{IF(user_region="ru/495"){ }} {IF(user_region="ru/499"){ }}


Нелли Уварова 03 мая 2017г.
Наивный бизнес
С Нелли Уваровой мы поговорим о социальном бизнесе

«Сделано в России», Алексей Ларин. Сегодня в гостях Нелли Уварова.

Мы будем говорить о бизнесе, который есть у Нелли с 2011 года. Работает проект, который называется «Наивно? Очень». Проект социальный, он имеет благотворительную составляющую, но, тем не менее, это – бизнес-проект.

Нелли Уварова: Да, безусловно.

Тогда я всегда прошу рассказать о себе. В твоем случае можно войти в Википедию, почитать все в Интернете. Но хочется попросить рассказать: первый ли это опыт в бизнесе или может быть был еще школьный, студенческий?

Нелли Уварова: Это мой первый опыт. Я нахожусь в процессе постижения бизнеса. Проекту уже шесть лет. Когда мы поделились своими планами, советовались с людьми бизнеса, все крутили пальцем у виска и говорили: «Ребята, ну вы смешные, конечно!» Но меня это не остановило в тот момент. Поэтому мы как тогда открывали Америку, так и продолжаем ее открывать.

Как появилась идея? С чего это все началось?

Нелли Уварова: Этот проект родился из влюбленности. И я даже почти уверена, что бизнес вряд ли может похвастаться таким началом, но в нашем случае это было так. Увидев однажды творческие работы ребят я просто в них влюбилась. Потом узнала о том, кто стоит за этими работами, как они непросто живут, как непросто им дается все это, и, тем не менее, как совершенно потрясающе эти ребята видят мир. И я поняла, что им просто нужно помочь. Это слово «помочь» сразу тянет какие-то благотворительные проекты. Их масса, и у них свой путь. Но мне сразу стало понятно, что просто помочь мало, потому что обычно такие благотворительные акции имеют свой финал: мы бросаем всю энергию, что-то происходит, и потом все это потихонечку сходит на нет. Каждая даже финансовая помощь очень быстро куда-то растворялась, и больших принципиальных изменений в жизни этих прекрасных людей я не наблюдала. Поэтому почти с самого начала, принципиально для себя, я решила, что это будет другого рода помощь. То, что делают ребята, их картины, изделия, творческие объекты продаваемы, а значит, их нужно продавать. А если их можно продавать, значит, таким образом можно зарабатывать.

Ну и, соответственно, сам проект – это магазин.

Нелли Уварова: В данный момент, это магазин, реальное пространство которого находится в Artplay. Это интернет-магазин и мастерские, в которых ребята работают. Сейчас это уже широкий спектр изделий: керамические, текстильные изделия, с принтами.

Кто эти ребята?

Нелли Уварова: С особенностями развития. Они взрослые люди, это принципиально, потому что особенным детям еще оказывается какая-то поддержка. И, в первую очередь, их обучают, пытаются социализировать для того, «чтобы», а вот этого «чтобы» потом не происходит. Они становятся по паспорту взрослыми, а по сути остаются теми же детьми, и понятно, что вряд ли кто-то возьмет их на работу, несмотря на то, что среди них есть просто уникальные, талантливые люди в разных сферах. Но в нашем случае, это творчески одаренные люди – художники.

Особенным детям еще оказывается какая-то поддержка. Их обучают, пытаются социализировать для того, «чтобы», а вот этого «чтобы» потом не происходит. Они становятся по паспорту взрослыми, а по сути остаются теми же детьми, и вряд ли кто-то возьмет их на работу, несмотря на то, что среди них есть просто уникальные, талантливые люди в разных сферах.

Получается, что ты решила не «давать рыбу», как говорят, а «дать удочку» тем людям, которым сложно социализироваться и зарабатывать. Ты создала бизнес, который позволяет не просто от заработанных денег оказывать поддержку, но и трудоустроить самих этих людей?

Нелли Уварова: Да.

Сколько человек сейчас работает в проекте?

Нелли Уварова: У нас официально трудоустроено пять человек, еще десять обучаются в нашей мастерской, которые впоследствии тоже будут на трудовом контракте, уже полноценными нашими сотрудниками.

Люди из регионов могут приобщиться к этому бизнесу?

Нелли Уварова: Да, но всему свое время. Нам сейчас просто очень тесно, потому что пока мы шли путем, пока пытались пробиваться к властям с тем, чтобы нам дали хотя бы льготы на аренду помещения, все стояло на месте. И мы решили сделать вид, что у нас все хорошо и мы крутой коммерческий проект, несмотря на то, что не справлялись, но боялись потерять наших ребят, и сняли помещение по коммерческой стоимости. Мы все время ставим перед собой невыполнимые задачи, а потом их выполняем.

Так как передача о бизнесе, то хочется попросить вспомнить те шесть лет назад: с чем пришлось сталкиваться, как выстраивался непосредственно бизнес? Были рядом люди, которые подсказывали, как делать правильно, как развивать этот бизнес?

Нелли Уварова: Не оказалось рядом с нами такого человека, который бы нам подсказал, потому что никто не верил. Все люди бизнеса, выслушав нас, говорили нам о том, что у вас прекрасные идеи, давайте создадим фонд. Никто не верил в бизнес-модель.

Как все начиналось и почему не умерло?

Нелли Уварова: Потому что есть две фанатично настроенные женщины – это я и Елена Вахрушева, директор проекта, и потому что мы сами в это очень верим. И как нас не пытались разуверить, мы все равно решились: будем биться в закрытую дверь.

С чего начинали? Здесь очень важно понимать, как тот или иной бизнес начинается и развивается, потому что твоя ситуация, согласись, не очень стандартная: это социальный бизнес, и он априори уже вызывает к себе внимание, потому что он не такой, как все.

Нелли Уварова: Действительно, есть внимание к социальному бизнесу, но это внимание потому, что сейчас модно говорить об этом. У нас волна моды, и она очень быстро сходит. Все-таки моя основная профессия совершенно другая, и туда уходит масса энергии, сил и времени. И проектом «Наивно? Очень» мне приходится заниматься тоже стихийно, в паузах между съемками, премьерами в театре и детьми. В этих паузах у нас обычно мозговой штурм, задача на какой-то период, которая осуществляется до следующего штурма, и анализ того, что удалось сделать, что не получилось, от чего мы отказываемся, а что мы все-таки берем в работу. Нас часто приглашают на мероприятия, связанные с социальным бизнесом, как ярких представителей. По факту, все это пока разговоры, потому что кроме вывески «социальный бизнес» ничего за этим не стоит.

Существуют грантовые программы, программы поддержки. В Москве я достаточно часто вижу, что есть благотворительные, социальные проекты, конкурсы. Для некоммерчекских организаций проводят мероприятия, где готовы давать гранты, финансовую поддержку, какую-то помощь для того, чтобы такие проекты поддержать. Это не работает?

Нелли Уварова: Наверное, работает. В нашем случае нам дали не грант, а беспроцентный кредит, что сразу выбросило нас на несколько шагов вперед, позволило расшириться, принять еще несколько людей в свой проект. Такие программы есть, но они пока обходят нас стороной.

Но вы сами их ищете? Такие программы сами не приходят.

Нелли Уварова: Да, этим занимается директор проекта Лена Вахрушева. Ищем, но очень много всего почему-то само собой отлетает.

Наверное, на все не хватает времени и рук?

Нелли Уварова: Не только. Скажем так, многие впоследствии пытаются подмять нас под себя, поэтому мы очень осторожно выбираем друзей.

И это правда. Тем не менее, я хочу обратиться ко всем. Если вы знаете о каких-то проектах, поддержке, грантах и т.д., присылайте информацию, и проекту это будет полезно.

Нелли Уварова: Да.

Ваше отличие — это то, что у проекта есть медийное лицо, все-таки Нелли Уварову знают многие, и по идее, как обычный человек думает, это должно открывать многие двери. Дает ли это преференции или нет?

Нелли Уварова: Я недавно как раз шутила на эту тему и сказала Лене: «Лена, ты знаешь, мы выбрали не то медийное лицо для нашего проекта». Изначально, когда проект начинался, для меня было важно, что я себя никак не обозначаю, просто делаю проект, но это нигде никак не освещается.

Но сейчас это не так, насколько я понимаю?

Нелли Уварова: Сейчас это не так, да, потому что года через два-три я поняла, что нам не хватает все-таки поддержки медийного лица. Мало просто делать хорошее дело, о нем нужно еще, оказывается, кричать. А для меня это противоестественно.

Для проекта «Наивно? Очень» не хватало поддержки медийного лица. Мало просто делать хорошее дело, о нем нужно еще, оказывается, кричать.

Любой бизнес – это реклама.

Нелли Уварова: Но я тоже немножечко особый медийный человек, со своими особыми ребятами. Поэтому я только на третий год поняла, что готова с этим выйти. В первый год мне было трудно об этом рассказывать, потому что это больше бы походило на рекламу меня, чем на рекламу проекта. Сначала нужно было пойти вглубь этого. Я не стеснялась, но мне нужно было самой понять предмет и прорасти в нем, чтобы я могла об этом рассказывать. И я просто почувствовала необходимость об этом говорить. А это уже сошлось с тем, что необходима реклама, потому что к этому моменту приходилось преодолевать такое количество проблем, что уже хотелось не просто говорить об этом, а кричать.

Но это стало помогать?

Нелли Уварова: Да, конечно, что лукавить.

У тебя есть армия поклонников, и огромное количество людей следят за твоим творчеством, которым интересно все, к чему ты прикасаешься. И когда они узнают о том, что у тебя есть такой замечательный бизнес, очень креативный и интересный, то это хороший канал продаж?

Нелли Уварова: Многие узнают о проекте, когда интересуются моей параллельной жизнью или просто о том: Нелли Уварова – кто это? Появляется информация о проекте «Наивно? Очень», залезают и пропадают, влюбляются так же, как и я. Вот этот путь мне очень нравится – когда у нас покупают продукцию не потому, что «Ой, надо ребяткам помочь!», а потому что просто влюбляются в те вещи, которые представлены.

В твоем случае бизнес на сегодняшний день небольшой, но это настоящий бизнес. И что очень важно, он окупается, работает, развивается. Тогда вопросы, опять же, бизнесовые, технические. Есть люди, которые рисуют эти рисунки, превращаются в принты и т.д., но все это потом нужно превратить в продукцию, которую нужно продавать. Как здесь налаживали отношения? Искали подрядчиков или покупали какое-то оборудование? Как выглядит ваш бизнес?

Нелли Уварова: Изначальна наша идея была в том, чтобы продавать только те изделия, которые ребята сделали своими руками. Эти вещи уникальны, ничего подобного вы нигде не увидите. Я совершенно пропала, когда увидела керамику, но это и изделия текстильного производства, и печатные, книжка. Но чтобы содержать мастерские, нам нужны были деньги, масштабы. Ребята рисуют картины огромных масштабов. У нас уже есть возможность даже открыть свою галерею – за эти годы накопилось такое количество работ. Стал вопрос о том, что нужно открывать производство и какую-то тиражную продукцию. Я была против, я сопротивлялась. Но потом начать делать тиражную продукцию стало очевидным. Мне дали премию за творческие заслуги. Мы сказали: «Не надо денег, давайте их сразу в проект». Фонд защиты правообладателей купил нам оборудование. Первые станки были куплены вот таким образом. Потом стали поступать деньги, и мы стали расширять производство.

Кружки, посуду, футболки, толстовки вы шьете сами?

Нелли Уварова: Шьем не сами, но печатаем сами. Потом была грандиозная помощь со стороны фонда «Наше будущее». Мы проходили конкурс, нужно было представить свой бизнес-проект, защитить его, чтобы получить беспроцентный кредит. После этого мы смогли открыть свое текстильное производство и начать производить печатную продукцию.

Имеется в виду, наносить рисунок на текстиль?

Нелли Уварова: Да. И таким образом расширилась линейка нашей продукции, мы стали зарабатывать для того, чтобы как можно больше ребят принять в свои стены.

На оборудовании работают эти же ребята?

Нелли Уварова: Не всегда. Они могут сделать кружки от рисунка до доставки. Автор рисунка может сделать все от начала до конца: весь производственный процесс и доставка заказчику. Это для нас огромная гордость, потому что мы не представляли себе, и даже ребята не знали о том, что они на это способны. Для них необходима смена деятельности. Это очень важно. Они могут пятнадцать минут рисовать, а потом клеить наклейки, затем снова рисовать, а потом что-то заворачивать, печатать кружки.

О доставке вообще не было речи изначально. Заниматься доставкой могут только некоторые из них, и это доставляет им огромную радость и невероятные эмоции: осуществить тот путь, который изначально казался невозможным, потому что они терялись в городе, а потом еще получить те эмоции, когда они отдают вещь, которую они сделали своими руками, в чужие руки и видят, как кто-то радуется. И человек возвращается совершенно счастливым и с новой энергией творит новые вещи.

Получается, это небольшое количество людей, с которыми вы работаете, и рисуют, и работают, и вы, в общем-то, справляетесь?

Нелли Уварова: Они требуют сопровождения, поэтому рядом с ними работают пять человек с сохранным интеллектом, чтобы все эти процессы осуществлялись. Если кто-то из наших особых художников не в настроении или устал, то рядом всегда есть человек, который просто прикроет эту брешь. Но рисуют только они. Никто с художественным образованием с ними не работает, кроме главного художника проекта, который их обучает – это Таня Чемоданова. Она вынуждена была переехать за границу, и мы потеряли уникального человека, который находит с ними общий язык и способен их направлять, давать им верные задания, подталкивать их к творчеству, чтобы они совершенствовали свои навыки. И вот мы лишились такого человека, и взамен ей, никого не могли найти, и не хотели. Поскольку ребята по ней очень скучали, купили экран, чтобы была связь по скайпу, потому что нельзя так отрывать любимого человека. И вот так по скайпу происходят занятия.

Рисунки ироничны, они же не просто нарисованы, а сопровождаются надписями. И иногда возникает ощущение, что это делают очень умные люди, которые тонко чувствуют, что потребитель хотел бы купить. Потому что, с моей точки зрения, то, что вы делаете, попадает в хипстерскую культуру. Люди относятся к ней по-разному, но это интересно, оригинально, нестандартно. Это те вещи, которые не в каждом магазине купишь.

Нелли Уварова: Книга «Жизнь замечательных идей» — это мини-энциклопедия. Здесь портреты известных людей, в двух или четырех строках текст о них, написанный Сергеем Таском. Эта книга появилась на свет благодаря именно ему.

Книга для детей, подростков и взрослых – вспомнить, кто есть кто. Если бы не было текста, возможно, картинка бы так не заиграла. Если бы не было картинки у этого текста, то не было бы успеха у этого текста. В сочетании это дает тот самый эффект, который заставляет купить майку с такой картинкой, с этим текстом или кружку. Иногда ребята рисуют картинки к тексту, который уже есть, а в данном случае Сергей Таск писал тексты к картинкам. То есть у ребята было задание просто нарисовать.

А бывает, что ошибаетесь?

Нелли Уварова: Бывает, когда картинка нравится одному из трех. Я, например, была достаточно спокойна к рисунку «Тихо в лесу, только не спит барсук». Картинка мне нравится, текст известный, но я спокойна. А он побил все рекорды.

Какие планы для бизнеса стоят дальше?

Нелли Уварова: Мы хотим прорастать в регионы. Хотелось бы открывать в других городах не только магазины, но и мастерские. Это далекие планы, к сожалению, потому что нас не много. Нам нужны очень правильные люди – не только бизнес-ориентированные, но и понимающие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, ведь ребята, с которыми мы работаем, нестабильны, а бизнес должен быть стабильным и честным в нашем случае, с уважением к тем, кто с нами работает.

Нам нужны очень правильные люди – не только бизнес-ориентированные, но и понимающие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, ведь ребята, с которыми мы работаем, нестабильны, а бизнес должен быть стабильным и честным в нашем случае, с уважением к тем, кто с нами работает.

Как давно у вас работает интернет-магазин?

Нелли Уварова: Шесть лет. С него все и начиналось. Есть большой опыт и большая география.

Работа с людьми вызывает много вопросов, и нужны специалисты. Может быть, здесь есть смысл искать тех людей в регионах, которые могли бы, поддерживая идею не просто с точки зрения благотворительности, а понимая суть этого бизнеса, подключаться и создавать достаточно большую сеть по России, а может быть, и за рубежом?

Нелли Уварова: Возможно, но мы должны к этому быть готовы на все 100% с точки зрения обеспечения процессов. Поэтому сейчас у нас происходит отлаживание всех процессов, мы набиваем шишки, с тем чтобы потом это можно было масштабировать.

Такое ощущение, что есть вещи, которые смущают, либо пока есть стоп-факторы, которые не позволяют развиваться дальше. С точки зрения бизнеса, что это?

Нелли Уварова: У нас получается немного замкнутый круг. Прошлый год был очень тяжелым, мы едва выживали, были долги по зарплате. Безусловно, задерживали зарплату не ребятам, они у нас в первую очередь. Есть у нас деньги, нет денег – все силы и свои собственные средства бросали на то, чтобы просто закрыть эти дыры, если они образуются. И в декабре один пост в Facebook сотворил чудо. Друг нашего проекта, Катя Берман. разместила такой пост: «Ребята, вот есть мои друзья, проект «Наивно? Очень», и сейчас им непросто, ну вот так сложились обстоятельства. Я хочу вам о нем рассказать. Посмотрите, а вдруг? Новый год, сейчас подарки. Здесь вы, возможно, найдете то, что вам нужно». И один пост в Facebook просто сотворил чудо, потому что на нас обрушилось огромное количество заказов. Ребята работали все новогодние праздники, и мы все равно не справились с объемами. И вот это замкнутый круг. Нам нужны объемы, с одной стороны, с другой – чтобы у нас была возможность взять эти объемы. Мы все время об это спотыкаемся, потому что содержать большие мастерские и большой штат мы не можем, у нас нет постоянно большого количества заказов, а в то же время мы должны быть готовы.

А не рассматривали возможность работы с внешними подрядчиками по изготовлению продукции?

Нелли Уварова: Рассматривали, но пока такого опыта нет. Все делаем своими силами.

Но если дальше продолжать, это одна из причин, которая сдерживает или есть что-то?

Нелли Уварова: В данный момент не хватает штата, а штат должен быть. Штата людей и помещение. Объем продаж нестабилен.

Есть ли опыт работы с корпоративными заказами?

Нелли Уварова: Есть. Большой опыт работы с крупными известными компаниями. В свое время и с Трансаэро работали, делали большой заказ с Билайном. Много больших компаний делают заказы, корпоративные подарки для своих клиентов либо сотрудников. Это то, что нас тоже держит на плаву.

Мне кажется, вы совершенно на правильном пути, есть куда развиваться.

Нелли Уварова: У нас есть куда развиваться, и мы видим очень много возможностей, но из-за нехватки рук мы иногда не можем эти возможности использовать, а использовать их нужно своевременно.

Используете ли волонтерскую работу?

Нелли Уварова: Да, такое случается, но редко – это позитивный опыт для нас, потому что не все готовы. Бывает желание помочь, а человек приходит и не выдерживает, потому что у нас все происходит в одном пространстве. Либо ребята не выдерживают, потому что не со всеми людьми они находят общий язык. Многие приходят, говоря о том, что они волонтеры, но хотят зарабатывать, и зарабатывать хорошо. А мы не готовы сразу взять человека на оклад. Кто-то выдерживает эти два-три-пять месяцев и остается с нами, и тогда этим людям уже можно сегодня ставить памятник, потому что это уникальные люди. Каждый человек, работающий в нашем проекте, – это уникальный человек. Я смело могу об этом говорить. Каждому я готова поставить памятник и поклониться.

Каждый человек, работающий в нашем проекте, – уникальный. Я готова поставить памятник каждому и поклониться.

Я присоединяюсь. Общаетесь ли с похожими проектами?

Нелли Уварова: Не объединяемся, но общаемся. И делимся каждый своим опытом, чтобы хоть какие-то грабли обойти.

Какие еще есть похожие проекты, где социальный проект является бизнесом?

Нелли Уварова: Я знаю о проекте «Авоськи». Мы с ними очень часто соприкасаемся, чаще всего на тех ярмарках, где мы знакомимся и начинаем общаться. Это благотворительные проекты, которые делают продукцию ради сбора денег. С ними у нас дороги расходятся.

Дело хорошее, и потянуть бизнес – дело не простое, а то, что ты делаешь, еще и святое дело.

Нелли Уварова: Все контакты есть на сайте naivno.com. Мы открыты к любым предложениям, в результате общения мы придумываем совершенно уникальный продукт. Поэтому мы открыты к любым предложениям. Может быть, удивительность этого проекта еще и в том, что мы не используем наработанные схемы.

Не зная наработанных схем, мы изобретаем новые, и они иногда интереснее, чем те, о которых знают все.

Не зная наработанных схем, мы изобретаем новые, и они иногда интереснее, чем те, о которых знают все.

Хочется еще раз сказать тебе большое спасибо за то, что ты делаешь. Не все люди готовы ввязываться в сложные истории. Бизнес непростой, а у тебя, человека творческого и занятого, хватает своего времени, интересов заниматься еще и этим направлением. И большое спасибо, в первую очередь, от тех, с кем ты работаешь и кого ты вдохновляешь. Ведь многие в стране смотрят за тем, что ты делаешь, вдохновляются, и хотелось бы верить, что где-то пытаются повторять твои шаги.

Нелли Уварова: Да, это происходит.

Сегодня в гостях была Нелли Уварова, основатель проекта «Наивно? Очень». Всем пока!

Нелли Уварова: Спасибо. Счастливо!