{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Илья Горлачев Эксперт по инвестированию, создатель блокчейн-технологии 28 августа 2017г.
Взрывной продукт для ICO. От идеи до первого миллиона
Как предпринимателю подготовиться к выходу бизнеса на preICO и ICO? Как «упаковать» интересную и масштабируемую идею? Как найти финансирование для успешного проведения ICO и выхода на криптобиржу?

Елена Буланова:

В эфире программа «Сервис для людей» и с вами я Елена Буланова. Сегодня у меня в гостях Илья Горлачев, эксперт по инвестированию, создатель блокчейн-технологии и Илья Сдобнов, эксперт по интернет-маркетингу и также создатель блокчейн-технологии. Здравствуйте!

Илья Горлачёв:

Здравствуйте!

Илья Сдобнов:

Доброе утро, Елена! Доброе утро Москва!

Елена Буланова:

Расскажите для начала, как вы представляете понятие «сервис для людей»? Наш традиционный вопрос всегда вначале эфира.

Илья Горлачёв:

Как мы представляем сервис для людей? Ну, во-первых, я считаю основное понятие «сервис для людей» - это удобство, комфорт и понятное исполнение. В сервисе важно прежде всего это система. Системный подход к клиенту, чтобы при желании, если у клиента нет времени он мог отдать выполнять какую-то задачу сторонней организации, и она могла бы это сделать профессионально, качественно и за умеренную плату. Я считаю, вот эти вот критерии они будут основными при выборе сервиса для людей.

Илья Сдобнов:

Я считаю, что аналогично. Соглашусь.

Елена Буланова:

Замечательно! Теперь поговорим немножко о вас. Вы предложили тему для меня неожиданно, потому что мы изначально с вами общались про маркетинг и вдруг ICO. И я очень обрадовалась, когда вы ее предложили, потому что наши слушатели, наши зрители далеко не все знают, что такое ICO. Кто-то где-то может быть слышал, кто-то где-то попытался понять, почитать, но всегда очень хорошо, когда люди в этом разбирающиеся приходят, и кратко, емко рассказывают. Поговорим сегодня об ICO, с чем ее едят, что вообще делать, когда ты попадаешь в эту тематику? И как в ней варится?

Илья Сдобнов:

Начнем с того, что всё это услуга для бизнеса. То есть мы работаем в формате В2В и ICO это в первую очередь способ инвестирования в бизнес. Развитие продукта, развитие бизнеса. Некий вид краудфандинга, который как раз привлекает инвестиции в бизнес. То есть если мы сравниваем это с IРO, то IРO гораздо сложнее, дороже, дольше. То есть там огромное количество денег нужно привлечь для того, чтобы выйти в IРO.

Елена Буланова:

А мы сравним. Давайте прямо с азов. Для тех, кто не знает, что это. Вот у нас есть предприниматель, который хочет, чтобы у него было больше прибыли. Что дальше делать?

Илья Сдобнов:

В первую очередь, нужно понимать какой продукт у этого предпринимателя. Что он отдает в этот рынок? Либо бы это услуга, либо это какой-то физический товар, либо что-то это связанное с аутсорсингом.

Елена Буланова:

Например, это услуги по интернет-маркетингу, близкая тема.

Илья Сдобнов:

 Мы за то, чтобы эта услуга была интересная, и чтобы она была перспективная в первую очередь.

Илья Горлачёв:

Самое главное здесь, когда мы определились с той услугой, которую мы предлагаем, мы, прежде всего, определяемся, любой предприниматель он считает деньги, и он должен определить, насколько она выгодна. Поэтому в данном контексте ICO можно рассмотреть, как способ привлечения специалистов, которые могут масштабировать бизнес компании. Есть компании, у которых есть уже бизнес, есть денежный поток, налажена структура, но им не хватает просто финансирования. Например, у них есть 1, 2, 3 офиса, но их продукты интересные, их продукт пользуется спросом, они хотят расшириться. Например, зайти в регион или зайти в другие страны, им требуются деньги, чтобы открыть 15-20 офисов. Но средств нет, либо привлечение через банковский кредит он достаточно сложный, процент высокий. Здесь они могут воспользоваться услугой ICO. Потому что это физические лица, это простые инвесторы, которым это интересно, могут инвестировать, чтобы получить прибыль. А также они могут инвестировать для того, чтобы в будущем воспользоваться этой услугой по более низкой цене.

Елена Буланова:

Чем отличается от классического краудфандинга?

Илья Горлачёв:

 Отличие здесь в том, что клиент, который выходит на ICO он получает не «фиатные» деньги, а электронные деньги, то есть криптоденьги. По сути ICO это один из подвидов краудфандинга, потому что электронные деньги в чём их плюс, это скорость и быстрота транзакций. Самая быстрая ICO, которая на сегодняшний день был, это выход игровой платформы, и она закончилась буквально продолжалась около минуты. То есть они собрали нужную сумму денег, потому что это популярно, это будет пользоваться спросом, и это востребовано. То есть ни в одном другом привлечении инвестирования невозможно собрать деньги буквально за несколько минут, согласитесь.

Елена Буланова:

Я не встречалась с таким.

Илья Горлачёв:

А здесь это возможно. Если у тебя хороший продукт, он пользуется спросом, инвесторы быстро бегут, назначается короткий интервал времени и фактические инвестор может из любой точки с телефона профинансировать и купить какую-то маленькую или большую долю в зависимости от тех ресурсов, в котором планирует вложиться.

Елена Буланова:

Победили. Хочу. Куда податься?

Илья Горлачёв:

Куда податься? Есть специализированные ресурсы, около 5. Там в режиме реального времени рассказывается о предстоящих ICO и планируемых. Безусловно, ICO это длительный процесс. То есть это не так, что сегодня решили, а завтра делаем. Идёт подготовка, идёт разработка стратегии, делается маркетинг, просчитывается бюджет. Но это порядка от 3-5 месяцев, поэтому все возможное форумы, например, «bitcointalk» можно туда зайти и там проходит как раз обсуждения тех проектов, которые планируется выйти на ICO. Соответственно можно ознакомиться с ней, пообщаться с создателями, пообщаться с теми, кто планирует купить, и уже принять решение. То есть интересно вам это или неинтересно, стоит ли или не стоит вообще.

Елена Буланова:

А вот вы сказали, что очень важно, какая это услуга, или какой это продукт. Что от этого зависит? Почему это важно?

Илья Сдобнов:

Во-первых, можно ли масштабировать тот или иной бизнес для того, чтобы мы смогли вывести его на крипто-биржу. То есть в первую очередь конечно решаем мы, так как мы упаковываем людей для ICO, для рынка. То есть мы делаем анализ, мы делаем экономическое обоснование для того, чтобы он в будущем работал на рынке, чтобы он мог выйти на российский рынок, на общероссийский рынок, на международный рынок и так далее. Ну и скажем так, окончательно решение конечно принимает сам рынок, то есть интересно ли будет инвесторам вкладывать туда деньги или нет.

Елена Буланова:

То есть я правильно понимаю, например, я или кто-то, предприниматель может пойти к вам, и сказать упакуйте меня, я хочу найти ICO.

Илья Сдобнов:

Да конечно. Для любого предпринимателя доступна эта услуга.

Елена Буланова:

Но вы можете отказать в случае если?

Илья Сдобнов:

 Если это не экологичный бизнес, если он связан с какой-то нечестной деятельностью, если он не масштабируемый, если он просто нам не интересен по тем или иным причинам.

Елена Буланова:

Это услуга и она стоит денег.

Илья Сдобнов:

Да конечно.

Елена Буланова:

Больших?

Илья Сдобнов:

 В зависимости от сложности. У нас есть этап идеи, когда человек, вот у меня есть что-то, я хочу сделать еще лучше и это внедрить, это одно. А если у человека уже есть готовый какой-то продукт или услуга, то есть это другое. Вообще мы работаем от 3 миллионов.

Илья Горлачёв:

К сравнению если говорить, покажется большая сумма достаточно много, около 50000 долларов. Но я бы хотел привести пример, что если компания хочет выйти на IPO, то это а стоит значительно больше. Это стоит миллион доллар, два-три, может доходить до 10. Потому что там больше специалистов, больше времени, больше всякой документации, требуемой для выхода на биржу. Поэтому в принципе сумма большая. С другой стороны, она не такая уж большая. Если в сравнении с той суммой, которую можно собрать на ICO. Эта сумма значительная, но зависит в сравнении с теми издержками временными и финансовыми документами, которые клиент затрачивает, она очень небольшая.

Елена Буланова:

Вот смотрите, IPO и ICO звучит очень похоже, и я сталкивалась с тем, что люди действительно путают и не понимают разницы. Давайте прямо вот разведём понятия, IPO – это, ICO – это.

Илья Сдобнов:

 IPO – это, во-первых, это выпуска акций ценных бумаг на классической бирже в этом классическом понимании как мы это видим. ICO – это выпуск токенов, монет, купонов, каких-то электронных денег, эмиссия, которые будут, скажем так, продукт того бизнеса, которые выпускают токены, он является капитализация как бы основывается на этом продукте в будущем. Мы выделяем определенное количество токенов, монет, которые покупает инвестор, который покупает, собираем средства с помощью краудфандинга определённое количество. Об этом лучше заявить конкретно изначально, какое количество монет мы хотим выпустить.

Елена Буланова:

Токен – это условно монета.

Илья Сдобнов:

 Да конечно. Которая обеспечивается продуктом.

Елена Буланова:

Либо услугой.

Илья Сдобнов:

Да.

Елена Буланова:

Как мы понимаем, например, та же самая услуга по интернет-маркетингу условно «Яндекс Директ», сколько вообще можно получить денег? С продуктом понятнее, он физически существует.

Илья Горлачёв:

 Да, его можно потрогать, приехать, посмотреть, купить.

Елена Буланова:

Оценить. Сколько стоит услуга? Как понять?

Илья Сдобнов:

 В зависимости от масштаба этой услуги. Ну как мы сможем, по сути, масштабировать «Яндекс Директ», если это только «Яндекс Директ»? Почему это не вся компания? Почему это не веб-студия? Почему это не digital-агентство? То есть тогда давайте работайте с digital-агентством и привлекать туда деньги.

Елена Буланова:

То есть лучше работать с самой компанией, чем с конкретным продуктом?

Илья Сдобнов:

 Ну если мы говорим об услугах, то конечно да. Если это узко-специализируемая услуга, которая занимается чем-то одним, то мы понимаем, что это точка не масштабируема. Мы сделаем большой пул услуг продукта, который можно масштабировать. И при привлечении средств это компания станет публичной, она начнет зарабатывать на бирже, и уже будет котироваться совершенно иначе.

Елена Буланова:

И это обязательный фактор компания должна стать публичной.

Илья Сдобнов:

Конечно. Цель ICO это выйти на открытую биржу.

Илья Горлачёв:

Хочу добавить. Публичность - это фактор, который влияет на доверие инвестора, потому что когда компания выходит на биржу она обязана раскрыть. Если мы говорим об IPO, то она обязана раскрыть свои финансовые показатели, свою стратегию, свой план, показать годовой отчет, который аудируют международные компании. Потому что без этого, то есть эти компании не авторитетные, они показывают изнанку, оборотную сторону компании, показывает реальные финансовые показатели. На основании этого уже инвестор может принять решение. Когда человек видит кто основатель, кто стоит у руля, финансовые показатели, команду топ-менеджмента, безусловно, у него доверие больше. Например, у меня, а если я открыл просто проект, то есть там есть веб-сайт, нет никаких фотографий, нет ссылок, ну конечно у меня возникают вопросы, кто эти люди, чем они занимаются. А если этот человек публичный, он выступает. То есть он на радио, на телевидении, конечно, я понимаю, что он живёт, и он сегодня не пропадет. Потому что есть многие люди они нацелены на то, чтобы собрать денег уехать в Азию и сказать всем пока. Люди, которые публичны, у которых репутация, они ценят, и они не заинтересованы пропадать, они заинтересованы в долгосрочном развитии 3, 5, 10 лет. Поэтому их задача сформировать о себе позитивное информационное поле. И это поле потихонечку распространяется, всё больше людей узнает об этом поле и всё больше людей уже объективно оценивают, нужна ли мне эта услуга или не нужна. То есть хочу купить или не хочу. Согласитесь, если вы видите об основателе много информации у вас больше доверия возникает к нему как к человеку. Вы знаете, что он живет, он ходит в фитнес-клуб, он ходит на конференции. Вы понимаете, кто он такой, то есть, какая его жизни, какая она будет завтра, то есть логично предсказать.

Елена Буланова:

Конечно, персональный бренд это вообще тема, которой я занимаюсь. Вот вопрос. У нас, допустим, есть уже человек предприниматель, который развил свой персональный бренд настолько, что его знают, допустим, даже по всей, у него с этим всё хорошо. А дальше что делать-то? Потом пришёл к вам.

Илья Сдобнов:

Он уже известный.

Елена Буланова:

Да он уже известный. Он оказывает тренинговые услуги, например, чаще всего у нас знают тренеров. Он к вам пришел. Говорит, хочу ICO. Давай.

Илья Сдобнов:

Повторю, что я ICO это инструмент. Мы спросим, а зачем ты хочешь ICO. Ты известен, тебя приглашают, ты выступаешь, ты нужен людям. Зачем тебе деньги нужны вообще в принципе? Это, по сути, инвестирование.

Елена Буланова:

Он хочет открыть еще один проект.

Илья Сдобнов:

Отлично хорошо. Мы готовы обсудить и как раз начать с ним работать, если это интересный проект. Если это в рамках инфо-бизнеса какой это должен быть какой-то интересный продукт, который можно масштабировать, как-то упаковать так интересно, что для рынка криптовалюты он будет интересен.

Илья Горлачёв:

То есть если мы берём человека, который уже звезда, здесь вопрос возникает, что он именно хочет. Потому, что когда есть тренер он звезда он известный, популярный, все идут к нему, его иногда тяжело масштабировать. Потому что хотят многие его увидеть, а он один. То есть мы не можем его разделить на 10 кусков, отправить в регионы, и чтобы каждый человек там вёл тренинг. Поэтому здесь мы будем говорить скорее в данном случае о франшизе. То есть человек создает франшизу, мы помогаем ему открыться в регионах, привлечь деньги, формируем команду, он и обучает, персональные навыки дает, и эта команда уже работает в регионах. И вот под это в принципе можно сделать ICO. Потому что люди увидят команду, люди увидят продукт и вот таким способом можно его масштабировать. Потому что физически он не может быть представлен в 20 регионах России одновременно, потому что часовые пояса даже не позволят. А здесь вполне возможно, вполне реально вот пойти таким путем, если он захочет.

Елена Буланова:

Хорошо. Какие самые популярные направления для выхода на ICO? Кто чаще всего туда идет?

Илья Сдобнов:

Ну, во-первых, это, конечно же, криптовалюта для криптовалюты. Это какие-то механизмы, это какие-то девайсы, программное обеспечение, которое позволяет улучшать работу самого ICO, улучшать транзакции по криптовалютам. Процесс, который создает, процесс, который автоматизируют, то есть всю эту систему, это очень популярно сейчас.

Елена Буланова:

Что еще?

Илья Сдобнов:

Инновационные проекты. Сейчас один из проектов есть это «кавер боксы» - это такие ракушки для автомобилей из пластика, они немножко отличаются от наших советских, которые стоят в московских дворах. Они очень портативные, удобные в обращении. И сейчас мы проводим патент как раз проводим в Евросоюзе. То есть авторское право как раз, ну не мы конкретно, нашему заказчику. То есть он будет собственником этого продукта. Есть солнечные станции, есть радио, которое свой за свои монеты продают.

Елена Буланова:

Криптовалюта для криптовалюты понятно. То чем ты занимаешься, конечно, ты на это будешь скидывать деньги, чтобы это развивалось направление, и у тебя было ещё больше денег. Логично. Инновации тоже логично. А что-нибудь более простое?

Илья Сдобнов:

 Ну, какие продукты могут быть, физические товары.

Илья Горлачёв:

То есть если мы говорим о чём-то более простом прямо понятном, то, что будет понятно всем, существует пример компания, которая вышла на ICO. Она обеспечена физическим продуктом, то есть она обеспечена цирконием, фактически это песок. Вкладчикам предлагалось купить монеты и эти монеты обеспечены физическим товаром, которые они могут купить по более низкой цене. Это песок, он находится физически в карьере, то есть подтвержденные запасы собственно никуда он не убежит, не пропадет, не исчезнет. Поэтому в данном случае понятный товар понятный для всех. Даже для тех, кто совсем не понимает в инвестировании, но здесь он понимает, он может оценить готов вкладываться или нет.

Елена Буланова:

 Но если не произойдет, конечно, обесценивание как это было с луковицами в свое время.

Илья Горлачёв:

С тюльпанами. Тюльпановая революция. С тюльпанами там скорее была такая тенденция на увеличение, просто разогревали. А здесь есть некий постоянный спрос на песок, на бетон, например, который существует, и он не может упасть там, в 10 раз или вырасти 5 раз, потому что есть заказы на строительство, есть темпы строительства и в принципе стройплощадки и строители они планируют покупать ежегодно какой-то объём. То есть всё в принципе спросом прогнозируемо вполне, и он не исчезнет, то есть мы не откажемся от песка завтра или послезавтра. Это такой ресурс, это как вода. То есть пока не придумали ничего, чтобы от него отказаться.

Илья Сдобнов:

Ну, конечно же, мелкорозничным товаром нам заниматься не так интересно, как скажем производственную. Потому что с точки зрения целесообразности.

Елена Буланова:

Как на этой теме можно заработать?

Илья Сдобнов:

Ну, здесь есть два способа, скажем так если вы инвестор и второй способ, если вы владелец бизнеса.

Елена Буланова:

Давайте оба рассмотрим.

Илья Сдобнов:

Если вы являетесь инвестором, вы открываете сайт, где представлены все ICO, которые на этапе пре- ICO, это подготовка, тестирование, либо они уже на рынке ICO. И вы можете купить монеты токены, которые являются собственностью этой компании за определенную цену. И банально ждать пока она вырастет и продавать дороже. Это первый способ. И второй способ - это всё-таки выход на ICO. Это привлечение инвестиций один способ, и второе, у нас есть такой хороший бонус называется бонус «Bounty». Если сравнивать это партнерская сеть, которая не требует ресурсов именно в виде денег. Вы можете затрачивать свои ресурсы человеко-ресурсы, знания, опыт. Например, у меня есть ICO, я хочу, чтобы о нем узнал весь мир или вся России. Я прошу каких-то фрилансеров энтузиастов, чтобы они обо мне рассказали. И они допустим делают сайт или пишут какую-то статью. Я им плачу своими монетками, которые в принципе потом также отражают.

Илья Горлачёв:

В данном случае, например, вы рассказываете о нас и получаете бонус. Вот такой пример просто. Рассказывайте о нас, про нас узнают люди, и вы получаете бонус. Вы просто делаете свою работу то, что вам нравится, но получаете небольшой бонус от создателей компании, от создателя и соответственно новое какое-то направление.

Елена Буланова:

Ок. Ситуация с инвестором. Вот он вложил деньги. Когда ему чего ждать в ответ?

Илья Сдобнов:

Ну, это конечно всё фиксируется по юрисдикции, по различным договорам, документам и так далее. Есть некий бизнес-план, есть некое планирование, в течение которого мы даем понять. Вот через 3 месяца мы будем на бирже к примеру. Что будет на бирже? Мы планируем там коэффициент X2-X3 увеличение от изначальной стоимости монеты, увеличение в 2, 3, 4, 5, 10 раз.

Елена Буланова:

Как они это обосновывают?

Илья Сдобнов:

В зависимости. Вы имеете в виду, как обосновывает инвестор?

Елена Буланова:

Для инвестора, да.

Илья Горлачёв:

Инвестор он, прежде всего инвестор, который хочет вложиться, он выбирает проект по заданным критериям. В принципе есть основные критерии, это открытость команды, доступность кода, доступность в том, что любой желающий может посмотреть код и проверить его на жизнеспособность, то есть это очень сильно повышает доверие. Потому, что когда код закрыт, народ не понимает, что там находится плюс это понятность продукта или услуги и ее масштабируемость. Когда инвестор оценил все эти риски, он уже оценивает во сколько раз может вырасти монета. Если мы берем пример, то зависимость от монеты, зависимости от услуги. Монеты вырастают некоторые в 2 - 3 раза, а некоторые вырастают и в 10 раз. Пример эфира был, то есть на этапе ICO монета стоила около полдоллара, потом она подорожала до 15 долларов. В настоящий момент его стоимость более 200 долларов. То есть те кто купил по полдоллара, они достаточно неплохо заработали. Почему так произошло? Потому что компания стала платформой на которые разрабатывают свои решения другие компании. То есть, по сути, она пошла в массы, предложила удобный понятный хороший рабочий сервис и это стало критерием к тому, чтобы ее капитализация росла, спрос на ее токены повышался и соответственно инвесторы покупали. И так их капитализация существенно растет, и я думаю, она будет продолжать расти, потому что, привлекая новое средство, они повышают качество работы своей платформы и безопасность. А это самое главное в сфере крипто-инвестирования.

Елена Буланова:

Так. А какие еще примеры криптовалют, помимо биткоина и эфириума всем известных? Можете назвать, которые действительно сейчас растут и на чём они основаны.

Илья Горлачёв:

 Здесь у нас есть сейчас популярная валюта «зеркоин». То есть это валюта прежде всего рост валюты он обуславливается первое это насколько инвесторы хотят вкладываться в неё, а второе, насколько она интересна для майнеров. Майнеры - это те люди, которые производят криптовалюты. То есть у них есть производственные мощности, в данном случае это компьютеры, либо собранные сами. Они берут электроэнергию, берут, обрабатывая мощности и производят вот эту криптовалюту. Если она ему интересна если она приносит хороший доход, если она «майнится», то они стараются её «майнить» в большее количество для того, чтобы продавать. Продавая ее спрос на неё растёт. Потому что люди зарабатывают деньги. Людям интересны те проекты где они быстро зарабатывают. Даже сейчас придумана уже программа, потому что существует более 1000 монет и для того, чтобы понимать какую монету выгодно майнить в тот или иной промежуток времени придумано приложение. То есть это приложение автоматически выбирает ту монету, которая самая выгодная на данном этапе и переключает компьютер в автоматизированном режиме на майнинг именно этой монеты. И человек получается всегда находится на пике, он майнит ту монету, которая сейчас самая дорогая. И соответственно, получается, максимизировать прибыль.

Елена Буланова:

Но для майнинга насколько я знаю, тоже нужны неслабые вложения.

Илья Горлачёв:

 Ну да на сегодняшний день майнинг перестал быть таким камерным, как было 5-6 лет назад. То есть раньше можно было майнить просто дома поставить дополнительно Системный блок подключить там пару видеокарт «джифорс» и просто майнить сидеть, включившись в сеть. На сегодняшний день в майнинг заходят большие деньги и для того, чтобы это стало выгодно уже обычных вот этих компьютерных мощностей геймерских компьютеров их недостаточно.

Елена Буланова:

То есть люди больше потратят даже на электроэнергию.

Илья Горлачёв:

 На электроэнергию нет, они скорее потратят на то, что, во-первых, оборудование надо обслуживать, надо охлаждать помещение и мощности, то есть мощность и криптовалюты они постоянно растут. Буквально каждый месяц сложность она увеличивается в несколько раз, по сути сейчас оборудование оно очень быстро устаревает и так как оно работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю, вам нужно обслуживать. Соответственно в данном случае выгодно уже строить не просто такие камерные фермы, выгодно строить такие агрегаторы или кластеры. У нас недавно был гость, мы с ним общались, они строят кластеры под Серпухом и интересное сейчас положение именно ферма, она занимает порядка 30-40 тысяч долларов. Они говорят почему именно эта сумма? Потому что это сумма она позволяет создать инфраструктуру, снять помещение достаточной для майнинга, нанять специалиста, который это будет обслуживать и получается у нас экономия на масштабе, потому что в это помещение мы покупаем там два кондиционер, а так если у нас одна ферма, у нас практически на одну ферму один кондиционер. Это просто дорого. И различная экономия в плане того, что, когда ты покупаешь оптом оборудование, теряет дилер предоставляет скидку, чем когда ты берёшь в розницу. Розничная цена всегда выше. На всех этапах получается экономия и в итоге выход от майнинга он получается значительно больше, чем когда ты самостоятельно.

Елена Буланова:

Как быстро может окупиться это вложение?

Илья Горлачёв:

На сегодняшний день окупаемость она порядка 6-9 месяцев. То есть на начальном этапе если наберем популярные направления, то есть сложность была низкой, требовались маленькие мощности и в принципе окупаемость составляла некоторых проектов 2-3 месяца. То есть ребята окупились, а потом работали в плюс. Сейчас же в виду популярности этого направления подключается новые люди с новыми ресурсами, с большими капиталами. То есть в майнинг зашёл промышленный капитал и это получается мощность возросла и соответственно требуется уже порядка 6-9 месяцев, потому что чем больше людей, тем больше сложность и тем сложнее это всё происходит. Поэтому как любой проект на старте просто зарабатывать и когда уже на рынок приходят серьёзные люди с компетенцией с амбициями с деньгами они вытесняют всех мелких игроков и начинают уже серьезно делить рынок. Поэтому этот рынок уже начинается делиться, потому что строится огромные фермы, в Китае построенные, в Антарктиде даже строят, чтобы экономить на охлаждении, просто там строятся и на охлаждение фактически не тратится. Тратишь только на свет. Например, в любой тёплой стране ты еще охлаждать будешь, потратишь много денег.

Елена Буланова:

Очень находчиво.

Илья Горлачёв:

Да. То есть вот такие вот новаторские решения, поэтому, когда ты конкурируешь с тем, у кого не надо охлаждать, а тебе нужно охлаждать то конечно выигрывает тот, кому не нужно. То есть фактически он в эту дельту он кладет себе в карман. Он ее не тратит.

Елена Буланова:

Oк, мы поняли, что это для чего это. Теперь конкретный пример. К вам пришел предприниматель, говорит, упакуйте меня, хочу на ICO, вы приняли, что тема подходит. Дальше шаги.

Илья Сдобнов:

Дальше это экономическая целесообразность, техническая составляющая, на чём сейчас делается акцент на рынке.

Елена Буланова:

То есть?

Илья Сдобнов:

То есть, каким образом мы будем это делать, какие инструменты будем задействовать для его раскрутки.

Елена Буланова:

Прямо на примере.

Илья Сдобнов:

Например, сайт создать. Создать технически подкованный сайт на какой-то платформе, который позволит уже конкретно, во-первых, он расскажет о продукте от и до, а его техническую составляющую. И во-вторых это привлечение каких-то людей, которые будут работать у партнеров и так далее.

Елена Буланова:

Соответственно либо создать сайт, либо переделать «проапгрейдить» так чтобы он подходил.

Илья Горлачёв:

Проаудировать и добавить какие-то недостающие части. Ещё хорошим тоном считается если человек выпускает физический продукт и если у него пока нет продукта сделать самый простой рабочий прототип. Потому, что прототип когда мы сделали, мы понимаем уже в принципе, он будет работать или нет. Потому что до изготовления прототипа это всего лишь 3D модель технологий и не факт, что она жизнеспособна. А готовый рабочий прототип, он существенно повышает ценность проекта и стоимость проекта. Ну и доверие конечно. Потому что инвесторы потенциально они уже видят, что да мне это нравится, это работает, я вижу в этом потенциал.

Елена Буланова:

И прототип нужно тестировать на фокус-группах, соответственно и понимать насколько вообще это вся история нужна.

Илья Сдобнов:

Здесь самую основную ключевую роль является маркетинга, которая сейчас является слабым место на этом рынке. Так как, например, в той же электронной коммерции, какие-нибудь магазины ритейлер оптовые и розничные сети, там очень сильный маркетинг, который очень сильно развился за последние 10-15 лет. И этого сейчас не хватает как раз на рынке ICO. Различные технические составляющие, различные pr-службы, крутой дизайн, классная реклама, это публичное выступление, это правильный «роуд-мап» на сайте - это как раз карта развития сайта, проекта самого. То есть после выхода на ICO что будет то? Они исчезнут с рынка, забрав деньги, или они действительно хотят развить себя и развить свой продукт и стать известными людьми.

Елена Буланова:

Есть такой ещё момент. На сайте можно написать всё что угодно. Откуда доверие? Особенно если это услуга, а не продукт, который физически можно пощупать.

Илья Сдобнов:

Доверие складывается из контакта и информации об основателе этого продукта, основателе бизнеса, об его активности в соц. сетях, активности на каких-то публичных мероприятиях.

Елена Буланова:

 И мы возвращаемся к персональному бренду.

Илья Сдобнов:

Совершенно верно. Здесь очень главную ключевую роль играет.

Елена Буланова:

Это всё понятно. Упаковали. А дальше что?

Илья Сдобнов:

Дальше мы после того как провели экономическое исследование, мы провели в маркетинговые предварительные уже компании, мы уже вполне можем это всё на рынок запустить.

Елена Буланова:

 Давайте на примере. Человек изобрел телепорт, он правда работает. Вы его протестировали, работает. Фокус-группа слетала, вернулись живыми целыми. Упаковали, сделали прекрасный сайт о телепорте. Что помимо сайта? Помимо дизайна упаковки, нужны ли какие-то документы?

Илья Горлачёв:

Ну конечно документы потребуются. В данном случае я думаю мы будем делать первый прототип он будет понятный и люди потенциальные инвесторы которые хотят вложить деньги они попробуют услугу на себе. То есть, чтобы понять на себе как она работает.

Елена Буланова:

Слетал, попробовал.

Илья Горлачёв:

Попробовал. Дальше в данном случае здесь бы мы сделали сертификат безопасности и доказали, что это безопасно для всех людей, для детей. Потому что детям было бы это очень интересно, но любой родитель он боится за свое чадо. Соответственно он должен быть уверен, что ребенок вернется целый невредимый довольный.

Елена Буланова:

Да, безопасность это для многих сфер один из важнейших элементов доверия.

Илья Горлачёв:

Да, поэтому безопасность - это от очень важно. Во-первых, безопасность прототипа, безопасность использования и безопасность тех токенов, которые бы мы выводили на биржу, что они защищены от хакерских атак, наш сайт защищен от «фишинга», то есть у нас надежная система безопасности, которая позволяет в случае чего оперативно решать возникшие трудности и защищать от хакеров.

Елена Буланова:

Итак, у нас элементы доверия, что это не фирма-однодневка раз, основывается на персональном бренде лидера и команде. Второе, продукт, который можно масштабировать.

Илья Горлачёв:

Можно прийти посмотреть попробовать.

Елена Буланова:

Третье это безопасность всяческая и самого продукта и того чтобы его можно было использовать, юридическая безопасность. Вот и все факторы у нас обеспечивают то, что продукт может выйти на ICO. Дальше что делает компания? Как она выпускает эти монеты?

Илья Горлачёв:

На сегодняшний день существует несколько вариантов выпуска. Существует несколько платформ, на которых можно выпустить эти монеты. То есть опять-таки я вернусь к «эфиру», я скажу, что на данном этапе это одна из самых популярных и надежных наверно платформ, которые пользуются многие. Есть ещё несколько других, они более простые более дешевые и подходят для запуска более дешевых проектов. То есть в зависимости от того какое количество средств мы планируем привлечь, то есть насколько и сколько мы готовы потратить на разработку, какая у нас степень безопасности важна, то мы выбираем ту платформу, которая оптимально подходит в нашем случае. Если мы хотим самую безопасную, самую надежную платформу, мы будем пользоваться платформой «эфира». Потому что она уже обкатана, она понятна и на ее базе прошли уже не одно ICO прошло. Поэтому понимаем, что ей можно доверять.

Елена Буланова:

Вы говорили проект от 3 миллионов. На что они идут?

Илья Сдобнов:

В первую очередь это реклама, это маркетинговая часть, самая дорогая часть, которая используется для пиара. И во всём остальном это опять же документы, это юридическая гарантия, все виды безопасности, которые только могут быть и доработка разработка самого продукта.

Елена Буланова:

В случае если у нас идеальный продукт, есть уже все документы и дальше вы делаете просто продвижение?

Илья Сдобнов:

Больше тратим на маркетинг конечно. Это ключевая практически важная вещь.

Илья Горлачёв:

Фактически я бы сказал, наверное, здесь расходы идут примерно также как на расходы связанные с раскруткой звезды. Есть какая-то звезда, скажем, она поёт песни и для того, чтобы ее раскрутить нужно, чтобы максимальное количество людей в короткий срок узнали о ней. В данном случае это наш проект. Мы ставим задачу, мы используем различные ресурсы соц. сети радио телевидения и прочая пресса. То есть все возможные ресурсы, чтобы повысить свою цитируемость в сети. Чем больше людей узнало в более короткий срок, вот это будет именно успех. Именно на это идут основные средства, порядка 70-80%.

Илья Сдобнов:

Ажиотажная часть, при этом немножко ажиотажа нужно в любом случае. Это дедлайны, крайние сроки, в течение которого нужно выпустить монеты привлечь инвестиции и к таким проектам больше доверия.

Илья Горлачёв:

Важно еще обозначить, что любой проект важно обозначать какое количество денег мы планируем привлечь. То есть обозначьте, у нас такой продукт, выходим через такое-то время, чёткий дедлайн, мы планируем привлечь такую-то сумму. Потому, что когда есть четкие условия то есть понятные когда есть определенность тогда у людей больше доверия. Они видят по плану, они смотрят что мы идем по плану мы укладываемся в план. Мы делаем PR-кампании всё-всё-всё, и мы к такому-то срок планируем собрать 10 млн долларов. В данном случае они верят, что мы не хотим собрать все деньги с рынка, 100 млн или ещё сколько. Мы хотим собрать 10. Потому что для того чтобы нам начать производство либо открыть филиал нужно 10. Это повышает доверия когда конкретная сумма. Потому, что когда люди хотят собрать все деньги с рынка, но обычно это заканчивается плачевно.

Елена Буланова:

Это очень быстро заканчивается. Такой вопрос. Вы, когда говорили о том, какие есть возможности заработать для инвестора 1 вариант. 2 вариант соответственно, для того, кто выпускает монету. Оба варианта с вложениями. Есть ли какие-то варианты, когда человек может заработать на теме ICO без вложений?

Илья Сдобнов:

Если он не предприниматель. Если он просто хочет помочь развитию какого-то проекта как я уже говорил какими-то действиями. То есть как какими-то партнерскими соглашениями, которые можно заключить с этим человеком. Например, развитие проекта. Я расскажу о вас, например, своим друзьям. Я выступлю там где-нибудь на аудиторию 20000 человек, я расскажу о вас. Хорошо рассказывай. Что я получу? Договоримся и решим, что ты получишь.

Елена Буланова:

Разумеется, какие-то монеты, например.

Илья Сдобнов:

Например, да. Может быть какие-то взаимовыгодные вещи. Может быть какую-то долю процент в будущем от развитого этого проекта. 5-10-20% неважно. Может быть от одного до трёх вполне реально. Очень много всяких вкусных условий, которые можно предоставить для таких людей.

Илья Горлачёв:

По сути человек отдаёт свое время либо тратит на нас. А мы за это время ему предоставляем в качестве бонуса некое количество монет. Обычно оно зависит от того какую работу провел человек и на какую аудиторию он сработал. То есть если это аудитория 100 человек, это будет одна сумма. Если эта аудитория у него там 10.000 или 100.000 конечно это будет другая более интересная сумма.

Илья Сдобнов:

И конечно это оплата за результат, а не за действия. Мало кому-то рассказал об этом, а где результаты?

Елена Буланова:

Спасибо, очень полезные советы. Время нашего эфира подходит к концу и напоследок от каждого из вас хочется услышать несколько слов по теме в качестве итога.

Илья Сдобнов:

Хочется сказать, конечно, поблагодарить вас, что пригласили сегодня и собственно обратиться к рынку, обратиться к нашим слушателям. Наверняка есть, я думаю, что много предпринимателей нас слышит и слушает. Я бы хотел порекомендовать всё-таки не стоять на месте, развиваться, идти в сторону развития рынка и не бояться ничего, пытаться пробовать создавать какие-то новые вещи, идти вперёд и конечно же идти в ICO с помощью нас.

Илья Горлачёв:

Я согласен с Ильёй, что самое важное это ничего не бояться. Любой предприниматель он своего рода Христофор Колумб. То есть он видит цель, но он до конца не знает, что из этого получится. Поэтому, прежде всего, пробовать, действовать, не бояться. Если необходимы финансовые ресурсы, обращаться к нам. А мы уже поможем привлечь, упаковать и выстрелить и масштабироваться. Потому что это наша тема и мы сейчас активно занимаемся. В данном случае это будет некий скачок, некая возможность перейти предпринимателю на другой уровень принципиально. То есть выйти либо на масштабы своего региона, либо выйти на международный уровень. Потому что ICO предполагает выход компании на международный уровень, а это уже совсем другие деньги для предпринимателя для любого. Поэтому это очень интересно.

Елена Буланова:

Большое спасибо! Дорогие слушатели зрители до новых встреч!