{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Алексей Малеев Директор Центра развития IT-образования МФТИ 14 сентября 2017г.
IT образование
Насколько сегодня уровень подготовки кадров отвечает запросу рынка? Какие направления в области IT образовании самые востребованные? Разберем тему экспорта российского образования и затронем тему экспорта российского образовательного продукта, на примере Moscow Workshops ACM ICPC! Обсудим позиции России на международном рынке в сегменте ИТ

Е. Скутина:

Добрый вечер, в эфире канал Медиаметрикс, программа Цепная реакция. В студии Екатерина Скутина. Высшие учебные заведения традиционно считаются основным плацдармом для подготовки специалистов, в том числе и в области IT. Сегодня мы в прямом эфире программы поговорим о проблемах и перспективах IT-образования. В гости к нам сегодня пришли Алексей Малеев - директор Центра развития IT-образования МФТИ и Ольга Августан - директор департамента образования Mail.Ru. Гости мои, добрый вечер.

А. Малеев:

Добрый вечер.

О. Августан:

Добрый вечер.

Е. Скутина:

Спасибо вам большое, что вы сегодня пришли и предлагаю начать наш сегодняшний эфир с такого вопроса. На носу сентябрь, студенты пошли учиться, и интересует такой вопрос: какой был конкурс на факультеты направления IT? Алексей, наверное, вопрос к тебе.

А. Малеев:

Мы понимаем, что в современном мире растет спрос на IT не только в образованиях и, технологии, каждый день все больше и больше у нас автоматизированных вещей в жизни и, конечно же, школьники потянулись в эту отрасль. Могу сказать, что, например, мы на физтехе запустили не так давно, лет пять-шесть, программы, связанные с компьютер-science и конкурс туда стал сегодня уже раза в три больше, чем наш стандартный конкурс, у нас около 6 человек на место. Это показывает интерес к этому направлению.

Е. Скутина:

А какие направления еще более востребованы помимо того, что ты сейчас произнес? Может быть, Ольга об этом направлении нам расскажет всем?

О. Августан:

Да, конечно. Мы в рамках компании работаем со школьной аудиторией, естественно, как и сказал Алексей, с каждым годом отмечаем, что интерес растет и растет узнаваемость профессии школьниками, потому что если раньше ребята-школьники говорили только об одной профессии, которая объединяла, наверное, все направления - это разработчик, ну еще знали тим-лид, в основном тоже на слуху, то сейчас уже приходят более осознанно, то есть разбираются в направлениях, знают, что есть безопасность, например, что есть мобильная разработка, что есть направление - работа с большими данными, и, конечно же, выбирают специфику обучения в зависимости от того, куда они хотят и где планируют дальше выстраивать свою карьеру.

Е. Скутина:

А вот с точки зрения подготовки кадров, на сколько сейчас уровень подготовки соответствует тем рабочим местам, которые в дальнейшем занимают студенты?

А. Малеев:

Вопрос такой сложный, нужно смотреть на разные сегменты, но кажется, что в целом не только наша российская проблема, это проблема, наверное, мировая. Мы видим, что на рынке кадров спрос на IT - специалистов сейчас выше, чем предложений, чем сколько людей на этот рынок ежегодно выходит. В связи с этим, у нас и зарплаты в этой области, мы знаем, они выше среднего, несмотря на регион, на страну. Почему так происходит? Динамика отрасли большая, все относительно новое, меняется довольно быстро, и, как следствие, в университетах не хватает квалифицированных людей, которые бы готовили специалистов.

Соответственно происходит разрыв между выпускниками нашими и востребованностью индустрии. Этот разрыв порождает эту разницу в зарплатах и, опять же, соответственно лучше уходят в университет, в университете некому учить, этот процесс зацикливается. Это такая глобальная, на мой взгляд, сложность на сегодня.

Е. Скутина:

А как бизнес смотрит на эту проблему, Ольга?

О. Августан:

Конечно, в любом случае, компетенции студентов, они растут с каждым годом, то есть тут стоит отметить, что практически у всех ведущих вузов уже все равно меняется состав преподавателей, уровень подготовки, но и плюс вуз дает базовое очень хорошее образование, то есть вот это именно направление и умение мыслить в правильном ключе. Но да действительно, тут соглашусь с Алексеем, что зачастую, когда ребята приходят в компанию, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, как бизнес, -  это то, что они не представляют, что стоит за реальными задачами в профессии, то есть технологии, какие сейчас используются, какие актуальные, как им придется выстраивать свою работу, в каком направлении именно развиваться, потому что, естественно, что с точки зрения базового образования в вузе у них нет такой специализации, то есть нет возможности посмотреть, потрогать реальные боевые задачи, пообщаться с экспертами и выбрать, все-таки, туда, куда они хотят. И, конечно, часто бывает, что по истечении, например, полугода студент выбирает совершенно другое направление, но и, конечно же, это напрямую влияет на то, что уже и деньги потеряны на адаптацию и на привлечение этого студента, и студент разочаровывается, например, в профессии. Но и второй момент то, наверное, ключевое, что меняется сейчас, это уровень не только знаний, но и уровень, так называемых, soft skills студента, когда студент уже должен не просто хорошо разбираться именно в веб-разработке или в той специализации, которую он выбрал, но и обладать таким критическим мышлением, уметь доводить начатое до конца, уметь работать в команде, - это тоже критически важно, потому что, в принципе, сейчас вся сфера IT построена на том, что приходится работать в команде, - это, конечно же, умение очень быстро, правильно  и нестандартно подходить к задачам, то есть естественно, что срок разработки в IT очень высокий, темп огромнейший и, конечно, тут недостаточно просто идти по накатанной, недостаточно применить алгоритм, все постоянно меняется и, конечно, студент должен быть готов к такому темпу и должен быть готов решать именно такие задачи.

А. Малеев:

На мой взгляд, чтобы соответствовать этим критериям университетам нужны квалифицированные преподаватели, - это может быть одна из главнейших сегодня задач наша, сохранять эти кадры, сохранять наших, по крайней мере лучших выпускников, чтобы они готовили следующих студентов. Но и если говорить уже про сегмент элитного образования в России, у нас есть хорошие университеты и там подтверждается это разными критериями и рейтингами, например, рейтинг Superjob регулярно индексирует средние зарплаты молодых выпускников, они берут выпускников от года до трех и вот лидируют там несколько университетов, физтех оказался на первом месте несколько лет, но главное цифра, там средняя зарплата от 130 000 руб. на сегодняшний день у молодых выпускников, мне кажется, хорошая зарплата, то есть вузы, в которых этот процесс поставлен и, конечно, это происходит преимущественно во взаимодействии с бизнесом. Например, с Mail.Ru Group у нас есть замечательный проект совместный, но Ольга расскажет сейчас про другие университеты, а мы пытаемся привлечь компетенции новые в университет из этих компаний, ну они вместе с людьми приходят и складываем проектную деятельность, где ребята работают в командах, сперва их учат, потом они запускают какие-то проекты в командах, развиваются не только профессиональные навыки, а разные soft skills, такие социальные навыки и, в конечном счете они обладают компетенциями востребованными, ну не то, что сегодня на рынке, а одними из, так сказать, векторов развития, куда они быстрее движутся, вот они уже сразу в эту сторону нацелены.

Е. Скутина:

Но ты говоришь, что это элитное образование, то есть элитное, оно стоит дороже, чем в других университетах, правильно, или ты, элитное подразумеваешь, не только цену образования?

А. Малеев:

Ну, конечно же, цена, мы говорим сейчас, если мы говорим про российскую действительность, то большинство у нас студентов учится на бюджетной форме и благодаря взаимодействию с бизнесом для них мы можем эти продукты, программы сделать бесплатными, но, конечно, себестоимость ее, с точки зрения образовательного процесса крайне высока.

Е. Скутина:

Ну вот на такой факультет, вернемся к первом вопросу, какой конкурс? Чтобы поступить на факультет, где помимо вот этого фундаментального образования тебе дают еще дополнительные возможности работать с бизнесом?

А. Малеев:

Ну вот на физтехе у нас есть сейчас школа целая, мы несколько факультетов слили в школу прикладной математики и информатики, где собраны сейчас основные компетенции по Computer Science, конкурс сейчас около 6 человек на место. Но главное, как мы строили эту программу, наверное, а строили мы эту программу сразу же в связке с ведущим бизнесом.

Е. Скутина:

А с какого года начали строить, так чтобы мы исторически понимали?

А. Малеев:

Я думаю, что где-то в 2009, 2010 году мы начали выстраивать новые циклы, и мы сразу же не просто про выпускников начали говорить, прямо с самого первого курса, это у нас, такое понятие - система физтеха, физтех - он не очень стандартный университет, у нас есть 4 отличия, которые нас кардинально отличают от классического университета. Первое - мы ведем очень много работы по привлечению и отбору сильнейших школьников со всей страны, и как исторически это стартовало в 1946 году, тогда еще физтех был факультетом МГУ, но уже тогда в это непростое послевоенное время университету разрешили сделать выездные приемные комиссии, тогда в стране, так сказать, просто мобильность населения, ну вот нельзя было, как сегодня, поехать в Нижний Новгород или в Москву и вернуться, просто на выходные. Сегодня это школы для школьников, это олимпиады, если говорить про информатику, мы проводим три олимпиады, которые включены в перечень российских олимпиад школьников, одна из них это совместная с Mail.Ru Group и МГТУ им. Баумана, как и в общем-то и все другие олимпиады мы проводим обязательно в кооперации вместе с сообществом университетским академическим и обязательно с индустриальными партнерами. Вот Технокубок, прошлом году около 3000 - 4000 школьников по всей стране приняли участие в отборочных этапах.

О. Августан:

Поправлю - 6000.

А. Малеев:

Ну вот, я уже не всегда успеваю за ростом наших проектов.

Е. Скутина:

А что, школьники должны были где-то зарегистрироваться, куда-то приехать, вот 6000, как проходил этот отбор?

О. Августан:

Дополню, что это 2 составляющие, то есть первый отборочный - это полностью онлайн этап, для того, чтобы ребята могли участвовать со всей России, без привязки к какому-то конкретному региону, то есть было три отборочных этапа в разное время, мы учитывали и часовые пояса, чтобы школьники могли совместить это с учебой и не ночью решать задания, уже в марте, после того, как были выбраны лучшие, был выбран рейтинг, проводился очный этап как раз в двух вузах.

Е. Скутина:

В МФТИ, правильно?

О. Августан:

МФТИ, да.

А. Малеев:

Да, МФТИ и МГТУ им. Баумана. И лучшие ребята получают возможность поступить в эти университеты, они получали льготы, либо 100 баллов по предмету, либо поступление сразу без экзаменов в университет. Но, вы понимаете, конкурс колоссальный, из тех 6000, мы наградили дипломами около 100 человек.

О. Августан:

Да и, конечно, конкурс огромный и плюс для ребят это, но многие даже те кто, участвовали с 8 класса, с 9 класса, то есть те, кто напрямую не поступает в этом году, для них эта такая возможность оценить свои знания, посмотреть на уровень, подготовиться дополнительно и участвовать на следующий год, потому что как раз уже 17 сентября запускаем следующий этап и новый раунд, новый учебный год, и, конечно же, уже, я думаю, часть ребят, кто участвовал в прошлом году не смогли занять призовые места, будут участвовать повторно.

А. Малеев:

Еще проводим разные лагеря для школьников, это такой учебный лагерь, примерно на две недели, когда мы отбираем также со всей страны лучших ребят, они приезжают и учатся, и наша задача зарядить их неким импульсом.

Е. Скутина:

А где лагерь базируется?

А. Малеев:

Мы начинали, конечно, с нашего кампуса, в Долгопрудном у нас хороший, уникальный, даже на постсоветском пространстве кампус, - это один из первых, тогда заложенных, вне большого города, по западному образцу, он далеко от центра, там все компактно, два таких больших квартала, один - это студенческий городок, второй - это учебные корпуса, там атмосфера тихая, спокойная, располагает учиться.

Е. Скутина:

Сколько человек вмещает?

А. Малеев:

Этим летом мы принимали рекордный лагерь, мы принимали до 300 школьников одновременно, для нас правда сложно, нагрузка большая на инфраструктуру, но этим летом мы и запустили в партнерстве с Казанским федеральным университетом, по модели образовательной франшизы, лагерь там. То есть по нашим методикам он проходил в Казани, это дало возможность школьникам выбирать куда поехать, и я всячески советовал москвичам, например, ну они живут в Москве, они знают свой родной город, посмотреть Казань - это город с богатыми традициями.

Е. Скутина:

А эти школьники, они по каким условиям по конкурсу, то есть они бесплатно, правильно я понимаю, либо там какая-то денежка платится?

А. Малеев:

Конечно, у нас разные проекты есть. Какие-то проекты работают без участия государства, то есть они полностью, как мы говорим, в самоокупаемости, когда ездили в основном родители, они покрывают учебную программу, полный пансион, но у нас предусмотрена система скидок, особенно для ребят, которые выиграли олимпиаду типа Технокубка, у них существенно цена падает, ну и, конечно же, скидки для ребят из многодетных семей, если домохозяйство одновременно два ребенка к нам отправляет.

Е. Скутина:

А, вы, я так понимаю, очень плотно со школьниками работаете, но в то же время отмечаете проблему на студенческой скамье.

А. Малеев:

Это был один из, про 4 камня, о которых я начал говорить. Второе - это программа, наша бакалаврская, для младших курсов ребят, и мы обязательно ее и саму программу формируем вместе со специалистами, которые не профессиональные педагоги, то есть они не классический доцент или профессор университета.

Е. Скутина:

Но они из бизнеса и преподают, правильно?

А. Малеев:

Конечно, они вот, если про IT говорить, они из разработки, например, как в Технотрэке, у нас профессиональный разработчик из Mail.Ru приезжает вести занятия к нам на кампус, по вечерам или по утрам, когда у них есть возможность, со студентами. Это те люди, которые сегодня разрабатывают передовые алгоритмы, и они тратят полдня в неделю или четверть времени, или просто вечернее время на занятия со студентами, такая особенность.

Е. Скутина:

Второй камень?

А. Малеев:

Это был второй камень.

Е. Скутина:

Третий и четвертый, мне интересно все четыре.

О. Августан:

Да, я тоже жду.

А. Малеев:

Значит, и опять же, надо сказать, что мы стараемся взаимодействовать с разными компаниями и полный список, он большой, мы начинали с Яндексом, с компанией ABBYY такая есть, 1С, у нас есть ребята, которые в Mail.Ru работают, в Касперском, Huawei, Parallels, Acronis, я точно сейчас за раз всех не перечислю, но большой спектр. Третий камень - это очень интенсивная подготовка. У ребят просто физически много занятий в день. И Технотрэк мы построили по формату дополнительного образования вечернего, представьте у них есть обязательные занятия с 9.00 до 17.00, а по вечерам еще 2-3 часа они еще что-то учат, а потом еще нужно все домашний задания сделать.

Е. Скутина:

Не щадите детей никак студентов.

О. Августан:

Но студенты, на самом деле говорят, что это самая лучшая школа тайм-менеджмента, когда они успевают и учится в вузе, учится в рамках программ дополнительного образования, еще жить своей студенческой жизнью.

Е. Скутина:

Вот - это еще самое главное.

О. Августан:

Да-да-да, еще многие из них, когда ходят на стажировку, дополняется еще один камень и, конечно же, -  это самая, наверное, лучшая школа такой ответственности, самостоятельности и такого серьезного подхода к жизни.

А. Малеев:

Ну и последнее - это выпускающие кафедры, значит у нас бывают разные форматы на физтехе. Наш традиционный - это базовые кафедры, у которых есть базовые организации, например, я перечислил несколько компаний, студенты, начиная, со старших курсов, там учатся, и они свою работу выпускную делают в реальной команде, в реальном проекте, они приходят, есть какой-то коллектив, у них настоящие задачи, которые через неделю-месяц выходят в релиз и их прямо включают в эту команду. Точно так же и наш Тэхнотрэк вместе с Mail.Ru, наши ребята последний семестр этой программы делают проект, который потом защищают перед первыми лицами компании. Ольга, наверное, про защиту очень интересно расскажет, как они проходят.

О. Августан:

Да, наверное, я дополню и расскажу про формат. Как же все-таки это построено, потому что, кроме МФТИ есть сейчас уже пять вузов, 4 из них в Москве, 1 в Питере, в которых есть действительно такие программы дополнительного образования. Все они построены по одному принципу, тут я хочу согласиться, с точки зрения преподавателей, что действительно, уровень преподавателя, он в первую очередь влияет на те знания, которые получают студенты, поэтому все наши преподаватели, это действительно, сотрудники компаний, которые готовятся практически целое лето, если мы говорим о учебном годе, который начался только сейчас, готовят материалы, готовят дисциплины, для того, чтобы дать именно актуальные знания по направлениям. И, конечно же, занятия проходят для ребят в вечернее время, то есть они могут совмещать это с учебой, формат у нас делится на 2 таких ключевых направления - это двух годовая программа, где ребята каждый семестр проходят три-четыре дисциплины и семестровые курсы, когда в течение семестра уже изучают какую-то специализацию. Но и, конечно, да, если говорить про защиту проекта, то в первую очередь - это как раз для ребят возможность создать готовый, законченный продукт, который можно показать с точки зрения не просто технической сложности, но и с точки зрения продукта, который можно использовать завтра, у нас многие команды, например, в этой защите, представляли такие социально-значимые продукты, проекты, например один из лидеров защиты - это был проект совместно с нашим бизнес-подразделением Одноклассники, когда ребята к 9 мая сделали приложение, где можно загрузить черно-белую фотографию, раскрасить ее и получить цветной формат, это было очень здорово, там больше миллиона загрузок фотографий было, естественно сами ребята получили совсем другие результаты, уже не как учебный проект, а как самый настоящий боевой.

Е. Скутина:

Бывают ли случаи, что после прохождения вот этих всех ступеней, поучились у вас, закончили, а потом уехали. Вот сколько студентов покидает нашу страну? Если какая-нибудь динамика уезда, отслеживается?

А. Малеев:

Это вообще очень интересный вопрос и, к сожалению, мы сейчас в СМИ широко слышим, у нас даже иногда инициативы такие в Гос. думе иногда проходят, что мы готовим хороших выпускников и все они уезжают на запад и значит мы вообще занимаемся какой-то не то, что бесполезной, даже вредительской деятельностью. Вот, к счастью, это не так. Тот же рейтинг, про который я говорил Superjob, он посчитал, процент выпускников, которые остаются в городе по месту учебы этих студентов.

Е. Скутина:

Ну а какие критерии подсчета были, просто количественно они посчитали, либо выпускников, которые имеют красные дипломы.

А. Малеев:

Нет, общее, масса, процент. И вот про физтех часто говорят, что физтех - это подготовка кадров для Caltech'а, но почему-то рейтинги нам говорят, что 80% осталось конкретно в Москве, это не считая тех, кто вернулся в регионы, так устроена наша образовательная модель.

Е. Скутина:

Скажи мне тогда, какой процент выпускников, таких вот отличников, выдающихся, людей, у которых видится светлое будущее, процентов столько же 20, да? Вот это интересно посмотреть, вот они считают количество, сколько закончило, сколько осталось, кто уехал в регион, а кто поехал за границу, да, вот они посчитали, а сколько из этого общего количества студентов, которые закончили ну очень хорошо, с красным дипломом, например. Вот тоже интересно посмотреть.

А. Малеев:

Про своих ребят, про выпускников физтеха я точно могу сказать, что они лидируют в этом рейтинге, они понимают, что они востребованы всюду, по зарплатам в Москве - это один из показателей. Есть и другие разные показатели, ну почему, например, в олимпиадах они выступают лучше, чем пресловутые Caltech и еще многие там 2,5 тысячи университетов мира. Они понимают, что на любую позицию в мире, они могут претендовать.

Е. Скутина:

Несмотря даже на те проблемы, о которых ты говорил?

А. Малеев:

Это очень хороший вопрос.

Е. Скутина:

Я напомню, проблемы - это неквалифицированные преподаватели.

А. Малеев:

Мы начали с массового образования в области IT, а дальше мы начали говорить, что у нас есть элитные кусочки в нашей стране и Ольга перечислила несколько университетов - это и МГТУ им. Баумана, и Санкт-Петербургский государственный университет, и в регионах есть у нас хорошие вузы, и высшие школы экономики, много у нас, где уровень подготовки, он существенно выше среднего и вот то, что можно назвать элитой. И вот эти выпускники, они превосходят многих выпускников зарубежных университетов, и та олимпиада, про которую мы, еще поговорим International Collegiate Programming Contest, соревнование студенческое, которое охватило, ну, мне кажется, на сегодня всех студентов в мире, кто учится на специальность близко к IT или там к техническим. Ежегодно по статистике около 300 000 студентов участвуют из 3-4 тысяч вузов в мире, этот чемпионат родился в Америке, это данные и их статистики, это стандарт уже выработанный, он в 1970-м году примерно запустился, и мы привыкли к нему, как к правилам игры в футболе, нас же не удивляет, что в футбол играют именно таким образом, вот и в программировании соревнуются часто именно так. И российские студенты завоевывают медали чаще, чем все остальные вообще в мире. Чемпионат проходит много этапов, в финал выходят около 120 университетов, и 120 медалями награждаются 12 команд, примерно с 2000 года в чемпионате стали раздавать такое число медалей и из них, среди золотых, 4 золотых, вот 4 золотых, 4 серебряных, 4 бронзовых, если посмотреть на золотые медали, то наши студенты завоевали - 30, следующей идет вся Европа - 15, дальше китайцы - 12, США - 5.

Е. Скутина:

Ты говоришь, я прямо горжусь за наших ребят.

А. Малеев:

И, отвечая на вопрос, почему они уезжают или не уезжают, они понимают, что их возьмут всюду, и для них главный критерий - это, конечно же, интересные задачи, они остаются там, где им интересно. Это в меньшей степени связано с деньгами, а больше с тем, что они могут заниматься любимым делом.

Е. Скутина:

А как обстоят дела с социальным лифтом у нас вообще, на сколько выпускник мог прийти в компанию и подняться на высокий уровень?

О. Августан:

Ну в сфере IT это, наверное, самый быстрый, такой скажем, социальный лифт.

Е. Скутина:

Почему я спрашиваю, чтобы не терять таких вот выдающихся студентов, вообще людей, специалистов, которые потом понимают эту всю специфику своего существования в этом мире, да, на нашем рынке созданы условия, правильно, я понимаю, чтобы вырасти?

О. Августан:

Да, конечно. Плюс, как раз АТ - это та сфера, где, в принципе, нет такого жесткого возрастного ценза, когда есть какой-то порог вхождения на должность руководителя и в среднем у нас даже по компании, где-то за год, ребята существенно вырастают в позиции, у нас в компании есть такая позиция мидл, да, то есть они уже по знаниям соотносятся с теми, кто имеет опыт и приходит с рынка, то есть это достаточно быстро. Спустя 2 года, в среднем, ребята перерастают уже в руководителей команды, или линейный, или, у нас даже есть там сейчас кейсы, когда ребята становятся тим-лидами новых проектов, когда полностью под себя собирают таких же или стажеров, или команды из других департаментов.

Е. Скутина:

Ну что, один из вопросов, ну где же потолок, вот вырос он, да, и вот и что, другое поколение тоже подрастает, им тоже нужно куда-то идти. Новые проекты создаются, новые команды создаются, правильно?

О. Августан:

Создаются новые проекты, новые команды и на самом деле очень их много.

Е. Скутина:

А как легко вообще попасть в Mail? Насколько легко туда попасть? Да, вот если, например, ну вот не повезло, не поступил либо не то, что не повезло, не поступил, но просто студент решил остаться у себя в университете. Университет не входит в какой-то ТОП, ну вот он закончил его, например, с отличием, вот он приехал, не по рекомендации Алексея, потому что он учится у него на факультете, а вот просто из любого региона, насколько легко устроиться на работу?

О. Августан:

На самом деле очень сложно, потому что сейчас там позиция разработчиков по уровню компетенции, 6 лет как существует программа, мы берем только выпускников образовательных проектов, да, и конкурс, он огромнейший, но, то есть, на проекты средний конкурс от 5 до 9 человек на место, чтобы учиться.

Е. Скутина:

А зарплата, расскажите какая интересно. Ну вот самое начинающее звено сколько получает?

О. Августан:

К сожалению, не могу это сказать, но она достаточно рыночная и плюс у нас формат стажировки не совсем такой, наверное, привычный, когда есть зимний какой-то или летний вариант, нет. У нас ребята приходят сразу на боевые задачи, на работу, на полноценную занятость, единственное отличие у них то, что они работают только 20 ч в неделю и это как раз возможность совместить это с учебой в вузе и с учебой в рамках проекта.

А. Малеев:

Поэтому многим студентам рекомендуем, кого Mail не взял, заниматься своими собственными проектами, можно сразу начинать с позиции SEO.

О. Августан:

Интересный, кстати, момент, что у нас действительно в рамках программы есть курсы продуктовые, где ребят учим разрабатывать проект, оценивать монетизацию, продумывать каналы продвижения, особенно на физтехе очень сильно заметно, что с каждым годом становится все больше идей, интересных, которые ребята стараются реализовывать и, конечно, у нас тоже есть направления, одно из направлений - это создание лабораторий, где ребята смогут в течение семестра реализовывать свои собственные идеи.

Е. Скутина:

В ообщем Mail.Ru Group занимается тем, что все хорошие кадры и идеи с рынка к себе под крыло, правильно?

А. Малеев:

Они же их не втягивают в Mail, они помогают запуститься, начать свою полноценную яркую жизнь.

О. Августан:

Могу сказать, мне просто сейчас задают этот вопрос, как я говорила, у нас конкурс в среднем около 5-9 человек на место, в течение семестра, как раз сейчас у нас стартовал осенний семестр, учатся 1400 студентов в потоке во всех вузах, то есть получается это почти 3000 в год, из них около 600 мы выпускаем, то есть тех, кто завершает все программы, в год, и 80 стажеров мы берем к себе в компанию.

Е. Скутина:

Подождите, 3000, 600 только выпускается, как-то математика у меня не сходится, а остальные куда делись, если 3000 учатся, только 600 выпускается?

А. Малеев:

Вы знаете, это хороший показатель, с точки зрения образования, потому что это означает, что Mail.Ru не занимается таким скрытым хантингом через свои образовательные проекты. Вы знаете, всем одну лекцию прочли, всех, кто понравился, сразу отобрали, дали им оффер, ну условно, одели наручники, кандалы и все он в рабстве этой компании, нет.

Е. Скутина:

Так видишь стул, вот это твой, сидишь на нем и работаешь.

А. Малеев:

Да. А Mail занимается образованием и это развивает, на мой взгляд, не только отдельную компанию, это развивает весь рынок. Ребята получают возможность получить эти компетенции, они становятся на рынке труда, во-первых, востребованы, во-вторых гораздо шире горизонты перед ними открыты после этого.

О. Августан:

Да, и на самом деле эта цифра меня не удивляет, потому что у нас в рамках проекта есть еще дополнительная возможность для студентов выбрать свое направление, потому что, когда в рамках МФТИ специализация - мобильные разработки, но при этом есть еще и направление по безопасности, по тестированию, по веб-разработке, и, конечно, когда они сталкиваются с реальными задачами, как раз та возможность посмотреть, что стоит за той или иной профессией и часто бывает, что ребята приходят на мобильную разработку, но при этом потом идут на безопасность или занимаются тестированием, то есть каждый выбирает свое направление.

Е. Скутина:

Хотелось бы еще затронуть тему экспорта российского образовательного продукта, вот что у нас есть?

А. Малеев:

Я говорил, что мы в России, на школе олимпиадного программирования особенно, она сейчас если не лидер, не признанный лидер в мире, я говорил сколько наши ребята медалей выиграли за последнее время, и мы понимаем наше некое превосходство в этой области, задались вопросом: "А как же экспортировать этот продукт образовательный?" И мы создали сеть, называется Moscow Workshops ACM ICPC - сеть тренировочных лагерей, в которых мы готовим, в частности, и к этим олимпиадам, просто как алгоритмическую подготовку ребятам даем, но с такого сегмента, так скажем, сильных ребят. Почему это российский продукт? Потому что, в качестве тренеров мы приглашаем, какой лучший тренер - это тот, кто умеет сегодня лучше всех, это вчерашний чемпион, выпускник наших университетов. Мы приглашаем наших выпускников молодых, они ведут эти занятия, они могут сегодня жить даже в разных городах, кто-то из них в разных странах, кто-то остался в университете, кто-то в индустрию пошел, кто-то запустил собственный стартап, как мы говорили, им всем интересно пообщаться с собой и передать какие-то навыки следующему поколению. Вот мы запустили такие лагеря, они двухнедельные, такая программа подготовки, сперва на кампусе физтеха, потом мы стали открытыми для всего мира, сделали английский язык, понятно нам нужно как-то с друг другом коммуницировать и после этого мы стали запускать эти лагеря, уже опять же по формату образовательной франшизы, в других даже странах. У нас буквально через неделю, 27 сентября начнется уже второй кэмп в Барселоне, там мы выбираем хороших партнеров-хост, хост Harbour Space University, молодой активный университет, он растет, он активно в этот процесс влился, мы привозим туда свою методику и учим ребят. И у нас еще один лагерь, мы запустили в Белоруссии, вот этим летом. Суммарно к нам приезжают ребята из больше, чем 40 стран на сегодня, больше 100 университетов разных, причем это такие университеты, в которые многие наши соотечественники почему-то с удовольствием готовы поехать, а на самом деле студенты этих вузов, платят, для них эта программа платная и приезжают.

Е. Скутина:

А для российских студентов?

А. Малеев:

Российским студентам часто помогают либо спонсоры, либо университеты, они приезжают сюда...

Е. Скутина:

Но что входит в этот двухнедельный курс или лагерь?

А. Малеев:

Это тренировочный лагерь, потому что мы им очень много даем практики, очень много задач они решают и для того, чтобы, так сказать, быть в тренде, нужно решать задачи вот, с каждым годом они становятся все сложнее и сложнее, для того, чтобы завоевывать медали, нужно каждому повышать и повышать уровень развития относительно себя вчерашнего и относительно всего уровня тоже надо расти. Он проходит 2 недели, у нас есть, конечно, и лекции, и тематические лекции, мы с удовольствием приглашаем партнеров из индустрии, из Mail.Ru к нам приезжают ребята, к нам приезжают ребята разные по своим профессиям, есть и разработчики, и архитекторы разных продуктов, и люди из просто маркетинга, которые рассказывают, как живет отрасль. Такие разные лекции мы проводим....

Е. Скутина:

По итогу, что они получают?

А. Малеев:

По итогу они выигрывают олимпиады, то есть наш сертификат, мы, конечно, с удовольствием выдаем, но сертификат не главное.

Е. Скутина:

Но это вы отследили, например, вот после вашего учебного лагеря, студенты поехали на олимпиаду, и они выиграли? То есть вы отследили?

А. Малеев:

Я не могу сказать, что...

Е. Скутина:

Ну просто ты говоришь, что они выигрывают олимпиады.

А. Малеев:

Конечно, конечно, я сейчас скажу статистику, я только сразу хочу сказать, что не только мы учили их, они учились в разных местах, у разных преподавателей, но второй год подряд, среди 12-ти сильнейших вузов мира, которые выходят на пьедестал и завоевывают медали, среди 12-ти, 8 - учились в наших лагерях.

Е. Скутина:

Вот это показатель, вот это сильно вообще.

О. Августан:

Ну да, тут стоит отметить, что это не быстрые результаты, то есть, когда ты только приходишь в эту сферу, когда ты только приходишь в сферу олимпиадного программирования, естественно должно пройти время, для того, чтобы набраться опыта, для того, чтобы действительно оценить свой уровень и прокачать, конечно это такой очень отложенный результат.

Е. Скутина:

Хотелось бы еще спросить, как работа ведется государством в этом направлении, направлении экспорта образовательных продуктов?

А. Малеев:

Но тот продукт, который я описал, он новый, это формат его, мне кажется, что мы пытаемся создать среду, сеть такую выстроить, которая бы совместила туризм и учебу. Все мы любим путешествовать, все понимают, что нужно учиться и многие люди с удовольствием это делают, как пример с Казанью, молодые люди могут в разные города ездить и узнавать что-то и обязательно учится. Но все они учатся в русской школе, это значит, что они не только прикладные навыки какие-то получают, а они какой-то такой обмен культурными ценностями совершают, обмен общечеловеческими ценностями у нас происходит. Если они в Москве, мы с удовольствием их в Третьяковскую галерею ведем или в концертный зал им. Чайковского и, мне кажется, это важно и на национальном уровне, потому что завтра, послезавтра или через несколько лет, они создадут новую вообще экономику, Facebook 2.0, Google 2.0, Яndex 2.0, Mail 2.0, но мы с ними будем общаться на одном языке.

Е. Скутина:

Да, это важно. У нас, к сожалению, программа уже подходит к концу, в конце программы традиционно хотелось бы поговорить о будущем. Это важно, мне кажется, понимание в ваших глазах, каково будущее IT - образования, отмерьте сами сколько, 5 лет, с точки зрения бизнеса, 10-15 лет, что с ним будет?

А. Малеев:

Мне кажется, что в ближайшие 100 лет, IT-образование будет востребовано и ответ очень простой, наш мир меняется, у нас с каждым днем становится все больше и больше автоматических приспособлений, начиная от каких-то простейших, развитие роботов, мы знаем, что сегодня уже есть автомобили с автопилотом, это же все программирование, предел автоматизации пока еще сложно себе представить.

О. Августан:

Я тут как раз поспорю, на мой взгляд, я каждый год работаю с преподавателями, работаю со студентами, конечно, для меня будущее - это, наверное, такой микс технологий, когда офлайн интегрируется с онлайн обучением, сильным очень комьюнити, когда действительно создается такая русская школа обучения, где не просто происходит обучение внутри, но и постоянно пополняется новыми преподавателями, я за этим вижу будущее, что с каждым годом преподавателей, тех людей, которых будут в этом заинтересованы из бизнеса, из сферы IT, не только IT, их будет становится все больше, вузовское образование будет все больше дополняться прикладными навыками, но и, конечно, студенты будут уже более подготовлены к реальным задачам и более подготовлены к будущим профессиям.

Е. Скутина:

Это как желание выглядит.

А. Малеев:

Это подтверждает, что IT-образование не умрет через 100 лет.

О. Августан:

Не умрет через 100 лет, и, конечно, вот такие инициативы, интеграция с вузами, интеграция с новыми партнерами, конечно, все делаем, для того, чтобы это будущее стало реальностью как можно быстрее.

Е. Скутина:

Для того, чтобы поддержать подрастающее поколение, направить их в нужное русло, с нужными людьми, с нужными знаниями.

На этом наша программа заканчивается, спасибо вам большое, что были сегодня с нами этим вечером, рассказали нам очень интересно про те, дополнительные, альтернативные образования, которые можно получать вне наших вузах, вот, например, то, что говоришь ты о Moscow Workshops - это очень интересная штука.

На секунду, как легко туда попасть, что нужно сделать?

А. Малеев:

Туда нужно просто приехать и понять на сколько ваш уровень...

Е. Скутина:

А где вы находитесь, куда ехать?

А. Малеев:

Нужно на сайте зарегистрироваться и приехать либо в Долгопрудный, либо в Барселону, либо...

Е. Скутина:

Либо просто найти тебя на Facebook, Алексей Малеев, и написать тебе, да?

А. Малеев:

Пожалуйста.

Е. Скутина:

Хорошо, все. На этом программа заканчивается, спасибо вам большое и на самом деле образование - это очень важная штука, читайте, учитесь, приходите учиться и повышать свою квалификацию, вот, например, к Алексею Малееву. Все спасибо, всего доброго, до свидания.

А. Малеев:

Спасибо, все доброго.

О. Августан:

До свидания.