{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Виталий Цигулёв Генеральный директор коммуникационного агентства Digital Finance 15 августа 2017г.
Как провести ICO: теория и практика
Поговорим о том, как привлечь инвестиции в свой бизнес с помощью ICO

О. Иванов: 

Добрый день, друзья! Добро пожаловать на канал «Медиаметрикс» и программу «Деньги для бизнеса». С вами, как всегда, Олег Иванов, основатель площадок «Инвест Базар» и «Крипто Базар», которые помогают частным инвесторам искать интересные для себя проекты и, по сути, развивать проекты малого бизнеса инновационных направлений. Как всегда у нас в студии очень интересные гости, которые рассказывают свои истории, истории своих компаний и своих отраслей. Сегодня хотелось бы поприветствовать Виталия Цигулева, со-основателя и генерального директора агентства «Digital Finance». Виталий, спасибо, во-первых, большое, что приехал. Насколько я знаю, ты недавно только вернулся из Китая…  Виталий своими руками сделал огромное уже количество, по крайней мере, российских ICO, и того, что мне известно: Waves у тебя были в руках, Zerocoin, сейчас тоже работаешь…  У тебя потрясающие результаты, вы собираете миллионы и миллионы долларов. Поэтому, конечно, очень приятно тебя здесь увидеть, спасибо, что выделил время!

В. Цигулев:

Спасибо, Олег, за представление. Хотелось бы сделать поправку: Waves все-таки сами делали ICO, я просто участвовал в их команде. А вот буквально с начала этого годы мы действительно основали агентство, которое выросло из обычного, традиционного, коммуникационного PR-агентства. Сейчас наша специализация – ICO. Кейсы у нас есть, возможно, и не огромное количество, но…

О. Иванов:

Все равно все очень динамично происходит. Пока очень сложно хвастаться, правильно.

В. Цигулев:

Ну, да. В наше время не у многих, кто заявляет, что делает ICO, есть на самом деле опыт его проведения. Поэтому, в этом смысле – да.

О. Иванов:

На всякий случай: уверен, что среди наших слушателей есть те, кто, может быть, не до конца понимают терминологию и саму логику ICO. Можешь со своей стороны, со стороны опытного игрока в этой отрасли, который своими руками сделал много успешных ICO, рассказать, что это за чудо такое?

В. Цигулев:

 Думаю, что можно начать с истории. 2014 год – год расцвета и подъема криптотехнологий. Именно в это время появляется проект Etherium, основатель которого – Виталик Бутерин. Этот проект был одним из первых, решивших провести большое ICO. До этого ICO тоже были, но на локальных платформах, типа Next, и проходили они в закрытых экосистемах в больших количествах, но маленькими суммами (по 50-100 000 долларов). Появился Ethereum, они сказали, что выпускают токен, будут делать смарт-контракты, за которые нужно будет платить газом; газ покупается за этот токен, а сейчас они проводят пред-продажу (crowd-sale) этого токена. Соответственно, их ICO началось летом, а закончилось в сентябре 2014 года, им удалось «поднять» 16 миллионов долларов при цене токена в 30 центов за 1 шт.

О. Иванов:

То есть сейчас он, получается, в тысячу раз вырос?

В. Цигулев:

Да. Я тогда купил на 100 долларов 300 токенов, получается.

О. Иванов:

Перебью тебя немного, извини…. Это, наверное, один из таких сюжетов в моей жизни, который заставляет меня буквального кусать локти! Потому что я помню то время, когда читал статьи, смотрел ролики Виталика (как раз от 2014 года) и даже заходил на сайт и увидел там кучу какого-то непонятного кода. Было четкое понимание (буквально ловил себя на мысли), что надо с этим что-то сделать, но как-то интерфейс не очень для меня понятен оказался, куда платить, как все это вообще делается. В итоге все съехало на тормозах. Для меня это сейчас показатель того, что, видимо, надо было на это побольше внимания обратить.

В. Цигулев:

Да. Для зрителей стоит сказать, что сейчас Ethereum стоит уже 300$, то есть вырос в 1000 раз ровно за 3 года. Это было первое подобное ICO, вокруг которого возникло очень много шума, много обсуждений. Это перевернуло буквально отрасль, показало в первую очередь инновационным проектам, что можно…

О. Иванов:

Таким вот образом привлекать инвестиции.

В. Цигулев:

Да, проводить кампании. Это открыло ящик Пандоры, стало появляться очень-очень много проектов, которые воспользовались этим методом финансирования.

О. Иванов:

 Многие считают всю эту историю «пузырем», но хотелось бы твое мнение услышать, если начистоту говорить: почему такой ажиотаж? Ведь, по сути, эта модель очень похожа на краудфандинг, правильно?  Когда ты заходишь в какой-то проект с живыми деньгами. Почему такой всплеск именно в крипто-краудфандинге, назовем его так? Он ведь значительно больше, чем в классическом краудфандинге?

В. Цигулев:

Это хороший вопрос, и ответ на него, по моему мнению (может, я ошибаюсь, конечно), вытекает из предыдущего ответа: громадный рост крипто-экономики. То есть люди, которые до этого эфира купили на 500$, сейчас получили уже сотни тысяч долларов. То же самое с Bitcoin и некоторыми другими крипто-проектами. Есть проекты, которые выросли в 800-900 раз, это не такие столпы, а менее заметные проекты, которые собрали 600 000 всего, но при этом выросли в 900 раз. Этот кратный рост капитализации ваших вложений способствует тому, что привлекается много новых людей (в одном ICO, который мы проводили, было, к примеру, 5000 инвесторов, в другом - 3000). Рынок сильно диверсифицирован, нет главного банка, как, например, Сбербанк, у которого доля 60%. На рынке присутствуют тысячи держателей крипто-валют…

О. Иванов:

 Каждый из которых, прирастая, хочет двигаться дальше…

В. Цигулев:

Да, совершенно верно.

О. Иванов:

 То есть это такой рынок, который уже нарастил у себя объем инвестиций, которые должны где-то работать, правильно? Я смотрел какую-то статистику о том, что, если смотреть остатки по кошелькам, то очевидно, что на данный момент сложно использовать криптовалюту в потребительских целях. Получается, что это ключевой инвестиционный инструмент, правильно?

В. Цигулев:

Да. Ну, и вот представь: ты купил Bitcoin в 2013-2014 году, сейчас у тебя есть несколько сотен тысяч долларов. Соответственно, ты делаешь какие-то традиционные инвестиции, разумеется (что-то на депозит положил, как-то захеджировался в традиционных инструментах), но думаешь, что раз так все хорошо выросло, то не лишним будет и немного в криптовалюте оставить. Соответственно, ты начинаешь думать, в какие бы проекты вложить, чтобы еще приумножить свое благосостояние.

О. Иванов:

Сегодня утром, думаю, как раз очень многие в очередной раз аплодировали в ладоши, даже те, кто держит просто у себя на кошельках Bitcoin, узнав о том, что он пробил опять очередной максимум, уйдя за 4400 долларов, насколько мне известно. Мы с тобой до эфира очень коротко успели переговорить, можешь сейчас своими словами сказать, почему это происходит, на чем основан этот рост? Во-вторых, может у тебя есть какие-то ощущения, мысли или прогнозы о том, что вообще ждать от него в ближайшее время?

В. Цигулев:

Выражу, наверное, общее мнение, которое в данный момент преобладает на рынке. Во-первых, это обусловлено большим спросом на рынках Японии на Bitcoin (50% торгов практически сейчас – японский рынок).

О. Иванов:

Почему, интересно?

В. Цигулев:

Регулирование благоприятное…

О. Иванов:

Плюс, наверное, вся эта история с Северной Кореей тоже, да?

В. Цигулев:

Да. Когда Северная Корея всем сейчас угрожает ядерным взрывом, многие институциональные инвесторы пересмотрели свое понимание о безопасных инвестициях и вышли из государственных облигаций в интересные новые инструменты, например, такие как Bitcoin.

О. Иванов:

Могу добавить только, что даже у нас, в нашем классическом фонде «Инвест Базар», который с 2013 года живёт и работает, мы замечаем, что многие частные инвесторы смотрят на вариант с криптовалютой. Причем, рост вроде как предполагается в любом случае больший, чем по банковской депозитной ставке. Но такой вид инвестиций в большей степени привлекает именно своей безопасностью: люди понимают, что хотя бы часть активов нужно перевести в децентрализованное пространство на случай, если вдруг не понятно, что произойдет. Ты можешь появиться в любом новом месте, купить новый мобильник, ввести сид-фразу и получить доступ ко всем своим ресурсам, да?  То есть они никуда не денутся?

В. Цигулев:

Да. Следующая причина – появление нового, так называемого, «единорога», компании, стоимостью более миллиарда долларов в крипто-индустрии.

О. Иванов:

Coinbase?

В. Цигулев:

Да, Coinbase сейчас стал стоить более миллиарда. Это первый подобный прецедент.

О. Иванов:

Круто, да!

В. Цигулев:

Ну, и имеет место быть ажиотаж перед внедрением технологии, которая улучшит масштабирование Bitcoin. 1 августа произошло раздвоение сети, когда сообщество разделилось на 2 части. Кто-то хотел одного развития криптовалюты  с традиционным   размером блока, а другое сообщество хотело сделать размер блока больше, чтобы увеличить количество транзакций. После разделения появился еще Bitcoin-cash, который тоже стоит 300-400$ и успешно торгуется, никак не влияя на основную Bitcoin-сеть. Это дало такой положительный сигнал к тому, что сейчас будет еще одно раздвоение, когда будет внедрена новая технология.

О. Иванов:

А в ноябре, по-моему, да, она будет внедряться?

В. Цигулев:

Да. Там тоже, получается, ваши Bitcoin удвоятся. Они сейчас удвоились…

О. Иванов:

Раздвоились, получается, да?

В. Цигулев:

Ну, да, раздвоились, правильнее будет сказать. Было 10 Bitcoin, они остались, но появились еще 10 Bitcoin-cash, которые можно просто продать или сконвертировать в Bitcoin. Также было и с Ethereum Classic, кстати.

О. Иванов:

Слушай, интересно! Давай вернемся к ICO. Очень есть много вопросов, потому что территория новая абсолютно, хотя я уверен, что ты уже даже устал об этом говорить, приходится ведь, скорее всего, одно и то же всем объяснять. Проекты, которые обращаются к тебе, в том числе  и инвесторы среди нашей аудитории, «Инвест Базар» и «Крипто Базар», как правило, задают одни и те же вопросы: первое – что такое токен и как его «привинтить» к моему действующему или новому проекту; второе – что делать с законодательством, опасно или не опасно это; третье – что за «черный ящик» - маркетинг, почему одни тратят на него по 100 000$, а другие – полмиллиона или даже два миллиона? Как это все определить?

В. Цигулев:

Хорошо, давайте по порядку. Сначала о том, как вообще проходит ICO, то есть какова механика процесса? Вы говорите, что выпускаете токен на каком-то блокчейне (может быть Ethereum, может Waves, а может быть, и ваш собственный блокчейн). Вы объявляете, что выпускаете, к примеру, 100 миллионов токенов и распределяете их среди всех людей, которые инвестируют в проект. Инвестиции будут проходить в криптовалютей: в Bitcoin, Ethereum и Waves. Далее создается сайт или лендинг для описания вашего проекта, где присутствует обязательно личный кабинет вашего инвестора. В назначенную вами дату инвесторы смогут зайти в свой личный кабинет, получить кошелек выбранной ими системы, через которую они хотят внести деньги, и внести на него определённый размер криптовалюты. Эта криптовалюта зафиксируется по текущему курсу, и по окончании ICO начистится то количество токенов, которое можно будет вывести на свой кошелек в этой системе (Ethereum, Waves или, если вы запускаете собственную систему, то в ней). Эта основа, которую нужно понимать. Это и есть ICO.

О. Иванов:

То есть получается, что ты, как проект, привлекаешь ликвидные криптоактивы (Bircoin, Ethereum или Waves), которые дальше можешь использовать так, как тебе нужно для проекта?

В. Цигулев:

Да.

О. Иванов:

 Выводить или не выводить в живые деньги, в том числе?

В. Цигулев:

Да, абсолютно верно.

О. Иванов:

В обмен в виде обязательства, получается, ты отдаешь свой токен. Теперь перейдем к деталям, если позволишь. Эти токены – по сути, являются твоими обещаниями людям о том, что что-то должно в будущем произойти. По сути, все ожидают, что токен будет только расти, правильно?

В. Цигулев:

Да, конечно.

О. Иванов:

Вот, как это все работает?

В. Цигулев:

На своем лендинге и в своих PR-материалах вы объясняете людям, почему им нужно инвестировать именно в этот токен и почему он пригодится в будущем. Хорошим примером может быть игра. То есть вы запускаете какую-то игру и говорите, что токены, которые я продаю, будут интегрированы в игру, и вы за них сможете купить виртуальное оружие, виртуальную броню, открыть какой-то новый мир, и так далее. Вы рассказываете про свою игру, о том, какая в ней будет новая замечательная вселенная, людям это нравится, они начинают хотеть в эту игру поиграть, и они покупают ваши токены.

О. Иванов:

Как пользователи, получается, да?

В. Цигулев:

Да, как пользователи, и используют их потом на игру, которую вы сделали на те деньги, которые собрали. Это идеальный пример. Есть проекты, в которые не так просто интегрировать токены, например, как в вашем акселераторе, производственные проекты, к примеру, фабрика какая-то. В этом случае внутрь интегрировать токены невозможно.

О. Иванов:

У нас есть такой конкретный пример, проект Sandcoin (песок). Ребята владеют карьером, и часть от него и всего того объема песка, который уже задекларирован во всех сертификатах (четверть они выделяют), они привязывают под токинизацию (один кубометр песка приравнен к одному токену). По сути, они дают скидку на покупку токена в моменте «сейчас» против того времени, когда его можно будет реализовать. Знаешь, какой вопрос у меня всегда тут возникает? Лично мне этот проект очень понравился, и он у нас входит в четверку самых, наверное, крепких, получивших самые высокие баллы на «Крипто Базаре». Отработав подобную модель на своем карьере, они планируют потом ее же использовать для развития других карьеров тоже. Тут возникает некий разрыв между тем, что можно «зашить» в блокчейн и смарт-контракты и реальным миром, когда ты должен своему инвестору реальный кубометр песка. Что произойдет, и как ты его будешь считать? Есть человеческий фактор, который эту связь должен поддерживать, правильно? Если называть все своими именами, то ты должен держать свое слово.

В. Цигулев:

Да, конечно, пока без этого никак, но это очень перспективная и быстро развивающаяся сфера. Модель с выпуском токена, о которой я рассказал – это лишь одна модель. Другая модель – токинизация всего и всюду (это тренд сейчас). К примеру, токинизируют золото (покупают золото и на его стоимость выпускают токены), токинизируют заводы, песок, любую выпускаемую продукцию, недвижимость, туристический бизнес (услуги в отелях, базах отдыха). Есть проекты по искусству, когда токен пытаются привязать к какому-либо объекту искусства и создать соответствующий рынок. Очень давно существуют проекты, привязанные к бриллиантам. Так можно делать, но такие проекты с юридической точки зрения немного сложнее, потому что, когда вы говорите, что будете обеспечивать пассивный доход по токенам или намереваетесь выкупать их обратно, вы попадаете под определение ценных бумаг. Эта процедура более сложная в части законодательства, особенно американского. Обязательно нужно привлечь хорошего юриста, который создаст легальную схему, и, скорее всего, придется не принимать платежи от американских граждан. А в принципе такой проект можно сделать.

О. Иванов:

Хорошо, мы коротко проговорили про юридическую часть и даже привели примеры токенов. Теперь поговорим о твоем агентстве «Digital Agency». Расскажи, приходит к вам проект, вы в него верите.… Вот отсюда первый вопрос, на какие проекты вам сейчас интереснее всего тратить свое время и ресурсы?  А второй вопрос: сможешь ли ты коротко рассказать, чьим вы проектам помогаете и за что беретесь? Или по каким метрикам стоит оценивать агентство, которое берется за проведение ICO?

В. Цигулев:

Ответ на первый вопрос, о том какие проекты нам интересны. В первую очередь, это уникальные проекты. Можно сделать токинизацию венчурного фонда или завода, сейчас у нас будет инновационный старт-ап с использованием искусственного интеллекта. Наша миссия, прежде всего, как я это вижу, состоит в том, чтобы показать, что ICO доступен для многих видов бизнеса.  Мы стараемся не уходить в одно какое-то направление, к примеру, один раз сделав завод, мы не хотим оставаться с заводами на всю жизнь. Нам интереснее ходить по разным сферам, показывать, что это возможно и вдохновлять других предпринимателей из этой сферы на такие же ICO.

О. Иванов:

 Мне кажется, это такая благородная, конечно, миссия, но и достаточно рискованная, нет? Получается, что вы всегда являетесь первооткрывателями в чем-то? Ведь никогда не знаешь, сработает или нет, полетит или нет? Или как?

В. Цигулев:

Знаешь, после каждого проведенного ICO приходят более масштабные проекты, более интересные и с более серьезными перспективами. Само все как-то так происходит. Поэтому как-то нам так даже комфортнее, я бы сказал так. Но нам важно, конечно, показывать, что ICO должно работать во всех сферах бизнеса.

О. Иванов:

С точки зрения бизнеса, как и чем вы помогаете проектам, можешь тоже коротко объяснить?

В. Цигулев:

Прежде всего, мы помогаем полностью «упаковать» проект: сделать видео, сайт, можем посоветовать эдвайзеров, проконсультировать по поводу сильных и слабых сторон, сделать аудит того, как сама идея ложиться в концепцию с токеном, посмотреть команду. То есть мы делаем базовый консалтинг и подготовку к маркетинговой  кампании. Это первый этап.

О. Иванов:

А скажи, первая часть происходит в рамках каких-то переписок или живых встреч, или и того, и другого?

В. Цигулев:

Желательно, встречи. Часто клиент несколько раз в неделю приезжает в наш офис.

О. Иванов:

То есть вы очень прямо серьезно подходите, время тратите много на каждого.

В. Цигулев:

Да. У нас иногда спрашивают, почему вы не делаете одновременно 10 проектов…

О. Иванов:

Это весьма ресурсоёмко, да.

В. Цигулев:

Дело в том, что у нас сейчас ограниченный ресурс, и очень много всего делать одновременно не получается. Очень большой процесс и очень много деталей. Я рассказал про этап подготовки.  Следующий этап «пре-ICO», можно так его назвать. Это этап рекламной кампании, когда ничего пока не продается, но в течение примерно месяца перед стартом продаж мы стремимся максимальному числу людей рассказать о проекте. Тут подключается уже трафик на сайт, коммьюнити-менеджмент, создается тема на форуме Bitcoin-talk, отвечаем на всевозможные вопросы инвесторов и так далее. В это же время запускаются различные баунти-программы (нигде, кстати, не встречал такого, кроме как в сфере ICO) – это когда за вознаграждения в токенах люди делают различные рекламные задания, к примеру, оставляют посты на форумах, делают ретвиты, ставят лайки и тому подобное. Все это весьма прозрачно и эффективно, в результате вы получаете подписчиков, живую аудиторию, которая все это обсуждает и во все это вникает. Далее запускается проект на ICO-трекерах, запускается PR-кампания, как в традиционных СМИ, так и на Bitcoin-СМИ, проводятся глобальные акции различные (к примеру, важно иметь представителя в Китае, который на местном уровне расскажет о проекте, размесит информацию на китайских площадках (там есть несколько основных платформ, в том числе ICO-365)). Очень желательно также иметь члена команды из Японии, который подключит и этот рынок. Так проходит этап пред-ICO. Ну, и уже в определённый день, который вы назначаете заранее, не менее, чем за месяц, стартует сама ICO-кампания. К примеру, вы назначили старт на 15 сентября 12:00 по московскому времени. В это время вы на сайте открываете доступ к кошелькам и, скорее всего, именно в первый день вы соберете большую часть своих средств.

О. Иванов:

Пока публика максимально разогрета.

В. Цигулев:

Да, пока публика максимально разогрета. Помимо этого, по традиции, в первый день делаются небольшие скидки (20-30%). Соответственно, именно на этот день нужно делать самые большие ставки. Некоторые наши ICO закрывались именно в первые сутки, то есть не приходилось потом еще месяц работать и продолжать вести рекламную кампанию. Нужно, чтобы у вас был какой-то лимит, вы должны понимать, сколько вам денег нужно на проект, а нет, что просто, сколько дадите.

О. Иванов:

Да, сколько дадите – я все потрачу.

В. Цигулев:

Так быть не должно. Нужна верхняя грань.

О. Иванов:

 Она дает доверие проекту, мне кажется…

В. Цигулев:

Да. Достигнув этой верхней грани, вы закрываете продажу токенов. Если вы в первый день не достигаете грани этой, то свою рекламную кампанию вы продолжаете еще месяц. Все то, что я рассказывал, продолжаете делать: выпускаете пресс-релизы, итоги первого дня, первой недели, отзывы экспертов о проекте и тому подобное. Вы продолжаете обязательно отвечать на вопросы, в том числе в Telegram-чате, вести активную деятельность в социальных сетях, заводите slack-канал (это больше для разработчиков, но в крипто-индустрии он тоже прижился). Тут необходимо понимать, что процесс завязан на общение с большим количеством людей. Это не та ситуация, когда вам нужно с одним инвестором договориться и потом с ним один раз в месяц встречаться. Тут 2000 человек дают деньги, а думают о том, чтобы дать деньги или кричат на вас за то, что вы взяли деньги у других, еще тысяч 10.

О. Иванов:

Соответственно, всем этим надо управлять, получается.

В. Цигулев:

Да, и каждый из них ежедневно пишет что-то хорошее, нейтральное или плохое, обращают ваше внимание на какие-то ошибки и недоработки. Со всем этим надо беспрерывно работать, оперативно реагировать. В целом же, проходит месяц рекламной кампании, и вы завершаете ICO, если набрали минимальную необходимую сумму. Вы должны задать порог минимальной и максимальной суммы, которая вам нужна для проекта, как и в традиционном краудфанидинге. После этого вам останется только распределить токены пропорционально тому, сколько кто внес денег в криптовалюте. Далее вы уже просто занимаетесь реализацией своего проекта.

О. Иванов:

Дай совет, исходя из своего опыта. Есть два полярных мнения: одни говорят, что нужно максимально быстро выводить токены на биржу для того, чтобы обеспечить ликвидность инвесторам, а другие говорят, что наоборот, этого делать не нужно, потому что таким образом спекулянты сразу начнут скидывать токены, чтобы начать получать ликвидные активы (Bitcoin и все остальное). В результате цена твоих активов резко упадет, что если и не скажется финансово никак уже, плохо в любом случае отразится на репутации компании. Каково твое мнение?

В. Цигулев:

Да, спасибо, я совсем забыл рассказать о биржах. Биржи нужно анонсировать еще до продажи. Нужно сказать инвесторам, что есть договоренность с определенной биржей и как-то это подтвердить. Это очень сложно, получается так заранее договориться только у очень крупных проектов. В целом, я даже не представляю, как это не выводить токены на биржу, это вызовет очень большой негатив совершенно точно. Все хотят, чтобы сразу была установлена какая-то цена, тогда инвесторы спокойны и не стремятся скорее продать токены. Но цена может и упасть, это нужно понимать. Если после вывода на биржу у вас сразу нет каких-то показателей по продукту или объема популярности вашего проекта, то есть вы не общаетесь со своим комьюнити, не ведете PR-кампанию, рассказывающую, как вы работаете и что именно сейчас делаете. Если вы просто ушли в подполье, то цена токена на бирже сразу начнет падать, а вы столкнетесь с негативом со стороны комьюнити, они будут писать каждый день про вас плохие вещи в вашем чате и в других чатах. Поэтому с ценой токена нужно работать. Хорошим фундаментом для поддержания и роста цены токена будет выход на популярную биржу. Если вас взяли на популярную биржу, то ликвидность, скорее всего, будет, хотя бы благодаря спекулянтам, которые попытаются участвовать в торгах.

О. Иванов:

 По твоему опыту, куда удавалось выходить, на какие биржи удавалось выходит? Я так понимаю, что на Poloniex сложно выходить, верно (хотя сейчас она вроде скатилась в рейтинге на 5 место, а была раньше на первом всегда). Думаю, еще Битрикс, да? Кого стоит упомянуть еще?

В. Цигулев:

Да, в первую очередь нужно обращать внимание на Битрикс. Мы сейчас берем весь лист бирж обычно с https://coinmarketcap.com (там есть сортировка по объему), и пишем всем, пытаясь продвинуться в любую биржу, потому что это критически важно. Во многих есть достаточно толерантные условия (платишь 3 Bitcion и выставляешься), если никаких нет технологических проблем. Надо писать всем, хотя, естественно, Битрикс и  Poloniex – самые желанные, но на них не так просто попасть.

О. Иванов:

Да, это правда. Хорошо. Теперь давай проведем параллель: очевидно, что когда компании классического, крупного формата, когда выходят на IPO, потом поддерживают ликвидность на биржах при помощи специальных людей и уже давно разработанных и проверенных схем. Есть ли подобная практика в крипто-отрасли? Делаете ли вы что-то подобное? И стоит ли вообще на это обращать внимание?

В. Цигулев:

 Да, есть такое, конечно, и многие проекты это делают.  Про нас не могу ничего сказать, потому что мы все-таки маркетинговое агентство и делаем сам PR и маркетинг. Вы выступаем просто в роли подрядчика, которого привлекает компания.

О. Иванов:

Для  задачи привлечения средств, да?

В. Цигулев:

Да, для конкретной цели. Даже не столько привлечения средств, а освещения этой деятельности в SMM, в контексте и так далее.

О. Иванов:

Тогда сразу такой вопрос. Помню, когда ты еще участвовал у нас в акселераторе, в одной из онлайн-сессий, и мы проговаривали вопрос метрик, то есть как понять, готов ли ты открывать дату ICO или еще рано? Ты тогда назвал буквально несколько ключевых показателей, можешь сейчас их тоже озвучить? На что обращать внимание: количество подписчиков, возможно или глубину обсуждений?

В. Цигулев:

Да, одна из метрик – количество страниц на Bitcoin-talk. Их должны быть хотя бы десятки, то есть должен быть живой интерес. Также важен такой параметр, как количество участников баунти-кампаний на Bitcoin-talk (в идеале должно быть несколько сотен человек, которые как-то ваш сервис рекламируют в надежде получить в случае успешного ICO часть ваших токенов). Далее – регистрация на сайте вашего проекта. Желательно иметь не менее 2 000 – 3 000 реальных регистраций и каким-то образом понимать, что это именно целевые регистрации, а не кто-то заблудившийся.

О. Иванов:

Под регистрацией ты что имеешь ввиду, в том числе, например, подписку на Telegram-канал или нет?

В. Цигулев:

Нет, регистрация – это когда пользователи заходят на сайт, жмут кнопку «зарегистрироваться» и оставляют свой e-mail. Должно быть им понятно, что это сайт ICO, и личный кабинет, в котором они регистрируются. Потом это социальные каналы: по несколько сотен активных человек в Telegram, которые каждый день пишут и что-то у вас спрашивают, а вы, в свою очередь, им активно отвечаете, несколько тысяч подписчиков в Facebook, Slack. Это не огромные цифры, на самом деле. Мы сейчас привлекаем в команду профессионалов игровой индустрии, они спрашивают у меня метрики, и я им говорю, что надо очень много, «тысячу человек». Над этим все смеются, на самом деле. 1000 человек – это не большая совсем метрика.

О. Иванов:

С другой стороны, это же все-таки целевая аудитория? Для ICO не нужны же просто любые зеваки в качестве подписчиков, которые даже Bitcoin в жизни не покупали?

В. Цигулев:

Да, конечно нет! Если к вам придут 1000 подписчиков с баннера на МКАДе, очень маловероятно, что они вам что-то принесут. А если это контекстная реклама по нужным запросам, таргетированная реклама в Facebook по нужным базам и ключевым словам, то все нормально, скорее всего. Ну, и самое главное: ваш проект должен быть не пустышкой. Нужно отдавать себе отчет в том, что все тут должно работать в комплексе: если вы будете приглашать трафик на сайт, где будет плохое описание, а единственным членом команды будете вы, то никто не заинтересуется этим.

О. Иванов:

 Конверсии не будет в этом случае, конечно. Понятно. Теперь давай про цифры очень коротко. Сколько нужно на проект потратить, в российском поле, по крайней мере, и на какие сборы можно рассчитывать? Из твоего опыта и, говоря именно про российское поле?

В. Цигулев:

Ну, говорить про цифры…

О. Иванов:

Я понимаю, что это немного не в правилах, но просто вот диапазон можешь назвать?

В. Цигулев:

Традиционно, наверное, 50 000 – 100 000 $ на проведение ICO, если у вас есть хорошая идея, команда и хорошо «упакованный» проект. Это суммы вам может хватить на то, чтобы собрать несколько миллионов долларов.

О. Иванов:

А несколько - это 1,5-2 или…?

В. Цигулев:

3-5 миллионов долларов. Но я, на самом деле видел прецеденты (я же со многими очень проектами в России общаюсь, среди них и те, кто полностью самостоятельно проводят ICO и те, к кому я на микро-задачи подключаюсь), когда человек делал ICO под какие-то свои проекты за счет того только, что очень хорошо работал с комьюнити, очень много общался, отвечал на вопросы, достаточно долго и упорно разъяснял, как что у него пойдёт, кто у него в команде и прочее. В итоге он собирал более миллиона долларов с бюджетом в 5000 чисто на организационные вопросы, то есть совершенно без рекламы, за счет бесплатных пресс-релизов, работы с форумом, социальными сетями и прочее, имея в команде несколько человек-помощников. Это реально сделать небольшое ICO таким образом.

О. Иванов:

Я не могу припомнить российские ICO, которые бы собирали более 10 миллионов долларов (кроме Саши Иванова). Скажи, видишь ли ты какой-то потолок в виде 3-5 миллионов, может 7? Больше вообще, может собрать нельзя?

В. Цигулев:

Почему, SOM 40 миллионов собрал.

О. Иванов:

Но они же не только по России вроде собирали?

В. Цигулев:

А по России – никто. Тут не нужно вообще ограничиваться Россией, у вас стопроцентно должна быть глобальная кампания. Я и говорю, что нужно стараться захватывать и азиатские рынки, и англоязычные рынки, Ближний Восток, Океанию.

О. Иванов:

А сколько SOM  потратил, не знаешь?

В. Цигулев:

 Нет, не знаю, но у них же было пре-ICO 500 000$, а потом они сделали само ICO на 41 миллион долларов. Больше всего собирают технологические и футуристические проекты. Если приходит завод и говорит, что ему надо 40 миллиардов рублей для того, чтобы что-то через 7 лет построить, то это не работает. Завод может рассчитывать на 1- максимум 2 миллиона долларов, а у технологических проектов потолка нет сейчас вообще, собирают и по 250 миллионов долларов. Российские такие проекты тоже есть, но просто границы сейчас настолько размыты, что все проекты просто с русскими корнями, но по сути своей – глобальные, так как привлекают в свои команды иностранцев и иностранные инвестиции. Тот же Mobile Go, который  проходил на Waves и собрал 51 миллион долларов, а основатели там – русскоязычные.

О. Иванов:

То есть прецеденты есть?

В. Цигулев:

Да.

О. Иванов:

Ну, что же, к сожалению, у нас время передачи уже подошло к концу. Если позволишь, в конце такие буквально блиц вопросы и ответы? Если представить, что через 10 лет мы с тобой встречаемся где-то в кафе, и ты говоришь, что жизнь удалась, все, что ты запланировал, случилось. Что это для тебя такое?  

В. Цигулев:

Digital Finance – это экосистема для ICO, в которой есть маркетинговое агентство, есть технологические продукты для ICO (движок, баунти-компании), это большое СМИ, освещающее ICO и большая аудитория, которая всеми этими продуктами объединена.

О. Иванов:

Очень чётко, спасибо! А где это все находится? Это глобальная какая-то история?

В. Цигулев:

Да, очень глобальная.

О. Иванов:

 С какими-то локальными офисами, разбросанными по миру?

В. Цигулев:

Да.

О. Иванов:

Хорошо. Чтобы приехать в это будущее быстрее (скажем, не через 10 лет, а во вполне обозримом будущем), чего не хватает, каких ресурсов?

В. Цигулев:

Не хватает людей, очень сильно погруженных в криптовалюту. Мы  сейчас нанимаем очень профессиональных менеджеров, но большинство из них приходят из других сфер, и им сложно понять, как это все работает. То есть не хватает людей, которые были бы погружены в эту сферу. Всем предлагаю ориентироваться на блокчейн в той же степени, как раньше был тренд на IT, на программистов.

О. Иванов:

Ну, и получается, что ты уже предвосхитил мой последний вопрос. Если бы у тебя была возможность иметь в своей команде ярких, ресурсных людей, как ныне существующих, так и уже, возможно, не живущих. Кого бы ты хотел иметь рядом с собой?

В. Цигулев:

Знаешь,  я настолько доволен своей командой  и горжусь теми сотрудниками, которые у меня есть сейчас, и теми партнерами, с которыми мы работаем, что у меня нет чётких таких запросов.

О. Иванов:

Спасибо, Виталий, время подошло к концу. Друзья, с нами был Виталий Цигулев, Генеральный директор небезызвестного, по крайней мере, в крипто-отрасли агентства «Digital Finance Agency», ищите Виталия в социальных сетях, обращайтесь в его агентство, следите за новыми рекордами, новыми проектами и новыми сборами. Виталий, тебе еще раз спасибо за время!  Друзья, вам всего хорошего, хорошей недели. Пока!

В. Цигулев:

До свидания!