{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Денис Вурдов Коммерческий директор Росмед.инфо, врач общей практики, организатор здравоохранения 20 февраля 2018г.
Прикладное применение телемедицинских технологий
Прикладное применение телемедицинских технологий

Муслим Муслимов:

Программа «Медицинский менеджмент». В гостях у меня Вурдов Денис Юрьевич. Тема у нас «Прикладное применение телемедицинских технологий». Денис Юрьевич занимает должность коммерческого директора ROSMED.INFO, является врачом общей практики и организатором здравоохранения.

Первый вопрос у меня достаточно прозаичен. Он заключается в том, какие тренды вы видите в целом в рынке, в своей отрасли, может быть, во взаимодействии с врачебным сообществом, во взаимодействии с пациентами? Телемедицинские технологии сейчас только приходят в наш мир. Даже большие компании, Яндекс или Mail, реально ждут рынок, когда весь пациентопоток будет на него настроен и будет его понимать. Так в чём же тренды, всё-таки?

Денис Вурдов:

Спасибо большое за вопрос. Действительно, мы уже не первый год занимаемся информатизацией и организацией здравоохранения. Это большой, важный вопрос, который многие годы развивается за рубежом, который совсем недавно, но достаточно серьёзно пришёл в нашу страну. Глядя на опыт зарубежных партнёров, видя то, что делает сейчас и государство, и частный бизнес, конечно, мы можем с уверенностью сказать, что тренд — это не только государственное регулирование рынка здравоохранения в электронном сегменте, в рамках телемедицинских технологий, но и фокус на частно-государственное партнёрство. Это очень актуально, это свежо в нашей стране, но уже востребовано в больших мощностях и оборотах за рубежом. Как раз-таки, одно из направлений электронной медицины является ответственность не только государства и частных компаний, но и ответственность за своё здоровье самих пациентов. Сейчас мы видим тренд в сторону борьбы за мнение пациента, борьбы за его комплаентность, за приверженность назначенному лечению, и за дистанционный контроль показателей здоровья, которые мы можем мониторить в рамках его нахождения, так скажем, в дневном стационаре, когда пациент вне плановых визитов находится дома и может какие-то показатели передавать с использованием средств телемедицинских коммуникаций своему лечащему врачу. Это самое главное, за что сейчас борется всё медицинское сообщество и то, к чему приковано внимание основное внимание организаторов здравоохранения.

Сейчас мы видим тренд в сторону борьбы за мнение пациента, за его комплаентность, за приверженность назначенному лечению.

Муслим Муслимов:

Объёмом умов и трудов организаторахов здравоохранения и медицинского сообщества, фактически, был получен закон о телемедицине, который как мы знаем, стартовал 1 января. Его все так ждали, 1 января наступило. На ваш взгляд, на что повлиял закон о телемедицине, как отрасль развивается в целом? О каких проектах вы уже слышали, чего ожидать в дальнейшем?

Денис Вурдов:

Действительно, мы все ждали в течение 2017 года, когда в январе уже наступившего года вступит в силу закон и выйдет приказ Минздрава о применении телемедицинских технологий в рамках врачебной практики. Прочитав этот закон, ознакомившись с ним, мы были приятно не удивлены, но приятно настроены на правильную работу с точки зрения разграничения прав и обязанностей, которые возлагает государство в виде внутренних положений документа, и формирование самой медицинской службы в рамках телемедицины, и на обязанности, которые ложатся на врачей, дистанционно проводящих консультации, и, собственно, на самих пациентов.

Конечно, закон является большим шагом вперёд. Помимо того, что расписаны основные положения того, как должно регулироваться оказание этой помощи, мы увидели ряд новшеств: когда мы говорим про ответственность врача, который дистанционно даёт заключение и несёт юридическую ответственность за то, что назначает и то, каким образом он консультирует пациента; когда мы говорим о возможности применения телемедицинских средств для формирования электронных документов, для потенциального выписывания рецепта. Конечно, мы ждём в полном смысле слова доработку этого законопроекта с точки зрения внутренних нормативных правовых основ. Мы уже обращались и в Минздрав, и в Минкомсвязь по поводу тех пунктов, которые вызывают вопросы, для того чтобы нам в кратчайшие сроки разъяснили всё, чтобы можно было в полной мере соответствовать телемедицинским требованиям и реализовать эту возможность на практике. Самым основным, на мой взгляд, критерием, по которому можно оценивать этот документ, является очень правильные, положительные моменты, а именно, использование системы программы государственных гарантий в рамках мотивационной составляющей по телемедицинским услугам для врачей. То есть консультации, которые врачи дистанционно проводят, могут покрываться за счёт бюджетных средств. Это огромный прорыв для того чтобы врачи использовали телемедицину не только в экстренных случаях, когда нет других вариантов, когда мы говорим о сложнейших операциях с привлечением экспертов со всего мира по хирургии через телемедицину, но и в рамках их рутинной практики. Чтобы врач, ведущий специалист региона, мог проконсультировать пациента в удалённом регионе.

Муслим Муслимов:

Вы знаете практику, когда врач получает определённое денежное вознаграждение за удалённую телемедицинскую консультацию? Такая практика уже существует?

Денис Вурдов:

В данном случае в течение 2017-го года мы наблюдали эти услуги, которые все называли не медицинскими. Это были консультации врач-пациент, когда пациенты оплачивали общие консультации по общемедицинским вопросам. В рамках этого консультационного поля с юридической точки зрения нельзя было назначать лекарства, нельзя было ставить диагноз. Это всего лишь был общий некий характер, мы говорим о взаимодействии самого пациента и врача.

Муслим Муслимов:

Перейдём к тому, чем вы занимаетесь. Что есть ROSMED.INFO и какие проекты она берёт на себя?

Денис Вурдов:

Наша компания сейчас занимается внедрением проектов в рамках всей территории Российской Федерации, которые направлены на улучшение качества жизни пациентов. Мы работаем с крупнейшими лечебными учреждениями нашей страны, с ведущими врачебными и пациентскими ассоциациями и организациями, с представителями крупного бизнеса в рамках их социальных проектов. В чём заключается наша деятельность? Мы интегрируем базы данных в нашу медицинскую онлайн-платформу ROSMED.INFO по социально важным, социально направленным проектам, которые несут эффективную практическую значимость и для пациентов, и для врачей. Созданные базы данных, которые мы представляем экспертному сообществу, позволяют врачам вносить информацию о состоянии здоровья пациентов внутри системы, видеть всю аналитику и статистику внутри так называемых регистров, реестров, и использовать её для доказательства эффективности и безопасности назначенной терапии.

Муслим Муслимов:

Фактически, базы данных вводятся врачами, если на пальцах, так скажем, объяснять. То есть, некие врачи, у которых есть своя база данных, вносят её в ваш реестр. Что происходит дальше?

Денис Вурдов:

Во-первых, перед тем, как внести любую информацию о состоянии здоровья пациента, нужно получить информированное письменное согласие пациента…

Муслим Муслимов:

…на обработку данных. Но, по сути, сейчас у нас каждый пациент в любой поликлинике, больнице подписывает этот документ автоматически.

Денис Вурдов:

Есть и дублирующий документ, который прописывает, например, нас, как оператора персональных данных официально. Когда больница подписывает свою собственную форму, она является обработчиком, хранителем и сборщиком этих данных. Поскольку эти данные передаются нам, то нужна ещё одна форма, похожая, но немного другая, потому что данные, которые пациент передаёт врачу, должны быть внесены в нашу электронную систему. Это обязательное условие 152-го закона.

Муслим Муслимов:

Пациент дополнительно заполняет эту бумагу?

Денис Вурдов:

Да.

Муслим Муслимов:

Каков сейчас размер вашей базы пациентов?

Денис Вурдов:

Поскольку мы сейчас работаем в основном с редкими заболеваниями, где действительно идёт большое финансирование со стороны государства для покрытия расходов на лечение, то пациентов не так много. Их сейчас более 10 000 всего лишь. Но, поверьте, это большой пласт выборки по тем заболеваниям, которые важны.

Муслим Муслимов:

Это какие заболевания и специализации?

Денис Вурдов:

В настоящее время мы реализуем крупные проекты по пульмонологии, это редкое заболевание идиопатический лёгочный фиброз. Мы реализуем большой проект электронной базы данных граждан с нарушением слуха при поддержке главных специалистов как России, так и местного уровня, при поддержке Всероссийского общества глухих. Также есть проекты в кардиологии, в гастроэнтерологии, в психиатрии, и во многих других направлениях. В принципе, по каждому из направлений есть флагманский проект, который объединяет врачей внутри нашей платформы.

Муслим Муслимов:

Пациентов у вас порядка 10 000. Какое количество врачей и из каких направлений? Вы говорили, ряд ассоциаций, назовите их.

Денис Вурдов:

У нас в системе сейчас работает более 3 000 специалистов. Это ведущие пульмонологи Российского респираторного общества, это гастроэнтерологи Ассоциации колопроктологов России, это кардиологичекие сообщества. То есть профильные главенствующие врачебные организации, которые несут в себе функционал именно административного менеджмента врачебных кадров не только в рамках государственных заказов и проектов, но и в рамках программ поддержки пациентов и обучения врачей, это тоже очень важно.

Муслим Муслимов:

Денис Юрьевич, как я понял, у вас есть взаимодействие с ассоциациями, некоммерческими организациями, которые являются в том числе и заказчиком для выполнения тех или иных задач для вас?

Денис Вурдов:

Конечно. В основном заказы приходят именно от федеральных центров, от других лечебных учреждений или от ведущих врачебных и пациентских организаций.

Муслим Муслимов:

В чём заинтересованность федеральных медицинских учреждений в рамках взаимодействия на вашей платформе?

Денис Вурдов:

Несмотря на работу Министерства здравоохранения и других ведомств по созданию единой электронной медицинской карты и унификации так скажем, в единое цифровое пространство, эта работа только-только начата. Она постоянно набирает свои обороты. Сейчас у главных внештатных специалистов Минздрава, которые являются и директорами федеральных центров, стоит задача формирования правильной отчетности, понимать, сколько больных с определёнными заболеваниями, какая распространённость заболевания, какие есть потребности в назначении той или иной дорогостоящей терапии, в том числе и в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. Такую статистику самостоятельно главные специалисты собрать не могут, им нужны информационные технологии в виде, например, такой платформы, как наша, для того чтобы не только пригласить врачей участвовать проекте. Не собирать же данные на бумаге! Это всё должно быть защищено, регламентировано определёнными законами, доступно врачу в любой момент времени с точки зрения доступа к сети интернет. Не в каждом лечебном учреждении сейчас, к сожалению, есть интернет, мы позволяем это делать через смартфон. То есть собрать не только врачей, но и данные, которые разрозненно хранятся по всей России, чтобы сделать настоящую статистику. Это очень важно для формирования госзакупок, например.

Сейчас стоит задача собрать на одной платформе разрозненные данные пациентов и сформировать настоящую статистику.

Муслим Муслимов:

Каким образом влияет информация базы данных на госзакупки? Где корреляция, в чём связь?

Денис Вурдов:

По большому счёту, наша платформа является одним из инструментов, который можно использовать, например, в программе риск-шеринга, когда нужно оценить эффективность и безопасность терапии, которая закупается государством. Её оценить на бумаге очень сложно. В рамках тех информационных медицинских платформ, которые государство сейчас внедряет, нет такого количества показателей о состоянии здоровья, которые могли бы быть собраны врачом в рамках его 5 – 15-минутного приема вместе с пациентом. Поэтому, занимаясь в том числе и наукой внутри наших баз данных, мы собираем значительно большее количество сведений и точно можем сказать, насколько та или иная терапия, насколько тот или иной метод диагностики и лечения, во-первых, эффективен, во-вторых, безопасен, и вообще, есть ли потенциальное число пациентов, которые нуждаются в том или ином лекарственном средстве, или в том или ином методе лечения, которые по каким-то причинам не были учтены ранее. Это как инструмент для региональных специалистов. Чтобы обосновать закупки на уровне региона, когда мы с использованием телемедицинских сервисов позволяем верифицировать диагноз, позволяем увидеть сложные случаи и добиваться с помощью междисциплинарной команды специалистов, правильного понимания течения заболевания, и использовать эти данные внутри нашей системы, для того чтобы они были использованы в помощь пациенту при назначении лечения.

Муслим Муслимов:

Платит ли врач за это, платит ли пациент?

Денис Вурдов:

Нет, это абсолютно бесплатное участие врача и пациента. У врача, наоборот, мотивация быть в тренде отечественной науки, практической медицины. Это возможность накопить собственную базу данных в защищённом формате, проанализировать её, сделать на этом докторскую, кандидатскую, использовать для научных докладов, статей, а также для обоснования как раз-таки закупок в рамках лечебного учреждения, или в рамках региона, края, или всей страны. Для пациента это уникальная возможность быть ближе к врачу во время его нахождения в домашнем стационаре. Врач может видеть все заполненные пациентом анкеты, опросы, или его законным представителем, если мы говорим про детей, родители могут заполнять анкеты, опросы. В любой момент времени врач может видеть динамику, которая может повлиять на то, чтобы врач мог быстрее вызвать к себе на приём пациента, для, может быть, коррекции лечения, или дополнительных диагностических процедур.

Для врача есть возможность накопить собственную базу данных в защищённом формате, проанализировать её.

Муслим Муслимов:

Такой вопрос. Грубо говоря, у вас есть задача заполнить базу историями болезни пациентов, которые регулярно посещают конкретного врача. Получается так, что и вы оправдываете использование того или иного препарата в рамках того или иного лечения. Правильно я понимаю?

Денис Вурдов:

У нас нет привязки к конкретным препаратам, мы смотрим весь спектр терапевтического действия лекарственных средств, которые под нозологию, под заболевание назначаются.

Муслим Муслимов:

Возможно, вопрос сейчас из серии, что не может ли быть это некой формой лоббирования фармацевтических компаний под закупку того иного препарата?

Денис Вурдов:

Для этого существует, во-первых, курирующий орган. Каждый проект, который мы реализуем, законным владельцем накопленной базы данных является профессиональная ассоциация, является лечебное учреждение, являются прогосударственные структуры, контролируемые, например, главными специалистами Минздрава. Как раз, именно они все данные, которые поступают в нашу систему, валидируют, проверяют и говорят про её достоверность, актуальность. Данные не только нами собираются и анализируются, они, конечно, проходят процедуру проверки, без этого никак. Конечно, чтобы не было каких-либо моментов, связанных с фальсификацией или неправильным трактованием данных. Не всегда даже фальсификация, это может быть просто неправильный подсчёт данных. Для этого есть научные консультации.

Муслим Муслимов:

Скажите, в целом телемедицина, она в чём?

Денис Вурдов:

Телемедицина — это уникальный инструмент, который сейчас может позволить тем пациентам, которые не могут получить правильного в полном объёме лечения, например, в отдалённом регионе, получить консультацию ведущих специалистов по заболеваниям, про которые, может быть, в регионах врачи даже не всегда знают. Например, по редким заболеваниям. Телемедицина способна дать пациенту возможность получить консультацию, для того чтобы дальше пойти по этапу лечения в профильном центре, если это не представляется возможным в его регионе. То есть это широкие возможности в первую очередь для пациента. Конечно, в рамках образовательных программ для врачей, чтобы врачи, работая в телемедицинских сервисах, используя мнение лидеров отрасли, нарабатывали базу знаний в рамках тех нозологий, тех заболеваний, по которым им нужно набирать компетенцию.

Телемедицина — это уникальный инструмент, это широкие возможности в первую очередь для пациента.

Муслим Муслимов:

Консультация врач–пациент в вашей системе не предусмотрена?

Денис Вурдов:

Это один из трендов уже нового, 2018 года. Как раз с выходом приказа, как только все регламентирующие нормы будут А) восприняты всем сообществом телемедицинских компаний, и Б) будут чётко регламентированы самими регуляторами, мы тут же будем говорить о включении этого функционала в нашу систему. Конечно, это крайне востребованное направление.

Муслим Муслимов:

Какое количество медицинских работников работает непосредственно в вашей команде?

Денис Вурдов:

В настоящее время наш коллектив состоит из примерно 50-ти сотрудников. Это IT- специалисты, это медицинские директора, кандидаты медицинских наук, доктора наук (у нас есть свой собственный медицинский отдел), состав менеджмента, секретариат, колл-центр и другие профильные сотрудники, в том числе, например, биостатистики, которые помогают обсчитывать те данные, которые мы накапливаем в системе.

Муслим Муслимов:

Куда будет развиваться компания? Консультация по типу «Педиатр24/7» исключительно врач-пациент, или консультация с ведением, годовым прикреплением, или это формат предрейсовых, послерейсовых осмотров. Телемедицинские компании сейчас разделяют некие пласты, некие сегменты рынка. Куда вы направите свой взгляд?

Денис Вурдов:

Медицинская онлайн-платформа ROSMED.INFO является крайне универсальным инструментом для создания и ведения различных проектов. Поэтому нами сейчас выделен целый ряд направлений, в том числе и ровно то, что вы сейчас назвали, для того чтобы в 2018 году и далее можно было их развивать. Это и дистанционный чекап состояния здоровья в рамках предрейсовых осмотров, в рамках выхода на работу отдельных сотрудников специальных служб, я имею ввиду транспорта, авиации, строительных мощностей. Это прямой дистанционный мониторинг состояния здоровья. Это взаимодействие пациент – врач в рамках телемедицинских консультаций на предмет общего состояния здоровья. Это экспертное мнение в рамках онлайн-консилиумов для врачей, чтобы заключения, которые мы формируем внутри системы, носили легитимный характер и были приравнены к официальной медицинской информации. Конечно, это блок программ поддержки пациентов той образовательной ниши, которая будет направлена на правильное понимание, как профилактировать, лечить заболевание, когда правильно и своевременно обратиться к врачу. Всё, что вы называете, всё является хоть и разными направлениями, но полностью может быть реализовано у нас внутри системы.

Муслим Муслимов:

На рынке частной медицины насколько вы сейчас выделили бы проект и сказали, что эти ребята начали реализовывать себя, что они в коммерции добиваются того или иного результата? У нас рынок сейчас очень смешаный, по сути. Кого из игроков медицинского рынка вы бы выделили?

Денис Вурдов:

Если мы говорим с вами про телемедицину, то в 2017 году все ждали захват рынка со стороны Яндекс.Здоровье. Мы увидели профессиональный подход к этому вопросу, но мы поняли, что тяжело выделить конкретный стартап из большого множества. Оказывается, рынок телемедицины настолько большой, что, в принципе, любой стартап в IT-сфере в медицине, или именно в телемедицинском направлении, например, может занять свою нишу, если государство позволит правильно использовать регуляторные механизмы. Каждый проект жизнеспособен. Всё зависит от команды и компетенции, от философии компании, занимающейся этим сервисом.

Муслим Муслимов:

Я хотел бы поговорить о компании. Насколько сложно вытащить кадры с рынка? Есть ли вообще сложность? Я понимаю, что медицинские специалисты ещё доступны, но IT-специалисты в медицине для меня это редкие люди, которые, так скажем, на вес золота. Так ли это?

Денис Вурдов:

Абсолютно верно. Даже с медицинскими специалистами большой кадровый вопрос, который мы всегда решаем. Востребованы организаторы здравоохранения, грамотные врачи уже заняли свои ниши в рамках своей работы, и конечно, менять направление деятельности для них крайне неинтересно. Они действительно нашли свою талантливую стезю. Поэтому мы ищем молодых звёздочек, те таланты, которые готовы на своей энергии и знаниях дорабатывать и нарабатывать потенциал, который называется профессионализм.

Про IT-специалистов вообще отдельный разговор. Сейчас очень большое количество молодых талантливых программистов уезжает за рубеж. Ввиду того, что государственная IT-сфера здравоохранения не может дать высоких зарплат, наши частные компании зачастую находятся на уровне стартапов, если мы говорим про IT-медицину. Есть некая специфика. Не каждый программист понимает медицинскую терминологию. Не всегда это требуется, но, тем не менее, есть свои нюансы. Поэтому зарубежные компании, которые занимаются рекрутингом, очень часто прибегают к нашим молодым кадрам и идёт настоящая охота за головами. Конечно, мы в этой борьбе находимся в правильном русле, свою IT-команду формируем крайне тщательно и уделяем этому огромное значение. Это и информационная безопасность, это и информационная безопасность в сфере хранения данных, и поддержка платформы, которая реализуется, и внедрение новшеств. Не каждый IT-специалист может быстро и эффективно внедрить ту ли иную функциональную особенность внутри системы. Это крайне важно, чтобы быть в тренде, в авангарде телемедицинской гонки, которая сейчас уже полным ходом идёт, несмотря на то, что закон совсем недавно был опубликован.

Муслим Муслимов:

Вы определённым образом боретесь с «охотниками за головами». У меня два вопроса: есть ли примеры, и второй вопрос, сколько на рынке должен сейчас получать хороший IT-специалист медицинского профиля?

Денис Вурдов:

Да, мы сталкиваемся, но мы это как анекдот рассматриваем, когда нередко наши сотрудники приходят и рассказывают, что действительно, идёт рекрутинг. Звонят и с Кипра, звонят из других европейских стран, и чуть ли не транслитом пытаются рекрутировать на собеседование того или иного нашего специалиста через скайп, через другие средства связи. Конечно, мы видим этот тренд. Он заставляет нас и увеличивать мотивацию с точки зрения зарплаты. Собственно, мы видим уровень в зависимости от компетенций, и он подразделяется на 3 части: это Junior, Medium и Advance – те люди, которые выполняют самые сложные интегративные задачи. Зарплатный проект варьируется от сумм до 100 тысяч рублей до 300+. Всё зависит от того, насколько сотрудник компетентен, какой объём работы и в какой срок он должен решить и с каким качеством.

Муслим Муслимов:

Налажена ли у вас связь с телемедицинскими ассоциациями или с представителями крупных медицинских компаний, и планируете ли её наладить, если не налажена?

Денис Вурдов:

Благодаря площадке «Деловой России», мы в своё время приняли участие в работе комиссии по телемедицине. Смогли не только познакомиться с ведущими игроками отрасли, которых частично знали, с которыми частично познакомились впервые, но и наладить деловые контакты в сфере интеграции наших общих IT-решений, наших общих платформ, потенциального миграционного механизма тех решений, которые разрабатывались с одной стороны и могут быть имплементированы в другую платформу. Это, действительно, дружественный процесс. Повторюсь, мы хоть и являемся названными конкурентами, но настолько глобальный рынок сейчас, что мы можем в синергии выступить флагманами именно регулирования законодательства, повышать нашу роль в виде частно-государственного партнёрства. Я уже знаю, что образована ассоциация телемедицинских компаний. Это тоже большой шаг на пути к тому, чтобы мы формировали единое централизованное мнение по поводу в том числе и документооборота, связанного с телемедициной.

Муслим Муслимов:

Пока нет возможности всем взаимодействовать. На ваш взгляд, в чём является основная проблема? Когда она будет решена, когда телемедицина хлынет в дома каждого пациента, когда это произойдёт и что для этого нужно сделать?

Денис Вурдов:

Самый главный вопрос, который сейчас стоит перед и частными компаниями, и государством – это возможность участвовать в официальной телемедицине частным игрокам. Что это значит? Сейчас, для того чтобы получить телемедицинскую консультацию в рамках приказа Минздрава, который был опубликован в январе это года, нужно не только зарегистрировать пациента на своей платформе, но ещё и идентифицировать его через единую государственную систему, которая называется ЕСИА. Это механизм, который разработан Минкомсвязью. Это специальная платформа, которая содержит данные о всех гражданах, зарегистрированных, например, на госуслугах. То есть используя профили государственного входа на государственные площадки, мы должны регистрировать тех пациентов и тех врачей, которые получают телемедицинскую консультацию, чтобы, благодаря этому механизму, можно было проводить дистанционные приёмы по программе госгарантий. Как только будет разъяснён этот административный нюанс, как только мы поймём, как правильно получать данные из ЕСИА, как правильно передавать данные в ЕСИА, тогда у нас наступит новая эра, и как раз немедицинские услуги, про которые вы сказали, уйдут в прошлое. Не нужно будет платить за медицинские консультации какому-либо оператору в виде платформы, можно будет внутри этой же платформы получить бесплатно для гражданина в рамках госгарантий ту или иную консультацию. Самый главный вопрос сейчас, каким образом поступит регулятор. Будет ли он давать возможность всем игрокам открыто участвовать в телемедицинских технологиях, или это будет уведено в сторону большого государственного игрока, например, ЕГИСЗ – единая государственная информационная система здравоохранения. В приказе идет некое равноправие. Мы очень надеемся на то, что частно-государственное партнёрство именно в виде других, как они называют, иные информационные системы найдут свою нишу в рамках этого взаимодействия и любое лечебное учреждение сможет выбирать, где, на какой площадке оказывать ей телемедицинские услуги: на площадке ЕГИСЗ, на площадке медицинской информационной системы своего лечебного учреждения, или использовать такие платформы, как мы, для того чтобы удобно и легко проводить консультации, про которые мы сегодня ведём разговор.

Муслим Муслимов:

Денис Юрьевич, мы говорим о том, что реально специалистов не хватает, как во врачебной сфере, так и собственной сфере IT-специалистов. Если всё случится, всё произойдёт, то появится большое количество заявок от наших пациентов на ряд телемедицинских консультаций. Сейчас огромные очереди в поликлиниках при очном визите. Как вы считаете, будет ли справляться наше медицинское сообщество, не растянется очередь записи на телемедицинскую консультацию в таком случае на долгие месяцы?

Денис Вурдов:

Я думаю, что нет, потому что использование телемедицинских технологий позволяет включаться в работу по дистанционному консультированию и частным медицинским специалистам. То есть частные клиники получат возможность забрать на себя тот процент пациентов, которые находятся в ожидании государственного телемедицинского приёма. Это большая возможность как раз разобщить группу пациентов и распределить её правильным образом по не менее квалифицированным специалистам, поскольку к ним такие же требования предъявляются и приказом, и законом о качестве медицинского обслуживания населения, как и для медицинских работников государственных учреждений.

Частные клиники получат возможность забрать на себя процент пациентов, действуя в рамках госгарантий.

Муслим Муслимов:

Если сейчас брать, проводить анализ, часто болеющие люди, или люди, которым нужна помощь – это люди за 70, за 65 лет. К сожалению представители данного слоя — это пенсионеры, которые не всегда могут найти общий язык со смратфоном, работать с мобильным приложением. Каким образом с ними наладить контакт? По сути, до 35 лет телемедицинские консультации не так уж важны; группа людей, которым они важны, она за 65 лет. Фактически, у нас образуется некая срединная прослойка, которая близка к IT-технологиям, как раз имеет потребность, но нельзя забывать о той группе пациентов, у которой нет возможности пользоваться инновационными способами. Как до пенсионеров донести возможность получения телемедицинских консультаций?

Денис Вурдов:

Это важнейший вопрос, спасибо большое за него. Мы с этой проблемой столкнулись в рамках реализации общероссийской базы данных граждан с нарушением слуха, где много пациентов с различной степенью тугоухости являются людьми преклонного возраста, пожилыми людьми, зачастую, имеющими инвалидность по слуху. Эти люди не в состоянии сами скачивать мобильные приложения или заходить в интернет ввиду своего возраста и отсутствия навыков. В этом, на мой взгляд, является важная роль государства, которая может быть направлена на правильное разграничение возможностей внесения данных и получения услуг не только законными представителями, опекунами таких людей. Не у каждой бабушки и дедушки есть законный представитель, зачастую, зато у них есть внуки и дети, которые готовы за них позаботиться. Сейчас закон чётко разграничивает понятие законных представителей. Если бы в рамках таких частно-государственных онлайн платформ по телемедицине была бы возможность создать семейные профили и использовать какие-то правильные, государством одобренные идентификаторы законных представителей и родственников, которые готовы ухаживать за своими взрослыми родными, то это был бы шаг вперёд, когда сын мог бы внести данные за своего отца, болеющего сахарным диабетом, когда внук мог бы внести данные по нарушению слуха за своего дедушку. Это очень важный регуляторный механизм, наверное, к которому мы обязательно придём, если мы себя считаем социальным государством.

Муслим Муслимов:

Что вы делаете, чтобы донести эту информацию до министерства?

Денис Вурдов:

Мы сейчас находимся в прямом диалоге с советником президента Российской Федерации по делам инвалидов с госпожой Левицкой; мы общаемся с правительством Московской области на предмет интеграции различных программ, связанных с информатизацией и подключением не только родственников этих граждан, но и социальных служб; повышаем социальную ответственность врачей, которые могут правильным образом информировать население о том, как можно в таком преклонном возрасте выстроить это взаимодействие. У нас, например, есть проект по гериатрии, это острый коронарный синдром для лиц старше 80-ти лет. Мы получили возможность реализовать его на территории города Москвы. Нам будет очень интересно получить не только научный опыт, но и действительно на практике постараться помочь справиться возрастным пациентам.

Муслим Муслимов:

В чём заключается проект?

Денис Вурдов:

Это сбор данных о состоянии здоровья пациентов, которые поступают в стационар по скорой помощи через реанимацию; это фиксирование качества медицинской помощи на догоспитальном этапе, качества медицинской помощи и тот объём, который оказывается на этапах скоропомощной бригады, на этапах реанимации и последующего реабилитационного периода, уже когда пациент выписывается. То есть это возможность наблюдать за пациентом в полном соответствии с понятием «маршрутизация». Это то, что сейчас у нас к сожалению, не выстроено. Это большой пул работы, когда мы ведём пациента от первого звонка в службу скорой помощи и до его планового визита к врачу-реабилитологу, когда всё самое страшное позади, он прошёл курс интенсивной терапии, пробыл какое-то время в стационаре и выписан для того чтобы его реабилитировали по месту жительства в поликлинике. Вот это очень важная задача. Тут без телемедицинских технологий, без родственников, без социальной службы и без правильного осведомления поликлинических врачей просто не обойтись.

Муслим Муслимов:

Денис, в международном опыте страны, например, Европы давно реализовали телемедицинские технологии и у них есть возможность консультаций врач-врач, врач-пациент, консилиумы, международные формы обучения. В Соединённых Штатах Америки телемедицинская система тоже поставлена на рельсы, и взаимодействие между врачами и пациентами носит постоянный характер. Брали вы для своего роста зарубежные примеры? У нас часто на рынке берётся пример, приезжают в Россию и пробуют его здесь реализовать. Если получается, то дальше развивают. Рассматривали вы такого рода варианты?

Денис Вурдов:

Мы не только изучали, но и продолжаем изучать все тренды, которые выходят с точки зрения электронного здоровья за рубежом. Но это не самый главный наш фокус. Мы стараемся привлекать не только мнение IT-стартапов в рамках зарубежного опыта, но и находимся в прямом диалоге с ведущими врачами за рубежом, с такими, как например, канадский медицинский университет, с такими, как немецкие партнёры, израильские блестящие врачи. Зачастую, даже технологии приходят к нам на первичную экспертизу. Люди приходят с идеями, которые уже частично имплементированы в здравоохранении других стран и пытаются сделать так, чтобы мы провели некую оценку на предмет того, насколько эта идея может быть востребована внутри нашей страны. Фокус не только на IT-технологиях, их сейчас очень много. Гаджеты, которые выходят для дистанционного контроля здоровья, они в огромном количестве присутствуют. Их правильная валидация, тестирование и сертификация – вот главные вопросы регуляторного права. Но ещё важно иметь контакт с ведущими профессорами, с ведущими врачами иностранных государств, для того чтобы мы могли не только видеть IT-тренды, но и понимать, как их специалисты используют эти технологии в своей практике, чтоб мы понимали, зачем это нужно. Мало просто интегрировать какое-то устройство внутри личного кабинета пациента или дать его в руки врачу. Надо понимать, зачем это нужно, есть ли какие-то аналоги и каким образом сделать процесс эффективнее.

Муслим Муслимов:

Можно говорить о том, что в скором будущем кто-то из международных компаний начнёт работать на телемедицинском рынке России? Видите вы такую перспективу?

Денис Вурдов:

Мы уже давно наблюдаем работу зарубежных компаний в медицинской сфере в нашей стране, и в частности, в здравоохранении в рамках её информатизации. Например, есть онлайн-платформа для проверки клинических исследований, которая является международными проектами и как раз применение телемедицинских технологий в рамках клинических исследований может позволить исследователям, врачам-участникам этих проектов правильно вносить данные по пациентам внутри системы в соответствии с критериями включения, правильно верифицировать данные, которые вносятся врачами в платформу для того чтобы те карты, которые собираются, имели самый высокий класс доказательности. То есть мы это видим в реальной работе.  При этом компании как раз являются международными. Но мы видим и отечественные примеры, когда многие новаторы пытаются сразу выходить не только на рынок России, но и делать некую правильную экспансию за рубеж, выводя технологии на международный уровень. Тут, конечно, идут обезличенные данные в рамках закона и порядка трансграничной передачи информации. Тем не менее, сама суть платформы и оказания телемедицинских услуг возможна. Это, наверное, следующий шаг, после того, как мы пройдём тот ключевой этап понимания первичных документов.

Муслим Муслимов:

Возможен ли в целом экспорт медицинских услуг через телемедицинский сервис или формы взаимодействия, так или иначе? Видите ли вы экспорт, когда телемедицинские консультации будут заказывать страны СНГ, может быть, страны Европы и так далее, в России?

Денис Вурдов:

Я даже в этом не сомневаюсь. Фактически мы сейчас в хирургии и в других областях заказываем такие услуги из-за рубежа, когда ведущие хирурги разных стран, развитых с точки зрения передовой медицины, не только сами приезжают, оперируют, но и проводят манипуляции с использованием робототехники, с использованием видеосвязи и консультируют в момент операции наших специалистов. Мы можем сделать уровень нашей медицины достаточным для того, чтобы мы могли ещё и делиться накопленным опытом. Такой базовый элемент у нас, конечно, есть, та медицина, которая была и которая развивается, имеет все шансы. Для этого нужно правильно выбирать ниши, иметь поддержку государства, чёткое финансирование и как раз-таки удерживать кадры, которых пытаются переманить на территорию других стран. Это очень важный аспект, про это нельзя забывать. Конечно, я уверен, что как минимум, в страны СНГ в ближайшей перспективе мы сможем давать телемедицинские услуги. Это вполне возможно. Тут уже правовое регулирование вступает.

Муслим Муслимов:

Денис, я задам короткий вопрос, очень хочу, чтобы вы так же коротко на него ответили. У вас есть возможность в течение минуты сказать пациентам всей России о телемедицинских услугах и дать им задание, или направление, или посыл, для того чтобы они этими услугами пользовались.

Денис Вурдов:

Уважаемые граждане! Мы от лица сообщества компаний, которые занимаются телемедициной, не просто призываем вас принять участие с в этом важном для страны и вашего здоровья проекте, но и понять одну очень важную задачу, которая несет телемедицина: это возможность всем нам получать более качественные медицинские услуги, не выходя из дома. Это возможность без посещения поликлиники по каким-то не самым критичным состояниям здоровья получать своевременную поддержку от правильно обученных, правильно ориентированных врачей. Это возможность иметь электронное заключение и рецепт в дальнейшем для того чтобы сразу пойти за лекарственным средством в аптеку. Это возможность, конечно, быть ближе к настоящей медицине, к научной медицине, которая не всегда доступна в маленьких уголках нашей страны.

Муслим Муслимов:

Спасибо вам, Денис! Желаю вам успеха в реализации!