Эфир: «Горкина правда» от 04.10.2017
Ведущие: Евгения Горкина
Гости: Зайнулла Жумаев, Алла Разуваева
Евгения Горкина
- Здравствуйте. «МедиаМетрикс». Программа «Горкина правда». В студии Евгения Горкина. Сегодня знаменательный день – начало космической эры. Именно 60 лет назад состоялся первый запуск спутника, который облетел вокруг Земли. Это было 4 октября 1957 года. Но сегодня мы поговорим не про прошлое, а про настоящее и будущее, именно про настоящее и будущее спутников, спутниковых систем. Какие же успехи частного спутникостроения, его роль в развитии космического образования в России, мы сегодня и узнаем. У меня в гостях Алла Разуваева, основатель и генеральный директор компании «Просто Космос». Компания «Просто Космос» занимается образовательными проектами, учит, приобщает студентов, школьников, все наше молодое поколение, нашу основу к космической отрасли. А также у меня в гостях Зайнулла Жумаев, руководитель образовательного департамента российской частной компании «СПУТНИКС» (ООО «Спутниковые инновационные космические системы»). Зачитаю, Зайнулла, я про тебя небольшую справку, потому что это очень важно и относится к образованию. Зайнулла в компанию пришел на этапе начала разработки микроспутника «ТаблетСатАврора», разработал алгоритмы системы ориентации и стабилизации «CubeSat». А тут, Зайнулла, помоги мне. Что такое «CubeSat»?
Зайнулла Жумаев
- «CubeSat» – это спутник размером 10х10 см, это минимальный его формат. Такой формат был придуман специально для простоты запуска.
Евгения Горкина
- Чтобы запускать с руки?
Зайнулла Жумаев
- Нет. Для того чтобы запускать с руки, нужно специальная форма. На нем не должно быть острых кромок для того, чтобы не повредить скафандр, должна быть рукоятка, то есть должны быть предусмотрены специальные механизмы. А кубик размером 10х10 см, (причем должны быть очень строго выдержаны его размеры) позволяет поместить его в специальную коробку. Коробка имеет внутренние размеры такие же. И эту коробку можно поставить на любую ракету. На самом деле сейчас на многих ракетах такие коробки стоят. Называются они «контейнеры». Когда запускается большой спутник, рядом с ним есть много свободного места, стоит много таких контейнеров. В них много таких студенческих спутников. Потом в космосе, когда большой спутник отделился и улетел, начинают ящики открываться, и из них вылетают маленькие спутники. И они называются «CubeSat», от слова «Cube» - кубический. Это уже русская транслитерация.
Евгения Горкина
- Интересно. Как раз сегодня мы узнаем, что же это такое и зачем это все происходит. А также Зайнулла разработал конструкцию антенной системы для «CubeSat». В чем особенность именно антенной системы? Какая сложность?
Зайнулла Жумаев
- Особенность бекграунда в том, что многое из того, чем я занимался, связано, так или иначе, с «CubeSat», со спутниками такого формата. Просто нужно было сделать антенную систему для наших заказчиков из Казахстана. Сложность была в том, что нужно было сделать за месяц. То есть к нам приходят заказчики и говорят: «Через месяц должно быть готово испытанное изделие». Обычно так не делают. Но ситуация была очень критичная. И мы успели сделать. У нас была неделя на дизайн, неделя на прототипирование, неделя на изготовление и неделя на испытание. Это была основная сложность.
Евгения Горкина
- Но это какой-то индивидуальный заказ?
Зайнулла Жумаев
- Это индивидуальный заказ. Нам нужно было выручить наших партнеров, в очень сжатые сроки успеть сделать.
Евгения Горкина
- То есть вы умеете работать в стрессовых условиях, даже если это космические (без кавычек) технологии.
Зайнулла Жумаев
- Это наиболее интересно.
Евгения Горкина
- А еще Зайнулла – выпускник МГТУ имени Баумана. Средний бал – 5.0. Что такое «5.0»? Почему именно так?
Зайнулла Жумаев
- Максимальный балл – 5, то есть по диплому у меня одни пятерки, но спутники я научился делать уже после университета. Когда я пришел в компанию, я думал, что я умею делать спутники, но нас учили, как делать только часть, и спутники совсем другого формата. И мы сейчас помогаем университетам и студентам научиться делать спутники еще во время обучения с помощью спутников маленького формата.
Евгения Горкина
- То есть в МГТУ имени Баумана как раз обучают спутникостроению.
Зайнулла Жумаев
- Да. В МГТУ я заканчивал кафедру аэрокосмической системы. Но дело в том, что образовательная программа была написана несколько десятилетий назад. Она была заточена под советские технологии крылатых ракет, под большие спутники, то есть там совеем другие методы. Сегодня мир двинулся вперед, и нужно адаптироваться.
Евгения Горкина
- И вы эту программу как раз создали.
Зайнулла Жумаев
- Да. Мы сейчас занимаемся тем, что мы помогаем российским университетам развивать направление малых спутников, потому что сделать большой спутник тяжело. Он стоит много денег, многие миллионы долларов. Потеря такого спутника очень тяжела. Спутник делает достаточно долго (несколько лет) большой коллектив. Затрачиваются большие суммы денег. Потери недопустимы. Поэтому студентов к таким спутникам просто не подпускают. А сделать спутник размером в булку хлеба может студенческий коллектив за небольшой срок, примерно за год-полтора. То есть во время обучения, как часть дипломного проекта, небольшая студенческая команда может сделать и может на таком проекте пройти полный цикл от идеи до получения сигнала со спутника до введения в штатный режим работы.
Евгения Горкина
- Тут мы плавно подошли к теме спутников. Огромное количество вопросов. Сколько в среднем стоит такой наноспутник? Мы сегодня говорим в основном про наноспутники. Я расскажу, что вы первая российская компания, которая запустила совместно с «Роскосмосом» спутник. Это был первый коммерческий проект. О каком спутнике идет речь? Это большой?
Зайнулла Жумаев
- Речь идет о чуть большем формате спутника. Это спутник размером 30 килограмм. Его габариты примерно полметра, то есть менее чем полметра по каждому направлению. Это более профессиональный спутник. Он может выполнять гораздо больше задач. На нем более количество систем и энергетика гораздо выше. Сейчас мы это направление не отпускаем. Мы продолжаем работу, развиваем новые приборы. Но недавно у нас появилось новое направление, связанное с малыми спутниками.
Евгения Горкина
- То есть компания делает и большие.
Зайнулла Жумаев
- Совсем большие, как ГЛОНАСС, мы не делаем. У нас своя ниша. Мы закрывает то, что не делают большие государственные корпорации.
Евгения Горкина
- А сколько лет тебе, Зайнулла?
Зайнулла Жумаев
- Мне 27 лет.
Евгения Горкина
- 27 лет, наноспутники, обучаете уже людей. Тогда, может быть, начнем с того, какое значение спутники имеют в нашей жизни.
Зайнулла Жумаев
- Наверное, это самые банальные прописные истины о том, что наши смартфоны сегодня не могут обойтись без спутниковой технологии, то есть навигация, спутниковые снимки, которые были положены в основу карт. Это, наверное, никому уже не надо объяснять. Многие слышали про МКС. МКС – это тоже спутник, это самый большой спутник. Хотя это пилотируемая станция, но все-таки это спутник, это искусственный спутник Земли.
Евгения Горкина
- То есть спутник – это все, что вокруг…
Зайнулла Жумаев
- Луна – это тоже спутник, но это естественный спутник. МКС – это искусственный спутник. Есть спутники совсем маленького формата, очень экзотические, размером меньше спичечной коробки, буквально в виде одной платы. Но смысловая нагрузка у них тоже очень большая. Спутники имеют самое разное назначение: научное, коммерческое. С помощью спутников можно собирать информацию с любых объектов на Земле. Допустим, есть такие системы для мониторинга положения судов в океане. Есть два альтернативных решения. Можно в океане через каждые 50 километров поставить радиоинформационный буй, который будет собирать информацию, и со всех них будет информация агрегироваться. Но представить такое, что мы весь океан заполним такими изделиями, сложно. А несколько десятков спутников небольшого размера могут собрать информацию со всех кораблей. И сейчас по международному законодательству каждый корабль, который выходит в море, должен быть оснащен такой аппаратурой, которая сообщает информацию о положении корабля, его тоннажности, направлении, водоизмещении и так далее. Есть задачи по картографированию. Это не только для составления карт. Если мы заходим в «Google», это карты, которые были получены где-то полгода назад.
Евгения Горкина
- То есть они не обновляются в режиме реальности.
Зайнулла Жумаев
- Да. Они в режиме реального времени.
Евгения Горкина
- А как же «Яндекс.Пробки»?
Зайнулла Жумаев
- Тут другая технология. У каждого водителя есть навигатор, телефон, в котором есть система «GPS», «ГЛОНАСС» и есть приложение.
Евгения Горкина
- И она в реальном времени.
Зайнулла Жумаев
- Да, она в реальном времени. Она передает на ту старую карту, которая была когда-то нарисована. Плюс есть еще наземные технологии, то есть информацию о построенной новой дороге сразу внесли. Но, если мы заходим на снимок, то этот снимок устаревший. Это делается специально. Выкладываются устаревшие снимки ради безопасности. Первое – для военного назначения или градостроительной политики нужны снимки актуальные. Также актуальные снимки нужны для мониторинга чрезвычайных ситуаций. Если пожар был где-то полгода назад, это нам совершенно неинтересно. Мы хотим знать прямо сейчас или хотя бы с точностью несколько последних часов, где был пожар или где было наводнение. Как раз разрешение нашего первого частного спутника, который мы запускали, всего лишь 14 метров на 1 пиксель. На таком разрешении нельзя разглядеть ни человека, ни даже автомобиль.
Евгения Горкина
- Это сделано сознательно или это ограничения безопасности?
Зайнулла Жумаев
- Это было сделано сознательно. Спутник был запущен для нужд Министерства чрезвычайных ситуаций. То есть для того чтобы понять, сошла лавина или не сошла, сошел сель или нет, достаточно такого разрешения. Но важно было получать информацию именно с большой площади. Здесь две крайности: либо мы делаем очень детальные снимки, но в виду ограничения радиоканала нам приходится делать снимки на очень небольшой территории, либо мы заглубляем специальное разрешение, но зато мы можем передавать данные о большой территории. И для чрезвычайных ситуаций интересны именно такие данные.
Евгения Горкина
- Мы сказали, что вы первая компания, совершившая первый успешный коммерческий запуск. Так что же, все спутники до этого запускались государством? Почему МЧС к вам обратилось? Почему оно не сделало заказ «Роскосмосу», например, а разместило в вашей компании? Какие тренды, идти в коммерческие компании, которые будут реализовывать проект достаточно быстро и эффективно?
Зайнулла Жумаев
- Я думаю, на этот вопрос нельзя однозначно ответить. Во многом благодаря поддержке Фонда «Сколоково» мы смогли создать такие технологии и запустить спутник. Для чего нужны частные компании? Частные компании (на нашем примере и на примере зарубежных компаний) занимают определенную нишу. Часто это ниша небольших аппаратов. Для чего нужны такие небольшие аппараты? Часто бывает, что нужно сделать небольшой аппарат в короткие сроки, то есть не более чем за два года запустить его. В государственных компаниях немного другие проекты, которые длятся дольше. Например, такую систему, как «ГЛОНАСС», «GPS», может сделать только большая государственная компания. Если мы говорим о том, что нам нужно отслеживать чрезвычайные ситуации, то нам нужен не один спутник, а несколько спутников маленьких для того, чтобы повысить периодичность, потому что один спутник может собрать информацию с периодичностью раз в несколько суток. Этого тоже может быть недостаточного. Если мы делаем несколько спутников…
Евгения Горкина
- «Один раз» - это одна фотография?
Зайнулла Жумаев
- Нет. Это фотография всей земли, но снимок получается раз в несколько суток. Государственные компании делают большие, серьезные спутники, геостационарные «ГЛОНАСС», но делают долго. Можно ставить оборудование на такие спутники, но у нас увеличивается длительность проектов, и мы не можем в таком большом количестве делать спутники. Это все-таки более сложные спутники.
Евгения Горкина
- Тогда в каких же количествах вы их делаете?
Зайнулла Жумаев
- Пока мы не вышли на серийное производство. Мы пока развиваем технологии. Здесь есть еще технологические сложности. Можно поставить на каждый спутник «ГЛОНАСС» камеру, которая будет наблюдать за поверхностью Земли. Но спутники «ГЛОНАССА» находятся очень далеко. Они находятся не на низкой орбите. И на таком большом расстоянии спутники камеры не ставят.
Евгения Горкина
- А на каком? Если МКС, это примерно 400 километров.
Зайнулла Жумаев
- Да, 400 километров. А там, насколько я помню, 40 тысяч километров. Это очень далеко. Это в несколько раз больше радиуса Земли. Высота орбиты МКС существенно меньше, чем радиус Земли, то есть станция летит практически над поверхностью Земли, чуть выше атмосферы. И спутники, которые фотографируют Землю, тоже летают на высоте, но чуть выше, чем МКС, раза в два, то есть на высоте примерно 600 километров. На таком расстоянии можно что-то снимать. В России пока не так много делается таких спутников. На МКС даже ставили камеру, но получается, что у нас всего лишь один объект в космосе, который фотографирует Землю. А мы ведь хотим много информации. Мы хотим актуальную, свежую информацию, поэтому мы хотим много маленьких спутников на орбите.
Евгения Горкина
- Сейчас даже у космонавтов часть их работы – это фотографировать.
Зайнулла Жумаев
- Но они все снимают из одной точки. Сколько камер не поставить на МКС, это будут одни и те же снимки, потому что все эти камеры в одно и то же время из одной и той же точки пространства снимают какую-то точку на Земле.
Евгения Горкина
- Интересно. Если мы говорим, что 60 лет назад запустили первый спутник, какую задачу он решал? Что он передавал? Или это был сам факт того, что мы просто это сделали, мы запустили?
Зайнулла Жумаев
- Решал несколько задач. Если говорить по технике, то он передавал информацию о давлении и температуре. Раньше спутники делали с герметичном объеме, потому что не знали, как аппаратура может себя повести в открытом пространстве, в вакууме. И важно было понять, насколько герметичный объем хорошо профункционирует в околоземном пространстве. На самом деле хотели запускать более серьезный аппарат, но из-за ограничений сроков пришлось отказаться и запускать более простой.
Евгения Горкина
- Зато мы первые.
Зайнулла Жумаев
- Да. А вообще решалась глобальная задача гонки ядерных вооружений, то есть нужно было сделать средство доставки. И раз уж можно стокилограммовый объект запустить на околоземную орбиту, то и ядерную бомбу можно доставить до Америки. Это был такой сигнал всему миру о том, что «смотрите, мы можем». А потом (этого никто не ожидал) оказалось, что это очень хорошо символизирует победу советского стиля экономики, жизни. Поэтому началась космическая гонка не только с точки зрения вооружения, но и с точки зрения престижа, какой экономический и политический строй более правильный.
Евгения Горкина
- А когда бум на спутники начался? С развитием интернета, телевидения?
Зайнулла Жумаев
- На самом деле бум каждая страна переживала в свое время. Было время, когда соревновались Советский союз и Америка. Потом к этой гонке подключился Китай. Сейчас определенный бум переживает Индия. То есть нельзя однозначно сказать, что был какой-то бум.
Евгения Горкина
- То есть страны, которые так или иначе развивают космическую индустрию. Понятно, что Россия, США, Китай.
Алла Разуваева
- Получается, что не космическую. Это же все сферы охватывает. Это и телекоммуникационные сервисы, это навигационные, информационные системы. Весь бизнес и все развитие экономическое строится на получении подобных данных. Оно основывается на спутниковых технологиях. То есть каждой стране это просто необходимо. И с каждым днем это все развивается в какой-то невероятной прогрессии. Я могу ошибаться. Просто я вижу в этом какую-то колоссальную перспективу с точки зрения образования, которое мы позже затронем. Но мне кажется, это очень нужно.
Зайнулла Жумаев
- На мой взгляд, было несколько бумов, если говорить не про страны по отдельности.
Евгения Горкина
- С точки зрения технологий, науки. Сначала война была. Нам надо было доставить, то есть были военные цели.
Зайнулла Жумаев
- Потом наука. Вы правильно сказали. И тут не только спутники, но и то, что летит к другим планетам. Потом появился коммерческий космос, системы спутникового телевидения, которое я не озвучил в самом начале, когда говорил про то, зачем нам нужны спутники. Сейчас, наверное, бум по количеству аппаратов, то есть так много спутников, как сейчас запускается, раньше не запускалось именно из-за того, что очень сильно уменьшилась в размерах микроэлектроника. Сейчас спутник размером 10х10 см, который весит всего лишь один килограмм, может гораздо больше информации передать, может гораздо больше сделать, чем первый спутник, который весил 83 килограмма и передавал всего лишь данные о температуре и давлении.
Евгения Горкина
- То есть это все нанотехнологии.
Зайнулла Жумаев
- Да, это все нанотехнологии. На самом деле средства выведения остались практически те же самые, то есть можно в разы или в десятки раз больше количества спутников запускать на одном носителе.
Евгения Горкина
- А что там внутри? И как вообще передает такая коробочка с такого расстояния?
Зайнулла Жумаев
- Здесь надо сразу сделать оговорку о том, что многие задачи нельзя решить таким маленьким спутником. Это пилотируемая космонавтика, потому что космонавта не поместишь в такой маленький объем. И задачей, связанной с «ГЛОНАСС», «GPS», может быть полет к дальним планетам. Хотя есть такие идеи. В каждом таком спутнике небольшом есть набор систем. Есть система энергопитания солнечной панели, которая все системы обеспечивает электричеством. Есть радиомодуль, с помощью которого он общается. Он должен быть на каждом спутнике. И потеря одной из этих двух систем приводит к потере спутника. Как бы прекрасно, замечательно спутник не работал в космосе, если мы не можем с ним связаться, то значит, что он потерян. И еще на спутники ставится самый главный прибор, который называется «полезная нагрузка». Это то, ради чего вообще запускался спутник. Как тут может быть полезная нагрузка? Полезная нагрузка от ученых, которые хотят исследовать какие-то особенности электромагнитных полей или частиц. Полезная нагрузка – это камеры для фотографирования Земли и всевозможные приемопередатчики для сбора информации с наземных терминалов, их обработки или передачи команд.
Евгения Горкина
- А он управляемый с Земли?
Зайнулла Жумаев
- Спутник управляемый. Причем, если говорить про управляемость, то есть несколько уровней управляемости. Можно управлять электроникой, включать-выключать определенные приборы и управлять исполнением команд в этих приборах. Спутники чуть посложнее умеют разворачиваться в космосе с помощью специальных исполнительных органов. В спутниках находятся движки либо вращающиеся диски, либо электромагнитные катушки. И они могут разворачиваться в космосе. То есть для того чтобы сфотографировать определенный участок с расстояния 600 километров, нужно очень точно развернуться в определенную точку. И спутник управляется с Земли по тому же самому радиоканалу, что передает информацию.
Евгения Горкина
- Я так понимаю, сейчас запускаются, будет еще больше. А что с ними происходит там? Они летают? Их потом уничтожают? Станции же спускают.
Зайнулла Жумаев
- Есть такая зависимость: чем меньше спутник, тем меньше он летает вокруг Земли.
Евгения Горкина
- Это сколько?
Зайнулла Жумаев
- Маленькие спутники летают от одного до трех лет. И проблема засорения орбиты не стоит.
Евгения Горкина
- А что с ним происходит? Он потом спускается с орбиты?
Зайнулла Жумаев
- Он постепенно спускается, входит в плотные слои и сгорает. Многие заблуждаются на тему того, что эти маленькие спутники приводят к тому, что орбита засоряется. Но на самом деле количество объектов вокруг Земли измеряется несколькими десятками тысяч. И оно медленно росло до тех пор, пока не столкнулись российские и американские спутники.
Евгения Горкина
- Рабочие?
Зайнулла Жумаев
- Я не знаю всех деталей этой истории, зачем они столкнулись, случайно или не случайно. Одно такое столкновение – и объектов сразу стало несколько тысяч. Если мы говорим про малые спутники, то их меньше сотни. А потом Китай всему миру показал, что он умеет сбивать спутники. Они сбили свой спутник.
Евгения Горкина
- С Земли?
Зайнулла Жумаев
- Да, свои ракеты. И количество таких кусков мусора в космосе стало существенно больше. Сейчас там несколько десятков тысяч объектов, притом, что таких малых спутников меньше сотни.
Евгения Горкина
- Я была на каком-то образовательном мероприятии для детей во Дворце пионеров. Там была космическая конференция для детей, и были представители вашей компании. И он рассказывал о том, что проблема экологии в космосе актуальная. И детей привлекают для того, чтобы они придумали какие-то решения, что делать с этим мусором вокруг Земли. Даже была картинка нарисована. Он показывал, что было столько, потом столько. То же самое как с пластиковыми бутылками. Они на примере пластиковых бутылок это визуализировали, показали, что это проблема. То есть задач очень много, которые нужно будет решать. И решать нужно будет будущему поколению. Мы, наверное, начнем помогать, особенно вы, Зайнулла. Я могу помочь только информационно. Алла может это все дело организовать для того, чтобы это все доносилось.
Алла Разуваева
- Конечно. Чтобы школьники, чтобы дети и абитуриенты, те, кто собирается работать с этим, могли общаться с Зайнуллой, а Зайнулла в их лице себе находил коллег, с кем он будет работать дальше. Мы сегодня общаемся с ним. Когда он говорит, что ему 27 лет, мы понимаем, что таких специалистов не так много. И в наших интересах, чтобы их было больше, чтобы они были в этом заинтересованы. И самое главное, чтобы они получали эту возможность и понимали, для чего это, находили в этом интерес и развивали эти направления, все эти модные термины: интернет вещей, «умные города», «умные автомобили», «умные дороги». Речь же идет исключительно о спутниковых технологиях. Просто, когда дети учатся в школе, они не могут пока это в своих головах соединить, потому что они не совсем владеют этой информацией. Если к западному опыту обращаться, то ESA и NASA имеют такие программы с системой образования, когда они предоставляют возможность ребятам, кружковым объединениям разрабатывать спутники, давать им полезную нагрузку, какие-то технические условия, помогают им разрабатывать для того, чтобы реализовать те или иные школьные проекты. Мы как раз с Зайнуллом, с компанией «СПУТНИКС» именно эти задачи ставим перед собой, именно такие у нас задумки – создавать школьные спутники, создавать международные школьные проекты. Допустим, «Школьники России», «Школьники Индии». Мы уже этот проект запустили с молодыми ребятами из Индии.
Евгения Горкина
- На самом деле это фантастика. У нас летом был большой детский слет. И там действительно дети делали, конструировали что-то. Я понимаю, что это те самые сливки со всей России, которые были отобраны, которые все это делали. А тут, получается, обычные школьники могут приобщиться к этому.
Алла Разуваева
- Каждый обычный школьник – необычный ребенок, потому что он формируется и каким-то образом себя находит, постоянно находится в профессиональном и творческом поиске. Поэтому чем больше мы ему дадим знаний, тем больше он для себя определит, что ему интересно. Мне кажется, что Зайнулла вообще этим живет. Мне это тоже безумно интересно. Потому что какое-то время назад я работала очень плотно с проектами «ЭРА-ГЛОНАСС» и занималась этим проектом больше года. И тогда я поняла, что спутниковая система, информационно-навигационная система «ЭРА-ГЛОНАСС», которая работает на основании спутниковой группировки «ГЛОНАСС» (по ее данным), помогает спасать жизни людей. Мы не просто какую-то телеметрию снимаем и какие-то показания считываем или фотографии, а здесь речь идет о том, что это может каким-то образом защитить движение на дорогах, защитить наших родных, близких. Это из каких-то высокотехнологичных терминов приходит в жизнь повседневную.
Евгения Горкина
- Бытовое применение уже.
Алла Разуваева
- Да. И именно тогда ты начинаешь понимать, насколько высоко значение этого направления. А сейчас на спутниках абсолютно все фактически. Это у нас в руках, в наших смартфонах, в нашем автомобиле, дома, абсолютно везде. Поэтому те образовательные программы, которые Зайнулла проводит, которые мы проводим, - это очень важно, то безумно интересно. Потому что космическая отрасль богата направлениями: ракетостроение и другие космические аппараты, профессия космонавта. Но чтобы стать космонавтом, тоже должно быть невероятное желание, призвание и какое-то везение, потому что космонавтов не много, не может каждый второй стать космонавтом. А работа со спутниками может быть доступна каждому при большом желании, если эти знания у тебя внутри есть и заложены.
Евгения Горкина
- А можно простую аналогию провести? Если вы хотите, чтобы завтра что-то новое появилось у вас на смартфоне или какая-то новая технология, то это, считайте, запуск одного или нескольких спутников, то есть такая взаимосвязь получается.
Зайнулла Жумаев
- Я думаю, что нет. Если вы хотите, чтобы появилось что-то новое на смартфоне, надо сделать приложение.
Евгения Горкина
- Это условно. Что-то новое.
Алла Разуваева
- Допустим, ребята (студенты или школьники) разработали какую-то камеру или плату спаяли, которую они хотят испытать в космосе, потому что это необходимость. Но надо пояснять, почему это необходимо. Они могут это как полезную нагрузку в спутник заложить, отправить в космос, поставить задачи определенные, выполнить этот проект и сказать: «Мы провели испытание. И мы можем внедрять это в какое-то серийное производство либо еще что-то делать». То есть какие-то практические вещи, на которые можно повлиять, запустив это в космос. Только на спутнике мы можем это запустить?
Зайнулла Жумаев
- Пока вы говорили, я подумал, что в какой-то степени это так и есть. Допустим, сейчас можно зайти в интернет на определенный сайт и посмотреть на перемещение всех самолетов, то есть можно посмотреть, где какой самолет летит и куда. Эта информация собирается с помощью спутников, причем спутников небольшого размера. Точно так же можно посмотреть на специальном сайте, как перемещаются корабли. И это можно сделать со своего смартфона. И запустив несколько небольших спутников, можно решить…
Евгения Горкина
- Это в режиме реального времени?
Зайнулла Жумаев
- Да, это в режиме реального времени.
Евгения Горкина
- Можно отслеживать не только внутри самолета, когда смотришь, где ты летишь, а и родных.
Зайнулла Жумаев
- В основном отслеживание кораблей проводится для того, чтобы защититься от пиратов. Ситуации политические, когда спорят, на чьей же территории был сбит самолет и так далее, такая система тоже помогает решать. Она достаточно простая, сделана на простых, обычных спутниках небольших.
Евгения Горкина
- Хорошо. Спутники много задач решают. Но почему это все на образование легло? Тогда какие задачи решают те же школьники, студенты? Какие они задания получают?
Зайнулла Жумаев
- Поясню на себе. Спутники в образовании нужны не всем, потому что у нас есть художники, музыканты, теоретики, математики, программисты.
Евгения Горкина
- Берем тех, кто интересуется.
Зайнулла Жумаев
- Спутники в образовании нужны именно в аэрокосмическом образовании. Поясню на себе. Я учился в «Бауманке». Образование было преимущественно теоретическое. И мне было тяжело адаптироваться к реальной работе, к тому, что нужно выдавать какой-то реальный продукт, и он должен работать, причем очень жесткие требования. Он должен проходить и виброиспытание, и термавакуумные, и так далее. Плюс нельзя излишне теоретизировать, нужно делать по-простому, находить простые решения, ограничение бюджета и так далее. Этому всему университет не учил. Он дал хорошую фундаментальную базу. Но, если эти студенты в университете смогут решить практическую задачу, сделать небольшой спутник, то они выйдут уже подготовленными специалистами, и решится несколько разных проблем. Есть уток специалистов в другие направления. Многие сейчас по окончанию университета работают не по специальности. И люди будут заинтересованы. Они будут видеть результаты своей работы. Изменится среда. И выпускники будут приходить в отрасль уже с пониманиями спутниковой миссии в целом, о необходимости качества и так далее.
Евгения Горкина
- И реалистичность какая-то. Ты прикасаешься и помаешь, что ты выпустился, и тебя с удовольствием возьмут на работу.
Зайнулла Жумаев
- Научиться сделать спутник можно, только сделав один. Сколько вам не рассказывают, что бы мы не изучали, все равно, пока мы не сделаем один спутник, мы не научимся его делать. И для этого нужны такие студенческие спутники. У нас есть несколько направлений для разного уровня подготовки. Они не только для студентов, но и для школ. Если школьник никогда не занимался микроэлектроникой, не умел паять, ничего этого не делал, приходит в университет, и ему за короткие сроки, учитывая, что у него при этом еще физика, математика и куча других предметов, нужно разобраться в микроэлектронике, сделать спутник ему будет достаточно тяжело. Поэтому нужно начинать раньше, нужно начинать с 7-8 класса и уже работать с какими-то приближенными макетами, работать с чем-то похожим и проектировать, если не космическую миссию, то какое-то законченное изделие, которое выполняет какую-то программу.
Евгения Горкина
- Получается, у компании «СПУТНИКС» большое новое направление – образовательное. И системы придумываются. А что за образовательный стенд вы сделали?
Зайнулла Жумаев
- У нас несколько образовательных стендов. Наверное, самый большой и красивый, и достаточно доступный стенд, который имитирует полет спутника в космосе. То есть стоит такая большая Земля, вращающиеся на ней светящиеся лампочки обозначают наземные центры приема. Рядом с большим вращающимся земным шаром висит спутник. Вокруг спутника создается электромагнитное поле.
Евгения Горкина
- То есть там гравитация, и он висит.
Зайнулла Жумаев
- Он висит на ниточке и может разворачиваться. У нас, как в древнем мире, Земля вращается под спутником, а не спутник вращается вокруг Земли. И еще стоит большой прожектор, который имитирует одновременно солнечное излучение. И такой спутник, который висит на ниточке, может разворачиваться только вокруг нитки. Он анализирует информацию о внешнем магнитном поле, информацию от прожектора. И потом с помощью маховика он может развернуться на определенную точку глобуса и сделать снимок. Это такая модельная задача, с которой справляются школьники.
Евгения Горкина
- Алла, где они будут справляться с этим? Куда идти, бежать? Где вас искать?
Алла Разуваева
- Сейчас ищите нас в Космической академии, которая функционирует на базе гимназии №1409, плюс в ближайшие несколько месяцев масштабируется на несколько ключевых гимназий по кругам Москвы. И мы планируем реализовывать пилотные проекты в регионах.
Евгения Горкина
- На сайте «Просто Космос» можно найти?
Алла Разуваева
- Да, можно будет найти и в соцсецях «Просто Космос». И компания «СПУТНИКС» будет это транслировать. И мы с коллегами это все преобразуем в образовательную программу. Она, в принципе, уже имеется. Просто нам нужно ее интегрировать именно в школу для того, чтобы школьники могли начать выполнять эти задачи. Это можно будет найти именно там. Более того, необязательно учиться в этой школе, можно приходить.
Евгения Горкина
- Можно туда приходить?
Алла Разуваева
- Конечно. Это же проект дополнительного образования, поэтому он привязан к школе как к образовательному учреждению. Но я уверена, что руководство гимназии будет только радо видеть ребят, которым просто интересно. Допустим, они не учатся в этой школе, но это не является препятствием. Это действительно ново. Проект «Сириус», который компания «СПУТНИКС» и непосредственно Зайнулла с ребятами организовывали в Сочи, - это было точечное, громкое, большое мероприятие. Но оно было и прошло. Сейчас нужно быстренько давать этому продолжение. И я вижу задачей нашей компании, чтоб это было постоянно, имело постоянную основу и развитие.
Евгения Горкина
- То есть спутникостроение, как часть направления космического образования для школьников и студентов. У нас осталось две минуты. Можете сказать всем людям, родителям, почему имеет смысл обратить внимание на космическую отрасль? Мы понимаем, что это интернет, телевидение – это все будущее. Но имеет ли смысл двигаться туда и ребенка отдать на такое дополнительное образование, подумать о том, чтоб в будущем у него была классная профессия с огромным смыслом.
Зайнулла Жумаев
- Я думаю, что в какой-то степени нужно прислушиваться к мнению ребенка. Мне с детства нравилось что-то конструировать, собирать. И мне было бы интересно. То, что интересно, оно всегда получается гораздо лучше, и можно достичь больших успехов. Почему именно космос и высокие технологии? Они тянут развитие во многих дисциплинах: это математика, физика, информатика и формально-логическое мышление и так далее. И занимаясь проектной работой, здесь важна психология успеха. Когда мы начали с чего-то очень простого, попробовали, у нас получилось, мы уже знаем, что мы что-то умеем, что мы можем сделать что-то. Мы не просто смотрим на готовые изделия (смартфоны и ноутбуки) и боимся представить, что у него внутри, а постепенно от простого к сложному мы со временем научимся делать что-то более серьезное.
Евгения Горкина
- Алла, пару слов тоже.
Алла Разуваева
- Для любого родителя (я говорю сейчас как родитель) интересно открыть ребенку мир, показать мир и дать доступ к профессии и к профессиям в будущем для того, чтобы человек всегда был востребован, имел развитие, имел достойную жизнь, качество жизни и так далее. Мы говорим здесь о профессиях будущего. Мы говорим фактически об успехе и востребованности наших детей, об их развитии и о том, чтобы у них все получалось. Более того, наши дети – это залог нашего будущего и залог того, что мы будем жить хорошо, счастливо и будем осваивать все новые и новые технологии, не будем отставать от других развитых стран и так далее, не сдавать позиции космической державы. И хочется нашим детям это передать, чтобы они передавали своим детям. И детей нужно заинтересовывать. Они должны жить своей профессией. И хочется, чтобы дети работали в будущем, бежали на свою работу и получали радость. Поэтому побольше таких счастливых историй.
Евгения Горкина
- Мне очень радостно сейчас от того, что две частные компании задумываются о будущем, потому что проблема существует, как бы мы ни говорили. Кадры уходят, знания не передаются. Кризис в государственных структурах происходит. Все эти изменения плохо отражаются на науке. Если очистить космос от бюрократических идей, частные компании могут своими силами делать совместные проекты с государственными, заниматься обучением детей, привлекать туда самых классных специалистов из отрасли. И сегодня у нас был действительно самый передовой специалист спутникостроения Зайнулла Жумаев, руководитель образовательного департамента российской частной компании «СПУТНИКС». Нужно приглашать таких специалистов. Приглашать к нам на эфир, чтобы мы тоже рассказывали и делились такими знаниями. И, Алла, вашу компанию, которая старается заниматься популяризацией максимально больше. Согласитесь, ресурсы у государства больше. Они могут большие. Вы поменьше. Ресурсы не такие больше, но задачи, которые вы перед собой ставите, они глобальные. Сегодня замечательный день, потому что сегодня началась космическая эра 60 лет назад. И на «МедиаМетрикс» тоже космическая эра. Она продолжается. А сегодня она ударно прошла. До этого был эфир из Космического центра подготовки космонавтов. А сейчас мы говорили про спутникостроение, про спутники, их роль в образовании. Спасибо большое. Зайнулла, желаю вам огромных успехов. Алла, спасибо большое, что пришли. Всего хорошего. Ищите нас на волнах интернета