ошибся, а я постоянно ошибаюсь во всех. То есть вот этот момент есть. И мне когда сейчас уже начали целенаправленно приводить людей, как-то большая инфраструктура, которая сейчас их отбором первичным занимается, ошибок стало меньше раз в 10, очень хорошо всё стало, но все равно случаются вещи всякие разные. Но, тем не менее, один раз рассказал, второй, третий, четвёртый, и оно начинает взлетать благодаря этому. То есть я не могу сказать, что я очень талантливый HR менеджер, даже близко нет. Но структура, которая сейчас у меня создана, она решает эту задачу, а я вот умею зажечь этого человека, его загипнотизировать окончательно. 

Елена Женина:

Но здесь, наверное, дело не только в структуре, а ещё и во внутренней интуиции, которую вы используете. Потому что если не будет взаимодействия с тем человеком, который будет управлять тем, что вы придумали, не будет эффективного результата. 

Николай Евдокимов:

Нет, здесь не так, потому что я довожу всё своим ресурсом до такого уровня, что бы его задачи были только технические. 

Елена Женина:

Вы потом не проверяете, что он делает, и как он выполняет эти задачи, и к чему идет проект?

Николай Евдокимов:

Проверяю, конечно, проверяю, корректирую, но я стараюсь, скажем так, реально доводить задачи до уровня раз, два, три. Ну, чтобы не надо было принимать решений. Я очень люблю, когда человек приходит готовый принимать решения и готовый. Это просто происходит очень редко. Даже при том обилии проектов, которые одновременно мне получается вести, это более 20 проектов на сегодняшний день. Звёздочка такая рождается, которую удаётся найти, который сам себя развивает, сам все впитывает и готов принимать решения, мне кажется, что это 3 человека в год, то есть это очень мало, притом, что численность компании за год увеличивается на 300 человек. То есть 1 % таких находится. Но это вообще несистемный продукт, такие люди, это вообще сложно. То есть из 10 суперменеджеров один окажется таким, который ещё и решения сам принимает, которого можно не проверять. Причём это менеджеры, не обязательно возглавляющие проект. У меня были такие случаи, когда подобного рода, отделом разработки управлял человек, то есть совершенно, абсолютно гениальная девушка, которая совершенно с другой сферы пришла. И она управляла отделом разработки, это человек, которому я доверял от и до вот на этом отрезке. Это было абсолютно шикарно и грандиозно. То есть я мог даже ничего, вот просто на листочке, бумажке нарисовать и понимать, что это не то, что будет нарисовано красиво, это будет функционировать идеально абсолютно, и что ни одной ошибки там нет. 

Елена Женина:

Расскажите о том проекте, которым вы занимаетесь сейчас. 

Николай Евдокимов:

Сейчас я занимаюсь государством Decenturion, это первое в мире блокчейн государство, которое построило на блокчейне три составляющие: составляющую экономики, составляющую законотворчества и составляющую репутации граждан. То есть это абсолютно уникальная структура, это единственное государство в мире, которое вместо того, чтобы взымать налоги с народонаселения, оно разделяет между всеми гражданами ВВП, то есть все заработанные в государстве деньги. По сути, в государстве есть две составляющие. Первая составляющая, это гражданин, физический резидент, второй игрок, второй участник системы, это юридический резидент, то есть стартап, предприятие, которое оказывают услуги или производит товары. Соответственно, объединив эти две экономики, мне удалось как раз, от экономики отталкиваясь, построить вот такую уникальную экономическую модель, где каждый гражданин, он является пользователем проекта, пользователем его услуг, он является его реселлером, его эдвайзером, его евангелистом. И чем больше пользы он приносит проекту, тем больше он зарабатывает денег, тем больше он получает власти в объёме голосования токенов, посредством токенов и так далее, и тем больше он получает репутацию и рейтинг везде в системе. То есть всё очень взаимосвязанно. Получилось очень красиво. Этот проект стартовал совершенно недавно, это произошло 4 июня 2018г. Он стартанул с того, что мы демонстрировали в Организации Объединенных Наций, выступали там с нашим блоком, связанным с автоматизацией именно законопроектной части и переложением её на блокчейн. Это было в Нью-Йорке 4 июня. И сейчас прошёл один месяц на сегодняшний день, один месяц и день с момента его старта. Результаты совершенно потрясающие, и мы не ожидали совершенно, что придёт такой большой всплеск интереса и всего, который сейчас происходит. Мы в рамках этого государства выдаём всем гражданам паспорта, я вам сегодня принёс паспорта для вас и для Германа. 

Елена Женина:

Спасибо большое, мы теперь граждане государства?

Николай Евдокимов:

Да.

Елена Женина:

Ничего себе! Спасибо, Николай. 

Николай Евдокимов:

Мы выпускаем паспорта для наших граждан, каждый аккаунт гражданина снабжен эфирным кошельком, куда постоянно падают токены стартапов. Сегодня на мероприятии, которое у нас было днём, оно с утра до вечера длилось, мы собрали 1500 человек в зале в Москве, у нас были первые раздачи токенов стартапов, первые три стартапа раздали 50-миллионную эмиссию токенов, на 50 млн. $ каждый стартап раздал среди граждан. Всего в год у нас будет в первый 300 стартапов, в следующий 3000. То есть у нас на сегодняшний день экономика государства составляет 15 млрд. $, которая будет делиться между 600 тысячами жителей, которых мы к концу года хотим достигнуть. То есть соответственно это даёт возможность получать 25.000 $ дохода на 1 токен, на 1 паспорт нашего государства. То есть это очень интересная и красивая экономическая модель. С точки зрения законотворчества, это второй очень важный элемент, который удалось реализовать, принцип, который мы реализовали, так выглядит. У нас каждый гражданин может выдвинуть законопроект, может за него проголосовать, может внести в него правки. То есть мы возвращаем, по сути, принцип прямой демократии, который ранее был 5000 лет назад, когда в государствах жило по 1000 человек, они были очень маленькими, каждый человек мог выйти на площадь, предложить законопроект, за него голосовали люди. Сейчас мы реализовали, всё это получается и решается за счёт как раз блокчейн технологий, которая упростила и пороги входа, и скорость транзакций, и надёжность всей этой системы. То есть технология дала очень большой трамплинный такой эффект, что теперь очень многие сферы могут, используя её, конечно, несопоставимо поднять уровень эффективности реализации того или иного процесса. Соответственно для меня сейчас это очень важный проект, мы растём очень большими темпами, у нас прирост более, чем 10.000 человек в сутки на сегодняшний день, и он такой уже, наверное, вторую неделю и растёт с каждым днём. Мы очень хорошо представлены сейчас в странах Юго-Восточной Азии, в первую очередь, в Китае, то есть это наш основной целевой рынок потребления, и мы там проводим целую серию мероприятий, для нас это очень значимый объём. На сегодняшний день один токен государства уже перевалил за отметку в 1200 $, он растёт постоянно, то есть мы прямо очень старательно занимаемся вот этим. Соответственно, принцип там такой, что там создаются министерства, министерства привлекают аккредитованные организации, я, в частности, возглавляю министерство информации, а организации, которые я привлекаю, это средства массовой информации. Я выдаю им аккредитации и соответственно выдаю им пресс-киты, чтобы они размещали эти пресс-киты на своих каких-то ресурсах, будь то видеоблогер, или текстовый блоггер, или новостное издание. Размещая там 1-2 пресс-кита в месяц, ну, не пресс-кита, а новости, на основе пресс-кита написанной, мы выдаем вознаграждение в наших же токенах. То есть там прозрачная, понятная мотивационная структура. Сейчас мой ближайший план, это подключение 250 средств массовой информации. Мы для них выдаём помимо паспортов ещё книжечки журналистов и сертификат медиа, зарегистрированный на территории государства Decenturion. И главная наша цель, к которой мы идём, сейчас мы работаем, по сути, ещё отчасти в виртуальном пространстве, но главная цель, к которой мы идём, это получение статуса суверенитета и вход в ООН. И в нашем плане сейчас относительно того, что происходит, завершить это к концу этого года. То есть мы понимаем, что мы идём настолько быстро, у нас уже на подходе первые два подписанных признания от других государств о нашей независимости, а нужно всего три. Также нужно решить земельный вопрос, который уже на финальной стадии решения, и вопрос по численности жителей у нас уже решён, вопрос по конституции у нас уже решён. То есть из четырёх вопросов два решены, а два решены наполовину. То есть мы уверенны, что мы очень быстро это решим и, по сути, мы создадим новую страну на карте. И сейчас уже финализируются переговоры по приобретению острова и отчуждению его от другого государства, которому он сейчас принадлежит. Сегодня, опять же, презентовали на конференции макеты по строительству и застройке этого острова, сколько тысяч, миллионов, по сути, квадратных метров будет реализовано в пользу жилья, в пользу государственных организаций, в пользу коммерческих организаций. Ну очень все красиво. То есть вот такими темпами мы идём. У нас сейчас есть 10 министерств, которые трудятся, в каждом министерстве по 250 – 500 аккредитованных организаций. То есть потихонечку государственный аппарат приближается к отметке в 10.000 человек. 

Елена Женина:

Это очень похоже на такую стратегическую игру компьютерную. 

Николай Евдокимов:

Да, только с реальной экономикой. Потому что к нам приходят бизнесы, и мы планируем уже в следующем году выйти на планку 3000 бизнесов за год, которые к нам придут. Они раздадут собственных токенов, то есть предоплаченных фьючерсов на услуги или на товары на 50 млн. $ каждый, что создаёт экономику в 150 млрд. живых абсолютно долларов, не нарисованных на компьютере. То есть здесь очень интересная картина. И главное, что мы эти деньги, за их зарабатывает не страна, их зарабатывают граждане. То есть все деньги делятся среди граждан. То есть нет никакого единого центра, который собирал бы налог, всё ВВП раздаётся полностью и раздаётся полностью между гражданами. 

Елена Женина:

Как вы думаете, в какой момент вы потеряете вот такой интерес к проекту и придёте к чему-то новому? Или это проект, который будет постоянно разрастаться. 

Николай Евдокимов:

До, здесь интерес в том заключается, что я когда потеряю интерес, то я потеряю интерес конкретно к министерству информации. Займусь министерством, к примеру, здравоохранения. Почему нет? На самом деле, то же самое министерство здравоохранения, это очень интересная история, и оно с чем ещё связано, что сейчас за всё время очень много медицинских стартапов проводило ICO и, в том числе, для многих из них я структурировал токены. Есть совершенно понятные и прозрачные проекты, когда человек регистрируется в системе, заполняет о себе данные, набор данных, пол, вес, возраст, рост, всё подряд, фотографии прикладывает, а потом он начинает дополнять и дополнять объём данных о себе, и за каждый новый введенный объём данных он получает денежку. То есть надо всё время о себе добавлять информацию, ходить, сдавать анализы определённые, анализ крови, вплоть до МРТ, который стоит денег, но за каждый следующий анализ объём получаемых средств пользователем очень большой. А кто покупает эти данные? Большие корпорации уровня Procter & Gamble, уровня Unilever. И чем глубже анкета, то есть чем мы больше знаем о каждом пользователе информации, тем дороже она стоит экспоненциально, а нелинейно. И если мы можем заполнить пользователем информацию, допустим, на 100 полей и это займёт год, то цена такой анкеты начинает приближаться к 100.000 $. То есть это огромная цена, и эту цену готовы платить корпорации. Потому что их задачи - диагностирование заболеваний на ранних стадиях, выпуск продуктов, которые сразу бы предотвращали эти заболевания. И все компании, которые выпускают продукты массового спроса, им это очень интересно. То есть это такой майнинг, по сути, то есть мы скачиваем мобильное приложение, вешаем на себя электронные часы с датчиком, снимаем постоянно пульс, ходим иногда сдавать анализы, когда система нам рекомендует, и каждый раз получаем деньги на свой аккаунт. И вот подобного рода системы, они, сейчас несколько проектов одновременно проводят ICO в этой области, и мы привлекли сейчас несколько к себе в рассмотрение. А ещё есть проекты, которые занимаются продлением жизни, разработкой биологически активных добавок. 

Елена Женина:

Биохакинг. 

Николай Евдокимов:

Да, и там, на самом деле, логика проведения ICO такая, что там один токен, это один год жизни. То есть можно покупать время, как в фильме в популярном, «Время», который назывался. Смысл такой, что токен просто меняется на набор биологически активных добавок, то есть он является платёжным средством. И благодаря этому, по исследованию в среднем можно продлить жизнь, такая простая логика. На собранные деньги делаются новые исследования, развивается продукт. В медицине очень много вещей, опять же, то, что мы говорили немножечко до эфира о том, что медицинские карты класть на блокчейн и решить глобальную абсолютно проблему, колоссальную, которая сейчас начинает решаться в нескольких государствах сейчас отдельных, в том числе Эстонии и так далее. Когда на блокчейн кладутся медицинские карты, чтобы простейший вопрос решить. Вот таких проектов много и они очень интересны. И мы как раз понимаем прекрасно, что реализуя министерство здравоохранения, которого у нас, к примеру, ещё нет, и вот мы можем пригласить вас его возглавить в какой-то момент, мы можем решать вопрос медицинский. Когда его решает коммерческая организация, это всегда эффективнее, чем когда его решает государство. Так уж сложилось в мире. И поскольку у нас весь принцип такой, что все министерства, это как коммерческие организации, они решаются, как бизнес. Есть менеджмент - это министры, есть аккредитованные организации - это эксперты, и стартапы, которые готовы решать непосредственно каждую отдельно взятую задачу, то это несопоставимо эффективнее, чем если бы это решалось большим консервативным государственным аппаратом. И вот так вот к этому каждому такому элементу есть подход. И тут момент в чём. Мне перестанет интересно заниматься министерством информации, я начну заниматься министерством здравоохранения или перейду к министерству, допустим, промышленности, потому что оно занимается привлечением всех стартапов и их обработкой, начну заниматься этим. То есть здесь очень интересная структура тем, что я могу, не выходя из законопроекта, переключаются из деятельности к деятельности, и мои идеи и концепции могут перевариваться огромным количеством заинтересованных в этом людей. 

Елена Женина:

Что для вас является мерилом успеха?

Николай Евдокимов:

Мерилом успеха для меня является количество денег, власти и славы, которые я получаю. То есть вот наш токен в Decenturion, он и передаёт деньги, власть и славу, он есть замер успеха. То есть, на самом деле, отвечая на этот вопрос, очень просто ответить, что, на самом деле, цель, которая стоит перед любым человеком, перед любым конструктивным человеком, она очень простая. Это принести как можно больше пользы. Пользу померить сложно саму по себе, потому что она достаточно эфемерна. Но есть маркеры, при помощи которых можно эту пользу померить. И маркеры такие, как деньги, власть и слава, они хотя бы измеримы. Они не являются целью никогда, но они являются принципом замеры пользы. Потому что есть закон сохранения энергии базовый, что чем больше у тебя денег, значит тем больше ты пользы принёс. Чем больше у тебя власти, тем больше ты пользы принёс. Ну и так же со славой. Есть какие-то маркеры, которые позволяют определить твою эффективность в этом мире. Целью они, конечно, не являются, а вот эффективность является, вот эта польза. Соответственно, токен, который структурирован в рамках Decenturion, он и определяет количество денег, власти и славы, которые получает каждый гражданин, а, как следствие, его обратную сторону. 

Елена Женина:

Какая цель?

Николай Евдокимов:

Цель чего? 

Елена Женина:

Цель в жизни. 

Николай Евдокимов:

Цель - творческая самореализация безостановочная. То есть чтобы никогда не кончался этот драйв. Процессная, нет финальной никакой цели. Мне интересно внутри процесса, мне не важен результат. Я до него и не дохожу никогда. 

Елена Женина:

Я уже услышала, да, что как только что-то выстраивается, начинается новый процесс. 

Николай Евдокимов:

Мне интересно посерединке. А здесь просто можно везде переключаться, бесконечно крутиться. 

Елена Женина:

Да, это здорово придумано. Как вы думаете, что Вас привело к успеху, что вообще приводит людей к успеху, к тому, что они делают, именно к той пользе, которую они приносят. 

Николай Евдокимов:

Наверное, очень чётко необходимо её представить. То есть нужно очень хорошо понимать ту цель, причём до миллиметров. То есть это же, когда мы говорим об эфемерной пользе, мы говорим абсолютно о понятии, которое очень сложно измерить. То есть успешная компания, её невозможно померить. Что является показателем? Сложно сказать. А вот когда мы говорим о каких-то конкретных вещах, условно говоря, количество денег, до цента надо себе представлять, сколько у тебя их должно быть. До миллиметров надо представлять, в чем заключается твоя, к примеру, власть и то, как ты можешь, чем и какими сферами ты можешь управлять, благодаря этой власти. До единиц просмотров надо определять твою славу. Вот если ты представляешь точечно, до последнего цента тот результат, которого ты хочешь достигнут, его можно достигнуть, в этом весь залог успеха. Надо представить результат. И когда результат абсолютно прозрачен, виден, чётко зафиксирован, лучше всего о нём ещё всем рассказывать, чтобы лучше фиксировалось, то есть прямо вот так, чтобы самому не забыть. Здесь момент такой, что когда мы это все представляем, у нас как будто зрение включается дополнительное, и мы начинаем видеть, что нас изначально окружали все те вещи, которые к этому результату приводят. Что не надо даже напрягаться, надо просто перестать делать все то, что не приводит к этому результату, лучше вообще ничего не делать, можно сидеть на стуле, и ничего не делать, потом раздастся один звонок, второй, третий, и результат будет достигнут ровно в ту дату, в тот момент, в тот срок, в который должен быть до цента в точности до такого. Главное, не делать ничего лишнего, потому что отвлечет и можно проглядеть что-то важное. То есть очень простой совет, на самом деле. Но, во-первых, никогда не делать ничего лишнего, а во-вторых, очень хорошо представлять тот результат, который должен быть достигнут. Пока он не сформулирован, не будет ничего. 

Елена Женина:

Очень похоже на Зеланда. 

Николай Евдокимов:

Да. 

Елена Женина:

Такая же чёткая визуализация и движение к цели. 

Николай Евдокимов:

Я почему и про маятники начал говорить. 

Елена Женина:

Я уже тоже связала и поняла это всё. 

Николай Евдокимов:

У меня такая какая-то парадигма литературная, мне кажется, что есть несколько таких скелетных произведений, которые важны, на которые просто всё нанизать. И вот, скажем так, с практической стороны каких-то книг мне очень нравится «Атлант расправил плечи», я очень хорошо понимаю, что для меня это скелетнообразующая такая книга с точки зрения практики и с точки зрения, скажем так, такой, физической составляющей. А с точки зрения ментальной составляющей, конечно, «Трансерфинг реальности». Но дело не в «Трансерфинге реальности», однозначно. Дело всё в том, что он ужасным языком написан, например, совершенно, для того, чтобы до всех дошло. Вот ужасно неприятно читать, но, к сожалению, это книга единственная, которая вобрала всё. То есть можно посмотреть всякие книги, типа «Секрет», Наполеон Хилл и так далее, но они просто кусочки маленькие берут, а он взял и всё описал одним разом, одним махом. 

Елена Женина:

Причём поэтапно. 

Николай Евдокимов:

Да, очень правильно, чтобы все поняли, но всё равно никто не понял. Потому что надо всё время делать, а главное, не прочесть, а каждый день это делать, а нужно напрягать, тяжело, и веру люди теряют в себя. 

Елена Женина:

У вас есть мечта?

Николай Евдокимов:

Нет. 

Елена Женина:

Есть просто процесс, который доставляет удовольствие. 

Николай Евдокимов:

Я все время нахожусь в стадии, вот у меня наконец-то реализовалась моя мечта, каждый день. То есть какой-то у меня нет долгосрочной. 

Елена Женина:

То есть получается, что желание есть мечта, желание что-то сделать и есть мечта, и она реализовывается.

Николай Евдокимов:

Она постоянно реализуется.

Елена Женина:

Это похоже на рассветы и закаты. 

Николай Евдокимов:

Да, вот она такая, короткими циклами. 

Елена Женина:

Очень интересно. Спасибо за то, что вы пришли сегодня к нам, огромное спасибо за интересный разговор, наверное, за то, что вы делаете. Потому что это здорово, это невероятно, нестандартно и, наверное, это принесёт, я думаю, что много и каких-то новшеств не только в то государство, которое вы создаёте, но и в ту реальную экономику, которая нас окружает. 

Николай Евдокимов:

Конечно. 

Елена Женина:

Очень здорово, когда ты что-то делаешь, и ты видишь, как это происходит, как это строится. И больше всего, что меня поразило, наверное, за эту беседу, это то, как вы нашли то самое дело, которое позволяет переключаться внутри системы, не выходя из неё. 

Николай Евдокимов:

В этом задача была. 

Елена Женина:

Вы с ней удачно справились. Большое спасибо за тот совет, который вы дали нашим слушателям, делать то, что доставляет удовольствие и реализовывать свою мечту, хотя вы и не называете это мечтой. Напоминаю, что в гостях у нас был Евдокимов Николай, с вами была я, Елена Женина. И до новых встреч в эфире. До свидания!