{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Владимир Лишенков Генеральный директор ООО «РТС-тендер» 04 августа 2017г.
Торги идут! Госзакупки в режиме цифровой экономики
Нужна ли новая "архитектура" госзаказа, чтобы она стала более конкурентной? Повлияют ли технологические инициативы на систему контрактных экономических отношений в госзаказе?

А. Пылаева:

Добрый вечер. В эфире «Интернет-экономика» на канале «Медиаметрикс». Сегодня у нас в гостях Владимир Лишенков – генеральный директор федеральной электронной торговой площадки для госзакупок, которая называется «РТС Тендер». Передача о том, где всё время говорят о том, как высокие технологии вторгаются в самые традиционные классические отрасли рынка, меняют их, меняют людей и как на этом делают бизнес, конечно, не могла обойтись без темы госзакупок. Прежде, чем начать разговор… Тема госзакупок дискуссионная, скажем так, и мы пригласили эксперта, который давно работает в этой отрасли, работает на одной из самых известных площадок, их, как оказывается, не много, отсюда и дискуссии. И то, что мы хотели бы узнать в разрезе обычной темы, которая нас интересует, у Владимира, это насколько те самые новые технологии в ту самую цифровую экономику придут еще из сферы госзакупок и когда, и, может быть, они способны положить конец дискуссиям о некой непрозрачности, нерыночности этого института, который называется госзаказ и госзакупки. Ну, тему я обозначила, Владимир. Начать я хочу прямо с первого вопроса. Вы нам вечером в пятницу, с теми, кто сейчас нас слушает, расскажите просто, какое отношение имеет к каждому из нас система госзакупок, касается ли она простого гражданина или это такая узкая нишевая тема?

В. Лишенков:

 Добрый вечер, добрый пятничный вечер. Многие сейчас уже, наверное, едут за город на дачу. Ну что можно сказать? Можно подвести некий итог, наступил август, можно выдохнуть, деловая активность немножко спала, можно подвести некие краткие промежуточные итоги, подготовиться, запланировать второе полугодье, ну и дальше, так сказать, в бой. Что касается описания простым языком, касается или не касается граждан – естественно, касается. Государственные закупки – это то, что государство тратит средства на развитие или поддержание государственных институтов, на которых, в принципе, и строится в настоящее время государственность, скажем так. Все мы, как обычные граждане, и я в том числе, и вы, мы платим налоги, эти налоги администрируются, аккумулируются и, соответственно, наши деньги идут на развитие или поддержание инфраструктурных проектов в том числе. Дороги, автомобилисты, мы ездим по дорогам, соответственно, это всё делается за счет государственных закупок. Все мы ходим в больницы, все эти медикаменты покупаются за счет государственных средств. Дети в школы ходят, в садики, соответственно, это всё строится за государственные деньги и от того, как, скажем, эффективно эти денежные средства будут израсходованы, соответственно, мы получим тот или иной результат. Ну вкратце как бы так.

А. Пылаева:

 Понятно, да, значит касается. Тогда, раз касается, а поскольку я и готовилась к нашему разговору, конечно, мне захотелось взять не то, что оппонентов, а такой центр, который, экономический центр и экспертов из этого центра, посмотреть доклады на тему госзакупок. Один из последних, он был в этом году, это центр стратегических разработок. И в нем просто исследовался институт на сегодня госзакупок. Ну и выводы, к которым пришли исследователи, они, ну, собственно говоря, я даже стесняюсь сказать, они очень близки к обывательскому отношению к тому, что происходит без участия граждан, там, где они не могут участвовать. Да, не прозрачно, нет понимания, попасть туда сложно, одни и те же покупают у одних и тех же, деньги расходуются не рационально, система не достаточно эффективна, ее реформируют, но и реформы этой системы почему-то ей не помогают. Ну вот я своими словами пересказываю такой научный, или даже свое восприятие этого научного, по сути, материала. Действительно понятно, что госзакупки все-таки кровеносная система нашей экономики.

В. Лишенков:

 Безусловно.

А. Пылаева:

 Ну раз система, значит в ней должно циркулировать всё нормально. Некоторые области регулируются, допустим, политикой. Но вот мы с вами сегодня можем немножко отойти от политики. И я хочу у вас спросить, можно ли эту сферу оптимизировать путем как раз технологий? Может быть, то, что эти площадки электронные, те платформы, на которых происходят торги по госзакупкам электронные, может быть, электроника сделает и документооборот более прозрачным, и систему подачи заявок, то есть, мы увидим наконец, что происходит. И потом мы вернемся к игрокам на этом рынке, может быть, им тоже как-то эта система помогает экономить, допустим?

В. Лишенков:

 Ну чтобы дать какую-то оценку, наверное, стоит посмотреть в прошлое, что там было, допустим, 10 лет назад, 15 лет назад и насколько наша система государственных закупок реально трансформировалась. Я скажу, она инновационная, она считается одна практика одна из лучших в мире на самом-то деле.

А. Пылаева:

 А что, рейтинги есть соответствующие?

В. Лишенков:

 Нет, но если мы посмотрим даже госзакупки даже наших соседних государств, то есть, они, соответственно, пошли по пути России, то есть, в сторону электроники, я скажу, что там… У нас же как было, сначала был приказ. В рамках государственных закупок это некая такая была декларация. В 2005 году у нас приняли 94 федеральный закон, где уже более детально прописали правила, как проводить эти закупки. В этом же 94-м году были внесены поправки, я считаю, как бы это реформа была, что закупки начали переводить в электронную форму, именно не какую-то часть, а большую часть по деньгам, то, что разыгрывается, перевели в электронную форму.

А. Пылаева:

 А можно перебью? Сколько сейчас процентов в электронной форме закупок?

В. Лишенков:

 По деньгам проходит порядка где-то процентов 70, 70%, вот так. Соответственно, дальше идет реформа. Мы на месте не стоим, соответственно, приняли 44 федеральный закон, который должен был закрыть, наверное, те пробелы, которые, по мнению некоторых людей, были. Ну объективно, там были моменты, которые необходимо было отрегулировать и в рамках 44 закона, который был принят, идут, так сказать, еще изменения. Ну, к примеру, должен выйти у нас классификатор товаров, работ и услуг – каталог. Эта работа, насколько я знаю, ведется федеральными органами и со следующего года мы какую-то часть уже увидим. Что касается каталогизации медицинских товаров, то в этом направлении уже работает Ростех. Что в части электронизации, поможет, не поможет закрыть там прозрачность, непрозрачность, скажем так, что электронные процедуры они уже опубличили, то есть, каждый может гражданин, эта вся информация находится в открытом доступе в едином источнике – сайт zakupki.gov.ru. Там каждый может посмотреть, по любой закупке что происходит, на каком этапе.

А. Пылаева:

 Ну да, мы уже слышали про золотые унитазы, ложки за много денег и так далее.

В. Лишенков:

 Ну вот, соответственно, кто контролирует, они на это обращают внимание, сообщают либо в контролирующие органы, либо в общественные организации, которые доводят данную информацию до заказчиков и те принимают решение.

А. Пылаева:

 Ну давайте из того, что известно, по цифрам, есть некая статистика, не могу сейчас сказать, кто посчитал, но может быть даже, и Минфин, может быть, журналисты. 80% госзаказа достается шести процентам поставщиков. Так это?

В. Лишенков:

 80% госзаказа достается…

А. Пылаева:

 Достается шести процентам поставщиков, то есть, конкуренция, по сути, имитируется. Вот насколько вообще можно это посчитать и утверждать?

В. Лишенков:

 В рамках 44-го, я думаю, что эта цифра неправильная, потому что шести процентам… Понимаете, у нас как бы государственный заказ, он разбит на сектора, будем говорить. Самые крупные – это у нас что? Стройка, дороги…

А. Пылаева:

 Ну про топы я еще спрошу, да.

В. Лишенков:

 Медицина. И что имеется в виду под шестью процентами, в объеме, в количестве? Здесь нужно уже играть большими данными. Соответственно, такую выборку, наверное, сейчас можно, конечно, провести, но я бы эти, наверное, цифры поставил под сомнение.

А. Пылаева:

 То есть, чтобы посчитать это, нужны те же электронные системы какие-то или какие-то программы с высокими технологиями?

В. Лишенков:

 Ну не программы, это…

А. Пылаева:

 Так просто это не посчитаешь, не заказав соответствующую программу?

В. Лишенков:

 Конечно. Технологии такие уже в мире есть, они уже давно есть, у нас они тоже есть, история, там Бигдата, большие данные, которые собираются в одном месте и уже машинным способом они начинают обрабатываться, которые нацелены на получение какой-то информации объективной.

А. Пылаева:

 Ну у нас есть всё это, блокчейн, Бигдаты? Мы про нововведения ваши, инновационные технологии в вашей компании отдельно поговорим, ну а в целом, в этой области, скажем, какие инновационные технологии присутствуют на сегодня?

В. Лишенков:

 Ну я могу сказать за нашу компанию, я не могу сказать за конкурентов, но на рынке такие некие агрегаты уже существуют. Вопрос, опять же, модели поведения и на что они нацелены, на какое получение информации, потому что, сами понимаете, статистика – это такая история, есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика. Поэтому… Это же всё цифры.

А. Пылаева:

 Понятно. Ну, опять-таки, перейдем к цифрам. Вот таких площадок, как «РТС Тендер», сколько их, на скольки площадках таких крупных происходят торги?

В. Лишенков:

 Смотрите, тут историю нужно как бы немножко поделить.

А. Пылаева:

 НУ мы начали с десятилетней давности, но не разобрали до конца, конечно.

В. Лишенков:

 Да, ну есть, там история пошла развития электронной коммерции в государственном секторе. Вот я скажу, что как бы мы здесь, наверное, паровоз, локомотив, Российская Федерация. И то, что говорят, что наша система стоит на месте, это не так. Сейчас просто простым языком расскажу. Есть государственные органы, которые закупают ту или иную потребность в рамках государственных нужд и муниципальных. Далее, у нас в 2011 году принимают закон №223, соответственно, переводят государственные компании и компании с государственным участием тоже на модель проведения опубличивания своих торгов, в том числе предусматривают электронную форму. Далее, там, опять же, много сфер. Допустим, фонды капитального ремонта – то, что каждый гражданин сдает, везде по-разному, я, например, каждый месяц заношу 400 рублей. Вот эти деньги аккумулируются в одном месте и каждый дом имеет право на эти средства провести какой-то ремонт, лестницы, лифты заменить. Так, соответственно, торги на закупку тех или иных потребностей каждого дома, опять же, проводятся на электронных площадках. То есть, всё, что касается важных закупок…

А. Пылаева:

 А кем проводятся тогда, кто игроки на этом рынке?

В. Лишенков:

 Игроки, соответственно, в каждом субъекте созданы фонды капитального ремонта, которые, у них есть жесткие правила, что они эти деньги тратить никуда не имеют права, как именно только на целевое расходование. В каждом субъекте есть, да, фонд капремонта. Так вот, к чему я веду? В рамках 44-го закона было отобрано 5 операторов…

А. Пылаева:

 Это то, как вы оказались в лидерах?

В. Лишенков:

 Да, было отобрано 5 операторов, да. Соответственно, в конце прошлого года добавили еще одну, но пока как бы деятельности не видно. В рамках 223-го федерального закона, чтобы понимали, объем закупок 44-го федерального закона – это порядка 5 – 6 триллионов рублей, зависимо от года, а в рамках 223-го объем закупок составляет порядка, наверное, 20 триллионов рублей. Ну понимаете, рынок намного больше. И на рынке 223-го федерального закона официально зарегистрировано порядка 160 электронных площадок, там такого жесткого отбора не было, но на топ-10 электронных площадок приходится 90% всех торгов, ну сами понимаете.

А. Пылаева:

 Почему?

В. Лишенков:

 Потому что, опять же, площадки – это не просто софт какой-то, сделал программку и где-то…

А. Пылаева:

 Да, что такое площадка?

В. Лишенков:

 Площадка – это сложный такой инфраструктурный проект, потому что, помимо отказоустойчивости, написания правильного кода, правильной программы, соответственно, это сопровождается и закупкой оборудования, серверов, достаточно тоже затратная область, это применение новых технологий, то есть, постоянно должно быть развитие, маркетинг, ну и сопутствующие сервисы, которыми площадки сейчас обрастают. Если можно было 5 лет назад говорить, что площадка – это просто площадка, по факту, ну, маркет-плейс, да, говорят, приходит, площадка, поставщик, заказчик, проходит сделка, то на сегодняшний день площадки, ну, скажем, в рамках 44-го федерального закона обрастают сервисами. И площадки сейчас, они за клиента борются сервисами, а не по факту, как «У меня есть свое торговое ядро».

А. Пылаева:

 Ну немножко поняла. А объединены все эти площадки единой информационной системой, на которой были зарезервированы в бюджете деньги и, по-моему даже, 2,5 миллиарда рублей.

В. Лишенков:

 Нет, есть история, что все закупки должны отражаться на едином портале – единая информационная система закупки.гов. Ну, по сути, это доска объявлений, по сути. Это уже история государственная, то есть, за развитие данной системы, за модернизацию отвечает у нас государство. Что касается проведения непосредственно торгов, это уже за это отвечают электронные площадки.

А. Пылаева:

 Коммерческие организации?

В. Лишенков:

 Коммерческие. И из бюджета денег площадки не берут, то есть, развиваются за счет продажи, скажем, дополнительных сервисов, в таком ключе.

А. Пылаева:

 А тогда кто ваши клиенты непосредственно? Те, кто участвуют в торгах, да?

В. Лишенков:

 Да.

А. Пылаева:

 А вот эти площадки, они специализируются, скажем так? Вот я знаю, что ваша компания создала как бы топ-3 игроков и участников электронных площадок. Ну, это отрасль, скажем так, да? А если пойти, вы их назовете, я думаю, и немножко расширить, если это строительство, то какого рода компании, кто конкретно у вас клиенты, которым вы можете дополнительные какие-то услуги и так далее предоставить? И что они выигрывают от работы с вами?

В. Лишенков:

 Ну смотрите, 16:42 клиентов. Клиенты есть заказчики – государственные органы, и клиенты – это поставщики, которые непосредственно участвуют, хотят забрать этот тендер, что-то построить, что-то поставить и за это получить соответствующую плату.

А. Пылаева:

 Ага, две стороны.

В. Лишенков:

 Что касается государственных органов, услуги мы платные им не навязываем и не можем навязать, потому что, опять же, чтобы купить у нас какую-то услугу, соответствующий заказчик должен объявить тендер, ну вот такая история. Поэтому что касается для заказчика, площадки работают бесплатно по факту. Что касается для поставщиков, опять, деятельность площадок по 44, в части взимания прямой комиссии, она жестко зарегламентирована. То есть, на сегодняшний день по 44 закону мы с поставщиков не имеем права взымать плату. Но поскольку мы ребята-коммерсанты, соответственно, мы решили, ну надо же как-то развиваться, и мы посмотрели, какие сервисы необходимо предоставить и какие сервисы, в принципе, пользуются спросом для поставщиков. Соответственно, данные сервисы мы начали внедрять. Ну и за счет внедрения этих сервисов мы, соответственно, получаем свою комиссию. Если вначале нашего пути чтобы зарегистрироваться на площадке, внести депозит, потом получить банковскую гарантию, это поставщику нужно было обежать минимум 5 организаций и банков, то сегодня, чтобы поучаствовать в торгах, поставщику достаточно, или претенденту, который ничего не знает, хочет научиться, зайти на площадку и все сервисы здесь уже предоставлены ему онлайн, то есть, ему пошаговая есть инструкция, он может и получить, и заказать электронную подпись, финансовые сервисы внедрены, то есть, и кредитование, и получение банковских гарантий, и кредиты на исполнение этих контрактов, то есть, всё в одном месте.

А. Пылаева:

 А вот скажите, основная претензия тех, кто участвует в торгах, это излишняя зарегулированность, излишний объем правил каких-то. Вот технологии, новые технологии, они могут эту систему поправить, улучшить, облегчить, и что именно?

В. Лишенков:

 Вы знаете, на сегодняшний день прав у поставщика в рамках законов намного больше, чем у заказчиков. Вот здесь вот тоже такая история. Заказчику что важно? Заказчику важно, чтобы выбрать победителя, который построит, допустим, вовремя, построит качественный объект, ну, на примере стройки, как бы одна такая из больных тем.

А. Пылаева:

 Кстати, топ-3 – это стройка?

В. Лишенков:

 Конечно, это самый один из объемных, самая объемная категория по деньгам, которая разыгрывается на государственных закупках. И с точки зрения прозрачности всё оно публично, то есть, любой предприниматель может зайти и посмотреть, если интересно, поучаствовать.

А. Пылаева:

 Я уже с другой точки зрения, с точки зрения участия, что какие-то избыточные документы заполняются, ну, то есть, вот именно, как это сказать, документооборот, может быть, излишне зарегулирован.

В. Лишенков:

 Ну опять же, здесь…

А. Пылаева:

 Можно ли как-то автоматизировать систему. Обычно, насколько мне известно, из как немного я разговаривала с людьми, которые внедряют IT, первое, что они делают, автоматизируют рутину. Вот это для заказчика и для поставщика. И те, и другие с бумагами связаны, допустим, с электронными, не с бумагами, а с электронными какими-то документами, да, вот здесь те технологии, которые приходят в эту отрасль, что-то облегчают людям?

В. Лишенков:

 Нет, на сегодняшний день на месте ничего не стоит, здесь работа ведется и со стороны заказчиков, и со стороны поставщиков.

А. Пылаева:

 Ну, может быть, есть конкретные программы, конкретные сервисы?

В. Лишенков:

 Нет, сервисов… Ну, что касается в рамках проведения торгов, тут уже процедура написана и она же написана не просто так, а основана уже на какой-то практике, и потом, и кровью, скажем так. Здесь же, опять, всё можно оцифровать на сегодняшний день. Вот к этому мы идем. Сейчас в рамках проведения торгов вся информация идет в электронной форме, то есть, уже бумажки никто не носит, все идут на площадки, то есть, заявка заполняется на площадке, всё это подписывается электронной подписью, поставщикам не нужно никуда заявки носить, бумажные привозить, всё на одном месте. Есть одна история, что в рамках уже исполнения контрактов, здесь, опять же, мы тоже на месте не стоим. Московская область - один из пионеров, в рамках государственных закупок, совместно с площадкой «РТС Тендер» сейчас реализовала инновационный проект в рамках государственных закупок. Всё, что касается проведения торгов в рамках уже исполнения контракта, где уже идет там первичная документация, акты. Они всю эту историю от бумаги уходят и переходят в электронный вид, то есть, тема электронного документооборота, всё это идет, опять же, с подписью, электронными подписями. Данная история, она тоже уже приобретает некую такую прозрачность с точки зрения процесса приемки товаров.

А. Пылаева:

 Поняла. В общем, один из выводов, - вот я начала с доклада, и мы сейчас обсуждаем всю систему, пока еще не перешли к конкретно вашим проектам, перейдем, - то, что нужна новая архитектура госзаказа. Так все-таки нужна, и кому нужна – поставщикам, и готовы ли перейти на эту новую архитектуру, что нужно для этого? И вот я подвожу всё время к мысли: может быть, это чудесный ключик золотой, это и есть эти новые технологии? Или этого не достаточно, или это просто инструменты, а что-то нужно другое?

В. Лишенков:

 Нет, это инструмент, безусловно, мы должны в новые технологии внедрять на примере технологии блокчейн, я скажу, что мы об этом уже говорили, эта история может упростить поставщикам, скажем так, вход на электронные площадки. На сегодняшний день чтобы поучаствовать в тех или иных торгах на определенной площадке, поставщик должен пройти процедуру аккредитации и регистрации – это набор документов, который он должен приложить, чтобы площадка его аккредитовала. Соответственно, с применением технологии блокчейн мы можем эту процедуру упростить, соответственно, поставщику нужно будет один раз пройти аккредитацию и все его данные, соответственно, попадут на все электронные площадки. Это первая история, которую сейчас уже можно там применить. Ну и вторая история, мы уже об этом говорили до этого, это большие данные, соответственно, данная технология, мы уже можем строить там и прогнозировать там те или иные модели поведения, можем посмотреть слабые стороны, где нужно нам, наверное, что-то подкрутить, посмотреть сильные стороны, посмотреть эффективные практики, которые применяются тем или иным заказчиком и эту историю тиражировать.

А. Пылаева:

 Про блокчейн я поняла. А вот какой объем средств вы инвестируете, во-первых, в блокчейн и как велика команда, которая этим занимается?

В. Лишенков:

 У нас проект, мы, скажем так, проэкспериментировали на своей группе, вложили порядка, наверное, более 3 миллионов рублей, это данные на май месяц. Команда, кто занимается, по количеству людей, у нас команда IT большая, наверное, сейчас сложно сказать, но я думаю, порядка, наверное, минимум, человек 5 там упражнялись этим вопросом. Эффективность доказали, мы эту историю предложили другим игрокам использовать. Экономический эффект, которого можно достичь в рамках государственных закупок, если посмотреть на снижение трудозатрат, которые тратит тот или иной поставщик, мы в масштабах страны посчитали, эффект порядка более 20 миллиардов рублей экономия.

А. Пылаева:

 А что это за деньги экономятся, на чем экономятся деньги?

В. Лишенков:

 Чтобы зарегистрироваться, специалист в среднем тратит, наверное, 30 минут своего рабочего времени, чтобы зарегистрироваться на той или иной площадке. На сегодняшний день только на нашей площадке аккредитовано более 320 тысяч компаний.

А. Пылаева:

 А увеличить объемы торгов позволяет какая-то система, например? Вот что вы делаете, как бы объемы или денег, проводимых через торги, вот какие-то объемы и самих торгов, и денег, вот если я правильно понимаю.

В. Лишенков:

 Ну чтобы увеличить объемы торгов, это, соответственно, нужно эту культуру насаждать. В рамках государственных закупок всё уже зарегламентировано, поэтому все заказчики уже торгуют в своей электронной форме. Мы можем уже дать в следующем году перевод конкурсов в электронный вид. Но на сегодняшний день эта категория еще проводится в бумаге. Что касается 223 федерального закона, то мы видим с каждым годом динамику на увеличение проведения торгов в электронной форме. Соответственно, эту уже историю нужно рассказывать, тиражировать, рассказывать экономические эффекты заказчикам, для чего это нужно, что там они получат. Более того, сейчас многие коммерческие организации, коммерсанты, просто переводят свои закупки в электронные формы.

А. Пылаева:

 А какие наиболее востребованные сервисы, чего они касаются, в каких сферах, для получения финансовых продуктов, для поиска, расчетов стоимости, какие наиболее сервисы вашей компании? Какие решения у вас есть и каким вы оперируете в своем бизнесе?

В. Лишенков:

 Да, решения. Да, я думаю, что здесь мы, наверное, на рынке №1. Соответственно, можно поделить, опять же, историю для заказчика и для поставщика. Соответственно, основываясь на этих современных сервисах, которые мы внедрили, опять же, это история обработки больших данных, можно сказать, искусственный интеллект, мы для заказчиков даем сервисы расчета начальных максимальных цен. Соответственно, заказчик, чтобы определить, «А по какой стоимости я могу купить», соответственно, необходимо зайти в наш сервис, ввести, что он хочет купить и он получит релевантные предложения по региону, по единицам измерения. Соответственно, этот сервис позволяет сэкономить большое время специалистов. Тут недавно была история, когда пришли к нам заказчики и говорили, что «Я потратила полтора дня, я искала вот это какое-то оборудование медицинское, там нужно было поставить в наш дом, в медицинский центр или в дом отдыха». Мы говорим: «А что за оборудование?». «Да у вас его в сервисе нету». Ну соответственно, мы выпытали, это некая барокамера, мы ее вбили и наш сервис через 15 секунд выдал решение. Она посмотрела и говорит: «Да, это то».

А. Пылаева:

 Ну это типичный случай?

В. Лишенков:

 Когда мы запускали, никто не верил. Сейчас этим сервисом в день уникальных посещений порядка 4000. То есть, всё это заказчики, то есть, они приходят, смотрят, активно пользуются. Это история как раз инновационныъх сервисов, которые мы внедрили. Что касается поставщиков…

А. Пылаева:

 А вот проверка контрагентов, что-то тут можно сделать?

В. Лишенков:

 Ну здесь уже да, тут и проверка контрагентов, соответственно, есть.

А. Пылаева:

 То есть, это отдельный сервис?

В. Лишенков:

 Да, это отдельный сервис, есть там начальные максимальные цены, проверка гостов. Можно посмотреть, правильно или неправильно я указал те или иные госты в документации, чтобы потом опять не спровоцировать жалобу. Соответственно, если есть жалобы, это может приостановка проведения торгов, а для заказчика это не очень хорошо. Можно проверить контрагента. То есть, вся информация, которая у нас аккумулируется в открытых источниках, это база и налоговая, и история по статистике, ну в основном по налоговой проверяем историю, есть ли он в реестре недобросовестных поставщиков. Опять же, чтобы заказчику не ходить, не искать, всё это собирается в одном месте с использованием сервисов и в решении выдается порядка за 5 – 10 секунд он может посмотреть по конкретному контрагенту и всю его историю.

А. Пылаева:

 НУ тогда просветите, кто пользуется этими сервисами? И ваши клиенты – это крупные компании, и есть ли доступ туда, на вашу площадку малому бизнесу и что тут малым средствам, малым формациям, что перепадает от этих технологий, для них что-то делается полезного?

В. Лишенков:

 Да. Ну я сейчас просто рассказал немножко про заказчиков в двух словах. Что касается для поставщиков, то здесь история следующая: для субъектов малого и среднего предпринимательства при проведении торгов предусмотрена квота, которую заказчик обязан отдать малышам. Это порядка 18% от объема каждого заказчика. Ну на самом деле наши субъекты малого и среднего предпринимательства – это достойные предприниматели, которые не совсем уж такие, скажем так, далекие от проведения государственных закупок. Мы постарались у нашей площадки предоставить им максимум сервисов, которые экономят и время, естественно, экономят и деньги и получают качественную историю. Опять же, мы посмотрели весь цикл, где поставщик должен куда-то идти, мы всю эту историю перенесли к нему в личный кабинет, он может зайти на площадку и воспользоваться тем или иным сервисом. Опять же, с использованием технологии для поиска, мне необходимо что-то купить, я могу зайти на одну информационную систему и забить ручками. Даст мне, выдаст результат. Ну понятно, что выдаст, но, может, я неправильно могу забить. А наша система, она позволяет искать, там разные методы используются и поставщику достаточно вбить слово, часть слова, которое, допустим, «Овощи», и система начинает искать, какие овощи. Допустим, я хочу поставить там морковку.

А. Пылаева:

 А вот давайте рассмотрим такой вопрос, как конкурентность. Вот когда все-таки это очень такая важная составляющая, понимание госзакупки, госзаказ. Конкурентность. Многие говорят о том, что основная причина, что очень много конкурентных процедур, связанных с этим, они потом признаются несостоявшимися. Что-то после того, как всё прозрачно и замечательно прошло в электронном виде, после этого эти процедуры признаются несостоявшимися. Вот что это такое?

В. Лишенков:

 ну опять же, это необходимо обратиться к закону, понять, что такое несостоявшиеся. Несостоявшиеся – это не то, что там всё, всё закрылось и контракта нет. Это история того, что был допущен, может быть, один участник. Скажем так, по России среднее количество участников на один аукцион порядка 1,9, ну, скажем, цифра 2 – среднее количество участников на проведение одного аукциона. Просто многие участники не всегда могут качественно подготовить документацию, опять же, здесь уже история поставщиков. НО основная масса, почему отклоняют? Это некачественная подготовка своей заявки на участие в аукционе. Может быть, неправильно указали…

А. Пылаева:

 Но вроде бы электронные системы, потом-то что может быть неправильно?

В. Лишенков:

 Нет, ну всё равно, чтобы заказчику, у него есть конкретная потребность, «Мне нужно построить, дорогу положить, а здесь от этого километра до того километра использовать те или иные материалы». И указываются характеристики материалов. Соответственно, поставщики, может, не всегда там, ну, это я сейчас такой случай единичный беру, не всегда там качественные материалы указывают. Основную массу все-таки по количеству проведения торгов это составляют такие мелкие аукционы, ну, я имею в виду до 5 миллионов рублей. Их по количеству очень много. И, соответственно, здесь их много, они по цене маленькие и предприниматели пытаются по максимуму участвовать в большом количестве аукционов. И вот погоня за временем, наверное, все-таки приводит к некачественной подготовке документации. И на сегодняшний день проводят с ними тренинги, проводят всякие мероприятия и семинары, поставщиков приглашают…

А. Пылаева:

 Ну это тоже ваша услуга, да, вашей площадки, платная услуга? Востребованная, нет?

В. Лишенков:

 Нет, это наша услуга, да, это, нет, ну, мы проводим вебинары бесплатно. У нас на вебинарах посещаемость порядка 700 человек на вебинар. Но опять же, нужно брать тематически, как правильно подготовить заявку на поставку, как правильно подготовить на оказание услуг, может, на поставку медицинских изделий. Соответственно, вопросы, как правильно воспользоваться тем или иным финансовым инструментом.

А. Пылаева:

 А вот эта критика, которая к системе госзакупок, госзаказа имеет отношение, она касается вашей компании, вы как-то ощущаете это на своем бизнесе?

В. Лишенков:

 Ну критика, она будет всегда, это такая история.

А. Пылаева:

 Ну да, для некоторых это как бы точка отсчета для дальнейшего роста. Но на самом деле как?

В. Лишенков:

 Критика как бы такая история, на нашей деятельности, наверное, можно как посмотреть. Вот на прямую, что там система госзакупок не работает, нужно менять, соответственно, идут, бегут, начинают вносить изменения в закон, влияют. То есть, площадка, чтобы подстроиться под ту или иную модель проведения торгов, нужно писать дополнительные программы, то есть, менять софт. Опять же, это ресурсы, это такая история. То есть, чтобы там развивать то, что есть и все-таки рынок, он себя может регулировать, мы начинаем менять и опять всё по новой, мы начинаем накапливать опыт, набивать, скажем так, шишки. В прямую, что нет конкуренции, что здесь там заточена документация, на нашу площадку эта история не влияет.

А. Пылаева:

 Ну тогда самое время озвучить какие-то очень большие положительные цифры о вашей деятельности – количество, суммы денег, которые вы освоили за эти годы, количество заказчиков, может быть. Что вы можете открыть из того положительного, что наработано компанией в счет ее имиджа?

В. Лишенков:

 Да, да. Ну опыт, как посмотреть, большой, не большой, но уже 7 лет опыт положительный есть, за всё это время положительная динамика. За всё время у нашей площадки было проведено торгов на сумму порядка 6 триллионов рублей. 6 триллионов – это, наверное, годовой бюджет всей Российской Федерации. Порядка зарегистрированных компаний в настоящее время, больше 600 зарегистрированных компаний на нашей электронной площадке. Ну вот такая история, в принципе, если в цифрах назвать.

А. Пылаева:

 А кто это – нефтяники, строители?

В. Лишенков:

 Нет, ну здесь, можно сказать так, разношерстная компания, есть от маленьких до больших. Если брать историю в рамках государственных закупок, можно поделить, это муниципальные, это компании из субъекта Российской Федерации – это федеральная история. Есть компании с госучастием большие, есть просто коммерческие организации, которые, кстати, перенимают опыт у коллег из госсектора, из крупных государственных компаний. Что касается Роснефти, РЖД, у них закупочная система выстроена уже давно и у них, в принципе, есть электронные площадки, на которых они уже давно играют. Ну я скажу, что так, по цифрам, на нашей площадке больше всего проходит торгов именно субъектового уровня и муниципального. То есть, мы, наверное, позиционируемся больше как площадка именно регионального уровня. На нашей площадке открыто 5 филиалов по России, 28 представительств официальных, соответственно, в каждом субъекте, где мы работаем, у нас заказчик или поставщик может прийти в наш офис, обратиться с проблемой либо получить какую-то консультацию.

А. Пылаева:

 Ну регионы – замечательно то, что вы туда развиваетесь. А все-таки главный фактор роста компании можете как-то назвать нам, если не секрет?

В. Лишенков:

 Фактор роста …

А. Пылаева:

 То, что влияет на ваше развитие больше всего.

В. Лишенков:

 Ну я думаю, что как и внутренняя конъюнктура, так и внешняя, потому что если… С чего мы начинали? Мы начинали с государственных закупок. Соответственно, чтобы больше заработать, нужно привлечь больше компаний и крупных компаний с большим бюджетом, чтобы к нам приходило больше поставщиков. Дальнейшая история – это 223 федеральный закон. Соответственно, опять же, тут история, чем больше заказчиков, тем больше поставщиков, тем площадка может больше заработать.  Что касается в рамках 44 федерального закона, можно, наверное, выделить там 3 основных сегмента, которые, да, мы можем сказать, что здесь наша квалификация – это строительство дорог, просто строительство и лекарства, фармацевтический рынок. Что касается 223 закона, то здесь, скорее всего, площадка нацелена на такую историю – такие общие хозяйственные закупки, ин директ – назовем так, потому что там крупная та или иная компания 80% своего бюджет тратит на закупку специфических оборудований, скажем так. Ну, допустим, взять Газпром. Они же там, наверное, бурят скважины. Это же так просто объявить тендер, кто с рынка придет – ну такого не бывает. Там всего 2, 3 компании, с которыми они уже упражняются очень долго.

А. Пылаева:

 Ну вот а стратегия IT-решений, насколько она существенно влияет на бизнес, на его результаты?

В. Лишенков:

 Вы знаете, сейчас IT-решения, ну мы уже все видим, что сейчас в последнее время все больше и больше внимания уделяется тем инновационным IT-решениям, которые…

А. Пылаева:

 Ну вот вы внедрили чат-бот. Что-то привнесло это в компанию?

В. Лишенков:

 Нет, ну чат-бот, мы не можем сказать, что такое инновационное решение, но в части площадок – да, это история, которая позволяет, опять же, оптимизировать нашу работу и с помощью данного решения клиент наш может очень быстро получить ответ на тот или иной вопрос. Это оптимизация времени. Но на сегодняшний момент, я скажу так, что очень много внимания сейчас уделяется инновационным решениям. Даже Владимир Владимирович сказал, что «Ребята, вот есть история большой даты, блокчейн, искусственный интеллект, нужно здесь всем нам поупражняться». Ни для кого не секрет, что на наш рынок, на рынок проведения электронных торгов смотрят уже с разных сторон, с наших границ, в том числе всем небезызвестный Алибаба. Вот они всё пытаются: «Давайте мы сейчас здесь развернемся». Ну мы понимаем, что если ребята придут, а у них технологии, мы знаем, у них мощности очень большие, у них все те новые IT-решения, на их площадке они применены, то есть, ребята, там у них компетенция, скажем так…

А. Пылаева:

 Так вот он, ваш конкурент, понятно.

В. Лишенков:

 Ну в том числе, да, можно сказать и так, потому что мы же на месте не стоим, мы сейчас все-таки уходим, наверное в би-ту-би сектор больше, потому что там и денег больше, а мы можем там и преуспеть. И почему бы нам ни посмотреть на зарубежные рынки? Потому что я уверен, что наши решения будут не хуже тех, которые сейчас используются за рубежом.

А. Пылаева:

 Ну наши решения – это наше программное обеспечение, да?

В. Лишенков:

 Да, да.

А. Пылаева:

 И насколько… Кстати, нет ли каких-то, то, о чем тоже сейчас актуально, какой-то боязни киберугроз для этой системы? Что-то здесь делается для того, чтобы вот эти вот все данные сохранялись и система не взламывалась?

В. Лишенков:

 Нет, естественно, требования к безопасности системы, они были прописаны еще когда наша площадка начинала функционировать. С каждым годом, соответственно, вся эта история модернизируется. Скажу так, что данные, они никуда не пропадут, там любые киберугрозы, они могут быть, но данные с площадок, там на площадках особо они, наверное, ну, на деятельность могут повлиять, но кратковременно, скажем так, 42:35.

А. Пылаева:

 Ну это беспокойство вас, как руководителя компании, или это беспокойство поставщиков услуг, например?

В. Лишенков:

 Нет, это, опять же, это беспокоит нас, потому что это наша репутация, мы должны дать хороший сервис клиентам, чтобы они эту историю не почувствовали. Есть такая история, когда DDoS-атаки специально пытаются положить, чтобы площадка не работала. Но с этой историей мы, ну не то, что постоянно с этим сталкиваемся и постоянно мы модернизируем нашу систему, чтобы мы, всё же меняется, все ребята хакеры, они каждый раз новый способ придумывают и приходится нашим специалистам под это оперативно быстро подстраиваться. В принципе, с такой историей мы сталкиваемся еженедельно, и мы уже, наверное, имеем некие приемчики, которыми можем с этим бороться. Что касается глобальных историй, Ну, здесь, опять же, это всё, как бы мы все об этом говорим, но на сегодняшний день таких прецедентов не было.

А. Пылаева:

 Ну может быть, я очень просто с вами говорю, Владимир? Я хочу напомнить, что с нами в эфире Владимир Лишенков – генеральный директор «РТС Тендер». Ну мне и хотелось в пятницу поговорить о каких-то простых вещах, понятных, хотя тема, конечно, сложная и серьезная, ответственная, это госзакупки. Осталось несколько секунд буквально. Вот ваш месседж как-то в завершение нашего разговора, может быть, какая-то новость, чем-то вы нас удивите?

В. Лишенков:

 Месседж простой. На сегодняшний день понятно, что кто-то критикует систему госзакупок, совершенного ничего не бывает, но я уверен, что мы идем в правильном направлении, результаты уже есть, мы всю эту, как бы есть где нужно доработать, мы в этом всегда поднимаем руку, мы готовы помогать заказчикам, мы готовы вкладывать в это, мы и вкладываем. То, что мы зарабатываем, мы вкладываем в развитие нашей системы государственных закупок. Поэтому если кого заинтересовало, могут приходить к нам на площадку, расскажем, покажем, научим, обучим, всё предоставим.

А. Пылаева:

 Ну я была права, когда в анонсе нашей встрече на первом месте было – торги идут. Система работает, вы нам об этом рассказали и у вас полно оптимизма, что и радует.

В. Лишенков:

 Безусловно.

А. Пылаева:

 Спасибо огромное за нашу встречу сегодняшнюю, за все, что вы нам рассказали.

В. Лишенков:

 Вам спасибо, всех с хорошими выходными.