{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Максим Гришаков Генеральный директор Яндекс.Маркет 08 декабря 2017г.
Секреты онлайн маркетинга от главного лица
Как работает Яндекс.Маркет? Какой путь нужно пройти, чтобы стать агрегатором? Как небольшому интернет-магазину попасть на Яндекс.Маркет? Как интернет-магазину эффективно работать с разными категориями родителей: с теми, кому нужны функциональные товары, с теми, кому модные, и т.д.?

Татьяна Буцкая:

Друзья, добрый день, я рада Вас приветствовать на программе «Выбор родителей». Я, Татьяна Буцкая, автор и ведущий, и как всегда, сегодня со мной Ольга Пушкина, моя прекрасная соведущая, помощница, которая не просто так держит в руках мой телефон, мы ведём прямой эфир. Поэтому сейчас с нами реально уже миллионы. И эти миллионы смотрят на гостя нашей программы. Я очень давно Вас ждала, Максим. Максим Гришаков, правильно, у меня всегда проблема с ударением, генеральный директор Яндекс.Маркет. Здравствуйте! 

Максим Гришаков:

Здравствуйте, здравствуйте. 

Татьяна Буцкая:

Мы Вас оторвали от чего-то очень важного, из чего состоит, вообще, рабочий день генерального директора Яндекс.Маркета?

Максим Гришаков:

Это такой вопрос, каждый день состоит из разного. Но в целом наша задача, это обеспечивать счастье наших пользователей, наших покупателей, чтобы им было хорошо, и чтобы они находили нужные им товары, вот это основная история. 

Татьяна Буцкая:

Слушайте, у кого это было, я сегодня должен сделать столько-то волшебных дел. 

Максим Гришаков:

Примерно так же. 

Татьяна Буцкая:

Оля, ну напомни, сколько, кто должен был сделать сколько-то подвигов. У меня по плану три подвига. 

Максим Гришаков:

Барон Мюнхгаузен. 

Татьяна Буцкая:

Точно, Барон Мюнхгаузен. То есть Вы, по большому счёту, работаете Бароном Мюнхгаузеном. 

Максим Гришаков:

Да, стараемся очень. 

Татьяна Буцкая:

Со скольки рабочий день?

Максим Гришаков:

Сегодня с 7:30. 

Татьяна Буцкая:

Ну, уже прямо все, в Вашем офисе?

Максим Гришаков:

Да. 

Татьяна Буцкая:

А Вы сам с собой там в 7:30 работали, или уже кто-то был?

Максим Гришаков:

У меня так, у меня поскольку там с 10 и дальше примерно до бесконечности встречи, совещания, и так далее, то утро, это единственное время, когда можно что-то спланировать, что-то обдумать, к чему-то подготовиться и так далее. Потому что потом начинается рабочий день и встречи, встречи, совещания, встречи, радиостанция, опять же, поэтому то самое время подумать. 

Татьяна Буцкая:

Я чувствовала, что мы с чего-то важного сбили. А мне, кстати, интересно, в Вашем вот этом прекрасном офисе, который, кстати, Вы все однозначно видели, что такое фикс Яндекс.Маркет, потому что его показывали, вообще, офис Яндекса, его показывали по всем телеканалам, когда Владимир Владимирович Путин приезжал. Помните Вы, конечно, эту машину и ту Алису, помощницу, которая говорила с нашим президентом. Так что, в общем, Вы сейчас поймёте, о чём мой вопрос. У Вас такой уютный офис и такие неформальные сотрудники, что мне кажется, они там ночуют, нет? В 7:30 никого не находите?

Максим Гришаков:

В 7:30 не так много, но в час ночи достаточно, на самом деле. То есть, действительно, мы делаем все условия, чтобы людям было комфортно, чтобы людям было удобно, чтобы любые потребности они свои могли удовлетворить. Офис открыт круглосуточно, люди приходят работать на выходных, если им нужно и, в принципе, мы фокусируемся на том, что человек должен решить свою задачу, он решит её чуть позже вечером, чуть раньше утром, в выходные, это менее важно. Поскольку люди очень вовлечённые в целом, то как раз и получается, что каждый может гибко к этому подходить, и от этого всем польза, и сотрудникам, и компании. 

Татьяна Буцкая:

Это прямо, во-первых, работа мечты, Вы даже не представляете, сколько народу мне написало, когда я проанонсировала, что Вы у меня будете, то есть я-то думала, что мне начнут писать, вот интернет-магазин, мы сейчас об этом поговорим, как, как нам работать с Яндексом. А мне пишут: Татьяна, спросите, как как мне работать в Яндексе. Куда надо писать резюме?

Максим Гришаков:

У нас в Яндексе, если зайти на сайт, есть раздел «вакансии», там вакансии публикуются. 

Татьяна Буцкая:

Неужели вакансии бывают? 

Максим Гришаков:

Вакансии бывают, мы нанимаем достаточно много людей, мы очень ищем талантливых разработчиков, людей, которые продуктов занимаются, математиков. Поэтому у нас, на самом деле, идёт большая программа найма. Поэтому надо ходить на наш сайт, надо интересоваться вакансиями, всё обычно, как в Яндексе, в свободном доступе находится. 

Ольга Пушкина:

Сейчас наши слушатели побегут смотреть. 

Татьяна Буцкая:

Да, я хотела сказать, боже мой, какое счастье, хоть здесь не надо говорить, что название сайта такое-то, название сайта знают все, потому что поисковик N1, да? 

Максим Гришаков:

Поисковик, конечно же, N1 и, конечно, непросто найти талантливого программиста. Это действительно, скажем так, программистов много, талантливых мало, большинство, конечно, у нас работают, это понятно, потому что такие классные продукты создают. Но найм большой, поэтому планы большие. Мы растём очень быстро, поэтому всех приглашаю в Яндекс, я думаю, что самые сильные, самые талантливые, самые целеустремлённые, конечно же, к нам попадут. 

Татьяна Буцкая:

Прекрасно. Я считаю, что прекрасное начало разговора. Оля, ты же собиралась досье на гостя программы, давай я подержу телефон, а ты что-нибудь из досье нам зачитаешь. 

Ольга Пушкина:

Родились в Москве, такая информация есть, высшее образование получили в МГИМО, обучались на факультете международной информации, правильно, было такое?

Максим Гришаков:

Было такое. 

Татьяна Буцкая:

Так, давай тогда на этом остановимся. Как Вы попали в МГИМО, кем хотели быть?

Максим Гришаков:

Я попал в МГИМО на специальность «связи с общественностью» или public relations. Это тогда была совершенно новая для России специальность, она меня как-то увлекла, потому что это где-то на стыке журналистики и корпоративного мира. Ну и увлекло то, что это прямо совсем новая-новая специальность. Вот поэтому готовится очень активно, долго, занимался, учился. 

Ольга Пушкина:

Сразу поступили?

Максим Гришаков:

Поступил да, после школы. 

Ольга Пушкина:

Но этим всё не ограничилось, дальше, в 95-м получили диплом, в том же году с отличием закончили Southen Utah University. 

Максим Гришаков:

На самом деле, история вот в чем, я в МГИМО диплом не получал, я уехал в Америку. 

Татьяна Буцкая:

С какого курса?

Максим Гришаков:

И получил диплом там. Я отучится в МГИМО три курса, а потом понял, что, особенно по этой специальности, гораздо больше и данных, и знаний, и информации можно получить за границей. У нас была молодая специальность, молодые преподаватели, которые сами только что чему-то научились в этой области. Поэтому на тот момент были ряд программ, я подал заявление, прошел разные курсы, экзамены, собеседования и получил грант, получил грант и поехал Соединенные Штаты. 

Ольга Пушкина:

А там Вы сколько учились?

Максим Гришаков:

Там я полтора года отучился. И получилось так, что МГИМО был признан тогда одним из немногих ВУЗов в России, где можно было перевести определённые предметы, особенно общеобразовательные, история, литература, языки иностранные. А за полтора года я смог все основные предметы, и получил там диплом в области именно специалиста в корпоративных коммуникациях. 

Ольга Пушкина:

Специальность звучала «Маркетинг рекламы и связи с общественностью». 

Максим Гришаков:

Да. Абсолютно, вот примерно то же самое, что изучал здесь, но только всё-таки на более профессиональном уровне. Надо признать, что университет Южной Юты, это, конечно, не топ-20, 30, 40 и, наверное, даже и 50, а может быть, и 100 Университетов США. Но конкретно по этой специальности, то есть это фундаментальная была для меня история. Были абсолютно практикоориентированные преподаватели, которые сами там работали по нескольку десятков лет в специальности, и для меня, такого молодого, только-только Советский Союз распался, это был просто какой-то космос, мне было очень интересно. И поэтому я, в отличие, может быть, от каких-то других студентов, которые скорее там наслаждались катанием на лыжах в Юте и т.д., потратил полтора года, чтобы нагрузить себя знаниями, получил там диплом, действительно, получилось даже с отличием, чего не ожидал. 

Татьяна Буцкая:

Слушайте, то есть Вы совершенно не тот самый разработчик, Вы не математик, Вы по рекламе. Вы по продвижению. 

Максим Гришаков:

Да это правда. 

Татьяна Буцкая:

Но это так оно и надо, то есть это правильно. Пусть Ваши идеи воплощают талантливые люди. 

Максим Гришаков:

Да, за три года в Яндексе, конечно же, Яндекс компания с культурой именно программистов, разработки, и мне приходится погружаться во все вопросы. Я, конечно же, не смогу что-то сильно запрограммировать, но говорить на языке с людьми, которые понимают в разработке, создают продукты пользовательские, это, конечно, то, что мне пришлось за несколько лет поднять, научиться и продолжаю учиться, на самом деле, в этом. 

Ольга Пушкина:

Обучение продолжается. 

Максим Гришаков:

Обучение продолжается. 

Татьяна Буцкая:

А что дальше было в жизни?

Ольга Пушкина:

Ну, дальше, если Википедия не врет, с 95-го года трудились в рекламном агентстве, подскажите, называется GWT. 

Максим Гришаков:

GWT. Да, совсем недолго, я действительно, в начале несколько поработал немного в рекламных агенствах. Получилось как: мой наставник ещё там, в Юте, когда я выпускался, спросил у него, что бы ты посоветовал в рамках карьерного такого старта. И он как раз посоветовал мне, что попробуй свои силы в рекламных агентствах, посмотришь на разные бизнесы. Потому что обычно рекламное агентство обслуживает разных клиентов. И дальше сможешь понять, куда тебе интереснее попасть. Я там, буквально, полтора или чуть больше года проработал в рекламном бизнесе, работал с клиентами автопрома, FMCG, медицинскими, сотовой связи и понял, что как-то FMCG, это более движушный рынок, там много чего происходит, много продуктовой разработки. И вот получилось так, что меня позвали в компанию Wrigley, где я отработал 13 или 14 лет. 

Татьяна Буцкая:

Ничего себе! Но потом оттуда уже в Яндекс. 

Максим Гришаков:

Не совсем. 

Татьяна Буцкая:

Нет? 

Ольга Пушкина:

Потом ещё в Spar, в Spar Retail. 

Максим Гришаков:

Да, я начал в компании Wrigley с руководителя торговой марки, отвечал за торговую марку Orbit, потом стал руководителем отдела маркетинга, маркетинг директором, за Россию отвечал, за страны СНГ. А потом стал генеральным директором российского офиса, российского подразделения. 

Ольга Пушкина:

Да, Таня, в 97-м пришли, а в 2004-м уже управляющий директор российского подразделения Wrigley. 

Максим Гришаков:

Да это правда. 

Татьяна Буцкая:

Всех съел по пути, мне кажется. Но просто, а как так быстро. 

Максим Гришаков:

Со всеми подружился. 

Татьяна Буцкая:

А, со всеми подружился, хорошо. 

Максим Гришаков:

Скорее так. И дальше уже с командой мы российский бизнес Wrigley вывели на третье место в мире по выручки, по объёму продаж, это прямо большое было достижение, потому что мы были где-то во второй десятке, и за несколько лет это сделали. И в если ничего не путаю, в 2008, наверное, году мне предложили возглавить офис в Мексике компании Wrigley. И вот мы с семьёй переехали в Мексику, был такой прямо опыт очень любопытный, потому что с детьми, с семьёй в какую-то такую страну, которая совсем другая и по культуре, и по безопасности. 

Татьяна Буцкая:

Они жвачку то жуют?

Максим Гришаков:

Жуют ещё больше, чем мы жуем. Было интересно. 

Ольга Пушкина:

И сколько Вы там? 

Максим Гришаков:

Я там проработал два с хвостиком года, после чего вернулся в Россию, там были какие-то проекты между. Но интересный был проект, как раз мечтал, поработав, фактически, 14 лет в компании, которая производит продукты, часть работы, связанная с тем, что ты общаешься с ритейлом. Ты договариваешься  о совместных планах, о выкладке, о том, как твой товар представлен на полке и так далее. И мне очень хотелось попробовать себя именно в ритейле, потому что казалось, что я о ритейле очень много знаю. И вот случился вот этот проект, я возглавил с Spar Retail франшизу, Spar, это голландская компания, но она фактически, раздаёт франшизу. И вот у нас была франшиза на Москву, области вокруг Москвы, я поработал ритейлером несколько лет. Это прямо такой был очень серьёзный опыт, он другой совсем, потому что здесь ты начинаешь ещё и недвижимостью заниматься, потому что магазины физические, там очень был любопытный, очень сложный опыт. И на каком-то этапе акционеры приняли решение этот бизнес продать, собственно говоря, мы сделали сделку и после сделки меня пригласили в Яндекс. В Яндекс меня пригласили в качестве коммерческого директора, то есть помочь выстроить службу продажи. На тот момент в коммерческом отделе, там порядка 600 человек работало или даже 700, очень много было разных функций. И вот этим я занимался несколько лет в Яндексе до момента, когда компания попросила возглавить Яндекс.Маркет. 

Татьяна Буцкая:

Можно я задам совершенно вопрос сейчас, может быть, половина отключится, ещё больше половины отпишется. Что продавали в Яндекс? Я-то думала, что Яндекс, это некий агрегатор, который представляет информацию, а что он продаёт?

Максим Гришаков:

Рекламу. Реклама, конечно же. 

Татьяна Буцкая:

Я всё забываю, что есть ещё такая важная составляющая. 

Максим Гришаков:

Чтобы быть хорошим агрегатором, хорошим поисковиком. 

Татьяна Буцкая:

Надо зарабатывать деньги. 

Максим Гришаков:

Да, чтобы нанимать грамотных людей, которые будут делать такие грандиозные уникальные продукты. Поэтому, конечно, как и наши конкуренты, мы размещаем рекламу, причём рекламу умную, рекламу не как в телевизоре, когда всем показывается все, а рекламу целенаправленную, таргетированную, контекстную мы её называем. Вот Вы поискали что-то в Яндексе, и там несколько первых объявлений, они релевантны именно для Вашего поиска. То есть если Вы ищете холодильник, мы Вам не покажем рекламу корма для животных. Поэтому вот. 

Татьяна Буцкая:

Так я купила машину Сузуки, помню, искала я Сузуки, искала, нигде не могла найти, а тут захожу чего-то, вот прямо помню этот момент, в поисковике мне такая машина Сузуки, причём я понимаю, что адрес на соседней улице, и одна в наличии. Я в тот момент решила, что это просто. 

Ольга Пушкина:

Судьба. 

Татьяна Буцкая:

Судьба. Да, я же не знала, что меня просчитывают. 

Максим Гришаков:

Вот это технология персонализации. 

Татьяна Буцкая:

Вот, я полетела, её купила, а потом мне через несколько лет сказали, так тебя же просчитали. 

Максим Гришаков:

Но это же в хорошем смысле. 

Татьяна Буцкая:

Но я была очень удивлена, я вообще, как подарок это восприняла, спасибо Вам большое за то, что Вы тогда сделали для меня. 

Максим Гришаков:

И для, наверное, миллионов. 

Татьяна Буцкая:

Для миллионов ещё. Но даже тогда, когда ты понимаешь, что всё это просчитано, это очень клёво, но это клёво до того момента, пока ты не купил эту машину Сузуки, а тебе продолжают в течение, не знаю, последующих трёх месяцев предлагать. 

Ольга Пушкина:

У тебя, Татьяна, Сузуки, а я как-то много-много лет назад искала средство от тараканов, и мне потом ещё месяц предлагали средства, хотя уже с тараканами война было покончена. 

Татьяна Буцкая:

Да, кстати, вот что делать, можно нажать на какую-то кнопку «спасибо», есть? 

Максим Гришаков:

Конечно, там есть крестик, Вы нажмете на него, и там будет написано: почему Вы не хотите эту рекламу увидеть? Вы сказали: а я уже купил этот товар. Все, Вас такая реклама больше преследовать не будет. 

Татьяна Буцкая:

Вот, Оля, ты знала об этом? 

Ольга Пушкина:

Нет.

Татьяна Буцкая:

И я не знала. 

Максим Гришаков:

Ну, вот видите. 

Татьяна Буцкая:

Вот, всё, день не зря прожит. Так, ну что, тогда мы закончили с вопросами о Вас, мы теперь поняли, что Вы за человек, откуда Вы пришли. 

Ольга Пушкина:

Всё знаем теперь про Вас. 

Татьяна Буцкая:

Я, увидев на Вас очки, подумала, что Вы математик. Раз Вы больше о рекламе, но всё равно, начнём наш блиц опрос. Давайте мы сделаем сначала блиц, а потом мы во что-нибудь более интересное. Когда Вы начинали, Вы собирались быть, вот я к Вам, как к Яндексу. Вы для меня олицетворение Яндекса. Когда Яндекс начинал, Вы собирались быть только агрегатором или анализирующим агрегатором, какие пути Вы прошли. Вот с чего начинался Яндекс?

Максим Гришаков:

Я скажу больше про Яндекс.Маркет, потому что Яндекс, это поисковый портал огромный, но мы больше про Яндекс.Маркет говорим, про товары. На заре, ещё в начале двухтысячных, действительно, в Яндексе было несколько сервисов. Там был Яндекс гуру, Яндекс товар, Яндекс подборки. Каждый сервис занимался немножко разной историей. Яндекс гуру, например, рекомендовал там наиболее популярные товары, Яндекс подборки их компоновал, Яндекс товары, скорее, там демонстрировал цены. И вот на каком-то этапе эти три немного отдельно стоящих сервиса были агрегированы и был создан так называемый Яндекс.Маркет. Конечно же, это был и изначально не просто агрегатор, где есть все товары, это был агрегатор умный, который позволял делать фильтры, настройки, рекомендации, соответственно. И вот с этого всё началось. Конечно же, начиналось не со всех категорий. То есть поначалу в Яндекс.Маркете единственное, что было представлено, это электроника, так называемые гаджеты, сейчас модное слово, компьютерная техника, потом подключилась бытовая техника. Почему, потому что именно эти категории изначально в онлайн коммерции развивались. Там ещё и в 2005-2006 году люди уже начали покупать такого плана товар в интернете. Там, условно, одежду в интернете начали покупать гораздо позже. То есть сейчас её покупают много, а в 2002-2003 году никто не думал, что одежду можно покупать в интернете. Всем казалось, что надо прийти в магазин, потрогать, а как же размер, а как же примерка. Ну, вот сейчас это уже решается тем, что привозят несколько товаров, Вы их примеряете, и дальше отправляете назад то, что Вам не подошло. Поэтому, конечно же, агрегатор, но умный, с алгоритмами, с контролем качества, с тем, что идёт умное и понятное ранжирование оферов, ранжирование предложений, потому что предложений море и, конечно же, мы показываем те предложения, которые наиболее релевантны, наиболее актуальны для наших покупателей. И каждый год этот сервис совершенствуется, совершенствуется, и, в общем-то, предела, наверное, совершенству нет. Потому что появляются отличные идеи, новые идеи, новые категории добавляются. Вот, например, новая категория еды сейчас в интернете не сильно представлена. Всё-таки люди пока ещё не дошли до того, чтобы покупать массово в интернете еду. То есть три года назад или четыре, в принципе, вообще, практически не покупали, сейчас начали покупать категорию т. н. сухой еды. То, что упаковано, то, что имеет длительный срок хранения, ну и брендовая еда. То есть если ты покупаешь, например, условно, корм для домашнего питомца, не будем бренд называть, скорее всего, ты его один раз купил, понял, что это такое, тебе это интересно, и ты можешь дальше заказывать. Свежую еду пока ещё в интернете не сильно покупают, хочется этот помидорчик понюхать, подержать в руках, потому что когда ты заказываешь его по картинке, не всегда понятно, что привезут. Может быть, он будет такой, прямо с грядочки, а может быть, он будет пластмассовый, натертый каким-то химикатом. Но я уверен абсолютно, что через 3-4 года еда также будет продаваться в интернете и, конечно же, мы, как агрегатор, будем в эту категорию у себя развивать, подключать магазины, которые продают еду, и так же будем нашим покупателям предлагает ещё больше категорий товаров. 

Ольга Пушкина:

Но сейчас как раз появляются такие магазины, которые пишут «фреш», акцентируют на том, что продукция будет именно свежая, с грядки, фермерское хозяйство и.п. 

Татьяна Буцкая:

Я просто хотела сказать, что насколько Вам надо смотреть в будущее. То есть Вы должны жить уже не тем, что сейчас есть, Вы должны жить завтрашним, вообще, послезавтрашним днем, уже предлагая решение тех проблем, которые ещё не возникли. 

Максим Гришаков:

Примерно работает это так. Я, конечно же, упрощаю, но примерно работает это так. Поскольку у нас, мы дочерняя компания Яндекса, а Яндекс, это больше половины всех поисков в России. То есть люди приходят в Яндекс и что-то ищут. Мы знаем, что люди ищут, а это значит, что мы знаем, на что есть спрос, и мы знаем это лучше любого другого интернет-магазина, потому что правда, если человек что-то хочет или пошла мода на какой-то товар, конечно же, все ищут, где его купить, и мы видим этот спрос. И что мы делаем, мы, работая с нашими интернет-магазинами, мы говорим: ребята, смотрите, оказывается, сейчас все ищут вот такие-то игрушки, условно. Пожалуйста, заведите их в свой ассортимент, но мы же не магазин, мы ничего на склад к себе не заводим, не закупаем у производителя. Ребята, вот сейчас такая тенденция, давайте, сделаете так, Вы получите свою выручку, Вы поможете покупателям решить их проблемы. 

Татьяна Буцкая:

То есть Вы им помогаете. 

Максим Гришаков:

Мы, конечно же, им помогаем, потому что мы заинтересованы, чтобы они развивались, процветали, приносили пользу нашей аудитории, нашим пользователям, нашему покупателям. 

Татьяна Буцкая:

Круто. Я как раз хотела следующим вопросом Вам задать, как попасть маленьким магазинам, ну и вообще, как с Вами работать. 

Максим Гришаков:

Это замечательный вопрос. С точки зрения критериев, конечно же, они одинаковые, что большой магазин, что маленький магазин. Магазин приходит на нашу страничку, магазин регистрируется, говорит, в какой форме он хочет с нами сотрудничать, либо в форме рекламной, когда он получает клики с Яндекс.Маркета, то есть переходы покупателей. Либо в форме транзакционной, мы делаем саму покупку на Маркете, а магазин лишь снабжает нас товарами. То есть есть несколько форм, потому что какие-то интересные для одних категорий магазинов, какие-то для других. Но критерии одинаковые. И в этих критериях очень важен именно контроль качества. То есть мы отключаем магазины за некачественную работу. Почему, потому что это, в общем-то, наша репутация, мы считаем, что мы заботимся и защищаем наших пользователей от некачественных товаров, некачественных магазинов. То есть у нас есть большая служба, которая делает контрольные закупки, проверки. А потом есть ещё такая история, которая называется «отзывы и рейтинги». Чем хорош интернет, люди оставляют отзывы о магазинах и о товарах. И на нашей площадке огромное количество таких отзывов. Если мы видим, что магазин постоянно некачественно работает, мы видим плохие отзывы, то мы делаем ему замечание, потом его отключаем, если они проблему не решают. И таким образом, когда человек, например, хочет выбрать магазин или товар, он фильтрует, например, магазины по рейтингу, по звёздочкам. Он вначале видит те магазины, которые, очевидно, работают очень хорошо. А что значит хорошо? Доставляют товар вовремя, у них соответственно, понятные цены, и они не меняются каждую минуту. Бывает так, что, например, на площадке товар по одной цене, а потом магазин говорит: ой, а у нас цена поменялось. Всё это мы контролируем и стараемся минимизировать, в общем-то, так обычно это и получается. Дальше, вот по поводу маленьких игроков. Как раз сейчас мы развиваем тему т.н. фулфилмента, исполнения заказов последней мили. Сейчас расскажу человеческим языком, что это значит. Маленький магазин, как правило, это предприниматель, который, например, получил доступ к каким-то товарам. То есть он всю жизнь увлекался волейболом, хочет продавать волейбольные мячи, и он знает, где купить самые хорошие мячи, он договорился о хороших целых, и это его бизнес, он в нём всё понимает. Но, скорее всего, он не очень хорошо разбирается, может быть, в каких-то платёжных системах или инструментах, он не может договориться о каком-то дешёвом складировании качественном своих товаров. Потому что бизнес маленький, никто ему скидку за объём, как обычно, не даст. Если ты хранишь в фурами товары, ты можешь получить хорошую скидку, а если штучно, нет. Дальше, доставка, опять эе, ему сложно подключить какие-то курьерские компании, понять, как товар отправить, не знаю, в удалённые территории. И вот для таких как раз компаний мы сейчас создаем формат, при которому мы можем подключить именно ассортимент, хранить его на подконтрольных нам складах и отвечать за доставку, за поддержку клиентов, за всё остальное. То есть говорим: уважаемый предприниматель, твоя задача получить доступ к качественным товарам. Это может быть и производитель товаров, ну, например, предприниматель, который валенки делает, ну, почему бы ему не продавать их у нас на платформе. Но ему не хочется заниматься доставкой, приемом платежей и так далее. Всё это мы возьмём на себя. Им предложим фокусироваться на том, что они реально умеют делать, это вот, собственно, их бизнес. Либо производств, либо какой-то импорт товаров, либо продажа товаров, вот такая история. И сейчас мы как раз отпилотировали такой проект в рамках «Черной пятницы», на наших складских мощностях собрали определённый ассортимент, развезли его по всей России, у нас было большое количество заказов. И в первом квартале следующего года такой сервис прямо будет доступен. Поэтому мы, конечно, отдельно о нём расскажем, пригласим. 

Татьяна Буцкая:

Интересно, то есть Вы, по большому счёту, становитесь тем самым интернет-магазином, но очень масштабным. Самим по себе. 

Максим Гришаков:

Мы становимся таким marketplace. 

Татьяна Буцкая:

Да. Marketplace, да, это модное слово, Marketplace. 

Максим Гришаков:

Мы не будем закупать товар, то есть это что значит, это значит, мы владеть товарами не будем, почему, потому что чтобы владеть товарами, нужно прямо детально погружаться, понимать. А всё-таки наш бизнес немножко другой, пусть владеют товарами магазины, мы лишь приблизим этот товар покупателю, вот это самое главное. Потому что меня много спрашивают, почему в России онлайн коммерция, это всего лишь 4 % сейчас от общих продаж, а, например, в Китае уже 20. Потому что, конечно же, есть исторически сложившиеся барьеры, и как раз они именно в этом, потому что очень много маленьких магазинов, и у каждого магазина свой подход к доставке, к хранению, и очень неконсистентно. Человек в одном покупает, вроде всё замечательно, курьер приехал на следующий день, привёз. В другом купил, курьер не привёз или не позвонил. 

Ольга Пушкина:

Потерялся. 

Максим Гришаков:

Потерялся или обещали в 8 вечера, а привезли в 8 утра и т.д. И люди, для них это сдерживающий фактор, и люди боятся, они не знают, где хорошо, где плохо. Именно поэтому, создавая такие экосистемы, создавая таких агрегатов, мы хотим ту работу, которая кажется не консистентной, взять на себя, но владение товаром, подбор ассортимента, может быть, пусть делают те, кто умеют это делать, это как раз магазины, производители. 

Татьяна Буцкая:

То есть их задача будет в том, чтобы, во-первых, найти лучший товар, в котором они уверены, что он будет продаваться. 

Максим Гришаков:

Конечно. 

Татьяна Буцкая:

Вы представляете, грубо говоря, место для рекламы их товара и говорите: привозите к нам, мы берём, я не знаю, как это называется, хранение, доставка. То есть мы не подаём, он Ваш товар, но мы. 

Максим Гришаков:

На платформе, Вы его продаёте на нашей платформе. Сделайте хорошую цену, это важно, потому что, конечно, в интернете в чем ещё польза, в том, что раньше людям надо было пойти в разные магазины пешочком и сравнить цены. А в России всё-таки разброс цен достаточно большой ещё. Это в более развитых странах, там плюс-минус процент, у нас может быть плюс-минус 50 %. Но в интернете прелесть том, что, особенно на таких площадках, платформах, ты нажал одну кнопочку и, в общем-то, отфильтровал все товары по цене. 

Ольга Пушкина:

То есть за минутку «обойти» множество магазинов. 

Максим Гришаков:

Да, и поэтому, конечно же, вот у нас на платформе продавцы, которые завышают цены или делают какую-то нереальную наценку, они не очень хорошо продаются, не получают от нас выручку. 

Татьяна Буцкая:

Их сразу видно. 

Максим Гришаков:

Потому что их видно, да, поэтому... 

Татьяна Буцкая:

Сколько стоит для магазина вот эта Ваша услуга? 

Максим Гришаков:

Эта услуга в среднем, опять же, поскольку в Яндексе это хитрая система и умная система аукциона, когда производители делают определённые ставки, Яндекс.Маркет списывает с них денежку за клики или за продажи. Но в целом это порядка 3-4-5 % от стоимости товара, это средняя температура по больнице. По категориям немножко отличается, но это примерно так. Но в данном случае, если сравнить это, например, с магазинами, которые физические такие, оффлайновые мы называем, там 3-4% берем мы, например. Но если это оффлайн, там надо заплатить за аренду, за кассиров, за уборщиц, за мерчандайзеров и так далее, так далее. И, конечно же, это более дешёвый канал, чем поддерживать большое количество физических магазинов, это правда. 

Татьяна Буцкая:

Тем более, если у тебя уникальный какой-то товар, то есть мне кажется, Вы тем самым даёте возможность тем, кто производит чего-то, чего на рынке не так много, моментально попасть в сердца, кошельки, дома. Потому что если у тебя есть уникальный товар, ты, скорее всего, будешь только думать над тем, как его тебе доставить, логистику выстроить, кого нанять, кто не обманет. В этом случае Вы, конечно, прямо такие мага помощники. Вы ни за что деньги не берёте? Знаете ,что меня всегда смущает. То есть я когда захожу и вижу некий рейтинг магазинов, всё равно, на том же самом даже Яндекс.Маркете, когда ты нажимаешь на какую-нибудь коляску, тебе предлагают список, первое, я дальше первой страницы не хожу, у меня нет времени на это.

Максим Гришаков:

Как и большинство покупателей. 

Татьяна Буцкая:

Как и большинство покупателей. У меня всегда где-то сидит в голове червь о том, что как они ранжированы, понятно, что по цене, может денег дали, а может быть, это какая-то там акция, поэтому Вы этих вверх ставите, а кого-то вниз. Есть же какая-то возможность у магазинов за что-то заплатить, чтобы Вы их любили больше, нежели других. 

Максим Гришаков:

Смотрите, это очень правильный, очень хороший вопрос. Нельзя заплатить деньги Яндекс.Маркету и оказаться в Яндекс.Маркете на самом предпочтительном месте. Почему, потому что в рамках формулы ранжирования и, конечно же, формула ранжирования, это вещь, которая является большим секретом, потому что мы её держим в секрете, потому что иначе появятся мошенники, которые начнут, зная формулу, подстраиваться не качеством своим, а хитростью своей. Но в эту формулу входит, прежде всего, конечно же, цена. Но мы не покажем на главном главной карточке товар, который самый, не товар, а магазин, который предлагает самую высокую цену. Почему не покажем, да потому, что к нам потом никто не придет больше, если мы будем показывать не те цены, то мы потеряем аудиторию, мы потеряем людей, которые к нам ходят. А дальше качество магазина, это рейтинги, звёздочки, в совокупности, отзывы и так далее. Качество сайта, что там удобно найти, будет удобно купить. И фактор ставки, он является, он достаточно минимален в этом случае. Более того, если идёт у магазина сниженный рейтинг, то сколько какая бы ставка не была сделана, он никогда не попадет не верх выдачи. Поэтому здесь как раз индикатор для нас, это именно кликабельность, это то, как покупатели взаимодействуют. Если что-то не так, то мы видим сразу снижение кликов, снижение интереса и быстро это фиксируем. Но ещё раз никак нельзя деньгами показаться на самом удобном на самом месте. У нас на так называемых некоторых других площадках есть так называемые рекламные места. 

Татьяна Буцкая:

Вот я просто сейчас сижу. 

Ольга Пушкина:

Купить первую строчку. 

Татьяна Буцкая:

Вот откуда мне такое в голове появилось, правильно. 

Максим Гришаков:

У нас на Маркете рекламных мест нет сейчас. 

Татьяна Буцкая:

Очень хорошо. 

Максим Гришаков:

Мы не продаем за деньги вот такую штуку. 

Татьяна Буцкая:

Всё, очень хорошо, я очень рада. Друзья, услышали, что если Вы заходите на Яндекс.Маркет, хотите что-то купить, верьте тому списку, который Вам предлагают, потому что за Вас уже поработали, сколько у Вас сотрудников?

Максим Гришаков:

У нас около 600 сотрудников. 

Татьяна Буцкая:

Около 600 сотрудников поработали на Вас, Вы босс, для Вас отобрали уже лучший магазин, с лучшей ценой, Вам надо только посмотреть по наличию, по цвету, я не знаю ещё, как Вы оцениваете. Кстати, если я вот вся такая, но я живу где-нибудь, уехала я из Москвы, не хочу больше дышать этим грязным воздухом, есть эти грязные продукты, перееду-ка я в 300 км от какого-нибудь самого отдалённого города. Мне туда проведут интернет, я захочу заказывать с Яндекс.Маркета свежие бананы, которые я не буду выращивать у себя в лесу. Как быть?

Максим Гришаков:

Если Вы действительно уедете за 300 км от самого удалённого города, скорее всего, где-то у Вас рядом будет отделение Почты России, и вот туда мы Почтой России этот товар доставим, или наши магазины партнёрские доставят Почтой России. Действительно, то, что называется логистика или доставка, для России сейчас это самая большая зона роста. Потому что у нас 11 часовых поясов и очевидно, что исторически развитие интернет торговли идёт от крупных городов в более мелкие города. Но последние несколько лет динамика примерно такая, что и электронная коммерция, и, в принципе, интернет прирастает именно за счёт мелких городов, более мелких городов. Почему, потому что крупные города имеют огромное количество и обыкновенных магазинов, и пунктов выдачи, и товар можно прийти, потрогать, пощупать и так далее. А в мелких городах иногда бывает так, что есть несколько магазинов продовольственных и какой-то рыночек. И вот вся жизнь вокруг этого рыночка и продовольственных магазинов. И эти рыночки, понимая свою эксклюзивность, конечно же, ставят огромные наценки, потому что человеку негде просто, надо в другой город ехать, чтобы купить. Именно поэтому сейчас, а интернет уже туда пришёл. То есть ещё пять лет назад, скорее всего, там не было интернета, а мобильный интернет на том этапе был медленный, поэтому невозможно было картинки смотреть и выбирать товары. Сейчас даже если нет широкополосного интернета, есть LTE, есть мобильный интернет, который уже позволяет так же, в принципе, с той же скоростью работать. Так вот как раз наши пользователи, покупатели из мелких городов всё больше и больше заказывают товары в интернете, потому что это реально гораздо более дёшево, чем иногда в их магазинах. А с точки зрения доставки, да, она, наверное, стоит 200-300-400 руб. в зависимости от способа доставки. Но, зачастую, разница в цене на товары гораздо больше. Поэтому это экономия и так далее. Единственное, что, конечно же, товар до Вас, бананы я бы, наверное, пока не заказывал. 

Ольга Пушкина:

Зелёные если. 

Татьяна Буцкая:

Игрушечные, хорошо, для ребёнка. 

Максим Гришаков:

Но если Вы прямо в каком-то, пять часовых поясов от Москвы, наверное, всё-таки пока ещё там 3-4 дня туда почтой товар будет идти, всё-таки это не доставка на следующий день или в тот же день. Но в наших планах, конечно, сделать так, чтобы ближайшие 18-24 месяца в миллионниках доставка в тот же день была, в более мелких городах на следующий день. Ну и уже далеко-далеко, там 72 часа, например. Вот такие наши планы. 

Ольга Пушкина:

То есть получается, удалённые регионы, они вообще автоматически подключаются, Вам даже ничего не нужно делать для развития торговли через интернет. 

Максим Гришаков:

Нам нужно только сделать так. 

Ольга Пушкина:

Люди сами приходят, нет?

Максим Гришаков:

Люди приходят, конечно, они приходят на платформы, то есть кто-то приходит напрямую в магазин, это тоже нормально, кто-то хочет посмотреть сразу выбор и приходит к агрегаторам типа нас, сразу посмотрели, вот такая-то цена вот у такого магазина, такая у такого, такая у такого. У каких-то магазинов там есть доставка, у каких-то нет доставки. Но вот расскажу совершенно конкретный случай, который у меня был. Мой приятель, он живёт в Астрахани, и он выбрал товар, товар не буду называть, достаточно дорогой товар. Обошёл все магазины, и интернет-магазины, и настоящие, обыкновенные магазины у себя в городе и в области, и сказал, что самая низкая цена вот там 40.000 руб. Попросил меня посмотреть, а что можно в Москве найти. И мы, конечно же, ему нашли такой же, идентичный товар, то есть тот же производитель, тот же товар, та же спецификация где-то за 30.000, доставка стоит 300-400 руб. Соответственно, вот такая история. Именно это и является сейчас драйвером роста, потому что в регионах, действительно, очень высокие цены из-за эксклюзивности, из-за того, что часто ритейл не развит, интернет всё больше и больше будет, проникая в регионы, будет давать возможность, людям получать доступ к таким товарам. Получается парадокс в регионах доходы ниже, а цены выше. И вот как раз здесь, мне кажется, интернет - большое решение. 

Татьяна Буцкая:

Беда-беда. Когда Вы рассказывали о своих планах, я вспомнила какой-то художественный фильм, помните, там был холодильник с двумя дверцами, одна дверца из квартиры, а вторая дверца с улицы. И когда ты открываешь холодильник, а тебе ночью его уже заполнили. Не смотрела такой фильм?

Ольга Пушкина:

Нет.

Татьяна Буцкая:

Я не помню, как он называется, у меня сегодня вообще что-то с памятью, понимаешь, прикольно. То есть ты заказал. 

Ольга Пушкина:

Но если через интернет, подключаешь. 

Татьяна Буцкая:

А еще есть умные холодильники, которые замечают, что закончилось молоко. 

Ольга Пушкина:

Закончились бананы те же самые. 

Татьяна Буцкая:

Да, и они дозаказывают. 

Ольга Пушкина:

Курьер привозит. 

Татьяна Буцкая:

Слушай, а было бы такое, то есть подходишь к этому своему шифоньеру, он такой, аха. 

Ольга Пушкина:

У тебя закончились платья. 

Татьяна Буцкая:

Да, закончились платья, так, потолстела, заказать новый размер. Либо какие-то тенденции рынка, у неё нет красного платья, предложить ей купить красное платье. Мы сейчас Вам здесь накреативим. 

Ольга Пушкина:

Расфантазировались мы. 

Максим Гришаков:

Вы прямо две тенденции сейчас описали, одна тенденция, это то, что называется интернет вещей. Интернет вещей, это то, что последние три года достаточно активно развивается, я думаю, в течение следующих пяти лет это будет достаточно большая вещь. 

Татьяна Буцкая:

Три минуты осталось, вообще кошмар.

Максим Гришаков:

То есть когда стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, духовки будут иметь возможность делать что-то за Вас. Умные дама, опять же, то есть Вы можете загружать рецепты какие-то, или Вы можете сказать, голосовые технологии тоже развиваются, в том числе и в Яндексе, Вы скажете духовке: надо приготовить утку с черносливом. Соответственно, Вам надо, наверное, порезать будет это как-то, но оно уже настроит температуру и так далее. А вот когда утка в холодильнике закончилась, соответственно, тоже может быть сигнал на Яндекс.Маркет, что нужно и так далее. То есть технологии все для этого есть, их просто нужно коммерциализировать и сделать более доступными. Но это как, знаете, телевизоры были 3D или 4D. 

Ольга Пушкина:

Рассказать вообще людям, что есть. 

Максим Гришаков:

То есть сначала это стоит, как космос, но как только это начинает идти в массовое производство, цена снижается, снижается, поэтому экспериментов полно, начиналось всё это с того, что просто камера ставилась в холодильник, ты видишь, что там лежит, такая примитивная история. А дальше это история с распознаванием, история с тем, что какие-то вещи циклические, условно, Вы можете на стиральную машину поставить кнопку стирального порошка, нажимаете кнопку, такие примеры уже в мире есть. И просто у Вас на следующий день уже привозится порошок, который Вы любите, Вы его выбрали. Поэтому дальше голосовые помощники. Вы упомянули Aлиса, Алиса, как раз это тот помощник, через которого можно будет на Яндекс.Маркете заказывать такие частотные товары. То есть Вам нужно корм, например, для питомцев покупать, подгузники для детей, то, что расходный материал, салфеточки. Вот Вы можете через какое-то время сказать: Алиса, пожалуйста, закажи на Маркете или просто закажи таких-то товаров. А поскольку к Вашему логину будет подвязан Ваш адрес, предпочтительное время доставки, карточка, то всё это будет автоматически. 

Ольга Пушкина:

Всё это в ближайшем будущем. 

Максим Гришаков:

Это прямо ближайшее совсем будущее. 

Ольга Пушкина:

Фантастика! Мы живём в это время. 

Татьяна Буцкая:

Пока у меня есть Света, помощница по хозяйству, так что будет Алиса. 

Максим Гришаков:

А скоро будет Алиса, да. 

Татьяна Буцкая:

Грустно, за Свету грустно, придётся Свете что-то ещё придумать тогда. 

Максим Гришаков:

Я думаю, что Света тоже, пригодится и света. 

Татьяна Буцкая:

И света тоже пригодится. Друзья, я каждый раз говорю, что час пролетел, но сейчас я просто когда кинула взгляд и увидела, что у нас 3 минуты, а сейчас вообще 48 секунд. То есть я честно вообще не поняла, куда у нас ушло это время. Максим, давайте я вот за эти оставшиеся 40 секунд возьму с Вас слово, ещё как-нибудь раз найти 40 минут, чтобы доехать до нас, поговорить уже прямо непосредственно о детских товарах. Потому что мы так хорошо Вас обсудили, так хорошо о будущем поговорили. 

Максим Гришаков:

А я так хорошо готовился про детские товары поговорить.

Татьяна Буцкая:

А Вы так хорошо готовились и час пролетел. 

Максим Гришаков:

Давайте, конечно, например, сделаем это в начале февраля, потому что мы к тому времени как раз будем запускать новый функционал на Маркете. Там у нас будет и доставка обновлённая, я расскажу и про это. И как раз к 8 марта я тоже, думаю, что у нас будет интересная программа и для мам, я думаю, мы сможем порадовать мам хорошими товарами, скидками. 

Татьяна Буцкая:

Друзья, всё, время закончилось, до свидания. 

Максим Гришаков:

До свидания, спасибо большое.