{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Юлия Клоуда руководитель экспертного журнала о стоматологии Startsmile 06 сентября 2017г.
Типичные критерии выбора частного врача
В ходе эфира будут обсуждаться актуальные вопросы, связанные с выбором частной практики. Какие должны быть критерии выбора для качественного и безопасного лечения? Как можно адекватно оценить то или иное заведение и персонал?

А. Григорьянц:

Сегодня мы с Юлией Клоуда проведем программу «Красивая улыбка с доктором Григорьянцем». Тема сегодняшнего эфира – критерии выбора врача частной практики. Меня это немного задевает, это интересно и мне бы хотелось обратить вопрос к Юлии по поводу того, какая разница, выбираем мы врача в государственном учреждении или выбираем мы врача частной практики?  Мне бы хотелось понять, в чем отличие именно доктора частной практики от доктора, который занимается практикой в государственном учреждении? Юлия уже много лет занимается исследованиями и критериями выбора клиники, доктора и вообще, именно стоматологическим обслуживанием. Я думаю, будет очень интересная информация, которая нам даст много подсказок. Так что, Юлия, с удовольствием вас послушаем.

Ю. Клоуда:

Во-первых, хочется сказать, что даже внутри нашего экспертного журнала «Стоматология и STARTSMILE» мы делаем разделение на частную стоматологию и государственную. Первое, и вообще, самое важное отличие, я думаю, вы можете со мной не согласиться, Андрей, потому что вы доктор, но я говорю с точки зрения потребителя, с точки зрения обычного человека. Если мы говорим про государственную стоматологию, то здесь априори мы как будто не платим, хотя, понятное дело, что это налоги и за счет них и происходит обслуживание. Но в голове обычных пациентов: «Если я не плачу, я могу просто записаться, приду, мне окажут некий набор услуг». Как только человеку нужно платить самому из своего кармана, критериев достается очень много и им хочется сделать именно правильный выбор и получить качественное оказание услуг. Если мы говорим о государственной стоматологии, то это, скорее всего, выбор малообеспеченного населения, либо когда что-то незначительное, нужно быстро, справку получить, какой-то анализ сдать. Если мы говорим о серьезной помощи, то, конечно, люди хотят прибегать уже к частной практике, и, про что мы говорим, к частной стоматологии.

А. Григорьянц:

Интересна основная причина. Я, честно говоря, даже не ожидал услышать от вас, что суть именно в этом. Основная причина заключается в том, что людям, привыкшим обращаться в государственное учреждение, не нужно ничего платить; зачастую, всё, что касается ОМС и некого медицинского обслуживания населения, не влечет за собой траты денег. Когда человек понимает, что ему нужно платить – неважно, мало или много, но так или иначе, это деньги – сразу требования растут, сразу возрастает количество критериев, каких-то моментов, которые человеку важно понять, изучить, исследовать и только после этого он готов принять свое решение.

Это интересно для меня, как для специалиста; я поделюсь с вами своей реакцией на то, что вы сказали. Для меня это, конечно же, странно. Мне казалось, что люди, которые ходят в государственные учреждения или которые идут в частную клинику, так или иначе, очень много значения придают тому, к кому они пойдут. В данном случае мы говорим даже не об учреждениях, не о клиниках, а о конкретном специалисте, который будет что-то делать, какие-то манипуляции, проводить какое-то лечение. В случае контакта с конкретным врачом, на мой взгляд, это самая важная ценность, самое большое значение имеет именно то, когда происходит контакт пациента с врачом. Если мы говорим о разных типах населения и люди, которые, действительно, достаточно большое количество времени обращались за медицинскими стоматологическими услугами, в основном, в каком-то роде бесплатно, хотя стоматологии на сегодняшний день бесплатной осталось крайне мало, ее вообще практически нет. Стоматология была одним из первых направлений, которое стало хозрасчетным, то есть, всё оплачивалось, зачастую. Понятно, что есть манипуляции, которые входили в рамки обслуживания.

Удивительно, потому что я-то серьезно отношусь к тому, что вы говорите, исходя из тех исследований, которые вы проводите. Любая ваша оценка идет не потому, что это ваше собственное мнение, а потому, что за этим стоит много лет изучения, статистических данных и анализа. Поэтому, хорошо, что вы это проговорили. Честно говоря, у меня подобных мыслей не было, что, оказывается, люди, которые идут полечить что-либо за деньги, сильно отличаются в подходах от людей, которые идут лечиться бесплатно. Интересно.

Исходя из этого, дайте какой-то нам полезный момент. Сегодня в эфире очень важно нашим слушателям, зрителям, пациентам, да и врачам, в том числе, дать какие-то полезные инструменты, немного раскрыть для них нюансы и особенности. Какой лайфхак существует, чтобы правильно это сделать? Каким образом, на ваш взгляд, лучше подходить к вопросам выбора, исходя из того, что у вас за плечами большой багаж этих изучений?

Ю. Клоуда:

Я, конечно, обязательно сейчас расскажу, как должен строиться выбор, хотя это, понятно, дело каждого, право делать, выбирать, как он хочет. Но мне бы хотелось, чтобы вы тоже, Андрей, потом с нами поделились именно как доктор, потому что вы же тоже, наверное, выбираете доктора, например, не в стоматологии, а в другой области и получаетесь наравне с нами, но чуть выше, потому что вы сам имеете медицинское образование.

Могу сказать, что стоматология вообще очень интересная область. Решение о визите к доктору может приниматься и растянуться аж до двух лет. Это особенно касается ортодонтического лечения. Грубо говоря, человек нашел информацию, ему вроде понравился доктор, а дальше он никак не может решиться, либо он может прийти на консультацию, но дальше не может пойти на лечение. Как правило, строится поиск и выбор стоматолога следующим образом: сначала, мы всегда говорим, что в первую очередь сейчас интернет помогает нам найти врача. В поисковиках делаются запросы, находится информация, находится специалист, который выступает на ту или иную тему.

Далее, если доктор понравился, ищется клиника, в которой он работает и начинают подбор отзывов и, в принципе, довольствуются тем, какие отзывы есть. Но, это лишь вершина айсберга. По-хорошему нужно понимать, что не все отзывы подлинные. Одна из самых главных ошибок нашего населения, что привыкли верить тому, что напечатано, привыкли верить каким-то источникам, даже самым непроверенным. Поэтому важно знать, что многие отзывы, многие интернет-издания, порталы, агрегаторы, можно вниз прокрутить, посмотреть, сколько стоит написать 100 отзывов, сколько 10 и так далее. Поэтому, отзывы не должны являться основным критерием выбора врача, хотя понятно, для меня, как обычного человека, тоже хочется услышать отзывы. Но, если мы отталкиваемся и говорим, что отзывы во главе всего, важно, чтобы они были либо на проверенных площадках, там только, где публикуются отзывы реальных пациентов, где жесткие модераторские работы проходят, либо это, может быть, отзывы на самих сайтах клиники, но должно быть подтверждение их подлинности. Есть разные моменты, как они подаются, но сразу, мне кажется, это видно – и с точки зрения оформления, и с точки зрения того, как мы можем найти эту информацию. Обязательно в голове фиксировать и понимать, разделять реальные отзывы, нереальные отзывы.

Второй, я считаю, очень важный фактор – это возраст клиники, находилась ли она на одном месте определенное количество времени. Если клиника год на одном месте с одним названием, год на другом – это та же история, что и с банками: что-то сделал некачественно – закрылся и переехал. Хорошая качественная стоматология всегда находится на одном месте и у нее очень стабильный коллектив, который не растекается по всем стоматологиям, а находится тоже в одной клинике. Поэтому, обращайте на это внимание.

Конечно, очень важно иметь в голове вопрос: а что за врач? Тоже всё можно проверить с помощью интернета. Есть такая подсказочка – wordstat в Яндексе, где, набирая фамилию, имя, отчество врача и, например, стоматолог, мы понимаем, сколько людей его запрашивают в месяц. Чем больше его запрашивают, тем, значит, выше востребованность врача. Практика что показала? У моей дочки есть врач, детский стоматолог, к нему невозможно записаться, звонишь, говорят: «Через 2 месяца можем вам предложить». Так же проверяли эту теорию: забивали запросы и видели, что запрашиваемость зашкаливает. Когда, как минимум, 25 – 50 человек запрашивают доктора в поисковой системе Яндекс в месяц, это говорит о том, что врач известен и он известен в хорошем смысле слова, его ищут пациенты, его запрашивают. Это такой лайфхак, я думаю, кто пользуется интернетом, сможет легко им воспользоваться. Кстати, мы эту теорию и проверяли на вас, вы довольно запрашиваемый, как минимум, 50 человек спрашивают, но у вас богатая практика и вы, как уже состоявшийся стоматолог, известны. Я думаю, что это основные критерии выбора.

Одна из главных ошибок нашего населения – люди верят тому, что напечатано, верят даже самым непроверенным источникам

А. Григорьянц:

Очень интересно. Вы уже секреты раскрываете, говорите о том, как и что забить в Яндексе, учитывая, что существует статистика запросов и слов. И такое количество подходов. Вы произнесли очень интересную фразу, «Большое количество запросов и хорошие отзывы в хорошем смысле слова». Мы все на сегодняшний день понимаем масштабы интернет-пространства и какое количество инструментов применяется в интернете для популяризации чего-либо.

Вы попросили меня о том, чтобы я тоже поделился некими своими привычками, особенностями поиска выбора, могу вам сказать следующее. Люди, коллеги, друзья могут приятно проводить время друг с другом, но при этом, когда я задаю вопрос человеку, которого я уважаю и который мне нравится, и он мне говорит, что «Я бы пошел к этому врачу», или: «Я бы сделал эту манипуляцию вот у этого специалиста» – учитывая, что мы все достаточно разные, не факт, что я буду так же доволен, как и он. Да, мы об этом знаем, это очень старая теория, философия, понятно, что в этом куча правды. На мой взгляд, данный формат поиска умирает и, может быть, к лучшему. Потому что по знакомству, по рекомендации и так далее, степень субъективности слишком высока в подобных методах. В основном мы, врачи, имеем возможность коммуницировать друг с другом, имеем в контактах огромное количество людей, коллег и во всех направлениях медицины; пожалуйста, всё, что угодно, попросите меня найти вам врача в любом направлении, я, естественно, вам его найду. Но, опять-таки, возникает вопрос, насколько я объективен как критерий оценки?

По сути, когда я являюсь человеком, который оценивает специалиста и говорит о том, что он хороший, идите к нему и лечитесь – во мне, как в человеке, который единственный принимает решение, есть очень много субъективности. Так же, на мой взгляд, можно говорить про интернет. Но, в любом случае, интернет является гораздо более объективной площадкой. Очень важно уметь пользоваться рейтинговыми системами, которые достаточно масштабны, объективны, где маловероятно, что существует возможность накручивания неких мнений, лайков, отзывов, комментариев и так далее. Вы прекрасно знаете, что это всё можно делать роботизировано и тем самым создавать некую популяризацию какому-то бренду, специалисту, кому угодно. Не хотелось бы, конечно. Тогда мы все вернемся опять к рекомендации по знакомству и будем ездить по клиникам и врачам на свой страх и риск, потому что друг сказал, что там классно. Не хотелось бы возвращаться обратно.

На сегодняшний день для меня площадка интернет-пространства является намного более объективной, потому что огромное количество независимых друг от друга людей и большое количество независимых мнений собрано в одной коробке. Это дает возможность получить более объективное представление о конкретном враче, который ведет свою частную практику, если возвращаться к теме нашего эфира. Поэтому, отвечая на вопрос, как бы я это делал – я бы делал и то, и другое. Я бы использовал неважно, несколько звонков, это какое-то количество потраченного времени, но, так или иначе, сколь ответственно то время, которое я проведу у врача? В любом случае, я к нему приеду, он мне что-то сделает, он меня будет лечить, я надеюсь, что будет хорошо лечить, и я готов потратить время на то, чтобы убедиться, что это то, что мне нужно.

Каждый из нас обладает разным количеством инструментов и коммуникаций, чтобы получить эту оценку и этот ответ. Я, со своей стороны, хочу прорезюмировать, что использую и личные контакты, когда я могу позвонить людям, к которым я отношусь с уважением и коллегиально, и с точки зрения личности. Также я буду использовать интернет, потому что мне даже очень интересно, мне еще более интересно становится сопоставить мнение человека, который мне что-то о ком-то говорит, насколько оно совпадает с мнением интернет-пространства и с мнением рейтинговой системы. Я думаю, что мы сегодня, это мое мнение как специалиста, будем пользоваться всеми доступными для нас методами, а еще мы можем сравнивать оценки. Допустим, там ему поставили 4, а человек, которого я спросил, поставил ему «пятерку» – соответственно, ты понимаешь, что 4 с плюсом там точно есть. Вот и все. Если там 2, а здесь 5, то, наверное, нужно задуматься, возможно, это просто личная коммуникация и, скорее всего, человеку не стоит доверять. Я анализирую именно таким образом, на мой взгляд, он максимально прост, но и в то же время даст тебе максимум объективности в выборе.

Ю. Клоуда:

Да, согласна с вами. Но у вас есть преимущество: вы можете, вращаясь в медицинской области, позвонить и попросить совета. У большинства людей, к сожалению, такое преимущество отсутствует, им приходится, зачастую, выбирать вслепую.

А. Григорьянц:

Да, но я почему отметил и сделал на этом акцент? Есть слабое место в этой коммуникации. Что такое коллегиальность, мы все знаем. Здорово, если мы при этом не замылены хорошим отношением к этому человеку, потому что он твой коллега. Трезво оценить качество специалиста достаточно сложно. На мой взгляд, это имеет прямое отношение к индивидуальным особенностям каждого человека. Для меня это здорово, для вас это не очень, для кого-то это ужасно, для четвертого человека это великолепно. Поэтому, тут хочется иметь несколько инструментов для сравнения. Я считаю, хорошо, что развивается некое независимое экспертное мнение, которое ты можешь получить виртуально у компьютера, у интернета, а не у какого-то живого человека.

Следующий мой вопрос достаточно размытый. Почему – объясню. Как специалист, я нахожусь внутри стоматологической индустрии, понимаю очень хорошо всю технологию, количество материалов, что такое расходные материалы, что такое оборудование, что такое высокотехнологичные процессы, очень много я сейчас могу красивых терминов употреблять. Но, так или иначе, находясь внутри этого всего, мне становится понятным, что мне необходимо видеть в арсенале врача или клиники определенный набор всех технических средств – оборудования, расходных материалов, каких-то специфических деталей, которые, скорее всего, сделают сервис и услугу для меня того хорошего уровня, которого я жду и предполагаю. Человек – не специалист, не стоматолог, потребитель – в этом не разбирается, даже с точки зрения архитектуры и дизайна ему крайне сложно оценивать, что это такое. Потому что какая ему разница, он не может исходить из позиции «Красиво», ему важно в результате, в процессе, чтобы это было уютно, комфортно, не больно, не дорого, и так далее. И я начинаю слишком много времени и внимания уделять именно технологическим моментам – оснащению, оборудованию и так далее.

Поэтому, вопрос к вам следующий. У вас есть очень много исследований, у вас есть очень много статистических данных. Скажите мне, пожалуйста, насколько люди обращают на это внимание и насколько им важно? Либо, в основном, аудитория думает лишь о человеческом факторе, они просто смотрят на личность и думают: «Вот этот – классный доктор, мне кажется, он хороший, он симпатичный, он такой приятный». Он очень правильно выглядит на фотографии, или они посмотрели короткое видео с ним, и он производит приятное впечатление. Но при этом они совершенно не задумываются, что это за кресло, что это за оборудование, как выглядит клиника, чем она оснащена. Естественно, мы говорим не об отдельных личностях, а, о какой-то выборке, о статистической цифре. Насколько люди придают должное значение и уделяют внимание именно технологиям?

Ю. Клоуда:

Отличный вопрос. Я знаю, я вижу по тому, как люди выбирают. До сих пор никто не разбирается оборудовании, и я думаю, что это правильно: обычный пациент не должен разбираться в оборудовании.  Но у них есть другие критерии, которые помогают разобраться в качестве работ и в качестве оказания услуг. Много времени прошло, но я понимаю, что все люди разумные и то, как делают они выбор – я точно так же делаю выбор и сама, даже находясь в этой области. Мы все логично действуем: мы сначала смотрим врача, врач важен, это 100%. Дальше мы смотрим, что за клиника, потому что у нас есть определенный бюджет на то или иное лечение и мы приблизительно понимаем, в какую клинику мы можем себе позволить пойти. Дальше, выбрав врача и клинику, нам важно посмотреть, что за работы. По оборудованию – оно вряд ли кому-то что-то скажет. Могут написать: «У нас самое современное», то, сё, но люди даже не запрашивают про него, просто они даже не запрашивают. Например, микроскоп: 500 человек в месяц запрашивают лечение с микроскопом.

А. Григорьянц:

То есть, основное мнение о работах и запрос именно о работах. У меня был некий слишком высокий акцент на тему технологий, насколько важны технологии в выборе пациентом врача и клиники. Мне бы очень хотелось послушать теорию, о которой вы говорите.

Ю. Клоуда:

У нас скорее практика, нежели теория. В практике люди дальше смотрят на работу «до» и «после». Многие стоматологи уже фотографируют свои работы, гордятся ими. Раньше это было присуще больше эстетической медицине, пластической хирургии, «до» и «после». Ты и пойдешь к хирургу, у которого явно видишь хорошие работы и который тебя устраивает, что смотрится естественно и так далее. То же самое сейчас актуально для стоматологии. Если мы хотим делать виниры, нам важно посмотреть, как это было реализовано с другими пациентами. Если у нас что-то откололось или нам требуется реставрация, нам также важно посмотреть, как это доктор смог реализовать, или как раньше это было реализовано в клинике. Те клиники, те частные стоматологии, которые имеют большие разделы работ в разных сферах, они впереди на несколько шагов тех клиник, которые не вывешивают свои работы или не делают их, потому что для всех нас важна визуализация; мне кажется, вообще 80% населения – визуалы. Они могут прочитать все, вербально послушать, но для того, чтобы принять решение, им надо посмотреть, увидеть. Выбирают по работам, и я считаю, что это важно, правильно, будучи сама как пациент, я поступаю точно так же. Если услуга дорогостоящая, собрав все критерии, которые мы обсуждали раньше, мне нужны доказательства, что, действительно, можно сделать так или иначе.

Я могу даже сказать больше: те клиники, которые применяют это в практике уже несколько лет, они являются даже в некоторых областях монополистами. Например, есть технологии, когда отсутствуют зубы, и потом сразу типа за один день ты их все восстанавливаешь. Те, кто давно показывает и визуально это людям демонстрирует, они собрали свой пул пациентов, который ищет и находит стоматологии. Работы важны, поэтому один из советов – обязательно смотрите работы, либо запрашивайте их у стоматологии. Некоторые работы клиники специально не вывешивают, потому что есть некое воровство. Ты взял чужую картинку, поставил свой логотип и это превратилось в твою «работу». Фото из шаттерстока (shutterstock.com – Прим.ред) тоже сразу видно. Поэтому, просите оригинальные работы, это действительно поможет принять правильное решение.

Человеку, чтобы сделать выбор, важно увидеть результат предыдущих подобных работ

А. Григорьянц:

Я бы хотел подвести некое резюме, чтобы дать нашим слушателям и зрителям тезисные подсказки о том, как же выбирать врача в частной практике, исходя из того, что мы с вами проговорили. Вы мне рассказали, как вы выбираете, а я вам рассказал, как я выбираю.

Я думаю, что людям, действительно, очень важно пользоваться и мнением друзей и коллег, некая рекомендация, сарафанное радио, по знакомству, скажем так, а также очень важно сравнивать эти мнения с интернет-пространством и получать информацию из интернета, из рейтинговых систем. Таким образом, у человека получается достаточно много информации, из чего можно добиться хоть какой-то объективности. Далее, как вы говорите, очень важно смотреть на работы «до» и «после», необходимо изучить то, чем занималась клиника.

Я тоже могу прокомментировать, что это сложный материал. Во-первых, есть вопрос конфиденциальности информации, потому что всё, что ты делаешь с пациентом и выкладываешь публично – в этом есть определенный нюанс. Понятно, что там нет лиц, там есть только зубы, это позволяет полностью обезопасить ситуацию, но, если видно что-то больше и можно как-то узнать человека – это небольшая проблема. Многие клиники не вывешивают работы не только потому, что они боятся кражи фотографий и их будут использовать другие ресурсы и другие клиники, а еще и потому, что они не хотят некоторых личностей, людей афишировать. В-третьих, существует фотошоп, который может довести до совершенства вообще всё, что угодно, и обывателю, человеку не специалисту, не стоматологу сложно понять, что это – графический редактор либо реальные фотографии. Но, так или иначе, если клиника достаточно серьезно занимается фотоотчетами, то в любом случае этот материал будет полезен, вы совершенно правы.

Так что, тезисы заключаются в следующем: можно позвонить другу и спросить: «Слушай, дорогой мой, где ты лечился?» Второе – необходимо использовать интернет, чтобы понять, кто этот врач, какие оценки и какие отзывы. Третье – посмотреть информацию о клинике, все-таки, я очень рекомендую. Это некое технологическое пространство, площадка, что существует, как всё выглядит. Отчасти, доля современности дает много чего, той же гигиены, скорости, способности врачей, если это достаточно всё высококвалифицированно, а не для красоты. Поэтому, мы можем дать именно такой концепт, чтобы человеку было легче принять решение, сделать свой выбор.

Очень хотелось бы обсудить с вами вопрос, который называется «Стоимость, цена, деньги». Общаясь со специалистами, с коллегами, с достаточно высоко квалифицированными людьми в нашей индустрии, мы шутим на тему того, что мы так много стараемся, мы так много всего хотим сделать, мы такое количество деталей и нюансов добавляем к нашей профессиональной деятельности, а людям, зачастую, интересно что? Больно/не больно, дорого/не дорого, и на этом, зачастую, вопросы заканчиваются. Если уже человек чуть глубже погружается, он может доходить до огромного количества критериев, вопросов. Но, если уж совсем грубо говорить, то, действительно, людей очень волнует важный фактор – безусловно, стоимость услуг. Как вы это прокомментируете? Вообще, как стоимость влияет на выбор человека? Насколько серьезное у человека отношение и понимание того, что это, все-таки, стоит определенных денег? Что это сложная манипуляция, это индустрия, технологии, это не может быть бесплатным и так далее. По вашим исследованиям, статистике, многолетнему опыту, что происходит с реакцией людей на стоимость услуг?

Ю. Клоуда:

Цена, как всегда, на самом деле очень важна. Это важно. Один из самых запрашиваемых запросов в интернете – это стоимость: «услуга стоимость», «стоматология стоимость». Изначально, когда создавался наш портал Стартсмайл, у нас было одно исследование, которое до сих пор висит, так как у нас всегда есть новые пользователи на портале. Оно звучит так: «При выборе стоматологии из чего вы исходите – качество услуг, рядом с домом, стоимость, рекомендации знакомых и так далее». Больше, чем 50% однозначно отвечают: качество услуг. На втором месте идет цена. Как мы с вами и начали разумно разговор, сначала по критериям идёт качество, вторым самым важным вопросом идёт цена. По цене люди выбирают и тоже это делают абсолютно разумно.

Мы прекрасно понимаем, что эконом-стоматология приближена к стоматологии государственной, у нее меньше возможностей, меньше услуг, и, конечно, качество услуг. На простые манипуляции оно может быть достойным, но, если мы говорим о более высоких технологиях, то, конечно, оно сразу снижается. Поэтому, при выборе стоматологии нужно понимать: если мы лечим кариес, нам это могут качественно сделать и в эконом-стоматологии. Если мы говорим о более сложных технологиях, например, имплантация, то, конечно, здесь не стоит экономить и лучше обратиться в стоматологию, как минимум, бизнес. Если нас интересуют более технологичные услуги, например, виниры, то никакого «эконом»; я бы даже рекомендовала премиум-стоматологию, потому что, чем технологичнее услуга, тем больше затрат требуется на ее выполнение. Это должно быть оборудование, должны быть высококвалифицированные специалисты, само помещение под это заточено. Поэтому, в зависимости от того, какую услугу вы хотите приобрести, нужно понимать, в какую стоматологию вам обратиться.

Очень часто слышу возмущения: «Как же так, на одну и ту же услугу, например, в клинике «бизнес» одна цена, а в «премиум» другая цена?» Они считают, что это нечестно, что это обдираловка, много всяких нелицеприятных слов, когда мы консультируем. Но при этом люди не понимают, что в стоматологии «премиум», как правило, работают врачи, которые постоянно доводят свое мастерство, обучение до совершенства. Зачастую курс обучения, которое они проходят несколько раз в год, может стоить от полумиллиона и выше – согласно исследованиям, которые мы проводим. Врачам нужно вкладываться в обучение, оно идёт нонстоп, такого не бывает, что научился чему-то и всё. Технологии в стоматологии неимоверно развиваются. Сегодня ты узнал одно, завтра что-то новое и ты хочешь внедрить. Но для этого – пожалуйста, будь любезен закупить оборудование, будь любезен, закупись расходными материалами. От этого и складывается цена, которая у нас в премиальных клиниках, в экономе и в бизнесе. Поэтому, если мы говорим о высокотехнологичных, действительно эксклюзивных услугах, то нужно обращаться там, где есть специалисты, оборудование и всё сопутствующее. Я думаю, что вам тоже легче это прокомментировать, потому что у вас одна из лучших клиник, она была по рейтингу в первых местах несколько раз подряд. Хорошая клиническая база, да?

В стоматологии «премиум», как правило, работают врачи, которые доводят свое мастерство до совершенства

А. Григорьянц:

В том-то и дело, что, создавая Sanabilis, мы, наверное, создавали, но о многом не думали. Зачастую, так и бывает, особенно если говорить об очень ярких и громких проектах, когда люди, как и я в свое время, одержимы действительно идеей, целью, которую они хотят достичь. Две стороны медали. Почему? Потому что, во-первых, ни в коем случае нельзя забывать об актуальности. Актуальность имеет некий временной промежуток, который нельзя упустить, пропустить, забыть об этом, или засидеться на одном месте и думать, что если ты когда-то что-то создал невероятно классное, крутое, технологичное и очень новое, то это навсегда. В этом, наверное, самая большая ошибка.

Чтобы мне выразить свое мнение на тему цены и технологичности, остановлюсь на излюбленных всеми винирах, которые являются сложной манипуляцией, высокотехнологичной, многосоставной манипуляцией. В составление виниров входит невероятное количество действий мануальных, лабораторных, очень много всего. Если вернуться к нашей клинике, то я был одержим неким максимализмом и меня интересовало всё, что только, возможно, потребуется – не то, что однозначно требуется, а даже, может быть, потребуется сверх. Естественно, мы всё старались сделать и на удивление реализовано всё было на 100%. Сегодня, спустя 6 лет, ты понимаешь, что стоимость - очень относительный критерий и стоимость услуги в нашем случае очень четко, понятно прописана и рассчитана. Понятно, что мы можем сделать цену ниже – тогда мы должны будем выключить или заменить в процессе производства в протоколе какие-то детали и каких-то людей.

Погружаясь глубже, тоже стоит не забывать о том, что человек, стоматолог, врач, который обладает высокой квалификацией, у которого в руках суперсовременные технологии и он способен сделать всё, что угодно, дальше возникает вопрос: насколько он тонкая натура, насколько у него хороший вкус, насколько он может чувствовать цвета, нюансы, оттенки, какие-то живые, натуральные элементы. Ты выходишь уже за рамки просто стандартных, привычных вещей. Как раз, на примере виниров очень легко это всё отразить. Действительно, когда ты изготавливаешь один винир, или 10 виниров, или 20, не имеет значения, я сам лично этим занимаюсь и понимаю, насколько это сложно, но с другой стороны, насколько это интересно. Туда заложено огромное количество творчества, а мы знаем, что само по себе творчество вообще сложно оценивать.

Кто-то будет, наверное, прав, если скажет: «Слушайте, в конце концов, сделайте мне качественный, надежный винир. Почему я должен платить за какое-то творчества, это чисто материальная штука, которую я возьму в руки, приклею». Но, опять-таки, результат. А результат – это что? Человеку это нравится, это функционирует, это всё достаточно долгое время работает. Вот туда и закладывается то, что выходит за рамки нормы, то, что выходит за рамки списка. Допустим, существует список, что нужно сделать для того, чтобы клиника смогла выпустить винир и приклеить его человеку. Для этого нужно не так много на самом деле. Но, чтобы это было красиво, чтобы это была голливудская улыбка в хорошем смысле слова, безумно яркая, очень красивая, очень соответствует контурам лица и, вообще, облику человека – вот здесь требуется невероятное количество навыков, которые далеко выходят за рамки стоматологии вообще. Здесь не так много стоматологии уже остается. Она как база существует, все технологии есть, пожалуйста – фрезерные станки, специальные оттиски, цифровые, аналоговые, суперлаборатории. Но, если люди не дотягивают квалификационно и интеллектуально до того уровня, чтобы предоставить это человеку, то, к сожалению, ничего не получится.

Так что мое мнение о стоимости заключается в следующем: мы это сделали достаточно просто, это не для всех удобно, но иначе ты идеологию не сделаешь целостной, она будет периодически сыпаться. Поэтому, в нашем случае нам пришлось утвердить некий протокол и концепт каждой манипуляции. Единственное, что у нас отсутствует, что неудобно для пациента и для потребителя, это выбор чего-то дешевле и чего-то дороже. Мы не можем это предложить, потому что мы прекрасно знаем, как изготовить винир, что нам для этого необходимо, чтобы это было перфектно, очень качественно и красиво, и чтобы на каждом этапе мы могли и человека обезопасить, и все свои манипуляции провести достаточно комфортно и удобно. Вот для этого мы создали определенные протоколы, определенную эргономику и определенное количество и расходных материалов, и каких-то технологий, и оборудование. Всё, на этом продолжается активная работа ежедневно.

Почему мы заговорили о стоматологиях разного уровня – бизнес, премиум, эконом. Я, честно говоря, так и не научился распределять медицину по данным градациям, но я понимаю, что это очень удобно для людей, для их выбора и ничего в этом постыдного нет. Ну, удобно людям говорить, что есть премиум, есть эконом, есть VIP, есть что-то еще – значит это нормально. Хотя для меня это немного режет слух, потому что я могу исчислять, измерять это всё исключительно в технологиях, в интеллекте и в квалификации. Какое это отношение имеет к премиальности, мне до сих пор не очень понятно. Так что, я думаю, что хорошие изделия, как мы все знаем, стоят дорого и это нужно признать. Да и любые технологии, неважно, неодушевленные предметы – телефоны, автомобили, всё что угодно. Когда мы говорим об очень высокотехнологичных, очень высококачественных продуктах и деталях, к счастью или к сожалению, но это стоит достаточно дорого и это нужно понимать и признавать. Мы не говорим о подделках, мы не говорим о спекуляции и об обманах, мы говорим исключительно об истинной истории создания очень хорошей, дорогой, высококачественной продукции.

Так что, в данном случае у нас мнения абсолютно сходятся. Мне бы очень хотелось, честно говоря, чтобы ваша работа, все ваши исследования и анализ действительно лучше помогали людям выбирать себе специалистов, опять-таки, для того, чтобы в результате человек был доволен. Мы также работаем именно для того, чтобы, предоставив услугу, радоваться вместе с пациентом, потому что он выздоровел, ему комфортно, ему красиво, он счастлив и прекрасно выглядит. Моя любимая фраза в конце каждого лечения: «Мы сейчас с вами завершили, и я бы очень хотел, чтобы вы забыли о стоматологе на N-ное количество времени».

Спасибо вам большое, что вы сегодня уделили нам время. Я думаю, очень полезно научиться выбирать врача. Это, в первую очередь, безопасность каждого человека. Я вам желаю успешной, плодотворной работы, хороших анализов, много статистики, так как ваша работа, действительно, является хорошим вспомогательным инструментом, чтобы люди могли принимать решения, куда им ходить. Спасибо, всего доброго.