Д. Волянская:
Программа «Онлайн приём». В студии я, Дарья Волянская. У меня сегодня потрясающий гость. К нам пришёл начальник управления по стратегическим коммуникациям и информационной политике Первого университета имени И.М. Сеченова Борис Давыдов.
Я, когда готовилась к эфиру, прочитала, что в прошлом году университет кардинально поменял свой стиль, сделал некий ребрендинг, если так можно говорить. Можете рассказать поподробнее, с чем это связано, в чём заключается такая резкая смена и для чего?
Б. Давыдов:
С удовольствием. Спасибо, хороший вопрос на самом деле, потому что он, действительно, может ответить на многие вопросы, связанные с тем, почему ведущий медицинский ВУЗ страны поменял своё название, можно сказать. Мы не поменяли название, мы поменяли несколько идеологию. Ребрендинг связан с тем, что университет вошёл в государственную программу «Проект 5-100» - программу, связанную с повышением конкурентоспособности российского образования на международном уровне. В программу входит 21 ВУЗ, и единственный отраслевой – я подчеркну, отраслевой – ВУЗ, это наш Первый МГМУ имени Сеченова, вошёл в программу. Это было очень трудно сделать, мы попали туда со второго раза. Попадание в программу и выход на международный уровень сподвигли к пониманию того, что нам нужно поменяться. Чтобы на Западе нас правильно воспринимали, нам нужно было поменяться, и мы затеяли ребрендинг. Сеченовский университет, как он теперь называется после ребрендинга, ведущий медицинский ВУЗ страны, ВУЗ с многовековой историей. Но мало кто знает, что ему исполняется в следующем году 260 лет.
260 лет! Это целые научные школы, целые научные направления, целая плеяда великих российских медиков, врачей, учёных, которые внесли огромный вклад, не побоюсь этого слова, в развитие медицины. Но динамика процессов в современном мире заставляет всех нас двигаться, почивать на лаврах нет смысла. Мы идём вслед за запросами общества. Медицина – это наука о жизни, это самая важная, наверное, наука, которая сегодня позволяет, на базе медицины сегодня появляется много специальностей. IT-медики, что вы знаете прекрасно, так как мы находимся в «Медиаметрикс», советник президента Герман Клименко эту тему развивает, телемедицину. Многие специальности развиваются на базе медицины, и мы понимаем, что ВУЗ должен был трансформироваться, он должен был измениться, поменять свою повестку. В результате ребрендинга мы становимся ведущим исследовательским ВУЗом России. После ребрендинга мы начинаем формировать новую повестку для университета, мы начинаем привлекать талантливых студентов со всего мира.
Немного статистики, я считаю важным сказать. Мы, наверное, единственный ВУЗ из проекта «5-100», у которого 12% - это иностранные обучающиеся. У нас 12%, 2 200 человек – это иностранцы. Это говорит о чём? О том, что наше образование воспринимается за рубежом. Те образовательные программы, тот контур, который мы выбираем для обучения студентов, воспринимается позитивно.
Д. Волянская:
Не так давно ректор университета имени Сеченова отметил, что мировой опыт в подготовке современных медицинских кадров ярко показывает, что нужно уходить от теоретического характера и переходить к более практическому, клиническому подходу; что современные врачи, которых готовит ваш университет, и те запросы, которые диктуются обществом, требуют уже давать выпускникам возможность приобретать конкретные профессиональные компетенции. В связи с этим образовательная программа была скорректирована. Вы можете об этом подробно рассказать, чему надо учить современных врачей, какие особенности?
Б. Давыдов:
Начну, опять же, с истории. Российская система медицинского образования подразумевает обучение у постели больного. Это важный принцип, который был заложен ещё корифеями медицины, такими, как Склифосовский, Бернгофф, Сеченов, Боткин. Это фундамент, на котором стоило бы начать наш разговор. Конечно, современное образование невозможно без практико-ориентированного подхода. В Сеченовском университете этому уделяется огромное внимание.
Первый центр практических навыков, «Mentor Medicus» - это учебная виртуальная клиника. Это огромное помещение, прототип тысячекоечной больницы, вы представляете себе? Как будто районная больница, условно говоря, которая подразумевает различные кабинеты, начиная от акушерства и гинекологии и заканчивая виртуальными гибридными операционными, симуляторами, муляжами, где студенты могут в активной форме, в форме квеста, в форме любых других видов обучения проходить там занятия. Например, там даже есть кабинет с имитацией аварии, и что должен сделать студент – обучают, как оказать первую помощь, трогать человека, которого сбила машина, или нет, или кого-то позвать. В общем, все нюансы, которые могут быть с этим связаны, у нас преподаются. Это что касается студентов.
Что касается врачей, у нас есть центр «Praxi Medica», учебный центр врачебной практики для врачей, которые хотят повысить свою квалификацию, там проходят мастер-классы. В том числе идёт обучение и в режиме живой хирургии на мини-пигах, которых также мы выращиваем, у нас есть свой виварий для этих целей. В принципе, университет сегодня – это некий хаб, который концентрирует все самые современные технологии и образовательные программы для того, чтобы их транслировать профессиональному сообществу. Это самое важное.
Университет сегодня – это хаб, который концентрирует все самые современные технологии и образовательные программы.
Д. Волянская:
Вы уже начали говорить о том, что медицинская наука особенно чувствительна к прогрессу и развитию технологий. Как вы адаптируете учебные программы в соответствии с общемировыми тенденциями, в том числе, как вы занимаетесь подготовкой преподавателей?
Б. Давыдов:
Начать, может быть, стоило с того, что в университете, если не соврать, по-моему, более 2 500 преподавателей, 85% из них имеют учёную степень. Это огромный коллектив ведущих специалистов нашей страны, связанных с медициной. На сегодняшний момент есть, конечно, курсы повышения квалификации. Сегодня введена новая система – аккредитация специалиста. Сегодня каждый выпускник по специальностям – лечебное дело, стоматология, педиатрия – проходит через систему аккредитации. Для этого на нашей базе Минздравом был создан федеральный методический центр аккредитации, где врачи, которые должны получить аккредитацию, проходят: первый этап – это решение задачи на компьютере; второй этап – это уже зона, где они идут по некоему определённому для них сценарию, например, приём у врача-гинеколога. Это решение ситуационных задач, там есть пациент, оценивается то, как в реальной жизни этот человек, врач, делал бы всё это. За стеклом сидят эксперты, которые либо дают задания, либо задают вопросы через этого актёра. Также мы участвуем в проекте «Московский врач». Это пилотный проект, был запущен московским правительством, Департаментом здравоохранения Москвы, который также позволяет нам на нашей базе оценивать, что умеют делать врачи, как они это делают, чтобы потом получать некие бонусы. Насколько я знаю, там есть финансовая заинтересованность.
Д. Волянская:
Вы в прошлом году внедрили огромное количество новых образовательных программ и очень интересных дисциплин, на мой взгляд. Я даже перечислю: клиническая фармакогенетика, психофармакология, медицина спорта высших достижений, инновации в отоларингологии и прочее. Есть статистика среди студентов-медиков, будущих врачей, ваших выпускников, какие направления сейчас современные, пользуются особым спросом?
Б. Давыдов:
Стоит отметить, что, действительно, в результате трансформации мы вводим новые программы, которые востребованы и в обществе, и в компаниях-работодателях, которые в итоге получают нашего выпускника. Мы запустили новую программу «Врач-исследователь». Это уникальная программа для подготовки научных кадров. Потому что, вы же понимаете, что, создавая лаборатории с коллегами из международного научного сообщества, нам нужны будут кадры, чтобы работать в них. Поэтому, мы создали программу «Врач-исследователь». В первый год мы набрали 50 человек, и средний балл ЕГЭ у тех, кто поступил на эту программу – 99. Вы понимаете, что за уровень у этих ребят, какой высокий уровень.
Что касается тех программ, которые вы называете, это всё современные программы, которые у нас внедряются в рамках проекта «5-100». Они идут в разрезе тех преобразований университета, которые сейчас мы все переживаем. У нас создаются институты развития, у нас создаются центры превосходства, к нам приезжают преподавать нобелевские лауреаты, раньше такого не было. У нас в июне была целая неделя, когда приехали три нобелевских лауреата, двоих из которых учёный совет университета принял в почётные профессора. Было очень красиво, и они читали лекции нашим студентам. Это, действительно, уникальная возможность для студентов послушать нобелевского лауреата.
Д. Волянская:
Вы в начале нашего интервью говорили о том, что в университете огромное количество иностранных студентов. Какой, вообще, процент составляют иностранцы от числа студентов университета и какие это страны? Кто эти студенты?
Б. Давыдов:
Исторически сложилось так, что иностранный факультет был открыт, по-моему, в 1948 или 1949 году, уже достаточно долгое время мы сотрудничаем с иностранными государствами. По статистике, к нам приезжают абитуриенты из 70 стран мира. Конечно, больше всего они представлены Юго-Восточной Азией, в основном Малайзией, но также есть студенты из США, Германии, Израиля, из других европейских стран, из Китая есть студенты. Наш университет – учредитель Российско-Китайской ассоциации медицинских университетов, РКАМУ, наш ректор – сопредседатель. Эта ассоциация в разрезе общей политической обстановки активно работает с китайскими коллегами. Наши студенты выезжают к ним на стажировку, что немаловажно. У нас академическая мобильность, порядка 150 человек в год выезжают, и примерно столько же заезжает иностранцев. Даже происходит экспорт образовательных услуг в этом плане.
Д. Волянская:
Скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, какие преимущества имеет наше российское медицинское образование для обучения студентов из-за рубежа, если сравнивать с западным образованием? Что у нас осталось такого уникального, неповторимого, за чем к нам едут? Часто, когда мы говорим о российском образовании, и классическом общем, и медицинском, мы говорим о том, что нас отличает фундаментальность. Она у нас ещё осталась, она не размыта? У нас здесь всё хорошо, хотя бы в медицинском образовании? Потому что общее высшее ругают уже повсеместно. Что с медицинским?
Б. Давыдов:
Медицинское образование, я думаю, самое сложное, наверное, образование, которое может быть, потому что медики учатся и должны учиться всю жизнь. Главное отличие российского медицинского образования, я думаю, заключается, всё-таки, я уже об этом сказал, в обучении у постели больного. На Западе это менее имеет место быть, потому что в основном там все студенты учатся только на симуляторах, на тренажёрах, к реальной практике их не допускают.
Д. Волянская:
Извините, а у нас практика в моргах ещё осталась? Я просто не знаю. В прессе много писали, что это убрали.
Б. Давыдов:
Нет-нет, всё это есть. На самом деле, то обучение, о котором я говорю, возможно благодаря научным школам, которые были сформированы многие годы назад. Здесь у нас всё хорошо, и к нам едут, мы востребованы. У нас обучаются на сегодняшний день порядка 17 000 студентов. Это много для отраслевого университета.
Д. Волянская:
Есть ли некая статистика, как трудоустраиваются ваши выпускники? Зачастую они в России остаются или уезжают за границу работать?
Б. Давыдов:
Если говорить формально, то университет – как некий хаб, который готовит выпускника. Мы проводим ярмарки вакансий, мы проводим дни открытых дверей для работодателей. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы на сегодняшний момент уже сейчас получать заказы от компаний, куда будут трудоустраиваться выпускники. На сегодняшний момент университет заключил соглашение с компанией Roche, это даёт нам возможность готовить выпускника уже под конкретные задачи. Эти выпускники уже не будут менять сферу своей деятельности, идти в другие сферы, они конкретно пойдут к этому работодателю. Такой подход сегодня, я думаю, самый правильный, и мы идём по этому пути.
Д. Волянская:
Борис, я не знаю, насколько это корректное сравнение, но, если говорить о высшем гуманитарном образовании в целом, то 16-17 лет назад все хотели быть экономистами и юристами. Сегодня очень часто мы говорим о том, что в России не хватает инженеров, не хватает технологов, представителей технических профессий, не гуманитарных. Если говорить о медицинском образовании, есть запрос в обществе, на рынке на хорошего квалифицированного врача? Если да, то какие специальности? Нужно ли сегодня идти во врачи, вообще, если так сформулировать?
Б. Давыдов:
Идти во врачи обязательно нужно, потому что врачи – это люди, которые спасают нашу жизнь.
Д. Волянская:
Вы сейчас излагаете общегуманитарный, философский аспект, это понятно. Но, будем практичны и циничны: хорошо ли сегодня платят врачам на рынке и востребованная ли это профессия?
Б. Давыдов:
Вы начали несколько с другого – о том, какие сегодня специальности более востребованы. Я считаю, что та ситуация, которая сегодня есть, позволяет врачам быть очень востребованными, потому что сегодня нет таких специалистов, как IT-медик, сегодня нет таких специалистов, как сетевой врач, консультант по здоровому долголетию, тканевой инженер. Это специальности, которые сегодня стоят на переднем краю научной мысли. Когда мы говорим о том, что мы активно развиваемся, я бы хотел ещё отметить, что университет сам создаёт рабочие места. Ещё эту вещь я хотел бы отметить, потому что к 2020 году мы и в рамках проекта «5-100», и в рамках научно-технологической инициативы создаём научно-технологический парк биомедицины Сеченовского университета. Это новое направление, которое вообще есть. Мы считаем, что оно очень перспективное, потому что парк позволит нам формировать совершенно новые образовательные услуги. Мы создаём условия для формирования врача нового поколения, врача будущего. Парк будет состоять из института развития, института молекулярной медицины, института регенеративной медицины, института трансляционной медицины, института фармации.
Д. Волянская:
Это вы будете строить, некое новое здание будет, или это на базе уже имеющейся вашей инфраструктуры?
Б. Давыдов:
В университете в 1989 году был построен научно-исследовательский центр, на его базе будет всё создано. Мы понимаем, что именно это направление позволит нам активно развиваться и быть интересными и конкурентоспособными, что самое важное, на мировом уровне.
Д. Волянская:
У вас в университете практикуется – наверняка практикуется – обмен студентов с иностранными ВУЗами, получение двойного диплома? С какими странами и университетами вы сотрудничаете?
Б. Давыдов:
У нас заключено порядка 102 соглашений с университетами мира. В университете есть практика двойных дипломов. По-моему, с этого года наши выпускники получают дополнительную вкладку в диплом, которая выдаётся для дипломов европейского образца. В этом плане мы абсолютно конкурентоспособны. Университет сотрудничает и с Каролинским университетом, и с Венским университетом, и с китайскими университетами из Харбина, из Земмельвейс. Огромное количество университетов, и университет Дьюка, очень много университетов.
Наши выпускники получают вкладку в диплом, которая выдаётся для дипломов европейского образца. Мы абсолютно конкурентоспособны.
Д. Волянская:
Вы занимаетесь очень интересным направлением, возглавляете управление, которое просто фронт-офис университета. Какие ваши основные задачи в рамках того, что вы делаете, какие цели вы перед собой ставите и что ещё планируете развивать?
Б. Давыдов:
Наше управление, действительно, наверное, занимается самым интересным, что может быть. Мы формируем общественное мнение про университет. В управлении работают два отдела. Один из них, отдел стратегических коммуникаций, работает с внешними СМИ. Мы пишем пресс-релизы, снимаем свой цифровой контент, который выкладываем в интернет. Мы формируем общественное мнение в плане влияния на те или иные процессы, которые есть в отрасли. Наверное, очень важно сказать, что сотрудники университета выступают экспертами по различным направлениям сегодняшнего нашего бытия. В университете огромный, мощный клинический центр, который включает в себя 25 клиник, это порядка 3 500 коек. У наших студентов есть реальная возможность учиться и видеть реальную жизнь. Кстати, я забыл сказать о том, что наши студенты имеют право с третьего курса, пройдя определённые экзамены, получить сертификат и работать как младший медицинский персонал. Также в сферу деятельности нашего управления входит и наш портал, который также является формирователем некоего контента, который интересен. Нас очень много перепечатывают. У нас издаётся наша университетская газета «Сеченовские вести», тираж 3 500 экземпляров. Она востребована как студентами, так и преподавателями, так и другими структурами, которые работают с университетом. Конечно же, мы, как управление пиара, отвечаем за наглядную агитацию, мы отвечаем, чтобы всё было в едином фирменном стиле, чтобы всё соответствовало бренд-буку в части изготавливаемой продукции.
Д. Волянская:
Я у вас на сайте посмотрела информацию, вы запустили проект «Сеченов-лайф». Это что такое, канал свой? Расскажите.
Б. Давыдов:
Пока это трудно назвать каналом. Это некий коммуникационный проект, который позволит нам создавать научные коммуникации. Очень важно с точки зрения продвижения и попадания в рейтинги формировать авторитет университета на Западе, подтверждать его академичность. Это формирование может делать только написание уникального научно-образовательного контента, научной коммуникации. Недавно наши учёные получили премию правительства, и мы тут же выпустили. Потом была Нобелевская премия по медицине, по циркадным ритмам, и опять же наши эксперты это прокомментировали. Мы считаем, что это правильный подход, когда мы выступаем, как университет-авторитет. Мы формируем общественное мнение своими экспертными заключениями, экспертными интервью в таком духе.
Ещё есть один проект, который мы запустили в начале года, это «Нобелев-Сеченов докс». Я уже немножко говорил о том, что этот проект вообще направлен на популяризацию научных знаний. В рамках этого проекта к нам приезжали нобелевские лауреаты, читали лекции, битком были залы, был некий лекторий. Когда ещё можно поговорить с нобелевским лауреатом? А у наших студентов такая возможность была. Мы приглашали даже студентов из других ВУЗов, наших коллег из Второго и Третьего меда. Было очень интересно.
Д. Волянская:
Борис, студенческая жизнь, университетская жизнь немыслима без кампусов, общежитий. Расскажите, что у вас здесь нового и интересного происходит и как развивается инфраструктура университета?
Б. Давыдов:
Да, конечно. Я должен отметить, что с приходом нашего ректора, Петра Витальевича Глыбочко, очень сильно изменилась вообще ситуация. Если раньше общежитий не хватало, то сегодня все общежития отремонтированы, и построено новое, суперсовременное общежитие. У нас сейчас четыре общежития. В принципе, нам нужно всего 1750 мест, новое общежитие построено на 1100. Оно уникально тем, что, во-первых, там очень удобно всё расположено, у студентов будут внизу, на первом этаже, и спортзалы, и кафе, и зоны отдыха на каждом этаже. Также оно ещё уникально тем, что целый подъезд в этом общежитии выделен для молодых специалистов. Аспиранты, сотрудники, в которых заинтересован университет, будут получать там служебное жильё, чтобы решить на первых порах свои вопросы, у них есть место, где жить, очень комфортное. Я думаю, что уже до конца года оно будет сдано в эксплуатацию, и мы вас с удовольствием пригласим посмотреть, как там оформилось.
Д. Волянская:
Наверняка у вас есть студенческие мероприятия, может быть, новые конкурсы, фестивали. Расскажете?
Б. Давыдов:
Студенческая жизнь, вы правильно сказали, она очень яркая в университете. Есть традиционный конкурс «Весна на Пироговской», где наши студенты участвуют со своими номерами самодеятельности. Очень, кстати, достойно выступают, побеждают на разных конкурсах, привозят первые места. У нас хороший культурный центр, который занимается студентами, помогает им. Есть и свой хор в университете, есть и театр, называется «Театр на Пироговке», так что мы вас приглашаем посмотреть. Культурная жизнь кипит. Кроме этого, наш университет является университетом здорового образа жизни, в рамках программы партии «Единая Россия», при поддержке Минздрава России, у нас на Плющихе был открыт многофункциональный спортивный комплекс с бассейном на 8 дорожек. Это всё расположено на стадионе «Буревестник», которому, кстати, более 100 лет. Этот стадион вошёл в состав университета, на нём у нас всесезонное футбольное поле, хоккейная площадка, теннисные корты.
Д. Волянская:
Это всё для студентов, они там занимаются?
Б. Давыдов:
Конечно, всё к услугам студентов, у них есть секции. Помимо этого, есть студенческий спортивный клуб, ассоциация, которую открывал наш лидер, президент Владимир Владимирович Путин. Это было в нашем университете, и наш студенческий спортивный клуб – один из лидеров студенческого спортивного движения и всегда, постоянно занимает призовые места на всех соревнованиях. Кроме этого, я бы хотел отметить, что в 2018 году университету будет 260 лет. Конечно, здесь, наверное, работа нашего управления будет незаменима.
Д. Волянская:
Вы готовите что-то грандиозное, наверняка?
Б. Давыдов:
Да. Я даже хочу немного предвосхитить и рассказать вам, что примерно будет. Мы планируем открытие памятника великому русскому хирургу, основателю клинического городка на Девичьем поле Н.В. Склифосовскому. Он был деканом медицинского факультета Императорского университета, одним из основоположников клинического городка. Я считаю, что это фигура, которая должна иметь свой памятник, а учитывая, что на Большой Пироговской улице есть памятники и Пирогову, и Сеченову, и Семашко, я думаю, что очень правильно вписать в этот ряд и памятник Склифосовскому. На сегодняшний момент работы в этом направлении идут, и я надеюсь, что мы к сентябрю, а у нас все основные празднования, связанные с 260-летием, запланированы на октябрь, там всё и состоится. Действительно, программа очень большая. Мы стартуем 25 января, в День студента. Я сейчас немного анонсирую, будет заложена новая традиция. Вы знаете, что в МГУ ректор МГУ всех угощает медовухой.
Д. Волянская:
Я, как дважды выпускник Московского университета, всё время принимала участие в данном мероприятии.
Б. Давыдов:
И я тоже выпускник. Наша с вами альма-матер, видите, нас поила. Мы, как медики, не можем, ЗОЖ, поэтому мы предложили, и ректор согласился на то, чтобы провести гуляния на улице. Называем мы это «Пироги на Пироговской», будем угощать студентов и желающих пирогами. Потом для студентов будет концертная программа, веселье, как положено.
Д. Волянская:
Борис, мы с вами уже говорили о том, что медицинское образование очень чувствительно к технологическому прогрессу. С этической стороны обучения будущих врачей, на ваш взгляд, современным студентам что нужно преподавать? Может быть, определённые дисциплины, исходя из интересов и запросов времени, которых раньше не было? Чему нужно уделять внимание, условно говоря, общению с пациентами, психологическим аспектам? К нам приходят огромное количество врачей в эфир, руководители крупных клиник, больниц, и говорят о том, что они отбирают себе сотрудников в больницу или в поликлинику и сталкиваются с тем, что врачи не умеют разговаривать с пациентами. Этому вы обучаете в университете? Важно ли это?
Б. Давыдов:
Конечно, важно. Медицина – это сфера услуг. Конечно же, мы обучаем студентов очень многим дисциплинам. Вообще, сама программа очень интенсивная и очень насыщенная. В неё входят совсем разные дисциплины, которые очень важны и, наверное, необходимы молодому специалисту, в том числе и умение разговаривать с пациентом. Это всё можно преподать и показать, только обучая у постели больного, как я уже сказал, наша медицина тем и отличается. Она абсолютно личностная, это общение в таком духе.
Д. Волянская:
Борис, вы, наверное, экзамены не принимаете? Вы больше не по научной, а по, скажем так, коммуникативной стороне, но вы наверняка видите абитуриентов и общаетесь с педагогами, с ректоратом. Современные абитуриенты, нынешнего ХХI века – они какие? Они зачем приходят туда учиться? Обучаться профессии, лечить и спасать людей? Или, всё-таки, денег срубить на лечении, ещё что-то? Что у них в глазах, так всё грустно или нет?
Б. Давыдов:
На ваш вопрос я хотел бы ответить чуть-чуть по-другому, начать издалека. Сегодня в нашем университете ректор сформировал некую формулу: школа – университет – клиника. Это жизненный путь врача. Мы сегодня обратили свои взоры к школьникам. Уже долгое время в Москве реализуется проект профориентационной подготовки школьников, называется «Медико-биологические классы». Такие классы есть и у юристов, и у экономистов, и у физиков, и у химиков. Мы активно включены в эту работу, и с прошлого года, благодаря поддержке мэра Москвы, председателя наблюдательного совета нашего университета Сергея Семёновича Собянина, в прошлом году мы открыли первый предуниверсарий. Что такое предуниверсарий? Это та же самая школа, но с углублённым изучением дисциплин, которые преподаются в университете. Девятиклассника-одиннадцатиклассника мы уже начинаем готовить к университетской жизни; он уже понимает, форма занятий построена, как в университете – проектные работы, там потрясающее оборудование, по последнему слову техники, лаборатории химии, биологии, с современными микроскопами, всё на айпадах. Очень высокого уровня идёт преподавание, и уже здесь ребёнок понимает, ту ли специальность он выбрал. Также там расположены кафедры сестринского дела, первой помощи. В принципе, основываясь на всём этом, он может сделать выбор и не решать на первом курсе, туда я попал или не туда, после несданной сессии, например. Здесь уже есть правильный, практико-ориентированный, профессиональный профориентационный подход. В этом году мы открыли ещё одно здание предуниверсария, он расширяет свои возможности, у нас там учатся уже порядка 300 человек.
Мы для старшеклассников открыли первый предуниверсарий с углублённым изучением дисциплин, чтобы выпускник мог сделать осознанный выбор при поступлении.
Д. Волянская:
Вы уже говорили о международном обмене. Я правильно понимаю, наверняка есть такая программа, что студенты старших курсов могут пройти практику, это по выбору происходит?
Б. Давыдов:
У нас есть направление «Медицина будущего», где мы собираем со всех медицинских ВУЗов России лучших студентов. Проект называется «Медицина будущего», в проекте обучаются порядка 250 человек. Это просто супер-ребята, они увлечённые, с горящими глазами, те, которые не променяют своё дело ни на что другое. Это действительно одарённые ребята, которые горят, у которых много проектов, они вовлечены в научную жизнь, они участвуют и в проектах «Школы мастерства». Абсолютно все студенты «Медицины будущего» попадают на практику за рубеж, для них это очень важно. В принципе, такая практика у нас может быть как недели, так и больше.
Д. Волянская:
Скажите, пожалуйста, Борис, университет имени Сеченова на сегодняшний день технологически полностью оснащён всем необходимым оборудованием для получения медицинского образования в полной мере, с учётом всех западных технологических новшеств? Или что-то у вас ещё в мечтах поставить, сделать?
Б. Давыдов:
С точки зрения медицинского образования мы соответствуем лучшим университетам мира – не то что Европы, а мира. С точки зрения клинической базы мы на сегодняшний день представлены не хуже, чем зарубежные клиники – клиники Германии, Израиля. По оборудованию и по квалификации врачей у нас всё очень здорово. Единственное, чего нам сегодня не хватает, как университету, но это из-за того, что было такое время, не вкладывались в науку – это направление мы сегодня активно развиваем, вкладываем в него большие ресурсы. Вложения, которые делает университет в научные разработки и инновационные программы, действительно, достаточно высокие, для нас это важно. Это приоритет, наверное, на ближайшие годы. Потому что с точки зрения образования и клинической практики всё прекрасно, мы на уровне мировых клиник.
С точки зрения медицинского образования мы соответствуем лучшим университетам мира.
Д. Волянская:
Борис, спасибо огромное вам за интереснейший рассказ о университете имени Сеченова!
Дорогие друзья, это была программа «Онлайн приём», в гостях у нас сегодня был Борис Давыдов, начальник управления по стратегическим коммуникациям информационной политики Первого университета имени Сеченова. Мы сегодня говорили о развитии университета. Эфир для вас вела я, Дарья Волянская.