{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Руслан Гареев Генеральный директор FIXLAND.RU 18 августа 2017г.
«Уберизация» и ее влияние на сектор экономики сервисов
Какие перспективы влечет за собой тотальная «уберизация»? Кто и чем рискует? Как технологии помогают перейти от частных решений «купить или продать» к ценовой политике и стратегии расширения бизнеса?

А. Пылаева:

Добрый вечер. «Интернет-экономика» в эфире. Сегодняшний гость нашей передачи – Руслан Гареев. Пригласили мы его для того, чтобы он поделился двумя вещами – что означает в теории процесс уберизации, о котором так сейчас много говорят и как человек, который эту уберизацию просто проверил на своем бизнесе, пропустил через свое сердце, расскажет нам о практическом применении в России вот этого явления, скажем так. Что я хочу, прежде, чем рассказать всем нашим слушателям про уберизацию, я хочу обозначить все те вопросы, которые сегодня, в принципе, я подготовила для Руслана. Руслан – генеральный директор компании «Fixland». Это компания, которая занимается ремонтом мобильных телефонов. И говорить мы будем не об уберизации как таковой в ее безграничном масштабе, потому что это процесс, который идет во всем мире. Мы будем говорить сегодня об уберизации применительно к сектору экономики и сервисов. – какие перспективы она влечет, может быть, кто-то, кто, как и чем рискует, кто-то, может быть, потеряет свой бизнес, а кто-то, наоборот, на этой струе приобретет дополнительные возможности для развития бизнеса и просто будет чувствовать себя человеком в тренде XX века. Но мы позадаем как бы, ну, самый главный вопрос, почему проваливаются попытки повторить Uber и ЯндексТакси в других рыночных нишах, начнем с этого. Руслан, слово вам.

Р. Гареев:

Добрый вечер. Почему проваливаются попытки? Я бы, наверное, не делал акцент на том, что проваливаются попытки именно в уберизации. В любом бизнесе, в любых стартапах что-то получается, а что-то нет. Мне не кажется, что здесь дело именно в Убере и в их философии бизнеса или в модели бизнеса, а просто в том, что действительно разные компании, которые начинают свой бизнес, они могут быть успешными, могут быть не успешными, и в том числе и те компании, которые пытаются повторить модель Uberа в разных других секторах экономики. Кому-то это удается, кому-то нет. Как мне кажется, если говорить именно про ремонты, мы не первые, кто пытался внедрить модель Uberа в выездных ремонтах айфонов, мы начинали с айфонов, но мы одни из тех, кто здесь закрепились и выжили до сих пор, хотя за 2 года уже огромное количество конкурентов новых открывалось, закрывалось и так далее. И если говорить именно об этом секторе, то здесь, мне кажется, что те попытки, которые были предприняты другими компаниями, они были не совсем чистыми с точки зрения вот именно бизнес-философии Uber. Что я имею в виду? Если посмотреть на то, чем Uber отличается от обычных такси, то в первую очередь вы поймете, что там нет никаких звонков, то есть, вам не нужно никому звонить, у вас есть очень простое и удобное приложение, вы в него зашли, указали, где вы находитесь, указали адрес, куда вам ехать, увидели цену, нажали «Заказать такси». И благодаря тому, что у них нет колл-центра, вы не найдете их телефон даже в приложении, они уже на этом экономят довольно много денег. И дальше вообще вся их философия заключается в том, чтобы максимально автоматизировать все процессы для того, чтобы не было людей, которые делают ошибки, которые занимаются вредительством иногда, воруют и так далее, чтобы большинство этих функций выполнял компьютер, интернет, сайт и так далее.

А. Пылаева:

Я поняла вас, но мне хотелось бы чуть-чуть услышать вот от вас именно определение, что такое Uber, потому что и экономисты, и предприниматели, они пророчат уберизацию всего, скажем так. Ну хорошо, это успешная бизнес-модель. Вот если рассмотреть очень коротко, дать определение ваше собственное, Uber – что это? И правильный Uber – тоже что это, в чем его смысл?

Р. Гареев:

На мой взгляд, я тут не претендую на абсолютную истину, на мой взгляд, модель Uber подразумевает, что исполнитель какой-нибудь услуги, допустим, если мы говорим об услугах, и потребитель этой услуги сводятся между собой без каких бы то ни было посредников и излишних надстроек. При этом это одна вещь, но ее можно реализовать по-разному. И вот идеальная или чистая модель Uber, как я ее называю, она заключается в том, или правильная, как вы сказали, заключается в том, что вот это сведение между собой потребителя и исполнителя, оно происходит наиболее автоматическим способом, то есть, без участия других людей, посредников, не только компаний и каких-то прослоек, но вообще желательно без участия людей. Тогда этот процесс становится дешевым и тогда на этом получается серьезная экономия.

А. Пылаева:

Тогда что же, что за технология внутри, это IT-технология, получается?

Р. Гареев:

Да, это, конечно, это в первую очередь IT-технологии и я думаю, что это вообще самое главное, такие технологии.

А. Пылаева:

Вот что нужно, чтобы компания попала под это определение? По сути дела, что это, технологическая компания, получается, она перестает быть сервисной или как?

Р. Гареев:

Да, она вообще на самом деле не сервисная. Ведь Uber – это не таксопарк, а Airbnb – это не сеть отелей. И мы тоже не сервисный центр. Мы – площадка, которая сводит между собой клиентов и мастеров.

А. Пылаева:

То есть, клиенты – люди разные, но и мастера не ходят на работу, у них в трудовой книжке не написано, компания такая-то? Это разные люди, не привязанные к одной компании, это самостоятельные единицы?

Р. Гареев:

Да, они работают сами на себя.

А. Пылаева:

ТО есть, это экономика совместного потребления, получается?

Р. Гареев:

Ну что-то типа того, да, ее можно так назвать. Другое дело, что чем мы ценны для клиента. Мы ценны тем, что мы аккумулируем информацию о большом количестве ремонтов, произведенных нашими мастерами, которые подключены к системе. И благодаря этому мы можем из этой информации делать какие-то выжимки автоматически, то есть, их делает наш сайт. С помощью этих выжимок мы клиенту гарантируем, что к нему всегда поедет мастер с наивысшим рейтингом в системе. Это говорит о том, что клиент таким образом получает мастера, которого он, может быть, никогда не получил бы, если бы он обратился в обычный сервисный центр, потому что в обычном сервисном центре, мы не знаем, кто там мастера. Вот мы обращаемся в сервисный центр стационарный и какие там мастера будут делать наш айфон или еще что-то…

А. Пылаева:

Но и здесь мы не знаем, кто к нам приедет.

Р. Гареев:

Здесь благодаря тому, что есть система рейтингов, как площадка, как сайт, мы гарантируем клиенту, что к нему будут приезжать всегда мастера с наивысшим рейтингом, те, которые сделали максимальное количество ремонтов, которые получили самые лучшие оценки от предыдущих клиентов. То есть, система, она сама сортирует мастеров и наверх попадают те мастера, которые наиболее клиентоориентированы, наиболее профессиональны и которые в итоге делают ремонты лучше всех.

А. Пылаева:

Я еще раз напомню, что в эфире Руслан Гареев – генеральный директор компании, игрок рынка выездного ремонта цифровой техники. Почему я именно его пригласила поговорить на эту тему? В биографии, в становлении его компании, которая этим занимается, был очень интересный момент. То есть, Руслан вошел в бизнес, который купил у учредителей, соответственно, бизнес, у которого уберизация не получилась. Они продали свой бизнес, посчитав его нерентабельным, возможно. Вы расскажите про эту историю. Как так получилось вот это вот, не получилось у одних, а получилось у других. И тем не менее, всё это один и тот же бизнес и также IT-платформа.

Р. Гареев:

Ну да, это на самом деле очень важный вопрос, потому что именно в этом и кроется секрет, на мой взгляд, почему Uber-модель получается у одних и не получается у других.

А. Пылаева:

Ну то есть, сыграла ли роль ваша личность или здесь другие планы? 9:15

Р. Гареев:

Нет, я уверен, что дело не в личности, а именно в модели. У нас были немножко разные модели. То есть, как вообще всё это начиналось.

А. Пылаева:

Да, расскажите, в каком году, вот чуть-чуть подробнее, человеческую историю хочется услышать, как действительно это случилось.

Р. Гареев:

В 2014 году несколько ребят молодых основали компанию ismashed.ru. Она была абсолютной копией сайта icracked.com, американского, который занимался именно этим, то есть, выездными ремонтами айфонов и айпэдов.

А. Пылаева:

Это в Москве они открыли?

Р. Гареев:

Да, в Москве, да. И их сайт, первый вот этот, ismashed.ru, он прям полностью был слизан, прям как один-в-один с сайта icracked.com.

А. Пылаева:

А этот сайт знали в Америке, да, или где он был?

Р. Гареев:

Нет, Ismashed не знали в Америке. Icracked – да, Icracked – это американский сайт, это они первые, ну, может быть, не первые, конечно же, но из тех, кто засветился, тех, кто известный, Icracked – это, наверное, один из первых бизнесов, которые начали делать выездной ремонт по такой модели в США, хотя до конца их модель я, честно говоря, даже не знаю.

А. Пылаева:

А вот те, о ком мы говорим…

Р. Гареев:

Ismashed.

А. Пылаева:

Ismashed, эта компания была единственная на тот период с выездным ремонтом? Мне кажется,…

Р. Гареев:

Нет, были, были компании еще другие. Но Ismashed…

А. Пылаева:

10:34 не такой пустой был на тот момент, 14-й год.

Р. Гареев:

Нет, нет, он не был пустым, хотя именно выездным ремонтом тогда занимались довольно мало. Но почему Ismashed стали такими довольно известными и популярными? Потому что они прошли акселератор в Сколково…

А. Пылаева:

Это хороший путь 0:10:50.

Р. Гареев:

Да, и они получили первые инвестиции и на эти инвестиции у них была хорошая пресса, интересная модель, интересный бизнес, айфоны, всем интересно, и тут вдруг выездной ремонт, и это стало заметно на рынке. Мы тоже это увидели. То есть, что интересно, мы еще до того, как узнали про Ismashed, задумывались на тему того, чтобы сделать такой бизнес. У меня просто брат съездил в Америку, приехал, вернулся и говорит: «Вот слушай, там есть такая модель, ребята выезжают, ремонтируют айфоны. Давай сделаем». Но мне тогда почему-то это не показалось очень интересным.

А. Пылаева:

Я можно вас перебью?

Р. Гареев:

Да, да.

А. Пылаева:

Вы в этой отрасли как бы случайно или вы занимались уже чем-то, или вы просто искали выгодный бизнес? Что перед этим было в вашей биографии?

Р. Гареев:

Нет, я, честно говоря, никогда не занимался ремонтом айфонов, я увлекался айфонами – да, но никогда не занимался их ремонтом. Я до этого работал в довольно крупных бизнесах западных и в российских – «Энерджайзер», «Евросеть», «Эльдорадо». А потом так случилось, опять же, не потому, что я очень сильно стремился к этому или очень сильно хотел…

А. Пылаева:

ТО есть, наемный менеджер стал владельцем?

Р. Гареев:

Нет, я перешел вначале в e-commerce – в электронную коммерцию и поработал в компаниях «Все инструменты.ру», и 12:08. И это не было каким-то преднамеренным моим шагом, просто так случилось. И вот поработав в 0:12:16, я увидел, что есть очень интересная модель. Я тогда ничего не знал про Uber. Более того, мы открыли fixland.ru, я еще ничего не знал про Uber. Но так получилось, что я больше ориентировался на модель 0:12:27, хотя они занимаются поставкой запчастей, мы вообще вроде бы совсем другое, автозапчастей, мы вообще вроде другой темой, но сама философия, бизнес-философия, бизнес-модель, ну даже не модель, вот именно философия, подход, мне очень понравились. И когда я это сделал в фиксленде, а потом вдруг узнал про Uber, я увидел, что Uber прям очень похож на нас, ну или мы на них. Так вот, я работал вначале в обычном бизнесе, потом в основном в ритейле в дистрибуции, потом в электронной коммерции. Потом да, мне захотелось сделать что-то свое и первая попытка у нас даже была связана не с ремонтом айфонов, а с ремонтом строительным, то есть, с ремонтом квартир, ремонтом офисов и так далее. Мы начали делать сайт, мы его почти доделали и почти запустили. И в этот момент выходит статья на RBC про Ismashed и мне брат говорит: «Ну вот же, я тебе говорил, надо было делать». И мы буквально через месяц после этой статьи запускаем свой сайт fixland.ru.

А. Пылаева:

То есть, вы не были стартапом, вы не позиционировали себя как стартап, вы просто взялись за дело, без всяких инвестиций, которые…

Р. Гареев:

Да, да, никаких инвестиций не было. Ну в таком громком понимании стартапа, наверное, да, мы такими не были, не было никаких инвестиций.

А. Пылаева:

ТО есть, вы рискнули на свои деньги?

Р. Гареев:

Да, исключительно на свои и до сих под это так и остается, то есть, у нас до сих пор нет ни одного инвестора. Всё, что было сделано, было сделано на деньги учредителей, причем не такие большие на самом деле. Там была вложена сумма то ли 500, то ли 600 тысяч рублей. Но вот мы увидели эту статью про Ismashed и мы начали делать похожий бизнес, но только мы сразу же видели их ошибки, вот прямо моментально, как только вышла статья, прямо сразу было понятно, какие у них есть ошибки и мы попытались этих ошибок избежать.

А. Пылаева:

А вы почему им не сказали про эти ошибки?

Р. Гареев:

Ну мы их не знали и они бы нас не послушали. Нет, мы тогда не были знакомы совершенно и плюс мы хотели что-то сделать лучше. И вот прямо вместе с нами выходит еще одна компания, вот тут же, прямо буквально, мы запустили сайт и через неделю очень похожий сайт компания FixItEasy.ru. И вот мы начинаем соревноваться в основном с этой второй компанией, с FixItEasy, которая тоже очень похожий делает сайт, очень похожий бизнес и потом постепенно начинаем догонять Ismashed, обе компании наши. По пути появляется много, одна за другой начинают открываться подобные бизнесы, прямо каждую неделю, а то и несколько раз в неделю наш человек, который отвечает за маркетинг, присылает постоянно сайты.

А. Пылаева:

Вы не расстроились?

Р. Гареев:

Ну он больше расстраивался, он каждый раз на эту тему очень сильно переживал, а мне всегда казалось, что мы делаем правильно, а они всё делают неправильно. Ну и по факту так и получилось. То есть, потом мы видели, как эти же компании начали закрываться одна за одной. Одна в ноябре 15-го года закрылась, потом в январе…

А. Пылаева:

А сегодня вы можете раскрыть секрет, почему у вас именно получилось? Что было определяющим фактором успеха?

Р. Гареев:

Ну как раз именно то, что ребята, которые делали Ismashed, которые делали FixItEasy, они все делали обычный бизнес, они просто сделали обычную модель сервиса…

А. Пылаева:

С колл-центром?

Р. Гареев:

Да, и перенесли его в интернет, и всё, обычный колл-центр. Закупка запчастей обычная, вот как просто сервисный центр закупаете себе на склад запчасти, так и они закупали. И всё, всё, всё вот это они просто выложили в интернет. Но проблема в том, что в интернете потребитель хочет дешевле, ну, так сложилось, когда люди идут что-то покупать в интернете, они подразумевают, что это будет дешевле, чем в оффлайне, в обычном магазине или в обычном сервисе. А если ты берешь ту же самую модель, что обычный сервис и просто ее выкладываешь в интернет, то с чего вдруг у тебя получится дешевле, дешевле у тебя не получится. Поэтому ребята пытались делать хорошие цены, они конкурировали с нами по цене, но за счет того, что у них бизнес-модель была, условно можно ее назвать оффлайновой или ручной, не автоматизированной, они просто уходили в минус, они постоянно уходили в минус, в минус, в минус и этот минус, они его компенсировали инвестициями новыми очередными, траншами от новых инвесторов, но в итоге всё равно не справились и в итоге они разорились.

А. Пылаева:

То есть, вам уберизация оказала помощь в конкуренции и в ценовой политике, да, вот за счет чего и появилась вот эта вот ценовая вилка с конкурентами.

Р. Гареев:

Да, мы на самом деле никогда не стремились…

А. Пылаева:

Или нет, или этого не было?

Р. Гареев:

Нет, по цене мы никогда не стремились быть ниже конкурентов, у нас такой цели никогда не было.

А. Пылаева:

Ну может быть, себестоимость услуги была дешевле для вас?

Р. Гареев:

Да, у нас себестоимость была ниже. Поэтому когда они с такой ценой работали в минус, мы с такой ценой работали в плюс. Мы всегда делали упор на качество. Для Фиксленда основной всегда упор был на качество. И притом, что мастера не наши, как я уже сказал, то есть, все мастера, они не являются нашими сотрудниками, это частные лица, но благодаря тому, что мы выстроили вот эту систему рейтингов, ну там есть определенная формула, секретная формула рейтинга Фиксленд, где у каждого мастера есть свой рейтинг, вот благодаря этой системе рейтингов система сама вытолкнула наверх самых профессиональных мастеров. Я, наверное, не преувеличу сильно, если скажу, что сейчас на Фиксленде в Москве работают, возможно, лучшие вообще мастера выездного ремонта.

А. Пылаева:

Откуда они взялись, эти мастера? Где-то их готовят, или это практика, или просто приток сил из других республик, лучшие собираются, потому что если зайти, например, на любой рынок вот такой, где компьютерная техника продается и ремонтируется, ряды людей, то есть, ряды мастерских, кажется, что это избыток. Я не вижу к ним очереди.

Р. Гареев:

Да, да, так и есть.

А. Пылаева:

А как получилось, что есть очень хорошие мастера, свободные, готовые не сидеть и ждать клиентов в стационарном помещении?

Р. Гареев:

Да, ну вот я не готов решать за них, почему они захотели работать на выезде, а не в стационарном сервисе…

А. Пылаева:

Может быть, это выгоднее, есть же какие-то объективные причины?

Р. Гареев:

Это выгоднее точно, потому что у нас некоторые мастера, вот за счет того, что мы не пытаемся понизить цену, у нас некоторые мастера зарабатывают очень хорошо. У нас есть мастера, которые зарабатывают по 150 000 рублей в месяц, по 180 000 рублей в месяц. В какие-то особенные периоды бывает, что больше 200 000 рублей в месяц какой-то мастер может заработать. Они хорошо зарабатывают, но и благодаря этому в том числе и получилось так, что… Нет, вначале было очень тяжело. Когда мы открывались, у нас не было мастеров, никто про нас не знал и мой брат младший, Вадим, который эту идею из Америки привез, он сам работал мастером вначале, ездил…

А. Пылаева:

Хоть кто-то был с руками у вас.

Р. Гареев:

Да, да, он сам научился на ютьюбе и сам начал ездить на мотоцикле и выполнял до семи заказов в день. Вначале по друзьям, потом мы начали рекламироваться, появились заказы и вот так это всё началось. Потом он начал учить мастеров. Он двух мастеров научил или трех и эти мастера начали у нас работать. А потом мы увидели, что сайт становится известным, особенно среди мастеров, и к нам начинают подключаться новые мастера, регистрироваться. И так как у нас количество заказов росло, мы у них принимали экзамен, у нас экзамен довольно строгий, там нужно 95 баллов из 100 сдать хотя бы ремонт каждой модели айфона. Мы начали подключать этих мастеров и они начали ездить и начали получать оценки и вот таким образом начал накапливаться их опыт и их рейтинг. И в итоге те мастера, с которыми мы начинали, они ушли, они просто не выдержали конкуренции. То есть, к нам начали подключаться мастера более опытные, более профессиональные и какой-то пошел слух по рынку, опять же, наша реклама, и всё больше и больше мастеров подключалось. То есть, сейчас у нас стоит очередь большая из мастеров, которых мы не подключаем на сайт, потому что у нас просто нет необходимости. Но те мастера, которые работают, они сами собой отсортировались, которые были похуже уровнем, они ушли, потому что перестали видеть заказы, они получали плохие оценки клиентов или не очень хорошие оценки от клиентов и не могли расти в рейтинге. А те, которые были сильные мастера, хорошие, они остались, они сейчас выполняют много заказов.

А. Пылаева:

Ну вот по аналогии с такси что выигрывает клиент? Клиент выигрывает возможности. Что у вас выигрывает клиент, почему он с вами?

Р. Гареев:

У нас тоже мы даем довольно интересные возможности, потому что, во-первых, клиенту не надо никуда ехать.

А. Пылаева:

Ну вот на какую основную потребность, самую ключевую современного человека, какую вы можете удовлетворить самую ключевую потребность, на что спрос – на экономию времени, на качество ремонта, на качество общения, где выгода клиента?

Р. Гареев:

Я думаю, что в первую очередь это время, конечно, потому что когда мы еще не занимались ремонтами, а я помню, что если у меня ломался айфон, я ехал на горбушку и я тратил на это выходной день, вместо того, чтобы проводить это время с семьей, я тратил полдня минимум, потому что я ехал, час стоял в пробках, приезжал, отдавал телефон, ходил гулял час или 2, пока его отремонтируют, потом мне его возвращали и я ехал час обратно.

А. Пылаева:

А ваш мастер, он же при клиенте ремонтирует?

Р. Гареев:

Конечно.

А. Пылаева:

А что, он заходит к нему домой, где они вообще общаются?

Р. Гареев:

Ну, чаще в офис, но и домой тоже, в кафе, в торговом центре, в фуд-корте.

А. Пылаева:

ТО есть, всё происходит на глазах…

Р. Гареев:

Да, в аэропорту.

А. Пылаева:

Но ведь не каждый ремонт занимает 5 – 10 минут, может быть, быть, есть что-то посложнее? В этих случаях что происходит?

Р. Гареев:

Нет, мы не все ремонты делаем. ТО есть, есть ремонты, которые на выезде сделать невозможно и за такими ремонтами всё равно нужно идти в стационарный сервисный центр.

А. Пылаева:

А как вы быстро диагностируете что возможно, что нет, надо же посмотреть вещь, подержать ее в руках.

Р. Гареев:

На самом деле с айфонами получается так, что всё довольно просто, если разбито стекло, то разбито стекло, если села батарейка, то села батарейка, если не заряжается, там разъем зарядки не работает или разъем наушников, то такая поломка у нас и есть на сайте – не заряжается.

А. Пылаева:

А вы только работаете с одной маркой, да?

Р. Гареев:

Нет, мы завели еще несколько брендов, но пока мы их не продвигаем усиленно, то есть, мы по-прежнему продвигаем больше всего Apple, хотя есть заказы и по другим брендам тоже.

А. Пылаева:

Ну, собственно говоря, наверное, наиболее обеспеченные клиенты, все-таки это самый дорогой гаджет, наверное, сегодня?

Р. Гареев:

С одной стороны – да, с другой стороны, он еще и самый модный. И сейчас очень много, прям какая-то волна захлынула страну восстановленных айфонов, которые восстановлены не компанией Apple, а непонятно кем и они все немножко недонормальные.

А. Пылаева:

Руслан, хочу вернуться к теории. Мы с вами не завершили рассмотрение теоретического вопроса, что такое положительный убер. Что я хочу сказать? Вернуться к мысли, что вы сами назвали слово ключевое – клон. Да, Uber и кто использует эту модель, по сути, это клоны до некоторой степени, только в разных секторах экономики. Но можно ли придумать Uber для конкретного сегмента? Вот какой именно бизнес, все виды бизнеса можно уберизировать или нет, или она ограничивается каким-то одним сектором? Я в который раз говорю про этот сектор.

Р. Гареев:

Нет, я думаю, что вот такого прямо ограничения секторального нет, но есть…

А. Пылаева:

То есть, вот ты сел и придумал для своего бизнеса, допустим, ну вот не было таких компаний на рынке, которые работают через вашу систему, по бизнес-модели Uberа?

Р. Гареев:

Да, если говорить о чистой модели Uberа, когда все автоматизировано…

А. Пылаева:

Про клон я говорю.

Р. Гареев:

Да, то здесь надо выбирать такие сектора экономики, где можно автоматизировать, потому что есть, я не знаю, например, продажа кондиционеров, поставка и установка кондиционеров, это легко, это можно автоматизировать и можно сделать простым для клиента. Клиент, условно, вводит, выбирает бренд, вводит площадь помещения и ему сайт выдает несколько вариантов с ценой, и он выбирает там цены и заказать – всё, ушло. А вот если мы говорим, допустим, о установке газового котла в коттедже, то вот здесь намного всё сложнее, то есть, там есть много-много параметров, которые автоматизировать и сделать простым для клиента очень тяжело. То есть, там нужно делать прямо целое коммерческое предложение для клиента. И на сайте, ну по крайней мере, я, конечно, в этом не большой специалист, но я не знаю, как это сделать в газовых котлах. И наверняка есть другие такие сектора экономики, где сами продукты довольно сложные и такие сложные продукты тяжело продавать без участия человека, по крайней мере, пока тяжело. Может быть, со временем искусственный интеллект и так далее, всё это сделают, но вот на данный момент… Короче, простота продукта типа такси, типа ремонта айфонов, ремонта холодильников – не так уж сложно, стиральных машин и так далее, тоже можно делать на выезде. Можно даже упрощать каким-то образом и обобщать ремонт строительный, как я говорил, ремонт квартир.

А. Пылаева:

Так может быть, это ваш следующий бизнес?

Р. Гареев:

Вполне возможно, как я говорил, мы с этого начинали. Мы сейчас это пока временно отложили, но мы найдем…

А. Пылаева:

Но вы не боитесь раскрыть секрет, что вы, как человек успешный, один раз у вас получилось и второй раз вы сейчас хотите выйти на рынок строительных ремонтов, ремонтов квартир или вообще офисов? Вы просчитали этот момент или это только предположение? Или вы можете сказать: «Ребята, эта вот ниша, я буду с вами конкурировать»?

Р. Гареев:

У нас на 90% готов сайт, но мы его пока не запускаем в виду просто нехватки ресурсов, как людских, так и финансовых. Там просто это сделать немножко тяжелее, чем ремонт айфонов, но можно запустить довольно быстро, потому что действительно сайт уже практически готов и он, на мой взгляд, до сих пор, хотя мы его начинали делать в 2014 году, 3 года назад, до сих пор я не видел еще ни одного сервиса в ремонте квартир, который бы сделан был так удобно, как мы его делали с тем сайтом. То есть, это означает, что ниша по-прежнему не занята.

А. Пылаева:

Ну то есть, одно из правил, которое вы вывели и которое я услышала, и мы можем смело поделиться с теми, кто вообще рассуждает о себе и бизнесе и, может быть, о стартапе каком-то, это начать бизнес там, где достаточно простой продукт для продажи и там, где много клиентов, скажем так.

Р. Гареев:

Клиентов и исполнителей.

А. Пылаева:

Клиентов и исполнителей.

Р. Гареев:

От исполнителей мы тоже зависим довольно сильно, потому что нам нужна конкуренция между исполнителями, для того чтобы они увеличивали свой рейтинг. Если конкуренции не будет, то у них не будет мотивации увеличивать свой рейтинг и оказывать услуги наивысшего качества.

А. Пылаева:

И вам небезразлична личность исполнителя, как я понимаю, вы рейтингуете исполнителей?

Р. Гареев:

Да, конечно.

А. Пылаева:

Платформа должна быть удобная и простая?

Р. Гареев:

Да, это очень важно.

А. Пылаева:

Вот ваша простота, в чем заключается простота вашей платформы, что вы упростили?

Р. Гареев:

у нас легко оформить заказ, то есть, нам, когда мы только…

А. Пылаева:

Прямо через приложение?

Р. Гареев:

Да, да, прямо через сайт, причем кнопками, вот прям буквально несколько кнопочек нажимаешь. У нас, когда мы только запустили сайт, ну и сейчас до сих пор это продолжается, очень много было от клиентов интересных отзывов, когда они говорили не: «Вот какой у вас классный мастер приехал, какой классный ремонт сделал», а говорили: «Ой, какое у вас классное приложение, как удобно заказать мастера».

А. Пылаева:

А еще про деньги: вот вам удобнее, в принципе, в этой бизнес-модели удобнее, когда люди платят картами или наличными?

Р. Гареев:

Тут есть один нюанс: деньги получаем не мы. Мы же не являемся сервисным центром. Деньги получает мастер. И для того, чтобы мастер мог получать деньги по карте, должен быть реализован сервис переводов денег с карты на карту на сайте. И на данный момент я до сих пор, притом, что я ищу уже довольно давно и жду от разных исполнителей, когда они это сделают, я до сих пор не нашел ни одного сервиса, который бы делал нормальный перевод с карты на карту с нормальной комиссией, притом, что есть эти сервисы уже реализованные на сайте банка Тиньков, на сайте Альфа-банка, но они этим не делятся в рынок, то есть, они не позволяют этот свой сервис взять и, допустим, на наш сайт установить, потому что если бы это было, тогда бы клиенты могли платить напрямую мастерам, как это происходит в случае наличного расчета.

А. Пылаева:

Но это проблема или это задача?

Р. Гареев:

Это, конечно, задача. Я думаю, что рано или поздно это всё равно появится, потому что эта услуга должна быть, она востребована в любом случае. Мы не должны через себя пропускать эти деньги, потому что это не наши деньги, мы не являемся исполнителями, мы не являемся сервисным центром.

А. Пылаева:

А вот еще хотела спросить: мы говорим, успешная модель, Uber и так далее, наверное, я еще ошиблась в ударении, ну, Uber.

Р. Гареев:

Uber, да, всё правильно.

А. Пылаева:

А какие, скажем так, 3, 4 проблемы, вот мы проговорили условия успешной уберизации, а какие проблемы нужно решить и в чем можно заблуждаться, думать, что ы Uber, а на самом деле это другая модель, вот что не Uber? Вот чтобы не быть доской объявлений, вот как?

Р. Гареев:

Чтобы не быть доской объявлений? Мне кажется, мы должны обеспечивать клиенту какие-то гарантии, потому что на доске объявлений типа Авито у клиента нет никаких гарантий вообще, что к нему приедет качественный мастер, что к нему приедет вообще тот мастер, которого он заказывает, что он сделает и так далее. Мы клиенту ценны своим рейтингом мастеров, потому что контролируют работу мастеров не мы, а клиенты и, соответственно, и риски определенные на клиентах есть. То есть, когда это только начинается, у нас нет накопленных данных, мы выглядим как доска объявлений на самом деле, ну то есть, выглядеть мы можем по-другому, но по факту мы являемся доской объявлений. Когда у нас появляются первые заказы, первые оценки, - вот мы сейчас выходили в большое количество городов, мы сейчас в 17 городах уже присутствуем, - вот когда мы только выходим на рынок, у нас нет оценок у мастеров и, соответственно, тут риски определенные ложатся на клиента. Да, мы принимаем экзамены у мастеров и так далее, но всё равно рисков больше. А когда проходит какое-то время, и система сама отсортирует мастеров по рейтингу и наверху опять окажутся те мастера, которые самые профессиональные, вот тогда эти риски, которые были у первых клиентов, они становятся огромным плюсом для последующих, потому что там уже клиенты могут не париться.

А. Пылаева:

Итак, вы сказали, что денег от клиента вы напрямую не получаете.

Р. Гареев:

Нет.

А. Пылаева:

Тогда где вы зарабатываете, на каком этапе и на какой опции?

Р. Гареев:

Мы фактически продаем заказы мастерам.

А. Пылаева:

Вы продаете заказы мастерам?

Р. Гареев:

Да.

А. Пылаева:

А есть, или это, может быть, закрытые данные, какое-то процентное соотношение?

Р. Гареев:

Ну в среднем получается около 20%.

А. Пылаева:

За 20% он покупает заказ?

Р. Гареев:

15 – 20%.

А. Пылаева:

И ему выгоднее у вас купить заказ или взять визиточку у клиента и сказать: «Звоните только мне лично домой»?

Р. Гареев:

Выгоднее, конечно, взять визиточку клиента, но у нас есть защита от этого. То есть, если мы понимаем, что таким образом мастер уводит нашего клиента, которого он получил через наш сайт, у нас есть способы как мы это проверяем, такого мастера мы отключаем.

А. Пылаева:

А в принципе, любой бизнес затратный, а вот вам для того, чтобы, бывает так, что вы соединяете заказчика с исполнителем, но ничего при этом не зарабатываете?

Р. Гареев:

Да, бывает. Я говорил, что мы не все виды ремонтов можем делать, потому что на выезде сделать паяльные работы невозможно. Там, где требуется пайка, мы это сделать не можем. Но у нас есть мастера, которые подключены к системе, которые умеют паять. Более того, у нас даже есть владельцы сервисных центров, которые подключены к системе. Они получают заказы и распределяют между своими мастерами. И соответственно, такие заказы, когда к клиенту мастер приехал, а оказалось, что там на самом деле поломку клиент указал неправильную и что там нужно паять что-то, вот такой заказ мы отдаем этому мастеру, если он желает и умеет, а сами при этом ничего с мастера не берем.

А. Пылаева:

Ну я не знаю, вот у меня нет обратной связи кому что интереснее совершенно конкретно, как устроен конкретно ваш бизнес и как по полочкам его разложить. Меня немножко более глобальные вопросы занимают, потому что я хочу, ну, это такой тренд, о котором очень много действительно говорят, в этом нужно разбираться и ко мне будут приходить гости из других отраслей, которые тоже будут масштабировать свой Uber и непонятно куда. У меня вот такой вопрос: а может ли государство создать Uber, полезно ли оно ему?

Р. Гареев:

На мой взгляд, вполне может, но только я не очень понимаю зачем. Это то же самое, что государству сделать сервисный центр свой или свою сеть ритейла открыть. Они этим не будут никогда заниматься, по крайней мере, это было в советском союзе, но в России сейчас такого нет, они там больше нефтяными компаниями телевизором занимаются.

А. Пылаева:

Ну есть же государственные компании 34:56.

Р. Гареев:

Да, другое дело, что можно какие-то сервисы для граждан сделать по принципу Uberа, и даже не можно, а нужно это делать и они это делают, те же госуслуги на самом деле, они тоже, это тоже Uber-модель во многом, то есть, там большое количество услуг уже заведено, которые делаются в автоматическом режиме, без участия человека, когда исполнитель – государство и государственные органы и клиент – обычный гражданин между собой связываются через сайт госуслуги. ТО есть, вообще на самом деле я не очень знаю, почему эта модель называется Uber. Да, потому что да, Uber сделал такси, но до Uberа был AIRBNB, который работает абсолютно по такой же модели, только единственное – занимается арендой гостиниц, бронированием гостиниц или квартир, частных квартир у частных людей по всему миру, и всякие другие.

А. Пылаева:

Ну может быть, государство тогда должно заняться регулированием вот этих вот агрегаторов, чтобы у всех были равные условия, скажем так?

Р. Гареев:

Вот регулирование, на мой взгляд, это будет вещь полезная, потому что мы работаем абсолютно официально, в белую, так называется. А я знаю, что большинство наших конкурентов, если не 99%, работают не официально. И вот с этой точки зрения, конечно, нам было бы проще, если бы государство этим вопросом занялось, потому что тогда бы вот такая недобросовестная конкуренция со стороны тех компаний, которые не платят налоги и прочее…

А. Пылаева:

Ну а как вы думаете, какое ведомство могло бы этим заняться?

Р. Гареев:

Ну, налоговая инспекция, например.

А. Пылаева:

Налоговая инспекция, все-таки финансовая структура?

Р. Гареев:

Ну да, в основном да. Что касается контроля качества выполнения каких-то услуг, наверное, да, государство можно к этому привлекать, есть же всякие роспотребнадзоры и так далее. Но здесь клиент просто, который получил некачественную услугу, он может либо обратиться в государственный орган, либо поставить плохую оценку мастеру, либо сделать то и другое. Но на самом деле и то, и другое для него может быть полезно, потому что если он ставит плохую оценку мастеру, это, может быть, не столько для него, сколько для следующих клиентов полезно. Но это очень важно. Вот в Uber-модели, что очень важно, на чем она держится, это на оценках клиентов, очень важно, чтобы клиенты ставили оценки.

А. Пылаева:

Ну вот мы говорим про такой малый и средний, традиционное определение малый и средний бизнес. Может быть, это не так интересно звучит, но тем не менее, просто мы определяем масштабы, где может быть внедрена модель Uberа. Но есть ли какие-то глобальные проявления этого глобального тренда, например, меняет ли вот это рынок труда в целом и даже экономику, скажем так?

Р. Гареев:

На мой взгляд, меняет и довольно быстро.

А. Пылаева:

Потому что там есть такое понимание, как самозанятые люди. Что здесь происходит?

Р. Гареев:

Это оно и есть. Вот как раз я это заметил. Когда начался у нас очередной кризис в 2014-м, я заметил, что очень много людей, квалифицированных людей потеряли работу и не могут ее найти, потому что рынок труда сжался, и хотели бы себя в чем-то реализовать, а простых возможностей нет. И так получилось, что, когда мы начинали, у нас все мастера были с высшим образованием и с очень хорошим опытом работы менеджерами даже на каких-то хороших позициях. Что нам это дало? Во-первых, они высокого уровня люди, то есть, они хорошо общаются с клиентами, они вежливые, какие-то из них даже знают английский, и у нас там экспатов довольно много, клиентов в Фиксленде. То есть, мы получили исполнителей высокого уровня, высокообразованных, хотя обычно ремонтники телефонов – это не самого высокого образования люди. Мы получили благодаря кризису таких людей. И это есть та самая самозанятость, потому что если ты потерял работу и ты не можешь ее найти, ты на это время, хотя бы на какое-то время, если это даже не станет твоим постоянным местом работы, ты можешь подключиться к какому-то из таких сервисов и стать либо таксистом, либо мастером по ремонту телефонов, либо строительным мастером, либо курьером, либо еще кем-то.

А. Пылаева:

Да, с одной стороны, это благо, а с другой стороны, для тех же людей, они попадают в конкурентную среду. Вы сами говорили, что бизнесы, вот как только вы начали свой бизнес по выездному ремонту, сразу начали плодиться клоны ваших компаний, ну просто работает бизнес-модель. Но и здесь же так же. Ну хорошо, когда много стартапов, сейчас можно устроиться на работу, а потом и за счет конкуренции, опять-таки, рынок сожмется, может быть. Бизнесмены боятся зачастую конкуренции. Вот что с конкуренцией произойдет, каковы перспективы развития вот этой уберизации в стране, куда это приведет, к чему?

Р. Гареев:

Лично я никогда конкуренции не боялся и всегда считаю ее благом, потому что конкуренция помогает развиваться экономике. Когда конкуренции нет, происходит застой и мы начинаем отставать. Вот если мы убираем конкуренцию в каких-то отраслях, то мы начинаем отставать от всего мира в этих отраслях. Когда там конкуренция есть, мы начинаем работать быстрее и лучше. Для многих не секрет, что сотовая телефония в России развита часто лучше, чем в Европе, в том числе благодаря тому, что была очень сильная конкуренция между операторами, их было много довольно, потом они как-то объединялись там и так далее. Конкуренция нужна на любом рынке, я ее не боюсь и не считаю, что правильно ее бояться.

А. Пылаева:

Осталось совсем немного времени до завершения нашей встречи. Давайте сделаем какое-то некое заключение, резюме. Уберизация – это то, о чем мы говорим в каждой нашей передаче, это действительно процесс проникновения информационных технологий на все рынки, это тот самый процесс?

Р. Гареев:

Уберизация происходит в рамках этого процесса, то есть, информационные технологии – это чуть шире, чем уберизация. Но без информационных технологий уберизация невозможно, это точно абсолютно.

А. Пылаева:

НУ а в целом такая большая система экономического планирования, производства, потребления, эта модель меняет, то есть, насколько она меняет? Это мода, это какой-то инструмент для бизнеса современный или это мегатренд?

Р. Гареев:

Я считаю, что это не столько мода, сколько возможность серьезно увеличить эффективность любого бизнеса. Даже если вы остаетесь оффлайновым бизнесом, копируя какие-то вещи с Uber-моделей, с супербизнесов таких, Uber-like-бизнесов, вы можете сильно увеличить эффективность своего бизнеса. Я один маленький пример приведу. Вот я говорил про закупку запчастей. Обычный сервисный центр всегда имеет склад, куда они покупают запчасти и потом мастера забирают эти запчасти и делают ремонты. У нас вообще нет закупки запчастей вот в таком классическом понимании. Мы сделали интеграцию со всякими поставщиками запчастей и мастер, когда едет на ремонт, он через наш сайт заказывает эту запчасть у одного из поставщиков, едет, забирает ее, сам за свои деньги выкупает, дальше едет производит ремонт. И получается, что мы не должны инвестировать в запчасти. Вот эту вещь, ведь можно ее применять не только в нашем секторе, ее можно много где применять, когда вам приходится инвестировать много в товар, а вот есть возможность как это сделать, не инвестируя, но при этом так же оперативно иметь этот товар в наличии, товар именно тогда, когда он нужен, не вообще всегда, а именно тогда, когда он нужен. Вот таким образом подобные модели могут помочь увеличить эффективность бизнесов разных.

А. Пылаева:

Ну грубо говоря, уберизация делает услуги дешевле, а массе людей позволяет заработать.

Р. Гареев:

Ну в общем, да.

А. Пылаева:

Ну и завершаем нашу программу, какой-то, может быть, свой месседж, может быть, какая-то новость, которой вы хотите поделиться, либо из мира уберизации, либо из жизни своей компании. Одна минута осталась.

Р. Гареев:

Ну мы пока нигде не заявляли, что мы довольно активно сейчас идем в регионы. Наверное, это важно. Можно сказать людям, что мы уже присутствуем в 17-ти городах с другим брендом, не с брендом Фиксленд, а с брендом – Мастер Z, ну, той компании, которую мы купили. Присутствуем уже в 17-ти городах, соответственно, люди могут пробовать, тестировать и пользоваться этими услугами.

А. Пылаева:

То есть, в этих городах тоже люди могут получить работу благодаря…

Р. Гареев:

Да, да, сейчас уже не только Москва, не только Питер.

А. Пылаева:

Это не франшиза, а просто продвижение модели в регионы?

Р. Гареев:

Да, мы просто нанимаем там мастеров, запускаем рекламу и начинаем работу.

А. Пылаева:

Поскольку всё у вас успешно, желаю вам и здесь преуспеть и до новых встреч. Спасибо вам большое.

Р. Гареев:

Спасибо большое.

А. Пылаева:

До свидания.

Р. Гареев:

До свидания.