{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Ольга Зайферт Управляющий партнер представительства немецкой компании HAGER & WERKEN GmbH & Co. KG в России 30 мая 2018г.
Кариес как народное заболевание. Шансы его полной элиминации
Кариес как народное заболевание. Шансы его полной элиминации

Андрей Григорьянц:

В эфире программа «Красивая улыбка с доктором Григорьянцем». В нашей студии прекрасная Ольга Зайферт. Я сейчас проговорю, очень важно все, что касается ее действий на стоматологическом рынке. На сегодняшний день Ольга является управляющим партнером представительства немецкой компании HAGER & WERKEN. Тема нашего сегодняшнего эфира очень интересная, на мой взгляд, это глобальное направление: «Кариес как народное заболевание». Пообщавшись за кулисами до начала эфира, Ольга сказала мне, что у нас существует шанс полной элиминации кариеса.

Ольга, насколько я помню, ваша компания на рынке с 1946 года. Мы, конечно же, здесь поговорим о пользе, интересных вещах, не столько корпоративных интересах, сколько об интересах стоматологов и пациентов. Один из интересных исторических фактов, которые Вы мне раскрыли, что вы были первой компанией, которая создала инъекционную иглу одноразового использования. Поэтому на сегодняшний день хотелось бы понять вашу активность и ваше основное направление деятельности. Мы с Вами уже коротко поговорили о профилактике, но мы все с вами понимаем, что профилактика – это лучшее лечение, конечно. Если мы сегодня расскажем, каков шанс элиминации кариеса для населения в целом, то я думаю, что это будет достаточно громкое, серьезное заявление. Поэтому я с радостью Вас послушаю.

Ольга Зайферт:

Я отношусь к людям, которые очень верят в то, что кариес можно победить. Занимаясь профилактикой профессионально на протяжении 18 лет, я имею опыт работы в разных странах. В том числе, мы связаны, конечно, и с политическими движениями, когда государство вкладывает некие идеи по борьбе с кариесом. К чему мы пришли? Германия в прошлом году заняла I место, лидерство среди всех остальных стран по заболеваемости кариесом. Наша статистика: 83 % 12-летних детей не имеют ни единого кариеса. Это один из примеров. Вторая категория людей – это пожилое население. Всего 12 % людей старше 70 лет обречены на ношение тотального протеза. То есть мы и в этом направлении улучшили качество жизни людей (при других ортопедических конструкциях, но не съемные протезы). Поэтому вера и надежда есть. Германия – это страна, в которой фторпрофилактика очень активно используется на протяжении многих десятков лет.

Андрей Григорьянц:

И по сей день, в том числе, несмотря на модные тенденции к экологичности, биосовместимости и всем подобным направлениям.

Ольга Зайферт:

Наверное, стоит заметить, что вода не фторируется. На территории Европы только Ирландия продолжает фторировать воду и где-то 3 % территории Испании. Все остальные страны давно от этого отказались. Но тут движение даже было больше в сторону возможности выбора человека: хочу я это, или не хочу. То есть дискуссии велись не на предмет того, что это вредно или не вредно.

Андрей Григорьянц:

У меня сразу возникает потребительский вопрос со стороны как пациента, а не как врача, как специалиста. Исследованиям много лет, я думаю, что много десятков лет в отношении такого элемента, как фтор. Существует ли все-таки на сегодняшний день понятная информация, существуют ли данные большой статистики? Я думаю, что, максимум, только 1-2 % слушателей осведомлены о том, что такое фтор, почему он вреден или полезен, и что с ним делать, вообще. Но 99 % населения никогда не задавались этим вопросом и, в принципе, знают, что в зубной пасте фтор либо есть, либо нет, вода либо содержит фтор, либо не содержит. Вы можете помочь и подсказать: фтор нужен? Больше да, или больше нет?

Ольга Зайферт:

Больше да. Так как у меня немецкая школа, я скажу, что больше да.

Андрей Григорьянц:

Это именно мнение Германии на сегодняшний день на государственном уровне? Исследования показывают, что фтор, все-таки, больше нужен?

Ольга Зайферт:

Да. Да.

Андрей Григорьянц:

Вся информация, которая сейчас очень активно развивается, все зубные пасты, которые являются, так сказать, экологически чистыми, которые не содержат фтор и так далее, и тому подобных элементов – насколько это больше маркетинг, нежели реальная польза? Ваше мнение очень важно.

Ольга Зайферт:

Я бы тут даже не на мнение ссылалась, а больше на клиническую базу. У нас сейчас очень активно развивается популистское движение, это когда доктора уходят, встают в контрпозицию: я против этого, и так далее. У нас есть наглядная картина того, что профилактика фторидами помогает избавить детей от кариеса, но у нас клинической базы, доказывающей вред фтора, официально нет. Большинство докторов ссылаются на клинические исследования, которые были проведены в Индии и вызывают огромное количество вопросов, и в каких-то других странах. Но, все-таки, европейская администрация активно поддерживает фторпрофилактику, имея этот опыт за спиной. Это один из важных элементов для профилактики зубов.

В двух словах, как это вообще происходит у нас. Практически, до сих пор еще все младенцы получают таблетки, принимают, и далее, вы не встретите ни одного ребенка, который бы еженедельно не чистил зубы фторидным гелем с высокой концентрацией, они все его знают. Далее, зубные пасты без содержания фторидов не занимают даже 1 % доли европейского рынка, с ними активно борются. Тут, конечно, возникает некий конфликт. Есть люди, которые привержены больше верить системам заговора, встают на эту сторону, что да, нами пытаются манипулировать. Ведь, насколько я осведомлена, это индийское исследование показало, что фториды влияют на нейроны мозговых клеток, воздействуют, притупляя при этом умственную активность людей. Поэтому здесь видят некий заговор, что фториды в зубных пастах используются для манипуляции людьми. Это основные разговоры и основные дискуссии.

В Германии вы не встретите ни одного ребенка, который бы еженедельно не чистил зубы фторидным гелем с высокой концентрацией.

Андрей Григорьянц:

Это единственное глобальное исследование, которое было проведено, или оно так же масштабно проводилось на территории Европы, на территории Соединенных Штатов?

Ольга Зайферт:

Это единственное, на которое ссылается большинство докторов.

Андрей Григорьянц:

То есть, это источник, откуда начались все разговоры на тему вреда, и откуда стало очень популярным производить зубные пасты без содержания фтора.

Ольга Зайферт:

Еще второе – это американский ролик о вреде фтора, все его могут посмотреть на Ютубе. Там они еще более развернутую картину показывают, что, якобы, фтор в зубных пастах используют, для того чтобы его утилизировать, потому что никаким другим образом нельзя от него избавиться, и это очень хорошо – прогонять его через человеческий организм. Вот такого характера вся эта информация. Как-то я слушала эти выступления, последней каплей для меня лично было, когда доктор, имеющий титул PhD, в конце заявил: «Более того, мы наблюдаем страны, в которых используется фторпрофилактика или фторирование воды. Там меняется поведение, мальчики начинают себя вести как девочки, девочки ведут себя как мальчики». Откровенно, эти медицинские факторы никак не могут быть подтверждены. Это очень странное движение. Безусловно, есть люди с флюорозом, но он имеет совсем другой источник, и с этим надо более детально работать.

Андрей Григорьянц:

Здорово, что мы сейчас вот так проговорили. Мы не даем ответ, хорошо фтор или плохо. На самом деле, очень редко можно конкретному человеку сказать абсолютно точно, что для него хорошо, а что для него плохо, потому что слишком уж мы все индивидуальны. Если бы мы проживали в Индии, возможно, наши потребности были бы иными. На территории России они также могут быть иными, на территории Германии они могут отличаться.

Я вспомнил сейчас один очень веселый момент с очень уважаемым доктором. Мы сидели и пили кофе. О кофе есть совершенно разные мнения разных людей. Большинство людей на сегодняшний день говорит о том, что кофе пить вредно; кто-то считает, что это совершенно нормально и ничего в этом нет; кто-то всегда говорит о том, что все хорошо в меру. Когда я попытался заикнуться о кофе, сказав: «Вы же знаете…», он меня перебил и говорит: «Вы знаете, Андрей, никто ничего не знает!» Конечно же, мы не будем делать лозунгом наших эфиров то, что никто ничего не знает. К счастью, мы уже либо слишком много знаем, либо пока мы вообще ничего не знаем. Но все анализы на эту тему – самое полезное, что может быть. Особенно, когда речь идет об адекватных и очень учтивых мнениях. Я вообще, в принципе, всю свою жизнь всегда был только за доказательную медицину, но ни в коем случае не за авторитарную. Говоря о глобальных прогнозах или каких-то глобальных рекомендациях в медицине, мы не имеем права уходить в национальности, в религии или в какие-то локации. Хотя, учитывать каждый регион, конечно, важно, потому что везде разная вода, везде разные заболевания и статистика.

Ольга, у меня все же остается очень большой интерес. Я так понимаю, что это один из основных векторов вашей деятельности – именно профилактика стоматологических заболеваний, то есть профессиональная гигиена полости рта, все то, что мы можем сделать, для того чтобы предотвратить любые заболевания. На мой взгляд, вообще на сегодняшний день это самое приятное, что может быть, когда человек узнает о том, что у него есть шанс что-либо предотвратить, это прекрасно. Я думаю, что люди с радостью всегда будут открыты к этому, хотя далеко не каждый будет следовать рекомендациям и что-то делать и соблюдать. Но эта информация всем нравится. Наша задача – поделиться этой информацией, если у нас есть доказательные факты. Ее нужно выдавать, если мы знаем, каким образом уберечь человека от развития кариеса, с которого все начинается. Неважно, имеет она отношение к коммерции, или нет. Я помню, когда был студентом, я прочитал формулировку кариеса. Я сейчас не буду говорить о терминологии, но для меня философски было интересно то, что кариес – это первое, что происходит зубом, и это происходит всегда и с каждым зубом, потому что происходит соприкосновение с некой внешней средой, с углеводным фактором и так далее.

Расскажите нам, пожалуйста, над чем вы активно работаете именно в плане профилактических мер на сегодняшний день?

Ольга Зайферт:

В профилактических, это, конечно же, то, что мы в целом разрабатываем линейку профилактических средств как инструмента стоматолога, которая дает возможность подобрать индивидуальный пакет.

Андрей Григорьянц:

Я так понимаю, что вы профессионально занимаетесь разработкой именно того, чем пользуется стоматолог в своей профессиональной практике?

Ольга Зайферт:

Первый момент. Второе – то, что он рекомендует пациенту для домашнего ухода. Это даже более массивное направление.

Может быть, чтобы завершить тему глобальных возможностей борьбы с кариесом, я скажу, что у нас одно из направлений – это профилактика фторидами, это часть, государство ему уделяет внимание. С недавних пор, и благодаря 25-летнему опыту Норвегии в государстве начали активно внедрять продукт ксилит. Это натуральный заменитель сахара, или «березовый сахар», как его еще знают. Этот продукт уникален своими свойствами, потому что он обращает все негативные последствия потребления обычного сахара в обратном направлении. Так вот, в Норвегии 25 лет ведется не фторпрофилактика, а именно профилактика ксилитом. Они, практически, во всех сладостях обычный сахар заменили на ксилит. Результаты поразили большинство стран, потому что Норвегия – это одно из тех государств, в котором, как они говорят: «Кариес импортируется, у нас своего нет».

Основными производителями ксилита на сегодняшний день являются Финляндия и Китай. 5 лет назад Япония ввела ксилит в свою государственную программу по борьбе с кариесом, 2 года назад – Китай. Это направление, которое сейчас очень активно развивается. Негативных последствий о ксилите никаких неизвестно, только его позитивные свойства. Ксилит восстанавливает щелочной баланс, а щелочной баланс – это яд для всех вредоносных бактерий, в полости рта в том числе. Ксилит полностью предотвращает образование биопленки или зубных отложений в целом, и способен элиминировать кариес. На сегодняшний день существует порядка 500 официальных клинических исследований, которые доказали его эффективность. Один из важных моментов, это передача. Сегодня мы говорим, что кариес – это инфекционное заболевание, потому что он происходит в момент передачи от родителей к ребенку. Это можно полностью предотвратить, если принимать ксилит. Взрослому выявили некую концентрацию: его достаточно всего 6-7 граммов в день. В какой форме он принимается, это совершенно неважно и не значимо. В сфере профилактики можно с абсолютной уверенностью сказать, что это одно из самых масштабно развивающихся направлений на данный момент.

Ксилит полностью предотвращает образование биопленки или зубных отложений в целом, и способен избавить население от кариеса.

Андрей Григорьянц:

Ольга, мне кажется, сейчас все, кто нас слышит и видит, просто побегут в магазин покупать ксилит в пакетах, как сахар, и начнут его есть в тех граммах, как Вы сейчас озвучили.

Ольга Зайферт:

Это замечательно, потому что человек сам будет чувствовать эффект, что хорошо. Я сама живу уже несколько десятков лет без кариеса.

Андрей Григорьянц:

Тогда, чтобы нам успеть такой интересный момент обсудить, скажите мне, пожалуйста, следующее. Сегодня заменителей классического сахара очень много. На сегодняшний день существует стевия, такой элемент, как кокосовый сахар, пальмовый сахар. То есть совершенно разные виды сахара, особенно, в тех источниках и тех магазинах, которые направлены на сверхэкологичность, на то, что называется БИО, ЭКО – их очень много. Что касается ксилита, ксилит давно известен. Я сейчас хочу быть чуть более объективным в восприятии социума, то есть восприятии людей, нашего населения, потому что человека можно проинформировать, и дальше он что-то пойдет, сделает. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно меньше было мутного, как можно больше было всего прозрачного для людей, чтобы они выбирали из того, что действительно полезно. Дальше уже можно еще и индивидуализировать.

Учитывая, что ксилит на рынке достаточно много лет, начнем с сахарного диабета. Когда-то все стало понятно, людям сахар запретили, у всех есть коробочки с кнопочками, из которых выпадает таблетка, и она даёт некую сладость. У меня более уточняющий вопрос: ксилит действительно на сегодняшний день столь безопасен, как Вы об этом проговорили, и он не несет в себе ничего вредного? Когда говорят, что жевательные резинки вредны, то суть не в ксилите, который в них содержится, а во всех остальных компонентах, которые там, к сожалению, присутствуют. Хотелось бы дать простую бытовую оценку на простых бытовых вещах, потому что большая часть слушателей и зрителей – это, скажем так, люди, пациенты, не имеющие отношения к специалистам профессиональной стоматологии.

Ольга Зайферт:

Кариогенным эффектом, то есть противокариесным, обладают 3 вида – это ксилит, это стевия и это эритрит, группа шестиугольных сахарных алкоголей, так называемых. Они не ферментируются бактериями. Стевия по своему типу проигрывает, ее не избавить от привкуса горечи. Ксилит немножко слаще, чем обычный сахар по ощущениям. Это, действительно, тот сахар, который можно, в принципе, на ночь оставить, теоретически, потому что он напрямую воздействует на тот самый streptococcus mutans, о котором все знают, и предотвращает его активность. При регулярном приеме, уже примерно на протяжении 2-х месяцев, преобладание streptococcus mutans снижается в микрофлоре полости рта вплоть до 80 %. Это его основное свойство. Под вопрос ставят больше, как раз таки, искусственные сахарозаменители, как аспартам. Что важно знать о ксилите? На эту тему существует отдельное клиническое исследование, что он действительно должен быть в стопроцентной концентрации, потому что, когда его замешивают 20:80 с арбидолом или другими сахарозаменителями, то бактерии все равно получают пищу.

Андрей Григорьянц:

Смысл замешивания в экономии?

Ольга Зайферт:

В экономии. Если это такой прекрасный продукт, почему он не завоевал весь мир? Во-первых, спрос на него растет непропорционально. Если в прошлом году рынок составлял примерно 850 миллионов долларов, то в этом году он уже достигнет 1150 миллионов долларов. Производства немного по миру.

Андрей Григорьянц:

Производство не справляются с потребностью?

Ольга Зайферт:

Не справляется. Плюс, цена. Каждый знает, сколько примерно стоит обычный сахар. Ксилит до недавних пор на бирже был районе 17 долларов за килограмм. Сейчас его цена гораздо ниже, но он опять растет. Поэтому, народным продуктом, который бы полностью смог заменить сахар, он не станет. Нужно еще, наверное, сказать, что источник ксилита – это лиственница. Почему Финляндия является крупным производителем? Потому что они с древесиной работают, у них это остаточный продукт. Второй источник – это кукурузные початки. Всё. То есть, возможности производства далеко не такие масштабные, как производство обычного сахара.

Андрей Григорьянц:

Ну, тогда мы можем смело говорить о том, что это, действительно, полезный продукт. В чем заключается польза? Мы сегодня достаточно громко заявили, и темой нашего эфира является, что кариес – это народное заболевание, но есть шансы на его полную элиминацию. Ксилит – один из инструментов, который, действительно, позволит это сделать, если я Вас правильно понял.

Ольга Зайферт:

Абсолютно! Потому что профилактика заболеваний полости рта все еще стоит на четырех колоннах – это сбалансированное, здоровое питание, это домашняя профилактика, ежедневный уход, это регулярное посещение стоматолога, минимум, 1 раз в полгода, в нередких случаях раз в 3 месяца, и это насыщение эмали минералами.

Андрей Григорьянц:

Да, хочется сделать одну поправку. Конечно же, мне, как практикующему специалисту, очень хотелось бы, чтоб на территории России люди приняли немецкий стандарт. В Германии 1 раз в квартал, 1 раз в 3 месяца тебе необходимо прийти к стоматологу для проведения профессиональной гигиены полости рта. С какой интенсивностью и с каким набором инструментов – это все индивидуально. Но, учитывая ту культуру и привычки и, на сегодняшний день, степень развития профилактики и всех домашних мер, я считаю, что это должно быть, действительно, раз в 3 месяца. Таким образом – да, есть очень большие шансы на то, чтобы ничего нового не возникало. Мы, действительно, можем бороться с кариесом очень эффективно.

Ольга Зайферт:

Я согласна. Причем, я сама нередко задаюсь вопросом, приходя в магазин: как потребитель должен подобрать ту линейку продуктов, которая ему подходит?

Андрей Григорьянц:

Да, у нас в клинике всегда идёт отдельная беседа на тему того, насколько человек беспомощен, видя в супермаркете огромную полку с совершенно разными зубными пастами и зубными щетками. Ольга, ксилит – здорово, и спасибо, что Вы раскрыли такое количество, на мой взгляд, действительно интересной и ценной информации! Подскажите, пожалуйста, что является некими уже подготовленными продуктами для стоматологов, с вашей стороны, и, может быть, что стоматологи уже дальше передают и рекомендуют пациентам?

Ольга Зайферт:

Спектр у нас достаточно широкий. Начиная от зубных щеток: ершики, флоссы. В общем, скажем, это инструмент, который позволяет подобрать необходимо гамму средств под любую проблему пациента, которые он приобретает и дома ими пользуется. Что касается самого ксилита, то я всегда говорю: совершенно неважно, в какой форме. Если недостаточно саливации, жевательная резинка выигрывает при этом, потому что она стимулирует железы. Кому не нравится жевательная резинка, он есть в форме леденцов, конфет и прочих продуктов. С ним очень много чего можно делать. Самое ведь интересное, что в пародонтологии им достаточно даже просто ополаскивать рот. На это тоже есть доказанное клиническое исследование, которое показывает превосходные результаты даже простого полоскания.

Андрей Григорьянц:

Хорошо, у человека есть шанс выбрать по компонентам, по ингредиентам наиболее эффективный ополаскиватель. Понятно, что в нем должен содержаться ксилит. Если мы говорим о подсластителях, в данном случае ксилит будет не только ради того, чтобы сделать сладким ополаскиватель, а тот эффект, который он оказывает на поверхность эмали.

Я хочу поделиться с Вами своим мнением и хочу услышать Ваше. Мое мнение на сегодняшний день следующее: в рамках существующего рынка, если мы говорим про Россию, Москву тем более, человеку либо сложно, либо невозможно принимать правильные решения, заходя в неспециализированные магазины. Но, даже если он зайдёт в специализированные магазины или учреждения, то каким образом провести подбор? Я в течение недели вижу достаточно большое количество совершенно разных людей, понимаю, насколько разные у них проблемы, насколько сильно отличается состояние полости рта у каждого человека. Мы даже не можем сказать, что, допустим, эта щетка является абсолютно универсальной, или эта зубная паста является абсолютно универсальной, чистите ею все. Мы слишком отличаемся друг от друга. Я уже не говорю возрастах, а именно о состоянии зубов в полости рта у человека. Тут мое мнение, что компетентный врач тот, кто сам хорошо понимает этот рынок, потому что рынок, действительно, очень масштабный. Есть необходимость уже не просто смотреть в рот пациенту, а еще и мониторить все, что происходит на рынке, смотреть новинки; что из новинок является абсолютно не стоящим внимания, что является действительно новинками, доказательными разработками. Но, опять-таки, только через профессиональную призму. Я не могу представить себе, как человек может сам настолько много узнать, прийти и начать сам выбирать. Мне кажется, что он должен познать невероятное количество из не своей профессиональной деятельности. Вот мое мнение.

Сейчас обычному человеку необходимо слишком много знать, чтобы самостоятельно правильно выбирать продукт.

Ольга Зайферт:

Абсолютно! Это, как раз, является причиной, почему мы не работаем с конечным потребителем. Наша линейка исключительно через профессиональную сеть.

Андрей Григорьянц:

Теперь мне стало понятно. Вы предоставляете достаточно широкий спектр, очень большое количество совершенно различных видов и инструментов для профилактики. Соответственно, выкладывать это на полку и предлагать на рынке, где человек, пациент не специалист, это сложно, потому что будет невероятное количество товаров, среди которых он запутается. Верно?

Ольга Зайферт:

Да. Тут можно провести параллель, наверное, с косметологией. Это более привычное понимание рынка, ведь никто в косметологии не пользуются «Нивеей». В стоматологии картина, к сожалению, другая. Еще очень мало кто понимает, из профессионалов, в том числе, о том, насколько важно заниматься профилактикой. Спрос со стороны пациента будет расти, и давление будет расти. Я не вижу клиники будущего без профилактического приема, причем, это не всегда будет зависеть от желания и компетенции самих докторов, спрос со стороны пациента в этом направлении сильнее развивается. Ведь это относительно недавняя тенденция, с начала 2000-ных годов, примерно, мы наблюдаем такой масштабный рост. В среднем, глобальный, 40 % – это именно на этот узкий сегмент, нишевый продукт профилактики.

Андрей Григорьянц:

У меня в процессе разговора с Вами возникла одна интересная идея. Мне кажется, она будет полезна вам, в первую очередь, как компании-производителю. На мой взгляд, на сегодняшний день, с развитием цивилизованных условий замотивировать человека и заставить его что-то делать становится все сложнее и сложнее. Несмотря на то, что все становятся вроде бы здоровее, но это все очень относительно, естественно. Так вот, удобство и комфорт использования любого, не знаю, что это – девайс, какая-то штука, ополаскиватель, зубная паста, зубная щетка, – мне кажется, должен быть максимально простым. Людей крайне сложно приучить, они будут всячески сторониться и сопротивляться любого принуждения, несмотря на то, что они прекрасно понимают, что это их здоровье, это нужно каждому из нас. Учитывая, что на сегодняшний день уже есть невероятное количество исследований, и абсолютно не ограничены возможности производства каких-то удобных форм, удобных консистенций, эффективных консистенций, эффективных форм, и количества, и объемов, и масштабов, и так далее, вот тут над энергономикой, мне кажется, надо очень много работать. Потому что, цель какая? Понятно, что люди будут лучше и больше это потреблять, а в результате мы добьемся той самой цели, о которой мы сегодня говорили и которая заявлена в теме нашего эфира. По сути, чтобы воплотить в жизнь шанс полной элиминации кариеса у населения.

Тут же еще вопрос: хочет ли этого человек, и насколько он готов что-либо делать? Потому что можно разложить на блюдечке все, что необходимо, но человек не возьмет и ничего не сделает. Допустим, он может не ходить к стоматологу на профилактику каждые 3 месяца, он может не чистить зубы на ночь, он может не использовать то или другое. Но, когда это все быстро, просто, вкусно… Дальше, все вопросы, связанные с той же профессиональной гигиеной полости рта, с максимальным ее переводом в зону комфорта. А уже с вашей стороны, конечно, если вы занимаетесь исследованием и производством, то должно быть как можно больше продуктов, которые очень просты, вкусны, наверное, потому что сейчас очень много чего-то агрессивного. Мы на вкус понимаем. Кто-то не любит, например, сильно мятный вкус, кому-то противен малиновый привкус, когда отсутствует мята. То есть, имеются нюансы потребления, и на этом фоне вроде бы незначимых моментов, мне кажется, можно очень ярко всё развивать. Это первый момент, который, мне кажется, очень важен.

Второй момент – это информированность населения, потому что, на мой взгляд, той информации, которой Вы сегодня поделились, крайне мало. Кто вообще знает, что такое ксилит? Кто понимает, что можно вообще, на самом деле, не иметь кариеса? Это звучит, как фантастика. Тебе нужно сделать 3 движения, и у тебя вдруг этого нет. Но для этого тебе нужна не жесткая механика, а нужны правильные компоненты, которые смогут тебя уберечь, либо вообще избавить от возможности возникновения. Поэтому, мне бы очень хотелось, чтобы вы со своей стороны нам, как специалистам, во-первых, давали максимум информации о том, чем вы владеете, что вы нам можете предложить, что можем применять в клинике и дальше передавать своим пациентам. Во-вторых, все-таки, думать о том, что все очень ленивы и ничего не хотят делать. В таком случае у нас появляется действительно хороший шанс понравиться людям, понравиться потребителю. А когда человеку что-то нравится, он делает это с удовольствием, эффективность возрастает просто молниеносно.

Ольга Зайферт:

Тут, видите, 2 момента. Ведь, тот же немецкий потребитель не слишком отличается от любого российского гражданина. Ведь, поход каждые 3 месяца к стоматологу чем мотивируется? У нас там есть книжки, мы собираем штампы. Если не ходили к стоматологу, то ортопедическую работу оплачиваешь из своего кармана. Это очень простой метод мотивации человека. Это один момент.

Андрей Григорьянц:

Это имеет отношение к страховым компаниям и к страховке пациента? Если он не соблюдает все регламенты профессиональной гигиены, соответственно, если что-то у него происходит в дальнейшем, он оплачивает всё сам? На мой взгляд, это безусловная мотивация.

Ольга Зайферт:

Да. Это первый момент. Второе, что средств на рынке уже достаточно много, что очень хорошо. Мы никогда не говорим о конкурентах, их нет. Наша задача – это, в принципе, популяризировать саму тему, и каждый человек выберет для себя максимально подходящий продукт, и это замечательно. Со своей стороны мы, конечно же, проводим и обучающую работу, и с клиниками встречаемся, и также участвуем во многих исследованиях, даже включая, ручка удобная или неудобная. Это все не просто так. Когда создается продукт, очень много нюансов, которые приводит в конечном итоге к тому, почему он выглядит именно так. Но, все равно, в 90 % случаев не угодишь.

Андрей Григорьянц:

Скажите еще, пожалуйста, как ксилит влияет на цвет эмали?

Ольга Зайферт:

Нейтрален. Он совершенно нейтрален.

Андрей Григорьянц:

Он может осветлять?

Ольга Зайферт:

Осветляет, да, но непрямым путем. Очень хорошо для всех, кто носит ортодонтические конструкции, потому что за ними сложно ухаживать. На сегодняшний день я не вижу возможности внедрить в массы в силу названных причин, что его производство просто не справляется. Если бы производство было на нужном уровне, то он бы уже был введен и в США, и в Европе. Мы пока сидим только на рекомендациях к использованию. Что может государственная программа? Начинается финансирование, как раз таки, донесения информации в массы. Это основная задача, которую берет на себя администрация государства в данном ключе. Кто за последние 2 года посещал Японию, наверняка сталкивались с этим, там абсолютно везде висят плакаты с ксилитом. Это, как раз, часть той государственной программы, которую они внедрили. То же самое сейчас внедряется в Китае.

Андрей Григорьянц:

У меня в завершение нашего эфира есть одно пожелание. Оно и к нам, и к вам, и ко всем, и к нашим слушателям и зрителям. Учитывая, что есть факты исследований, которые проведены на сегодняшний день, существует достаточно большое количество компонентов, которые действительно полезны. Есть некая методология, есть протоколы, которые позволяют человеку быть здоровым. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы специалисты со своей стороны действительно об этом знали, информировали пациентов; пациенты имели возможность и желание помочь себе. Я думаю, что в таком случае у нас шанс будет реализован, и мы действительно победим кариес.

Спасибо Вам большое, что Вы к нам приехали! Мне было очень приятно с Вами пообщаться! Спасибо Вам за большое количество информации, которая берется из исследований. По сути, мы с Вами поговорили о доказательной медицине, но своими словами, и рассказали о бытовых, позитивных, положительных моментах, которые могут использовать все – и стоматологи, и пациенты. Спасибо, Ольга!

Ольга Зайферт:

Спасибо Вам!