{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Вероника Ткачёва Член Союза писателей России, президент некоммерческой организации «Ступени радости», автор детского музыкального проекта «Острова детства» и проекта «Книжное добро» 23 декабря 2017г.
Острова детства
Можно ли заниматься развитием чтения, помогать библиотекам, многодетным семьям, реабилитационным центрам с книгами и поддерживать детскую песню собственными силами, без поддержки государства?

Алексей Ходорыч:

Добрый вечер, снова с Вами «Классное детство», второе на этой неделе, в 6 будет третье, много интересных людей, много гостей, стараемся до Нового года со всеми пообщаться. С Вами в студии Алексей Ходорыч, главный редактор «Классного журнала». Наш чудесный гость, Вероника Ткачёва, писатель, президент организации «Ступени радости» и автор чудесных проектов по чтению и песенному, о которых она нам скоро расскажет. 

Вероника Ткачева:

Здравствуйте, очень рада сегодня присутствовать в студии и рассказать Вам что-то интересное, надеюсь. 

Алексей Ходорыч:

И мой соведущий, Василий Ходорыч, мой сын, который уже ведёт программу в пятый раз. 

Василий Ходорыч:

В шестой. 

Алексей Ходорыч:

Позвольте, новый номер в продаже, 48-й, он по-прежнему в продаже. Первый номер за 2018г. выходит 25 декабря, там будет наш рейтинг «Классная игрушка», новый проект «Классного журнала», где мы ежемесячно отбираем лучшие игрушки месяца. Присылайте нам свои любимые игрушки, пожелания, всё учтём. На Веронику меня вывел друг нашей семьи, Алла Абрамова, с которой Вероника познакомилось сценарных курсах Александра Митты, а эти курсы, я их тоже знаю, я их тоже проходил, так что тут мы все, по сути, знакомы. Вероника, расскажите, мы анонсировали Вас, как человека, который помогает чтению, помогает библиотекам, помогает продвижению песен детских самостоятельно, без поддержки государства, Вы и журналист, Вы и писатель. То, что Вы журналист и писатель, это всё понятно, что Вас сподвигло к той деятельности, о который Вы нам сейчас расскажите. Это же отнимает очень много времени. Что Вас подтолкнуло. 

Вероника Ткачева:

Как-то в жизни всё постепенно, всё в развитии происходит. Сначала я издала свою первую детскую книжку. Потом встал вопрос, что с этой книжкой делать. В магазинах она продавалась довольно медленно, мне такая ситуация не нравилась, я стала выходить на библиотеки. На библиотеки именно России. И постепенно у меня завязались какие-то свои личные контакты, я рассылала эту книжку, общалась с библиотеками, потихоньку узнавал их нужды. Со мной библиотекари почему-то, я не знаю, видимо, что-то во мне есть журналистское, люди почему-то рассказывают мне свои истории, свои нужды, о своих проблемах. И я поняла, что библиотекам России довольно тяжело выживать, фонды не пополняются, некоторые уже даже и 10 лет, то есть очень-очень у них всё печально, особенно у сельских библиотек. И вот эта вся моя такая сначала деятельность – самодеятельность вылилась в проект «Книжное добро». Мне помогло это оформить в проект «Книжное добро» именно как проект, мои коллеги, конечно же, в том числе, Алла Абрамова, про которую Вы тут уже говорили, потому что мне очень захотелось, чтобы как можно больше детей познакомилось с книжками Аллы, потому что они действительно уникальные. У неё обучающий проект, который она назвала «Выдумки грамматишки», в нём уже издано шесть книг, которые учат детей правилам русского языка и фонетическим особенностям нашего языка. 

Алексей Ходорыч:

Но Вы в итоге, это уже пять лет Вы этим занимаетесь.

Вероника Ткачева:

Ну, наверное, да. 

Алексей Ходорыч:

«Книжное добро» сколько у Вас уже знакомых библиотек?

Вероника Ткачева:

Как проект существует полгода, наверное, как деятельность, которая во времени развивается, да, уже лет пять, наверное, существует. 

Алексей Ходорыч:

И сколько уже у Вас уже библиотек знакомых?

Вероника Ткачева:

Библиотек знакомых у меня, Вы знаете, постоянно знакомых, это около 100, а периодически кто-то там добавляется, кто-то пропадает, потом опять появляется, может быть, 150, вот так. 

Алексей Ходорыч:

По всей России, да?

Вероника Ткачева:

По всей России, причём есть такие библиотеки, я с географией, как, наверное, многие женщины, не очень дружу, я вообще, топографический кретин, лево-право, это для меня беда. А тут благодаря библиотекам я знакомлюсь с географией России. Вот, например, есть такая библиотека, которая находится в Усть-Цилемском районе, там ещё какое-то село, и туда только самолётом, туда нет дорог, автодорог. 

Алексей Ходорыч:

Это район, это где, в каком крае, области?

Вероника Ткачева:

Это тайга. 

Алексей Ходорыч:

А какой это регион?

Вероника Ткачева:

Это Усть-Цилемский район, вот Вы, если потом посмотрите на карте. 

Алексей Ходорыч:

Я понимаю, просто интересно, это Красноярский край, это Пермская область. 

Вероника Ткачева:

По-моему, это Пермский край, мне кажется, да, я думаю, это Пермский край. Когда я первый раз понесла посылку для них, мне на почте говорят: Вы знаете, это только самолётом, это надо в мешковину. Я говорю: слушайте, где я возьму эту мешковину, Вы что. Даже отправить изначально туда было непросто. 

Алексей Ходорыч:

Но Вы же не только контактируете с библиотеками, а просто мы предварительно с Вероникой поговорили, я удивлён тем масштабом работ, который она проводит. Мало того, что она общается с библиотеками, Вы со временем обросли связями с детскими авторами, к которым Вы обращаетесь, когда нужно помочь библиотекам. Сколько у Вас уже авторов знакомых? 

Вероника Ткачева:

К сожалению, авторов пока не так много, 3 автора у меня пока. Потому что проект только недавно, он объявлен официально недавно совсем. И поэтому прирост идёт тоже во времени. Но проводилось всё равно, например, не все знают, что 14 февраля, это у нас не только День влюблённых, но еще и всемирный день книгодарения. Я пару лет, наверное, назад в рамках своей некоммерческой организации «Ступени радости» собирала книги для библиотек, для детских домов, реабилитационных центров. Мне надавали столько книг потом, я не знаю, очень много было. 

Алексей Ходорыч:

Сколько тысяч? 

Вероника Ткачева:

Ну, не тысяч, это где-то было, Вы знаете, это было у меня завалено полкомнаты этими книгами. Я их даже не могла сосчитать. 

Алексей Ходорыч:

Ну сколько это?

Вероника Ткачева:

Я не знаю, под 1000, наверное. И потом это нужно было куда-то всё реализовать. 

Алексей Ходорыч:

А как Вы собирали книги, Вы объявили в интернете, что собираете? 

Вероника Ткачева:

Я объявила в интернете, что день книгодарения, и собираются книги для библиотек, для детских домов и так далее, для каких-то мест, где эти книги нужны. Люди просто принесли, приносили авторы свои книги, обращались люди, говорили: вот, у нас ребёнок вырос, остались в хорошем состоянии детские книжки, вот они тоже много сдали этих книг. И потом очень этим книгам были рады в разных местах. У дочки в своей школе я то же самое говорю: слушай, книгодарение, давай ты в классе тоже проведи. Её класс тоже собрал какое-то количество детских книг, так что, в общем, мир полон добрых людей. 

Алексей Ходорыч:

А музыка как этому имеет отношение? Вы просто параллельно ещё и поэт, и Вы ищите, ну, расскажите. 

Вероника Ткачева:

Это, так сказать, с одной стороны, вроде бы, два отдельных проекта, а с другой стороны, они плавно перетекают друг в друга. Второй проект называется «Острова детства», это как раз поэтому мы сегодня так называли тему передачи, тоже каким-то образом, я не знаю, меня вдруг осенило, что как-то маловато у нас хороших детских песен. Хотелось бы их побольше. Сразу другой такой вопрос возникает, а что я могу сделать в этом плане. И вот так родилась идея объявить конкурс, именно чем проект, я не знаю, может быть, сказать «уникален», это громкое слово, но я похожих не знаю. Потому что на конкурс, то есть песни собираются в процессе отбора, для этого объявляется международный конкурс. И песни присылаются обязательно на стихи современных авторов, ныне живущих. То есть это не Корней Чуковский, не Агния Барто, это прекрасные авторы, но хочется обновить как-то наш фонд полностью. Текст должен быть от современного автора, и музыка должна быть от современного автора. 

Алексей Ходорыч:

Это в каком году Вы стартовали этот конкурс впервые?

Вероника Ткачева:

Ему четыре года, значит 2013г. 

Алексей Ходорыч:

И сколько Вы получили заявок на первый же конкурс? Ну, примерно. 

Вероника Ткачева:

Вы знаете, как я уже сказала, как выяснилось, детских песен действительно не так много. И авторов действительно не так много. Заявок было, я не знаю, может быть, 300, может быть, 400. 

Алексей Ходорыч:

Но всё равно это порядочно, очень даже. 

Вероника Ткачева:

Это со всего мира было, то есть нам даже из Израиля присылали, из Канады присылали авторы. Но, к сожалению, в основном уровень любительский. 

Алексей Ходорыч:

Приз какой был объявлен?

Вероника Ткачева:

Приз просто был приз, просто лауреатство, и самый главный приз для авторов был в том, что их песня входит в диск. Потому что для автора сейчас, вроде бы, как информационное у нас пространство, вроде бы, информации очень много, но из-за этого какие-то хорошие вещи тонут в этом потоке информации, приходится им помогать пробиться куда-то к слушателю, к читателю. 

Василий Ходорыч:

Вот Вы сказали, что со всего мира, то есть Ваши библиотеке есть не только в России, или это по интернету заявки?

Вероника Ткачева:

Это по интернету проводится конкурс, песни присылают все, кто хотят. Причём очень приятно было получать песни от детей. Когда дети сами 11-12 лет написали слова, написали музыку и исполнили эту песню. И конечно, это отмечалось всегда обязательно каким-то особенным призом, какими-то особенным наградами. 

Алексей Ходорыч:

Ну, Вася тоже, кстати, соавтор песни. Дело было так, что когда я написал песню для конкурса «Классно быть хорошим» для Григория Гладкова, он её спел, а потом у него уже много знакомств, и он ее предложил театру песни «Талисман», а они попросили меня если переделать, им она не очень подходила. Ну, Вы знаете, как-то всё это. 

Вероника Ткачева:

Да, это частая история. 

Алексей Ходорыч:

Я Васе, я не помню, как это так получилось, я сидел, её переделывал, и Вася подошёл, я попросил его что-нибудь тоже почитать, переделать. И он внес такие изменения, которые позволяют его смело писать, как соавтора песни, так что мы тут, получается, все соавторы. 

Вероника Ткачева:

У меня такая же история. Например, девочка из Санкт-Петербурга, не знаю, каким образом она увидела, опять же, мои стихи, они ей понравились, «Иней на стекле», но это были просто стихи. Она написала мелодию и дописала второй куплет к этой песне. Поэтому она тоже соавтор текста. 

Алексей Ходорыч:

Но наверняка, сейчас мы ещё подробнее всё обсудим, просто я уверен, что у телезрителей появился вопрос, на какие деньги Вы этим занимаетесь. Вы сказали, что есть спонсор чудесный. 

Вероника Ткачева:

Спонсора постоянного, к сожалению, у нас нет, очень бы хотелось его найти. 

Василий Ходорыч:

То есть по интернету некоторые люди присылают какие-то деньги?

Вероника Ткачева:

Нет, краудфандингом тоже я не стала заниматься, потому что это вообще отдельная тема разговора, это своя специфика. 

Василий Ходорыч:

Сложно. 

Вероника Ткачева:

У нас ещё есть своя российская специфика у краудфандинга, это вообще отдельная тема для разговора. В прошлом году мы решили размахнулся, опять же, жизнь диктует, и когда я рассылала диски с песнями, мне говорили: всё очень хорошо, но так хочется их петь, были бы минусы, были бы минусы, мы бы их пели. И встал вопрос, что нужно записать два диска, то есть один с исполненными песнями, другой с минусами. Но уже до кучи, чтобы был комплект, ещё и текст чтобы был, брошюрка какая-то с текстом. Естественно, это уже намного дороже, чем просто издать диск, у нас, кстати, тираж 1000 экземпляров, и встал вопрос о спонсоре. И тоже благодаря тому, что я общаюсь с библиотеками, я узнала, что есть такой человек, его называют ангелом краудфандинга, Борис Жилин, который помогал библиотекам, с которыми я общаюсь, которым я помогаю. И, буквально, просто в Facebook я ему написала личное сообщение. Мы не были в друзьях, он вообще меня не знал, первый раз видел. Я написала, что есть такой проект «Острова детства», детские песни, главная цель ф это поддержка детской песни, как жанра, помогите, пожалуйста, если есть такая возможность. То есть нам нужно столько-то, но будем рады любой сумме. Он буквально сразу ответил и перечислил на счёт некоммерческой организации «Ступени радости» полностью всю сумму. 

Алексей Ходорыч:

Но это было разовый эпизод или Вы с ним... 

Вероника Ткачева:

Это был разовый эпизод, мне его даже в этом году неудобно дёргать, потому что я смотрю его страничку на Facebook, я понимаю, что это только часть того добра, которое он делает людям. 

Алексей Ходорыч:

Интересно, Борис Жилин. 

Вероника Ткачева:

Борис Жилин, да. 

Алексей Ходорыч:

Надеюсь, он нас не наругает, что мы его объявляем. Но если уж он этим занимается, пишите Борису Жилину, значит ему это интересно. Я думаю, что лишняя информация ему не помешает, он же всё это отбирает, ему это будет полезно, верно?

Вероника Ткачева:

Я не знаю, как это всё происходит, но я просто, пользуясь случаем, хочу раз ещё его от всей души поблагодарить и, в общем-то, эта благодарности не только лично моя, но ещё и детей, и людей, которые работают с детьми, они действительно, очень благодарны за этот проект и за то, что в этом году, благодаря Борису, нам удалось его реализовать очень расширенно, в полной мере и дисками, действительно, пользуются, поют. В общем, спасибо, Борис, огромное. 

Алексей Ходорыч:

И куда они пошли, эти диски?

Вероника Ткачева:

Диски отправлены в разных совершенно местах, они и в библиотеках, потому что библиотеки проводят мероприятия, там музыка звучит, плюс туда дети приходят, они учат эти песни, поют. Потому что сейчас библиотеки, они, на самом деле, не только места для чтения, это вообще, в некоторых, особенно на селе, это культурные центры. Это клубов даже нет, может быть, а люди идут в библиотеку для того, чтобы пообщаться, приобщиться к культуре, каким-то новостям. То есть это действительно, культурные центры. Кроме того, диски в больницы в детские отправлены, чтобы детки. 

Алексей Ходорыч:

А как Вы их отбираете, эти больницы, реабилитационные центры, детдома?

Вероника Ткачева:

Ко мне просто люди обращаются. 

Алексей Ходорыч:

То есть Вы уже получили такое. 

Вероника Ткачева:

Земля слухами полнится, видимо, потому что часто мне пишут, например: мы наслышаны, пожалуйста. Плюс ко всему, на сайте, естественно, вывешена информация, и часть людей, они через сайт, через формуляр заполняют и говорят: мы хотим. Вы знаете, мошенников мне ещё не попалось. Те, кто как-то хотят это в себе присвоить. Ну а, с другой стороны, если кому-то так очень надо один диск, то, конечно, мы пришлём. 

Василий Ходорыч:

Но вот Вы говорите, что у Вас тираж 1000 дисков, но библиотеки, больницы, всё остальное, Вам не кажется, это как-то мало или хватает?

Вероника Ткачева:

Пока хватает. Может быть, и больше бы хотелось, но пока у нас возможности такие. Если найдётся кто-то, кто поможет нам расшириться, будем только рады. 

Алексей Ходорыч:

Сколько у Вас уходит времени на всю эту деятельность? Вроде, такая, масштабная работа. Но Вы занимаетесь этим ежедневно или как-то этапами?

Вероника Ткачева:

Конечно я, в принципе, занимаюсь этим ежедневно. То есть я каждый день уделяю этому какое-то время. Вопрос только в том, что сколько времени я этому уделяю, либо 15 минут, либо, когда у меня, например, идет глобальная такая рассылка, я делаю объявлений в соц. сетях, списываюсь с людьми и набираю адреса, например, для рассылки. Вот у меня адреса набрались, потом начинается вот эта почтовая рассылка. То есть главное - правильно организовать своё время, тогда на всё его хватит. 

Алексей Ходорыч:

А Вы не пытались сотрудничать, ведь довольно много, даже у меня в студии были фонды благотворительные, очень много программ, связанных с детством, довольно масштабных. Мне кажется, это было бы более промышленный способ, если бы Вы с ними скоординировались. Это было бы и Вам проще, возможно, и масштабы возросли бы. Чем полностью самостоятельно этим заниматься, Вы об этом думали?

Вероника Ткачева:

Конечно, я думала о партнёрстве, сейчас есть такие намётки. На самом деле, для меня бы что хотелось, расшириться в какую сторону, то есть мне бы хотелось проводить именно конкурс уже детской песни по тем песням, которые нам прислали. То есть рассылать, например, в детские коллективы, в детские сады, и чтобы эти песни исполнялись уже и звучали. И проводить тоже, хотя бы на уровне Москвы, такие конкурсы. Один такой опыт был, опять же, библиотека предложила провести в городе Дзержинске такой конкурс. Я разослала им ноты, разослала какое-то количество дисков, которое они попросили, они в свою очередь разослали это в детские сады, в несколько детских садов. И был такой конкурс, который тоже назывался «Острова детства», и дети из детских садов пели песни с диска. Это было замечательно, знаете, меня слеза прошибла, потому что они и костюмы придумали, они что-то сценически пытались изобразить. Это было просто замечательно. 

Алексей Ходорыч:

Но вот есть такой проект, Вася, спроси, что хотел. 

Василий Ходорыч:

Давай ты первый. 

Алексей Ходорыч:

Есть такой проект «Талантливые дети» globaltalents.ru, Вы с ними не работали?

Вероника Ткачева:

Нет. 

Алексей Ходорыч:

Но у Вас тогда просто огромный фронт работ, потому что мне кажется, что Вы с Вашим запалом дарить книги и пропагандировать детские песни, Вы могли бы ещё сильнее приносить пользу, чем Вы сейчас делаете. 

Вероника Ткачева:

Конечно, зоны роста огромные. 

Алексей Ходорыч:

Я вам потом пришли адреса, чтобы как-то консолидировались, потому что то, что Вы делаете, конечно, очень благородно и хорошо, но можно расширяться. 

Вероника Ткачева:

Конечно, расширяться можно всегда, я думаю, что, на самом деле, сейчас это только площадка, старт, который создавался эти четыре года. Уже наработана какая-то база авторов, песни отобраны, диски отобраны, сделаны, и теперь уже можно, действительно, это расширить, если найдутся партнёры, единомышленники, мы открыты для таких проектов. 

Василий Ходорыч:

Может, я уже отошёл от темы, но Вы говорили, что Вам спели дети из детского сада. А не доходило до того, что какие-то, например, детские хоры пели или что-то такое, Ваши песни. 

Вероника Ткачева:

Именно поэтому в этом году я решила не проводить конкурс, не набирать новые песни, а из уже существующих издать нотный альбом. И уже с нотным альбомом можно идти в хоры, в музыкальные школы, потому что, на самом деле, люди, которые связаны с музыкой, им, в общем-то, не очень нужно, чтобы песня была исполнена. Им нужны ноты, насколько я понимаю. И тогда уже можно будет дальше развиваться и охватывать уже именно ту аудиторию, которая занимается музыкой профессионально. Потому что изначально это было направлено на детей, на людей, которые не занимаются музыкой профессионально. Которые занимаются профессионально с детьми или просто на детей, но не обязательно, что они профессионально занимаются музыкой. То есть продвижение творчества тех, кто занимается профессионально музыкой, но уже сам продукт, он рассчитан, в принципе, на широкую аудиторию. А сейчас уже можно выйти именно. 

Василий Ходорыч:

Но расширяете?

Вероника Ткачева:

Да, уже можно охватить тех, кто занимается этим профессионально. Но для этого нужно профессионально им материал создать.

Алексей Ходорыч:

А в российскую Государственную детскую библиотеку обращались? Они чем полезны, мало того, что это крупнейшая библиотека России, сама по себе очень крутая, у нас был её директор Веденяпина Мария Александровна, очень интересно говорила. Мы с ней, кстати, я чуть-чуть от темы отклонюсь, но она Вам интересна, эта тема. Поддержка чтения, мы долго об этом говорили, и в конце она выдала рецепт, который, на самом деле, многие знают, что, чтобы дети читали, нужно, чтобы родители читали. Это первое условие, оно не гарантирует, что ребёнок начнёт читать, но шансы очень повышаются, если с детства читать. И почему я вспомнил про РГДБ, у них контакты с библиотеками всей России, если Вы так расширитесь, что Вам не будет хватать библиотек, то вот, пожалуйста. Потому что все те проблемы, которые Вы озвучиваете, они всех волнуют, все обычно пытаются как-то решать это централизовано, как-то добиваться какой-то поддержки, а Вы самостоятельно это делаете. Я думаю, что они Вам с удовольствием помогут, я Вам тоже дам, к кому обращаться. 

Вероника Ткачева:

Спасибо огромное, но с библиотеками проблем нет, на самом деле, есть проблема обратная, что желающих очень много, а книг и авторов не хватает. Естественно, не хватает средств для того, чтобы это отправить. Потому что пересылка сейчас, тоже она прилично обходится. Вот сейчас уже как раз обратная ситуация, что желающих, то есть это, действительно, накормить всех невозможно, но нужно хотя бы пытаться, хотя бы делать то, что ты можешь. 

Василий Ходорыч:

У Вас не хватает, просто интересно, какой у Вас тираж, у книг Ваших?

Вероника Ткачева:

Сейчас даже большие издательства, зачастую, не издают книги большим тиражом, особенно детские. Для этого существует несколько причин. Во-первых, это цена, очень дорого издавать детские книги. Если Вы обратили внимание, мне часто пишут начинающие авторы, они так вдохновлены своей идеей и, наверняка, идея прекрасна. Пишут, например, у меня есть идея такой книжки, такой книжки нет в магазинах, она будет востребована, её все захотят читать. 

Василий Ходорыч:

Даже если так, но не будет большими тиражами, да? 

Вероника Ткачева:

Издательства не могут рисковать. Поэтому они, как правило, переиздают то, что уже было сделано в Советском с Союзе. То есть у них уже есть иллюстрации Сутеева... 

Алексей Ходорыч:

Пивоварова. 

Вероника Ткачева:

Да, и плюс ко всему, им не нужно платить гонорар автору. Поэтому они переиздают книжку, они уже уверены, что её точно купят, и они не рискуют. Поэтому новых авторов очень мало на рынке. Во-вторых, магазины, они тоже не очень хотят брать новых авторов. Они лучше возьмут Корнея Чуковского, Агнию Барто, чтобы тоже не рисковать. Потому что у них тоже склады затовариваются, в общем, такая ситуация происходит. Поэтому новых авторов издательство, даже большое, издаёт небольшим тиражом, 1000 экземпляров, это раньше, в Советском Союзе это вообще ничто, это просто очень маленький тираж. Сейчас вот такая ситуация, что 1000 экземпляров, это хороший тираж, и я издаю таким тиражом, 1000 экземпляров. 

Алексей Ходорыч:

Но сейчас это стандартно, что сначала выходит 1000, если они расходятся, может допечатка. Но редко, когда начинают с больших объёмов, особенно, с начинающими авторами. Более того, на литературе сейчас не заработаешь. 

Вероника Ткачева:

Особенно на детской. 

Василий Ходорыч:

Можно заработать, на это очень редкий случай. 

Алексей Ходорыч:

Конечно, если у тебя серия, если ты топовый автор формата Донцовой, по популярности я имею в виду, то ты, конечно, можешь стать миллионером, но множество авторов, которые просто используют книги, как, забыл, как в маркетинге это называется, когда ты этим себя раскручиваешь, а зарабатываешь на чем-то другом. Вот так поступает, допустим, знакомый Алле, Александр Молчанов, у него множество книг выходит, но не ему деньги, он зарабатывает. 

Вероника Ткачева:

На другом. 

Алексей Ходорыч:

На киношколе, а книга, это просто популяризация. 

Вероника Ткачева:

Как поддержка, как база какая-то, которая ещё, как вишенка на торте для него, на самом деле. Но то, что мы сейчас проговорили, это мы говорили про взрослые книги, которые в себестоимости намного ниже. Их не нужно иллюстрировать, их можно издать на любой бумаге, потому что детские книжки даются на хорошей бумаге.

Василий Ходорыч:

Более маленький почерк. 

Вероника Ткачева:

Не в этом дело, даже шрифт тоже важен, потому что у детской книжки должен быть крупный достаточно шрифт. В советском Союзе были стандарты от возраста, то есть в зависимости от возраста шрифт меняется. И плюс ещё вёрстка. Самая сложная вёрстка, это у детской книжки. Потому что там есть иллюстрации, там нужно, это не как взрослые. То есть для взрослых сейчас есть уже даже авторедакторы, которые просто загрузил туда текст, и у тебя сверстанная книжка. Поэтому с детской литературой, детская литература, как я считаю, она должна быть и, вообще, так и было в Советском Союзе, она была всегда на дотациях. Никогда детская книжка не стоила столько, сколько она стоила. Она продавалась дешевле, чем это обходилось. То есть никогда на этом не зарабатывалось. Потом не забываем, что были какие огромные тиражи. Чем тираж выше, тем себестоимость одного экземпляра ниже. И только при централизованной работе над этим вопросом возможно как-то поправить дело. То есть сделать большой тираж, за счёт чего большой тираж уйдет? За счёт библиотек, опять же. 1000 экземпляров, понятно, что это капля в море, если представить себе нашу Россию. Но из-за того, что такого централизованного посыла нет, это так всё происходит. 

Алексей Ходорыч:

То, что библиотеки бедствуют, это я хорошо знаю сам, потому что мне тоже приходят письма, что помогите с книгами, если у Вас есть. Может быть, я тоже бы так же, как Вы помогал, но, честно говоря. 

Вероника Ткачева:

Если бы они были. 

Алексей Ходорыч:

Но это же целая огромная работа, просто если в это втянешься, то придётся постоянно эти книги собирать. Я хорошо представляю, что у Вас происходит, потому что библиотеки, они действительно бедствуют. Я даже в прошлом году на пресс-конференции у Путина спрашивал, правда, про периодику, потому что у нас, конечно, интерес в журнале, потому что книги, при том, что тяжёлая ситуация, всё-таки худо-бедно пробивают поддержку. 50 миллионов руб. Мария Александровна Веденяпина пробила в этом году. А по периодике такой помощи нет, поэтому я даже на пресс-конференции у Путина спрашивал, не планируют ли хотя бы периодику помогать библиотекам подписываться. Но ответ был такой, что если регионы не справятся, мы, конечно, как-то им помогут. Год прошёл, я снова прозвонил в библиотеки в региональные. 

Вероника Ткачева:

Ничего не изменилось. 

Алексей Ходорыч:

Стало только хуже. А журнал же, они втягивают в чтение, конечно, первую очередь, втягивают, как я сказал, родители, но если человек начинает с журнала, это проще, если у кого-то есть страх толстой книги, то тут его нет, и тут получается переход на книги через журналы. Так что все Ваши. 

Вероника Ткачева:

Проблемы мне понятны, но я хочу немножко поддержать вообще тему журналов, потому что мы выросли на журнале «Мурзилка». На самом деле, дети очень любят журналы, и детских журналов так же, как и детских книг, не хватает. И, на самом деле, детский журнал, он и помощь начинающему, и даже не начинающему автору детскому. Потому что всегда можно в журнале разместить стихи. Пока до сборника дойдёт, правда, пока насобирается, а пока ты отиллюстрируешь, чтобы это была нормальная книжки, а в журнале вполне себе. 

Алексей Ходорыч:

А Вы в журналы не обращаетесь? Потому что их довольно много, они все бедствуют, мы каждый год проводим фестиваль детской прессы, у меня тут в студии два раза была Елена Шитикова, это Союз издателей ГИПП, они проводят огромную работу по популяризации периодики, и та же Мурзилка по-прежнему существует. 

Вероника Ткачева:

Да, существует. 

Алексей Ходорыч:

И мне кажется, что детские авторы должны обращаться в журналы, потому что все журналы ищут авторов. Другое дело, что не всегда у них есть, чем заплатить, но какие-то гонорары всё равно можно получить, но даже если это и без денег, то всё равно популяризации идёт. 

Вероника Ткачева:

Вы знаете, начинающий автор, он рад и без гонорара. Для него уже сам факт того, что его произведение напечатано где-то, для него это уже счастье и подарок. И, в общем-то, если у Вас есть проблемы с авторами, то у меня очень много людей, которые члены Союза писателей, члены международной гильдии писателей, которые пишут для детей в коротком жанре. 

Алексей Ходорыч:

Вы не против, я Вас приглашу в группу Facebook «Друзья детской прессы». 

Вероника Ткачева:

Я только «за».

Алексей Ходорыч:

И там все детские журналы, практически, известные, которые есть в России, там представлены. Вы сможете даже Ваши проекты там продвигать, участвовать. 

Вероника Ткачева:

Я только «за», я только с удовольствием. 

Алексей Ходорыч:

Вася, скажи, ты с детьми общаешься, ты довольно много читаешь, я не знаю, как так получилось, а в классе у вас дети читают или нет?

Василий Ходорыч:

Если читают, то очень редко, сейчас у них более телефоны популярны, но если читают, то, наверное, как и я, фантастику, «Гарри Поттера», всё остальное. 

Алексей Ходорыч:

Но многие сейчас читают или не очень?

Василий Ходорыч:

Можно сказать, одна восьмая из моего класса. 

Вероника Ткачева:

А какой у тебя класс?

Василий Ходорыч:

24 человека. 

Вероника Ткачева:

А какой, шестой, седьмой?

Василий Ходорыч:

Шестой. 

Вероника Ткачева:

Как моя дочка, там то же самое. 

Алексей Ходорыч:

Но, с другой стороны, есть альтернативная точка зрения, интересный вопрос, все считают, что дети читают меньше, и я сам в эту идею со временем поверил. 

Василий Ходорыч:

Но появилась программа. 

Алексей Ходорыч:

Нет, потом впервые меня урезонил знаменитый детский автор, Альберт Анатольевич Иванов, это мультфильмы про «Хому и Суслика», и у него книг очень много, вот если Вы видели фильм «Свистать всех наверх», это по его книге, у него книг очень много. 

Вероника Ткачева:

Замечательный автор, «Хома и Суслик», это просто, я не знаю. 

Алексей Ходорыч:

Я ему тоже говорю: Альберт Анатольевич, что-то меньше дети читают, что делать? Он говорит: кто Вам сказал, что дети меньше читают? Ну как, все вокруг говорят, что дети меньше читают. Говорит: а я вот помню, у нас в классе читал только я и мой друг, кстати, он тоже стал автором, но, к сожалению, он тоже уже умер, его друг. Два человека в классе читали. А ты, Алексей, вспомни у Вас в классе много читали? Я вспоминаю, что я, пожалуй, один в библиотеку ходил. И, может быть, эта проблема преувеличена, потому что я уже не такой уверенный, что дети меньше читают. Может быть, они всегда мало читали, просто мы думали, что они читают. Вы как считаете?

Василий Ходорыч:

Насчёт библиотеки, в школьной библиотеке обычно очень мало того, что интересно детям. Там всякие такие. 

Алексей Ходорыч:

А я ходил не в школьную, а в детской. А в детской много всего было. 

Алексей Ходорыч:

Я понимаю, но детям обычно лень ходить куда-то далеко, и поэтому они заходят школьную, а там вообще ничего интересного нет. 

Алексей Ходорыч:

Там только такая. А Вы, Вероника, что скажете?

Вероника Ткачева:

Да, вроде бы, говорят, что дети стали меньше читать и, конечно, наше мнение, оно субъективно. Я соглашусь с Вами, что в нашем классе, конечно, не один человек, в моём лице, читал, но не все прямо запоем читали книги. То есть в основном гуляли, играли, общались друг с другом. 

Алексей Ходорыч:

И телевизор. 

Вероника Ткачева:

Телевизора у нас меньше было, и видео у нас не было, мы играли, мы гуляли, у нас вышибалы, резиночки, классики и всё остальное. Я сейчас сужу по своим детям, на самом деле, мне тоже кажется, что слухи о том, что дети не читают, сильно преувеличены. Потому что сейчас дети читают много статей в социальных сетях, статей, хороших статей. Потому что мне мой ребёнок, ровесница Васи, выдаёт такие сведения, когда я говорю: Диана, теплее оденься, пожалуйста. Она говорит: мама, посмотри я одета многослойно. И в общем, она начинает, я это прочитала, я понимаю, что она читает не какую-то ерунду, она действительно, читает какие-то статьи, которые, не знаю, научные, не научные, но они не о ерунде написаны. Плюс ко всему, по литературе задаются какие-то задания, она читает в электронном виде это всё. То есть книги необязательно покупать, она находит вот эту классику, которая уже вся переведена в электронный вид и читает. Я даже не имею к этому какого-то касательства особого, я только так, случайно узнаю, что вот она «Дубровского» прочитала. А у нас его нет. Если бы она мне не порассуждала о Дубровском, понимаете, я бы так была и не в курсе, что она его прочитала. 

Алексей Ходорыч:

А зависает она в соцсетях или как-то ей удаётся себя сдерживать, или Вы её как-то контролируете?

Вероника Ткачева:

Вы знаете, больше, пожалуй, она меня контролирует с соцсетями, потому что я ей объясняю, я говорю: понимаешь, это работа моя. Для меня соцсеть, это не развлечение, это, как там не крути, все равно работа получается. Я там по делу. 

Алексей Ходорыч:

Я тоже так всегда говорю: я по делу, я по делу. А потом смотришь, я спорю с кем-то. 

Вероника Ткачева:

Это понятно, да, то, что мы по делу, это тоже сильно преувеличено, Диана, не слушай сейчас меня. Но всё равно это уже часть работы, часть работы определённых людей, которые занимаются определённым родом деятельности. 

Алексей Ходорыч:

Я себя так оправдываю, я думаю, что мне, как журналисту, это нужно, я там по делу. Все остальные, зачем они туда ходят. 

Вероника Ткачева:

Ерундой какой-то занимаются. 

Алексей Ходорыч:

Если ты программист, работай программистом, если ты пекарь, работай, пеки, только я имею право там ходить. 

Василий Ходорыч:

И снимать в кино. 

Алексей Ходорыч:

Вот я так про себя думаю, но я понимаю, что все про себя думают, что это, конечно, иллюзия. 

Вероника Ткачева:

Нет, на самом деле, я скажу Вам больше, что, например, сейчас учителей, библиотекарей, людей, с которыми я общаюсь, эти профессии, их обязывают ввести в соцсетях группы и что-то такое. 

Алексей Ходорыч:

И они активно это, кстати, делают, библиотекам спасибо огромное за поддержку конкурса «Классно быть хорошим», у них, фактически, у каждой библиотеки есть своя группа ВКонтакте. 

Вероника Ткачева:

Обязательно, на Facebook. 

Василий Ходорыч:

В Instagram.

Вероника Ткачева:

Есть обязательный человек, который занимается социальной сетью. Есть учителя, которые, вот композитор у меня, Анна Олейникова, она ведёт группу. 

Алексей Ходорыч:

У нас, к сожалению, уже мало времени осталось. 

Вероника Ткачева:

Ой, как быстро всё пролетело. 

Алексей Ходорыч:

Наверное, нам дадут времени до 45 минут, но я у Вас просто забыл спросить, скажите о том, на чем Вы сейчас работаете. Во-первых, назовите те пару книг детских, уж коли программа «Классное детство», взрослые не называйте, а то мы углубимся. 

Вероника Ткачева:

Да, это не будем. 

Алексей Ходорыч:

И не успеем. Назовите детские. 

Василий Ходорыч:

Можно ещё вопрос, можете хотя бы рассказать один свой стих, просто интересно. 

Вероника Ткачева:

Вот я так и знала, что будет этот вопрос. Нет, не могу, я не знаю ни одного своего стихотворения наизусть, потому что написала и забыла, подарила это миру. 

Алексей Ходорыч:

Какую-нибудь книгу Вы могли бы рекомендовать, назовите, чтобы люди поискали её где-нибудь, может быть, вдруг. 

Вероника Ткачева:

Хорошо, это можно найти в электронном виде, называется «Перышко на счастье», это рассказы, они вот именно о реальности, о том мире, в котором живёт ребёнок. Потому что такого жанра рассказов сейчас маловато. Очень много фэнтези, очень много а-ля сказочного. А вот в таком жанре, я понимаю, что именно у родителей есть голод. Чтобы их дети прочитали такие рассказы о жизни, которые приземляют, которые заземляют ребёнка, в хорошем смысле слова, которые ставят его на землю, рассказывают вот об этом мире, который его окружает. «Перышко на счастье». И вторая книжка, которую я очень люблю, она, правда, это «Сказки об одуванчиках», она называется. Но это сказки тоже такие, об одуванчиках, они тоже о жизни здесь, на земле, о взаимоотношениях, в общем-то, тоже они такие, заземляющие. 

Алексей Ходорыч:

А над чем Вы работаете?

Вероника Ткачева:

Работаю, я бы хотела издать «Сказки об одуванчиках», они уже отрисованы, и вот я хочу издать, чтобы это была такая полноценная книжка, с полноценными со всеми иллюстрациями, которые нарисовала замечательная художница из Уфы, Катя Клименко, мы тоже по интернету с ней познакомились. Так что всё через соцсети. 

Василий Ходорыч:

Я всё-таки не думаю, что основная часть зрителей, эти дети, какую взрослую свою книгу всё-таки можете назвать?

Вероника Ткачева:

Взрослую, ну вот я очень счастлива, что у меня книжка одна стала бестселлером, она называется «7 женских историй», она в бестселлерах держится месяцами на Amazon, на Bookmate, то есть её полюбили люди разных континентов, «7 женских историй». 

Василий Ходорыч:

Прямо континентов. 

Вероника Ткачева:

Прямо континентов, потому что Amazon, это всё-таки, там люди с другого континента в основном пользуется этим ресурсом. 

Василий Ходорыч:

То есть уже перевели. 

Вероника Ткачева:

Нет, там на русском языке, я думаю, Канада, в Америке тоже русскоговорящих много людей. 

Алексей Ходорыч:

Вероника, Вы сейчас подумайте, что Вы скажете зрителям перед финалом программы, и ты, Василий, подумай. А я скажу, как обычно, про журналы. А вот «Классный журнал» и «Понимашка», я всем советую подписываться, потому что хоть они продаются в киосках и в супермаркетах, но я даже постоянно в киосках около дома спрашиваю, их завозят по 2-3, кто первый купил, тот успел, а остальные.. Думаешь, их там десятками что ли продают, просто они все ограничены. Поэтому лучше всего подписаться, и также анонсирую еще раз первый номер, который выходит. Первый номер следующего года традиционно выходит у нас в конце декабря, выйдет 25 декабря, там будет рейтинг «Классная игрушка», наш новый проект «Классного журнала». Василиска, скажи своё слово, а потом дадим нашей гостье. Есть, что сказать?

Вероника Ткачева:

Давай я, а потом ты. 

Алексей Ходорыч:

Давайте. 

Вероника Ткачева:

Конечно же, я хочу поздравить всех с наступающими праздниками, и хочу пожелать, чтобы у Вас в жизни случилась какое-нибудь, может быть, маленькое, но всё равно, чтобы это было чудо, и чтобы... Они, вообще, чудеса случаются с нами каждый день, я хочу, чтобы оно и случилось, и чтобы Вы его увидели, разглядели, поблагодарили и вселенную, и себя за то, что оно случилось. Я уверена, что он обязательно будет у каждого из Вас. 

Алексей Ходорыч:

Спасибо. Не хочешь ничего сказать, Вася? Я тогда скажу, что следующая программа в 18:00 будет про детское кино, с Вами буду опять я, Алексей Ходорыч. Спасибо, Вероника, что нам уделили время, Вася, спасибо за то, что поддержал меня. 

Вероника Ткачева:

За вопросы спасибо тебе большое. 

Василий Ходорыч:

Люди, больше читайте! 

Алексей Ходорыч:

Вот, молодец, сказал. Спасибо, до свидания. 

Вероника Ткачева:

До свидания.