{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Дмитрий Матвеев Руководитель проектов развития портала Госуслуг 03 июня 2018г.
Физики и Лирики IT
Беседы с гостями о них самих

Сергей Копылов:

Добрый день! Это, как всегда «Отсебятина», это, как всегда Копылов, слов «в эфире» не произношу, уже надоело. У меня сегодня в гостях Дмитрий Матвеев, руководитель проектов развития портала Госуслуг и мой хороший знакомый. Дима, добрый день!

Дмитрий Матвеев:

Привет, Серёжа. Куда мне легче смотреть, чтобы... 

Сергей Копылов:

Смотри на меня. Про камеры вообще забудь. Это абсолютно не нужно, камеры, они потусторонние, существуют для товарища майора, для наших нет. Дима, тебя я знаю очень давно, мы с тобой встречаемся и на конференциях, мы с тобой обычно на РИФе, на РИФе несколько раз я с тобой сталкиваюсь. Я видел тебя, не помню, на какой конференции, чёрт, склероз уже одолевает, ладно, не суть. 

Дмитрий Матвеев:

На JLD, скорее всего. 

Сергей Копылов:

Да, мы с тобой долго работали вместе в Мастерхосте, то есть у нас с тобой были и рабочие тренья, помним всё. Ты, по-моему, был руководителем проекта. 

Дмитрий Матвеев:

Да. 

Сергей Копылов:

Давай немножко о себе для тех, кто тебя не знает. Давай с самого начала. Родился, учился, про женился потом, есть маленький сюрприз. 

Дмитрий Матвеев:

Если с самого начала, то я типичный из провинции. 

Сергей Копылов:

Понаехал. 

Дмитрий Матвеев:

Я понаехал, я сын учительницы и человека, который работал на заводе. Моя мама учительница, мой папа работал на большом оборонном предприятии, я из города Владимир. 

Сергей Копылов:

У тебя очаровательная мама, я видел её фотографии. 

Дмитрий Матвеев:

Выяснилось, что моё рождение прервало карьеру учителя у моей мамы, она решила, что это очень тяжело совмещать второго ребёнка и преподавание в школе, и она ушла. И, как выяснилось позже, это как раз было самое начало, потому что она ушла айтишником. 

Сергей Копылов:

Так, круто. 

Дмитрий Матвеев:

То есть она в 78-м году ушла из школы и стала работать за большими ЭВМ, тогда это называлось АСУ, они помогали госплану. 

Сергей Копылов:

Это ленты или перфокарты?

Дмитрий Матвеев:

Это большие ленты, перфокарты, распечатки, они помогали госплану выстраивать, распределять трактора и сельскохозяйственную технику по Советскому Союзу. То есть были большие массивные таблицы, их печатала ЭВМ, моя мама смотрела эти распечатки, искала ошибки за компьютерной программой, всё это возвращала. То есть первым человеком, который работал в нашей семье на Госуслуги, была моя мама. 

Сергей Копылов:

Слушай, это круто. Тебя просто судьба к этому подвигала.

Дмитрий Матвеев:

А папа пошёл по заводской карьерной лестнице, мастер цеха, начальник цеха, руководитель профкома. 

Сергей Копылов:

Слушай, очень правильная такая... 

Дмитрий Матвеев:

Правильная заводская... 

Сергей Копылов:

Советская карьера, абсолютно правильная, которая лени не предполагала, действительно, трудиться и трудиться. 

Дмитрий Матвеев:

И вот в такой семье симбиоза инженера и учителя получился я, человек, который одновременно не гуманитарий, потому что довольно странно у меня с русским языком, и математический аппарат не такой, чтобы прямо физика... 

Сергей Копылов:

Но это запредельно. 

Дмитрий Матвеев:

Поэтому общественник, поэтому только поговорить, немножко понимаю в математике, немножко понимаю людей, получился общественник. 

Сергей Копылов:

А перед Мастерхостом где ты был, ты учился. 

Дмитрий Матвеев:

Я практически с первого дня, как я пошёл учиться, уже работал, то есть я все годы, которые проходил в институте, одновременно работал. 

Сергей Копылов:

А что заканчивал?

Дмитрий Матвеев:

Это педагогический университет, он называется Владимирский педагогический, он сейчас слился с основным техническим ВУЗом, и всё это вместе это теперь называется просто Владимирский университет. По специальности менеджмент, экономика и менеджмент. 

Сергей Копылов:

Но ты и был в управлении. 

Дмитрий Матвеев:

Меня сразу учили, как считать деньги и управлять людьми. И практически с первого курса я работал в Фонде Социального Страхования за компьютером. 

Сергей Копылов:

Хороший управленческий опыт. 

Дмитрий Матвеев:

Меня привели из самых низов, я принимал первичную отчётность у страхователей, форма 4-ФСС, вбивал в компьютер. Потом в какой-то момент я понял, что можно переписать эту программу, начал переписывать. У нас была прекрасная база данных на Clarion ещё тогда, и она не пережила проблему 2000г. То есть в 99-м году мы поняли, что нужно срочно переписывать эту базу данных на что-то другое, иначе рухнет работа. Тогда ещё не было централизации, никто из Москвы новые программы не поставлял в регионы, поэтому я взялся, и это был, фактически, мой первый проект айтишный, мне нужно было реверс-инжинирингом понять, как будет работать программа, в которой мы заносили данные и сделать точно такую же. Явно к 1 января 2000г., я был с жёстким дедлайном, первый проект. И в 99-м году мой руководитель в меня поверил, сказал: давай, всё время, которое у тебя есть, посвящай, переписывай. Я переписал ровно на то, что мог в тот момент. 

Сергей Копылов:

Это называется, отстоял свою поляну. 

Дмитрий Матвеев:

Такая лоскутная автоматизация. Так как я ни на чем нормально программировать не умел, то я написал всё на языках программирования, связанных с Microsoft office. То есть это прямо я автоматизировал на Excel, Access, то есть туда внёс, написал кучу кода на Visual Basic for Application. И это взлетело, то есть мы сконвертировали базу и спокойно пережили 2000г. И, наверное, это такой яркий проект был, связанный с тем, что мне дали возможность, поверили в то, что можно взять и сделать айтишный проект. 

Сергей Копылов:

Потом тоже пропал в Мастерхост. 

Дмитрий Матвеев:

После этого было, это сложно, после этого, когда уже выпустился из института, у меня был такой интересный проект во Владимиро-Суздальском музее–заповеднике, где ещё найти. Я был руководитель начальника IT службы и совмещал все возможные вещи, которые по айтишным делам можно делать в музее-заповеднике. Эта работа с посетителями, ведение сайта для туристов, охранные, цифровая съёмка. 

Сергей Копылов:

Ты, по сути, тоже был одним из первых, которые это всё дело цифровали. 

Дмитрий Матвеев:

Да, мы сейчас разговариваем с Министерством Культуры, и я узнаю, что те вещи, которые, те базы данных, которые я закладывал, они сейчас распределились на все музеи. То есть мы сейчас разговариваем с отделом IT департамента, и ребята, с которыми я тогда, у которых брал базы данных, чьи программные продукты мы разворачивали, они сейчас мэйнстрим цифровой культуры в Российской Федерации. То есть оказалось, что было сделано правильное решение, с правильными людьми дружил. После этого меня оттуда Дима Даниленко уже...

Сергей Копылов:

Дима, привет. 

Дмитрий Матвеев:

Уже дёрнул в Москву. Он дёрнул в Москву в Мастерхост, сказал, что ты умеешь управлять людьми, вроде как. 

Сергей Копылов:

А как он умудрился тебя оттуда найти?

Дмитрий Матвеев:

Он тоже из Владимира. 

Сергей Копылов:

А, он тоже из Владимира, понятно, Дима талантливый, он тогда подбирал тоже хорошую команду. 

Дмитрий Матвеев:

Да, и Дима сказал, что мне нужно тут, чтобы кто-то нашёл общий язык с айтишниками. Я приехал в уникальную ситуацию, когда все мои подчинённые знают IT систему лучше меня. 

Сергей Копылов:

Ну и что, это не мешает управлять. 

Дмитрий Матвеев:

До этого у меня такого не было, а тут Unix система, Unix хостинг, все шарят и в Unix командах, и в BASH, и в MySQL. Я примерно понимаю, о чем они все говорят, примерно понимаю, как это всё сделано и пытаюсь раскрыть потенциал. 

Сергей Копылов:

Это нормально. Это называется так, если я понял, то пользователи точно поймут. 

Дмитрий Матвеев:

Видимо поэтому, потому что я не очень, как раз в Мастерхосте один из самых ярких моментов, который, кстати, по-моему, до сих пор живёт и летит в Мастерхосте, это мы переделали личный кабинет. То есть ровно когда я пришёл, было понятно, что, в конце концов, зачем мы всё делаем за пользователей. У нас есть эти клиенты, они рубят в технологиях, странно быть клиентом хостинга и не рубить. Давайте мы дадим им что-нибудь, чтобы они самостоятельно заводили базы данных, перекидывали с площадки на площадку, FTP-доступы, меняли пароли и так далее. И вот с саппорт командой мы точно так же, это был проект, мы написали, какие команды мы хотим отдать на самоуправление, с дизайнерами тогда это всё дело кинули, и тогда получился, мы обновили, очень сильно обновили личный кабинет клиента Мастерхоста, и он, по-моему, до сих пор работает. Вот сколько я заходил, он всё ещё работает. Он уже устарел в дизайне, я уже на него смотрю иронично, надо бы уже всё снести почти до основания. 

Сергей Копылов:

Слушай, да, эти решения, по крайней мере, дизайнерские я встречал у многих мелких хостеров, никого не хочу огульно обвинять, но перли практически всё. Я помню, даже до смешного доходило, что сперли оферту у Мастерхоста, её всё время везде перли, это тоже моя заслуга. Я всегда говорил, знаете, хороший документ, раз прут. И при этом кто-то из сперавших забыл поменять контактные телефоны. И нам звонили с жалобой на какого хостера, думая, что они звонят в тех поддержку того хостера, звонили в Мастерхост и ругались, почему у нас все плохо работает. А мы долго не могли понять, потому что никак клиента этого не найти. И только потом выяснилось, что они даже телефон не меняли. Я им тогда написал и говорю: ребята, Вы хоть телефон поменяйте, ну так нельзя. 

Дмитрий Матвеев:

В общем, да, это действительно, мы тогда... Работа была хорошая, основная задача, которую Леонид Филатов ставил, это обслужить как можно больше клиентов, не увеличивая штат сотрудников. 

Сергей Копылов:

Да, все правильно, унификация процедур. 

Дмитрий Матвеев:

Поэтому у нас росла клиентская база, по-моему, на 45-50 % в год, при этого мы меня, мне определили штатку и сказали: вот столько людей должно быть, больше у тебя нет. И мы фактически каждый месяц придумывали, что ещё сделать, чтобы ещё эффективнее обслуживать ту же команду. 

Сергей Копылов:

Это называется: подкрепления у тебя не будет, стой насмерть, как можешь. 

Дмитрий Матвеев:

И автоматизация очень сильно помогает стоять насмерть, если к ней хорошо подойти.

Сергей Копылов:

Хорошо, а после Мастерхоста что было?

Дмитрий Матвеев:

После Мастерхоста был Яндекс. 

Сергей Копылов:

Интересно, рассказывай. 

Дмитрий Матвеев:

После Мастерхоста был Яндекс, я занимался в Яндексе программными продуктами. То, что, честно говоря, тогда у Яндекса не очень хорошо летело, и продукты, которые я стартовал, тоже один прямо был с грустной судьбой, это чат, назывался Я.Онлайн, вот он прямо взлетел невысоко. 

Сергей Копылов:

Он как-то мимо меня проскочил, я такой даже не знаю. 

Дмитрий Матвеев:

Понятно, что по самолюбию это прямо бьёт, когда тебя берут в такую компанию на нелетящий проект. Потом были несколько проектов, связанных с мобильными. Тут уж понятно, что прямо iPhone вышел. 

Сергей Копылов:

Это в Яндексе? 

Дмитрий Матвеев:

Да, iPhone вышел, телефон перестал быть кнопочными понятно, что туда сейчас все рванут. И получилось так, что пустая поляна, занимайся, чем хочешь. И тогда получилось, что в какой-то момент я вел 10 одновременно мобильных приложений Яндекса, то есть это была почта, поисковая строка, погодный виджет, мы делали, опять же, мобильную почту, мобильный чат делали, то есть всё, кроме карт. Вот все мелкие продукты Яндекса для первых мобильных операционных систем делали ребята, я им помогал, там это уже был продуктовый менеджмент, то есть в самом начале. Как мы позиционируем, как выпускаем об этом новость, как поддерживаем аудиторию. Потом был ещё один такой поворот, то есть у меня такая, очень странная карьерная лестница получилась, её даже лестницей тяжело назвать, это перекидывание из одной зоны внутри IT сферы в другую. Эти сферы по диагонали. 

Сергей Копылов:

Ты знаешь, я смотрю, у тебя направленность, она не сильно меняется, я имею в виду, пересел из кресла в кресло, а занимаешься практически тем же самым, продуктами.

Дмитрий Матвеев:

Да, только продукты все разные, получается, что всех их объединяет массовый потребитель. То есть и там массовый сервис, и тут массовый сервис, и хочется сделать такой удобный кабинет, чтобы человек туда зашёл и сам понял, что ему надо. В «Бегуне» мы это же делали, только это был рекламный кабинет рекламодателя. То есть как сделать так, чтобы убрать эту линейку никому непонятных продуктов, оставить какой-нибудь один внятный, с внятными кнопочками, чтобы было сразу понятно, сколько стоит, что входит, что не входит, как выглядит. 

Сергей Копылов:

Понимаю. 

Дмитрий Матвеев:

Спуститься на уровень вниз, чтобы не только рекламное агентство, но и более мелкие рекламодатели могли сами что-то себе сделать. Мы вот эту часть сделали. В итоге «Бегун», там была серия поглощений, слияний и поглощений таких, дружественных, и очень дружественных. В итоге бегун стал очень внутренним движком Рамблера. То есть он остался, как рекламная технология, осталась вся команда, которая занимается рекламными баннерными показами, но интерфейс у него уже не стал. 

Сергей Копылов:

Знаешь, извини, я тебя перебью, я всё время говорю, что у нас в IT и в Рунете атмосфера настолько дружественная, что мы жрем друг друга с улыбкой. Я бы сказал так. Это по поводу движков, слияний, поглощений и так далее. Все время что-то происходит, но при этом все улыбаются. 

Дмитрий Матвеев:

Нет, там движуха была прямо, да, это район 12-13-й год. И не захотелось мне принимать участие в этом тройном поглощении рыбок, рыбок, рыбок. 

Сергей Копылов:

Это неудобно, это же всегда вызвает душевный дискомфорт, когда у тебя начальники меняются, направления меняются, директивы меняются. 

Дмитрий Матвеев:

И тут так случилось, что были нужны какие-то люди, чтобы помочь государству в Министерстве. 

Сергей Копылов:

Ох, я тебя сейчас жевать начну, давай, продолжай. 

Дмитрий Матвеев:

Помочь государству в Министерстве сделать что-то хорошее с уже запущенным, но тоже странным, низко летящим продуктом Госуслуги. Наверное, когда мы разговаривали с теми, кто меня хантил, может быть, я сейчас не знаю, не говорили на эту тему там уже задним числом. Но подкупило то, что я точно знал, что я хочу там поменять, и это было почти всё. 

Сергей Копылов:

Рассказывай, что поменял, чего добился. 

Дмитрий Матвеев:

Подожди, сейчас наговорю. 

Сергей Копылов:

Да, давай, хорошо. 

Дмитрий Матвеев:

Поэтому люди, которых я нанимаю на работу, то есть разговариваем, беседуем с менеджером проекта, приходит ко мне, говорит: да, мы смотрели Ваш проект, прекрасный момент. Я говорю: что бы Вы поменяли? Вроде бы, ничего не надо, всё работает. Думаешь, ну... 

Сергей Копылов:

Нет вот это самое плохое. Невозможно. Надо включиться, от пользователя посмотреть. 

Дмитрий Матвеев:

Конечно же, как раз приятно разговаривать с людьми, которые тебе рассказывают, что ты не прав, ты понимаешь, что, да, у тебя это уже всё в бэклоге, ты тоже знаешь, что ты не прав, ну вот, ещё одно подтверждение. И поэтому мы меняли, если рассматривать, у нас же, у Госуслуг, как у проекта, у него три больших эпохи было. То есть была первая эпоха, когда эту штуку придумали только и сказали, а теперь государственные услуги будут цифровыми. И там, по-моему, до 12-го года всё должно было закончиться, но она только такая, более бумажная сфера и нормативная, когда это перетаскивалось, как нормативные конструкции, что органы власти должны оказывать на специальной площадке, принималось постановление об этой площадке. Второй этап, это когда он стартовал, получил одновременно и позитивную, и негативную энергию от общества, потому что, с одной стороны, прикольно, что впервые государство это сделало. С другой стороны, как-то это все было топорно сделано по отношению к тому остальному, к чему люди привыкли в IT. И он очень сильно отличался по внешнему виду от любого другого успешного российского IT проекта. Очень сильно. Он такой был, какой-то госушный, очень госушный был. И третий пошёл уже, когда пришёл министр, Николай Анатольевич, то есть он тоже пришёл с видением о том, что успех у пользователей, значит успех продукта. Продукт полетит только тогда, когда он будет востребован, и пользователи начнут его любить. 

Сергей Копылов:

Когда его все захотят, совершенно верно. 

Дмитрий Матвеев:

Вот чтобы его все захотели, надо его полностью переделывать, при этом получается, что мы внутри не очень сильно, что поменяли. Услуги, они существуют, структур, портал тоже, она, вроде бы, такая была. Но физически мы поменяли, в принципе, его позиционирование, отношение к нему, как люди им пользуются, как быстро он им отвечает, и как он выглядит по отношению к всему остальному. 

Сергей Копылов:

Но, ты знаешь, я хочу тебе сказать, у меня к Госуслугам не очень большие претензии, они на уровне неудобности, как мелкого пользователя, я бы даже так сказал. Например, чем бы тебя упрекнуть, сложным паролем. Вот этот пароль настолько сложный, что он обязательно должен состоять из определённых символов. Ну ладно, я ещё придумаю, но люди, которые далёкие от IT, им тяжело. Вот, например, там не должно быть таких-то символов, только такие символы, обязательно латинские буквы. Я понимаю, с кириллицей проблемы, ну хорошо, латинские буквы. Вот этот набор символов. Нет, общеупотребимые слова в качестве части пароля вставлять нельзя. Меня там несколько раз отлупляли. 

Дмитрий Матвеев:

За 1111?

Сергей Копылов:

Нет, я пытался написать: я упала с самосвала тормозила головой и пользовалась Windows. Windows нельзя, это общеупотребимое слово. Блин, я уж до этого вот телегу накатал в виде пароля. 

Дмитрий Матвеев:

Прекрасный опыт, спасибо, я обязательно передам ребятам. 

Сергей Копылов:

Да, и самое главное, что это всё заменяется разовым паролем на телефон, имеется в виду, что этой функции нет, но если ты жмешь «забыл пароль», он тебе высылает одноразовый пароль на телефон, по которому ты входишь, тебе надо тут же поменять пароль. Ты поменял, ты его помнишь 2 минуты с учётом Ваших ограничений, ты воспользовался, вошёл в Госуслуги, потом ты его опять благополучно забыл. 

Дмитрий Матвеев:

Серёжа, именно поэтому в качестве одной из радикальных мер я прямо предлагал ребятам, кто у нас занимается системой безопасности, оставить только одноразовый пароль. 

Сергей Копылов:

Вот, идея. 

Дмитрий Матвеев:

Раз уж у нас все забывают пароли, раз уж Госуслугами пользуются раз в полгода и люди имеют право не помнить свой пароль раз в полгода. 

Сергей Копылов:

Тем более, что, когда Вы даете этот пароль с определёнными условиями, ты не поставишь тот пароль, который тебе знаком, ты обязательно его в этот момент выдумаешь. Если ты выдумаешь его в этот момент, ты его забудешь однозначно. 

Дмитрий Матвеев:

Поэтому мы движемся. 

Сергей Копылов:

Это будет?

Дмитрий Матвеев:

Мы движемся сначала к тому, чтобы пароли были как можно, восстановить пароль было как можно проще, при этом секьюрно, и как только это произойдёт, я думаю, что мы всё-таки уломаем на то, что и хранить его не надо. 

Сергей Копылов:

Низкий пароль тебе будет, низкий поклон тебе будет. 

Дмитрий Матвеев:

Потому что, на самом деле, почему так люди любят мобильное приложение Госуслуг, потому что там четыре цифры ПИН-кода, то есть там вообще пароль ты один раз промучился, его ввел, и после этого к нему больше не возвращаешься никогда до тех пор, пока не теряешь или не купишь новый телефон. 

Сергей Копылов:

Ну, примерно да, поэтому так оно и работает. OK, второй вопрос, сопряжение с Мосуслугами. 

Дмитрий Матвеев:

Да, это прямо ты бьёшь правильно. 

Сергей Копылов:

Я под дых. 

Дмитрий Матвеев:

Оно сложное, мы друг про друга знаем и даже пытаемся друг другу немножко помогать. 

Сергей Копылов:

То есть у Вас взаимодействие налажено, но пока не получается. 

Дмитрий Матвеев:

Взаимодействие налажено в том, что каждая из сторон признаёт успехи другой стороны в деле информационных технологий. 

Сергей Копылов:

Вы молодцы и мы молодцы, а дружить не будем, это так что ли? Давай, ругай коллег, может, услышат, сделают что-нибудь. 

Дмитрий Матвеев:

Нет, там сложно дружить, когда разные бюджеты. 

Сергей Копылов:

OK, а просто трансформацию данных из одного сервиса в другой. Вот не хочу я всё по новой забивать, я хочу нажать, авторизоваться. 

Дмитрий Матвеев:

Это как раз, ровно это уже, вот эта житейская логика, она погружена на портал Москвы можно зайти с помощью учётной записи Госуслуг, и все тогда личные данные туда перейдут. 

Сергей Копылов:

Там всосутся? 

Дмитрий Матвеев:

Всосутся.

Сергей Копылов:

Ну все, слава богу. 

Дмитрий Матвеев:

Это, как ты понимаешь, а дальше табачок врозь пока. 

Сергей Копылов:

Дальше табачок врозь, хотя бы вот это, хотя бы сделали. Ну ладненько, это супер, про тебя, как профессионала, я всё понял, так что прошу любить и жаловать. Если что, берите готового специалиста, но он ещё пока никуда не уходит. Пусть сначала допилит всё в госуслугах и только после этого, до этого, пожалуйста, начальник, его не отпускайте. Пусть допилит. Теперь поговорим, я так думаю, мы с профессиональным закончили, поговорим о личном. Раскрываю секрет, Дима пришёл не один, он пришёл с супругой, зовут её Юлия, Юля, добрый день.

Юлия Матвеева:

Добрый день!

Сергей Копылов:

Давайте теперь говорить уже о семье. Как Вы познакомились, сколько времени Вы вместе и вообще, имеют ли Ваши профессиональные интересы какое-то пересечение?

Дмитрий Матвеев:

 Познакомились мы. 

Сергей Копылов:

Нет, стоп, вот здесь главное - супруга, сейчас я спрашиваю супругу. 

Дмитрий Матвеев:

 Нет, самое важное, что должна проверить супруга, помню ли я, сколько мы вместе, сейчас ровно это произнесу, и дальше передаю слово. 

Сергей Копылов:

Я просто не хочу, чтобы ты нарвался на лайк сковородкой. Поэтому лучше, на всякий случай, давай, говори. 

Дмитрий Матвеев:

 Мы вместе 19 лет. Это уже в браке. 

Сергей Копылов:

Ух ты, это очень сильный срок. Юля, и как Вы его выдержали такого?

Юлия Матвеева:

Это сложно, но завтра у нас, кстати, к слову, как раз в день свадьбы, день венчания, то есть завтра 19 лет ровно. 

Сергей Копылов:

Заранее не позволяют, но я буду помнить, чтобы завтра это... 

Юлия Матвеева:

Так что ровно 19 лет. 

Сергей Копылов:

Завтра в Фейсбуке обязательно поздравляйте Диму, это очень знаковое число. 

Юлия Матвеева:

Да, мы сами в шоке от того, насколько знаковое это число. Слушайте, с талантливым человеком, сильны мужчиной и лидером жить сложно, но умная женщина может это сделать. 

Сергей Копылов:

Всё, понял, я сразу понял, кто главный, потому что он сначала отчитался, а потом Вы уже сказали, как это делать по уму, Юля, хорошо. 

Юлия Матвеева:

Ну, и меня часто спрашивают, как вообще в браке, не только конкретно с Димой, а как вообще столько времени в браке. Нам повезло, я ещё и психолог, поэтому это тоже способствует, когда в браке есть хотя бы один человек, который умеет коммуницировать. 

Дмитрий Матвеев:

Не способствует, когда два психолога в браке, вот это прямо... 

Сергей Копылов:

Это песня, то есть один менеджер проекта, он умеет управлять, вторая психолог и умеет тоже управлять. Ребята. 

Юлия Матвеева:

Разными способами. 

Сергей Копылов:

У вас в семье не скучно, я хочу сказать. 

Юлия Матвеева:

Нет, вообще ни разу. Я иногда шучу, на наш брак работаем я, он и наш психотерапевт, это я. Я же он же. 

Сергей Копылов:

Юля, а Вы же тоже или на «ты»? 

Юлия Матвеева:

На «ты», конечно. 

Сергей Копылов:

Юля ты тоже имеешь отношение к IT сфере, я так полазил по Фейсбуку, посмотрел, у тебя есть тоже отношение, расскажи немножко о профессиональной... 

Юлия Матвеева:

Я не могу сказать, у меня только через мужа отношение к IT сфере, поскольку я всё-таки, у меня два высших образования. 

Сергей Копылов:

Какие?

Юлия Матвеева:

Первое биологическое, второе психологическое. Также я сертифицировать уже... 

Сергей Копылов:

То есть от мозга до пяток Вы знаете про нас всё. 

Юлия Матвеева:

Как гештальт терапевт, это одно из направлений немедицинской психотерапии, то есть моя всё-таки сфера деятельности связана с людьми с точки зрения развития, помощи, обучения и так далее. Потом я стала ещё бизнес тренером, поэтому сейчас я в разных форматах, это и частная практика, консультационная, и групповая работа, я работаю именно на развитие людей в большей степени. Одно время благодаря мужу, потому что когда-то мне в институте очень потребовался Excel, спасибо Диме, он меня в него ввел, научил. А так как я умею преподавать, я умею доносить до людей информацию, я какое-то время вела курсы по Excel, они были достаточно востребованы, особенно когда был переход с 2003-м на 2007-й, и вот эта появилась лента, которую люди никак не воспринимали. Эти курсы достаточно долго вела, это было моё единственное отношение к IT сфере, в основном это всё... 

Дмитрий Матвеев:

 Но я считаю, до сих пор считаю, что Microsoft Excel - это лучший продукт у Microsoft. То есть он недооценен, но ровно потому, что там, наверное, нет такого хорошего маркетинга, который бы мог снизойти до людей, которые стартуют, видят, ну да, какие-то ячейки, в них можно писать цифры, прикольно, закрывают это, говорят: ну, в Word тоже можно писать цифры. И на этом для них знакомство с тем, что может делать Excel заканчивается. 

Сергей Копылов:

Это очень глубокая программа. 

Юлия Матвеева:

Абсолютно. 

Дмитрий Матвеев:

 И только те люди, которые там прокопали, самостоятельно прокопали очень-очень глубоко, могут понимать, что он и сводные таблицы на лету делает, OLAP-кубы рассчитывает, динамику графиков показывает, тогда, когда это всё ещё в ABBY было сделать невозможно, у него вся эта динамика, вся эта графика, расчёт, перерасчёт цифр на лету был очень давно. Понятно, что сейчас такая ситуация, что они не могут придумать, куда им расти уже столько лет, 20 лет последние. Поэтому, по идее, надо было расти в сторону снижения границ понимания возможностей, то есть чтобы более простые люди могли понять, как им воспользоваться этими сложными и очень удобными функциями. Поэтому я правда считаю, что это идеальная программа, лучшая программа, кто её придумывал в Microsoft. Её дикое количество раз пытались повторить. Её пытался повторить Apple, Openoffice, все пытались сделать, у всех получалась эта серая табличка с квадратиками, прямо отлично. А вот когда начинаешь нырять на второй, на третий уровень глубины, оказывается, что и цифры не так считаются, и половина формул они не смогли так же быстро реализовать, когда это всё на лету пересчитывается при каждом изменении. И поэтому она прямо для меня до сих пор неподражаема. Конкурент не вырос. 

Сергей Копылов:

OK, тебя уже много в эфире, я не буду больше спрашивать. Юля, скажи, а ты ему не предсказываешь в его работе психологию пользователей, покупателей, что наиболее наитивно, хорошо бы поставить, понятно, что классика жанра, корзинка должна быть в правом верхнем углу. Все когда это слушали, говорят: да ладно. Но откуда-то же это родилось. Вот такие вещи ты не подсказываешь своему мужу в его работе?

Юлия Матвеева:

Именно с точки зрения IT. 

Сергей Копылов:

Да неважно, продажа продукта, можно торговать хоть водкой, как говорится. 

Юлия Матвеева:

Я больше подсказываю, как коммуницировать со своим начальством, были моменты или с подчинёнными с точки зрения коммуникаций и так далее. То есть вот тут, правда, у нас часто бывают беседы за ужином на тему того, как лучше что-то сделать. 

Сергей Копылов:

То есть супруг на работе устраивает, разносит строго по науке. 

Юлия Матвеева:

Периодически, иногда он делает это от всей души, как он это умеет, громко. 

Сергей Копылов:

От всей души мы все умеем. 

Юлия Матвеева:

Иногда, я помню даже, был один раз, чем горжусь, помогала подготовиться к точке зрения психологии, прямо использовали и даже НЛП приёмы туда включали, когда нужно было повысить зарплату. Повысили. 

Сергей Копылов:

А ну-ка, расскажи, давай, давай, рассказывай. 

Дмитрий Матвеев:

Я даже не помню.

Юлия Матвеева:

Ты не помнишь, а я помню. 

Сергей Копылов:

Бог с ним, мы не берем конкретный случай мужа, мы берём, как правильно просить повышения зарплаты, можешь в трёх-четырёх тезисах сказать?

Юлия Матвеева:

Первое, нужно учитывать тип личности своего руководителя. То есть нужно говорить тем языком, который понимает его тип личности. Тут сложно, за 3 минуты не скажешь, потому что, условно, если коротко, есть люди-цифры, есть люди. 

Сергей Копылов:

Тип личности, хорошо звучит, тип личность, от слова» теплица», тёпленький, значит учитывается «тепличность». 

Юлия Матвеева:

Только его надо разогреть, чтобы он стал тёпленьким, его надо разогреть, а для этого нужна подстройка. То есть нужна подстройка под того, какими образами, цифрами человек мыслит, результатом, процессом и так далее. Понятно, что надо ещё учитывать, не надо ловить в коридоре начальника, если он не готов, понятно, что удобное время для этого должно быть, но это логика просто. Это первый момент. Второе, зарплату никогда нельзя просить, просто мне мало, дайте. То есть это обычно выбешивает вышестоящих. 

Дмитрий Матвеев:

 Или давно не повышали. 

Юлия Матвеева:

Да, или давно не повышали. 

Сергей Копылов:

Что-то давно у меня зарплата не поднималась. 

Юлия Матвеева:

Это всегда должно быть обосновано результатами. То есть, например, я делаю сейчас вот эту работу и так далее. То есть обязательно должно быть логическое объяснение с точки зрения результата, почему ты этих денег достоин. Нельзя просить просто просто потому, что мне уже хочется. Давно не повышали. Это если в 3 словах. 

Сергей Копылов:

То есть просто упасть на грудь и задать начальнику не получится. 

Дмитрий Матвеев:

 Это шантаж. 

Юлия Матвеева:

Это шантаж, да.

Дмитрий Матвеев:

 Это очень у кого редко получалось, это типа, я хочу повышения, поэтому я пойду на рынок, возьму оффер, приду с ним, положу на стол и посмотрю, поднимут мне после этого зарплату или нет. 

Сергей Копылов:

У нормального начальника на этом все и заканчивается. Отлично, иди. 

Дмитрий Матвеев:

 Шанс большой, может быть, есть маленький шанс, что так и пройдёт, но шанс большой, что начальник скажет: что вот это сейчас было. 

Юлия Матвеева:

Можно, смотрите, есть способ не шантажа, то есть он близкий будет к тому, что Вы говорите, можно, я сама проверяла, у меня несколько раз работал. Когда Вы говорите, правда, для этого должен быть объективный аргумент, который Вы сравниваете. У меня момент, когда я говорила начальнику, что, смотри, сейчас на рынке я стою вот только объективно, то есть я сейчас могу выйти и, в принципе, я получу вот столько. Здесь я получаю сейчас вот столько, я не могу объяснить своему мозгу, почему я не иду на рынок. Если ты не готов, ты мне скажи, не готов повышать, OK, тогда я правда пойду на рынок, это не шантаж, я просто предупреждаю тебя о том, что я для себя, как взрослый человек, выбираю тот путь, который... 

Сергей Копылов:

А вот сейчас во мне включается начальник. Смотрите, я прекрасно понимаю, что зарплата, это ещё полбеды. Ещё полбеды, это душевная мотивация, то есть обстановка на работе, отношение к тебе, как к личности, твоя самореализация, даже количество похвал от начальника, которое к тебе прилетает. Если, с одной стороны, будет зарплата, с другой стороны к тебе отношение, как к бездушному предмету, то зарплата не будет самым определяющим. 

Юлия Матвеева:

Абсолютно. 

Сергей Копылов:

Как с этим быть, какие мотивации? Как можно заменить зарплату другими мотивации. 

Юлия Матвеева:

Это работа руководителя уже, можно так, бывает, и у меня в опыте было, когда я понимала, что на рынке зарплаты выше, а я работала, потому что я очень любила компанию, очень люблю культуру этой компании, с руководителем всё отлично, и т.д., там масса всего. 

Дмитрий Матвеев:

 Сережа, самый простой пример у меня. 

Сергей Копылов:

Вот, я только хотел спросить, как ты борешься, ведь я понимаю, что госслужба, это не сильно большие заработки. 

Дмитрий Матвеев:

Сначала, как работодатель борется. В Яндексе, понятно, что они, если бы платили всем по рынку, они бы разогревали собой рынок, то есть они слишком большие для того, чтобы. 

Сергей Копылов:

К ним народ сразу ломанулся.

Дмитрий Матвеев:

И всем, кто у них уже, нужно было бы поднять до этого уровня, соответственно ты сам себе начинаешь раскачивать. Поэтому заменяют всем не зарплатно, идеальные условия, любовь, бутерброды, приходи когда хочешь, вот тебе футболка за то, что ты только к нам пришёл, футболка за каждый год работы. Казалось бы, сколько стоимость футболок. 

Сергей Копылов:

Какая мелочь, а как работает. 

Дмитрий Матвеев:

 Работает просто превосходно. И тебя начинают удерживать совершенно другими, не зарплатными вариантами. То есть что здесь семья, комфортно, и ты занимаешься чем-то очень полезным, это, кстати, второй момент. 

Юлия Матвеева:

Да, я хотела добавить вот это. 

Дмитрий Матвеев:

 Ты понимаешь, что ты делаешь что-то полезное, и когда это понимание есть, в госах я и добивался того, чтобы команда, которая занималась Госуслугами, поверила, что она делает что-то очень крутое. 

Сергей Копылов:

У тебя большая текучка?

Дмитрий Матвеев:

 Нет, не очень большая текучка, ну у меня, как у человека, в принципе, вообще нет непосредственных подчинённых, то есть у меня есть люди, с которыми я веду либо со стороны заказчика, со стороны Министерства, либо со стороны исполнителя. И задача масштабировать желание. 

Сергей Копылов:

Но ты же понимаешь, когда ты объясняешь одному человеку, он приступает к проекту, если он в этот момент сменится, то это будет, как минимум, неудобно. То есть это будет задержка времени. То есть задача ещё и удержать этого. У тебя исполнители, они посторонние вообще лица, это подрядчики. 

Дмитрий Матвеев:

 С юридической точки зрения они подрядчики и посторонние лица, с точки зрения личностных вещей, конечно же, важно удержать, тем более, если люди хорошие, понимают. А как можно удержать, если ты не влияешь на зарплату. А я не могу даже прийти здесь в данном случае к исполнителю и сказать: вы знаете, очень хороший человек, поднимите ему зарплату. 

Сергей Копылов:

Да, это не можешь, здесь понятно. 

Юлия Матвеева:

Ты и на график его влиять не можешь, то есть всё, что ты перечислил раньше, по большому счёту, это корпоративная культура твоего подрядчика, и ты не можешь влиять на него. 

Дмитрий Матвеев:

И в этой связи можно влиять только вот этим ощущением причастности к великому. То есть чтобы люди понимали, что они делают то, что мало, кто делает в России. 

Сергей Копылов:

Понял, да. Юля, скажи, я вот зацепил краем мозга, краем уха о том, что ты не находишься в штате организации, оказываешь услуги организациям по бизнес тренингу и т.д. А какие, сейчас немножко рекламы пойдёт тебя, красивой и уникальной, какие услуги ты оказываешь?

Юлия Матвеева:

У меня три основных направления с точки зрения работы с бизнесом. То есть у меня есть частная практика конца консультационная, но это как с физическими лицами. А с точки зрения бизнеса, это я много сейчас работой с медициной, это я про мысль о том, что причастность к чему-то великому. В медицине тоже не очень большие зарплаты, даже в коммерческой, зачастую. 

Сергей Копылов:

Да это меня тоже удивило. 

Юлия Матвеева:

И врачи, и медсёстры держатся там по призванию, ради той идеи, которой они, в принципе, в медицину пришли. Поэтому часть компаний, это медицинские компании, часть компаний, это управленческие тренинги как раз для руководителей, как мотивировать не только зарплатой, это как раз в том числе. Также я веду тренинги, скажем, личной эффективности, это тайм менеджмент, управление стрессом, управление временем, то, что помогает любому человеку, независимо от того, руководитель он, не руководитель, работающий человек или человек в свободном каком-то режиме так далее, или по найму работает. То есть у меня такие три сферы, это медицина, это управленцы и личная эффективность. 

Сергей Копылов:

Сильно, хорошо, хватит с работой. Как проводите личное время? Отдыхать куда ездите, давайте резко, ребята, резко меняем тему. 

Юлия Матвеева:

Прекрасно. 

Дмитрий Матвеев:

 Мы путешествуем и это, как ты понимаешь, просто квинтэссенция менеджерских качеств. Вот я своим всем, кто со мной работает. 

Сергей Копылов:

А кто планированием занимается из Вас?

Юлия Матвеева:

Муж.

Дмитрий Матвеев:

 Я, конечно, я бы никому в жизни не доверил. 

Сергей Копылов:

Менеджер проекта. Я задал идиотский вопрос. 

Дмитрий Матвеев:

 Я за всеми проконтролирую, у нас было один раз...

Сергей Копылов:

Я правильно понимаю, что ты делаешь жёсткий выбор там, который тебе тихо программирует жена? 

Дмитрий Матвеев:

 Конечно. Так и есть, то есть жена задаёт рамки, мне бы хотелось вот этого. 

Сергей Копылов:

Нет, с помощью наводящих, ласковых вопросов она определяет твоё жёсткое мужское решение. 

Дмитрий Матвеев:

 Конечно. 

Сергей Копылов:

Отлично, так правильно. У Вас отдых какой, он больше пеший или овощной на море? 

Юлия Матвеева:

Пеший больше. 

Дмитрий Матвеев:

 Пеший и такой, переездной, то есть в плане того, что мы...

Сергей Копылов:

То есть на одном месте долго не сидите. 

Юлия Матвеева:

Стараемся так делать, чтобы побольше посмотреть стран. 

Дмитрий Матвеев:

 Не любим сидеть на месте и точно любим самостоятельный отдых. 

Сергей Копылов:

Последние три года скажите, где побывали, какие лайфхаки были, какие неудачи, если были неудачи. 

Дмитрий Матвеев:

 Я так как айтишник, то практически используют всё, что только придумываю в интернете для того, чтобы улучшить. 

Сергей Копылов:

Это понятно, с планированием да. Ну вот спланировали. 

Юлия Матвеева:

Последние три года мы начали открывать для себя Азию. Мы как-то очень любим Европу, а тут решили туда, то есть мы были на Шри-Ланке, были в Тайланде, все уже там были, мы только доехали в прошлом году. 

Сергей Копылов:

Но я хочу сказать, что я там ещё не был ни разу. 

Юлия Матвеева:

Вот мы тоже, как-то так сложилось, что больше Европа. И мы очень любим Испанию, мы туда прямо каждый год ездим, знаете, есть страна, когда она твоя, кто-то выбирает Грецию, кому-то нравится Италия, нам нравится Испания, очень любим Испанию, туда ездим регулярно. Но так, это страны Европы. В этом году мы, буквально через пять дней, улетаем в Европу опять отдыхать. 

Сергей Копылов:

А куда, если не секрет?

Юлия Матвеева:

Не секрет абсолютно, мы прилетаем в Италию, потом смотрим Сан-Марино, едем по Лазурному побережью. 

Сергей Копылов:

Машину возьмите напрокат. 

Юлия Матвеева:

Да, мы всегда берём машину, практически, чтобы перемещаться легко, надеемся заехать в Монако, посмотреть Канны, ту часть, доехать до Марселя и потом назад улетаем из Милана. 

Сергей Копылов:

Потрясающе, у Вас получается чуть ли не один день в каждом городе. 

Юлия Матвеева:

Побольше. 

Дмитрий Матвеев:

 Я написал свой маршрут на форуме специальном для путешественников, попросил дать оценку, возможно, что-то там... Но они сказали: Вы обалдели, вообще всё не так, так никто не планирует, кто, что, всё не так. А я сел, говорю, нет, просто они, наверное, не понимают цели, под наши цели вот именно так оно и подходит. Хотелось именно с длинными расстояниями в несколько точек, но очень далеко... 

Юлия Матвеева:

В Европе длинные расстояния, честно, я вставлю свои пять копеек, просто длинные расстояния, это когда у нас едешь до Владивостока, вот это длинные расстояния. А у них между Сан-Марино и Монако 600 км. Слушайте, у нас в Казани 600 км, это сутки езды. 

Сергей Копылов:

Да у нас Питер - не расстояние. 

Дмитрий Матвеев:

Да, Питер, за ночь сел.

Юлия Матвеева:

Сел и уже в Питере. Поэтому, когда они говорят, переезды такие длинные, какие длинные, там 200 км в день ты едешь, при их дорогах это пару часов. 

Сергей Копылов:

Останавливайтесь в отелях, не пользуетесь частной квартирой. 

Юлия Матвеева:

Нет, наоборот, апартаменты. Я очень люблю готовить. 

Сергей Копылов:

А трейлер ещё не пробовали брать, в этот дачный дом на колёсах. 

Юлия Матвеева:

Нет.

Дмитрий Матвеев:

 Очень любит готовить морепродукты, а в номерах с этим сложно. 

Сергей Копылов:

В номерах сложно, да. Что же ты худой такой, если жена любит готовить, вот у меня жена точно любит готовить, по мне видно. 

Юлия Матвеева:

Он следит за весом. 

Дмитрий Матвеев:

 Это второе хобби, которое требует следить за весом. 

Сергей Копылов:

Ты ещё и фитнесом?

Юлия Матвеева:

Не совсем фитнесом, у него там строго. 

Дмитрий Матвеев:

 Да, я занимаюсь скалолазанием, а там каждые лишние 500 г на пальцах очень сильно отражаются, поэтому приходится держать себя в маленьком весе. 

Сергей Копылов:

Юля, а ты не скалолаз?

Юлия Матвеева:

Нет, ногти, я нет, это не моё. 

Сергей Копылов:

Вот, это самое главное, муж ногти не бережёт. 

Юлия Матвеева:

У него короткий маникюр, у меня длинный, поэтому. 

Сергей Копылов:

Скалолазание, а куда лазил?

Дмитрий Матвеев:

Я, в профессиональной среде это называется фанеролаз. То есть я лазию по скалодрому. 

Сергей Копылов:

Понятно, по этим делам. 

Дмитрий Матвеев:

 Да, поэтому в этом отношении, хотя несколько было попыток выехать на скалы, и у нас замечательно есть район. 

Сергей Копылов:

Я думал, когда Вы путешествуете по городу, в той же Италии, например, жена гуляет, потом возвращается, периодически снимает тебя с какой-нибудь стены. 

Дмитрий Матвеев:

 Если бы так было всё легко, Серёжа, для того, чтобы полазить в путешествии, нужно с собой очень много всяких странных вещей везти. 

Сергей Копылов:

Нет, это понятно. 

Дмитрий Матвеев:

 И они занимают больше, чем 20 кг, ещё один чемодан должен быть тогда. 

Сергей Копылов:

Ну, а по Москве гуляете, любите?

Юлия Матвеева:

Да. 

Сергей Копылов:

Как вам нынешняя Москва, мой любимый вопрос?

Юлия Матвеева:

Я люблю гулять по Москве, я знаю, что есть злопыхатели, которые говорят, везде как-то красиво. Я не знаю, если водить по Москве. 

Сергей Копылов:

Юля, прости, а ты тоже понаехавшая?

Юлия Матвеева:

Да, мы из Владимира. Мы переехали 12 лет назад в Москву, то есть мы в Москве 12 или 13 лет, в общем, не так давно. Я не знаю, если ходить по Москве с поднятой головой, не вниз, как люди ходят, смотрят, конечно, дороги страшные, надо смотреть периодически вниз, особенно когда на каблуках. Но если смотреть на здания... Вот мы сегодня ехали на Кутузовский, он красивый, там много очень зданий красивых, в Москве, правда, очень много красивых мест. Поэтому я не знаю, я люблю гулять по Москве, а в последнее время она стала чистая, украшенная. 

Дмитрий Матвеев:

Серёжа, могу дополнить, хорошо, что Москва становится наземной. Вот это очень важно, потому что наконец-то какими-то, я не понимаю, какими именно неправдами до тех, кто принимает решения довели мысль о том, что наземная Москва всё-таки должна и пешеходам немножко тоже принадлежать. 

Сергей Копылов:

Как житель Москвы, наверное, я тебя поддержу, как автомобилист, яростно ненавижу, понимаешь. 

Дмитрий Матвеев:

Я же тоже автомобилист, и тоже давно держу машину на приколе, потому что в центр Москвы на ней... 

Сергей Копылов:

Слушай, невозможно, это уже всё, автомобиль, к сожалению, изживается. Но всё равно Москва становится красивее, это абсолютно объективно. Друзья, у меня в гостях были Дима и Юля Матвеевы, прекрасно поговорили, всем всего доброго, до встречи через две недели. 

Дмитрий Матвеев:

 Всем спасибо!

Юлия Матвеева:

Спасибо, до свидания.