Н. Анварова:
Здравствуйте, дорогие зрители и слушатели телеканала Mediametrics. С вами в прямом эфире программа «Герой будущего времени» и ее ведущая Найля Анварова. И наш гость – социолог, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС при президенте России Калмыков Николай Николаевич. Здравствуйте, Николай.
Н. Калмыков:
Здравствуйте.
Н. Анварова:
Сегодня мы поговорим о молодежи: про социальные лифты и занятость будущей молодежи. Какая она, будущая наша молодежь? Николай, подскажите вообще, какая молодежь сегодня, и какая она будет?
Н. Калмыков:
Какая – мы видим ее каждый день, на самом деле, какой она будет – ей самой определять. А вот какие есть лифты, какие есть возможности для того чтобы реализовать себя – это как раз можно будет сегодня и обсудить.
Н. Анварова:
Очень было бы интересно с этого, в принципе, и начать.
Н. Калмыков:
Смотрите, у нас сейчас существует действительно огромный спрос на молодые кадры, на специалистов самых разных профессий. Конечно, есть привычные профессии: юристы, бухгалтера, финансисты и т.д. Но при этом появляется очень много совершенно различных других специализаций, которые могут быть непривычны. Допустим, специалисты, которые занимаются не только космическим туризмом, но и более приземленными, но сложными специальностями. Это биотехнология, это нанотехнология, это специалисты по инжинирингу. Кстати, между прочим, очень удивительно, у нас есть рейтинги российские востребованных специальностей и есть международные рейтинги. Вот в российских «специалист по инжинирингу» не звучит, а если мы смотрим иностранные исследования, то почему-то он практически на первом месте по многим странам выходит. Да, действительно, есть потребность в самых разных кадрах и разных специалистах. И вопрос как реализовать себя – этот вопрос задает себе и каждый родитель и каждый школьник, студент. Ну, школьник еще не каждый, конечно, но очень многие уже начинают задумываться даже в школе.
Н. Анварова:
Да, уже, наверно, начинают определяться: кем хочу быть, куда пойти учиться.
Н. Калмыков:
Да, и здесь, конечно, нужно понимать, как выстроить свою собственную траекторию. С одной стороны, необходимо определиться со специализацией, пройти профориентационные мероприятия. Если вы не знаете – нечего стесняться, можно сходить на различные собеседования, встречи, на различные профориентационные тесты и т.д. Но это одна сторона. А что же делать дальше? Вот вы уже вышли на рынок труда. Существует серьезная опасность. К примеру, по нашим социологическим исследованиям именно на первом месте работы зачастую возникают нарушения трудовых прав. То есть ребята 17-20 лет – это те, по отношению к кому чаще всего не заключается трудовой договор. Это первая проблема. Нужно не стесняться, изучать трудовое право и отстаивать свои интересы. Первый шаг. Второй момент, тоже очень немаловажный. К сожалению, именно на первом рабочем месте зачастую ребята не удерживаются. По нашим социологическим опросам среди молодежи: на первом рабочем месте половина уходит в первые полгода с первого рабочего места, а еще четверть, где-то треть-четверть уходят в следующие полгода. То есть фактически 70% с лишним за первый год уходят с первого рабочего места. И это далеко не из-за самих работников, потому что ребята, когда мы спрашиваем: «А хотели бы вы?», на самом деле они удовлетворены первым местом. Да, они могут иногда привередничать: что-то не нравится, хочется полегче или, наоборот, поинтенсивнее. Но, тем не менее, они удовлетворены. Не всегда работодатель готов учить, готов развивать, готов нянчиться с молодыми сотрудниками. Это серьезная проблема. И здесь двухстороннее должно быть действие. С одной стороны, работодатель должен активнее вовлекать молодых сотрудников в образовательные программы, в какие-то специальные командообразующие истории, систему наставничества внедрять обязательно.
Н. Анварова:
А сейчас в процентном соотношении, такие компании, кто готов взять к себе молодых сотрудников?
Н. Калмыков:
Готовы-то все, на самом деле, практически взять молодых сотрудников. Вопрос – готовы ли они дальше с ними работать.
Н. Анварова:
Да, именно развивать.
Н. Калмыков:
И здесь уже сложнее. По нашим опросам опять же молодые люди хотят получать повышение квалификации, дополнительное образование, второе высшее. В случае необходимости они готовы к этому. Не всегда у них есть для этого ресурсы, во-первых. Во-вторых, не всегда работодатели их понимают: зачем они дополнительно учатся чему-то. И здесь, конечно, важна связка. Есть такой формат – это целевые места обучения – когда работодатель оплачивает обучение даже на этапе еще колледжа или же учебы в вузе, не только на второе высшее, магистратуру или повышение квалификации. Это тоже колоссальная возможность. Когда вы знаете, кого вы воспитываете изначально, с самого первого шага. Этот человек готовится, проходит практику у вас, он к вам готовиться. Он изучает, все курсовые пишет под вашу организацию и т.д. Не все предприятия пользуются. Крупные гиганты да, иногда выстраивают такие системы. Но это шикарнейшая возможность попасть в целевое место и впоследствии выстроить такую траекторию. При этом важный момент. Опять же наши опросы среди работодателей (мы опрашивали по всей России), 60% с лишним работодателей считают, что лучшим вариантом начать свою карьеру, выстроить отношения с работодателем для молодых сотрудников является пройти стажировку. Именно стажировочные программы, то есть когда ты приходишь не просто на практику, а действительно уже приходишь: я хочу у вас стажироваться в свободное время от учебы (либо летом, либо на каникулах), я буду к вам приходить, помогать, стараться, показывать себя. Большинство этого не делают. К сожалению, молодые люди не понимают, что пока у них нет опыта, пока у них нет навыков, они, в принципе, еще не являются ценными кадрами. Они сразу приходят: «Хочу сразу многомиллионную зарплату. Я уже начальник и т.д.».
Н. Анварова:
Во многие места хорошие и не берут без опыта, в принципе.
Н. Калмыков:
Да, поэтому нужно проходить стажировки. Стажировочные программы – это шикарная возможность реализовать себя.
Н. Анварова:
Стажировочные программы идут в плане опыта?
Н. Калмыков:
Стажировочные программы позволяют получить опыт, получить навыки, познакомиться с компанией, познакомиться с тем, как организованы дела, и еще, самое главное, проявить себя. То есть у меня есть пример. Ребята приходили ко мне на практику, после этого становились моими сотрудниками. Это нормальная практика. У меня часть стажировочной программы в центре. Кстати, если будет интересно, приходите.
Н. Анварова:
Хорошо.
Н. Калмыков:
Проходят совершенно разного возраста люди, то есть это не только студенты или выпускники, это взрослые зачастую люди приходят, которые планируют менять траекторию либо обновить как-то свои знания. Люди проходят стажировку, после этого некоторые оказываются у меня в команде, некоторые у наших конкурентов, клиентов совершенно разными путями. И со многими мы до сих пор общаемся. В год у нас проходит до тысячи человек через стажировочную программу. То есть это тоже возможность. Я вижу сам на своей практике это. На это стоит обратить внимание.
Н. Анварова:
Во-первых, вы выбираете самых лучших, самых талантливых.
Н. Калмыков:
Конечно.
Н. Анварова:
И всегда на самом этапе зародыша, скажем так.
Н. Калмыков:
Конечно, человек уже понимает, куда он устраивается, с кем он будет взаимодействовать и т.д. Еще важный момент. Если говорить про социальные лифты – это система наставничества. Притом она существует на нескольких уровнях. Есть наставничество для категории риска, то есть когда, действительно, сложная ситуация, нужно кого-то, кто подскажет, поможет адаптироваться, социализироваться и т.д. Раз. Второе наставничество – это когда ситуация, связанная с наставничеством на предприятиях. Есть предприятия, нужно передать опыт мастеру. У меня у самого дедушка работал токарем на предприятии, и к нему, даже когда он вышел на пенсию, продолжали приходить в гости взрослые такие дядечки с завода, которые приходили посоветоваться. Потому что у него были определенные компетенции, навыки и знания, которые позволяли достичь качественных результатов.
Н. Анварова:
Конечно, практика есть практика.
Н. Калмыков:
Это действительно очень важно. То есть это существовало, в некоторых предприятиях это существует, но это необходимо расширять и развивать и дальше. Мы сейчас как раз под это создали общественную организацию – Объединение наставников. У нас есть эта история. Третий формат наставничества – когда мы работаем, вот сейчас как раз в рамках Объединения очень большой акцент мы берем на тех, у кого есть инициативы, различные проекты: научные, образовательные, общественные, предпринимательские, какие-то, совершенно в разных сферах, в разных отраслях. Но человеку зачастую не хватает не денег, а ему не хватает просто возможности получить правильный совет, рекомендацию, где-то волшебный пинок. Такое тоже бывает нужно, от кого-то более опытного. Взгляд со стороны критический, чтобы поругали. Это очень важно. Самое ценное – когда опытный человек вас может покритиковать, объяснить, где вы не правы, чтобы вы дальше работали более эффективно и понимали, куда растить свой проект. И вот сейчас у нас на сайте nastavniki.com может любой человек подать заявку на то, что он ищет наставника: либо из тех, кто у нас уже есть сейчас в списке наставников либо кого он потенциально хотел бы.
Н. Анварова:
Наставники – это молодые люди?
Н. Калмыков:
Нет, наставниками являются успешные люди, которые в своей отрасли уже достигли чего-то. То есть человек может подать заявку. Он говорит: «У меня есть проект». К примеру, в сфере рестораторного бизнеса. Недавно молодой человек из Калининграда подавал заявку. У него идея – сделать полуавтоматизированное кафе, с инженерными решениями и т.д., чтобы там практически не нужен был обслуживающий персонал, чтобы все происходило автоматически почти. Вот есть у него такая идея. У нас же есть один из наставников – это президент Федерации рестораторов и отельеров Российской Федерации Игорь Бухаров. Логично, что, понятно, кому попала эта заявка. Соответственно, дальше это уже вопрос личного контакта. Наша задача – их организовать, познакомить, встретить. Дальше они уже могут найти какое-то взаимодействие. Это один из примеров. Зачем это нужно наставникам? Все очень просто. Для кого-то это кадры. Для кого-то это интересная возможность найти новые испытания для себя, будучи наставником, посоветовать кому-то, чтобы проект состоялся, вдохновиться заново. Для кого-то это просто определенная реализация своей общественно-социальной. Ну, человек уже вышел на пенсию, допустим, достиг успеха, но он хочет поделиться своим колоссальнейшим опытом, знаниями. Замечательно. Он нам подходит. Для кого-то это возможность инвестировать. Да, люди ищут проект, в который можно инвестировать. Притом где-то финансово, где-то социально, политически. Есть люди, которые занимаются политической деятельностью. Им интересны тоже общественные проекты какие-то. То есть форматы очень разные. Где-то найти себе сотрудника, действительно, напрямую, как я с этого и начал. Человек пришел с проектом. Классная инициатива. Почему бы мне не взять его на работу? Пусть он у меня реализует в рамках моей компании. Таким вот образом работает система наставничества. Мы сейчас открываем региональные отделения абсолютно во всех субъектах Российской Федерации. Мы уже провели участие на различных молодежных форумах, в том числе есть форумы «Ладога» под Питером, есть «Территория смыслов». Мы ездили, рассказывали уже для одного блока экономистов и предпринимателей. Сейчас поеду снова на днях рассказывать для тех ребят, которые поедут на политологов и социологов. Не я один поеду, а поедет коллега, один мой научный сотрудник, который занимается политическими вопросами, политическими (…10:30).
Н. Анварова:
Вы тоже являетесь политиком?
Н. Калмыков:
Я общественно-политической деятельностью занимаюсь. Это моя общественная составляющая. Но в основном я, конечно, являюсь, в первую очередь, экспертом, аналитиком. То есть моя основная ипостась. Мы занимаемся социологическими исследованиями, в том числе в области молодежи. Но так получилось, что в ходе этих исследований и вообще в принципе в ходе своей деятельности родилась идея, связанная с наставничеством, почему про это и рассказываю. То есть если говорить про молодежные возможности и проблемы, у нас, к примеру, по нашим опросам треть, а то и в крупных городах до 40% молодых людей хотят быть предпринимателями. Представьте себе, люди хотят создавать бизнес. Но возникает ряд сложностей. Какие? Во-первых, кому-то не хватает грамотности и знаний. Нужно читать. Читать надо. То есть не просто хотеть быть предпринимателем, нужно готовиться к этому.
Н. Анварова:
Конечно.
Н. Калмыков:
Нужно знать, нужно изучать, нужно работать с этим. Раз.
Н. Анварова:
Рассчитывать все.
Н. Калмыков:
Второй момент, который, тоже серьезно не хватает. Не хватает инфраструктуры. Не все знают, каким образом можно получить какую-то поддержку, какие-то помещения, бизнес-инкубаторы и прочее. И, действительно, не хватает инфраструктуры. Здесь есть ряд решений, которые мы предлагаем, в том числе, публично заявлял об этом, о том, что есть помещения, которые на данный момент в бюджетных учреждениях, в муниципальных учреждениях, они пустуют, по той или иной причине: не сданы в аренду, не проданы, либо стоят на продаже, либо планируются к реконструкции. По разным причинам пустуют. У нас было предложение – под молодежное предпринимательство на короткие сроки предоставлять эти помещения. Без предоставления какой-то дополнительной инфраструктуры. Я имею в виду Интернет, еще что-то. Сами разберутся. Но давать им помещения, площадку под возможность запуска бизнеса. Предложение это мы представляли коллегам в правительстве. Пока, к сожалению, обратной связи на этот счет еще не получили. Есть опять же и другие возможности, которые существуют, и не все о них знают. Далеко не все знают, что на базе университетов существуют бизнес-инкубаторы либо другие центры поддержки предпринимательства и в которых можно действительно найти себе возможность начать свой бизнес. Еще очень важный момент, что молодые люди не всегда между собой контактируют о бизнесе. Некоторые думают, что надо в себе прятать, держать свою идею, никому не расскажу – утащат.
Н. Анварова:
Ну да, что кто-то утащит.
Н. Калмыков:
На самом деле, предпринимательский подход, он, наверно, совершенно другой. Если вы хотите достичь успеха, нужно знакомиться, обмениваться идеями и вовлекать в свой проект тех, кто может быть вашими партнерами. Один в поле не воин. Это применимо и к предпринимательству. На самом деле, если вы не найдете себе соратников, если ваш проект никому не интересен.
Н. Анварова:
Одна все не переделаешь.
Н. Калмыков:
То вы все не сделаете в одиночестве. Это логично. Опять же если он не вызывает просто интереса у людей, тоже, наверно, может, что-то с проектом. У вас гениальная идея, но почему-то она никому не нравится. Странно.
Н. Анварова:
Интересна только вам.
Н. Калмыков:
Не все могут задать себе этот вопрос. Тоже важный момент. Как говорят, для стартапов, с коллегами учился в СКОЛКОВО на программе по стартапам, по управлению новыми проектами. То есть нужно пройти несколько этапов, на самом деле, для запуска своего бизнеса. Сначала вы должны проинвестировать сами. Во-вторых, вы должны добиться того, чтобы хоть кто-то из ваших родственников тоже хотя бы что-то проинвестировал в ваш проект, чтобы хоть кто-то поверил вам. Если ваши родственники не верят в ваш проект, наверно, странно, что-то не то. То есть нужно дойти до друзей. Если никто из ваших друзей не верит в ваш проект, в вашу инициативу, это тоже странно. Наверно, что-то с ней может быть не то. То есть с одной стороны, это критическое осмысление, а с другой стороны – это еще поиск инвестиций. И только потом имеет смысл идти к внешним инвесторам, внешним партнерам, которые могут заинтересоваться, уже спросив опять же: а ваши родственники ваш проект поддерживают, ваши друзья в этот проект проинвестировали, хоть кто-то, хотя бы чем-то помогли? То есть такие моменты, которые стоит проходить и не стесняться этого. Вот такая небольшая хитрость, которую, наверно, может быть, не все используют. Если говорить, опять же, возвращаться к проблемам, связанным с молодежью, есть серьезная история, связанная с вопросами того, каким образом ищут друг друга работодатель и работники. Особенно для молодых людей. Разделим. Отдельно коммерческие структуры и государственные бюджетные. Немножко разный подход. Вы удивитесь, но центры занятости, действительно, работают у нас в стране. Интересно, из слушателей хоть кто-нибудь хоть раз обращался в центр занятости? Такой вот хитрый вопрос. Вы никогда не были в центре занятости?
Н. Анварова:
Нет, я не была. Как-то хотела, но потом что-то я не дошла.
Н. Калмыков:
На самом деле, они существуют, они работают, и они работают по всей стране. И это возможность найти себе работу в том числе. Разную. У меня есть знакомая, которая была юристом с красным дипломом. Там все замечательно. Но поняла, что юристом быть больше не хочет. И действительно человек был потерян, хотя все хорошо, там хороший опыт уже к этому моменту. Она пришла в центр занятости, и ее направили на переобучение, то есть на близкую специальность. Причем, близкую, то есть она достаточно спокойная, сдержанная, сосредоточенно может работать, но ей не интересна юридическая тематика. Она стала бухгалтером. В центре занятости ее отправили на переобучение. Многие не знают, что можешь прийти, переобучиться, получить дополнительное образование, придя в центр занятости, обратившись. Тебе предложат варианты работы, в том числе, кстати. И действительно это тоже шанс, который не все используют. Здесь уже нужно на себя посмотреть. Зачастую неплохо даже проэкспериментировать: а вдруг найдете что-то интересное. Может, на вахту поедете. Может, в другой город, там предложат хорошую работу. Почему нет? Есть, кстати, сайт, который тоже публикует все вакансии, именно такой государственный. Можно посмотреть. На сайте Роструда ссылка на него висит. То есть это тоже про лифты, про возможности, про реализацию. Но самое главное, конечно,– собирать себе еще портфолио, начиная со школьной, со студенческой скамьи собирать портфолио: проекты, в которых принимали участие, благодарности, рекомендации. Меня удивляет, когда люди приходят, допустим, присылают резюме: ни одного человека, который готов рекомендовать. Это странно. Ну, удивительно, если вы прошли какой-то опыт в этой жизни. Даже пусть студент, вы закончили вуз. Наверно, хотя бы один преподаватель вас должен порекомендовать. Наверно, хотя бы один из тех людей, у кого вы проходили практику, уж практику проходите каждый год, обучаясь в университете.
Н. Анварова:
Конечно.
Н. Калмыков:
Если вас никто из них не готов рекомендовать, у меня возникает вопрос к этому человеку: а что вы делали?
Н. Анварова:
Просто как-то студенты об этом не задумываются при прохождении практики.
Н. Калмыков:
К сожалению, да. Но если вы хотите строить карьеру, если вы хотите быть успешными, то нужно думать об этом с самого начала. То есть действительно ваша траектория зависит от того, что есть в вашем резюме во многом. Ваш опыт, ваши знания, ваши связи и ваше резюме, конечно. Это то, чего тоже многим не хватает. Сейчас есть замечательная возможность, допустим, сделали коллеги из Росмолодежи, тоже не все знают. Сделали единую систему АИС «Молодежь». Автоматизированная единая система, которая, на все мероприятия Росмолодежи люди регистрируются через единую форму. У них появляется свой профиль. Там сейчас уже почти полмиллиона человек. То есть это молодые люди, которые имеют свое портфолио, свой профиль. Дальше они могут это использовать, в том числе для своего резюме. То есть я был на таких-то форумах, на таких-то мероприятиях, получил такие-то благодарности.
Н. Анварова:
Эти форумы бесплатные для молодежи?
Н. Калмыков:
В основном да, конечно. Есть возможность всегда организовать и платный форум. Если вы хотите, можно завтра пойти и организовать форум. Почему нет? А если говорить о тех, которые проводятся, государственные – да, конечно. То есть это мероприятия, которые организуются для чего? С одной стороны, это отбор талантов. С другой стороны, это просвещение. А в-третьих – это лидеры общественного мнения, которых выдергивают, допустим, на площадку форума. Он получил опыт, знания и т.д. Но он потом вернется в регион, он им поделиться, он расскажет всем остальным. Это тоже очень важно – находить эти связующие точки. Потому что всех загнать на обучение невозможно. Это неправильно, наверно. То есть не каждый захочет, не каждый может, не каждый готов. У всех дела, еще что-то. Но найти тех, кто может быть трансляторами информации – это очень важно. И вот форумная программа, которая организуется именно Росмолодежью для молодежи, она имеет очень высокое значение. Есть федеральные форумы. «Территория смыслов» там основной. Есть окружные. В Астрахани проходит форум, в Крыму проходит «Тавриды», под Питером, в Ленинградской области проходит «Ладога», коллеги в Красноярске проводят тоже свой форум, и на Сахалине, кстати, тоже у нас форум проходил. Все эти форумы позволяют познакомиться между собой еще, наладить связи между регионами, между разными людьми. Это познакомиться и со спикерами и между собой. Это возможность генерировать проекты. Да, там еще есть программы небольшой, но тем не менее грантовой поддержки. Многие об этом тоже не знают. Подавая заявку со своим проектом, вы можете получить грант – 100 (200, 300) тысяч рублей, по-моему, если я не ошибаюсь. Это те деньги, которые для молодого человека, который собирается делать какой-то новый проект, очень даже не маленькие.
Н. Анварова:
Конечно, тем более для регионов, в принципе.
Н. Калмыков:
Да, то есть на этом можно сделать свой первый старт. Важный момент. Опять же, если возвращаться к предпринимательству, многие не знают, что есть программы поддержки предпринимательства, притом очень разные. Есть образовательные программы. Многие регионы дают субсидии на обучение на те или иные специальности, чтобы можно было предпринимателю развиваться.
Н. Анварова:
Нужно обращаться в администрацию?
Н. Калмыков:
Да, есть обычно департаменты, комитеты, министерства, центры, по-разному называется, то есть которые отвечают за поддержку малого и среднего бизнеса, предпринимательства. Есть субсидии. Прямые субсидии. Если вы будете делать свой проект в какой-то области, которая является значимой для региона, пожалуйста, есть возможность получить субсидию. Там небольшие деньги, но тем не менее на старт. Почему нет? То есть нужно смотреть сайт администрации, нужно обращаться, разговаривать и не бояться. Главное не ждать, а действовать. Это ключевой момент, которого у нас не хватает. Мы очень любим поругать, поныть. В России много таких людей, которые любят поныть, что все плохо и почему-то за нас не сделали.
Н. Анварова:
Да, мы осуждали тему молодежи.
Н. Калмыков:
Иди и делай. Не можешь – сам виноват. Если ты не делаешь – сам виноват, в первую очередь. Если есть желание, есть возможности. Голова есть – пожалуйста, вперед, действуй.
Н. Анварова:
Руки, ноги, голова.
Н. Калмыков:
То есть, на самом деле, слушайте, я могу сказать, что. Допустим, у нас в наставничестве, мы сейчас формируем комиссию наставничества для лиц с ограниченными возможностями. То есть люди-инвалиды, которые создают свой бизнес, свои общественные проекты, спортом занимаются. Это шикарно и это возможность. Когда ты смотришь на молодого парня, который сидит на лавочке, пивко попивая, семки грызет и жалуется (как все плохо, как все печально), в этот момент мне становится печально.
Н. Анварова:
Нет работы, а что еще делать?
Н. Калмыков:
Или когда молодой парень вместо того, чтобы идти нормальную работу искать, на производство идти, не знаю, специальность получать, идет работать охранником в магазин, наверно, социальные лифты ему не нужны вообще в принципе. К сожалению, у некоторых такая ментальность. У кого-то, видимо, воспитание. У кого-то недостаток стремления, желания. Это возможности, которые есть у всех. Хочешь – иди действуй. Наверно, это очень важный момент. Опять же сейчас специальности, в которых каждый может себя найти. Не хочет человек жить в большом городе. Замечательно. Пожалуйста, сельское хозяйство – замечательная возможность сейчас реализовать себя. У меня товарищ есть. Он еще молодой парень. Руководил консалтинговой компанией. Как-то так вот произошло случайно, необычно – он теперь живет в Чувашии.
Н. Анварова:
Ого!
Н. Калмыков:
Сельским хозяйством занимается. Совершенно изменил сферу, он погрузился в эту отрасль, присылает мне фотографии. Зерно у него там, комбайны ходят, рапс выращивают, еще что-то. То есть есть такие траектории. Есть опять же возможность, очень большая, кстати, между прочим, – это экологический туризм. Специалисты, которые умеют не просто продать путевку легко и быстро, которые понимают, как организовать экологический туризм, туризм внутрироссийский, внутренний, очень не хватает.
Н. Анварова:
Государство тоже это поддерживает?
Н. Калмыков:
Да, есть программа поддержки внутреннего туризма, внутрироссийского. И при этом здесь огромнейшие возможности есть. Потому что маршрутов сейчас очень много можно сделать. Можно их придумать, можно структурировать, это можно предлагать, в том числе туристам. По России ездить можно очень много. Страна огромная. И конкуренции здесь еще пока нет. Пожалуйста, стройте свой бизнес. Ну да, здесь нужно будет исхитриться, продумать, напрячься, подействовать, а не просто ждать у моря погоды опять. То есть это тоже все возможности. Айтишники нужны безумно.
Н. Анварова:
Это да.
Н. Калмыков:
По нашим опять же исследованиям и опросам, сейчас нужны специалисты в информационных технологиях, нужны инженеры. Нужны очень, везде. Многие не могут найти себе работу, странным образом. На самом деле они очень нужны. Интересные специальности есть, связанные, допустим, с урбанистикой, специалисты, которые понимают, каким образом выстроить целые кластеры взаимосвязанные в городе. Это тоже очень востребованные, новые специальности. Ну, они не новые, на самом деле, ну, для нас это слово многим может быть непривычно. Есть специализация – управление социокультурными проектами. Это не просто культуролог. Это не просто организатор, какой-то администратор. Когда ты понимаешь, каким образом выстроить полностью социокультурное пространство, допустим, парка, либо Дома культуры, который будет и интересен и транслировать определенные правильные, нравственные, определенные моральные ценности – с одной стороны. С другой стороны – он будет еще инвестиционно привлекательным, можно будет пригласить предпринимателя, который поддержит, заинтересуется этим проектом, и могут проинвестировать в него. То есть это действительно тоже специальность, которая имеет очень высокий потенциал, потому что сфера культуры, кстати, приносит очень немаленькие деньги, если правильно организовать этот свой бизнес. Точно так же есть направления, связанные с образованием. Образование везде является, наверно, одним из самых прибыльных видов предпринимательства, на самом деле. Многие об этом не знают. Но это когда ты ведешь не просто один-два тренинга, когда ты действительно выстраиваешь определенную специализацию, можешь выстроить свою образовательную школу. То есть люди свое собственное имя начинают развивать. Это шикарная возможность, когда ты транслируешь именно знание, то есть качественное знание. Я имею в виду все-таки образование, которое соответствует всем государственным стандартам, то есть когда это уже лицензированное образование, а не просто отдельное.
Н. Анварова:
Просто сейчас тренингов очень много разных.
Н. Калмыков:
Да. Я говорю про фундаментальное, про качественное образование, то есть не точечные какие-то истории: поразвлекались, между собой поболтали, посмеялись и т.д. Я говорю про качественное образование, которое действительно востребовано. Потому что повышаешь квалификацию, становишься дороже на рынке труда, ты можешь больше возможностей себя реализовать. Но найти качественное образование всегда сложно. Притом есть даже возможность образования, в том числе в России для иностранцев. Очень много иностранцев приезжает учиться в Россию. Это факт. Самых разных стран. У нас в академии в том числе, постоянно ходят целые группы абитуриентов, которые из других государств, приезжают поступать в Россию учиться. Потому что они понимают, что здесь есть определенная своя специфика, есть зачастую глубина неплохая обучения. Да, не везде и не все преподаватели. Но тем не менее это бывает зачастую намного перспективнее. У нас приезжали стажеры, которые учились за границей. Мы их заново переобучали, объясняли некоторые базовые, какие-то фундаментальные вещи. Потому что есть специфика некоторых стран, где затачивают больше на определенный навык, на конкретную узкую специальность, но в ширину не смотрят, а ему тяжело потом ориентироваться. Есть наоборот ситуации, совершенно противоположные – когда вроде все как-то абстрактно, но ничего конкретного. Сам себя развлекал: как хотел, так учился. То есть можно найти самые разные ниши для реализации себя, на самом деле, в России. И в том числе используя механизмы государственной поддержки, конечно. И программы форумов, и программы субсидий, и гранты, которые у нас предоставляются. Сейчас, допустим, обновилась система грантов, которые даются Общественной палатой. Раньше там были грантодатели – несколько операторов, которые раздавали гранты. Не всегда прозрачный механизм. Многие об этом ругались. Ну, это правда, действительно, не понятно было иногда. Сейчас мы видим, что даже многие уважаемые организации не получили в этом году гранты. Вот буквально новость была, «Ночные Волки», допустим, коллеги, не получили себе грант. Еще несколько организаций, которые вроде бы обычно получали гранты. Но изменилась система подачи, изменилась процедура. Появилось больше конкуренции, больше заявок пошло. Есть теперь единый грантооператор. И зайдя на сайт Общественной палаты, любой человек может изучить информацию, если у него есть общественная организация либо он может другую зарегистрировать. Он имеет возможность подать заявку. Притом раньше можно было подать только если у тебя организация больше года. Сейчас сделали специально исключение для организаций, которые не так долго существуют. Есть возможность подать заявку на маленький грант. По-моему, до 500 тысяч рублей, если я не ошибаюсь. Могу попутать, на сайте надо посмотреть.
Н. Анварова:
Это для поддержки своего проекта, правильно я понимаю?
Н. Калмыков:
Да, это общественная организация. То есть есть возможность реализоваться и через это направление деятельности. То есть, на самом деле, существуют сотни, тысячи возможностей, как себя можно встроить в поток и начать реализовывать. Самое главное – нужно в один определенный день встать и начать действовать. То, чего не хватает многим.
Н. Анварова:
Это да. Например, возможно ли такое? Например, для многих журналистов. Я по своей практике общаюсь с молодыми студентами. Журналистам зачастую негде работать в принципе. Потому что журналистов, в принципе, много. Многие съезжаются именно в Москву, в Санкт-Петербург и многие сталкиваются вот с такой проблемой, что негде пройти практику. Или, например, практику есть где пройти, где бесплатно, но негде хотя бы какие-то там свои мелочи подзаработать.
Н. Калмыков:
Смотрите, для журналистов, на самом деле, есть много решений. Я знаю буквально несколько редакций, которые берут к себе на практику, стажировку, притом на удаленную в том числе из регионов, когда есть возможность: а) набить себе определенное портфолио. То есть, пока у тебя нет нескольких десятков статей, ну, наверно, ты еще не журналист.
Н. Анварова:
Наверно. Конечно.
Н. Калмыков:
То есть пока не написал что-то. Ребята берут, действительно, практикантов, стажеров, и из регионов в том числе. Если будет кому-то интересно, можно мне личным сообщением написать – перешлю контакты. Просто чтобы у вас здесь не рекламировать. А второй момент, тоже немаловажный, – всегда есть возможность найти смежную специализацию. Человек, который хорошо пишет тексты, он востребован. Журналисты нужны, на самом-то деле. Но журналист – это намного шире, чем только работать в издании, в СМИ.
Н. Анварова:
Конечно.
Н. Калмыков:
Журналисты нужны бывают в общественных организациях. Это уже переход в статус пресс-секретаря зачастую происходит. Журналисты бывают нужны и находят себе реализацию вообще в сфере социологии, проводя глубинные интервью. Некоторым это нравится, они погружаются и уходят вообще в социологию. Есть такие, я уже знаю несколько человек. Журналисты бывают очень нужны на работе в пресс-службах органов власти, потому что не всегда там есть люди с профильным образованием на позициях, отвечающих за связи с общественностью. Журналист, конечно, может там реализоваться.
Н. Анварова:
Но без опыта работы сложно устроиться.
Н. Калмыков:
Практика, стажировка. Начинаем с этого. То есть да, я с этого и говорил. Стажировка. Стажируются сначала. То есть надо первым шагом начать набирать опыт. То есть если журналист за время учебы в вузе, за 4-5 лет не написал ни одной статьи, у меня вопрос возник: а это журналист?
Н. Анварова:
Нет, ну, конечно, все, в принципе, и пишут и издаются и где-то что-то.
Н. Калмыков:
Конечно, нужно портфолио. Нужно с ним уже дальше двигаться и идти. Опять же всегда есть возможность организовать какой-то свой собственный проект. Почему нет? допустим, есть журналистика текстовая, есть видео. Есть возможность снимать репортажи.
Н. Анварова:
Сейчас да.
Н. Калмыков:
Можно найти какие-то истории, которые потом, впоследствии предложатся телеканалу. Сделайте два-три хороших репортажа. Есть, например, опять же не рекламировать стараюсь просто, отдельные издания. Есть видеоканал. Коллеги видео, телевидение сделали, но они идут в самые горячие точки, они рискуют жизнью. Да, действительно, не имеет значение базовое какое-то финансирование. Они снимают ситуацию в Сирии, то, что на Донбассе происходило, и в ряде других регионов. И за счет того, что они делают уникальный материал, уникальный, потому что нет практически никого.
Н. Анварова:
Конечно.
Н. Калмыков:
Они, действительно, раскручивают свое собственное издание. Это возможность. То есть можно себе найти определенную нишу, в которой вы будете востребованы. Мне вот очень. Мы делали доклад про здравоохранение. Замечательная девушка, мне она периодически звонит. Она занимается именно журналистикой в сфере здравоохранения. Отраслевые журналисты очень востребованы. Есть еще очень специфическое направление – журналистика данных. И очень многие журналисты ничего не понимают в цифрах. Вообще. Ни в экономике, ни в статистике, ни в социологии. Объясняешь раз за разом: как правильно интерпретировать, что это такое, как с этим работать. Очень тяжело. И это тоже ниша, которая достаточно свободна. Если вы научитесь набивать именно в этом портфолио, значит, вы начнете себя позиционировать. Это поиск своего персонального бренда. Любой журналист, даже молодой, должен искать ту нишу: где он специалист, чем он уникален, какое у него портфолио, кто его порекомендует, кто его знает, почему его материал особенный, то есть что там уникально. Это то, над чем нужно работать серьезно очень. Вот так про журналистов.
Н. Анварова:
Интересно. Расскажите, вот мы затронули такую тему – профессии будущего. Вот с вашей стороны, как вы думаете, какие самые актуальные?
Н. Калмыков:
Некоторые я уже говорил. Специалисты по инжинирингу нужны, нужны специалисты, допустим, по нейронаукам. Биомедицина, биотехнологии. Колоссальные возможности роста там. В фармацевтике очень много возможностей, специалисты нужны. Нужны специалисты, которые умеют не просто на словах, а на практике работать с большими данными. То есть, это действительно хорошие математики, хорошие статистики, которые могут работать с большими массивами данных. Их очень мало, кстати, между прочим, таких специалистов.
Н. Анварова:
Конечно.
Н. Калмыков:
Нужны специалисты, которые занимаются различными исследованиями. Я говорю не только об отдельных отраслях, вообще, в принципе. Управление исследовательскими проектами тоже очень востребовано, потому что когда ты выстраиваешь исследовательскую работу, внедренческую работу, тоже очень большие возможности есть. Специалисты по коммерциализации. То есть человек, который специализируется. Есть инновации, есть технологии, есть решение какое-то, но его нужно внедрить и привести в коммерческое русло. Да, конечно, нужны. Программисты да, они востребованы сейчас, но я подчеркну, что востребованы будут в следующем этапе еще более значимые специалисты – это определенные системные архитекторы. Это люди, которые могут придумать проект, его алгоритм, его встраивание в общественную систему, в маркетинг и все остальное. А после этого уже появится техническое задание для программиста, который будет создавать это. То есть на более высоком, на первом этапе мы должны создавать сами проекты. Мы не всегда это делаем, мы пытаемся больше подстраиваться под имеющуюся инфраструктуру. Кто придумывает инфраструктуру, тот и конкурентоспособен, потому что есть возможность задать определенные тренды рынку (и российскому и международному). Тоже возможность. Но не только технологические специальности есть. Есть экологи, востребованы очень.
Н. Анварова:
Обучение позволяет вырастить таких специалистов?
Н. Калмыков:
Если специалист не учится сам параллельно с основной учебой, он никогда высококлассным специалистом не станет. Моя позиция такая. Это мое личное суждение, что образование в вузе – это возможность сориентироваться, это возможность посоветоваться, проконсультироваться с преподавателем, но учиться нужно самому всегда. Если человек не читает сам книги, если по специальности он не пытается изучать что-то, если он не ходит на профильные выставки, на какие-то форумы, конференции, он в редких случаях может достичь большого успеха. Нужно самому тоже действовать. Каждый сам кузнец своей судьбы в этом смысле. И экологи нужны. Да, тяжело с экологами, нет специалистов практически хороших, очень мало. Есть специалисты, которые занимаются международными отношениями, в том числе привлечением инвестиций. Если вы станете классным специалистом по привлечению инвестиций, вас будут любить все.
Н. Анварова:
Это точно.
Н. Калмыков:
Вы будете знать, где искать деньги.
Н. Анварова:
И как их принести.
Н. Калмыков:
Но надо не просто изучать язык, допустим. Многие: я изучил язык – я самый умный, хороший. Нужно изучить язык и понимать, куда его применить. Его применить нужно для переговоров, для контактов, для отношений. Не все это делают, не все напрягаются, чтобы получить какое-то дополнительное знание, дополнительный навык, а это связи, контакты, которые могут принести огромные деньги в том числе. Это польза и вам лично и стране в том числе, и экономике, и бизнесу. Так что, на самом деле, специализаций очень много. Про культурную отрасль я говорил, про образование. Специалисты в новых технологиях образования, обучения – да, они будут востребованы. Те, кто будут действительно понимать, как внедрить тот или иной подход, каким образом это выстраивать, как это интегрировать с IT-решениями. То есть специалисты нового поколения в любом случае междисциплинарными должны быть – когда человек должен понимать в разных направлениях деятельности, не только узкую специальность, но и все, что вокруг. Это тоже очень важно понимать.
Н. Анварова:
Подскажите. Вы все равно, как политик, хочется спросить, будут ли, например. У нас выборы в 2018-ом году. Будут ли какие-то кандидаты из молодых ребят или все-таки?
Н. Калмыков:
Вы про какие выборы говорите?
Н. Анварова:
Про выборы президента. Потому что я слышала, что вот Навальный хочет свою кандидатуру добавить. Есть такие какие-то политические лидеры?
Н. Калмыков:
Я, наверно, не буду обсуждать фигуру, которая мне, в принципе, не понятна. То есть они не имеют отражение запросу граждан. Если такие фигуры появятся – замечательно.
Н. Анварова:
А в вашей практике?
Н. Калмыков:
В моей практике я пока не видел, чтобы кто-то заявлял о подобных амбициях. И действительно осуществлял бы свою деятельность и компетенцию на этом уровне.
Н. Анварова:
Помимо амбиций, да, нужно работать на этом уровне.
Н. Калмыков:
Если у нас появляются молодые специалисты, которые идут в политику, это замечательно. Есть молодежный парламент, допустим при Госдуме. Мария Воропаева им активно занимается. Он сейчас, происходит много изменений. Я знаю, что они там реализуют разные проекты, специальные какие-то инициативы. Замечательно. Буквально недавно обсуждали оценку эффективности работы Госдумы по мнению граждан. Опрос мы делали. Тоже приглашали ее. Она у нас участвовала на пресс-конференции. Действительно, очень большой вклад в восприятие вообще политической системы идет через молодых политиков и тех, кто будет дальше расти в политике. Есть, допустим, Ассоциация Молодежных Правительств. Сергей Конев занимается. Замечательная организация, выстраивает фактически сетку тех, кто хочет быть на госслужбе, хочет реализоваться в будущем на госслужбе. Тоже замечательно. То есть таких вариантов очень много.
Н. Анварова:
Есть и такие сетки, да?
Н. Калмыков:
Конечно.
Н. Анварова:
И тоже своеобразные политические лифты для молодежи?
Н. Калмыков:
Да, это возможности.
Н. Анварова:
Спасибо большое вам, Николай, за наше интервью. И вообще, в принципе, много дали информации, даже и для меня, и для зрителей. Дорогие зрители, мы с вами прощаемся и встретимся на следующей неделе. До свидания.