Евгений Додолев:
Добрый день! В эфире программа «Мимонот», сегодня веду её я, Евгений Додолев, со мной Юлия Афонина. В гостях у нас... Вот есть титулы, всё время говорят: император эстрады, король эстрады. А про нашего сегодняшнего гостя говорят, что он есаул российской эстрады, Олег Газманов.
Олег Газманов:
Я вот это терпеть не могу, вот эти ваши лейблы, наклейки.
Евгений Додолев:
У нас такая работа. А у вас, Олег, совсем другая работа. Вот расскажите нам про свою работу.
Олег Газманов:
Что про неё рассказывать, я весь на виду.
Евгений Додолев:
Юля. Олег весь на виду, воспользуйтесь.
Олег Газманов:
Я сейчас коротко, я 40 лет совмещаю деньги и то, что мне нравится.
Евгений Додолев:
Вы вызываете, Олег, ненависть просто всех своих сверстников. Но как вообще можно в такой форме быть таким живым укором всем остальным сверстникам.
Олег Газманов:
Вот только не надо вот этого, сейчас опять начнётся та же самая бодяга, то, что журналист опять одно и то же говорят. Как вы выглядите, как вы это делаете.
Евгений Додолев:
А вот как вы это делаете, Олег, хочется задать неожиданный вопрос.
Олег Газманов:
У меня есть официальный сайт www.gazmanov.ru.
Евгений Додолев:
Грамотно человек подходит.
Олег Газманов:
Там есть видеоуроки. То есть мне надоело отвечать, я взял, снял то, что я делаю.
Евгений Додолев:
Платная подписка?
Олег Газманов:
Нет, бесплатная, пожалуйста. Пользуйтесь. Я это делаю уже лет 40. Вру, лет 30. И лет 40 у меня не меняется вес. Я делаю очень обыкновенные вещи.
Евгений Додолев:
Ненавижу.
Олег Газманов:
12 минут, Женя, тебе жалко 12 минут в день для организма?
Евгений Додолев:
Мне не жалко ничего.
Юлия Афонина:
Я считаю, что вы счастливый человек, действительно, потому что вам позавидуют многие. Вы потратили бы время на то, чтобы помочь людям всё-таки доказать, что всё-таки это только ваш труд, именно ваша личная заслуга.
Олег Газманов:
Я снимаю видео на гаджеты.
Юлия Афонина:
Но я считаю, что вы всё-таки ещё тратите...
Олег Газманов:
Я снял это, и кто хочет, пожалуйста, вопрос здоровья, это вопрос воли. Всё, на этом заканчиваем про здоровье говорить, потому что уже, а это что вы едите. И самое главное, ещё просыпаться, надо засыпать, улыбаясь завтрашнему дню.
Евгений Додолев:
Эту же тема наркотиков пошла, мне кажется.
Олег Газманов:
А просыпаясь, кайфовать просто от того, что проснулся, и тебе господь дал ещё один день. Это, кстати, очень серьёзно, это реально именно так надо жить. А когда ты просыпаешься с ненавистью, что тебе идти пахать куда-то, или кто-то тебя любит, не любит, что у кого-то больше в чьих-то руках, где-то у кого-то толще, больше и выше, это всё.
Евгений Додолев:
То есть позитивный настрой, это главное.
Олег Газманов:
Я понимаю, что всех людей нельзя, всех людей любит только господь бог и белая акула. Но всё-таки надо стремиться к тому, чтобы получать удовольствие каждое мгновение этой жизни, не причиняя вреда окружающим.
Юлия Афонина:
Но я считаю, что силы вам дает, наверное, ваше окружение, ваша семья. Потому что я когда готовилась к интервью с вами, много прочитала о том, что вы действительно потрясающий семьянин.
Олег Газманов:
Скажите, у нас сегодня такая официальная беседа. Вы так говорите. Это мне надо на стул встать или на пьедестал. Я нормальный человек, конечно, со всеми такими.
Юлия Афонина:
Просто люди все разные, и некоторые не ставят, например, вот этот титул семьи на первое место. А вы отзываетесь очень трепетно об этом всём, этому можно позавидовать. Поэтому хочется об этом говорить. Может быть, вы ещё силы всё-таки черпаете из семьи?
Олег Газманов:
Из семьи тоже, конечно.
Юлия Афонина:
Окружение - это важно, правильно.
Олег Газманов:
Конечно, у всех свои дети, свои проблемы, жена, дети, у каждого - свои интересы, как-то это всё надо увязать в один клубок, чтобы и тебе было хорошо, и всем было хорошо. Это отнимает очень много времени, иногда раздражает, потому что хочется писать музыку, а тебе говорят: слушай, вынеси ведро мусорное. Я шучу, конечно. Но семья, да. Если больше времени своей жизни проводишь на работе и в семье, если где-то или на работе тебе плохо, или в семье тебе плохо, значит считаю, что полжизни ты некачественно живёшь. Поэтому нужно стараться делать и там, и там. Но это я банальные вещи говорю, это все понимают. Просто как это увязать. И когда мне говорят: как вы это делаете? Я не знаю. Это, знаете, настолько индивидуально, это надо..
Евгений Додолев:
Вы очень представлены в социальных сетях. Это работа для вас, или это тоже делается, что называется, с душой, с огоньком и для удовольствия?
Олег Газманов:
Давай на «ты», Женя, потому что всё-таки мы с тобой уже, я не могу, я тебя очень уважаю, хочешь я на «вы» буду с тобой? Знаете, Женя.
Евгений Додолев:
Зрители раздражают. Давай, я люблю раздражать зрителей, поэтому давай будем.
Олег Газманов:
Вы как хотите, а мы на «ты». Вам как совесть подсказывает.
Евгений Додолев:
Хорошо, Олег.
Олег Газманов:
По поводу социальных сетей. Вообще, это очень хорошая получилась история с этими сетями. Мне лично нравится. Почему? Во-первых, всегда не хватало обратной связи. На концерте стоишь, зрители там, они поют с тобой, а вот как, о чем они думают реально. Конечно, не на 100 % они пишут, о чем они думают и всякие появляются маргиналы, которые всякую фигню. Но на самом деле, интересно появились мой сайт, гостевая книга. Плюс Твиттер и Инстаграм и Фейсбуки и так далее. Но я лично использую Твиттер и Инстаграм и перепасовываю туда...
Евгений Додолев:
Трасляцию.
Олег Газманов:
Транслирую ещё во все остальные. Потому что столько появилось соцсетей разных. Но мне лично нравится Инстаграм, потому что сейчас весь мир щёлкает своими гаджетами, останавливает мгновения, делиться этими мгновениями. Это так здорово, а я бываю в таких местах, куда нормальный человек даже не попадает иногда за всю жизнь ни разу. Вот сейчас ещё ищу Перископ, мы сейчас ещё и в Перископе. То есть получается, что люди моими глазами проживают ещё одну жизнь человека, который много видит, много знает, передвигается и т.д. Не поделиться этим неправильно будет. Во-первых. Во-вторых, что касается Инстаграм, Перископа, это видео такая история. Второй момент, это Твиттер. Я очень люблю Твиттер. Многие, кстати, сейчас выписываются, отказываются. Мне нравится Твиттер, потому что в Твиттере проза такая концентрированная, там 140 символов.
Юлия Афонина:
Краткость - сестра таланта.
Олег Газманов:
Вот я это обожаю. Когда 140 символов, это уже, причём есть очень много разговоров, я когда начал этим заниматься, я стал пропускать запятые и сжимать фразы. Тут же появились некоторые люди.
Евгений Додолев:
Доброжелатели.
Олег Газманов:
Которые стали говорить, что Газманов неграмотный, там ошибка, здесь. А ещё знаешь, как это, аллитерация, которая идёт в айфонах, они там тебе ещё, там такие бывают вещи.
Юлия Афонина:
Эта злосчастная Т9.
Евгений Додолев:
Это страшное дело.
Олег Газманов:
Но ты когда, я уже называю это, это называется отдельным словом «твитопись». Потому что твитопись, это уже не по правилам русского языка. Ты просто вот как Пушкин. Пушкин занимался твитописью. Он вот так сжимал, курочил их, лишь бы донести мысль. Потому что самое главное и в прозе, и в поэзии, и в журналистике, кстати, тоже иногда бывает, донести правильно мысль. Для этого можно как-то исказить. Поэтому я недоброжелателям, которые меня критиковали, написал такой стишок, специально для твитописи.
Мы друг друга понима
С полувзгля
Буду твиты сокраща,
Чтобы больше помеща.
Как раз такая история. Поэтому соц сети, да. Другое дело, что и мои дети, и моя жена, и все, кого я знаю, бывают, ходят вот так, как зомби. Оторваться невозможно. И вот она когда мне говорит: хотя бы за завтраком. И за завтраком мы решили, что всё отказались. За завтраками я иногда люблю новости смотреть, но не по телевизору уже, а я просто себе забил некоторые СМИ и т.д., я со всех сторон смотрю разное мнение по этому, и истина, естественно, где-то по середине.
Евгений Додолев:
Если ты про некоторые СМИ упомянул, ты то должен забить обязательно Mediametrics. Потому что Mediametrics, он в живом в режиме даёт. Нет, я не имею отношения, я не работаю на Mediametrics, я точно так же в гостях. Но это реально гениальная штука, потому что она показывает в реальном времени...
Олег Газманов:
Народ, забивайте Mediametrics.
Евгений Додолев:
Упоминание в соцсетях, поэтому очень полезная штука, реально вам советую, всем советую. Студентам своим советую. Юля, вопрос.
Юлия Афонина:
Раз мы заговорили о прозе , о литературе, вы никогда не думали написать свою книгу о своей жизни. Потому что, мне кажется, у вас интересная все-таки жизнь, интересные какие-то маленькие рассказы, которыми вы хотели бы поделиться со своими поклонниками.
Олег Газманов:
Я понял. Мне когда ещё было 50.
Евгений Додолев:
Мне когда было 50.
Олег Газманов:
15 лет назад, даже раньше.
Евгений Додолев:
Но ты не выглядишь и сейчас на 50.
Олег Газманов:
Даже ещё раньше, мне все время говорили: выпусти книгу стихов, ещё что-то. Мне не то, что лень, а как-то скучно это делать. Надо что-то думать, как-то компоновать, писать. Я не понимаю.
Евгений Додолев:
Знаешь, как знаменитости, они очень просто делают, они договариваются с какой-нибудь красивой девушкой.
Олег Газманов:
Послушай, красивая девушка говорит: я буду писать. Но она стала писать, я понял, что я говорю женским языком, рассказываю о себе. Значит надо после этого править. Это ещё хуже. А чтобы править, это надо встречаться.
Евгений Додолев:
А потом ты некрасивую девушку нанимаешь, она правит.
Юлия Афонина:
Быстрее процесс идёт сразу же.
Олег Газманов:
Что-то я как-то так, задумался и решил, что надо делать то, что, понимаешь, мало времени в жизни остаётся с каждым годом. Сокращается. Дорога та, которая сзади, она длиннее получается уже, чем дорога, которая впереди.
Евгений Додолев:
А никто же не знает, что впереди.
Олег Газманов:
Хочется очень качественно прожить и не отвлекаться на вот это всё. Пусть потом уже кто-нибудь напишет что-нибудь.
Евгений Додолев:
Потом напишут что-нибудь не то.
Олег Газманов:
Ну пускай, а мне что теперь. Надо жить, а не думать о том, чего нет. Я вспомнил, надо жить, у меня будет песня новая. У меня сейчас, в этом году как раз юбилейчик назревает.
Евгений Додолев:
22 июля, да.
Олег Газманов:
Я не хочу делать вот это.
Юлия Афонина:
65 лет.
Олег Газманов:
У меня будет такая тема, сейчас вспомню, подожди, песня будет такая.
Когда мне будет sixty five.
Не потеряю этот драйв.
На каждой сцене, как и много лет назад.
Пускай всему приходит срок.
Пока не сыпется песок.
Пожалуй рано нажимать на тормоза.
И так далее.
Евгений Додолев:
Вот ты и открыл эту дверь, потому что это прямая совершенно аллюзия с When I'm 64 группы Beatles. Сержанта Пеппера, это просто прямо туда.
Олег Газманов:
Сейчас, если я скажу, что это антитеза тому, что они говорят When I’m 64. То есть там было знаешь, как, они были молодые совсем, он написал, что они будут делать, когда из них будет сыпаться песок, когда они будут старенькие. Я думаю, нифига себе, я говорю, уже мне 64 и что делать. Этого нет ещё, не сыпется, я смотрю, нет.
Евгений Додолев:
Я давай мы честно признаемся, что половина коллектива Beatles не дожила до 64.
Олег Газманов:
Если я сейчас скажу, что вот наш ответ Beatles, сразу такое говнище опять польётся в сети.
Евгений Додолев:
Говнище уже льется, оно несётся по трубам, бурлит и фонтанирует.
Олег Газманов:
Поэтому что делать?
Евгений Додолев:
Что ты имел в виду, скажи, пожалуйста, когда говорил про Beatles.
Олег Газманов:
Когда говорил про Beatles.
Евгений Додолев:
Расшифруй.
Олег Газманов:
Я, самое главное, не что я говорил, а как я интерпретирую средства наши массовой дезинформации.
Евгений Додолев:
Это наша работа такая.
Олег Газманов:
То есть я сказал, что Beatles, безусловно, великие, естественно. Что вообще, Маккартни, кстати, один, если не самый мой любимый композитор. Вместе с тем я сказал, что в то время сама группа состояла не из самых великих музыкантов. Условно, если брать каждого из по-отдельности, например, Ринго Стар был не самый лучший барабанщик. Но если сравнивать, взять любого сейчас барабанщика, любого, я имею в виду профессионального музыканта сейчас, любого встреть, сказать: скажи, кто лучше Бадди Рич, Стив Гэдд или Ринго Стар? Тебе скажут: ты чё, конечно, понятно, что Бадди Рич и так далее. Билли Кобэм, там такие были монстры. Но они не в Beatles были. Я сказал, что самое главное в Beatles, это то, что они пазл такой, вот они друг друга так разогревали видимо, это была такая история красивая. И получился Beatles, великая музыка, революция вообще-то в то время. Конечно, всё это отсекли, сказали, что Газманов критиковал Beatles, Ринго Стар и так далее.
Евгений Додолев:
Я сейчас хочу воспользоваться служебным положением и попробовать набрать Владимиру Леонардовичу Матецкому, который главный Битловед страны. Который, во-первых, их всех знает, во-вторых, это не экспромт, я сказал, что у нас будет прямой эфир, и мы договорились с Владимиром Леонардовичем.
Владимир Матецкий:
Алё!
Евгений Додолев:
Владимир Леонардович, приветствуем. В прямом эфире Mediametrics, я разговариваю с Олегом.
Владимир Матецкий:
Да, добрый день, Олегу большой привет.
Евгений Додолев:
Как раз привет тебе, Олег, он слышит.
Олег Газманов:
Привет, Володя, очень рад тебя слышать, когда наконец встретимся?
Владимир Матецкий:
Привет, взаимно.
Евгений Додолев:
И как раз был разговор про Ринго Стар, что не самый великий он барабанщик, и инструменталист он в Beatles, в общем, не самый сильный, хотя великие музыканты, это никто не оспаривает.
Олег Газманов:
Нет, я сказал, что не самые сильные музыканты по-отдельности, я сказал, но группа, безусловно, великая, и не важно, как они играли, вот что я сказал.
Евгений Додолев:
Володя, как главный битловед страны ты можешь как-то прокомментировать?
Владимир Матецкий:
Ну, много есть интересных вещей, связанных с музыкой, которые понимаешь. И я уверен, что Олег все понимает. Олег - мудрый, глубокий человек, порой бывает так, что журналисты передёргивают, берут какую-то строчку, она становится огромного размера. Чтобы Олег не понимал, какое значение имеет Beatles, я просто не могу это себе представить. Что касается игры на музыкальных инструментах, это примерно то же, когда девушка, у неё не самый большой размер груди, не самые длинные ноги, но она феноменальна. Это примерно из этой серии. Для того, чтобы группа была гениальной, необязательно, чтобы гитарист играл быстрее всех на гитаре.
Евгений Додолев:
Про Ринго Стар ты что-нибудь скажешь?
Владимир Матецкий:
Сейчас подойду к этому.
Олег Газманов:
Он скажет про Ринго Стар, а потом вы скажете, что Матецкий тоже критикует Beatles, сказав, что Ринго Стар - плохой барабанщик. Володя, не говори, я на себя удар уже принял.
Владимир Матецкий:
Что касается Ринго Стар, есть одна удивительная история, о которой слушателям будет интересно узнать. Он левша.
Евгений Додолев:
Так же, как Маккартни, Маккартни тоже левша.
Владимир Матецкий:
Он левша, но Маккартни не переученный левша, а Ринго Стар переученный левша. И из-за того, что он переученный левша, он играет на барабанах по-особому. И вот сейчас все барабанщики мира, отдавая должное Ринго Стару, есть этот ролик в YouTube, его можно посмотреть, открыть и посмотреть, они играют его знаменитые кусочки. И они не могут, потому что у него особый почерк, у него особое звучание барабанов. Вот это всё делает его уникальным. Что касается измерения линейкой, кто быстрее играет, кто больше ударов в секунду делает, это самое глупейшее, что может быть в искусстве, самое глупейшее.
Евгений Додолев:
Володя, огромное тебе спасибо. Я надеюсь тебя очередной раз увидеть у нас в эфире Mediametrics. Большое тебе спасибо, продолжаем разговор, обнимаем.
Владимир Матецкий:
Женя, с удовольствием, и большой привет Олегу Газманову и всем слушателям Mediametrics.
Евгений Додолев:
Спасибо. Пока!
Владимир Матецкий:
Целую.
Евгений Додолев:
Вот такой у нас, прямо впервые такой у нас опыт в «Мимонот», чтобы мы…
Олег Газманов:
Я сейчас вспомнил, знаешь, какую историю, например. В связи с этим, как журналисты. Как интерпретировать фразу, вот если бы они стали критиковать Корнея Чуковского. «Как из маминой из спальни кривоногий хромой выбегает….» Сейчас такое время, что всё это споры и критика на уровне сам дурак. Вообще, честно говоря, вот эти люди, которые потоки эти изливают, они настолько не врубаются ни в музыку, вообще ни во что. В общем, это не важно, на самом деле.
Евгений Додолев:
Мы же здесь говорим о том, что важнее, драйв, энергетика или мастерство, это извечная тема, которую я очень люблю.
Олег Газманов:
Важен успех. Сейчас, смотри, мы будем говорить, слабый он, не слабый барабанщик, какая разница. Beatles - грандиозный успех, один из самых, если не самый большой успех в мире вообще, в музыкальном мире. Поэтому что толку об этом говорить вообще. Успех. Более того, я сейчас ещё скажу вещь. Скажите, вот «Ласковый май» сделал 13, по-моему, подряд концертов в Олимпийском. Давайте сейчас разбираться, хорошо или плохо они поёт. Я представляю, как брызгали слюной в своё время все музыканты, которые говорили: они вообще ни петь, ни играть не умеют, там три аккорда и так далее.
Евгений Додолев:
Но это же правда.
Олег Газманов:
Но народ они тронули и всё, до свидания. Называйте это по-другому, не рок-музыка, не поп-музыка, пусть это кантри будет, дворовая песня, как угодно, но это всё равно явление. Пройдёт время какое-то, и будут про это говорить по-другому совсем.
Евгений Додолев:
Beatles сменили барабанщика, как ты знаешь, Пит Бэст на Ринго Стар, а мы меняем ведущего, Юлю Афонину сменит Юлия Щетинина.
Юлия Афонина:
Очень приятно было с вами пообщаться.
Олег Газманов:
Юлю на Юлию.
Евгений Додолев:
Чтобы не запутаться. Думаю, что поскольку они, как ты видишь, разные, не в том смысле, что одна блондинка, другая брюнетка, они, мне кажется, очень разные по темпераменту. Это мои студентки. Я предполагаю, что у Юлии могут быть совсем другие вопросы. У неё вопросы, я смотрю, даже от руки написаны, а у Юли напечатанные. Юлям вам слово.
Юлия Щетинина:
На самом в деле, Евгений Юрьевич уже у меня пару вопросов...
Евгений Додолев:
Своровал?
Юлия Щетинина:
Своровали.
Евгений Додолев:
Надо было предупреждать, какие будут.
Юлия Щетинина:
Олег Михайлович, у меня первый вопрос такой, я посмотрела перед интервью вашу песню «Россия, вперёд!».
Олег Газманов:
«Вперёд, Россия!».
Юлия Щетинина:
«Вперёд, Россия!», извините, почти 3 млн. просмотров. И вот у меня такой вопрос. У вас творчество в основном патриотичное, патриотичной направленности.
Олег Газманов:
Неправда. Вот вы вопрос делаете, как утверждение.
Юлия Щетинина:
Но мне так показалось.
Олег Газманов:
Если вы хотите что-то спросить. Нет, подождите, нет, не так. Вот вы задавайте вопрос, отдельно, а потом говорите, что вам показалось. А то получается, это тема такая, журналистская, вы уже вставляете в вопрос утверждение, типа мы все знаем.
Евгений Додолев:
Есть такое дело, соглашусь.
Олег Газманов:
?Мы все знаем, что то-то и то-то. Нифига, я всегда буду останавливать журналиста, чтобы было корректно. То, что вам показалось, это вы можете отдельно сказать, мне показалось. А когда вы задаёте вопрос, просто задайте вопрос и всё.
Юлия Щетинина:
Хорошо, мне показалось, что ваше творчество имеет такой патриотичный характер, и вы про патриотизм очень много в интервью говорите, которые я смотрела. Я хочу спросить вас вот о чем. Допустим, я человек, который про патриотизм слышит первый раз. Что бы мне сказали, что это такое. Вы во многих интервью говорили, что не нужно путать здоровый патриотизм от каких-то сумасшедших вещей, которые вытворяют люди, дабы подчеркнуть свою любовь к Родине. Объясните мне, что такое здоровый патриотизм, чтобы я понимала наконец-то.
Олег Газманов:
Во-первых, вам показалось, что у меня много патриотических песен. На самом деле, если взять статистику, у меня около 300 с чем-то песен, патриотических или условно патриотических, потому что я никогда не думаю: сяду, напишу патриотическую песню. У меня такого никогда не бывает. Напишу то, что меня мучает. Вот песня «Вперёд, Россия!», она почему получилась, потому что я разозлился очень серьёзно. Потому что я люблю критиковать мою страну, люблю всяко хохмить по этому поводу и т.д., ненавижу очень многое, что у нас происходит. Но терпеть не могу, когда мою страну критикуют из-за бугра, а тем более, которые науськивают ещё людей, которые тоже критикуют за их же деньги. Особенно не люблю, когда меня лишают возможности петь для Латвии, например, мне не дали возможность, на Украине и т.д. Я написал песню «Вперёд, Россия!».
Евгений Додолев:
Объясни, может быть, не все знают, что тебе запрещён просто въезд в Латвию и на Украину.
Олег Газманов:
В Латвию из-за песни «Сделан в СССР». Неважно, я с этим настроением написал песню.
Так было в России с далеких времен
Чем выше давление, тем крепче бетон
И если опасность державе грозит
Становится Родина, как монолит
Вот это получилась такая песня. Я не думал, какая, патриотическая, не патриотическая. В принципе, таких гражданских песен.
Юлия Щетинина:
По клипу, я так поняла, что там достаточно патриотичные кадры, президент наш идёт.
Олег Газманов:
Вот хорошо, равно 4 секунды, но он там запоминается, наш президент.
Юлия Щетинина:
Но знаете, эффект, как 25-го кадра.
Олег Газманов:
Хорошо. Смотрите, то есть первое, у меня меньше патриотических песен, чем других песен, но это неважно. Видимо, они у меня так получаются, и когда их начинают петь, по этой песне мне везде сейчас приходят видео, флэшмобы делают, ещё что-то такое. Значит я, бывает так, в резонанс попал с большим количеством людей, которым это видимо надо.
Евгений Додолев:
Неосознанно?
Олег Газманов:
Неосознанно. Я написал песню, я все для себя пишу.
Евгений Додолев:
Я понимаю Юлин вопрос.
Юлия Щетинина:
А вы мне просто, Олег Михайлович, объясните, что такое патриотизм. Я человек космополитических взглядов, я не понимаю, что это такое.
Олег Газманов:
Не знаю.
Юлия Щетинина:
Вы не знаете?
Олег Газманов:
Не знаю, почему, потому что есть куча определений, масса определений, и копаться в этом мне не очень интересно. Я думаю, что если, вот я патриот или нет, вот если я, например, что я делаю кроме того, что пишу музыку. Сажаю деревья, помогаю иногда, довольно часто людям, которые нуждаются, детям, даю огромное количество бесплатных выступлений тем организациям, которые не могут заплатить, например. Что-то ещё делаю. Делаю так, чтобы не навредить моей стране, а наоборот, продвинуть наше общее дело. Вот если это патриотизм, то я патриот. Вот что такое патриотизм. Если ещё есть какие-то показатели, по которым определяют, что такое патриотизм, наверное, ещё какие-то есть. Но я не эксперт в этом.
Евгений Додолев:
Мы заговорили о патриотизме, я воспроизвёл после этого в Фейсбуке слова и цитату иконы либеральной журналистики, не буду её называть. Но она написала большой пост, который начинался со следующих слов: от слова «патриотизм» уже тошнит какими-то червяками и вишнёвыми косточками. Дело в том, что, как мне представляется, в медиа среде учитывая, что под этим постом было несколько тысяч лайков, и все достаточно именитые, известные журналисты поставили лайк, кроме, пожалуй, Владимира Соловьёва и Сергея Доренко. То есть все согласились с этим тезисом, к моему изумлению и разочарованию. По твоим ощущениям в среде шоу-бизнеса такого же рода настроение?
Олег Газманов:
Сейчас расскажу, отличное наблюдение. Я могу сказать, что вообще термины претерпевают своё изменение на ваших глазах. Например, «демократия» пошла. Вот слово «демократ» как сначала окрылило всех, все решили, что он демократ, демократ, демократ, демократ. Или либерализм везде. Та же самая ситуация сложилась с патриотизмом, когда надавили, народ стал реально, вот Олимпиада прошла, Крым. И такие моменты, когда народ вокруг этого явления стал более патриотичным, согласись, что так и есть. Чем выше давление, тем крепче бетон. Но когда к этому движению начинают примазываться люди, которые никогда, в принципе, об этом не задумывались, но поняли, что это тренд такой. И когда везде с флагами бегают и кричат, что мы патриоты, бьют себя в грудь. Вот я поэтому и сказал, что если я вот это делаю и это патриотизм, я патриот. Если что-то другое, то нет. Столько людей, которые, знаешь, был такой момент, когда нас всех учили, что бога нет и так далее. А потом раз, оказалось, что вроде есть. И все побежали, кресты одели из-за того, что он так вдруг поверим в бога, а из-за того, что вроде все пошли и он, тренд такой. С патриотизмом та же история происходит. Поэтому когда это ненатурально, когда это попасть в это движение, чтобы вдруг не последним быть в этом, это некрасиво.
Евгений Додолев:
Я Юлин вопрос понял так, вы меня поправьте, Юля, если я неправильно буду говорить, что сейчас очень многие конъюнктуры ради эксплуатируют тему патриотизма. И поскольку эта тема имеет резонанс и после, действительно, и Олимпиада, и Крыма есть некий подъём в электорате, скажем так. И поэтому всякие движения известных людей в этом направлении, они могут трактоваться, как попытка на этом пропиариться и как конъюнктурное.
Юлия Щетинина:
Лояльность к власти.
Олег Газманов:
Вот конъюнктура - отвратительная история, понимаешь, когда это ненатурально, когда ты никогда этим не занималась и вдруг раз, все побежали, надели галстуки или ещё что-то, значки или сказали, что они патриоты. Я поэтому очень настороженно к этому отношусь. Я вот это всё всегда делаю, эти песни, они у меня были с самого начала.
Евгений Додолев:
Я хотел подвести, что в 90-е годы, когда это было совершенно не трендом, наоборот, это было, за это можно было лишиться эфиров и прочего, у Олега эта тема была. Я это помню.
Олег Газманов:
То есть не я пишу песни, а песни меня пишут. Если я хочу, если я о чем-то думаю, я тогда об этом думал, я писал такие песни.
Евгений Додолев:
Но всё-таки про настроение в цехе, вот смотри, я понимаю, сегодня видел в Фейсбуке новость, что Потап и Настя сказали: мы отказываемся от звания заслуженных артистов России. Они говорят: нам 5 раз предлагали это звание, мы отказываемся, мы отказались ехать на Евровидение от России. Вот они реально патриоты Украины. Но будучи российскими артистами. У нас почему-то никто таких заявлений не делает патриотических, скажем так.
Олег Газманов:
Есть два момента. Во-первых, кстати, не очень этично отказываться от звания, которого нет. Как-то это так. Сначала звание получите, а потом скажите, вот эти кресты или значки.
Евгений Додолев:
Им пять раз предлагали.
Олег Газманов:
Что такое 5 раз, где это, кто предлагал 5 раз, я не понимаю этого. Я что вижу, то реально есть. Другое дело, например, если тебя государство наградило чем-то, а ты настолько не согласен с государством, настолько введёшь свою другую политику, тогда возьми эту награду и отдай по-честному.
Евгений Додолев:
Beatles, кстати, отказались от награды.
Олег Газманов:
Отказались, а наши некоторые артисты не отказались и продолжают лить это на государство. То есть это нечестно. Теперь второй момент, что касается наших артистов. Вот, честно говоря, Украина, на мой взгляд, так сильно думает о нас, о России.
Евгений Додолев:
А мы о них разве не думаем?
Олег Газманов:
Меньше, значительно меньше. Значительно меньше. Это в прессе мы всё время вот это, там у них плохо, там случилось. В массе народа так никто не думает. Думают о своём, о своих делах, о стране. У нас нет такого, у них прямо какой-то такой момент, что памятник снести. У нас нет такого, что гостиницу «Украина» переименовать.
Олег Газманов:
Минуточку, скандал, это когда памятник Ленина у них в Харькове, вот это скандал. Я имею в виду такое мощное явление. Мало ли кому-то выключатель перекрасили, вы нас не уводите. Вот большой скандал, вот такого, например, уровня, гостиница «Украина» есть у нас? Есть. А вот у них гостиницу «Москва» переделали. У них все сейчас переделалось, и это было против коммунизма, против того, что наша армия, Красная армия освободила Киев, освободила Украину от фашистов в своё время, вот это всё сейчас вымарывается и так далее. У нас такого нет. У нас такого нет, мы меньше значительно об этом думаем, чем они об этом, понимаете. Вот о чем я хочу сказать.
Юлия Щетинина:
Хорошо, Олег Михайлович, вы говорили в одном из интервью, что власть нужно иногда покусывать, иначе она будет задаваться.
Олег Газманов:
Точно.
Юлия Щетинина:
Так вот скажите мне, пожалуйста, кто у нас сейчас занимается покусыванием власти? можете каких-то лидеров привести мне в пример?
Евгений Додолев:
А можно я?
Юлия Щетинина:
Нет. Пусть Олег Михайлович ответит.
Евгений Додолев:
Вот пока Олег Михайлович думает, я хочу сказать, что пример из шоу-бизнеса, который Олегу Михайловичу хорошо знаком. Сергей Лазарев заявляет в эфире, что для него Крым всегда был и есть Украина и тут же едет на Евровидение. Вот после этого его сразу приглашают ведущим на федеральный канал, на телевизионную передачу и после этого выдвигают от России представлять нашу страну на Евровидении. Вот покусывание власти, для артиста это самый верный путь на Евровидение вообще в карьере. Поэтому, наверное, конъюнктурщик Газманов и думает, как бы покусывать власть, чтобы поехать на Евровидение или вести на федеральном канале передачу.
Олег Газманов:
На Евровидение не поеду, это раз. Во-вторых, по поводу покусывания, он сказал и сказал. Но я вам хочу сказать, что у нас всё время говорят, что у нас такой жёсткий режим.
Евгений Додолев:
Кровавый.
Олег Газманов:
Вообще, он это сказал и едет на Евровидение. Никто ему не мешает, никто не ставит палки в колёса. У нас, кстати, в этом смысле нормально, я считаю. Вот представь себе, если бы на Украине так было.
Юлия Щетинина:
Хорошо, а кто кроме Лазарева, например, есть какие-то ещё.
Олег Газманов:
Слышали такую песню, она так звучит: как мы сможем победить, если нас легко купить. Ладно, не буду.
Юлия Щетинина:
Ну вот вы сами подошли к вопросу коррупции у нас в стране. Вы тоже очень много высказывались по этому поводу, у вас было интервью в Ленте.ру, я его читала, и вы там как раз именно про коррупцию, про сердюковщину говорили. И чем всё это дело закончилось, я вижу, что господин Сердюков у нас под амнистию попал, госпожа Васильева ушла в условно-досрочное, то есть такой большой скандал, на самом деле, закончился практически ничем.
Олег Газманов:
Я плохо к этому отношусь. Не в смысле того, что надо их. То есть если они там в какие-то миллиарды входили и всё такое, но до конца государство должно показать народу, что это до конца решённый вопрос.
Евгений Додолев:
Нет, но воруют же, воруют страшно.
Олег Газманов:
Это жуть.
Юлия Щетинина:
То есть получается, наказания не было.
Олег Газманов:
Я скажу больше. Я эту песню, сейчас которую пропел, называется она «Новая заря». Эту песню я написал в 2004-м, по-моему, году ещё, и мне её один раз испуганно показали пол песни на Первом канале и тут же её закрыли просто. Звонили дяди какие-то, как мне говорили на радиостанции, нет-нет, Олег, хватит, не показывай эту песню и всё. И вот до сих пор, казалось бы, такая беспощадно идёт борьба с коррупцией. Но понимаешь, это очень сложно сделать вообще.
Евгений Додолев:
Что для этого делать. Я вот не понимаю, но надо же что-то делать.
Олег Газманов:
Надо конечно, но это такая штука, это за один раз мгновенно не сделаешь. Но не сделаешь. Просто, хорошо, те, кто ругает, говорят: коррупция, коррупция. Как только они попадают в ротацию, идёт кадр, как только они попадают на то место, где можно тырить, они тырят сами. Понимаешь, это в обществе такая история.
Евгений Додолев:
Что мы, народ такой вороватый?
Юлия Щетинина:
То есть менталитет, получается.
Олег Газманов:
Понимаешь, нам нужно, я думаю, что с помощью либеральной идеи, либерально-демократической нельзя объяснить полицейскому, почему ему нельзя брать взятку. Почему ему нельзя. Вот в бога он не верит, например, и т.д. Если он украдет что-нибудь немного для себя, для семьи украдет, его не поймали, значит он прав. Понимаешь, вот где у нас национальная идея. Когда народ в порыве в едином, сцементирован одной идеей, он должен... Вот у Чингисхана как было, идея у него была национальная. Он хотел сделать гигантскую империю от океана до океана, чтобы девушка с подносом на голове, в котором деньги, фрукты и так далее, могла пройти от океана до океана, и что никто её не посмел бы тронуть даже. Ни на честь её посягнуть, ни на деньги. Вот какая идея была мощная, понимаешь. И там жёсткая была дисциплина.
Евгений Додолев:
То есть карательные, репрессивные меры.
Олег Газманов:
Да. А потом, это я говорю, как один из вариантов. Потом, когда они стали уже, они когда Китай завоевали, вся эта орда, когда они разнежились, рассупонились, стали тырить, там гигантская коррупция была, всё это развалилось.
Евгений Додолев:
Но смотри, у нас же была идея в Советском Союзе, планировалось, что она как скрепа объединяет. Не прокатила же эта коммунистическая идея. Потом у нас с 91-го года другая идея - обогащайся или сдохни. Кто не вписался в рынок, умрет. То есть дискурс реформаторов либеральный, который поныне существует, мы живем в этом дискурсе, поэтому нормально брать взятки, это то, что объяснили Гайдары, Чубайсы, Немцовы. Ты вращайся, как можешь, если тебя не поймали, ты молодчина. Так мы в этом дискурсе живём. Тогда, значит, как-то надо менять.
Юлия Щетинина:
Мне кажется, вы путаете, Евгений Юрьевич. Обращайся, как можешь в рыночной экономике, то есть когда зарабатываешь, чем-то можно как-то это.
Евгений Додолев:
У нас рыночная экономика в шоу-бизнесе, Олег Михайлович?
Олег Газманов:
У нас сложная экономика вообще везде, в том числе, в шоу-бизнесе. Не надо отрывать шоу-бизнес от общего потока сознания в государства. Бизнес - везде бизнес. Но я что хочу сказать по этому поводу, да, ты и ответил на мой вопрос, когда я говорил, либерально-демократическая идея, особенно такая, не до конца доруленная, она не может. Например, в западных странах, у них тоже есть, вроде развитая экономика, у них тоже и взятки, и это, и то, и другое.
Евгений Додолев:
Не на уровне гаишников. Там взятки на уровне генералитета, там не берут ни в коем случае. Знаешь, я первый раз, второй раз в наручниках оказался, когда попытался в Америке дать взятку Highway патруль, через 5 минут я был в наручниках.
Олег Газманов:
Первое, хочу тебе сказать, бывает по-разному.
Евгений Додолев:
В Америке?
Олег Газманов:
Подожди. Но они там боятся брать реально, потому что за ними очень жёстко следят.
Евгений Додолев:
А боятся или этого нет просто.
Олег Газманов:
И боятся, скорее, боятся. Посмотри, сколько у них фильмов, на постах гаишники у них, это фигня. А ты посмотри, что у них происходит с наркотиками. Это не просто так. Все фильмы, где обязательно полицейские купленные, это обязательно. Посмотри, почитай книжки, Чейза почитай, там вообще.
Евгений Додолев:
То есть правильно ли я так понимаю, что ты считаешь, пока у нас у власти либеральное правительство, пока у власти либералы, то не будет никаких подвижек, будут вот так эти процессы, будут воровать, судить, отпускать, вот это будет только. А что вместо либеральной идеи, вместо нынешней власти, кто, коммунисты опять?
Олег Газманов:
Сейчас такие вопросы ко мне пошли, на которые у меня реального четкого ответа нет. Я не специалист в этом. Если я в этом не специалист, это рискованно отвечать, всё равно попадёшь в какую-нибудь фигню. Хочу сказать своё мнение просто, субъективное мнение, что взятки, коррупция были всегда практически во всех формациях государства, всегда, где-то больше, где-то меньше. У нас сейчас очень много, ну очень реально много всего этого. Везде, и на западе, везде поменьше, вроде бы, внешне поменьше. Но там посадили пару человек, которые миллиардами просто сносили всё это, долларов я имею в виду. Но они так круто это всё делают и завуалировано. Но у них экономика развита, у них, условно говоря, 10 % их взяток, это гигантский миллиард, и больше, чем у нас. Но у нас не 10 %, наверное, втёмную идёт, больше просто. То есть я не готов сказать, что делать для того, чтобы этого не было. Я не понимаю. Я не позавидую.
Евгений Додолев:
Следущий вопрос.
Олег Газманов:
Сейчас, я могу сказать только одно, что это, видимо, или страх от того, что тебя накажут должен быть, в Китае расстреливают.
Евгений Додолев:
Все равно берут. Там расстреливают, но все равно берут.
Олег Газманов:
И также государство должно объяснять гражданам, что, например, если врач дает гаишнику деньги, а он эти деньги берет, потом несёт к врачу, врач потом это несёт учителю.
Евгений Додолев:
Круговорот бабла в природе.
Олег Газманов:
А учитель туда-сюда, от этого все мы становимся, все из кармана в карман перекладываем, мы становимся нищими.
Евгений Додолев:
Хорошо, у нас 3 минуты осталось, поэтому.
Юлия Щетинина:
3 минуты?
Олег Газманов:
А ещё я иногда пишу музыку и стихи.
Юлия Щетинина:
Олег Михайлович, продолжая тему экономики, в 2013-м году вы попали в список Forbes, в топ-30.
Олег Газманов:
Ух ты.
Юлия Щетинина:
Да, есть такая информация. Сейчас кризис у нас в стране, как мы это узнали из прямой линии с президентом, хотела спросить, это как-то сказалось на высшем экономическом положении? И сразу тут же ещё один вопрос. Может ли творческий человек, музыкант, в частности, совмещать предпринимательскую деятельность с музыкальной, с творчеством своим? То есть вот мы как знаем пример известного такого предпринимателя, который в последнее время очень часто обсуждается, Сергея Ролдугина. Может ли он успешно совмещать экономическую деятельность и своё творчество?
Олег Газманов:
Я не знаю, о ком вы говорите.
Юлия Щетинина:
Известный виолончелист.
Олег Газманов:
Да?
Юлия Щетинина:
Да. Но у него бизнес шикарный на Виргинских островах. Не слышали?
Олег Газманов:
Я не слежу бизнесом.
Евгений Додолев:
А бизнес то есть какой-то?
Олег Газманов:
У меня?
Юлия Щетинина:
Да, у вас бизнес есть?
Олег Газманов:
Я одну квартиру сдаю в аренду.
Евгений Додолев:
Это серьёзно.
Олег Газманов:
С другой не получилось. Нет, я хочу сказать, моё счастье в том, что я делаю то, что мне нравится, и мне ещё за это дают деньги, это удивительно.
Юлия Щетинина:
Вам сейчас хватает этих денег, людей на концерты меньше не ходит?
Олег Газманов:
Я совмещаю, я аппетиты своей семьи...
Евгений Додолев:
Всё-таки приходится корректировать.
Олег Газманов:
Нет, пока ничего, но конечно, если.. Подождите, давайте так, я сразу не могу на все вопросы. Первый момент, повлияло ли на меня. Конечно, повлияло. Сейчас народ тяжело ходит, у народа денег мало, народ думает, лишь бы что-то поесть, а не пойти, потратить на концерт. Ещё там некоторые факторы. Конечно, сейчас непростые времена, но это не в первый раз, не первый кризис.
Юлия Щетинина:
То есть вы качество своей жизни ухудшаете, или вы ищете какие-то другие альтернативные источники заработка?
Олег Газманов:
Я скажу, что есть музыканты, по крайней мере, я знаю, которые умеют сочетать бизнес другой, не музыкальный, и делают некоторые это значительно успешнее, чем дивиденды от музыки и слава Богу. У меня не очень хорошо это получается, но я думаю, что если бы я оторвался от того, что мне нравится и занялся бизнесом реально, наверное, у меня что-то получилось бы. Не знаю. Пока что я делаю то, что мне нравится в жизни, почему я должен делать то, что мне не нравится. Я думаю, что мой сын младший сын, Родион, конечно, я думал, когда-нибудь он начнёт заработать реальные деньги в семье. Он закончил колледж в Англии, закончил финансовую академию с отличием, сейчас он стал заниматься музыкой. И он счастлив, я смотрю, у него глаза зияют. Получает какие-то деньги, которых ему хватают на жизнь. Всё остальное его не очень особо волнует, и вот этот драйв, который нужен, который есть. Я вот этот свой драйв не поменяю на то, чтобы у меня куча бабла появилась. Что у меня изменится? Машина у меня есть, я не представляю, что, вот если бы мне сказали: вот тебе бизнес, прекращай заниматься этой фигнёй, вот тебе бизнес, будет 10 млн. $ в месяц. Что у меня изменилось бы?
Евгений Додолев:
Нам пора прекращать заниматься нашей фигней, потому что у нас время в эфире истекло, а мы сейчас послушаем музыку Олега Михайловича Газманова. Я, подводя резюме, могу сказать, что меня, Юля, потрясло в сегодняшнем разговоре. Что Газманов не выходит за рамки своей компетенции. Если он понимает, что он в этом некомпетентен, он по этому поводу не высказывается. Это, друзья, крайне редкое качество в нашем шоу-бизнесе. И вообще, под шоу-бизнесом я понимаю, в том числе, и медиа отрасль. Юля, спасибо. Олег, большое спасибо тебе, приходи ещё.
Олег Газманов:
Спасибо, Юлии, спасибо Евгений, спасибо, Mediametrics.
Юлия Щетинина:
Можно уже вне эфира задать вопрос? Евгений Юрьевич разрешит?
Евгений Додолев:
Я не знаю, а мы уже вышли из эфира. Нет? Тогда задавайте, мы на одну песню меньше.