Павел Гросс-Днепров Эксперт в области доменного бизнеса, доменный инвестор, владелец крупнейшего доменного магазина/ парковки доменов DomainParking.ru 16 июля 2015г.
Александр Михеев
Доменный бизнес
Доменный бизнес

Александр Михеев

Приветствуем Вас на радио «МедиаМетрикс» и сегодня мы начинаем новую рубрику передач, называющуюся «Бизнес в интернете». Выходить мы будем в каждый четверг в это время, и в ближайшие недели мы поговорим о том, как зарабатывать в интернете, из чего интернет в принципе состоит, какие виды бизнеса есть. Мы пообщаемся, и с инвесторами начиная с бизнес-ангелов и заканчивая крупными фондами, мы поговорим и с биржами трафика, мы поговорим с лидогенераторами, мы поговорим с dnp платформами, «РТБ», приведем различных экспертов. И сегодня я бы хотел начать наше общение, наверное, с основы основ. И тема сегодняшней передачи - это доменный бизнес и как именно мы зарабатываем деньги в этой сфере. И пригласили мы сегодня к нам в гости Павла Гросс-Днепрова. Паша, здравствуй!

Павел Гросс-Днепров

Приветствую.

Александр Михеев

Без ложной скромности скажу, что это - ведущий эксперт в этой области, обладатель самого огромного количества в .ру зоне доменов .рф. Параллельно ведет собственный контентный проект «Avia2.ru» и создал свой паркинг «DomainParking.ru». В принципе, это единственный, наверное, на сегодняшний день человек, который может ответить на любые вопросы, касающиеся доменов и именно бизнеса в этой области.

Павел Гросс-Днепров

Это точно.

Александр Михеев

Паш, давай построим беседу таким образом: я задаю короткие вопросы, ты отвечаешь, а походу, может быть, я буду прерывать, дополнять, ты уж меня прости.

Павел Гросс-Днепров

Давай.

Александр Михеев

Давай так. Домены – что это? Вообще для людей, допустим, не просвещенных, в чем здесь бизнес? Из чего он состоит? Где деньги?

Павел Гросс-Днепров

Ну, смотрите, домен – это некая площадка, то есть я называю это медийным пространством, своим собственным, потому что любой человек может взять и зарегистрировать свое доменное имя, построить на нем сайт и создать свою площадку. Бизнес заключается в следующем: предположим, вы зарегистрировали некий домен, приходит клиент и говорит: «Знаете, меня интересует этот домен, и я хочу его выкупить». И вот здесь уже начинается как раз бизнес, доменерство. И есть такое еще понятие, как киберсквотерство, предположим.

Александр Михеев

Что это?

Павел Гросс-Днепров

Киберсквотер – это человек, который зарегистрировал домен с целью его перепродать и, чаще всего, это связано с некой торговой маркой, предположим это «McDonalds.ru».

Александр Михеев

Окей.

Павел Гросс-Днепров

Был свободен домен, и человек его зарегистрировал. Он уже изначально понимает, что к нему обратится «McDonald’s» и запросит стоимость этого домена, но, скорее всего, «McDonald’s» не будет его запрашивать, а будет его отбирать.

Александр Михеев

То есть? А каким образом?

Павел Гросс-Днепров

На самом деле, я сейчас расскажу. У меня знакомый недавно продал «McDonalds.kz». То есть они пришли в Казахстан… Они давно уже там, в Казахстане, но они решили создать свое представительство в интернет-пространстве и выкупили этот домен. Вообще я всегда всем доменерам говорю, точнее сквотерам, о том, что больше трех тысяч евро за такой домен (когда есть торговая марка) нельзя предлагать. Потому что юридически как бы, оплата юриста  - она будет выгоднее.

Александр Михеев

То есть в совокупности получается, что обладатель бренда, который выходит на новый рынок, где он еще не присутствует, в случае если домен занят, он обращается сначала к обладателю домена: «Отдай». Да?

Павел Гросс-Днепров

Ну да, по таким-то основаниям.

Александр Михеев

Прилагая документы юридические, да? - «Отдай». А он говорит: «Не дам». И я готов продать, называю свою цену. Естественно, никто платить не хочет, потому что считает, что это принадлежит ему (если мы говорим о мировых крупных брендах). И в конечном итоге все заканчивается судебным, наверное, процессом, да?

Павел Гросс-Днепров

Да. Ну, предположим «Google» - он вообще никогда не пишет и не предлагает выкупить тот или иной домен, если есть торговая марка. Он просто берет и отбирает, даже не сообщая об этом владельцу домена.

Александр Михеев

 Ну, то есть это право сильного, да?

Павел Гросс-Днепров

Да, а есть, предположим, такие владельцы торговых марок, компании, которые мало того что отбирают домен, они еще и взыскивают с ответчика деньги.

Александр Михеев

Окей. А мы можем поговорить о том, что было с ребятами как раз в Казахстане? Там ты начал рассказывать про «McDonalds.kz». Они сделали домен, пришел «McDonald’s» и чем история закончилась?

Павел Гросс-Днепров

Закончилось тем, что они выкупили за 3 тысячи евро этот домен.

Александр Михеев

То есть получается, владелец этого домена оценил потенциальные юридические затраты на весь процесс, предложил сопоставимую цифру, «McDonald’s» это устроило и все счастливы, да?

Павел Гросс-Днепров

Да.

Александр Михеев

То есть, на сегодняшний день получается, если мы говорим о киберсквотинге, как бизнесе, - он имеет некий денежный потолок, выше которого, наверное, очень маловероятно прыгнуть. Это мы говорим о нашей зоне, зоне .ру, и близлежащих регионов, близлежащих к нам стран СНГ. И обусловлено это законодательством, сложившейся какой-то традицией или потому что люди у нас не бьются за эти деньги, не имеют юридической поддержки? Почему?

Павел Гросс-Днепров

Почему именно компания..

Александр Михеев

Да, почему мне 3 тысячи проще отдать, а я не прошу 10 миллионов, если я пришел в «McDonald’s», и, я знаю у них денег много, и хочу 10 миллионов долларов.

Павел Гросс-Днепров

Но они отберут у вас просто домен и все. И это будет стоить не более 3 тысяч евро.

Александр Михеев

Понятно. То есть никак юридически я, как владелец домена, не защищен?

Павел Гросс-Днепров

Нет. Но, кстати, на самом деле в нашем законодательстве российском у нас страдает история по доменным именам, у нас практически 90% всех судебных дел выигрывает истец. Если сравнивать даже с международной судебной системой, там совершенно другая история. Предположим, у нас в России считается основным, главным, если у тебя есть торговая марка. Даже если ты зарегистрировал домен до появления торговой марки, вы не поверите, в России можно отобрать. И на законных основаниях. В последнее время появилась тенденция.. Вот есть очень многоуважаемый мною юрист, Антон Серго его зовут, он защищал именно человека, который зарегистрировал домен, и он выиграл суд. По-моему «Русский Стандарт» как раз подал в суд. Они зарегистрировали торговую марку после регистрации домена, и через 8 лет говорят: «Вот, отдайте домен, у нас торговая марка». Он говорит: - «Нет». Они подали в суд, первую инстанцию они проиграли, посмотрим как пойдет дальше, но это будет первый случай когда не ответчик, а истец имея торговую марку проиграл суд на территории Российской Федерации.

Александр Михеев

Здесь, извини, перебью. Здесь ключевой момент то, что торговая марка была зарегистрирована гораздо позднее..

Павел Гросс-Днепров

Знаете..

Александр Михеев

Но или это тоже не является никаким..?

Павел Гросс-Днепров

Нет, в нашей стране - нет, в этом вся и суть! В нашей стране – нет! Вот, пожалуйста, вам пример в Соединенных Штатах Америки. «Nissan» в 91 году зарегистрировал «Nissan.com». Если мы сейчас все наберем «Nissan.com», мы не попадем на автоконцерн «Nissan», мы попадем на человека, который занимался компьютерным бизнесом, он зарегистрировал «Nissan.com», «Nissan.net». Кстати, у него фамилия тоже Nissan. И когда «Nissan» решили переименоваться, то есть ребрендинг сделать, я не помню старого названия «Nissan», то ли «дай хатсо», то ли какой-то еще. Они пришли за доменом и говорят: «Значит так, у нас компания теперь «Nissan», у нас есть торговая марка». И подали в суд, но они проиграли. И они уже 20 лет не могут получить домен. Я читал где-то в американских СМИ о том, что ему предлагали 20 миллионов долларов за этот домен, но он говорит: «Вы знаете, я обеспеченный человек, мне деньги не нужны». Единственное, они выиграли суд, чтобы он не занимался бизнесом на этом домене.

Александр Михеев

То есть, персональную информацию, пожалуйста, размещайте себе..

Павел Гросс-Днепров

Да-да-да.

Александр Михеев

А для бизнес-целей не используйте?

Павел Гросс-Днепров

Да.

Александр Михеев 

Хорошо, вот киберсквотинг, плюс-минус понятно, есть проблемы. Я надеюсь, в ближайшем будущем можно будет озвучивать как раз вот эту проблематику, и, может быть, дойдет это до наших законодателей. Я не знаю, чем эта история закончится, но в принципе проблема есть. И мы понимаем, это с точки зрения бизнеса, если ты способен предугадать, наверное, появление какого-то быстро растущего бизнеса… Кстати помню историю с «Венским квасом», когда я тебе удалось эту историю предугадать.

Павел Гросс-Днепров

Здесь просто дело техники было - я просто быстрее всех зарегистрировал потому, что я знаю систему регистраторов в плане того, что есть регистратор «Reg.ru», есть «Ru-Center» - это два самых крупных регистратора в нашей стране. «Reg.ru» просто предлагает такую услугу - экспресс регистрация, не все о ней знают. Что такое экспресс регистрация? Ты просто пишешь домен и нажимаешь кнопку «экспресс регистрация». Если ты авторизован, то он автоматом (без всяких там дальнейших «далее», «подтвердите ваши данные» и так далее), сразу его регистрирует, моментально. Тем самым я и воспользовался. Потом ровно через неделю ко мне обратился «Венский квас», и, кстати, они же мне грозились тоже торговой маркой. Потому что, изначально, я назвал им другую сумму, но там сумма была не более 120 тысяч рублей.

Александр Михеев

Ты, кстати, сорвал мой вопрос. Почем ты его взял, если не секрет?

Павел Гросс-Днепров

90 рублей.

Александр Михеев

Продал?

Павел Гросс-Днепров

120 тысяч.

Александр Михеев

Вот господа, скорость реакции, никакого мошенничества. Нажал несколько кнопок, заработал 120 тысяч. Делайте выводы.

Павел Гросс-Днепров

А как вам история, потратил 500 долларов, а выручил 280 тысяч долларов?

Александр Михеев

Ну-ка поподробнее, пожалуйста.

Павел Гросс-Днепров

Все очень просто. Один олигарх другому олигарху решил сделать подарок. Именинник очень любит теннис, ну просто с детства играет, и второй олигарх говорит «Я не знаю, что ему подарить, у него есть все, он любит очень теннис». Он берет, ему покупает «tennis.ru». Владелец домена не хотел продавать, ему говорят: «Назовите цену, на которую вы согласны». Он назвал, олигарх купил. Все, пожалуйста! Домен купили лет 10 назад, его зарегистрировали в 98 году, по-моему, если я не ошибаюсь. Я не помню Who is этого домена, но человек потратил максимум, сколько там получается, 200-300 долларов, а выручил за этот домен 280 тысяч. Таких примеров на самом деле много, потому что теневой доменный бизнес - он на рынке есть, и не только в России, но и во всем мире.

Александр Михеев

Что ты подразумеваешь под теневым?

Павел Гросс-Днепров

Не официально. То есть без договоров.

Александр Михеев

Окей.

Павел Гросс-Днепров

Кэш. Пришел в офис регистратора, получил деньги, либо там перевел домен, но как бы все на условных... Но я стараюсь… последние 10 лет я только по договору, то есть все официально.

Александр Михеев

Куда без этого, это все правильно. Смотри, в таком ключе мы сейчас даем примеры, когда домены приобретались лет 10 назад, 12 лет назад. Конечно, при зарождении .ру зоны, фактически тогда большой фантазии не надо было - бери ключевые слова (там теннис, стол, стул, что угодно), регистрируй, и вероятность того, что у тебя выкупят этот домен, достаточно высока и, в принципе, на этом можно заработать.

Павел Гросс-Днепров

Да, я перебью, 18 лет назад.

Александр Михеев

Окей. Ты говоришь мне период 10-12 лет, даже тогда уже, я не говорю..

Павел Гросс-Днепров

10-12 лет назад это уже все было зарегистрировано хорошие слова именно.

Александр Михеев

Хорошо, 18 лет, пусть будет так. И сейчас вот, если мы говорим о том, если заниматься этим делом сейчас, то реально фантазии у человека не хватит, чтобы придумать такие слова, которые свободны. Я зачастую, по собственному опыту знаю, когда пытался начинать, когда возникали идеи каких-то проектов, и начинал подбирать – все занято, и мозг просто ломается.

Павел Гросс-Днепров

Для начала, я хотел бы рассказать, у регистраторов есть такая возможность - называется «аукцион освобождающихся доменов». На сегодняшний момент каждый день со вторника по пятницу в 17:00 освобождается около 10 тысяч доменов разного возраста, они могу быть 97, 99. Вот, предположим, две недели назад я поймал домен «ekonomika.ru». Вот вы сейчас не поверите, но это правда так: «ekonomika.ru» - он освободился.

Александр Михеев

Ну, тут я могу только поздравить. А вот можно я прицеплюсь к слову «поймал»? Можешь подробней об этом процессе? Ты сидишь с удочкой?

Павел Гросс-Днепров

Поймал – это образно, это значит, что я потратил деньги, потому что любая ловля стоит денег. Значит аукцион, что такое аукцион? Он голландский, каждый домен начинает освобождаться за месяц, то есть, предположим, вот у нас 16 июля и есть домены, которые проплачены до 16 июля 2015 года и освобождаются они в течение месяца, то есть освободятся они 16 августа. В течение этого месяца действует голландский аукцион, и чем ближе к освобождению, тем меньше стоимость вот этого доменного имени. Но такой домен, как предположим, «ekonomika.ru», он был закрыт по максимальной ставке. На сегодняшний момент самая максимальная ставка из всех регистраторов - 199 тысяч рублей. Еkonomika была как бы поймана за..

Александр Михеев

Это бит 199 или это вот каждый..?

Павел Гросс-Днепров

Это уже закрыто.

Александр Михеев

Закрыто?

Павел Гросс-Днепров

Да, все закрыто.

Александр Михеев

То есть выше этого предела уже не прыгнешь?

Павел Гросс-Днепров

Нет.

Александр Михеев

Окей.

Павел Гросс-Днепров

В основном мои затраты на каждый хороший домен - это от 30 до 200 тысяч.

Александр Михеев

Ну и это была твоя ставка максимальная и ее никто не перебил?

Павел Гросс-Днепров

Я как бы наблюдаю. Вы не поверите, я слежу сразу за 150 аукционами, лично, сам один. У меня нет помощников. Я каждый день проверяю какие ставки на каком домене.

Александр Михеев

Я сейчас себе нарисовал картину, знаешь, как у нас финансовые брокеры сидят, у них там 10 мониторов.

Павел Гросс-Днепров

Да-да-да, а это так и есть. Потому что на сегодняшний момент игроков в России становится все больше и больше по доменным именам. Потому что освобождаются такие домены, предположим… Смотрите, освободился домен «aristo.ru» два года назад (личная вот просто история), поймал его человек за 999 рублей, продал этот человек через 2 недели за 3 миллиона. Значит, почему продал? Есть компания, которая так же ловит эти домены только на других регистраторах. Какой-то регистратор не поймает, потому что может поймать только один регистратор. То есть что происходит? В 17:00 со вторника по пятницу робот начинает освобождать домены, удалять из реестра записи данных кому принадлежит домен, то есть он просто удаляется. Регистраторы посылают запрос на регистрацию того или иного домена. Кто первый попал, кого как бы обработала система, и регистрирует именно этого регистратора на этого же клиента.

Александр Михеев

Сопутствующий вопрос: для увеличения вероятности поймать ты делаешь это через несколько одновременно регистраторов?

Павел Гросс-Днепров

Да. В первую очередь - это «reg.ru», вторая очередь - это «Ru-Center», в третью очередь.. но, на самом деле, эти два регистатора.

Александр Михеев

Окей. Тогда давай, вот скажем так, разложим это все по полочкам. Что нужно сделать, чтобы получить домен? Первое - обладать определенной суммой денег начиная от.. ты сказал, какой суммы? Минимальная ставка?

Павел Гросс-Днепров

На самом деле минимальная ставка 90 рублей.

Александр Михеев

90 рублей, отлично. Я думаю, 90 рублей есть у любого гражданина Российской Федерации, и он может попытать счастье.

Павел Гросс-Днепров

Да.

Александр Михеев

И заканчивается это максимальным бином в 200 тысяч, практически, если округлить, правильно говорю?

Павел Гросс-Днепров

Да, 199 тысяч рублей.

Александр Михеев

Окей. Ну, это такие цифры.

Павел Гросс-Днепров

Да, это так и есть.

Александр Михеев

Дальше, тебе нужно одновременно следить за огромным количеством аукционов, быть зарегистрированным и, наверное, там есть какой-то процесс авторизации, каких-то персональных данных в регистраторах или это может сделать кто угодно?

Павел Гросс-Днепров

Это может сделать кто угодно, просто зарегистрироваться на сайте. Мало того, у «рег.ру» есть такая функция - предварительная заявка. Она стоит 225 рублей. То есть ты ставишь ставку, ты закрываешь, платишь 225 рублей, после того как… если регистратор его ловит…

Александр Михеев

У тебя забираются данные, которые нужны?

Павел Гросс-Днепров

Нет, не данные. Данные у тебя уже есть, когда ты сделаешь ставку, ты уже авторизован и уже данные как бы в системе. Просто, когда домен ловится, у тебя есть время в течение недель оплатить этот домен. Это «регру» предоставляет. «Руцентр» берет 100% предоплату, но «Руцентр», предположим, берет максимальную ставку 100 тысяч рублей.

Александр Михеев

А, вот так вот.

Павел Гросс-Днепров

Но, на сегодняшний момент 75% всех освобождающихся доменов, а именно хороших, самых таких лакомых, так называемых, ловит «Reg.ru».

Александр Михеев

Ага. Понятно.

Павел Гросс-Днепров

Ну, потому что так система видимо работает.

Александр Михеев

И в конечном итоге бит, если мы берем, допустим, «Reg.ru», две недели, если оплата произошла, то ты становишься счастливым обладателем или несчастливым.

Павел Гросс-Днепров

Я могу даже примеры привести, какие домены я поймал за два месяца.

Александр Михеев

Давай.

Павел Гросс-Днепров

Значит, «стратег.ру», «бизнес ньюс», «экономика», «моделс», «пространство.ру», я не знаю, там огромное количество доменов на самом деле, я просто все не помню, но они очень все хорошие. И по ним очень много, кстати, запросов.

Александр Михеев

Паш, ну домены освобождаются, я знаю истории (ты сам лично рассказывал, да в принципе информация публична), когда домены освобождаются.. если возвращаться частично к еще одному моменту… Мы не затронули категорию доменов «тайпо-доменов» - когда ошибочное написание того или иного домена, и, в принципе, общеизвестного. Например, «Google», да, без «e» в конце.

Павел Гросс-Днепров

У меня есть, кстати, перебью, извинюсь, Googel.

Александр Михеев

Googel. Окей. И получается, почему люди не отслеживают такие домены? Это первый вопрос. Я имею в виду, вот обладатели этих брендов. Второй вопрос - ведь иногда доходит до того, что даже владельцы домена и бизнеса просто забывают банально продлить оплату своего домена и его теряют.

Павел Гросс-Днепров

Ну, вообще, на самом деле освобождаются домены по разным причинам, предположим, была компания, она могла закрыться. Продление домена стоит же копейки на самом деле, все же мы знаем. На сегодняшний момент - официально это 450 рублей. У каждого регистратора есть возможность поставить галочку «авто продление». Вот представьте, мега-компания решила продлить на 15 лет вперед, это всего лишь, получается около 7 тысяч рублей. Но вот, проходит 15 лет, компании уже 10 лет нет, предположим. Могли, кстати, смениться и e-mail. То есть, предположим, компания  есть, сайты не работают, e-mail, которые были изначально при регистрации доменного имени указаны, - они не рабочие. Домен освобождается. Потом компания приходит, проверяет и говорит: «О, а где домен? А как освободился? А почему?». А e-mail приходили, на каждый e-mail приходит уведомление, за два месяца приходит уведомление о том, что вам нужно продлить домен. И если они не приходят, значит, есть какая-то проблема с почтой. Но чаще всего - это либо компания уже умерла, то есть ее нет. Либо просто IT отдела нет – два. Три – не работает электронная почта. Ну, четвертое... ну да опять же...

Александр Михеев

Ну, то есть лоботрясы, в общем, и в итоге получается.

Павел Гросс-Днепров

Ой, вы знаете, я просто часто пишу о таких ситуациях, когда освобождаются домены. У нас, к сожалению, государство не следит за доменами, это очень печально.

Александр Михеев

Пример?

Павел Гросс-Днепров

Ну, предположим, в прошлом году я поймал «норильск.ру», приезжала администрация города Норильска. Это хорошо, что он попал ко мне, да? Человека, который не занимается шантажом, или какими-то там контентами, сайтами 18+ и тому подобное. Или какими-то интрижками занимается. Я этим не занимаюсь, и не буду заниматься. Или, предположим, две недели назад освободился «тольятти.ру». Вот город с 800 тысяч человек, администрация города просто не продлила. А в прошлом году, кстати, освободилось около 40 доменов в зоне РФ - городов больших, и есть и миллионники, и все эти домены принадлежали администрациям города. Задается вопрос, а почему вы не продлеваете домен? А почему у вас нет людей, которые ответственны за это?

Александр Михеев

Ну, это вопрос...

Павел Гросс-Днепров

Я считаю, что нужно создавать как бы...

Александр Михеев

Нам здесь подсказывают, что сменился сисадмин и очень часто его личная почта является для регистрации...

Павел Гросс-Днепров

Ну, правильно, я и говорю: либо почта меняется, либо IT отдела нет. Тоже самое, в принципе, о чем я и говорил.

Александр Михеев

Надеюсь, культура взаимодействия нашей администрации небольших и крупных городов с интернетом будет развиваться, и мы будем этому всячески способствовать в виде индустрии интернета, и в ближайшем будущем такой проблемы не будет. Паш, ну хорошо, одна история как бы купли-продажи, и когда ты напрямую этим процессом занимаешься. И вопрос, который к нам поступает, вот есть услуги посредничества. Ты - личность очень известная, вызываешь огромное доверие. И часто ли люди прибегают к твоим услугам, как посредника?

Павел Гросс-Днепров

Ну, на самом деле у меня около 2-3 сделок в месяц именно посредническим путем. Бывают крупные сделки, бывают мелкие, иногда даже очень мелкие. Я могу поехать, предположим, 10 тысяч рублей заработать, а почему бы и нет? Это тоже деньги. Я любую копейку считаю, это деньги. Нормальный человек, любой бизнесмен, даже если это заработок 5 тысяч рублей или тысяча рублей - это деньги, это заработок. Я могу поехать и посредническим путем заработать 10 тысяч рублей, а могу заработать и 500 тысяч рублей, а могу и миллион заработать. Бывало даже такое, что я зарабатываю больше, чем владелец доменного имени. Да, бывает и такое, но это я делаю почему? Потому что тот, кто покупает, меня как бы поощряет и благодарит за это. Я не то что обманываю владельца домена, а просто как бы покупатель говорит: «О, спасибо тебе огромное, мы очень тебе благодарны, вот как бы наше благодарство».

Александр Михеев

Да, то есть это бонус сверху.

Павел Гросс-Днепров

Да, потому что многие даже не знают как! Понимаете, в чем дело? Вот ко мне в «Facebook» очень часто обращаются: «Мы не знаем, как обратиться, как купить вообще. То есть мы три года уже пытаемся добиться от него..». А я знаю, предположим, этого доменнера, ну или не знаю… сквотера. Ну, доменера будем говорить. Я ему говорю: «Слушай, здесь хотят твой домен». А он очень редко отвечает, у меня есть такой один знакомый: у него около 60 тысяч доменов и он очень богатый человек, у него разный бизнес, не только с доменами, у него свои хостинги и так далее. И он говорит: «Ты знаешь, я как-то не отвечаю». И многие компании говорят: «Мы не можем добиться даже ответа, мы готовы заплатить денег, но он не отвечает нам». И мне прям подарок судьбы – да, я его знаю, и обращаюсь к нему, и продаем так домены. Он не отвечает. То есть если бы он ответил, он бы заработал, приходится мне отвечать посредническим путем.

Александр Михеев

Вот смотри, оцениваются домены каким образом? Вот оценить бизнес, тут все прозрачно и понятно. Как оценить домен? Как понять его стоимость?

Павел Гросс-Днепров

Домен оценить очень сложно на самом деле. Ну, вот смотрите, я не говорю про домены, которые повторяют общеупотребляемые слова, генерические, например, «мебель.ру» или там «огород.ру». Хотя и их тоже очень сложно оценить, понимаете? Да, ну это как у вас есть автомобиль, предположим. Рыночная цена его такая-то примерно, но он вам дорог, а покупатель говорит: «Вы знаете, я так люблю эту модель, мне так она нравится». Предположим, это старый кадиллак. И он говорит: «Ты знаешь, я готов с ним расстаться за эту сумму». Тоже самое и с доменом. Предположим, есть домены очень хорошие, но ты не хочешь продавать дорого этот домен, и ты говоришь сумму. Иногда покупатель оглашается, иногда он просто даже не отвечает. Потому что есть люди очень странные - продают домены по 500 тысяч долларов, миллион долларов, абсолютно непонятно, необоснованно. Да, у него там очень хороший домен, буквенный какой-нибудь там, одинаковые буквы там. Но почему такая цена я вообще не понимаю!

Александр Михеев

Вот хорошо, что ты затронул эту тему: буквенный, трехбуквенный… Все-таки есть определенные критерии, по которым мы начинаем изначально определять стоимость домена, да? Наверное, двух-буквенники..

Павел Гросс-Днепров

Двух-буквенники они..

Александр Михеев

Они самые дорогие да?

Павел Гросс-Днепров

Самый дешевый - 2 миллиона рублей.

Александр Михеев

Двух-буквенник, да?

Павел Гросс-Днепров

Да, любой.

Александр Михеев

А если мы берем .com зону? Там вообще космические цифры?

Павел Гросс-Днепров

Там я знаю, что китайцы скупили практически все двух-буквенные домены в .com. И, как я слышал, минимум 600-700 тысяч долларов. Минимум любой двух буквенный домен в .com стоит 600-700 тысяч долларов.

Александр Михеев

Друзья, напоминаю вам, что у нас сегодня в гостях Павел Гросс-Днепров - ведущий доменер зоны .ру и .рф, бизнесмен, наверное, можно сказать и инвестор, в принципе, и обладатель собственных проектов. Сейчас мы уйдем на короткую музыкальную паузу, а после этого поговорим о способах монетизации трафика, который генерирует эти домены. Спасибо.

Александр Михеев

Друзья, мы снова в эфире еще раз напомню Вам, что в гостях у нас Павел Гросс-Днепров - ведущий доменер зоны .ru. Мы сегодня говорим про домены, про бизнес, про то, где деньги и, в конечном итоге, в предыдущие полчаса мы пообщались о теме киберсквотинга, по теме купли-продажи доменов, как на этом зарабатывать, как этот процесс выстроен в принципе, и различные интересные истории Паша нам поведал. Павел, есть у доменов определенный объем трафика, то есть посетители на них приходят. И большинство обладателей доменов - ну это реально геморрой, извините за мой французский. Создавать под каждый домен сайт, наполнять его контентом, - это все-таки большая затратная статья, и, чаще всего, не окупается тот выхлоп, и те посещения, которые приходят на этот сайт. Вот ты не мог бы рассказать основные категории и вообще возможности монетизации этого трафика, который есть на доменах.

Павел Гросс-Днепров

Ну, смотрите, до января 2014 года… Раньше «Яндекс» предлагал такую услугу, как «паркинг доменов». Значит «Google» предлагает уже лет 20 эту услугу или 17, только единственное - очень большая тенденция пошла к снижению заработка. Почему? Потому что здесь много факторов. Первый фактор – это, скорее всего, мировой кризис, экономический, потому что раньше на тысяче человек, которые заходили на домен, можно было зарабатывать 10-15 евро. Ну, вот клики там, и так далее.

Александр Михеев

Понятно, да.

Павел Гросс-Днепров

Сейчас это - 5-6 евро. Вторая причина, хотел бы сказать, как ни странно - это санкции. Даже здесь затронули.

Александр Михеев

Даже здесь? Ну, то есть это…

Павел Гросс-Днепров

Американцы, правительство США сказало «Google»: «IT бизнес в России так же должен пострадать в плане рекламы». Вы не поверите, но это так и есть. Потому что я лично могу наблюдать, у меня огромное количество доменов припарковано не только через рекламу «Google», которая показывается, но и на других сервисах. И в «Google» она реально падает, именно я имею в виду по Adsense.

Александр Михеев

То есть ты имеешь в виду по объему выплачиваемых средств на тот же объем трафика, который у тебя есть?

Павел Гросс-Днепров

По объему на тысячу посетителей.

Александр Михеев

Ну, понятно.

Павел Гросс-Днепров

По объему на тысячу посетителей, на тысячу хостов.

Александр Михеев

А давай так вот: нарисуем визуально картину, чтобы это было тоже в головах наших слушателей. То есть ты наполняешь портал каким-то контентом, либо ты просто его завешиваешь рекламными блоками, ты ставишь какую-то заглушку… Что ты делаешь, припарковывая до недавнего времени на «Яндексе» или на «Google»?

Павел Гросс-Днепров

Да, кстати с «Яндексом» что произошло? Значит, «Яндекс» решил отказаться от паркинга доменов.

Александр Михеев

Почему?

Павел Гросс-Днепров

Ну, вы знаете, я думаю что «Яндекс» здесь решил немножко схитрить, ну честно, по моему мнению. Первая причина – это, во-первых, домены генерировали огромное количество трафика в плане кликов, переходов. Потому что человек набирает домен какой-нибудь хороший, а на каждом домене есть какой-то трафик. И представьте, что припарковано 400 тысяч доменов, на каждом домене в среднем (если общий брать) - это 5-10 хостов.

Александр Михеев

Отлично.

Павел Гросс-Днепров

В сутки значит...

Александр Михеев

4-5 миллионов.

Павел Гросс-Днепров

4-5 миллионов хостов в день. И представляете, сколько там кликов? «Яндекс» что сделал? Конечно, нельзя забывать про то, что качество кликов может быть не самое лучшее. То есть я имею в виду именно конвертация этого трафика, она не самая лучшая.

Александр Михеев

А причина заключается в том, что человек пришел, хотел увидеть, я не знаю, там «Nike», да?

Павел Гросс-Днепров

Ну он зашел, набрал он, предположим, «фильмы.ру», увидел он там рекламу обуви или «купи обувь из фильма Терминатор», нажал он, не купил. А если на целевой сайт, предположим, афиша, он зашел и там увидел рекламу... Но, хотя в принципе, если клиенту нужно, если это так называемый N-покупатель, заинтересованный, он купит и если он увидел рекламу на домене: закликал и купил. Но чаще всего, к сожалению, на доменах оно не супер конвертируется. Оно конвертируется, но не так хорошо, как на сайтах. Что сделал «Яндекс», объясню. Значит, «Яндекс» путем отказа от этого огромного количества трафика упал, упало само общее количество трафика, аукционная система «Яндекса», которая есть.

Александр Михеев

Ты имеешь ввиду «Яндекс.Директ»?

Павел Гросс-Днепров

Да, «Яндекс.Директ». Они поняли, что они убрали огромное количество трафика, а клиенту, интернет-магазину нужен трафик этот. Нужен клиент-то, понимаете, что получилось? Они повысили стоимость самих бидов на аукционе, потому что огромное количество трафика отключилось. Да, оно как бы не самое лучшее, но оно отключилось.

Александр Михеев

Ну да, хоть какую-то конверсию-то давало.

Павел Гросс-Днепров

Представляете, 5 миллионов человек, которые заходили на домены, они видели рекламу, ну что им делать? Взяли и кликали. Я не знаю, сколько там всего кликов было в месяце. Но я примерно могу догадываться, что это процентов 3-5.

Александр Михеев

Ну, это хорошая цифра, да. Хорошо, «Яндекс» от этого отказался, «Google» (страшное слово санкции) – они руками пессимизируют доход со своих рекламных блоков. Ну, в принципе, наверное, в их рамках доход с этого сектора не велик, в принципе, можно и пожертвовать. Но что делать-то дальше? Как выходить из этой ситуации? То есть доходы доменеров падают.

Павел Гросс-Днепров

Смотрите, значит, есть такая монетизация - называется «CPA». Что это такое? Это оплата за действие. То есть, предположим, у тебя есть тысяча человек, которые заходят на твои домены, они разных тематик: мода, кофе, есть и такое. На каждый домен есть свой трафик. Авиабилеты. Я за последние 2-3 года занимаюсь только этой тематикой - это авиабилеты. Что это такое? Значит, предположим, что у меня есть некий пул доменов, который имеет трафик именно авиа тематики. Это может быть и «тайпо». Что такое «тайпо»? Это ошибочное написание доменов. Предположим, «aviasales» пишется «aviasales», а у меня, предположим, - «aviasels», но это оговорено уже с руководством «aviasales», с их партнерской программой. То есть, как бы, это в их интересах, в принципе, они готовы делиться какой-то комиссией небольшой, но это их клиенты, они попадают на их сайт, им это важно, чтобы, предположим… Есть же конкуренты у «aviasales». Но это мы взяли просто аспект авиа, есть и другие тематики. Мода очень крупный, кстати, игрок на рынке «CPA» рекламы: «Wildberries» или «Lamoda». То есть «CPA» - это оплата за действие: вы пустили, предположим, 500 девушек, которые попали на «Wildberries», взяли там 50 купили. Сейчас «Wildberries» платит 100 рублей за заказ, любой, хотя там ниже 100 рублей нет заказов. Но, не знаю, хоть носки они заказали за 500 рублей.

Александр Михеев

То есть блиц стоит 150 рублей?

Павел Гросс-Днепров

Да, они платят 100 рублей. По авиа тематике - там ситуация немножко другая. Там процент, 2% от заработка «aviasales».

Александр Михеев

Окей.

Павел Гросс-Днепров

Нет, не от заработка «aviasales», ошибаюсь. От стоимости билета.

Александр Михеев

От стоимости билета? То есть, если ты продал за 300 тысяч билеты, то 2% 6 тысяч в карман?

Павел Гросс-Днепров

6 тысяч в карман.

Александр Михеев

Окей. Если ты говоришь о том, что занимаешься тематикой авиа, то есть ты..

Павел Гросс-Днепров

Кредитование, еще, кстати, очень хорошая вещь, очень хорошая. Но, дело в том, что в нашей стране уже столько кредитов дали, уже столько одобрено и так далее, что этот трафик найти… так сказать, клиента, который одобрит банк. То есть, как банк действует? Они говорят: «Мы готовы заплатить за одобренный кредит 1800 рублей» или от 1000 рублей или до 2000 рублей. Но дело в том, что в нашей стране уже столько людей набрали кредитов, уже столько, что это очень редко. Раньше, кстати, на этом зарабатывали просто огромные деньги.

Александр Михеев

Ничего, начнется период перекредитования, когда у населения закончатся деньги выплачивать текущие кредиты и эта тема пойдет снова.

Павел Гросс-Днепров

Да, потом по поводу монетизации.. У меня есть сервис по парковке доменов, он на данный момент пока без монетизации, называется «domain parking», доменная парковка так называемая. Там огромное количество разных шаблонов, но монетизацию мы планируем к осени.

Александр Михеев

Павел, смотри, я пытался уже задавать этот вопрос. Сконцентрировался ты и указал на тематику авиа, вот что это означает? Ты собирал домены, ты набирал критическую массу по трафику на эту тематику и дальше ты разместил партнерку «aviasales», правильно?

Павел Гросс-Днепров

Да, дело в том, что там просто id, то есть я беру просто и перенаправляю, вы можете сейчас все просто набрать «aviaseles.ru», и вы попадете просто на официальный сайт «aviasales», вы даже не увидите там никакие другие коды и так далее, никаких банеров. Вы попадете на сайт «aviasales», и если вы покупаете билет, мало того если вы возвращаетесь в течении 30 дней на этот сайт, покупки сохраняет партнерская программа и вы заработаете деньги даже в течении месяца этот пользователь, посетитель купит билет.

Александр Михеев

На сколько..?

Павел Гросс-Днепров

Хорошо мы разрекламировали «aviasales».

Александр Михеев

Да. Ну, правильно ты упомянул и моду, и другие, в принципе, и здесь недалеко стандартные eCommerce electronics со всеми остальными вещами. То есть фактически, если ты можешь свой пул доменов каким-то образом категоризировать под тот или иной вид товаров, то не сложными манипуляциями этот трафик можно превратить в лиды.

Павел Гросс-Днепров

Самое главное, знаете, что хотел отметить? Что здесь ноль затрат на рекламу. Если вы даже зайдете на «Яндекс.Директ», то, если вы хотите быть первый в тройке по запросу «авиабилеты» или какой-нибудь «авиасейлс» тот же самый, то там будет такой бит, что мама мия! А у меня, предположим, на все тайп-ин домены по авиа тематике заходит около 1600 человек в сутки. А я не плачу ни одной копейки! А, нет, я плачу, извините.

Александр Михеев

За домены?

Павел Гросс-Днепров

 Я плачу там 3000 рублей в год, извиняюсь.

Александр Михеев

Если не секрет, ну мы говорим сегодня про этот бизнес.

Павел Гросс-Днепров

За этот пул доменов, я имею в виду, за авиа тематику.

Александр Михеев

Мы сегодня про бизнес же, про деньги. Паш, сколько денег  (если не секрет) приносит партнерка «aviasales» на таком объеме трафика?

Павел Гросс-Днепров

Ну, я не знаю, я не оговаривал это с «aviasales»… я не знаю. могу ли я...

Александр Михеев

Ну, окей. Она окупает те затраты на домен?

Павел Гросс-Днепров

Я могу так сказать: она окупает в 10 тысяч раз затраты… нет, в 8 тысяч раз затраты на продление этих доменов.

Александр Михеев

Все доменеры сейчас взяли калькулятор и начали считать.

Павел Гросс-Днепров

Я сказал 3000 рублей…ну, в среднем да, где-то так.

Александр Михеев

Окей.

Павел Гросс-Днепров

Это за год.

Александр Михеев

За год, я понимаю. То есть в любом случае это выгоднее, чем размещать… «Яндекс.Директ» блоки ты уже не разместишь, а гугловские в принципе дохода не дают. То есть это некий выход из той сложившейся ситуации, которая сейчас у нас есть.

Павел Гросс-Днепров

Да. Это очень хорошая история я считаю.

Александр Михеев

А потенциально, какие еще есть варианты? Ну, партнерки - окей, что еще? Есть какие-то идеи? Вот ты сказал, что-то будет осенью, это пока секрет? Мы об этом всем расскажем осенью? Или вот хотя бы намекни что это.

Павел Гросс-Днепров

Мы хотим создать свою российскую площадку монетизации доменных имен для доменеров и владельцев доменов.

Александр Михеев

И показать фигу «Яндекс».

Павел Гросс-Днепров

И «Google».

Александр Михеев

Отлично. Нам задают еще вопросы, но они, к сожалению, уходят в ту тему, которую мы обсуждали в первые полчаса. Имеет ли смысл регистрировать имена сразу списком? Ну, ты выбираешь имя и сразу в разных доменных зонах com, biz, net, org, kz и там региональные какие-то.

Павел Гросс-Днепров

Ну, это смотря как вы разворачиваете свой бизнес. Если вы понимаете, что, ну, предположим, выпускаете какой-то товар, и этот товар имеет какое-то название, и что вы этот товар хотите продвигать в Казахстане, в Италии, во Франции… Кстати, есть фирмы и компании, которые специально занимаются именной регистрацией доменных имен по всему миру. Это какой-то пакет. Предположим, вам говорят: «Азия, или Европа, или мир». И на это стоит стоимость, то есть они регистрируют сразу пул огромных количества доменов. Кстати, нельзя забывать, что сейчас появилось около двух тысяч новых зон. Но по моему мнению эти зоны все умрут, рано или поздно, 3-4 года, я уверен в этом. Потому что останутся самые ходовые зоны - это .com, региональные зоны, это Россия .ru, или как Италия.it, или Франция.fr, вот эти зоны - они будут жить вечно. Новые зоны, по моему мнению, но может быть это конечно… они как бы мои конкуренты, можно сказать, но я думаю, что все уже привыкли настолько к этим старым зонам, что вот эти .radio, .vino, .vine… или .news, которая вчера, кстати, открылась регистрация. Кстати, неплохая зона, честно скажу. Вчера «tour.news» был свободен, «avia.news»… Огромное количество доменов было свободно. Можешь, кстати зарегистрировать их, они стоят.. Но, смотря какой домен.. Потому что если это географическое слово, предположим раша, раша.ньюз стоит по-моему 8 тысяч долларов в год. Но есть домены рос.ньюз, он стоил 120 долларов. Значит, к чему я: регистрировать огромное количество зон не нужно, это просто трата денег, но если вы знаете, что ваш продукт, или сайт хотите планировать, масштабировать в другие страны, международная экспансия так называемая, то конечно нужно регистрировать я считаю. Потому что понимаете, мы-то в России регистрируем то, что там, на западе появляется для того, чтобы здесь продать. Так если мы здесь что-то выпускаем и оно у нас развивается – развивается, то на западе там 100% будут регистрировать, понимаете?

 Александр Михеев

Все что связано с нано технологиями сейчас нужно регистрировать быстро.

Павел Гросс-Днепров

Для сравнения, просто для сравнения. В зоне .ru 700 игроков, доменеров мелких, крупных. В зоне .com, на секундочку, около 2 миллионов человек. Почему? Потому что это Китай тоже. Китайцы заполонили .com вообще просто.

Александр Михеев

Ну, китайцы в принципе везде.

Павел Гросс-Днепров

Еще одна статистика. В зоне .ru зарегистрировано 5 миллионов доменов, а в зоне .com зарегистрировано уже больше 100 миллионов доменов. То есть чувствуете разницу?

Александр Михеев

Ну да, .com это все-таки весь мир, да.

Павел Гросс-Днепров

В Германии зарегистрировано, по-моему, около 10 миллионов, .nl тоже очень популярный - это Нидерланды.

Александр Михеев

А если мы берем...

Павел Гросс-Днепров

Но, я извиняюсь, хочу отметить, что Россия очень развитая страна в плане IT технологий, в плане доменного бизнеса, и количества регистраций доменных имен. И надо отдать должное координационному центру сети интернет, потому что вот Андрей Колесников, который возглавляет КЦ, - они сделали очень упрощенную регистрацию и большое ему спасибо за это. Потому что если бы у нас был такой же как на Украине.. А на Украине .ua нельзя просто зарегистрировать, нужно иметь торговую марку. Пожалуйста, регистрируй третью зону, точнее третьего уровня эту зону .com.ua, а так - нет.

Александр Михеев

Ну да.

Павел Гросс-Днепров

Хорошо это или плохо? Я считаю, что нету развития зоны. Многие ругают киберсквотеров и доменеров, многие ругают. А я считаю, что это не нужно ругать. Почему? Объясню. Потому что приходят какие-то новые игроки на рынок, им нужен хороший домен. Есть компании, которые зарегистрировали хороший домен, но его не используют никак, и самое интересное продавать его не хотят, ни за какие деньги. Я общался с владельцем доменного имени по-моему кресло или кресла .ру. Я говорю: «Ну вы же не занимаетесь этим доменом, ну мы готовы заплатить, мой клиент готов заплатить большие деньги вам за это». Говорит: «Вы знаете, нам не нужны деньги». А доменеры что делают? Они развивают рынок. Как бы вам это не нравилось, но человек приходит, компания, будь это банк, либо мебельный завод, либо какая-то там не знаю, огромная компания, и хочет выкупить некий домен, предположим стол.ру. Он выкупает его и развивает. Это удобно и пользователям и владельцу компании. Понимаете, да? По этому я считаю, что здесь есть и плюсы и минусы.

Александр Михеев

Да, ну.

Павел Гросс-Днепров

Сквотер - это одно.

Александр Михеев

Понятно. А про минусы? Давай добавим ложку дегтя в эту большую бочку меда, которую сегодня мы уже практически на протяжении часа обсуждаем, да? Я еще раз напоминаю, что у нас гостях Павел Гросс-Днепров - ведущий доменер, я – скромный ведущий Михеев Александр, директор «Finam Global». И, Паш, мошенничество вообще в этой зоне как-то возможно? Обман, я не знаю, подставы какие-то? Чего опасаться начинающему доменеру?

Павел Гросс-Днепров

В последнее время, на самом деле… Ну вы знаете, в любом виде, когда идет развитие, есть и хорошая сторона, и плохая сторона. В зоне .ру, к сожалению, очень большое количество стало мошенников. И не только в плане там всяких сайтов, которые воруют кредитные карты и так далее, то есть информацию так называемую персональную. Но и связанные с доменными именами.

Александр Михеев

То есть то, что ты упомянул с кредитными картами, я так понимаю - это фишинговый сайт.

Павел Гросс-Днепров

Да-да-да, фишинг.

Александр Михеев

Ну, можно для людей, просветим людей в этом плане. То есть берется какой-то опять же тайпо-домен и фишинговый сайт, то есть точная копия. Ну, например, там «Банк Тиньков» делается  (не будем упоминать всуе), и человек, пытаясь произвести какую-то манипуляцию с персональными данными…

Павел Гросс-Днепров

Вводит кредитную карту..

Александр Михеев

Да, кредитную карту, персональные данные и так далее, и тому подобное. То есть это один вид мошенничества?

Павел Гросс-Днепров

А ведь и тематика, кстати, тоже. Вы заходите на сайт какой-то, набираете домен, попадаете на «авиасейлс» якобы (авиасейлс в скобочках), похоже там что-то, да? Вы вводите кредитную карту, вы оплачиваете, но вы ничего не получаете. Надо быть очень аккуратным, смотреть на доменное имя - совпадает ли с официальным сайтом, и только потом делать какие-то действия.

Александр Михеев

Какие-то средства борьбы? Заявление в полицию?

Павел Гросс-Днепров

Ну, есть гаранты сделок продаж. Да, сейчас появились такие сервисы. В принципе, на самом деле, даже у меня были такие ситуации, где мошенники меня обдуривали, бывали такие, честно скажу. Как происходило это? Вкратце расскажу, коротко. У меня был клиент (он и есть, слава Богу, и понимает, что я не мошенник), он попросил выкупить… Точнее не он попросил, а ко мне обратился владелец доменного имени, говорит: «Знаете, мы хотим продать домен». Домен очень хороший, клиент купил его за 100 тысяч долларов. Как оказалось, после того, как мы провели эту сделку, там изначально что было? Владелец домена было юр.лицо. Значит, юр.лицо перевело на физ.лицо, потому что я общался с представителем этой компании, он говорил что: «Вы знаете, Павел, мы хотим, чтобы это продавало физ.лицо, а не юр.лицо». Там без проблем, пожалуйста, да. Я дождался, они перевели все-таки с юр.лица на физ.лицо, то есть они дали все документы. Значит, после этого летом я провожу сделку, через 3 месяца происходит следующее. Выходит статья в «Известиях», о том, что мой клиент покупает домен за 100 тысяч долларов. Объявляется вот это юр.лицо, этот владелец компании, и говорит: «Вы знаете, мы не продавали домен». Потом, как оказалось, это начальник IT депертамента, так как у него были все доступы к печатям, документам, он получал письма на запросы, сколько стоит домен. Почему я сейчас не раскрываю, какой домен и кто мой клиент? Потому что сейчас завели уголовное дело. Это, кстати, впервые в России завели уголовное дело по факту мошенничества, кражи доменного имени. Во-первых, там 159 часть 3 в особо крупном размере, ну потому что сумма крупная.

Александр Михеев

Ну да.

Павел Гросс-Днепров

Я получил свои комиссионные. Я сказал, что я не отказываюсь, я готов сразу выплатить мои комиссионные клиенту, но выплачивать ту сумму, которую я заплатил... А мало того! Этот начальник IT департамента сказал, что меня не видел и не знает, а мы получили видео-фиксацию в банке, где мы с ним вместе заходим. Это, слава Богу, мы зашли в банк!

Александр Михеев

Они сохранили видеозаписи.

Павел Гросс-Днепров

Слава Богу, «ВТБ», кстати, надо отметить, они хранили более 3 месяцев видео, как мы заходили с ним в кассу, как я ему передавал деньги. Но моя здесь правота 100%. Но, к чему я это говорю, перед тем как.. Во-первых, это одна история. Во-вторых, сейчас очень много обмана следующим образом происходит. Предположим, я готов продать домен, вы оплачиваете мне сначала деньги через «Webmoney», через электронные кошельки, («Яндекс» или «Webmoney»), ни в коем случае этого нельзя делать! Ни в коем случае! Потому что в большинстве случаев идет обман. Я знаю некое количество доменеров, за которых, предположим, я даю гарант, что они не обманут. Но вот люди, которые обычно сами обращаются, они не знают же, мошенник он или не мошенник. И, в конце концов, они перечисляют деньги, и исчезает этот человек, даже не передает домен. И, к сожалению, это зачастую, в последнее время ну очень часто стало.

Александр Михеев

Можно ли привлекать неких гаранторов вот этих вот сделок, фактически, можно ли привлекать тебя?

Павел Гросс-Днепров

Можно привлекать меня, да. Здесь как бы нет проблем, я в «Facebook», я открыт всегда, всем отвечаю, кстати, никого не прохожу. На все вопросы всегда отвечаю. Я всегда открыт.

Александр Михеев

На одном из 10 мониторов, да у тебя?

Павел Гросс-Днепров

Кстати, надо отметить, что я не только продаю домены, но я очень много помогаю и покупать, и я дарю много доменов.

Александр Михеев

А какой последний домен ты подарил?

Павел Гросс-Днепров

Последний домен, значит, мы подарили… сейчас я скажу, чтобы не обмануть.. по поводу домена – ИРИ, «ИРИ.рф», да. То есть Герман Сергеевич Клименко, он мог бы сам это сделать, в принципе, он меня попросил в плане, чтобы это было все официально, оперативнее.

Александр Михеев

Ты упростил.

Павел Гросс-Днепров

Помог с удовольствием, я получил большое удовольствие. Предположим, мы дарили домены Астахову, большому правительству, неким организациям, я уже не помню, честно говоря, но огромное количество. И обычным людям, кстати. Бывает такое что, во-первых я в «Facebook» всегда пишу, когда мне не нужен какой-то пул доменов огромный. И люди выбирают, и я абсолютно им отдаю. А зачем? Они и так освобождаются! Я не понимаю доменеров, которые освобождают домены и не делятся с другими людьми. А может быть им нужен этот домен? Я считаю, что нужно отдавать. Ну, тебе не нужно! Зачем, ну, почему ты жадничаешь? Ну, наоборот это же хорошо! Давайте делится!

Александр Михеев

Давай на этой прекрасной ноте мы на сегодня закончим наш эфир. Я, наверное, тебя уже представлю даже по-другому. Меценат и филантроп медной зоны .ру. Вот, Павел, нас благодарят за эфир.

Павел Гросс-Днепров

Спасибо!

Александр Михеев

Благодарят, в частности, тебя. Большое тебе спасибо, спасибо всем!

Павел Гросс-Днепров

Спасибо всем! До свиданья!